Источник

Глава 4

Так предвозвестив блага, продолжает обвинение в содеянном худо. Ибо говорит: нет в вас и человеколюбия, лишены вы «ведения Божия» (Ос.4:1), но много в вас лжи, небоязненно отваживаетесь на убийство; желая чужого, присваиваете себе оное, злоумышляете на супружескую верность; а поэтому вся земля ваша наполнена сими сквернами. За сие-то наведу на вас такое множество врагов, что совершенно истреблены будут, не только живущие в достатке, которые подобно зверям и гадам нападают на бедных, и которым могущество их служит как бы некими крылами, но и все прочие, подобно неким рыбам переплывающие житейское море. Ибо Пророк в переносном смысле зверями, гадами и птицами наименовал сильных, а рыбами – бедных. Когда же исполнится сие, говорит он, не будет на земле ни судящих, ни судимых.

Ос.4:4–5. Людие же Мои, – сказано у Пророка, – аки пререкаемый жрец, и изнеможет во днех, и изнеможет Пророк

с ним, то есть, лишившись Моего о вас промышления, уподобитесь вы жрецу, оказавшемуся неодобрительным и низложенному из его сана, и в продолжение многих дней подвержены будете сему наказанию вместе с Пророками, которые предвозвещают вам ложное. Ибо пророком, по усилившемуся у них обычаю, назвал теперь лжепророка.

Нощи уподобих матерь твою.

И показывая какую разумеет матерь, продолжает:

Ос.4:6. Уподобишася людие Мои, аки не имуще умения.

Поскольку сами себя предали они мгле неведения, и не хотят принять даже малого луча света Боговедения, то, справедливо, объятые такою тьмою, уподобляются ночи. «Матерью» же у Пророка называется синагога, и «людми» – чада ея. Ибо находим, что сие сказано и у Исаии. "Кая книга, – говорит он, – отпущения матере вашея» (Ис.50:1)? Посему сказано:

Яко ты умение отвергл еси, отвергу и Аз тебе, еже не жречествовати Мне: и яко забыл еси закон Бога твоего, забуду и Аз чада твоя.

И яснее показывая Свое благодеяние и их не признательность, продолжает:

Ос.4:7. По множеству их тако согрешиша Мне.

Я соделал их многочисленными, а они не преставали нарушать Мой закон.

Посему

славу их в безчестие положу.

Ос.4:8. Грехи людей Моих снедят и в неправдах их возмут народы души их,

то есть, пожнут, что посеяли, и соберут плоды прегрешений своих. Иные же говорят, что в сих словах разумеются и священники. Поскольку по закону брали они значительную некую часть из жертв, приносимых за грехи и преступления, и пользуясь сею выгодою, не хотели обличать живущих порочно; то Бог, негодуя на сие, говорит: поскольку вы услаждаетесь жертвами, приносимыми за грехи, падающим же в грех не предлагаете должных врачеств; то понесете наказание за их неправды, и преданы будете на заклание иноплеменным народам. И излагая сие, с большею ясностью немедленно присовокупил:

Ос.4:9. И будет якоже людие, тако и жрец.

И вы, подобно, как и народ, преданы будете наказанию; потому что вам вверено врачевание народа, а вы, живя в лености, не прилагали никакого попечения о болезнующих.

Отмщу на них пути их, и умышления их воздам им.

Подвергну ответственности не только за лукавые дела, но и за непристойные помышления.

Ос.4:10. И будут ясти, и не насытятся.

Буду наводить на них непрерывные бедствия, подобно тому, как незнающим сытости в хлебе в большей мере предлагаются снеди. Потом Пророк снова перечисляет их беззакония, обвиняя их в пьянстве и в идолослужении, которое именует блудом. Присовокупляет же и достойное смеха прорицание, описывая и как они вопрошали вызывавшихся быть прорицателями, и как те давали ответы.

Ос.4:12. В знамениях вопрошаху, – говорит Пророк, – и в жезлех своих поведаху тем,

то есть, одни домогались по каким то знамениям дознать, что должно им делать, а другие, в содействие к обману употребив какие-то жезлы, возвещали, что угодно им было. Отваживались же на это, потому что приобрели наклонность к блуду. Сие-то стремление к блуду Пророк именует духом блужения. И объясняя, какой разумеет блуд, присовокупил он:

И соблудиша от Бога своего.

Потом показывает и самый образ идолослужения:

Ос.4:13. На версех гор кадяху, и на холмех жряху под дубом, и под елию, и под древом ветвенным, яко добр кров.

Наслаждаясь под тенью многоветвистых дерев, поклонялись не Творцу их, но вместо Творца приносили жертвы деревам. За сие, говорит Бог, ни мало не воспользуетесь Моим о вас промышлением. С дочерями вашими и с невестами вашими прелюбодействовать будут нападающие на вас враги. Ибо на что отваживаетесь вы тайно, попущу тому совершаться явно. Сие самое выразил Пророк, сказав:

Ос.4:14. Яко и тии со блудницами смесишася, и с посвященными1 требы жряху, и людие смыслящии со блудницею сплетахуся.

Блудом Пророк именует иногда невоздержание, а иногда – нечестие. «Посвященными» же называет тех, которые участвовали в тайных обрядах нечестия. Ибо как мы сподобляемых Божественных тайн называем верными; так Еллины именовали посвященными полнее обученных нечестию. Так произнесши угрозу, предлагает снова увещание.

Ос.4:15. Ты же, Израилю, не не разумевай, и Иудо: не входите в Галгалу, и не восходите в дом Онов, и не кленитеся Господем живым.

«Он» – есть имя идола, бывшего в Вефиле. Слово сие не имеет значения: вечный, т.е. сущий, как думали никоторые; оно еврейское, а не греческое.

Сие ясно показали и прочие переводчики с еврейского языка; потому что Акила и Феодотион перевели: вредный дом, а Сиимах: дом неправды. То и другое соответствует делу. Ибо первенствовавшие там, не только не приобретали от сего никакой пользы, но получали еще вред, делаясь неправыми пред собственным своим Благодетелем и неблагодарными Ему. А «Галгала» есть название города, и притом посвященного многим идолам; в нем Иисус Навин необрезанных из народа обрезал, употребив для сего каменные ножи; в нем положил он двенадцать камней, которые Бог повелел взять из среды Иордана, чтобы служили они памятником оказанного благодеяния, и давали знать будущему потомству, как народ совершил переход по суху. По этому знаком величайшей неблагодарности служило то, что сей самый город, в котором имели столько напоминаний о Божием благодеянии, сделали главным городом нечестия. Не без особенной же причины запрещает: «не кленитеся Господем живым». Напротив того делается сие запрещение, потому что прилепившиеся к Ону и им клявшиеся, его именовали Господом живым. И сие дознать можно из другого места. Ибо сказано: «аще отымеши Ваалимов от уст твоих, и кленешися: живет Господь во истине» (Иер.4:1–2), т.е. истребить из памяти идолов, Мне стараясь служить и Меня именуя Господом живым; то будешь клясться, как чтущий истину и гнушающийся лжи.

Ос.4:16. Зане якоже юница стрекалом стречема разсвирипе Израиль: ныне упасет я Господь, яко агнца на пространстве.

Стрекалом называется здесь муха, нападающая на крав (коров); она своими жалами производить такое болезненное ощущение, что преодолеваемые оным кравы (коровы) не слушают голоса пастухов, и не могут пастись с другими кравами (коровами), но бегут неудержимо, и несутся по стремнинам. Им, говорит Бог, уподобился Ефрем, уязвленный страстью служить идолам. А Ефремом, как сказали мы выше, называет десять колен. Впрочем и при всем этом не оставлю их неупасенными, но сделав, что отведены будут в плен, рассею их здесь и там, и ничем не будут они различаться от заблудившегося агнца, ищущего матерних сосцов. Потерпит же это Ефрем, потому что, как бы в некий соблазн и сети поставив пред собою юниц и прочих идолов, поревновал злочестию Хананеев, и ведя себя предо Мною высокомерно, Моему служению предпочел служение идолам.

Ос.4:18–19. Возлюбиша безчестие от хрепетания своего.

И за сие-то

Вихрь духа возсвищет в крилех своих,

т.е. как птицы движением крыл рассекают воздух, производя некий шум: так и Ефрем, подобно окрыленному, отведен будет в чужую землю; потому что гнев Мой, как некий вихрь, повлечет его, и принудит оставаться там. Потерпит же это, пожиная плоды идольских жертвенников.

* * *

1

Μετἀ των τετλεσμἐιων в славянском переводе: «с блудниками».


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. - Ч. 4. / М.: Тип. В. Готье. 1857. – 452 с. / Толкование на пророка Осию. 248-317 с.

Комментарии для сайта Cackle