Источник

ДУХОВНЫЙ ОБРАЗ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА

1. Смирение

Что же это вы меня спрашиваете? Я человек очень недалекий в духовном различении вещей и могу очень легко назвать черное белым и белое черным. Потому не смотрите на то, что напишу, как на доброе решение (1, с. 5).

2. Пишу вам по-книжному. У вас столько опытов! Из них выбирайте, что найдете пригожим

Что касается до правила, то относительно сего этак думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо – коль скоро держит душу в благоговении пред Богом. Еще: читать молитвы и псалмы до расшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего. «Боже, милостив буди...» Еще: иногда все время, назначенное для правила, можно провесть в читании одного псалма на память, составляя из всякого стиха свою молитву. Еще – иногда можно все правило провести в молитве Иисусовой с поклонами... А то из того, другого и третьего понемногу взять. Богу сердце нужно (см. Притч. 23, 26), и коль скоро оно благоговейно пред Ним стоит, то и довольно (1, с. 8–9).

Непрестанная молитва в сем и состоит, чтобы всегда благоговейно стоять пред Богом. А при этом правило есть только подтопка или подкинутие дров в печь (1, с. 9).

3. Когда зароют в могилу... тогда приходи кто хочет... и поклончик положи

Г. Ш...вым напишите, что это им сказал кто-то неправду (будто владыка принимает к себе)... Когда зароют в могилу... тогда приходи кто хочет... и поклончик положи. Похоронят не в церкви (1, с. 37).

4. Пересылка книг и просьба принять их как гостей с Выши

Вы что-то хотели сказать о себе и раздумали. Спешу уверить вас, что с моей стороны никакой помехи тому нет. Говорите все... Посылаю вам еще книжек и прошу принять их как гостей с Выши (1, с. 45).

5. Пожелание насладиться чтением и не иметь на душе ни одного облачка печали

Посылаю вам второй том Добротолюбия. Все, в чем имеет нужду всякий возревновавший и возжелавший исправить свое сердце, найдет здесь в разнообразных писаниях отеческих. Желаю вам насладиться чтением – читать и не дремать. Желаю, чтоб у вас на душе не было ни маленького облачка печального (1, с. 48).

6. Пожелание, чтоб «Евангельская История» охотно читалась и посевала семена в сердцах

Посылаю вам книгу, «Евангельскую Историю», сопровождая ее желанием, чтоб она охотно читалась и посевала спасительные семена в сердцах ваших (1, с. 48).

7. Невидимая брань ведет к тому, чтоб всегда в мире глубоком пребывать с Богом и людьми

Брань духовная... Брань, ведущая к тому, чтоб всегда в мире глубоком пребывать – и с Богом, и с людьми, и в себе самих мирствовать (1, с. 48–49).

8. Уверение в постоянном памятовании пред Богом

Но если вы подумали или подумаете, что я забыл вас, то это будет грешно. Всякий день поминаю вас, прося вам всякого благоденствия (1, с. 61).

9. Благодарение за поздравление с именинами

Благодарю вас за поздравление меня с именинами и ваши благожелания. Ваше поздравление мне было очень приятно, потому что видимо шло от доброго сердца. Спаси вас, Господи, за такое утешение (1, с. 64).

10. Желание святителя помогать словом

Я охотно готов отвечать и помогать вам словом, сколько разума достанет (1, с. 110).

Не умею понять, чего ради я отсрочил вам поступление в монастырь, ибо и я так же думаю, как и вы, что монастырь – лучшее место для содевания спасения, кто с разумом поступит в монастырь и разумно жить будет в нем (1, с. 110).

11. Молитва о детях

Молитва же моя всегда есть о детях. Я их любил и люблю как родных (1, с. 131).

12. Смиренный отзыв святителя Феофана о своем затворе

Далекий слух, пока добрался до вас, так обезобразился, что в нем и тени нет истины. Я, точно, не выхожу и к себе никого не принимаю. Но это творится не для другого чего, как чтобы меньше было помех для книжных занятий. Так выходит, что я книжник и больше ничего. Если припомните, что в Евангелии обычно стоит подле этого слова, которое язык мой не поворачивается произносить, ради того, что оно очень близко к делу, то с двумя сими терминами будете стоять у истины относительно меня. А вы, чай, уж и в святцы записали (1, с. 132).

13. В книгах святителя имеется все нужное для спасения

Просите дать вам молитвенное правило... Старайтесь всегда так держать свое внутренное, чтобы оно всегда обращено было к Богу и всегда пред лицем Его стояло и как бы от лица Его действовало, чтобы это делалось телом, вовне, в обычном ходе дел житейских (1, с. 137–138).

Вы читаете мои книжки... Там все подробно объяснено. Обсуждайте и к себе прилагайте (1, с. 138).

Прочитали «Путь ко спасению»? Добре... И еще прочитайте когда-нибудь. Тут все, что мною писалось, пишется и будет писаться. Это мои уроки студентам С.-Петербургской Академии. Конспект пересмотрен с о. архимандритом Игнатием Брянчаниновым и им одобрен (1, с. 222).

14. Смиренный отказ от духовного руководства и предложение помочь советом

Вашим руководителем и наставником и пастырем перестаньте меня называть. Ни для кого не берусь быть таким лицом; а когда спрашивает кто, сказываю, что представляется мне подходящим (1, с. 222).

Никому руководителем быть не берусь. А так поговорить о духовных вещах в виде совещаний – отчего не поговорить! Руководитель у вас есть – ваш духовный отец. Его Бог вам дал, к нему и обращайтесь и его во всем слушайтесь. Ради вашего ему послушания Бог по вере вашей будет внушать ему, что для вас наиболее пригодно. И я не отказываюсь сказать вам слово другое, но мое слово не то, что его. Его слово – заповедь, а мое – совет (1, с. 139).

15. Отзыв об эпистолярном творении

Главная [книга свт. Феофана. – Изд.] – «Путь ко спасению». Тут представлена история всякого спасающегося христианина, от начала зарождения христианской жизни до конца. Извольте и ее прочитать со вниманием, чтоб увидеть, где вы стоите, что сделано и что осталось сделать и куда направляться. Не дивно, что по прочтении ее иные из порядков вашей жизни надо усилить, а иные поослабить, те – изменить. Другая подходящая к сей книга есть «Что есть духовная жизнь». И тут картина жизни спасающегося изображена полно. «Письма к разным лицам» только до 30 таковы, а потом пошли все к одной особе, образованной, энергичной, мудрой и верующей от всего сердца. Может быть, вы схожи с нею в характерах, и оттого письма к ней и к вам подходят (1, с. 139–140).

16. Мне очень утешительно знать, что ты счастлив

Худо, когда кто в семье своей не находит себе счастия. Если находишь, благодари Господа. Но постарайся, чтоб и всегда так было. Искусство одно: всякий день начинать так, как бы он был первый после свадьбы (1, с. 170).

17. Присылаемые книги я раздаю, кому считаю нужным

Ваш замысел сделать что-то по случаю посылки книг непригоден. Книг своих я не издаю и не продаю, а издатели присылают мне издаваемых книг некое количество для раздачи. Я и раздаю кому считаю нужным. Если будете исполнять, что признаете подходящим вам, и потом положите поклон о многогрешном писателе – вот и все, что можно вам сделать (1, с. 222).

18. Отзыв об епископе Феофане Митрофана Корякина

Честь имею уведомить редакцию, что на этих днях пришлю копии с последних писем почившего святителя... Все копии списываю собственноручно, делая сие по чувству благоговения и глубокого уважения к памяти почившего святителя, который с кончиною своею унес с собою в могилу все, что было самого драгоценного в моей жизни: наставника, руководителя, печальника и молитвенника, вся забота которого при жизни состояла в том, чтобы вырывать из когтей велиара погибающие души и вместе с Ангелами радоваться о каждом кающемся грешнике. Хотя трудно примириться с тою мыслию, что святитель покинул нас навеки, но утешение имеем в том сознании, что как здесь, на земле, он любил своих ближних, так же точно и там, в горних обителях, предстоя Престолу Всевышнего, возносит свои горячие молитвы за всех скорбящих, убогих и несчастных (1, с. 243–244).

19. Леность так обуяла, что исправиться уже не могу

Леность так обуяла, что исправиться уже не могу. А ведь эта сударыня одна не бывает. Она – запевальщица... и с нею хор (2, с. 10).

20. Я работаю, и очень много... [После Посланий] надо будет взяться за Евангелия... Того, что нужно о Евангелиях, – и на том свете не кончить

Я работаю, и очень много. Спешу кончить толкование Посланий святого апостола Павла. Идет шестое – 1 Кор. Помолитесь, чтоб Господь помог это окончить. Это если кончу, Соборные Послания надо протолковать. А если те Бог поможет протолковать, надо будет взяться за Евангелия – и широкою рукою писать... Того, что нужно о Евангелиях, – и на том свете не кончить (2, с. 11).

21. Писать – это служба Церкви...

Писать – это служба Церкви или нет?! Если служба – подручная, а между тем Церкви нужная, то на что же искать или желать другой (2, с. 11)?

22. Желание писать так, чтоб всех призвать на путь спасения

Сколько раз приходится жалеть, что не умею так писать, чтобы всех затрагивать. Когда бы умел, составил бы такую книгу, что всякий читающий непременно решился бы начать содевать свое спасение. У нас большой недостаток в такого рода книгах. Нет у нас ни изложения догматов краткого, но полного и впечатлительного, ни нравственной жизни изображения, чтоб все было видно как на ладони (2, с. 18).

23. Укорение себя в лености

Благодарствую, что, несмотря на мою крайнюю леность, вы не оставляете меня вашим добрым расположением и памятию (2, с. 23).

24. Из затвора святитель Феофан неутомимо разливал благодатный свет истины. Отзыв о святителе Феофане (Тамбовские Епархиальные ведомости, 1895, № 32)

Из своего тихого затвора на Выше этот смиренный пастырь-старец неутомимо разливал благодатный свет истины Христовой, и сколько душ, жаждущих этого света, этой благодатной истины, напоены его словом, воистину благодатным (2, с. 41)!

25. Поминать святителя Феофана, который всю жизнь свою служил Всевышнему, спасительно. Отзыв о святителе Феофане тамбовской паствы

Есть за что поминать сего святителя, спасительно молиться за того, кто во всю свою праведную жизнь сердце свое вдавал утренневати ко Господу, пред Вышним умно молился, отверзая уста свои в молитвах, молениях и воздыханиях неизглаголанных, мирно воздевал преподобныя свои руце, принося Господу ежедневно бескровную Жертву о своих грехах и за всех ближних, коим всем желал и искал спасения.

Восхвалят разум вдававшаго душу свою святителя Феофана в разу мление о законе Вышняго («Начертание христианского нравоучения»), исследывавшаго сокровенный смысл Слова Божия (Толк. Пс. 33 и 118 апост. Посланий, мысли на каждый день по чтениям Слова Божия), изложившаго премудрыя сказания древних святых мужей (Добротолюбие, 5 томов) и т.п. Не изгладится память сего учителя премудрого ни из чьей памяти, любящей поучаться в законе Божием (2, с. 73–74).

26. Начало уединенной жизни святителя

Нынешний пост я положил не показываться людям и к себе никого не принимать. Две недели прошли хоть не без нападков, но те легки были. Как налетела N.N. – и не знал, что делать. Насилу устоял, на волоске было мое упорство. Все-таки устоял. Хорошо ли, худо ли – на своем-таки остался. Но если Бог благословит так хорошо протерпеть до Пасхи, то и навсегда так будет. Или по крайней мере от Пасхи до Пасхи (3, с. 41).

27. Тайны внутренней жизни святителя: искушения против решимости на уединение и разрешение их

И мне стала приходить мысль побывать в Киеве и даже что? – на Афоне. Но, верно, все это искушенье. Мне не след разъезжать... И даже, кажется, самый лучший порядок жизни для меня тот, который теперь держу. Почему начинаю уже проговариваться в молитвах... дай, Господи, подольше посидеть, чтобы высидеться. Хорошо ведь, только иногда приходят порывы полететь куда-нибудь. Но потом это проходит – и опять берет верх желанье быть одному (3, с. 43).

28. Желание протолковать весь Новый Завет

Помолитесь поусерднее, чтобы Господь прогнал леность и дал желание продолжать толкование сие. Когда бы весь Новый Завет протолковать... вот было бы хорошо-то! Но не мне, ленивцу, это загадывать и надеяться исполнить. Кое-что корпаю (3, с. 43).

29. Смиренный отзыв святителя Феофана о своем затворе и о самом себе

Меня смех берет, когда скажет кто, что я в затворе. Это совсем не то. У меня та же жизнь, только выходов и приемов нет. Затвор же настоящий – не есть, не пить, не спать, ничего не делать, только молиться... Я же говорю с Евдокимом, хожу по балкону и вижу всех, веду переписку... Ем, пью и сплю вдоволь. У меня простое уединенье на время. Собираюсь хоть пост провести, как настоящие затворники, но немощная плоть на попятную от этого (3, с. 43–44).

30. Отзыв святителя Феофана о себе, своих трудах и разных предметах

Развеличали меня красавицы затворником, а тут и духом затворническим не пахнет (3, с. 45).

Я здоров. Благодаренье Господу. Но леность обуяла... особенно молиться не хочется. Поклон-другой – да поскорее на боковую. Верно, нас, книжников, только могила исправит по этой части. Исправить-то она, конечно, исправит, да не поздно ли будет?

Но моя душа ожестелая и ухом просто не ведет. Будто ни в чем не была. Святая! Ой, ой, ой (3, с. 45)!

31. Об истолковании 118 псалма

В «Домашней беседе» в этот год будут помещаться помыслы на 118 псалом.

Первые тетради широко идут, так что по одному стиху будет на каждый номер. Отослано на полгода. А что далее Бог даст – увидим (3, с. 46).

32. Тревога за Русь Православную. Извещение о своих трудах и образе жизни

Если бросит Господь Русь Православную, то тогда уже пойдет все навыворот. И мне нередко сдается: уж не бросил ли Он ее? Слишком уже пустились мы вперед. И удержу нет. Впрочем, отчаяваться нечего. По истории то видно, что бывали времена и тяжелее, а потом прояснялось небо. Господи, помилуй нас (3, с. 48)!

Я, слава Богу, здоров! И кое-как корпаю устав св. Василия Великого. Строгонек! Если б по нему заставить монахов жить, разбежались бы (3, с. 48).

О. Митрофана я принял, делая пробу, можно ли иногда кого принять. Вижу, что нельзя. Надо тянуть до конца (3, с. 48).

33. По поводу объявления Турецкой войны

Се и война! Надо молиться и каяться... Ведь есть за что нас и покарать... А если есть, то надо со страхом и трепетом приступить к делу. Станем ниневитянами! Но, если б это сказал кто в проповеди или напечатал в газетах, никто бы, думаю, и ухом не повел. Вот до чего мы дошли?! Как же это тамбовцы-то? Ведь мало пожертвовали? Разве после еще прибавят? Вот Москва-то махнула (3, с. 50)?!

34. О своем навыкновении писать проповеди

С самого приезда доселе еще ни одной службы не было без проповеди... и слушают... Владыке вашему когда за проповедьми, когда всякий день служба?.. Да это свалишься. Укрепи его, Господи! Не думаю, что не может говорить (3, с. 54–55).

У нас вся беда от сборов писать. Помните, сначала я мало говорил... именно от того, что думалось: проповедь писать... – то же, что книгу сочинить. Так мы все думаем. Преосвящ. Серафим тогда и говорит мне: «Да что долго думать?.. Сел да и написал за один присест». Я никак не верил, чтобы можно было так. Потом как-то самому стало досадно, что не говорю проповедей... Пришел от всенощной и – ну писать, что напишется... Кажется, это была проповедь о любви к Богу. За обеднею с робостью начал говорить... Ничего... сошла с рук. Потом и в другой раз, то же и в третий, и пошло так. И все проповеди, что «Слова к тамбовской пастве», исключая 3–4, такого происхождения. Вечером после всенощной писаны... Это я затем рассказываю, что пока не придет Преосвященный к мысли писать за один присест – не ждите проповедей. Столкните его на эту колею. Увидите, как пойдет. Проповедничество всякое удовольствие доставляет (3, с. 55).

35. Труды по переводу писаний преподобного Антония Великого о монашестве (в переводе святителя Игнатия Брянчанинова)

Сижу теперь и перевожу писания св. Антония Великого, родоначальника монахов, чтобы потом сделать заключение, как он смотрел на монашество.

Ныне все расползлись в понятиях. Монахи – свое, миряне – свое. Что- то нам скажет св. Антоний?! Я начал это еще с приезда на Вышу, да бросил, а теперь опять вздумалось.

Трудноват язык. Докончу ли? А много: 20 слов, 20 посланий, сколько наставлений!.. Целая книга!

У преосв. Игнатия в недавно изданной им книге собрания изречений... много взято из этих писаний. Жаль только, что он не в порядке их выбрал... а смешанно: то о том, то о другом (3, с. 60).

36. Жалобы святителя на леность

Что в церкви не бываете, не беспокойтесь. Для Бога всякая молитва от сердца равноценна, где бы она ни возносилась. Тут разницу делает только одна привычка. И к бесцерковной молитве можно привыкнуть. Меньше читайте по молитвенникам. Больше молитесь так, от себя... и с одним «Господи, помилуй» можно обойтись... Переведите службы на поклоны и посредством их удовлетворяйтесь. Так делали все пустынники и уединенники. И это лучше гораздо, чем читать. Совсем не читать – не обойдешься. Но кое-что на память, без книжки. Благослови, Господи (3, с. 61)!

Благодарствую за поклон преосв. Иосифа. Да помолится обо мне. Леность совсем меня обуяла. Что бы я мог наделать, если бы не она, треокаянная. Теперь немного легче стала, как сказал о ней владыке Платону. Верно, он помолился. О, когда бы мне избавиться от нее (3, с. 61)?!

37. Мысли о сборнике из святых отцов

Из таких статей, как св. Максима, надо бы сборник составить и иметь всегда под руками. Это был бы локомотив духовный. Некогда! Вот уж управлюсь с посланиями. Тогда возьмусь именно сборник составлять из всех святых отцов. А вы молитесь, чтобы дожить до того (3, с. 62).

38. Духовник – носитель власти Господа Иисуса Христа

Священник при исповеди не есть представитель всех верных, а носитель (не представитель) власти Господа Иисуса Христа, разрешителя грехов наших. Власть вязать и решить вручил Господь священству, которое и носит ее в том же полном значении, как она есть в Господе. Потому-то священник и говорит: «аз недостойный, властию Его, мне данною, прощаю и разрешаю (10, с. 105).

В Церкви же все заповеди от Господа; члены Церкви, не участвуя в законодательстве, не имеют и судной власти; не имея же ее, не могут иметь притязания и на представительство ее от своего лица. Не того ищет кающийся, чтобы другие христиане его простили и извинили, а того, чтобы Господь простил и не помянул более беззаконий его. Это и делает разрешение священника силою и властию Господа; оно изглаждает грех отовсюду, где бы он ни означился (10, с. 105).

39. О необходимости руководителя в духовной жизни

У всех отцов, писавших руководства к духовной жизни, первым пунктом в правилах для вступающего во внутреннюю жизнь ставится: иметь духовного отца-руководителя и его слушаться. Приведу здесь одну-другую из их речей. Слова Симеона Нового Богослова и Никифора Монаха об этом были уже приведены, а вот что говорит Григорий Синаит: «Без учителя самому успеть в умном делании невозможно. Что делаешь сам по себе, а не по совету предуспевших, то рождает опасное самомнение. Если Сын Божий ничего не творил Сам о Себе, но как научил Его Отец, так творил, и Дух Святый не о Себе глаголал, то кто это такой между нами до толикой достиг высоты совершенства, что уже не требует никого иного, кто бы руководил его? Гордость это, а не добродетель! Такой уже в прелести состоит, то есть вступил на ложный путь уклонения к заблуждениям». А вот слова Каллиста Патриарха: «Прежде всего попекись найти себе наставника и учителя не прелестного и, нашедши его, вполне отдайся ему, как отцу родному сын отцелюбивый, ходя по повелениям его неуклонно и на него взирая как на Самого Христа. Кто хочет жить сам, то есть самоугодно, без наставника, тот, по слову Лествичника, легко уклоняется в заблуждение и погибает, хотя бы он всю премудрость мира сего исчерпал. Не с советом ходящие ходят будто в сонном мечтании; они много сеют, но пожинают очень мало и вместо пшеницы – увы! – собирают плевелы» (10, с. 237–238).

И в деятельной жизни редко кто обойдется без преткновения, оставаясь с одним своим благоразумием. Но тут, по крайней мере, вред не так велик: одно дело, не так сделанное, если надобно, и переделать легко или в другой раз сделать его как следует. В умном же делании уклонение от правого пути дает свое направление всему внутреннему, которое не вдруг можно переменить. Одни из таких, как мы видели, запутываются в сетях воображения, другие останавливаются на умоголовном делании, или, по Симеону Новому Богослову, на первой и второй степени внимания и молитвы или умного делания. И когда они закрепнут в этом строе, то самый опытный и самый усердный наставник едва сможет, если только сможет еще, выбить их или выманить из этих трущоб, в какие они сами себя заключают, находя их крайне восхитительными (10, с. 238–239).

40. Усиленные труды по истолкованию Посланий

Посланий еще года на два станет самой усидчивой работы. Тем сборником слаще бы для меня заняться, но толкования нужнее. Наш старец преосв. Платон велел все бросить для толкований, и я бросил... и благоверную (леность) прогнал – и носа не кажет. Работа идет усиленная очень (3, с. 62).

41. Воспоминание о кончине своих родителей

Я не умею горевать об отходящих, когда уверен, что они отходят ко Господу. Как горевать о них, когда они радуются? Если они видят нас (а точно, видят), то как им неприятно видеть наши слезы! Сказать бы, что плачем о себе, что их теряем, и это неладно. Ибо они не перестают быть близкими к нам и добро делать нам, только невидимо вместо видимого. Они еще ближе становятся к нам. Ибо видимое бытие разделяется пространством, а невидимое сокращает разделение... так что вспомни о владыке (только сердечно – живою памятью), он тут и есть... Понимая так дело, я никогда не плачу и не горюю об умерших... Это со времени смерти батюшки и матушки. Они умерли чрез две недели друг от друга... Когда узнал об этом... какое налегло тяжелое и мрачное облако!.. Но в тот же момент пришли мысли немрачные и всю тьму разогнали... Утешился – и ни слезинки... Я верую, что это внушил Ангел Хранитель. С тех пор я делюсь этою верою со всеми (3, с. 66–67).

42. Результат Турецкой кампании

Ну, вот и войне конец! Турки рады или нос повесили? Пообщипали их порядком. Я думаю, что Конференция не будет перечить ничему... ибо сил нет. Крепко уж мы налегли на турку... не стащишь... Англичане, как шавки, бегают кругом и вякают без толку. И сраму им, сраму!.. Тоже ширятся! Слава Тебе, Господи! Это последняя война с турками. Разве начнут обижать болгар? Но, кажется, болгаре так будут поставлены, что дадут и сами отпор. У них сила великая (3, с. 69)!

Вы боитесь войны новой?! Да, что-то будто собирается. Впрочем, ничего определенного. Как враг хитер! Ведь все рады, что христиане получают свободу. Но зачем это сделала Россия? И ну орать на чем свет стоит. Но пусть орут. Сделать им ничего не придется. И войны, вероятно, не будет. А крики будем все еще слышать, может быть, долго. Будем молиться, чтобы Господь устроил все, как Его святой воле угодно (3, с. 70).

43. Отзыв на мнение о назначении святителя в Японию

А Вышенского хотят в Японию проводить. Он отвечает: ехать не хочу, а полететь – полечу. Кто-то сидит и придумывает крылья. Так вот как только он выдумает, так сейчас куплю крылья и полечу. А ехать не хочу – не хочу (3, с. 74).

44. Отзыв о молитве Ионы Киевского и Иоанна Кронштадтского

N. воротились с лекарствами. Что-то им Бог даст! Но я отказываюсь от [лечения] Вревского. Он за глаза не лечит, а я не могу ему показаться на глаза. Вот и расходимся! Если о. Иона Киевский вымолит или о. Иоанн Кронштадтский, к которому я писал... то и добре. А если грехи мои не дадут прохода к Господу молитве их, то буди воля Божия (3, с. 80)!

45. Об окончании 2-го тома Добротолюбия

Ныне только кончил второй том Добротолюбия. Пошлю афонцам для переписи и печатания. Протянется это, однако ж, с полгода, если не более (3, с. 79).

46. Об окончании «Евангельской Истории»

Составлял «Евангельскую Историю» словами св. евангелистов, придумывая и причины, почему такой, а не другой должно дать порядок евангельским событиям. Кончил все и теперь переписываю (3, с. 80).

47. Труды по изданию «Евангельской Истории» и «Невидимой брани» и просмотр письменных трудов игуменьи Смарагды

«Евангельскую историю» только что просмотрел в печати и отсылаю заметки опечаток. Недели чрез три получу экземпляры и пришлю вам... и прочим тамбовским и преосв. Иосифу. Преосв. Леонтию поручено было Святейшим Синодом пересмотреть и представить мнение. Я ему очень благодарен.

Афонцы возложили на меня послушание переложить на русский язык «Невидимую брань». Перелагаю понемногу. Книга аскетического свойства. Печатается в «Душеполезном чтении».

На днях получил из Иерусалима от какой-то игумении Смарагды ее письменные труды – переводы Добротолюбия и толкование некоторых слов Исаака Сирианина. Просит пересмотреть и сказать, можно ли печатать. Переводов нельзя печатать потому, что они деланы не с греческого, а со славянского. А толкования св. Исаака, может быть, можно печатать. Не расчухал еще. Думается, что следовало бы печатать по тому одному, что автор – игумения и речь у ней твердая, со знанием дела (3, с. 83)!

Читаете «Невидимую брань» в «Душеполезном чтении»? На днях кончил. К половине года кончится печатанием. Она слишком перетушевана... и подлинника не узнал бы сам старец Никодим. Хотелось все пояснее сказать (3, с. 83–84).

48. О совете игумена Ионы относительно больного глаза

К о. игумену Ионе писал и получил ответ... и действую по его совету и верю, что если Господу угодно помиловать меня, то глаз мой окрепнет (3, с. 85).

49. Писать есть отрада святителя

Преосв. Иосиф дивится, как пишу. Да ведь это – моя отрада. Что бы мне было делать, если бы не это? Вот теперь, после окончания Добротолюбия, никак не найду предмета по душе и нередко скучаю от безделья... Может быть, порядком отдохнувши, нападу на что-нибудь... и займусь тем усердно (3, с. 89).

50. Отзыв о стихотворении Л.А. Мея «Слепорожденный» и о переложении стихами Книги Иова Ф.Н. Глинкой

Стихи «Слепорожденный» прекрасны, но истины в них нет. Прочитайте Евангелие от Иоанна гл. 9 – исцеление слепорожденного, о вифсаидском слепце Евангелие от Марка гл. 8, от 22 ст. до 26, Нагорная беседа Спасителя – от Матфея гл. 5, 6, 7... Эти три события – разные – у Мея сбиты в одно... Местность изображена не палестинская, а пустыни Аравийской, которая ниже Палестины... Вы верно судите о стихе – прекрасный!.. Мей, верно, прекрасный человек, что много религиозных предметов касается... Года два назад читал я стихи Глинки – Иов. Пришло мне на мысль послать их к вам... Почитайте... Мне они очень нравились, и не отрываясь читал я их с начала до конца. Кажется, в них душа говорит. И можно подчас отвести ими душу (3, с. 95).

51. Предложение об операции больного глаза

Глаз мой не лучшает, но, думаю, и не худшает... Если сие верно, то это приписать подобает не воде барона, а молитвам о. Иоанна и о. Ионы, ибо я их просил именно о том, чтобы помрачение глаза остановилось. Но барон чает совсем победить врага и прогнать. Дай-то, Господи (3, с. 107)!

Очень вам благодарен за извещение об операции, счастливой и безболезненной. N.N. писали уже об этом... и я ответил, что утешение такое ко мне нейдет. Потому что срезывают бельмо наружное, а у меня бельмо внутри глаза. Тут не срезывают, а разрезывают глаз и выпихивают пораженный член – хрусталик. Тут какая должна быть боль?! Эта боль очень меня страшила. И я из-за нее больше упирал ногами пред операциею. Но как вы сказали, что найден способ сделать глаз нечувствительным, то страху теперь уже нет места и я готов на операцию. Но не этот один страх меня удерживал от операции, а больше то, что доктор московский, рассматривавший мой правый глаз, сказал, что у меня такой катаракт, который не доступен операции. Если это так и есть, то нечего и думать об операции, хоть она будет не только безболезненна, но и сладка... Одно еще остается – доктор рассматривал мой глаз, когда он только начинал засариваться. Возможно, что или доктор не совсем рассмотрел и ошибся, или что катаракт, созревши, переродился и стал допускающим операцию.

Потому надо оба глаза подвергнуть докторскому осмотру снова. Если доктор найдет операцию возможною, то есть допустимою, то я ее приму (3, с. 108).

52. Смиренный отзыв святителя о силе своей молитвы о ближних

И я молюсь, но молитва моя не будет сильна, ибо я не имею дара молитвы, какой бывает у иных мужей Божиих, многогрешен будучи и не достигши в меру истинного покаяния (3, с. 152).

53. Ответ о руководстве ко спасению

Вы, кажется, хотите, чтоб я вас взял руководить. Не берусь никого руководить, но, когда кто спрашивает о чем – и я разумею дело добре, всегда с охотою отвечаю, и это вам обещаю (3, с. 153).

54. Я не берусь руководить, только сказываю, что придет на ум в ответ на вопрос

Вы были у N.N.; бывайте и еще и слушайте уроки его. Он человек опытный, а я не видал жизни, потому могу сказать вам что-либо неподходящее. По сей причине я не берусь руководить, только сказываю, что придет на ум в ответ на вопросы. Духовник скорее может быть руководителем. И его лучше не переменять (3, с. 157–158).

55. Отзыв о словах и трудах отца Иоанна Кронштадского и смиренный отзыв святителя о себе

Приношу вам глубокую благодарность за ваши слова и поучения, многоназидательные, простые и глубокие, краткие и полные, всесодержащие без излишеств и словоизвитий. Благослови, Господи, ваши пастырские труды по всей их широте. Вам дана благодать не учить только, но и творить. Помоги вам, Господи, успешно служить братиям о Христе всяким дарованием, какое прияли вы от Господа (3, с. 166–167).

Вы трудитесь. А мне пришла пора сложить орудия... Вы – пастырь добрый, а я архипастырь негодный. Я думаю, что еще не было такого дурного архиерея, как я. Вот за грехи мои и лишен теперь сил: ослабел и телом, и еще паче духом. Назади ничего стоящего не видится, впереди ничто стоящее не чается. Остается одно: Боже, милостив буди мне, грешному! Дай, Господи, чтоб хоть этот вопль выходил из сердца.

Вы на карточке своей написали, что есте ученик мой. Мне бы желалось знать, когда это было и где. Может быть, я припомнил бы по чем-нибудь вас. На деле, впрочем, достаточнее знать, как вы есть. Всякой успешности желаю вам в делах ваших.

Прошу молитв о моем всеокаянстве (3, с. 167).

56. Отказ на просьбу о духовном руководстве

Вы предлагаете мне взять вас под свое руководство. Не могу и не понимаю этого дела. Оттого никогда не берусь руководить. Прошу извинить мой отказ. Он делается в пользу вам; ибо, не зная дела, я мог бы завести вас незнамо куда. Желаю вам найти себе старца, но указать вам никого не могу. Господь да умудрит вас в деле спасения (3, с. 167–168).

57. В книжках (моих) вы найдете все, что бы мог я сказать вам

С удовольствием исполняю ваше желание и шлю вам несколько книжек, двое четок, два образка свмч. Пантелеимона... Ватка на них – одна от гроба Господня, другая – от мощей святителя Тихона.

В книжках вы найдете все, что бы мог я сказать вам...» (3, с. 181).

58. Радость святителя о добром устроении пишущей

Да воздаст вам Господь небесным утешением за утешение, какое доставили вы мне письмом вашим, в коем извещаете, что внутренняя молитва с вами, что Ангел ваш Хранитель неотступно присущ вам и что напоминания вам свыше о непресекаемости хранения умной молитвы не прекращаются. Чего вам еще желать? Разве того одного, чтобы дал вам Бог силу и разум усердно исполнять все, что в содевании спасения требуется от вас самих, от ваших усилий и трудов над собою (3, с. 220).

59. Родители святителя

Желаете поминать родителей моих! Благодарствую! Родитель мой – иерей Василий, а матушка – Татьяна (3, с. 239).

60. О книге Иоанна Кронштадтского

О. Иоанн Кронштадтский издает краткие изречения свои о вещах Божиих и о жизни духовной под заглавием «Моя жизнь во Христе». Если встретите их, читайте (3, с. 241).

61. О своем непринимании

Вы хорошо сделали, что не потянулись в наш монастырь, ибо по нездоровью я никого не принимаю (3, с. 252).

62. Разбор и оценка присланного Слова о покаянии

Позвольте прежде всего поблагодарить за доверие к моей немощи, с каким препровождаете ко мне Слово о покаянии. Исполняю желание ваше с особенным удовольствием, как продолжение общения, коему да благословит Господь не прекращаться.

Слово о покаянии прочитано мною не раз. Оно назидательно, особенно к концу, и читаться может не без пользы. Писавший указал душу покаяния – сокрушение о грехах, к которому очень часто обращается в слове. Но я не нахожу, чтобы предмет был осмотрен и изложен обстоятельно. Что до опытных указаний – ожидайте их от оптинских старцев. Беру сторону знательную.

В производстве покаяния совсем не помянуто о твердой решимости не оскорблять более Господа грехом своим; о делах, противных прежним склонностям, помянуто коротко и вскользь; точка опоры покаявшегося – неприязнь ко греху и обет работать Господу вседушно, при помощи благодати, без чего шага не может он сделать на новом пути, – не выяснена.

Вообще, если взять все в совокупности, окажется много неопределенности и неполноты в понятиях о деле покаяния и Исповеди, в частях и порядке ее.

Сверх того, есть немало оговорок, могущих смущать немощные совести. Оставляю косвенно относящееся к делу (как, например, с. 6, будто Адам пал в надежде на помилование. В сей надежде может грешить только тот, кто не раз грешил и получал прощение. У Адама были другие искусительные мысли... и подобные места). Останавливаюсь на главном предмете. С. 15. «Скорбь должна быть сверхъестественная». – Следовательно, ее предписывать нельзя. А на с. 16 говорится, что кто не имеет такой скорби и при исповеди, тот возвращается домой с грехами своими. Очень строго. Сверхъестественность в деле покаяния стоит у него не на своем месте. Благодать Божия совне возбуждает грешника к покаянию. Ощутивши сие побуждение, не должно отлагать, а тотчас покаяться, перестать грешить и обратиться к Господу Богу. Благодать назирает все дело и идет вслед за склонением воли. По разрешении благодать входит в сердце и обитает в нем. Так бывает. Но предписывать того, что от благодати, нельзя.

«Чувство скорби глубокое» надежнее, но нельзя сказать, чтобы ничего не имел, кто не имеет ее: чувство во многих случаях не зависит от нас. Иной неглубоко скорбит, но тверже решает не грешить больше. Иной в перси (твердо) бьет – и тотчас снова падает в грех, а другой просто скажет: дурно сделал я... и уже не возвращается на прежнее. Существо покаяния в пременении на лучшее. Все прочее – обстановка, предшествующая и последующая.

На с. 19 опять: сокрушение – дар, а укоряется, кто не приобретает его... Тут же в образец ставится подвижник, каждогодно исповедовавшийся... Ну! подвижник!!! Подвижник непрестанно кается. На с. 19 и ход покаяния изображен неточно.

Покаяние точно не дает богатства познания, которое должно приобретать трудами, но омрачение греховное в покаянии рассеивается, иначе и покаянию быть нельзя. То и располагает покаянию, что действием благодати открывается ясновидение себя, Бога и своей участи.

Черты образа Божия восстановляются как в Крещении, так и в Покаянии. Наклонности не уничтожаются, но корень их подсекается. Человек сознанием и ревностию переходит на сторону добра. Почему худое остается в нем, но перестает быть его собственностью? Оно ноша его, смирительная и искупительная.

И от наказания покаяние освобождает. В разрешении рукописание грехов раздирается. Человек объявляется невинным. За что же взыскивать? Меры исправления, Промыслом посылаемые, не суть собственно наказание.

Будто полное изглаждение склонностей предоставлено нам самим... Куда нам? Аще не Господь – всуе (2, с. 242–244).

63. Одобрение ищущей спасения

Как восхитителен ваш аттестат:

«Я такая скверная, такая нетерпеливая, смею роптать... Ничего не делаю, чтоб быть близкою Господу. Хуже меня не было никого и не будет». Особенно последнее многоценно. Если где-нибудь на свете ставят 100 баллов, то и вам следует поставить эту отметку.

Такие приговоры были бы очень бедственны, если б не было прописано: «Как хотелось сделаться хоть на чуточку получше».

Се наше дело – стремиться вперед к лучшему, а назади ничего не видеть достойного одобрения. И извольте по сей норме усовершать свою нравственность. Будет успех непременно (4, с. 5).

64. Лучший образ памятования святителя

За то, что вы хоть не писали, но все же не преставали вспоминать о мне, благодарствую. Но попусту что вспоминать? Прошу вас поминать меня в молитве и ни о чем не молить Господа для меня, как чтоб Он дал мне дух покаяния и Своих заповедей добрым делателем явил меня, из грешных – грешного (4, с. 11).

65. Смирение и душепопечительность святителя Феофана

Очень вам благодарен, что, несмотря на мое неотвечание, вы все же пишете. Хоть я ничего дельного не могу вам сказать, но мне всегда желательно знать, как обстоят дела ваши (4, с. 20).

66. Отзыв о Санкт-Петербургском митрополите Исидоре

У вас первые слова о смерти владыки митрополита Исидора, ожидаемой – и вслед за тем совершившейся. Да упокоит Господь душу его! Он всю жизнь блюл сердце свое мирным и в мире глубоком почил. Блажен путь! Как он мудро настроил и мудро вел свое внутреннее! По сим началам он мог говорить о себе: живу не к тому аз, но живет во мне Христос. Аминь (4, с. 39).

67. Как святитель писал проповеди

Особенность моих проповедей – и этих, и всех других – та, что они не сочиняемы. Обычно, бывало, вечером, после всенощной, выпью стакан чая, прочитаю Евангелие завтрашнее, потом Апостол... и какая мысль впадет и займет внимание и сердце, ту беру в тему... и проповедь там внутри уж сама собой строится. Час, полтора, много – два... и проповедь готова... утром прочитаешь, немножко подладишь. Иногда тему дают внешние обстоятельства, как бывало при посещениях монастырей... но производство все то же. Это писаные экспромты; как они не из головы шли, то и представляют подслащенное нечто. Вот посмотрим, как-то вам покажутся другие подобные же брошюры. Их будет шесть-семь; две-три – в два раза больше этой (4, с. 50–51).

68. Пример кротости святителя

Я удивляюсь вашему геройству... Как вы, такая больная, а пишете так, как здоровая из здоровых. Стану вам подражать... а то я такой неженка... блоха укусит – поднимаю крик на весь свет (4, с. 53).

69. Просмотр «Пути ко спасению»

Только что перечитал «Путь ко спасению». Все перезабыл, что тут писано, и читал все как чужое. Перечитывал для нового издания. Все остается без перемены; только урок свт. Иоанна Златоустого о воспитании относится к концу книги, а в средине между первым и вторым отделением он перерывает внимание (4, с. 55).

70. О сочинениях святителя Игнатия Брянчанинова

Теперь обращусь к прочему содержанию письма вашего.

О. Иларион Оптинский правду сказал о сочинениях прп. Игнатия, и мать игуменья хорошо делает, что помнит то и предает другим. Но с грехом у прп. Игнатия суть только «Слово о смерти» и «Прибавления к сему слову», кои составляют предмет критического обсуждения их в моей книжке «Душа и Ангел – не тело, а дух». В прочих же статьях я не заметил ничего подобным образом погрешительного.

У него только образ сочинения нехорош. Не знаю почему, но ни одна у него статья по прочтении ее не дает ясного понятия о предмете ее. Грех большой делают наши предержащие церковные власти, что оставляют распространяться мнениям неправым в печатных книгах, не предписывая вырвать их оттуда. Читающие их и учатся думать, что и души, и Ангелы по существу вещественны (4, с. 57–58).

71. Об отце Иоанне Кронштадтском

О. Иоанн быстротечный... удивляюсь, как он выносит столько хлопот. И труд спасительный, и воздаяние многое. Спаси его, Господи (4, с. 63)!

О исцелении о. Иоанном княжны Барятинской еще кто-то писал ко мне... Очень сему рад. Слава Богу!.. Ибо тут дело Божие... и дело о Церкви во славу ее (4, с. 65).

72. О «Душеполезном чтении» и кончине архимандрита Григория

Душеполезное чтение» я получаю, это единственный журнал, где статьи не отуманиваются мудрованиями.

О. архимандрит Григорий, инспектор Московской Академии, сгорел. Его назначили в Константинополь. Поехал, доехал до Москвы и скончался (4, с. 65).

73. Отеческое болезнование о руководимой

Ведь вы уже не маленькая! Можете, верно, определять, что для вас полезно в духовном отношении. А чего не дорешите, к мамаше обращайтесь! Она для вас игуменья. Послушанием ей навыкайте послушанию будущей начальнице. В этом имеете большое преимущество пред другими (4, с. 85).

74. Мысли об издании иноческих уставов и труды, по изданию Добротолюбия

Посылаю матери N. устав св. Пахомия. Этот устав, может быть, напечатается. Если леность позволит, я пересмотрю его и попрошу афонцев отпечатать его. Теперь мне некогда. Вот кончу 5-й том Добротолюбия. Тогда, может быть, и за уставы возьмусь... У меня и Василия Великого устав в порядок или общий обзор приведен. И этот, может быть, отпечатаем. Все зависит от благоволения царицы моей, лености. Третьего тома Добротолюбия опечатки заметил и отослал давно уже... Теперь они, верно, уже отпечатаны. И скоро надо ждать появления книги. Я пришлю матери N... Пусть не хлопочет... 4-й том переписан. Перечитываю 5-й и конечный – кончаю переводить. Но, может быть, до конца поста протянется (4, с. 104–105).

75. Отзыв о преподобном Симеоне Новом Богослове

Хорошо вы сделали, что взялись снова прочитать св. Симеона. Это самый отрезвительный отец. «Стало быть, книги читает у вас шкап книжный», а вы только иногда посматриваете на них снаружи. Нет, вы все перечитывайте их одну за другою... В книгах Добротолюбия сколько добра? Перечитывайте же их. Это всегда новые книги (4, с. 124).

76. Отзыв о сочинениях отца Иоанна Кронштадтского

Хорошо, что мысли о. Иоанна так вас озаряют. Я назвал их утренним весенним ветерком благоуханным. Прочитайте их не раз, а несколько раз, чтобы все высосать оттуда (4, с. 135).

77. Я большой грешник... так читающие помолятся и умилостивят Бога

Мне очень приятно слышать, что книги мои какую-нибудь пользу доставляют. Я большой грешник, а молиться ленив и на другие подвиги не падок... так читающие помолятся и умилостивят Бога (4, с. 148).

78. Отзыв о трудах отца Иоанна Кронштадтского

Вон вышли книги, «Моя жизнь во Христе» озаглавлены, о. Иоанна Кронштадтского... одного сорта с моими. Но в них есть многое лучше написанное, чем у меня. Потому не излишне, если встретите их и прочитаете (4, с. 155).

79. Отзыв о письмах Георгия Затворника

Письма Георгия Затворника назидательны (4, с. 185).

80. Отзыв о письмах Макария Оптинского

Пишете, что вы все читали письма оптинского старца Макария. Благословенны книжки его. Глубокий веет в них дух смирения и навевает его на всякого читающего. Перечитывайте почаще. Не мешает выписки сделать, чтоб в случае нужды подогревать дух смирения – из всех духов самонужнейший (4, с. 211).

81. Смиренный отзыв святителя о себе как о кабинетном богослове

А вы вне ищете того, что следует обретать внутри. Да еще обратились к такому человеку, который никакой опытности не имеет. Вы посудили о мне по книгам. Книги писаны кабинетно, таково и содержание их. Так и жизнь моя вся проходила и проходит; какие тут опыты? Мне и не следовало бы, по сознанию полной неопытности, начинать с вами беседу. Но подумалось: что ж? от нечего делать хоть потаракаем. Се – смысл, с каким начинается беседа.

Господь заповедал: просящему у тебя дай. Просите – даю. Господь милостив и не сказал: давай золото, серебро, камни дорогие – а что есть... И возьмите что есть. Уж не погневайтесь, если вместо белого хлеба окажется заплесневелая корка решетного с мякиною хлеба. Некто виноват. Обращались бы к тем, которые побогаче. Я той веры, что Москва богата богатыми духом. Все сие пишется для сокращения ваших ожиданий, незаконно расширяемых вашею добротою. Вот вам и доказательство моей многоопытности. Обоих ваших вопросов я не умею решить определительно (4, с. 246–247).

82. Забота святителя о своих родных

Про родных моих вы ничего мне не сказали. Верно, и не узнали ничего. Меня занимают особенно две красавицы: одна учительница во втором приготовительном классе, а другая учится еще, кажется, в пятом классе... И та и другая – молодо и зелено. Господь да умудрит их и сохранит (6, с. 147).

83. Известие о возведении в степень доктора богословия

Если вы никому не скажете, то скажу вам новость, что Святейший Синод возвел меня на степень доктора богословия. Указа еще нет или диплома, но дело решено. Писал преосв. Леонтий. Я этому очень рад, хоть ума от этого не прибудет. Однако ж до времени – не увесть о сем и шуйца ваша (6, с. 213).

Докторство мое долго тянулось. Но я ничего про то не знал. Потому не выказывал ни соизволения, ни несоизволения. В половине января получил письмо от одного С.-Петербургского протоиерея, что дело о сем подошло к концу. Потом преосв. Леонтий писал, что подписал синодский протокол. А с прошедшею почтою получил отношение Академического совета, а диплом – после.

Докторству очень рад, а прежде все Академии Духовные избрали меня в свои почетные члены... и мне это было как бы стороннее дело (7, с. 214–215).

Благодарю вас за поздравление меня с докторством. Вы не ошиблись, полагая, что это будет для меня делом, достойным поздравления. Немножко пофанфаронил я, немножко попарил выше облак. А потом спустился опять в обычную свою смиренную колею. Но где же это застряло мое докторство (7, с. 252–253)?

Совет Академии известил меня о возведении меня на степень доктора богословия, но диплом еще не получен. Это докторство меня очень радует (7, с. 253).

84. Отзыв о немецких толкователях Священных книг

Теперь я заготовил себе толковников кучу – самых крутоголовых – просто немцев. И начинаю налаживаться на толкование. Взял первое Послание Петрово. Я вам скажу секрет... Уж какой это труд!!! Проповедку, как блин, спечешь. А тут пучишь-пучишь глаза-то – насилу увидишь что-нибудь. Немчурки же все сумасшедшие. Уж как они толкуют – из рук вон. Этакие мудровальщики! Брался я однажды за Псалтирь. Немчурки все исковеркали... а упираются на еврейский текст. И надо, стало, взяться за еврейщину... Немножко пошло на лад... И будет, чтоб только разобрать, куда гнут те и куда надо. Дело за небольшим. Библии-то еврейской и нет. И не знаю, куда обратиться. Там, кажется, есть у вас в Питере агент Библейского общества и лавка. Если точно есть, то, верно, и еврейская есть Библия. Купите, пожалуйста, и пришлите. Деньги вышлю (7, с. 14).

85. О своих проповедях

Очень вам благодарен за проповеди доставленные. С прошедшею почтою получил. Как будто они похорошели. Верно, ваше усердие к напечатанию придало им лишней красоты. Думается даже, что теперь так и не напишешь... Хоть все они писаны вечером под службу или даже утром пред обеднею. Давно уж не говорю проповедей. Расслаб. Теперь чувствую себя крепче и как бы не начал опять говорить. Присылайте поскорее по транспорту. Может быть, потребуются (7, с. 19).

86. Занятия святителя английским языком и литературой

Еще прошение. Вы мой профессор по английскому языку – тем, что доставили мне самоучителя... весьма основательного. Теперь будете профессором литературы английской. Крайнюю нужду чувствую в толковниках Писания и церковных историках английских. Чается, что они степеннее и богобоязненнее немцев и глубже французов... Помогите мне в приобретении такого рода писаний. Разведайте, какие есть хорошие толкования Писания и хорошие Церковные истории на английском и какой есть там получше богословский журнал, и скажите мне. Я закажу Л. Исакову выписать. Узнать вам – у Ивана Терентиевича Осинина, академического наставника... или нет ли там английских попов. Кажется, там есть в Питере некто Г. Мичел – секретарь английского посольства... Теперь не консул ли он?! Сдается, будто было помянуто о сем в газетах. Он был у меня во Владимире, и из речей его видно было, что он не чужд богословских понятий. Может быть, он знает. Всяко ухитритесь разведать (7, с. 20– 21).

87. Ответ на приглашение на Афон

За предложение пантелеимоновцев благодарствую. Но ведь туда надо направляться святым, а грешить-то и на Выше удобно. Так какая нужда переселяться (7, с. 49)?

88. Об архимандрите Лаврентии

О батюшке отце Лаврентии я меньше всех знаю. В Академии я бывал у него часто, но об обстоятельствах его почти никогда речи не было... Обычно же каким вы его видели, таков он всегда. Главное в нем – безгневие. Образ кротости. Я ни однажды не видал его рассерженным. Иногда он станет будто сердито говорить, но тон речи всегда изменял ему и показывал, что это он надувается рассерчать, да не умеет.

В семинарии я его уже не застал или был во словесности, по-тогдашнему, и до богословов вниманием своим не возносился. В Академии он жил очень уединенно, никуда почти не хаживал. Все дома и дома. Когда какой праздник по товариществу, он скажет... «приду, приду»... а на другой день извинится: совсем собрался было, да помешали... Фраков терпеть не мог... все бранил их... и срамную басню про них выдумал.

Был большой постник... и в лице будто полон, а тела совсем почти нет. Живота нет: ввалился. Когда наденет фрак – и вышел, как доска, подчегарый... Подрясник и ряса все скрасили... И стал полный. Первую и последнюю недели – однажды только обедывал в среду на первой... А на Страстной – в среду и четверг. И вообще яствия был скудного, хоть у них стол был общий. Жениться все собирался... Чай, невесты две выбирал. Нет, не удалось... Покойный владыка Филарет воротится, бывало, из Питера и при встрече скажет: «Ну, Макаров, приехал тебя постригать...» Шутя! И застриг-таки. Мы часто в Лавру хаживали... По воскресеньям и праздникам...

Профессоры все относились к нему с уважением... Он был муж совета и утешения (7, с. 95–96).

89. Совет о молитве: обращаться к творениям епископа Игнатия Брянчанинова

Об умной молитве... Хорошо бы писать, да сил недостает. Это надо мужу-молитвеннику сделать. Вот преосвященный Игнатий писал. Пусть удовольствуются этим... А оптинский Макарий в одном письме очень неблаговолительно отнесся... к тем, кои цепляются за это дело с вычурными приемами. Стань правду говорить – надо похулить сии приемы... Но тогда проклянут... и со света сживут. Лучше молчать (7, с. 96–97).

90. К истории книжки «Что есть духовная жизнь»

У меня вот что есть недавно смастеренное: Письма о том, что есть духовная жизнь и как на нее наладиться. Числом 80, на 19 с небольшим шестилистовых тетрадях. Много толковано, но еще не все. Предполагаются еще две таких пачки. Вопрос: как их печатать? Думал послать в «Душеполезное Чтение"- затянется одна эта часть года на полтора. Думал в «Домашнюю Беседу». И там то же. Приходится особо печатать. Как же? Самим? Или афонцам предложить? Пишу к Арсению. Как он вздумает...

Знаете ли, отчего Арсений упираться стал?.. Когда-то я писал – соблазнить афонцев – напечатать не помню что. Он и думает, что, когда предлагают ему печатать, соблазняют его. И отчуждается.

Письма эти, мне думается, не без интереса... Писаны к юной красавице. Издание должно быть безымянно. Так мы сталкивались с красавицею. Из действительно писанных писем тут малая частица. Большая же часть вновь составлена. Следующая часть вся вновь составлена будет, но сия будет писана после 2-й ч. Добротолюбия (7, с. 107).

91. Отказ от предлагаемой службы в Японии

Владыка ваш пишет к Тамбовскому, что о. Николай Японский просит предложить Вышенскому, не согласится ли он потрудиться в Японии. Вышенский отписал Тамбовскому, что не хочет: поясница грызет. Слепому куда ехать? А потом отписал то же и Питерскому (7, с. 118).

92. Значение книги Жития святого Варлаама и Иоасафа-царевича для познания христианской веры и жизни

Еще в Иерусалиме, в обители св. Саввы, видел я большую рукописную книгу: «Жизнь Варлаама-старца и Иоасафа-царевича». И все собирался прочитать – и не собрался. Дома, с тех пор как выписал святых отцев и встретил между писаниями св. Дамаскина сию книгу в печати, тоже все посматривал, чтоб прочитать, и не читал. На днях, имея нужду, по случаю беседы Ушинского о почитании иконы, посмотреть слова о сем св. Дамаскина, опять попал глазами на сию книгу и решил прочитать ее. И что же? Лучшей книги для познания христианской веры и жизни в общем обзоре нет и едва ли может быть. Чего ради предприемлется перевод или и имеется в виду издание с картинками. Это будет лучше всех катехизисов (7, с. 165–166)!

93. Похвала «Евангельской истории» отца Павла Матвеевского и указание нужных исправлений в порядке евангельских сказаний

Возвещаю вам радость велию. Просмотрел «Евангельскую историю» о. прот. Матвеевского и нашел ее не только удовлетворительною, но превосходною. Такой на всем свете нет. Внимательное рассмотрение деяний и словес Спасителя, благоговейный тон речи, богатство отеческих и церковных свидетельств составляют ее отличительные черты. Ни одна душа не будет читать ее без услаждения и назидания.

Се истину вам сказую (7, с. 220).

Однако ж, как вам известно, ни одно человеческое произведение не бывает без но. Ставлю и я но, только выражаю это так: кое-что вызывает секундантов.

1. В начале благовестия Господа в Капернауме, с. 295. Призвание рыбарей по Евангелиям Мф. 9, 1–8 и Мк. 2, 1–2 слито с чудною ловитвою рыб по Ев. Лк. 5, 17–26. Сказания сии, очевидно, не один и тот же имеют предмет. У св. Луки совсем и помину нет о призывании.

2. Слиты также Нагорные беседы евангелиста Матфея и евангелиста Луки. Они отличны. Надо их читать и толковать отдельно каждую. Только следует сознаться, что трудно определить с точностию место для бесед по Евангелию от Луки. Можно, однако ж, гадательно предположить, что она могла быть предложена народу пред одним из чудных насыщений народа в пустых местах. Писать же и толковать беседы надо одну после другой.

3. Очень обрадовался, что отдел у евангелиста Луки – с конца 9-й гл. до начала 18-й – не расклочен и изложен весь подряд. Но секунданту поручается заявить, что некоторые места вырваны напрасно. Лк. 11, 9–32; 8, 18–21 и, кажется, еще есть. Уж если принято не раздроблять сего отдела, то незаконно делать для некоторых мест исключения. Все они могли быть повторены.

4. Возвращение 70 апостолов лучше ставить в конце последнего хождения Господа по Галилее, после притчи о мытаре и фарисее (ибо говорится, что они назначены идти впереди Господа). Если кто не хочет этого делать, то всячески, ставя сказание о сем в том месте, где оно стоит в ряду сказаний, оговорить, что по смыслу речи о 70-ти... сказанию сему следует стоять в конце описания последнего хождения Спасителя по Галилее.

5. Вообще о серединной части «Евангельской истории» следует заметить, что напрасно не обозначены пребывания Господа в Капернауме и хождения по Галилее. Ведь это истина, а не выдумка. Так и было. Это очень поддерживает внимание и способствует запоминанию.

6. На Тайной вечери указание предателя у евангелистов Матфея и Марка стоит прежде установления Таинства Тела и Крови, а в сей «Евангельской истории» – после. Впрочем, в этом случае можно обойтись и без секундантов. За нее стоит евангелист Лука – церковные песни и отеческие мысли.

7. Прощальная беседа разорвана пополам. Одна половина – последняя – отложена на дорогу при переходе в сад Гефсиманский. Это значит заставлять Спасителя говорить понапрасну, ибо по дороге двое могут удобно говорить, а 12 – как? Беседы же великой важности, особенно молитва заключительная. То, что Спаситель сказал: Встаньте, пойдем – не резон разделять... Господь встал и опять начал беседу стоя; поговорил немножко. и молитву произнес. Может быть, Он только для сей молитвы и встал, а пред нею еще поговорил, приготовляя к ней. Соблазняет: Аз есмь лоза 37 ... Будто для повода к сему слову нужен взгляд на виноградные лозы, чтобы увидеть, как надо выйти из дома... Но в самом Иерусалиме садов виноградных не было, а по выходе из города тотчас спуск в поток Кедронский – крутой, где не до беседы...

8. Отречения св. Петра представлены смутно. Хорошо, что все отречения описуются вместе, чтобы внимания не отвлекать от того, что сказуется о Господе, и самое отречение представить яснее. Но нехорошо, что не выставлены определительно три отречения. В самом описании их показано 6. Как же три?! В моей «Евангельской истории» высказано предположительно: как три, когда в сказаниях евангелистов их более означается, каждое с особыми чертами, не позволяющими сливать их в одно? Отчего невозможно это предположение?! От того, что по нему выходит 9 отречений. Пусть 9, но они сведены в три. И причина показана. Но как 6–7 отречений о. протоиерея будут три – не видно. Припоминаю, что первая мысль у меня – о трех отречениях при 9 – родилась при чтении собора на Нестория. Говорится, что призывали его три раза. Но три ли раза говорили ему: иди, собор зовет? Три раза приходили за ним, а приглашали всякий раз не раз, и он отказывался не раз; пишется же все, что три раза приглашали.

И в житейском у нас быту бывает, что иной говорит: три раза просил кого-либо; между тем как он три раза ходил просить, а просил всякий раз не раз...

Сообразно с этими случаями у меня составилось предположение, что приступали к св. Петру три раза, а отрицался он не три раза вообще, но всякий раз по три.

Из сего можете усмотреть, что секундант по сему случаю очень уместен.

9. Погибель Иуды вставлена в среду сказаний о страдании Господа. У меня оно поставлено в конце событий в пятницу, чтоб не отвлекать внимания от страданий Господа. Но, по содержанию евангельского о сем сказания, это можно отнести к после-воскресению и даже к после-вознесению... Архиереи совещались, село купили и, кажется, уж хоронили странных. Могло ли все сие случиться в пятницу?!

Вот что сказалось по прочтении «Евангельской истории». Читалось скоро. Может быть, просмотрено и еще что-нибудь заслуживающее внимания секунданта... Прошу извинения. После скажу. Заметки сии ни на волосок не утихли от моего полного восхваления «Евангельской истории» о. прот. Матвеевского. Встретите его – поклон мой ему усердный. Восторгаюсь его трудом. Однако ж и желаю, чтоб он обратил внимание на мои заметки и исправил требующее исправления при следующих изданиях, коих желаю ему не два и три, а десятки (7, с. 220–224).

«Евангельская история» Матвеевского воистину такова, как я писал, но в печати то же сказать не собираюсь. Только благодаря Константина Петровича за книгу, похвалил добре... и прописал отступления от моего плана, при случае. Ему все подобает знать, чтобы сообразно с тем действовать (7, с. 225).

94. Молитвенная память

Я опять провинился пред вами: долго не писал. Но ведь я всегда поминаю вас не на проскомидии только, но и пред Бескровною Жертвою, по совершении Даров. И покоен бываю. Дело общения духовного совершено: к чему после сего чернильное воспоминание (7, с. 235–236)?

95. О «Письмах о духовной жизни»

Что написано в «Письмах о духовной жизни», то всеми исполнимо. Потому что в этом существо дела христианского (8, с. 80).

* * *


Источник: Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. Изд. 2-е. - М., "ДАРЪ", 2008. - 640 с. I8ВN 978-5-485-00165-0

Комментарии для сайта Cackle