Георгий Константинович Властов

Глава XLV

С востока вызываются на смену отживших и сгнивших в плотских мерзостях обществ новые народы, происходящие от того из сыновей Ноевых, которому предсказано отцем его: „Да распространит Бог Иафета; и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему“1482.

В трех статьях, напечатанных в Христ. Чтении в 1886 г., мы, руководствуясь мыслями английского богослова Кука и других богословов, а также указаниями ориенталистов, настойчиво доказывали, опираясь на результаты, добытые наукой, что Арии или Арийцы (одна из самых многочисленных ветвей Иафетидов), дольше всех пребывали на высотах Гималайского хребта1483, который считают первоначальным пребыванием всех сыновей Ноевых. Пока кочевые шли на восток, со своим шаманством и культом духов и душ умерших; а Семито-Кушиты, ушедшие на запад, от Памира, создавали цивилизацию Египетскую, древневавилонскую, Ассирийскую, Финикийскую, Хетскую и вторую Вавилонскую и тлели в „похотях прелестных“ (Еф. 4:22), Арии дольше всех сохранили память преданий, Ноевы законы и основные верования в Единого Бога, Творца всего мира и милостивого Отца человека.

В вышеупомянутых статьях наших, в особенности в статьях II и III, мы имели случай остановиться с особым вниманием на том, что в надписях первых Ахеменидов и в древнейших Гатах нет тени поклонения кому бы то ни было, кроме Ормузда1484, признаваемого зa единого Бога. Ариман, называемый отцем лжи в Бисутунской надписи, есть подчиненное существо, не имеющее никакой силы пред Дарием, побеждающим ложь силою Ормузда. Возвышение Аримана есть явление гораздо позднейшее. – В этих же статьях мы указывали на любопытный ход превращения монотеизма в политеизм посредством превращения аттрибутов единого Бога в самостоятельные личности, которым стали воздавать особое поклонение. Некоторые из них по женской форме своей стали женскими божествами. Самым любопытным же примером превращения отвлеченной мысли в конкретное существо мы считаем обращение молитвы в крылатое божество, возносящее к Ахура-Мазду слова молящагося. Таково было позднейшее развитие религии Ариев в позднейших частях Зендавесты.

Но первые толпы Арийских завоевателей, которым Господь повелел двигаться на занятие земель, где властвовали испорченные Семито-Кушитские народы, были несомненно монотеисты, с чистым культом, не кланявшиеся никаким изображениям, и не чтившие в те времена ни солнца – Митру, ни огня, о культе которых нет упоминания ни в надписях первых Ахеменидов, ни в древнейших песнопениях1485.

Посреди этой, хотя жестокой (Ис. 13:16–18), но чистой расы, посланной для погрома Семито-Кушитов, Господь избирает вождя, которого Он „называет по имени“ (ст. 4); которого Он „держит за правую руку“ и отдает ему власть и богатство (ст. 3); которого Он называет „помазанным Своим“ (ст. 1). Помазание царей, как мы имели случай говорить по поводу помазания Ииуя, царя Израильского и Азаила Дамасского, есть дарование царям от Господа силы на совершение тех деяний, которые предназначено им совершить для восстановления правды Божией1486. Некоторые из „помазанных“ царей, как Азаил, были дурными людьми; другие, как Ииуй, не вполне были достойны милостей Божиих, но в числе помазанных были люди высшего призвания как „помазанный Давид“ (Пс. 17:51). Но кто бы они ни были, они исполняли планы Божественной мудрости, и даже целые народы,-как напр. Мидяне, упомянутые в Ис. 13:3,– были „избранные“ Господни.

В числе избранных Кир особенно отличен милостию Божиею. Название по имени, кого бы то ни было Господом равносильно выражению: „Я призвал тебя потому, что Я знаю душу твою“1487. И действительно, все исторические свидетельства, до нас дошедшие, повествуют о нравственных достоинствах этого вождя, которого память окружена особым блеском славы и уважения к его нравственным достоинствам которым не окружали ни одного из знаменитых людей древности1488. Великий знаток всех преданий Есхилл, в Персах (ст. 765–772) называет Кира человеком доброй души, высоко разумным, к которому боги были особо благосклонны. Геродот III, 89, говорит, что Персы называли Кира отцом за его добросердечие; Диодор Сицилийский1489 говорит о Кире, что он превосходил всех своих современников мудростию, храбростию и всеми другими добродетелями, и что он отличался особенною добротою, так что Персы дали ему прозвище отца. Наконец известно, что в своем рассказе „Киропедия“ Ксенофонт избрал его для изображения идеального царя и человека.

Очевидно, что Кир, оставивший по себе такие глубокие и притом совершенно чистые воспоминания, был действительно человеком высокого нравственного достоинства, и потому именно удостоился особой милости Божией, как представитель Яфетидов, которым Господь отныне отдавал царство над землею.

Мы присовокупим, что Кир поэтому и удостоился быть прообразованием великой будущей победы истины и добра над ложью и злом.

1. Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись;

Господь „воздвигает Кира в правде и уравнивает все пути его“, -говорится ниже в ст. 13. Ниже, в главе 48, ст. 14, Исаия говорит о нем: „Господь возлюбил его, и он исполнит волю Его над Вавилоном“.

Потому мы видим, что в читаемом стихе цари, противники Кира, делаются бессильными, что выражается образно снятием препоясания их и ослаблением чресл1490. Пред Киром „отворяются двери и ворота не затворяются“, что напоминает нам весьма похожее на это выражение надписи Пианхи1491, означающее, что нет города, который бы не пал перед ним: „не заперты для него (Пианхи) крепости“.

Господь глаголет, что он держит Кира за правую руку, чтобы покорить ему народы: напомним, что Геродот (I, 204) записывал в своей истории воспоминание, что никакой народ, на который Кир направлял силы свои, не мог уйти от него.

2. Я пойду пред тобою, и горы уравняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю;

3. и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев.

4. Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня.

Мы прежде всего в стихе 2-м заметим, что „горы уравненные“ весьма часто изображают исчезающие народы и царства. Так напр. в Ис. 40Лк. 3:5). И в Ис. 2горы символизируют царства.

Стих 3-й, как мы знаем по историческим известиям, исполняется буквально: мы знаем какие огромные сокровища достались Киру в Сардисе и в Вавилоне1492.

Но главнейшее должны останавливать благоговейное внимание читателя те планы Божественного милосердия, которые раскрываются пред очами его пророчеством.

Первая и главнейшая цель возвышения Кира, а с ним и ведомой им на занятие передней Азии Иафетической расы, та, чтобы он, Кир, познал единого Бога и прославил Его, а с этим вместе восстановил народ, город и храм, особо посвященные Всевышнему. Не ради самого Кира Господь возвышает его, а ради исполнения Божественных предначертаний.

Здесь мы считаем чрезвычайно знаменательным указание на различие между народом, хранителем откровенных истин, и между народом, „который не знал Господа“, и которому, по выражению Апостола, „представлено было ходить своими путями“ (до времени)1493. Мы выше не раз говорили, что шедшие на запад Арии, в первое время владычества в передней Азии, находились на гораздо высшей степени чистоты и нравственного развития, чем Кушито-Семитские племена. В верованиях и жизни Арийцев ясны еще были воспоминания Ноевых преданий и законов; у них не было многобожия и было полное отвращение к идолам. Мы выше упоминали также, что в надписях Ахеменидов и в древнейших Гатах нет тени соперничества. Ахурамазду того злого начала, которое впоследствии под именем Аримана боролось равноправно с Ахурамаздом (Ормуздом). Но, не утратив верования в Единого Бога, Творца мира, Кир не знал Господа, Иегову, и того священного откровения, которое заключало в себе явленное Израилю имя Творца. Он не знал истории избранного народа, чудес, которые были явлены Господом при создании этого народа, и закона, дарованного ему и чрез него всему человечеству в десяти заповедях на Синае. Поэтому и сказано, что Кир не знал Господа. Между тем Господу угодно было, чтобы Кир узнал Его и отношения Всевышнего к народу Израильскому: и для того, чтобы он и преемники его исполнили волю Господню о восстановлении Иерусалима и храма, и для того, чтобы среди народов посеяно было знание догмата Бога Единого и ожидание Избавителя, Мессии, о Котором уже проповедывали пророки Израильские. Мы не раз уже говорили о том, как издавна подготовлялась нива, на которой впоследствии должно было быть посеяно слово Господа нашего Иисуса Христа1494. „Я Господь“: все народы должны узнать это. Цель эта указывается Самим Господом в следующих стихах:

5. Я Господь, и нет иного; нет Бога, кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня,

6. дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного.

Господь в главе XIII зовет от краев неба новый народ для исполнения воли Его, чтобы народы от востока до запада познали, что Господь Бог един есть. Господа узнает Кир, только после взятия Вавилона и вероятного ознакомления с Иудеями и книгами откровения. Нет ничего невероятного, что Даниил говорил с Киром; а иудейское предание настаивает на том, что Киру было показано пророчество Исаии о нем1495. Тогда-то Кир познает, что единый Бог, Творец мира, Которого чтили Арийцы, по преданию от отца своего Иафета1496, под названием Ахура мазда, т. е. „Святый великий“, или „единый свет живый“, или „единый живущий Творец“, (как старались передать значение этого имени Сер Генр. Роулинсон, Гауг, Брокгауз, Кук и Джордж Роулинсон)-откровением Своим особо почтил один народ, Им избранный, который, до плена своего, понесенного за грехи свои, владел Палестиной и там построил храм Творцу мира, под именем ему Господом явленным, „Вечно живущего“ Иеговы. В это время, когда Кир узнаёт Господа и узнаёт, что пророки Его непрестанно возвещали Иудеям Господню волю, должна была естественно возникнуть мысль, что он обязан восстановить град, разрушенный Вавилоном и храм того народа, который избран Создателем для хранения на земле его обетований. Тем более спешит он это исполнить, когда ему показывают слова, начертанные Исаиею ХLIV, 28 и XLV, 1–6.

7. Я образую свет и творю тьму, делаю мир, и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это.

Не без основания многие комментаторы, на которых указывает толк. на Исаию Спб. Дух. Академии (стр. 740), видят в этом стихе противодействие тому ложному направлению, которое может быть уже начало проявляться среди Персо-Мидийцев времен Кира, и которое имело последствием признание Аримана равноправным соперником Ахура-Мазда1497. Мы выше говорили, что в надписях Ахеменидов и в древнейших Гатах нет еще следов этого возвышения Аримана, хотя очевидно из I Фаргарда Вендидад Заде, что ересь эта началась давно, но в надписи Бисутуна времен Дария Истаспа признавалась ересью1498. Развитие этой ереси особо усилилось при Парфянах и приведено в систему и возведено в догмат уже при второй Персидской Монархии Сассанидов, когда добро и зло признаны равносильными и равноправными, и оба являются подчиненными отвлеченной и довольно туманной идее о некоем индифферентном начале, известном под именем Зруана-Аккарана1499.

Стих 7-й наст. главы Исаии пророчествует о той опасности, которой подвержены будут те, которые увлекутся учением новых владык своих Персов. Глас Господа обращен к Иудеям, дабы они со свойственным им легкомыслием не пошли по тому ложному пути, по которому пойдут – доселе еще монотеисты – благосклонные им повелители. Нет силы другой, кроме силы Единого! Таково значение и указа Кира, записанного в 1Ездр. 1„так говорит Кир, царь персидский: все царства земли дал мне Господь, Бог небесный, и Он повелел мне“1500. Такие же выражения повторяет о Высочайшем Существе Бисутунская надпись Дария, (см. перев. Роулинсона в прилож. к III кн. Геродота). Позже, как мы говорили, эти правильные верования искажаются: но, прибавим мы, в позднейших книгах Зороастризма, как Бунде-Геш, появляются сказания, почерпнутые очевидно из книг Еврейского канона1501. Комментарий Спб. Дух. Академии делает на этот и 8-й стих пророчества Исаии следующее прекрасное замечание: „Распространению истинного боговедения в язычестве последствует сошествие с неба правды и явление спасения на земле“1502.

8. Кропите, небеса, свыше и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение; и да произрастает вместе правда. Я, Господь, творю это.

С небес принесена благодать и истина Господом нашим Иисусом Христом; (Ин. 1:17); от земли возрастают „насаждения Господни“ (Исаии 61:3).

9. Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: „что ты делаешь?“ и твое дело скажет ли о тебе: „у него нет рук?“

10. Горе тому, кто говорит отцу: „зачем ты произвел меня на свет“, а матери: „зачем ты родила меня?“

Общее значение этих двух стихов есть угроза тем, которые осмеливаются своим разумом судить о повелениях Божиих, как бы становясь на ряду с Создателем. Мы видели уже в Ис. 29:16, что Исаия и прежде произносил подобные укоры вечно возмущавшимся Иудеям, укоры, которые почти в тех же выражениях им же повторял и Иеремия в начале гл. XVIII. Несомненно, что и тот и другой пророки отвечают в своих увещаниях на известный им склад мыслей, постоянно обнаруживавшийся среди „жестоковыйного“ народа. Не лишена кажется основания мысль, что пророчество это, произнесенное вслед за пророчеством о Кире, избранном среди племени „не знающих Иегову“, отвечает на ропот Иудеев, слышавших, что не только Иерусалим и храм будут разрушены, но что и восстановление их поручается Господом вождю, избранному не из среди народа Израильского. Вот почему пророк, указывая, что если глина не может укорять горшечника, и человек не смеет укорять родителей своих за свое рождение – то как же может человек возмущаться против повелений Создателя своего и осмелиться помыслить, что Владыка мира мог бы поступить иначе и лучше, чем Он повелевает. Слова, „черепок из черепков земных“, относятся к народу Израильскому. Правда, черепок этот был избран из среды других черепков, чтобы в нем зажжен был светочь обетований, но этот черепок также может быть разбитым, как и другие черепки; он сделан из такой же глины, и не этой глине учить горшечника.

11. Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих?

В этом стихе заметим выражение: „Мои сыновья“,-сыновья Божии. Это может относиться только к тем, которые приняли Его (пришедшего в мир: Ин. 1:12–13) и которым Он, Господь, „дал власть быть чадами Божиими“. Таинственные слова стиха 11 очевидно обнимают весь план спасения всего человечества. Израильтяне считали только себя чадами Божиими: но настоящее пророчество не указывает на них; оно говорит о том, что Иудеи вопрошают о будущем сынов Божиих. Кто будет именоваться сынами Божиими? Это им неизвестно. Избрание Кира могло повергнуть их в смущение; быть может в среде Иудеев закралось тайное опасение, что они извержены будут вон, и чадами Божиими избран будет другой народ.

Тайна эта разрешена лишь в перерождении мира таинством воплощения Бога Слова, пришествием Еммануила: и тогда „благословились все верующие с верным Авраамом“, (Гал. 3:9), ибо Аврааму сказал Господь: „благословятся в семени твоем все народы земли“ (Быт. 22:18).

Следующий стих (как в Ис. 40:12–17 как в Ис. 44:24) после пророчества напоминает Израилю о могуществе Создателя, о Котором так часто забывал плотский Израиль.

12. Я создал землю и сотворил на ней человека; Я – Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я.

13. Я воздвиг его в правде, и уравняю все пути ето. Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не зa дары, говорит Господь Саваоф.

В 13-м стихе пророчество возвращается к избранному Богом мужу: во-первых, Киру; а во-вторых к Тому, которого удостоился Кир быть прообразованием1503. Потому и стих 13-й имеет и ближайшее и более таинственное отдаленное значение. Киру поручается построить град Господень и отпустить „Господних пленных“ даром. Пленные Иудеи-не пленники Вавилона; не сила человеческая взяла их: они-пленники Господни, потому что Он так повелел; поэтому и освобождение их происходит не зa дары, а по Божию повелению: „Господь возбудил дух Кира, царя Персидского“, (1Ездр. 1:1), и он объявил по царству своему, что „Господь (Иегова) повелел ему построить Ему дом в Иерусалиме“. (1Ездр. 1:2).

В священном таинственном своем значении стих 13 объемлет всех пленников греха, о которых Господь сказал, что Он пришел даровать им освобождение1504.

Следующий 14-й стих обращен к духовному Израилю, освобожденному от рабства1505.

14. Так говорит Господь: труды Египтян и торговля Ефиоплян, и Савейцы, люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими; они последуют за тобою, в цепях придут и повергнутся пред тобою и будут умолять тебя, говоря: у тебя только Бог, и нет иного Бога.

Мы выше в гл. ХVIII, 7 Исаии видели, что: „будет принесен дар Господу Саваофу от народа крепкого.... и рослого.... к месту имени Господа Саваофа на гору Сион- на ту „гору дома Господня, к которой потекут все народы“. (Ис. 2:2–3).

Мы видели в Ис. 19что: „Господь явит Себя в Египте и Египтяне познают Господа и принесут дары.... и дадут обеты и исполнят“. Мы увидим ниже в гл. LX, что великая слава предсказана Иерусалиму, к которому потекут народы с дарами. Напомним наконец, что мы говорили по поводу Псалма ХLIV, надписанного „Песнь любви“1506. В этом псалме, ясно рисующем пришествие Еммануила и создание Христовой вселенской церкви, в ст. 13 говорится: „дочь Тира (коллективно изображающая языческие государства) с дарами и богатейшие из народа будут умолять лице твое“, – т. е. умолять невесту Жениха – Церковь Христову-принять „дочь Тира“ в недра свои, чтобы участвовать в дарах благодати и счастьи невесты Христовой.

Потому, читая 14-й стих, мы (согласно с Витрингой, Шмидером, Епископом Петром и мн. др.) признаем его пророчеством о создании церкви Христовой, имеющей привлечь к себе все народы земли. И действительно, когда святые Апостолы проповедали миру благую весть о спасении и о счастьи душевном, тогда началось по истине чудесное перерождение человека, который понял, что не плоть его и не мир дадут ему счастье; и тогда потекли к Сиону народы, говоря невесте Христовой: „у тебя только Бог и нет иного Бога!“

15. Истинно ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель.

Это, как мы разумеем, восклицание самого пророка; в благоговейном страхе видящего те сокровенные для человека пути, которыми совершает Господь спасение мира. Перед пророком раскрываются и причины и последствия плена народа обетования; он видит и возобновление града и храма, и видит в далеком будущем нечто большее, перерождение мира, умоляющего обновленный и прославленный Иерусалим принять в число чад своих те царства, которые всегда враждовали против Бога Израилева.

Но, прибавим мы, в ветхом Завете не могло быть полного откровения священной тайны искупления. Только после воскресения Христа и Спасителя нашего, Он благоволил ученикам Своим „отверсть ум к уразумению писаний“1507. Но это знал Исаия, что „Бог Израилев, Бог сокровенный, есть Спаситель“.

В следующих стихах пророк отделяет тех, которые не уверуют от верующих.

16. Все они будут постыжены и посрамлены; вместе с ними со стыдом пойдут и все, делающие идолов.

Не можем не отметить разницу чтения Славянского и Греческого текстов от русского с еврейского стиха 15-го, которому совершенно отвечает ст. 16.

Мы не раз говорили, что текст Семидесяти-документ большой важности, которым иногда поверяется массоретский текст.

Стих 15-й по-гречески и славянски гласит „Ты бо еси Бог, и не ведехом, Бог Израилев, Спас“.

Если это чтение считать предпочтительным („не ведехом“, вместо „сокровенный“) то тогда стих 16-й есть ответ на указание греха народа Израильского, не знавшего1508, а позже и не узнавшего Спасителя своего и Бога. В стихе 16 эти „не ведующие“ и „презревшие Святого Израиля“1509 приравниваются к идолопоклонникам.

Следующий же стих говорит о духовном Израиле, о верующих.

17. Израиль же будет спасен спасением вечным в Господе; вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков.

Пророчество это относится и к верующим, современникам пророка, но вполне совершилось это пророчество лишь тогда, когда

Спасителю угодно было сойти во ад, чтобы вывести к свету и жизни „сущих в темнице духов“ (1Петр 3:19). Пророк Исаия указывал, что не весь Израиль спасется, а только „остаток“1510. Это и исполнилось во время пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Только часть Израиля поверила Господу и спаслась; только верные Господу, в аде заключенные и ожидавшие с верою Его пришествия, удостоились слышать слово жизни, выводящее их к свету. Верующие в Господа не будут постыжены! говорит Исаия1511.

18. Ибо так говорить Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее; не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства: Я Господь, и нет иного.

Стих 18-й указывает, что земля предназначена для существа разумного, способного возвышаться мыслию до Творца: „и сказал Бог: сотворим человека по образу нашему и подобию“1512.-„Не для того сотворил и устроил Господь землю, чтобы на ней господствовал сатанинский хаос идолопоклонства“, – говорит комментарий на Исаию (in loco) Спб. Дух. Академии (стр. 745).

Господь назначал Сам уделы на земле народам, говорит Втор. 32:8; и одним из прекраснейших и, по положению своему, важнейших уделов был тот, который дарован народу обетования-тому народу, который на мосту, соединяющем Азию с Африкой, должен был быть народом священников, провозглашающих догмат Единого Бога1513.

Но вместо этого, народ этот забыл Бога, забыл обетования, забыл правду и стал творить зло, как указывает Исаия и, как позже о нем выразился Иер. 4:22–23: „они умны на зло, но добра делать не умеют“.

И вот „земля их стала разорена и пуста“ (Иер. id.) согласно давнему пророчеству кн. Лев. 26, Втор. 29:22–25 и многим другим угрозам книг Моисеевых.

И окончательно совершился над Израилем, и уделом его, и градом его приговор Божий, когда Господь Иисус Христос не был признан ими и сказал им, что отныне „оставляется дом их пуст“1514.

Но из них те, которые воскликнули: „благословен грядый во имя Господне“ (Мф. 23:39), спасены по милосердию Его.

19. Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: „напрасно ищете Меня“. Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину.

Многие комментаторы, как напр. Кей в Speaker’s Commentary, видят в этих словах прямое указание на угрозы, произнесенные в книгах Левит и Второзакония. Читатели наши видели выше, что многие места Исаии несомненно доказывают, что ему известны были книги, которые мы по глубокому убеждению называем Моисеевыми. Но независимо от этих древних угроз и предупреждений Моисея, все пророки, начиная с Иисуса Навина и впродолжение периода Судей и Царей, неизменно вопияли к народу, что Бог един и карает отступничество от Него и идолопоклонство, требуя чистоты, верности и милосердия к ближним.-Священный догмат единства Бога был провозглашаем и посреди язычников1515, и эти язычники обращались к Богу и, говоря словами Апостола Павла к Афинянам: „ощущали Бога и находили Его“. (Деян. 17и ср. многие места Деяний об обращении язычников с Рим. 2и др.). „Аз есмь путь и истина и жизнь“, сказал наш Спаситель (Ин. 14:6).

После этих слов Господь устами пророка обращается к народам, жившим вне откровения, из которых некоторые были орудием Божиим для исполнения судеб Его (см. Исаии гл. X, ХIII, XIV и др.).

20. Соберитесь и придите, приблизьтесь все, уцелевшие из народов. Невежды те, которые носят деревянного своего идола и молятся богу, который не спасает.

21. Объявите и скажите, посоветовавшись между собою: кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это? Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня.

22. Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо Я Бог, и нет иного.

23. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык.

Чрезвычайно величественное Мессианское пророчество, обращенное к язычникам и возвещающее им, что пришествие Еммануила будет не для одних Израильтян, а для всего мира1516.

В стихе 20 обратим внимание, что выражение, употребленное в отношении народов языческих, кланявшихся идолам, мягче, чем те, которые обличают Израиля в идолопоклонстве. Израиль называется богоотступником и приравнивается к жене прелюбодейке; язычники же называются невеждами, ибо они не удостоивались откровений и обличаются в неразумии, но не в измене Богу, как Израиль. Еще обратим внимание, что глас Господа взывает к „уцелевшим“ из народов. Пророчество видит то время, когда уже сокрушены растленные монархии Семито-Кушитов и когда с ними вместе пала и растлевающая религиозная система, обратившая людей в существа с исключительно животными инстинктами. Уцелевшие народы суть те народы, которые по милосердию Божию подверглись уже не только очищающему влиянию Арийских рас, но еще воздействию поселенных среди их (4Цар. 17:6, 24:15–16) пленных Израильтян и Иудеев, которые, как мы не раз говорили, отрезвились в плену и никогда более не возвращались к идолопоклонству.

Стихи 20–21 соответствуют по мысли стихам 7–9 главы 44-й, а стих 22-й повторяет мысль стиха 6-го той же главы. Господь один может спасти; и Он один вещал всем народам будущее через Своих пророков. „Свет Израиля будет огнем и Святый-его пламенем, который сожжет терны“ (Ис. 10:17). Вот приближается исполнение этого пророчества; многие убедятся в догмате Бога единого, а близится и величайшее из событий – Сам Господь, Иегова, Святый Израилев восприимет полный образ человека с телом и душею его и „всех привлечет к Себе“ (Ин. 12:32); и тогда пред Господом преклонится всякое колено и всякий язык будет исповедывать Бога“, как сказал прямо словами читаемого нами 23-го стиха Исаии, Апостол Павел, в посл. к Римлянам Рим. 14:11, говоря о Господе нашем Иисусе Христе. Ср. с этим Флп. 2:10–11: „дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца“.

24. Только у Господа, будут говорить о Мне, правда и сила: к Нему придут и устыдятся все враждовавшие против Него.

25. Господом будет оправдано и прославлено все племя Израилево.

Царствие Божие в правде и силе1517. Только „у Господа“ в земной Церкви Его, в Церкви Христовой будут свидетельствовать „правда и сила“ о присутствии Единого Бога. Только в эту Церковь могут придти для успокоения те, которые враждовали против Еммануила, но устыдились и воскликнули: „благословен грядый во имя Господне“ (Мф. 23:39). Племя Израилево могло быть оправдано и прославлено только Еммануилом, Господом нашим Иисусом Христом.

Главы: сорок шестая и сорок седьмая

В этих двух главах пророк видит идолопоклоннический град, предназначенный к гибели. Напоминая Израилю, что Господь охранял его и что идолы суть ничто, пророк именем Господним требует от народа, которому даны обетования, чтобы он памятовал о чудесах, ему явленных, и о пророчествах, напоминавших ему его обязанности.

Орла воззвал от востока Господь, чтобы исполнить Его веления (XLVI, 11–13) и совершить на земле Его правду. Исполнение Божией правды в предлежащий исторический момент заключается в падении Вавилона. Указывая в ХLVII главе, что „Господь Саваоф-Искупитель наш“, пророк предсказывает полное исчезновение народа, предназначенного к гибели за его жестокость, разврат, волшебство и чародейство. Вместе с народом должна исчезнуть и его культура в пламени гнева Господня. Мы знаем, как буквально исполнилось это пророчество, как, безследно почти, погибли его города и памятники; как самая грамота его, не смотря на усилия многих ученых, с трудом поддается уразумению1518; мы имели случай говорить выше о том, что самый народ не оставил по себе никаких потомков, которые бы хвалились происхождением от Вавилонян. „Свет Израиля пожег терния“. (Ис. 10об Ассуре и Ис. 13:11–22 о Вавилоне).

* * *

1482

Быт. 9с примеч. в 1 т. Св. Летописи. Заметим, что даже самым рьяным рационалистам критикам не приходило в голову доказывать, что это замечательное пророчество в кн. Бытия начертано после ХIII гл. Исаии или после движения Персов на Вавилон.

1483

См. статьи в Хр. Чт. под названием: „Риг-Веда, Зендавеста и Гаты“. См. Ленормана во II т. его Origines de l’histoire. См. Макса Миллера в его Lectures on the Science of Religion, and Science of language. См. в особ. Lectures of 1882. On the origin and growth of religion. (Hibbert Lectures).

1484

Правильнее Ахура-Мазда.

1485

Есть повод думать, что культ огня есть религия прото-Мидийцев, металургов. Ср. сказание об Аргонавтах и Язоне (очевидно поход для изучения металургии см. Аргонавтику Ап. Родия). И Иазониумы, повидимому были огневые алтари, о которых упоминает Страбон кн. XI, гл. IV § 9. Прибавим, что и ведические Греки, как мы о том указывали в нашем Гезиоде, и более подробно в Promethée etc., пришли в пелазгическую Грецию с чистым культом ведического Зевса. Ср. нашу Теогонию Гезиода (1897), passim.

1486

См. в 4 т. Св. Лет. ч. II, стр. 44–46. И об Кире это говорится определенно. Ис. 48:14.

1487

См. толк. на Исход XXXIII, 17 во 2-м томе Свящ. Летописи (ч. I, стр. 239, пр. 12 во 2-м изд. 1878 г.).

1488

Мы напомним об разгуле Александра Македонского, о нечистой жизни Юлия Кесаря (Суетоний) и пр.

1489

Фрагм. кн. XI, 14 и 16; в фр. перев. Miot, vol. III, рр. 51–52.

1490

Ср. выражение Ис. 5о сильном народе: „не снимется пояс с чресл его“. Ср. в кн. Дан. 5:6 ужас Балтазара, когда появилась на стене рука: „связи чресл его ослабели“.

1491

Пианхи царь XXI жреческой династии см. его надпись в нашем переводе Ист. фараонов Бругша, стр. 649 и сл. Цитируемое место на стр. 650, в § 3 надписи. XXV жреческая династия есть продолжение XXI и в главе, посвященной XXV династии, мы находим у Бругша надпись Пианхи: см. всю 22-ю главу для понимания событий (стр. 642 и сл.).

1492

О богатстве Креза Лидийского см. Геродота I, гл. 30, 32, 50, 51, 86, 89 и ср. Киропедию Ксенофонта, гл. VII (Ср. анекдот у Геродота VI, 125). О причинах накопления богатств в Лидии, см. в Роулинсоновском Геродоте, ч. I, Appendix I § 20, р. 366 (ed. of 1875). О сокровищах Вавилона см. Иер. 50:37, 51:13.

1494

См. в 4 т. Св. Летописи, ч. II стр. 131–139; 220–230; 239–240; 248 и др. Мы заметим, что многие ученое как напр. Гладстон (см. ero Juventus Mundi. Apollo), держатся мнения, что некоторые божества Греческие, суть отблеск предании об Избавителе. В письме ко мне от 24 Окт. 1883 г. он дает такое же значение Прометею, называя его отблеском традиций об искупающем, помогающем и страждущем деятеле. Таково предание и Виргилия в Буколиках в IV Еклоге.

1495

Флав. Иос. Иуд. Древн. кн. XI, гл. I; Ср. 1Ездр. 1:1–2. Ср. видение главы X Даниила в третий год Кира, причем ср. указание Дан. 6:28.

1496

Имя Иафета чтилось среди Ариев, чему доказательством легенда Гезиода. Ср. Прометея, сына Иафетова в моих работах: в Гезиоде и в Promethée etc.

1497

См. в Христ. Чтении за 1886 год наши статьи Зендавеста и Гаты.

1498

Разбор I Фарг. Вендидад Заде сделан превосходно Ленорманом в его Lettres Assyriologiques, Lettre 1, Medie (Ed. lithogr. de 1870).

1499

Многие (к которым примыкаем и мы) в этом учении III в. пo Р. Хр. признают влияние Буддизма, совершенно умалчивающего об догмате Единого Бога. См. Rhys David’s Buddhism, ch. IV, рр. 93–105. Ed. of the Soc. of Chr. Knowledge, of 1878). Заметим, что только позднейший (северный) Буддизм вырабатывает не ранее X века идею о „предвечном Будде“. (Op. cit. р. 206). Об Зруане – Аккарана см, Масперо (Hist. Anc. р. 471 со ссылкой на Шпигеля) и Ленормана Hist. Ancienne. Ср. у Роулинсона Seventh Oriental Monarchy ch. 1.

1500

В тексте Ездры в Еврейском, вместо слово Господь, стоит Иегова; Роулинсон (Дж.) в комментарии говорит, что вероятно в персидском тексте стояло имя Ормузда или Ахура-Мазда, которое Евреи перевели именем Иахве в принятом ими начертании.

1501

См. Beausobrë le Manichéisme; Spiegel’s Avesta см. и перевод на нем. язык Бундегеша Мюллером. См. Maсперо р. 465 de l’Hist. Ancienne.

1502

Стр. 740–741. Ссылка на Пс. 84– „Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются“.

1503

См. о „муже правды “ вступление в гл. XLI и вступление в настоящую главу со ссылками на комментарий Спб. Дух. Академии.

1504

См. Лк. 4,18–19 и Ис. 61:1–2 и см. все Евангелия.

1505

Ин. 8:36; (см. прим. в нашем исслед. этого Евангелия); Ср. Рим. 8:15; 2Кор. 3:17; и ср. Гал. 4:24–26.

1506

В 4 томе Св. Летописи часть I, стр. 232–234, и см. весь Псалом и его Мессианское значение.

1507

Лк. 24:45. Что до этой минуты сами Апостолы не могли вполне постичь значение совершающихся событий, см. Ин. 2:22, 16:13, 20и др. Ср. главу III к Еф. в особ. ст. 8–11, о деятельности Апостолов.

1508

Ср. Ис. 1укоризну Израилю и наше примечание.

1510

Ис. 1:8–9 см. наши замечания выше; ср. Рим. 9:27, 11:5.

1511

Ср. выше Ис. 28„верующий в Него не постыдится“ и Рим. 10:2.

1512

См. в 1 т. Св. Лет. пр. на Быт. I, 26.

1513

См. наши примеч. во 2 т. Св. Лет. на Исх. XV, 13; XIX, 5–6; XXXIII, 5 и том 3-й Св. Лет. Числа ХIII, 28 о красоте и плодородии Палестины; Втор. VII, 13; и Втор. XXXII, 8 об знач. Палестины среди других народов.

1514

См. Мф. 23:37–39, 24:11–22; Мк. 13; Лк. 19:41–44. Ср. мысли, высказанные в изучении нашем Ев. Иоанна на II, 19; ч. 1, стр. 132–135.

1515

См. в 4 т. Св. Летописи, молитву Соломона при освящении храма; исцеление Неемана; проповедь Ионы; см. в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 290; ч. II, стр. 4–9; 13–14; 130–142; 201 и след. в особ. 207–210; 237–240; 245–248.

1516

Мы настойчиво напоминаем повсеместное ожидание Избавителя.

1517

Рим. 1:16–17: „оно (благовествование Христово) есть сила Божия.... в нем открывается правда Божия“. „Правда Божия через веру во Иисуса Христа“. (Рим. 3:22). Ср. Мф. 6:33; славословие молитвы Господней и ср. 1Кор. 4:20.

1518

Мы в особенности относим это в труднейшему из гвоздеобразных письмен, Вавилонскому, и к остаткам памятников этого именно народа.


Источник: Священная летопись / Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с.

Комментарии для сайта Cackle