День памяти

24 октября –  греч.

Житие

Пре­по­доб­ный Гер­ман Ма­ру­лис (ок. 1252 — ок. 1336) при­над­ле­жал к знат­но­му фес­са­ло­ник­ско­му ро­ду Ма­ру­ли­сов, в ми­ру но­сил имя Ге­ор­гий. С дет­ства от­ли­чал­ся на­бож­но­стью и ми­ло­сти­вым от­но­ше­ни­ем к слу­гам сво­е­го от­ца. В Фес­са­ло­ни­ке он по­зна­ко­мил­ся с афон­ским стар­цем Иоан­ном и стал его уче­ни­ком. В воз­расте 18 лет при­нял мо­на­ше­ский по­стриг и уда­лил­ся со стар­цем на Св. Го­ру. Пять лет он про­вел в ас­ки­ти­рии[1], от­но­сив­шем­ся к мо­на­сты­рю До­хи­ар. В чис­ло его по­слу­ша­ний вхо­ди­ла пе­ре­пис­ка ру­ко­пи­сей и обя­зан­но­сти чте­ца. Ста­рец Иоанн был про­тив­ни­ком по­ли­ти­ки им­пе­ра­то­ра Ми­ха­и­ла VIII Па­лео­ло­га, на­прав­лен­ной на унию с за­пад­ной цер­ко­вью.

Око­ло 1275 г., по­сле му­че­ни­че­ской смер­ти Иоан­на, Гер­ман Ма­ру­лис под­ви­зал­ся под ру­ко­вод­ством стар­ца Иова в пе­ще­ре Бо­го­ро­ди­цы неда­ле­ко от Ве­ли­кой Лав­ры (ви­ди­мо, в Жи­тии име­ет­ся в ви­ду пе­ще­ра прп. Афа­на­сия Афон­ско­го). Впо­след­ствии Иов был из­бран игу­ме­ном Ве­ли­кой Лав­ры, но око­ло 1283 г. был вы­нуж­ден оста­вить эту долж­ность и по­ки­нуть Св. Го­ру. Гер­ман пе­ре­се­лил­ся в неболь­шой мо­на­стырь сщ­мч. Елев­фе­рия. По мне­нию мо­на­ха Фео­к­ти­ста До­хи­а­ри­та, оби­тель св. Елев­фе­рия нель­зя отож­деств­лять с освя­щен­ным во имя это­го же свя­то­го мо­на­сты­рем Вулев­ти­рии.

Око­ло 1300 г. он взял се­бе по­слуш­ни­ка по име­ни Иоан­ни­кий. Око­ло 1326 г. из-за на­бе­гов ту­рок Гер­ман Ма­ру­лис пе­ре­се­лил­ся в Ве­ли­кую Лав­ру. За бо­го­угод­ную жизнь преподобный был удо­сто­ен да­ра чу­до­тво­ре­ния: он спас от па­де­ния в про­пасть Иоан­ни­кия и ис­це­лил от тя­же­лой бо­лез­ни сво­е­го пле­мян­ни­ка, ко­то­рый при­шел по­се­тить его на Афон. Прп. Сав­ва Ва­то­пед­ский срав­ни­ва­ет Гер­ма­на Ма­ру­ли­са с прп. Ан­то­ни­ем Ве­ли­ким. Жи­тие Гер­ма­на Ма­ру­ли­са, на­пи­сан­ное меж­ду 1341 и 1344 гг. Фило­фе­ем Кок­ки­ном (бу­ду­щим пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским), не толь­ко со­зда­ет яр­кий об­раз мо­на­ха-ис­их­а­ста, но и яв­ля­ет­ся важ­ным ис­точ­ни­ком по ис­то­рии афон­ско­го мо­на­ше­ства это­го вре­ме­ни[2].


При­ме­ча­ния

[1] Ас­ки­ти́рий (греч. ἀσκητήριον) — неболь­шой уеди­нен­ный мо­на­стырь или жи­ли­ще от­шель­ни­ка-ас­ке­та. Тер­мин «Ас­ки­ти­рий» впер­вые встре­ча­ет­ся в «Жи­тии прп. Ан­то­ния Ве­ли­ко­го», на­пи­сан­ном свт. Афа­на­си­ем Ве­ли­ким, и озна­ча­ет ме­сто, где прп. Ан­то­ний на­чи­нал свои ас­ке­ти­че­ские по­дви­ги.

[2] Пра­во­слав­ная Эн­цик­ло­пе­дия. Т. XI, С. 355.

Случайный тест