блаженный Феодорит Кирский

Глава 4

Иез.4:1–2. И ты, сыне человечь, возми себе плинфу, и положи ю пред лицем твоим, и да напишеши на ней град Иерусалим, и да даси окрест его ограждение, и да соградиши над ним забрала, и обложиши его острогом, и да поставиши окрест его полки, и да учиниши поставления стрельниц окрест.

Бог повелевает написать осаду Иерусалима, и изображение делается на плинфе, в означение бренности живущих в нем, потому что храмину свою создали не "на камени", в подражание «мужу мудру», но "на песце". Почему «приидоша реки, сниде дождь, возвеяша ветри, и опрошася храмине их, и подесея, и бе разрушение ея велие» (Матф. 7, 24–27).

Иез.4:3. И ты возми себе сковраду железну, и да положиши ю в стену железну между тобою, и между градом, и да уготовиши лице твое нань, и будет в затворе, и затвориши и: знамение cиe есть сыном Израилевым.

Пророку дается повеление представить из себя образ Божий, почему и слышит приказание положить железную сковраду между собою и между городом, написанным на плинфе, и узнает из сего, что Бог, хотя не оставит Иерусалима, и будет видеть, что делается в нем, однако же жителей его не удостоит Своего о них промышления, но, как бы удерживаемый какою железною стеною, будет представляться не видящим, что там происходит, и не услышит умоляющих Его. Сделай же это, говорит Бог Пророку, чтобы в сем пророчестве, выраженном не словами, но делами, дать знамение тем, которые теперь не покоряются и прекословят.

Иез.4:4–5. И ты да спиши на левом боку твоем, а да положиши неправды дому Израилева на нем, по числу дней пятьдесят и сто, в няже поспиши на нем, и возмеши неправды их. И Аз дах тебе две неправды их в число дней, в девять десять и сто дней, и возмеши неправды дому Израилева.

Иез.4:6. И совершиши сия,

После Соломона при Ровоаме двенадцать колен разделились, и десять из них назывались то Ефремом, то Израилем, а Иуда и Вениамин именовались Иудою, впрочем составляли один народ, ведущий род свой от Израиля и от Авраама. Почему Бог, как об одном говоря народе, совокупил снова сказанное Им прежде в раздельности. Ибо, Израилю отделив сто и пятьдесят дней, а Иуде – сорок дней, снова соединил дни сии в одно число сто девяносто дней, как бы говоря об одном теле и об одном родстве. Но по совокуплении снова разделяет и говорит:

и поспиши на десных ребрех твоих второе, и возмеши неправды дома Иудина четыредесять дней, день за едино лето положих тебе их.

Потому что беззаконие так называемого Израиля больше. Они, совершенно отступив от Бога, то служили юницам, то покланялись всякого рода идолам. Поэтому определяет Израилю сто пятьдесят дней, а Иуде – четыредесять, считая каждый день за год. И четыредесять дней для Иуды означают четыредесять лет, остающееся до семидесяти годов, потому что Бог устами Пророка Иеремии возвестил, что проведут они в Вавилоне семьдесять лет; но тридцать лет уже прошло: ибо в тридесятый год плена божественный Иезекииль начал пророчество, и от пятого года пленения Иехониина до первого года царствования Кира персидского исполнятся остальные четыредесять лет. И сие можно, не по временникам только вычислить, но дознать и из божественных Писаний. Ибо блаженный Пророк Иеремия и книга Паралипоменон показывают, что в «тридесять седьмое лето» по пленении Иоакима, называемого и Иехониею, «вознесе главу» свою Евилмеродах и «изведе его из дома темницы» в лето царства своего (4Цар. 25, 27).

После же него царствовал у Вавилонян Валтасар не долгое время, потому что был злочестив и скоро умерщвлен, владычество его продолжилось около трех лет. Ибо в третий год его царствования Даниил видел одно видение. После него вступил на царство Дарий, сын Ассуиров, родом Мидянин; но и он правил царством не много времени. И сие дает нам знать блаженный Даниил, когда сказал: «в первое лето Дария сына Ассуирова, в лето первое царства его, аз Даниил разумех в книгах число лет, о немже бысть слово Господне ко Иеремии Пророку, на скончание опустения Иерусалимля семьдесять лет» (Дан. 9, 1. 2). Посему назначенные Иуде четыредесять дней означают число остающихся четыредесяти лет, а сто пятьдесят дней, определенные Израилю – число ста пятидесяти лет, по истечении которых построен был город, наполнился жителями, обнесен стеною, огражден окопами, и другие города у Израиля и Иуды снова укреплены, и число жителей в них умножилось.

Совершилось же сие в двадцатый год царствования Артаксеркса, сына Ксерксова, у которого Неемия был виночерпием, и испросив у царя милость, с великою ревностно возвратился во Иудею и соделал все пред сим сказанное. И о сем ясно дает знать писание Ездры. Но если кто хочет в точности дознать число лет, то пусть началом счисления примет пятый год пленения Иехонии, потому что с него считали мы четыредесять лет. Ибо четыредесять лет найдешь до первого года Кира персидского, – отсюда остальные двадцать девять лет царствования Кирова, потом семь лет царствования Камбизова, еще тридцать пять лет царствования Дария Гистаспа, сверх того двадцать лет при Ксерксе, и девятнадцать при Артаксерксе; в двадцатый же год повелел он построить стены города. И пусть никто не говорит, что построение Иерусалима ни малой не принесло пользы Израилю, давно отделившемуся от колена Иудова. По возвращении из плена разделение не продолжалось, но все имевшие возможность возвратиться жили единодушно, имея столицею Иерусалим.

Иез.4:7. И на заключение Иерусалима да уготоваеши лице твое, и мышцу твою утвердиши, и пророчествовати будеши на него.

«Уготование лица» означает негодование, а «утверждение мышцы» налагаемое наказание.

Иез.4:8. И се Аз дах на тя узы, и не превратишися от ребра твоего на ребро твое, дóндеже скончаются дние заключения твоего.

Из того, что будешь делать, должны дознать они, что прежде определенного времени не улучат никакой возможности к возвращению. Почему и тебе надлежит все назначенное время провести на том или другом боку неподвижно, чтобы дознали произнесенный на них приговор.

Иез.4:9–10. И ты сыне человечь, возми себе пшеницу, и ячмень, и боб, и лящу6, и просо, и пыро7, и вложиши я в сосуд един глинян: и сотвориши я себе в хлебы, по числу дней, в няже спиши на ребрех твоих, девять десять и сто дней ясти будеши оныя. Ядь твоя, юже ясти будеши, весом двадесять сикль на день oт времени до времене снеси сия.

Трудное дело возлагается на Пророка, который должен представлять в себе наказываемых, и тем, что повелевается ему делать, дать знать народу, что в Иерусалиме будет голод. Посему и велено ему приготовить хлеб не из одной пшеницы, но из проса, полбы и бобов. А такая пища – знак оскудения. И самый вес означает также недостаток. Ибо сказано: «ясти будеши» однажды в день двадесять сикль, что составляет не с большим три унции, как утверждают в точности исследовавшие сии весы и меры.

Иез.4:11. И воду мерою пити будеши, шестую часть ина от времени до времени испиеши.

И сие также дает видеть в великой степени скудость, произведенную осадой. А "ин" у Иудеев была мера, которой шестая часть, по переводу сирского толковника, вмещала половину ксеста. И Пророку повелено выпивать сию меру в означение будущей у них скудости в необходимом по причине осады.

Иез.4:12. И опреснок ячменный снеси я, в лайне мотыл человечих сокрыеши я пред очима их,

то есть испеки хлеб из сих всякого рода семян, как обыкновенно приготовляют ячменные хлебы, а вместо дров при печении да служит человеческий помет в означение будущих их осквернений от язычников. Почему присовокупляет Бог:

Иез.4:13. Тако снедят сынове Израилевы хлеб свой нечист во языцех, аможе разсыплю Я.

Ибо, как пленным и живущим среди иноплеменных народов, необходимо им было жить не по закону и встречать много случаев к нарушению оного, по причине тесного сношения с иноплеменниками.

Иез.4:14. И рех: никако же, Господи Боже Израилев: се душа моя не осквернилася в нечистоте, и мертвечины, и звероядины не ядох от рождения моего даже доныне, ниже вниде во уста моя всякое мясо мерзко и сквернаво.

Вынужденный сим, Пророк открывает о строгом соблюдении в жизни своей закона, умоляя человеколюбивого Владыку отменить повеление другою заповедью; и тотчас достиг сего, потому что благий и удобно преклоняющийся на прошения молящихся, как, без сомнения, преклонился и тогда, повелел Пророку вместо дров при печении хлеба употребит помет воловий. К сему присовокупляет:

Иез.4:16–17. Сыне человечь, се Аз сотру утверждение хлебное во Иерусалиме, и снедят хлеб весом и во оскудении, и воду мерою и в пагубе испиют, яко да скудни будут хлебом и водою: и погибнет человек и брат его, и истают в неправдах своих.

Сим печением хлеба означаются две вещи, весом оного – голод в Иерусалиме, и нечистотою приготовления – пребывание у беззаконных народов. Но в наказании сем заключается справедливость; ибо говорит Бог: «истают в неправдах своих», то есть понесут наказание, потому что не переставали грешить.

* * *

6

Или чечевицу.

7

Или полбу.



Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. - Типография В. Готье, 1859. - 776 с. / Толкование на пророка Иезекииля 355-728 с.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на пророка Иеремию – Глава 43 блаженный Феодорит Кирский

2. Толкование на книгу пророка Аввакума – Глава 1 святитель Кирилл Александрийский

3. Толкование на книгу Святого пророка Амоса – Глава 7 епископ Палладий (Пьянков)

4. Толкование на пророка Иеремию – Глава XL святитель Иоанн Златоуст

5. Книга пророка Иезекииля – Глава 4 профессор Павел Александрович Юнгеров

6. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля – Книга вторая преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

7. Книга пророка Иеремии – Глава 25 преподобный Ефрем Сирин

8. Толкование на книгу пророка Иезекииля – Глава 4 профессор Александр Павлович Лопухин

9. Беседы на пророка Иезекииля – Книга первая святитель Григорий Великий (Двоеслов)

10. Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому – Псалом 98 архиепископ Ириней (Клементьевский)

Комментарии для сайта Cackle