архимандрит Фаддей Витовницкий (Штрбулович)

СМИРЕННЫЙ КАЖДОГО СЧИТАЕТ ЛУЧШЕ СЕБЯ15

О молитве

Как нужно молиться?

Слова молитвы нужно произносить с верой, чтобы Господь смотрел и слышал. А когда во время молитвы в сердце что-то поднимется, «поймайте» это и «стойте» в этом...

Как Вы научились молитве?

Я был слабым и физически неразвитым ребенком. Недалеко от нашего дома росло большое дерево; я часто уходил туда и там просил Бога сделать так, чтобы и я когда-то был для чего-то нужен.

Когда я увидел, что и родители, и родственники, и друзья не приносят мне ничего, кроме ран, обид и боли, я решил больше не жить для этого мира, но посвятить последние дни своей короткой жизни Богу. Я понял, что у меня нет никого на свете, кроме Господа.

О мире души

Что самое главное для духовной жизни?

Самое важное, я думаю, – хранение мира в сердце. Любой ценой не допускайте в сердце тревогу. В нем должны царить мир, безмолвие, тишина. Мысленный хаос – это состояние падших духов. Наш ум должен быть собран, внимателен, сосредоточен. Только в такой ум может вселиться Бог.

Внутренняя молитва

Как Вы научились умно-сердечной молитве?

Я был совсем молодым послушником, когда начал упражняться в молитве. Отец Амвросий мне сказал: «Что бы ты ни делал, постоянно повторяй в себе: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» Я был отроком и послушался его всем сердцем. Каждый день я исповедовался духовнику в том, что происходит в моей душе, а он мне советовал, что делать. Спустя некоторое время я почувствовал, что молитва «входит» в меня вместе с воздухом, которым дышу. И постепенно молитва сама стала совершаться в сердце. Но позже, когда мой духовник умер, многие годы я провел в тяжелых страданиях. Скорбь раздирала душу. Я боялся, что старшие будут всегда мной недовольны, и никогда не мог расслабиться.

Что Вы тогда делали?

Когда как; чаще всего брал гармонику, уходил подальше и играл. Я всегда любил музыку, и она приносила мне утешение. Иногда я спрашивал себя: «Что ты хочешь? Ты что, голоден, гол и бос, болен? Все тебе Господь дал, что тебе еще нужно?» Но все-таки душа плакала и ждала утешения, но не было никого, кто бы мог утешить. Я ездил к разным духовникам, просил совета, но ничего не помогало. Так продолжалось, пока я не прочел «Путь ко спасению» Феофана Вышенского, и Господь помог. Когда нет человека, который бы утешил нас, тогда Господь придет и через книгу и обрадует душу.

Стояние перед Господом

Наряду с хранением мира в сердце, упражняйтесь в стоянии перед Господом – это значит, нужно постоянно держать в уме, что Господь на нас смотрит. С Ним мы должны вставать и ложиться, работать, есть и ходить. Господь повсюду и во всем.

Из беседки, в которой мы сидели, открывался чудесный вид на поля и горы Старец, подняв руку, показал в ту сторону:

Господь – Сила, Которая движет жизнью всякого творения, устраивает порядок во вселенной, обо всем промышляет и пребывает в сердце человеческом. Царь Славы пребывает в каждом творении и в детях Своих.

О Богообщении

Человек внутри себя обретет Царство Божие. «Сойди в свое сердце и найдешь в нем лестницу для восхождения в Царство Божие», – советует преподобный Исаак Сирин.

Священное Писание учит нас, что Царство Божие – «праведность и мир и радость во Святом Духе». Первый шаг к Богообщению – предать себя полностью в руки Божий. И тогда действует Бог. Богообщение означает то, что Господь вселяется в нас, действует в нас, наш дух облекается в Него, Он управляет нашим разумом, волей и чувствами. Тогда мы становимся добровольным орудием в Его руках – движимые Им в мыслях, желаниях, чувствах, словах и делах.

Как человеку, который достиг высокой степени духовности, уберечься от гордости?

Это не так сложно. Богообщение – нормальное состояние духа, человек создан для такой жизни. Но грех отдалил человека от нее. Мы лишь стараемся придти в нормальное здоровое состояние духа.

Созерцание

Когда Царство Божие вселяется в сердце человека, тогда Бог открывает ему многие тайны, он вместе с Богом «входит» в суть вещей и познает их тайну.

У Бога – все знания, и, когда Господь захочет, по милости Своей открывает их человеку. Так простой, неграмотный монах, милостью Божией, познает великие тайны: о жизни и смерти, о рае и аде, познает, как устроен этот мир.

Когда Царство Божие вселится в сердце человека, Господь как будто срывает с разума завесу неведения. Человек начинает понимать не только тайну творения, но и тайну собственного бытия, а в какой-то момент Бог, по неизреченной милости Своей, откроет ему и Себя Самого, и человек будет созерцать Царя Славы, как смотрит на солнце в прозрачной воде. Тогда его душа соединяется с Богом, и Бог действует в ней. Такой человек только телом живет на земле, а духом – в Царстве Небесном, с ангелами и святыми, и созерцает Господа.

О строгости

Строгость к ближним опасна; строгие растут духовно до определенной степени, а потом останавливаются только на телесном подвиге. В обхождении с людьми надо быть мягким, кротким и снисходительным.

Об атмосфере Неба и атмосфере ада

Человек, который стяжал Царство Божие, излучает святые мысли, Божьи мысли. Роль христианина в мире заключается в очищении мироздания от зла и распространении Царства Божия.

Мир сей надо завоевывать хранением Неба в собственной душе, потому что если мы утратим в себе Царство Божие, мы не поможем другим и не спасемся сами. Тот, кто носит в себе Царство Божие, незаметно переносит его на других. Людей привлекает наше тепло, наш покой, и, желая быть рядом с нами, они будут впитывать атмосферу Неба. И вовсе не обязательно говорить об этом – Небо будет сиять в нас, даже когда мы молчим или когда говорим о самых обычных вещах; оно светится в нас, даже если мы и не осознаем этого.

Человек, думающий, что он все знает, строптив, а строптивого человека никто не может воспитать.

Никто не может иметь несколько духовников, духовник может быть только один, и его мы во всем слушаемся. В непослушного Царство Небесное не вселится, потому что он всегда будет стремиться к исполнению своей, а не Божией воли. В Царстве Небесном исключена возможность «царства в царстве». Этого хотели падшие духи и потому отпали от Господа, Царя Славы.

Вот, катится наша планета к своему концу. Все, что доныне происходило, а особенно все, что происходит сейчас, проходит невероятно быстро. Царство Небесное, рай, также как и ад – это состояние души. Мы то в аду, то в раю. Когда мы в плохом настроении – это ад, нет нам ни покоя, ни мира, а когда в нашем сердце радость, мы чувствуем себя в раю. Поэтому мы непрестанно должны трудиться над молитвой. Немного на земле тех, кто получает бесплатную благодать.

Душа, попавшая в круг сумбурных мыслей, испытывает адские мучения. Например, мы листаем газеты или идем по улицам города и после этого вдруг ощущаем, что внутри нас, в нашей душе, что-то нарушилось, чувствуем пустоту, печаль. Это происходит потому, что при чтении о разных предметах мы потеряли собранность ума, он стал рассеянным, и в него проникла атмосфера ада.

О проповедовании

Проповедовать нужно не от ума, а от сердца. Только то, что исходит от сердца, может тронуть другое сердце. Нельзя ни на кого нападать, никому противиться; когда проповедник хочет уберечь, отвратить людей от зла, он должен это сделать со смирением, кротостью и великим страхом Божиим.

О смирении

Каким должен быть смиренный человек?

Смиренный считает всякого человека лучше себя, и не только человека, но и всякую тварь.

Как мы можем считать лучше себя всякую тварь, если Господь только людей увенчал разумом и назвал сынами Своими?

Если вы будете искренни с собой, то увидите, что вы ниже многих творений. Посмотрите на пчелу, как она усердна, как трудится. Беспощадно отдает себя, полностью! Пчела живет только месяц с половиной и часто погибает, работая на лугу, не успев вернуться в улей. А муравей?

Ему не надоедает постоянно таскать что-то; а если его груз упадет, он его поднимает и с таким же терпением продолжает трудиться. А как человек жалеет себя? Как только возникнет препятствие в работе, тут же бросает начатое дело...

Во время беседы одна бабушка спросила отца Фаддея, что ей делать, чтобы ее внуки были благочестивыми и верующими.

Всегда будь кроткой, доброй, никогда не сердись, будь всем довольна, слушайся, тогда и тебя будут слушаться. Может быть, внуки не сразу станут набожными, но позже, когда вспомнят свою бабушку, это воспоминание сделает их лучше.

* * *

15

Текст беседы был опубликован под названием «Из разговора с одним монахом» в журнале «Православный миссионер», № 122, 4/1978. (Прим. изд.)


Источник: Мир и радость в Духе Святом / старец Фаддей Витовницкий ; пер. с сербского яз. С.А. Луганской. - Москва : Новоспасский монастырь, 2010. - 269 с. ISBN 978-5-87389-042-2

Комментарии для сайта Cackle