Источник

Глава 3

Потом Пророк вместе и изображает лукавство Ниневии, говоря, что это город «весь лживый, полн неправды» (Наум.3:1) и описывает постигшие ее бедствия, уподобляя землетрясению стук колесниц, ржание коней, смятение всадников, и приводит в ужас перечислением оружий, говоря, что брони и мечи блистают, как молния. Предсказывает же и множество падших и истребление народов, собравшихся на помощь; говорит, что немного будет здесь спасшихся. Ибо сие выразил, сказав:

Наум.3:3. И изнемогут в народах своих от множества блужения.

Из множества останутся немногие за идольскую прелесть и великое непотребство. Ибо то и другое Пророк называет здесь «блужением», и яснее видно сие из присовокупляемого.

Наум.3:4. Блудница добра и приятна, начальница волхвований,

Живя в нечестии и беззаконии, казалась ты славною и знаменитою для тех, кто не умеет право судить о сущности вещей, и оставив Творца и Спасителя, Который покаявшуюся тебя сподобил великого человеколюбия, предалась волхвованию и все делала волшебством.

продающая языки в блужении своем, и племена в чародеяниях своих.

Не довольствуясь собственным своим нечестием, и подданных принуждала быть одних мнений с тобою. Посему-то

Наум.3:5. Аз, Господь всяческих, открыю задняя твоя к лицу твоему, и покажу языком срамоту твою, и царствам безчестие твое,

Наум.3:6. и возвергу на тя огнушение по нечистотам твоим,

Сие: «открыю задняя твоя к лицу твоему» сказано в смысле переносном и взято с рабов, подвергаемых великому поруганию и бичеванию. Говорит же Бог: наказанием обнаружу беззаконие твое для всех, и царей и народов, и послужишь примером к пользе других. Ибо присовокуплено и сие:

и положу тя в притчу.

Наум.3:7. И будет всяк видяй тя снидет с тебе, и речет: окаянная Ниневиа, кто постенет по ней? Откуду взыщу утешение ей?»

Такому запустению предам тебя, что негодовавшие прежде на твое владычество преклонятся на милость (сие выражено словами: «снидет с тебе») и задумаются, как достойно оплакать это запустение.

Наум.3:8. Устроити струну, уготовити часть Аммону, живущая в реках: вода окрест ея, ей же начало море, и вода забрала ея:

Сие повелевает Бог Египту, потерпевшему от ассириян бедствия и скорби. И сие дознали мы от других Пророков, предвозвещавших израильтянам, что, предавшись бегству в Египет, не найдут спасения, но захваченные там врагами преданы будут смерти. И как в сказанном прежде повелевалось Иуде праздновать, потому что царство ниневитян сокрушено; так и здесь повелевается ликовать Египту. «Частию» же «Аммона» называет его, как думаю, потому что посвящен был демону Аммону. Ибо Аммон знаменит был в древности, посему и из Еллады отправлялись туда многие ради прорицаний. И об Александре, первом царе македонском, описывавшие дела его говорят, что ходил к Аммону и услышал там прорицания. Посему, так как обольщение это было в силе, от этого демона зависел преимущественно Египет, и Пророк именует его «частию Аммона», повелевает же ему ликовать, потому что Ниневия подверглась гибели; а «реками окрест ея» называет окопы. Потом перечисляет помощников, ефиопов, ливиян и ливиян западных, называемых ныне афрами: ибо их-то назвал "Фудом». Однако же, имея столько споборников, будучи окружена морем и реками, Ниневия, говорит Пророк, не преминет испытать бедствия.

Наум.3:10. Но в преселение пойдет пленница, и младенцы ея разбиют в началех путей ея, и о всех славных ея вергут жребия, и вся воеводы ея свяжутся путы.

Так поступил с Египтом Навуходоносор, и в последствии Камбиз, сын Киров, сокрушив царство Египетское, принудил оставаться под его владычеством, а по прошествии многих родов Александр покорил Египет царству Македонскому. Пророк, предсказав сие об Египте, опять обращает речь к Ниневии.

Наум.3:11. И ты упиешися, и будеши презрена, и ты сама себе взыщеши помощи от враг.

Как упоению какому предана будешь бедствию и, устремляясь туда и сюда, станешь искать какого-либо избавления от обдержащих зол, но не найдешь. А подобно тебе и укрепленные города твои преданы будут врагам. Сие Пророк представил под следующим образом.

Наум.3:12. Вся твердели твоя яко смоквичие стражу имущее: аще поколеблются, впадут во уста ядущаго.

Подобно смоковницам, колеблемым ветром, с которых легко опадают и незрелые смоквы, будешь ты лишена жителей; мужественные твои воины, объятые страхом, ничем не будут отличаться от жен; но без усилия отворятся врата твои, когда огонь истребит вереи, и как поток вторгнутся в них сопротивные.

Наум.3:14. Воду одержания восхити себе сама,

продолжает Пророк, и как бы в посмеяние присовокупляет: «и утверди твердели своя», воспользуйся своею силою, имея у себя ограды и окопы вне оград.

влези в брение, и поперися в плевах, утверди паче плинфа.

Наум.3:15. Тамо пояст тя огнь, потребит тя меч, поядят тя аки прузи, и отягчаеши аки мшица.

Наум.3:16.Умножила еси купли твоя паче звезд небесных:

Не полагайся на сии твердыни, потому что никакой не окажут тебе помощи: но подобно брению, которое для делания из него плинф топчут вместе с плевами, и ты будешь попираема наступившими на тебя врагами: город сожгут, а вас, жителей, поражать будут всякого рода стрелами, как саранчу и мшицу, в конец истребят всех вас; богатство же, которое собрали вы отовсюду, и которое также нелегко исчислить, как и звёзды небесные, возьмут неприязненные.

мшицы устремишася, и возлетеша.

Наум.3:16. Возскочи аки пруг смесник твой, аки акрида восходящая на ограду в день студеный: солнце взыде, и отлете, и не познася место ея.

Как саранча и мшица и подобные им животные, пока лежит роса, сидят на кустах, не имея сил лететь; а как скоро падет на них солнечный луч, поднимаются, расширяют крылья, и переносятся на другое место: так и пришедшие на помощь к тебе, увидя нашествие врагов, позаботятся о спасении самих себя, и предавшись бегству, оставят тебя одну. Потом с состраданием говорит Пророк: «люте им!»

Наум.3:18. Воздремашася пастуси твои, царь ассирийск успи силныя твоя, воздвигошася люди твоя на горы, и не бяше приемлющаго.

И из сего явно, что божественное Писание и царя вавилонского называет ассирийским. Так именуют его и писатели внешние. Пророк сказал, что цари Ниневии воздремали и уснули, а сном именует смерть. Так говорит и блаженный Давид: «от запрещения Твоего, Боже Иаковль, воздремаша вседшии на кони» (Псал. 75, 7). Но сказал также Пророк, что цари сии усыплены царем ассирийским: «царь ассирийск успи силныя твоя». По умерщвлении же царей «воздвигошася людие твои на горы», предаваясь бегству, «и не бяше приемлющаго», то есть, человека, который был бы в силах сопротивляться. Потом в означение неисцельности бедствий Пророк говорит:

Наум.3:19. Несть цельбы сокрушению твоему.

И как слова: «сокрушение» и «цельба» употребил в смысле переносном, в таком же смысле присовокупил: «разгореся язва твоя». Неисцельным вы преданы 6едствиям.

Вси слышащии весть твою восплещут руками о тебе: понеже на кого не найде злоба твоя всегда?

Припоминая бедствия, какие терпели от тебя, обрадуются, что и ты терпишь то же, и будут рукоплескать.

Посему, зная правдивость Судии, убоимся судилища, чтобы избежать произносимого там приговора на беззаконных и сподобиться вечных благ по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа. С Ним слава Отцу, со Святым Духом, ныне и всегда, и во веки веков! Аминь.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 5. - В типографии В. Готье, 1857. - 394 с. / Толкование на пророка Наума. 1-20 с.

Комментарии для сайта Cackle