блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иеремию

Глава 1

Иер.1:1. Слово Божие, еже бысть ко Иерeмии, сыну Хелкиеву от священник, иже обиташе во Анафофе.

Пророк приял сугубую благодать священ­ства и пророчества. Первую наследовал по рож­дению, а вторую приял в дар свыше. Сказует же и время пророчества. Ибо говорит:

Иер.1:2. Во дни Иосиu сына Амоса царя Иудина, в третиенадесять лето царства его.

Упоминает и о царствовавших после него до последней осады Иерусалима; потом сообщает сказанное ему Богом всяческих.

Иер.1:4. И бысть слово Господне ко мне, глаголя:

Иер.1:5. прежде неже Мне создати тя во чреве, познах тя, и прежде неже изыти тебе из ложесн, освятих тя.

Избрание сделано не вопреки справедливости, потому что предшествовало оному ведение. Бог познал, и потом освятил, а знает Он все прежде, нежели приходит сие в бытие. Сказано же: "освятих", вместо отделил. Потом сказуется и о потребности, на что избран Иеремия.

«Пророка во языки поставих тя;» потому что предвозвещает будущее не Иудеям только, но и другим народам.

Иер.1:6. И рекох: о Сый Владыко Господи, се не вем глаголати, яко отрок аз есмь.

Пророк познал Беседующаго с ним, потому что именует его самым собственным именованием. Ибо, когда великий Moисей вопрошал, и желал узнать боже­ственное имя, Владыка сказал ему: «Аз есмь Сый» (Исх. 3, 14.). Пророк подражает благоговению Moисея и в том, что юность свою признает не­способною к званию Пророка. Но Владыка повелевает ему не отрекаться, ссылаясь на свою юность, но исполнить повеленное. Удаляет же от него и страх; ибо говорит:

Иер.1:8. Не убойся от "лица их", не приходи пред ними в страх. Потом указует и причину сей отважности.

«Яко с тобою Аз есмь, еже избавити тя, глаголет Господь». Тоже и Богомудрому Моисею изрек Владыка Бог. Когда устрашился он служения. и сказал: «кто есмь аз, яко да пойду к Фараону?» Владыка ответствовал: «яко буду с тобою» (Исх. 3, 11. 12.). Такое же несомненное обетование дал и священным Апостолам. Ибо, повелев им на­учить вся языки, и как Бог провидя, что помышления входят в сердца их, как возможно, чтобы одиннадцать человек, самых бедных, не имеющих дара слова, обратили целую вселенную, разрешил сомнение, и уничтожил страх, сказав: и сe «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Матф. 28, 19. 20.). Тоже и здесь изрек Пророку: «яко с тобою Аз есмь, еже избавити тя, глаголет Господь». И слово подтверждает делом; ибо сказано:

Иер.1:6. Простре руку Свою, и прикоснеся устом моим, и рече Господь ко мне: се «дах словеса Моя во уста твоя».

Сказует же Пророк, какия это были словеса.

Иер.1:10. Се поставих тя днесь над языки и над царствы, да искорениши, и разориши, и расточиши, и разрушиши, и паки созиждеши, и насадиши.

Ибо Иеримия предвозвестил не только плен Иудеев, но и освобождение дарованное Киром. Предвозвестил и другим многим народам, не только всякаго рода бедствия, но и спасение, дарованное вочеловечением Владыки Христа. Поэтому сказан­ное: «искорениши, и разрушиши» означает прис­корбное; а «созиждеши, и насадиши»-противополож­ное тому. После сего Бог показывает Пророку (Иер.:11) «жезл ореховый», или, по сирскому и еврейскому чтению, миндальный, ибо таким наименован жезл в том и другом чтении. И когда Пророк был спрошен, отвечал, что он видел; Владыка сказал ему:

Иер.1:12. Благо видел еси, понеже бдех Аз над словесы Моими, еже сотворити я.

Называет же "бдением" Свою готовность к наказанию, а сном- долготерпение. Ибо блаженный Давид говорит: «востани, Вскую спиши Господи» (Псал. 43, 24.)? И еще: и «воста яко спя, Господь» (Псал. 77, 65.). Миндальный жезл дает разуметь скорость наказания; потому что миндальное дерево цветет ранее других дерев. А по переводу седмидесятн должно понимать это так: плод орешника имеет горькую и твердую скорлупу, и ею покрыто удобоснедное; так и наказание имеет в себе, по видимости, нечто неприятное и скорбное, но по последствиям полезное. Потом Бог показывает Пророку (Иер.:13) «коноб поджигаемый, и лице его от лица севера». И "конобом" называет Иерусалим, а огнем царя вавилонскаго. Ибо его именует пришедшим от "севера", потому что Вавилон находится к северу от Иерусалима. И богомудрый Иезекииль именует Иерусалим "конобом", а жителей его-"мясами" (Иезек. 41, 3.). Потом Бог яснее выражает Пророку сказанное приточно; ибо говорит:

Иер.1:15. Се Аз созову вся царства

царей земных "от севера", глаголет «Господь; и приидут и поставят кийждо престол свой в преддвериях врат Иерусалимских», «и на всех стенах его, и на всех градех Иудиных». И показывая спра­ведливость совершающагося, присовокупляет:

Иер.1:16. И возглаголю к ним с судом Моим о всякой злобе их, како оставиша Мя, и пожроша Богом чуждым, и поклонишася делом рук своих.

Что безсмысление сего нечестия? Что справедливее сего наказания? Иудеи, оставив Творца своего, обоготворили собственныя произведения; и Бог, после долговременнаго терпения, лишил их Своей благодати, и лишившись ея, стали они рабами людей нечестивых. Повелевает же Бог Пророку препоясать чресла, т. е. вести себя бодро и муже­ственно; и напоминая об исполнившихся уже обетованиях, уничтожает в Пророке страх, и гово­рит, что соделает его подобным "(Иер.:18)" «столпу железному, стене медяной, граду твердому;» так что будет непреодолимым, не только для священников и князей иудейских, но и для самых царей и всего множества подданных. Обещает же ему, не мир и тишину, но подвиги и победу; ибо говорит "тя", «понеже а тобою Аз есмь, да избавлю тя» глаголет "Господь". Такое же обетование дал и Церкви; ибо сказал божественному Петру: «на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют си» (Матф. 16, 18). Здесь же не сказал: не будут ратовать, но, ратуя, не преодолеют; потому что победу доставляют противоборствующие.


Комментарии для сайта Cackle