святитель Филарет Московский (Дроздов)

341. Речь к новопосвященному Епископу Дмитровскому Евгению

(Говорена октября 6; напечатана в Твор. Св. От. 1857 г. и в собр. 1861 г.)

1857 год

Преосвященный Епископ Евгений!

Чин Церковный, обыкновенно соединяющий с молитвою и тайнодействием поучение, повелевает мне в сей глубоко знаменательный для тебя день, не отпустить тебя отселе без поучения.

И могу исполнить сие без труда. Ты сам произнес себе поучение в то самое время, когда во услышание Церкви произнес Твое исповедание, Твои обеты, и, между прочим, обещание «не искать яже» Твоя; «но яже Господа Иисуса». Проповедуй, что исповедал; исполняй, что обещал: и принесешь добрый плод Господу Иисусу и Церкви Его святой.

Но для сего да не забываешь, боголюбезный брат, что, дабы наш подвиг для Церкви был благонадежен, ему предшествовать должен преимущественный наш подвиг над самими собою.

Преподобный Максим Исповедник о внутренних, «в сердце... полагаемых восхождениях» (Пс. 83:6) духовной жизни, говорит, что «отгоняющий от себя страстные помыслы имеет качество диакона, просвещающий ум познанием сущих качество пресвитера, а кто довершает освящение ума миром богопоклоннаго ведения Святыя Троицы, тот имеет качество Епископа» (Пр. Макс. о люб. сот. 11. гл. 21). Посему и обратно о степенях Церковного священноначалия надлежит сказать, что подвигом и качеством диакона должно быть духовное очищение, качеством пресвитера – духовное просвещение, а преимуществом епископа – высшее помазание и освящение ума таким ведением Святой Троицы, которое было бы вместе и непрестанным Ей поклонением.

Велико от епископа требование! Невольно скажешь с Апостолом: «к сим кто доволен» (2Кор. II. 16)? Кто вызовется удовлетворить сему требованию?

В разрешение сего предлагаю тебе поучение Апостола Павла епископу Тимофею, написанное в послании: «не неради о своем даровании, ...еже дано тебе бысть ...с возложением рук священничества» (1Тим. IV. 14). И в другом послании к нему же: «воспоминаю тебе возгревати дар Божий, живущий в тебе возложением руку моею» (2Тим. I. 6). Дважды пишет одно наставление, видно, весьма благопотребное. Поистине, чем более от нас требуется: тем менее довлеют наши способности и силы; тем паче мы должны искать нашего довольства в даре Божием, приемлемом чрез тайнодейственное рукоположение.

И на тебе рукоположение апостольское и духоносное, хотя чрез многие преемственно руки, но непрерывным мановением сошедшего на Апостолов Святого Духа до тебя простертое. И ты приял «дар Божий: не неради» о нем; "возгревай» его. Не обеспечивай себя своим только разумом, не люби действовать по своей только воле и власти; воздыхай к "Духу истины" (Ин.14:16–17, 15:26, 16:13; 1Ин.4:6); предваряй твои действия сердечным желанием света, силы и помощи свыше; пред угождением воле Божией повергай человекоугодие и самоугодие.

Данный тебе жребий служения, отчасти, соединен с моим. Ожидаю твоей помощи, тем более, что приходишь на помощь уже десятый ко мне одному, день от дня обветшавающему. Но и мне от тебя правого содействия надеюсь, а не угождения требую. Соединим твою новую по благодати Божией силу и мою ветхую немощь в единодушном и, по мере силы, деятельном тщании угождать Богу, всегда и во всем «искать, яже Господа Иисуса», то есть, искать мира Церкви Его и спасения душ, искупленных пречистою кровию Его.

И приемлемый тобою пастырский жезл да напоминает тебе, что ты должен не только идти, но и вести словесные овцы на стези правды, ко спасению, к небу.



Источник: «Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского» в пяти томах (1873, 1874, 1877, 1882, 1885) – М., типография А. И. Мамонтова и К° (М., Леонтьевский переулок, № 5). Раздел «Библиотека» сайта Троице-Сергиевой Лавры

Комментарии для сайта Cackle