Источник

Глава 37

Иез.37:1. И бысть на мне рука Господня,

«Рукою» Пророк называет опять Божию действенность.

и изведе мя в Дусе Господни, и постави мя среде поля:

Еще духовное созерцание, потому что Пророк не телесными очами видел показанное, но приял откровение Всесвятого Духа.

се бяше полно костей человеческих,

Иез.37:2. и обведе мя окрест их около, и се многи зело на лицы поля.

Пророк приемлет откровения, сообразные с обстоятельствами. Поскольку отведенные в плен из Иудеи по причине неверия, которым страдали, утратили благие надежды, то Бог всяческих показует им силу Свою и дает видеть Пророку воскресение мертвых тел, которое гораздо труднее возвращения иудеев в отечество, и сим научает весь народ, что все, чего восхочет, для Него удобно. Посему, как иудеев и прочих израильтян Бог научил сим, что Ему, когда восхочет, весьма легко возвратить пленников в прежнюю свободу; так нам и всем вообще, с верою приявшим евангельскую проповедь, показует, что удобно для Него воскресение наших тел, и естество всякой вещи последует слову и мановению Божию.

Иез.37:3. И рече ко мне: сыне человечь, оживут ли кости сия? И рекох: Господи Боже, Ты веси сия.

Пророк не сомневался, но точнейшее ведение предоставил Богу. Хотя могущество Божие знал он в точности, но не знал Божия изволения.

Иез.37:4–6. И рече ко мне: прорцы на кости сия, сыне человечь, и речеши к ним: кости сухия, слышите слово Господне: се глаголет Адонаи Господь костем сим: се Аз введу в вас дух животен, и дам на вас жилы, и возведу на вас плоть, и простру по вам кожу, и дам дух Мой в вас, и оживете, и увесте, яко Аз есмь Господь.

Бог употребляет Пророка как бы служителем и неким орудием совершаемого в видении воскресения, и его языком повелевает оным неодушевленным и, проще сказать, мертвым костям произвести плоть, жилы, кожу, и принять в себя жизненный дух. И сие соделалось прообразом не только возвращения иудеев из плена, но и общего всех воскресения. «Вострубит бо, – говорит божественный Апостол, – и мертвии востанут нетлении» (1Кор. 15, 52).

Иез.37:7. И прорекох, яко же заповеда ми Господь, и бысть глас внегда ми пророчествовати, и се трус, и совокупляхуся кости, кость к кости каяждо к составу своему.

И Пророк, служа Божию повелению, произнес слова, какие повелено было произнести, и за словами последовало дело. И как «трус» означал пришествие Божие, так «глас» – деятельность Ангелов, служащих Божию изволению. И увидел я, говорит Пророк, что кости бегут, воспринимают свойственную им стройность, и слагаются в том виде, какой прияли в начале.

Иез.37:8. И видех, и се быша им жилы, и плоть растяше, и восхождаше на них, и протяжеся им кожа верху, духа же не бяше в них.

Порядку первого созидания следует и новое воссоздание. Как сперва сотворено тело праотца Адама, а потом вдунута в него душа, так и здесь то и другое пришло в стройность, наросли плоть и жилы и покрылись кожею, но все это было чем-то бездыханным и недвижимым; по изволению же Божию получает снова и жизнь и чувства.

Иез.37:9. И рече ко мне: прорцы о дусе, прорцы сыне человечь, и рцы духови: сия глаголет Адонаи Господь: от четырех ветров прииде душе, и вдуни на мертвыя сия, и да оживут.

Сие слово научает нас, что все легко для Божией силы, и все в руке Божией. Ибо сказано: «в руце Его душа всех живущих» (Иов. 12, 10). Посему повелевает Бог Пророку приказать душам, где бы они ни были, возвратиться и вселиться в тела свои.

Иез.37:10. И прорекох, якоже повеле ми, и вниде в ня дух, и ожиша, и сташа на ногах, своих, собор мног зело.

Как скоро, говорит Пророк, передал я Божие повеление, сложившиеся тела оживотворялись и воскресли, и воскресших было великое множество. Так после виденного откровения Пророк узнает истолкование оного.

Иез.37:11. И рече Господь ко мне, глаголя: сыне человечь, сия кости дом Израилев есть, тии бо глаголют: сухи быша кости наша, погибе надежда наша, убиени быхом.

Это, Пророк, служит образом Израиля, и хотя они сами по себе вдались в отчаяние, однако же образ сей указует им, что есть им надежда сподобиться благ.

Иез.37:12. Того ради прорцы сыне человечь, и рцы к ним: сия глаголет Адонаи Господь: се Аз отверзу гробы ваша, людие Мои, и изведу вас от гроб ваших, и введу вы в землю Израилеву.

Иез.37:13. И увесте, яко Аз есмь Господь, внегда отверзти Ми гробы ваша, еже возвести Ми вас от гробов ваших, людие Мои: и дам дух Мой в вас, и живи будете,

Иез.37:14. и поставлю вы на земли вашей, и увесте, яко Аз Господь: глаголах, и сотворю, глаголет Адонаи Господь.

Если, говорит Бог, представляющееся для вас гораздо более трудным, совершено Мною, как показал Я, весьма удобно; без труда и с великим удобством сделаю и это, и как бы из гробов каких, изведя вас из уз плена, возвращу в собственное ваше отечество. Ибо ложь чужда истины. Так, обещав возвращение, предсказывает согласие колен по возвращении.

Иез.37:15. И бысть слово Господне ко мне, глаголя:

Иез.37:16–17. сыне человечь, возми себе жезл един, и напиши на нем Иуду, и сыны Израилевы прилежащия к нему: и жезл вторый возми, себе, и напиши на нем Иосифа, жезл Ефремов, и вся сыны Израилевы приложившияся к ним. И совокупи я друг ко другу себе, в жезл един, еже связати я, и будут вкупе в руце твоей.

При Ровоаме колена разделились, и десять колен, утвердив царство в Самарии, одном из городов Ефремовых, управлялись сами собою, а колено Иудино управляло собою и коленом Вениаминовым. Но по возвращении все жили под одним правлением. Посему Бог повелел Пророку взять два жезла и на одном написать имя Ефрема и присовокупить подвластные ему колена, а на другом – имя Иуды и согласных с ним, потом совокупить жезлы один с другим, потому что разделение, наконец, прекращено, и последует единение. Потом Бог повелевает Пророку, чтобы народу, который будет спрашивать и пожелает узнать это явственно, изрек истолкование

Иез.37:19. Се Аз пойму племя Иосифово, еже есть в руце Ефремове, и племена Израилевы прилежащия к нему, и дам я в племя Иудино, и будут в жезл един в руце Иудине,

то есть отщепившихся древле от царства Иудина заставлю снова признать над собою власть его, и прекращу произошедшее разделение, сделаю же, что все колена единогласно будут повиноваться Иуде. И тоже самое излагает еще яснее.

Иез.37:21–22. Се Аз поемлю весь дом Израилев от среды языков, аможе внидоша тамо, и соберу я в землю Израилеву, и дам я в язык на земли Моей, и в горах Израилевых, и князь един будет во всех сих царем.

Сие пришло в исполнение прообразовательно при Зоровавеле, а в точности и действительности при Владыке Христе: потому что Зоровавель был не царь, но только народоправитель и военачальник.

И не будут ктому в два языка, ни разделятся ктому на двух царей.

Иез.37:23–24. Да не оскверняются ктому в кумирех своих, и в мерзостех своих, и во всех нечестиях своих: и избавлю я от всех беззаконий их, ими же согрешиша в них, и очищу я, и будут Ми в люди, и Аз буду им в Бога. И раб Мой Давид князь среде их, и пастырь един будет всех.

С сим согласно и сказанное Владыкою Христом в священном Евангелии: «и ины овцы имам, яже не суть от двора сего: и тыя Ми подобает привести, и глас Мой услышат: и будет едино стадо и един пастырь» (Ин. 10, 16). «Давидом» же называет Бог Владыку Христа, как от Давида произошедшего по плоти, а «рабом» по естеству человеческому, ибо во «образе Божий сый, зрак раба» приял (Флп. 2:6,7). Посему, чтобы показать воспринятое естество, нарек рабом, то есть от рабского естества родился Он по плоти. Ибо не раб единородный Владыка всяческих, и Давидом называется не как Бог, но как произошедший от Давида нарицается Давидом, рабом же по восприятию. Если же и от раба восприял естество сие вочеловечившийся Бог – Слово, то не отложил того, чем Он есть, но единением с естеством Божеским прославил и наше естество. Посему пророческое слово научает, как угаснут нечестие и идольская прелесть, окончится разделение царств, и все, живя под одним правлением, пасомые единым пастырем, познают своего Бога и Владыку.

И в заповедех Моих ходити будут, и суды Моя сохранят, и сотворят я,

Иез.37:25. и вселятся на земли своей, юже дам рабу Моему Иакову, на ней же жиша тамо отцы их, и вселятся на ней тии, и сынове их, и сынове сынов их даже до века: и Давид раб Мой князь их будет в век.

Пусть скажут иудеи, кто этот вечный их царь, именуемый Давидом? Ибо в том, что таковые наименования нимало не приличествуют Зоровавелю, согласятся и сами они; во-первых, потому, что Зоровавель не царствовал, а был народоправителем, и потому, что самое потом правление сие кончилось с его смертью. Если же вечного сего Давида принимают они за род Давидов, то пусть покажут царствующий Давидов род. Если же кроме царствования и самый род Давидов неизвестен, то в настоящем случае необходимо принять одно из двух: или пророчество признать лживым, или воздать поклонение царству Владыки Христа, сущего по плоти от Давида. А что пророчество не лживо, согласятся в том и сами иудеи. Если же не лживо, как и действительно не лживо, и не видим другого Иудейского царства, и самый род Давида не явен и неизвестен, державствует же, как от Давида произошедший по плоти, Сын Божий по Божеству, и вечную имеет державу, то явны и очевидны, как малоумие и неверие иудеев, так и наше Боговедение. Ибо сказанное подтверждается последующими словами. Бог говорит:

Иез.37:26. И утвержду им завет мирен, и завет вечен будет с ними.

Поэтому пусть покажут нам или завет мирен или завет вечен, но нет у них заветов сих, лишились они того и другого, а нам Владыка дал оба завета. Ибо обетовал нам вечные блага, и даровал нам примирение с Ним; «Той бо есть мир наш», говорит божественный Апостол (Еф. 2, 14); и еще: «един ходатай Богочеловек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех» (1Тим. 2:5, 6). И за сим следующее согласно опять со сказанным:

И укореню я, и умножу,

Иез.37:27. И поставлю святое Мое посреде их в век, и будет вселение Мое в них, и буду им Бог, и они будут Ми людие.

Но и храм и ветхозаветное святое опустели; как же обетовал поставить святое Свое «посреде их в век, и вселение Свое в них»? Поэтому, не усматривая исполнения сего по разумению иудеев и зная истинный смысл духовных изречений, будем и сие разуметь сообразно с истолкованным выше. Ибо имеем согласное с сим свидетельство самых дел. Не только святые дома Божии, но и алтари Божии дарованы всем человекам уверовавшим, не только из язычников, но из иудеев, и Один и Тот же именуется Богом тех и других. "Той бо, – сказано, – Господь всех, богат сый во всех, призывающих Его» (Рим. 10, 12). Соответственно сему присовокупил Бог:

Иез.37:28. И уведят язы́цы, яко Аз есмь Господь освящаяй я, внегда будут святая Моя среде их в век.

Ибо действительно от уверовавших из иудеев и язычники прияли свет боговедения; из иудеев были божественные Апостолы и первые ученики апостольские, и из хранившихся у иудеев пророческих книг почерпнувшие познание о Спасителе нашем Христе язычники уверовали в божественную проповедь. Посему-то и божественный Апостол сказал, что уверовавшие из язычников прищеплены к благочестивому корню иудеев, а неверующие из иудеев отложились и отделились от сего корня (Рим. 11:16–21). Посему говорит Бог, когда спасение даруется первым иудеям, «языцы уведят, яко Аз есмь Господь, освящаяй я», потому что от иудеев Владыка Христос по плоти; у иудеев крест, гроб, воскресение; из иудеев Апостолы и первые проповедники. Посему справедливо, что язычники чрез иудеев приемлют спасение.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. - Типография В. Готье, 1859. - 776 с. / Толкование на пророка Иезекииля 355-728 с.

Комментарии для сайта Cackle