Георгий Константинович Властов

Глава ХLIV

1. А ныне слушай, Иаков, раб Мой, и Израиль, которого Я избрал.

2. Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней: не бойся раб Мой, Иаков, и возлюбленный Израиль, которого Я избрал;

„Возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион? вопрошает пророк в гл. 66-й (ст. 8).

Образование народа Израильского в один день, в пустыне было чудом, совершившимся после прообразовательного крещения „в облаке и в море“ (1Кор. 10:2), когда беспорядочная толпа почувствовала себя охваченною живительною силою Духа Божия, почувствовала себя единым народом в общности веры и благодарности к Господу, что и выразилось во вдохновенной песни, записанной в XV главе кн. Исход. О чудесном образовании народа говорит и Моисей во Второзаконии (Втор. 32:10–13): „Господь нашел этот народ в пустыне, в степи печальной и дикой.... и вознес этот народ на высоту земли“.

К этому народу, созданному не обыкновенным историческим путем1455, а возникшему и введенному в число народов, с дарованием ему удела, по особой воле Божией, призывавшей его и к особой высшей духовной деятельности, – к этому народу обращены слова пророчества, напоминающие ему о том, что он создан и образован и избран по особой воле Божией1456.

3. ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; изолью дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих.

4. И будут расти между травою, как ивы при потоках вод.

Мы видели в конце 43-й главы (ст. 25), что Господь обещает Сам изгладить преступления человеческие; но народ Израильский лишается священства (ст. 28). От этого времени пророчества обращены ко всему человечеству, хотя чрез Израиля1457, из которого, как и прежде указывал Исаия, только остаток спасется1458. Поэтому слова ст. 3–4 наст. главы обращены к верующим Израиля, к тому „остатку“, который разнесет по всему миру благую весть о пришествии Еммануила и о спасении.

Ст. 3 повторяет мысль, высказанную Исаией XXXII, 15: „Дух излиется на нас свыше“1459. Вода на священном языке символ жизни, как мы видели выше. Очевидно, что это пророчество получило свое исполнение лишь после священной великой тайны Искупления, ниспосланием Утешителя, Духа Святого, на всех верующих в Господа Иисуса.

Господь посылает Свое благословение и Дух Свой на потомков Израиля. Здесь надо разуметь не только ту часть Израиля, которая уверовала в Господа, но и на все духовное потомство Авраама (Быт. 22:18) и Иакова, ибо, как говорит Св. Евангелист Иоанн, „Господь даровал власть быть чадами Божиими верующим во имя Его, которые не от крови и хотения плоти родились, но от Бога“1460.

Стих 4-й образно рисует рост Христианства посреди язычества, уподобляемого траве. Это-растение, вырастающее из малого семени, под ветвями которого впоследствии укрываются птицы небесные1461.

В пророчестве Исаии говорится о живительной влаге, имеющей оросить засохшую страну. И вот, от этого живительного начала посреди необозримых пространств, покрытых засохшею травою, подымаются ростки великого древа: „и пустыня сделается садом“. (Ис. 32:15).

5. Один скажет: „я Господень“, другой назовется именем Иакова; а иной напишет рукою своею: „я Господень“, и прозовется именем Израиля.

Стих этот обыкновенно толкуют в том смысле, что, не смотря на различие церквей, состоявших в начале или из одних Иудеев, или из одних язычников, или из лиц различного происхождения, все они составят единую церковь во Христе, и самые эти различия исчезнут в единстве веры, надежды и любви вселенской церкви, глава которой Сам Господь наш Иисус Христос. Некоторые еще видят в этом пророчестве предведение разделений, имеющих возникнуть в церквах, на которые указывал Св. Ап. Павел1462.

6. Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога,

В этом ветхозаветном воззвании к Израилю мы находим все те священные имена Божии, которые были сами пророчеством грядущей тайны искупления. „Равви! Ты Сын Божий, Ты царь Израилев!“ восклицает прозревший Нафанаил, увидев Господа Иисуса (Ин. 1:47–49). Второе священное дорогое нам имя „Искупителя“ раскрывает отчасти ту тайну страданий, которые Сам Бог „Господь Сил“1463 во образе человека, волею Своею, подымет и вкусит, чтобы спасти человечество. Наконец, мы в стихе этом находим и то выражение славы, которым в Откровении Св. Иоанна язык человеческий силится изобразить идею вечности и бесконечности Творца: „Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, первый и последний“ (Откр. 22:13).

Всеобъемлющий в пространстве и времени, Царь мира, Владыка и Творец всех духовных и материальных сил мира,– Он есть и Искупитель наш.

7. ибо кто как Я? Пусть он расскажет, возвестит и в порядке представит Мне всё с того времени, как Я устроил народ древний, или пусть возвестит наступающее и будущее.

8. Не бойтесь и не страшитесь: не издавна ли Я возвестил тебе и предсказал? И вы Мои свидетели. Есть ли Бог кроме Меня? нет другой твердыни, никакой не знаю.

Стих 7-й есть настойчивое повторение мысли, высказанной в Ис. 41:22–23 и Ис. 43:9–13, о которой мы говорили в своем месте. Стих 8-й в совокупности с предыдущими стихами устремлен неизменно к цели, которую преследуют все священные книги ветхого завета – утвердить в сердцах Израиля непоколебимую веру в Единого Бога Творца мира. В 4 т. Св. Летописи1464 мы говорили о том, что пророк Илия в царстве Израильском был послан Господом искоренить культ Ваалов, чтобы десять колен, имеющие быть отведенными в плен, могли быть рассадниками истинных понятий о Боге посреди язычников; к достижению этой же цели был чудесно исцелен Сириянии Нееман; такова же была цель послания Ионы в Ниневию. Издавна Господь подготовлял почву, на которой могло быть посеяно семя веры в Господа Иисуса Христа. А почва эта была вера в Единого Бога. И самые Арийцы, вызванные Господом, ненавистники идолов, были подготовлением к сокрушению культа бесов и к обращению сердец к Единому Богу, Творцу мира. По поводу выражения, употребленного в ст. 8 „твердыня“, мы напомним, что слово цур, со времен Моисея (Втор. 32и пр. в 3 т. Св. Лет.) употреблялось, чтобы образно представить себе безопасность тех, которые надеются на Господа. И пророк Исаия в Ис. 17говорит: „Господь есть скала прибежища твоего“, и Ис. 26:4: „Господь Бог есть твердыня вечная“.

В ст. 8, после напоминания о том, Кто есть Царь Израилев, и сколько чудес явлено народу, этот народ призывается в свидетели бытия и всемогущества Божия. И слово Господне исполняется доныне и во веки веков, ибо история этого народа, купно с пророчествами, произнесенными среди его, есть свидетельница непреложности обетований Всемогущего, исполнение которых в Господе нашем Иисусе Христе.

9. Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены.

10. Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы?

11. Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами из людей же; пусть все они соберутся и станут, они устрашатся и все будут постыжены.

12. Кузнец делает из железа топор и работает на угольях, молотами обделывает его и трудится над ним сильною рукою своею до того, что становится голоден и бессилен, не пьет воды и изнемогает.

13. Плотник, выбрав дерево, протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его ресцом и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме.

14. Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его.

15. И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтоб ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается пред ним.

16. Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: „хорошо, я согрелся; почувствовал огонь“.

17. А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: „спаси меня, ибо ты бог мой“.

18. Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели.

19. И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: „половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел: а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?“

20. Он гоняется зa пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: „не обман ли в правой руке моей? “

Мы не можем не высказать своего убеждения, что вся речь, с 9-го по 20-й стих включительно, есть особая проповедь пророка, может быть произнесенная устно перед народом, которая внесена в пророчество главы 44-й, как дополнение и разъяснение главной темы пророчества, заключающагося в том, что не смотря на грозящие и предрекаемые Израилю бедствия, ему послано слово утешения, что он не забыт Богом, ибо он,-этот народ,– есть свидетель прошедших чудес Божиих, и существование его есть свидетельство милосердия Божия, а потому и залог исполнения обетований, из которых ближайшее есть послание Господом Богом человека, по имени Кира, который будет орудием Божиим для восстановления Иерусалима и храма и городов Иудиных, которым предсказано разрушение в гл. XXXIX. Мы видим в 21–28 ст. этой главы прямое продолжение пророчества, произнесенного в ст. 1–8,-которое прервано вставкою о ничтожестве идолов. Стих 21 повторяет мысль стиха 2-го, как стих 22 повторяет мысли стиха 25 главы 43-й, стих 24-й настоящей главы повторяет выражения стиха 6-го настоящей главы и вся последняя часть главы 44-й с 21–28 стих составляет нераздельное целое с первою частью с 1-го по 8-й стих. Последние слова стиха 8-го суть: „Есть ли Бог кроме Меня? нет другой твердыни, никакой не знаю“. – А стих 21 говорит: „Помни это Иаков и Израиль, ибо ты-раб Мой; Я образовал тебя; раб Мой-ты Израиль, не забывай Меня“.

Рассматривая отдельно проповедь о ничтожестве идолов, мы заметим, что с ней по существу имеет сходство и обличение пророка Иеремии Иер. 10:2–5,14, сказующего об изготовлении идолов. И написанные позже „послание Иеремии“, и увещания в кн. Премудрости Соломона1465, повидимому, суть развитие тех же мыслей и обличений, которые высказаны пророком Исаией1466. Исаия в доводах своих обращается к здравому смыслу человека, и, излагая самый образ изготовления идола, спрашивает, каким безумием объяснить можно поклонение ему? Мы хотим только остановиться на ст. 20, в котором сказано: „обманутое сердце ввело его (идолопоклонника) в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: не обман ли в правой руке моей?“

Кто обманывал сердце идолопоклонника? От кого не мог он освободить души своей?

Очевидно, что здесь подразумевается злое начало, отец лжи, властвующий над сердцем язычника, обманывающий его, от которого он не мог освободиться, пока не пришел Тот, Который „победил мир“, и смерть и ад1467. До этой победы сатана мог препятствовать душе человеческой, не просвещенной откровением, идти к свету. Но когда внесены были в мир свет, и истина и благодать1468, то душа человеческая могла идти к свету и разрешена от уз сатанинских1469.

Как выше мы говорили, мы связуем следующие стихи с словами стиха 8-го: „есть ли Бог кроме Меня? нет другой твердыни, никакой не знаю“.

21. Помни это, Иаков и Израиль, ибо ты раб Мой; Я образовал тебя: раб Мой ты, Израиль, не забывай Меня.

22. Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя.

Милосердый Отец вопиет к заблудшему чаду: „Израиль не забывай Меня!“ Нам кажется, что упоминание обеих имен патриарха и первоначального, и дарованного ему, после видения в Пенуеле1470, должно останавливать особое внимание.

Яков было первоначальное имя „держащего за пяту“1471 или „запинателя“, как толковал это имя Митрополит Филарет (Зап. на кн. Бытия, ч. III, стр. 5 изд. 1835). Оно имело пророческий смысл в отношении брата его, но не имело таинственного высшего значения, которое представляло собою Израиль: „князь Божий“ или „Богоборец“. В последнем имени заключались обетования всего будущего народа и среди его рода Давидова, в потомстве которого родился Еммануил1472. Не Иаков, представляющий ветхозаветного человека, а Израиль, прообразующий обновленного благодатию человека, увидит искупление рода человеческого и прощение беззаконий, если только: „обратится к Господу, искупившему его“ (ст. 22).

23. Торжествуйте, небеса, ибо Господь соделал это. Восклицайте, глубины земли; шумите от радости, горы, лес и все деревья в нем; ибо искупил Господь Иакова и прославится в Израиле.

Прославление Господа во Израиле, но и Иаков, т. е. все ветхозаветные, искуплены Божественным страданием и смертию и изведены из ада, сошедшим во ад Господом (1Пет. 3:19), и совоскресли с Ним.

Радость небес и земли, даже до самой глубины ее, проявляется, потому что искупил Господь Иакова и прославится во Израиле. Мы признаем в этом стихе всецело Мессианское пророчество.

С 24-го стиха по 27-й стих говорится о творении мира и о чудесах, явленных Израилю. Стих 28-й есть обещание нового чуда для спасения народа, как мы скажем ниже,

24. Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю,

Нам Христианам почти непонятно, как было необходимо во времена язычества, заразившего и Евреев, выяснять настойчиво догмат о Едином Боге, Творце вселенной. Этот догмат, ясный для древнейших поколений1473, совершенно почти утрачен в передней Азии и Египте, затемненный и помраченный символизмом астрономических культов и фетишизмом натуралистических культов; и в высших интеллигентных классах забытый, в погоне за исканием теозофических и каббалистических знаний, (о которых упоминает и Апостол Павел в Кол. 2:18–23), и в преступном изучении магии, которая в сущности была возвратом к древнему культу духов и к шаманству1474. См. след. стих:

25. Который сделал ничтожными знамения лжепророков и обнаруживает безумие волшебников, мудрецов прогоняет назадь, и знание их делает глупостью,

26. Который утверждает слово раба Своего, и приводит в исполнение изречение Своих посланников, Который говорит Иерусалиму: „ты будешь населен“; и городам Иудиным: „вы будете построены, и развалины его Я восстановлю“,

27. Который бездне говорит: „иссохни!“ и реки твои Я иссушу,

28. Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: „ты будешь построен“, и храму: „ты будешь основан!“

Пророчество 44-й главы1475 объемлет весь план Божественного милосердия о спасении и Израиля, – как носителя ветхозаветных откровений, -и всего человечества. Начало главы несомненно представляет Мессианское пророчество, как мы видели выше, рассматривая стихи 1–8; обширное поле видения освещает будущее верующих в Искупителя. Но чтобы достигнуть этого, Израиль (плотский) должен памятовать, что Бог Един и что нет другого Бога на небе и земле, кроме Иеговы, Господа и Царя его (ст. 6–8 и 21). Памятующим это изгладятся грехи, и Господь прославится в духовном Израиле (ст. 22–23). С 24 стиха до конца главы идет непрерывно одно слово Господне, воспоминающее Израилю главные истины его верования (ст. 24), указывающее на лживость других верований и обман называющихся волшебниками и мудрецами (25 ст.); напоминающее, что Он, Господь, глаголал народу чрез раба Своего (Моисея) и посланников Своих (пророков) и что Сам Господь подтверждает их слова, и обещает, что Иерусалим, которому предсказано разрушение в 39-й главе Исаии, будет снова заселен (ст. 26). В двух последних стихах Господь глаголет о бездне, которая будет иссушена и об избранном Им человеке, которому повелено исполнить волю Божию. На этих двух последних стихах мы несколько остановимся.

Мы выше видели в главах ХIII, XIV, XXVIII, что Вавилону предсказано окончательное разрушение. К этому же проклятию Божию, изреченному на Вавилон, относят все почти комментаторы слова стиха 27-го наст. главы, так как и у пророка Иеремии в Иер. 50:38, 51употреблены подобные же образы, когда он указывает на приближающееся падение Вавилона: „засуха на воды его“; „осушу море его и иссушу каналы его“.... „Вавилон будет грудою развалин“.

Вавилон в нравственном его значении был бездна зла, – море лжи и беззаконий; это был центр идолопоклонства и нравственного и умственного растления. Это был, так сказать, бассейн, из которого растекались по передней Азии все растлевающие верования, от самого его построения, и из него, как доказано1476, ведут свое начало не только культы Ассирийский и древне-Аравийский, но и Финикийский, Моавитский, Сирийский, с их отражениями на культах Греции, Етрусков, Латинян и Римлян.

Вавилон, уподобленный морю лжи в нравственном смысле, и по самому положению своему между Евфратом и многочисленным каналам, окружавшим его, погибал, когда эти каналы были иссушены. Он мог, (как Ассур в Ис. 8:7) быть уподоблен и бурным водам, несущим бедствия. Господу угодно было раз навсегда уничтожить этот источник зла. Таково значение ст. 27-го.

Стих 28-й наст. главы и следующая глава 45-я, с произнесением имени исторического царя, восставшего гораздо позднее произнесения этого пророчества, конечно возбуждали много сомнений. Но многие лучшие авторитеты и между прочими наш русский, превосходный ученый комментарий на пророка Исаию, изданный при Христ. Чтении гг. профессорами Спб. Дух. Академии,-указывают на весьма замечательные объяснения этого трудного места пророка Исаии1477.

По поводу имени Кир, персидский Куруш, евр. Кореш, надо иметь в виду, что слово это означает по-персидски солнце 1478 . Держась взгляда строго ортодоксальных богословов всех вероисповеданий, и признавая вместе с ними одного Исаию, которому открыто было не только разрушение Иерусалима Вавилоном, но и Вавилона нашествием новой (Иафетической) расы, которая появится с востока, как восходящее солнце, – мы думаем, что просвещенный светом Духа Святого пророк произносит слова, которых значение могло быть вполне понято еврейским народом лишь по совершении предсказываемых событий.

Что восточные Арии были известны пророку, это видно из главы ХIII, в которой он видит, как Господь вызывает их на гибель Вавилона; что самый язык Персов был известен несколько в Иерусалиме, мы знаем по нескольким Арийским словам, упомянутым в повествовании о предметах, привозимых Соломону из Индии1479. Посему не лишено вероятия предположение, что, произнося персидское слово Куруш, или в еврейском произношении Кореш, пророк видел (с точки зрения человеческой) в этом имени эмблематическое прозвище царя, которого Богу угодно было избрать своим орудием, чтобы облагодетельствовать Израиля1480. Царь этот кланяется единому Богу, он ненавистник идолов и, как солнце, осушает те миазматические болота, которые означают Вавилон. Для Израиля восходящее светило несет, по повелению Божию, свет и успокоение. Заметим еще, что по всей вероятности Кир или Куруш было не имя, а прозвище персидского царя. У Страбона в кн. XV, гл. III, 6, (лист Causab. 729) есть случайное указание, что настоящее имя Кира было Аградатес. Богу угодно было, чтобы это народное прозвище имело таинственное пророческое значение; мы прибавим еще, что оно имело и прообразовательное значение. У пророка Малахии (Мал. 4:2) восход „Солнца правды“1481 имеет Мессианское значение; из этого мы видим, что и в устах Исаии имя Корешь должно было иметь символическое значение. Господу угодно было, чтобы это прозвище стало известным, как свидетельство перед всем тогдашним культурным миром о непреложности произнесенного во времена Езекии пророчества, которое исполнилось в то время, когда Иафетиды громят древний Семито- Кушитский мир и создают во исполнение воли Божией новое общество и новую более чистую культуру.

Присовокупим прекрасные слова комментария Спб. Дух. Академии: „Название солнцем завоевателя Вавилона,-центра языческой тьмы и освободителя Иудеев из вавилонского плена, аналогично с названием „Солнца правды“ (Мал. 4:2), применяемым к Победителю ада, духовного Вавилона, и Освободителю всех, „седящих во тьме и сени смертней“ – Господу Иисусу Христу, прообразом Которого был Кир“. (Loco supr. cit).

Кир называется „пастырем“, потому что Сам Господь поручает ему свое стадо. Не Кир, а Господь глаголет в ст. 26-м Иерусалиму: „ты будешь населен“. А в 28-м стихе, во исполнение воли Божией, Кир скажет Иерусалиму: ты будешь построен, и храму: ты будешь основан“.

Ниже в 45-й главе, в стихе 4-м, мы увидим еще новое доказательство благоволения Божия к Киру, когда Господь глаголет: „Я назвал тебя по имени, хотя ты не знал Меня“.

* * *

1455

См. наши зам. в 3 т. Св. Лет. на Втор. 32:8–9.

1456

См. Чис. 23и прим. в 3 т. Св. Лет. на это место, и на все пророчество Валаама.

1457

Ибо „спасение от Иудеев“ (Ин. 4:22).

1458

Ис. 10и Рим. 9:27.

1459

См. выше in loco наши замечания; и ср. Деян. 2:18,38 (Иоил. 2:28–32). См. еще Деян. 8:17,39, 10:44–45, 13:48,52 и друг.

1460

Ин. 1:12–13 и см. в нашем опыте изучении этого Евангелии зам. in loco, ч. I, стр. 70–72.

1462

1Кор. 3:3–6. Но по-видимому Исаие дано было видеть то разделение, на которое указывает Ап. Пав. 2Кор. 11:22–23. Ср. Собор, Деян. 15:1–32.

1464

Passim; но особ. во 2-й части, говоря о Неемане, об значении плена десяти колен об миссии Ионы: см. напр. стр. 5, 6 – 7, 9, 131–138, 139; всю главу XI о Ионе, в особ. 206–209; 239, 248.

1465

В кн. Пр. Соломона см. Прем. 13:10–19, 14:14–17, 15:7–9. Очень любопытно указание XIV главы об изображении, сделанном в память умершего и обратившемся в идола.

1466

Ср. Пс. 134:15–18 (считают позднего начертания). Ср. еще Послание Иеремии; оно, как и кн. Премудрости Соломона, известно нам только в греческом тексте, хотя надо прибавить, что Джиффорд (Commentary of the Apocrypha, ed. by Wace. London, 1888. vol. II, p. 287, eq.) указывает, что в послания Иеремии есть обороты, похожие на еврейские; хотя можно думать, что они сделаны намеренно. Послание Иеремии считают написанным во времена Иоанна Гиркана, т. е. около 106 г. до Рождества Христова.

1467

Ин. 16:33; 1Кор. 15:54–57, со ссылкой на Ис. 25и Ос. 13:14.

1468

Ин. 1:4–5,9–18 и наши замеч. в изуч. этого Евангелия.

1469

„Где Дух Господень, там свобода“ 2Кор. 3:17; см. Ин. 8:32.

1470

Быт. 32:24–31 и прим. в 1 т. Св. Лет. (с 9 прим. по 14-е включительно).

1471

Быт. 25:26; см. пр. in loco в 1 т. Св, Летописи.

1472

Мы опять обращаем внимание на наши примечания в 1 т. Св. Лет. на Быт. XXXII, 24–31. О борьбе Якова, и ср. Обетования Давиду 2Цар. 7:16, 23и в 4 т. Св. Летописи ч. I, см. главу IX псалмы Мессианские.

1473

См. в Христ. Чтен. за 1886 год наши статьи под назв. Риг-Веда, Зендавеста и Гаты. См. и нашего Гезиода, вст. стр. 35.

1474

О Магии и родстве ее с шаманством см. Ленормана: 1) La Magie, и 2) La Divination. Аккады представители ее в Кушито-Семитской цивилизации; как в Греческой культуре остались следы ее от древнейших жителей ее. См. моего Promethée, а также в Гезиоде, во вст. стр. 71–79 о доведических племенах, и в прим. на тексте Теогонии, примечания к легендам ХIII-XV о Прометее.

1475

За исключением, как мы выше говорили, вставки об идолах с 9 по 20 ст. включительно.

1476

Роулинсон, Ленорман и др.

1477

Коммент. Спб. Дух. Академии стр. 735–736. См. также Speaker''s Comm. on proph. Isaiah, p. 243 с ссылками.

1478

На это указывала еще Гезениус; см. выше упом. комментарии.

1479

См. наши замечания в четвертом томе Св. Летописи ч. I, стр. 279–281 и пр. 44-е (царств. Соломона, гл. XI).

1480

И Соломон уподобляется „красному солнышку“. См. 4 т. Св. Лет. Песнь Песней ч. I, стр. 315, 316, 324. (Ср. Владимира „красное солнышко“).

1481

„Шемеш гадара“ (евр.).



Источник: Священная летопись / Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с.

Вам может быть интересно:

1. Священная летопись. Том 3 – Четвертая книга Моисеева. Числа Георгий Константинович Властов

2. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том XI – Климент, епископ кельтский профессор Александр Павлович Лопухин

3. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Кирилл, Митрополит Киевский митрополит Евгений (Болховитинов)

4. Послания – Послание 122(181). К Феодору-странноприимцу преподобный Феодор Студит

5. Собрание сочинений. Том 5 – Речь произнесенная при открытии в Харькове сельско-хозяйственной выставки, в присутствии Ее Императорского Высочества Великой... архиепископ Амвросий (Ключарев)

6. Толкование на книгу пророка Аввакума или опыт церковной теодицеи – ПРОТОИЕРЕЙ ГЕННАДИЙ ФАСТ протоиерей Геннадий Фаст

7. Книга пророка Амоса – Глава 8 профессор Павел Александрович Юнгеров

8. О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия – Глава шестнадцатая протопресвитер Евгений Аквилонов

9. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в творениях преподобного Maкapия Египетского – Порок преподобный Макарий Великий, Египетский

10. Библейская энциклопедия – Иоркеам архимандрит Никифор (Бажанов)

Комментарии для сайта Cackle