блаженный Феодорит Кирский

Глава 2

Наум.2:1. Взыде вдыхаяй в лице твое, отъемляй от оскорбления:

Виновник же сего для тебя Бог, который мановением Своим, как бы неким дуновением, их сокрушил, а тебя освободил от их владычества. Ибо, как в Адама вдунув «дыхание жизни», сделал его «в душу живу» (Быт. 2, 7): так и тебе дуновением жизни дарует спасение. Сие по воскресении и Владыка Христос дал священным Апостолам. поелику Адам погубил приятое им с Божественным дуновением, то есть, что было в нем по образу Божию; то посему самому Владыка Христос, возобновив сей образ, паки дал оный священным Апостолам, а чрез них и всем верующим. Ибо "дуну" на них и рек: «приимите Дух Свят» (Иоан. 20, 22). Посему, поелику ветхозаветное было образом новозаветного, то под сокрушенным царством ассириян разумеем мучительство диавола, прекращенное Владыкою Христом, а под Иудою, который посмеивается над царем ассирийским и празднует, ликующую о спасении вселенную, как приявшую в Владычнем дуновении духовную благодать, и избавленную от горького мучительства демонов. Но возвратимся к смыслу историческому.

усмотри путь, укрепи чресла, возмужай крепостию зело:

Наум.2:2. понеже отврати Господь укоризну Иаковлю, якоже укоризну Израилеву:

Не царю ассириянину говорит это Бог, как думали иные, но продолжает еще речь к Иуде, и повелевает ему смотреть на пути, ожидать вестников, выслушивать приносимые ими благие вести, и вместо прежней боязни восприять мужество. Ибо сие выразил словами: «укрепи чресла», то есть, отложи прежнюю боязнь. Так блаженный Илия «стягне чресла своя, и тече пред» колесницею Ахаава (3Цар. 18, 46). Так Иову говорит Бог: «препояши яко муж чресла твоя» (Иов. 38, 3). И божественный Павел советует препоясать «чресла истиною» (Ефес. 6, 14). Посему здесь повелевает Бог Иуде быть благонадежным: «понеже отврати Господь укоризну Иаковлю, якоже укоризну Израилеву». Должно же знать что Иакову имя Иакова дано родителями, имя же Израиля – Богом, а то и другое имя приял народ, происшедшие от Иакова. Посему говорит Бог: за бедствия, какие потерпел ты, Иаков, от ассириян, Я накажу их ради добродетели праотца, по которой придал Я ему и именование Израиля.

зане отрясающии отрясоша я, и лозы их растлиша.

Наум.2:3. Оружия силы их от человек,

Как отрясающие лозы винограда губят весь плод: так сделавшие на них нашествие враги, и владычество их сокрушили, и все оружия у них отняли, а избежавших смерти принудили рабствовать. И показывая, что потерпят это не по немощи, но по приговору, Богом на них произнесенному, Пророк присовокупил:

мужи силныя играющия во огни:

Ибо столько имели смелости, что отваживались идти в самый огонь.

брозды колесниц их в день уготования их, и конницы возмятутся на путех,

Наум.2:4. и смятутся колесницы, и сплетутся на стогнах:

Ни малой пользы не принесут вам ни множество уготованных колесниц, ни сила конницы; потому что все это при смятении, произведенном нашествием врагов, сделается бесполезным, одно с другим сплетаясь на путях, и – одно другим будучи попираемо.

вид их яко свещы огненны, и яко молния протекающая.

Хотя в прежние времена имели вы мужественное сердце, в глазах своих выражали отважность, и как свечами и молниями какими приводили в страх подданных; но при нападение врагов вместо мужества овладеет вами боязнь. Сие Пророк выразил в присовокупляемых словах, ибо говорит:

Наум.2:5. И помянутся старейшины их, и побегнут в день у и изнемогут в пути своем, и потщатся на забрала, и уготовят предняя стражбы своя.

Высоко думавшие древле о своем владычестве употребят все средства, чтобы бежать, и не успев в этом, снова взойдут на укрепления, и позаботятся об охранении города; однако же при всем этом и городские ворота будут отверсты, и царские чертоги заняты врагами, и сокровища в них расхищены. Ибо сие выразил Пророк, сказав:

Наум.2:6. и имение открыся,

то есть, что прежде хранилось в скрытности и замкнуто было многими запорами, то стало для всех открытым.

Наум.2:7. Сия же восхождаше,

Пророк разумеет Ниневию; потому что о ней предсказывает.

и рабыни ея ведяхуся, яко голубицы воркующе в сердцах своих:

Подвластные Ниневии города и селения будут разделять с нею плен, воздыхая сердцем, и подражая голосу голубиц.

Наум.2:8. и Ниневиа, аки купель водная, воды ея: и тии бежаще не сташа, и не бе взирающаго.

При таком множестве населявших этот город, что уподобился купели, наполненной водою и изливающей из себя избыток, все одно имели в виду – бежать, не осмеливаясь даже и оглянуться назад. Потом описывает Пророк прежние неправды ниневитян.

Наум.2:9. Расхищаху сребро, расхищаху злато, и не бяше конца имения ея:

Что собираемо было худо, то предано будет другим. Ибо

отяготишася паче всех сосуов вожделенныя ея.

На сокровища их нападет множество врагов. Говорит же Пророк о будущем, как о совершившемся, по тому образу выражения, какой особенно свойствен Писаниию.

Наум.2:10. Истрясение, и вострясение, и воскипение и сердца сокрушение, и разслабление колен, и болезни по всем чреслом, и лице всех, аки опаление котла.

Что бывает обыкновенно при землетрясениях, когда состав земной содрогается и колеблется, то же, говорит Пророк, будет и при нападении врагов; потому что, когда сердца поражены будут страхом, и составы колен ослабнут, будут все страдать, подобно раздающей жене, лица от сгущения крови примут свинцовый цвет и уподобятся той стороне котла, которая всегда обращена к огню.

Наум.2:10. Где есть виталище львов, и пажить сущая львичищем?

И виталищем львов называет Пророк Ниневию, "львами" – царей, «львичищами» – сынов их, а "пажитию" – подвластные им города; говорит же: почему вы, подобно львам жившие древле в Ниневии, небоязненно на всех нападавшие и добывавшие пищу львичищам, теперь, по нашествии на вас врагов, ничего такого не делаете? И удерживая тот же образ речи, продолжает:

Камо иде лев, еже влезти

Разве был ты в отсутствии, против кого-нибудь подвигнув воинство, когда напало полчище сопротивных? Но сего не было; ибо говорит Пророк:

тамо скимны львов, и не бяше устрашающаго.

Не только сам ты был тогда дома, но были и все военачальники, которые никого прежде не боялись, но сокрушали иные царства, собирали с них дань, и добывали пищу детям. Сие выразил Пророк в том, что присовокупил:

Наум.2:12. Лев восхити довольная львичищам своим, и удави львицам своим: и наполни ловитвы гнездо свое, и виталище свое похищения.

У сих зверей в обычае удушать пойманных ими животных, и приносить в пищу детям своим. И ассирияне, сокрушая целые царства других народов, собирали с них дани. За сие-то беззаконие Я накажу тебя, говорит Бог.

Наум.2:13. Се Аз на тя, глаголет Господь Вседержитель, и пожгу дымом множество твое, и львы твоя пояст оружие: и потреблю от земли ловитву твою, и не услышатся ктому дела твоя.

Поелику Пророк выше в переносном смысле упомянул о львах и львичищах, о ловитве и пажити; то сообразно с сим и истребление ассириян предвозвещает иносказательно. И поелику ловцы, когда звери скрываются в каких-нибудь пещерах и не хотят показаться наружу, поднося дым ко входам в пещеры, принуждают их выходить и выходящего зверя принимают на копья; то соответственно с сим сказал Бог, что все множество предаст дыму, и львов – мечу; означает же сим сожжение города и убиение царей, после чего и ловитва кончилась.


Вам может быть интересно:

1. Толкование на пророка Амоса – Глава 7 блаженный Феодорит Кирский

2. Толкование на книгу пророка Аггея – Глава 2 святитель Кирилл Александрийский

3. Толкование на книгу святого пророка Малахии – Глава 4 епископ Палладий (Пьянков)

4. Толкование на пророка Иеремию – Глава XXXVII святитель Иоанн Златоуст

5. Книга толкований на пророка Наума – Глава II преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

6. Книга пророка Амоса – Глава 5 преподобный Ефрем Сирин

7. Книга пророка Наума – Глава 2 профессор Павел Александрович Юнгеров

8. Толкование на книгу пророка Наума – Глава 1 профессор Александр Павлович Лопухин

9. Толкование на книгу пророка Исаии – Часть 1 святитель Василий Великий

10. Толкование на паримии из новозаветных книг – В сей паримии (1Ин. 4:11–16) предлагается учение о любви Божией в связи с христианскою любовью к ближним. епископ Виссарион (Нечаев)

Комментарии для сайта Cackle