Источник

Послание к Евреям св. Апостола Павла

Глава I

1) Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2) наконец, во дни сии, говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. 3) Который, когда Он есть сияние славы и образ Ипостаси Его, и держа все словом силы Своей, совершив очищение грехов наших, воссел одесную величества в вышних, 4) будучи сотворен настолько превосходнейшим Ангелов, сколько отличнейшее пред ними унаследовал имя. 5) Ибо кому, когда из Ангелов сказал [Бог]: «Сын Мой Ты, Я сегодня родил Тебя»? (Пс. 2:7). И еще: «Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном»? (2Цар. 7:14). 6) И опять, когда вводит Первородного на круг земной, говорит: «И да поклонятся Ему все Ангелы Божии» (Пс. 96:7). 7) И именно Ангелам Он сказал: «Который творит Ангелов Своих духами и служителями Своими – пламень огня» (Пс. 103:4). 8) Сыну же: «Престол Твой, Боже, в век века; жезл правоты – жезл царствия Твоего. 9) Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более сопричастников Твоих» (Пс. 44:7–8). 10) И: «Ты в начале, Господи, основал землю, и дела рук Твоих – небеса; 11) они погибнут, Ты же пребудешь; и все обветшают, как риза, 12) и как накидку свернешь их, и изменятся; а Ты Тот же еси, и лета Твои не оскудеют» (Пс. 101:26–28). 13) Кому же когда из Ангелов сказал [Бог]: «Сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»? (Пс. 109:1). 14) Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение ради тех, которые воспримут наследие спасения?

Глава II

1) Посему подобает нам тщательнее соблюдать услышанное, чтобы нас случайно не унесло течением. 2) Ибо, если через Ангелов возвещенное слово стало твердым, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние возмездия, 3) как же мы избежим, если пренебрежем таким спасением? Которое, взяв начало возвещения от Господа, слышавшими [от Него] в нас утвердилось, 4) при сосвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле. 5) Ибо не Ангелам Бог покорил будущий круг земной, о котором говорим. 6) Засвидетельствовал же некто негде, говоря: «Что есть человек, что Ты помнишь его? Или сын человеческий, что Ты посещаешь его? 7) Мало чем Ты умалил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, 8) все покорил под ноги его» (Пс. 8:5–7). Ибо в том всем, что подчинил ему, не оставил ничего неподчиненным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено. 9) Но Того, Кто был немного умален пред ангелами, Иисуса, мы видим увенчанным славой и честью чрез страсть смерти; дабы Он, по благодати Божией, за всех вкусил смерть. 10) Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, Виновника спасения их совершил через страдания. 11) Ибо и освящающий, и освящаемые, все – от Единого. Ради этой причины Он не стыдится называть их братиями, говоря: 12) «Возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви восхвалю Тебя» (Пс. 21:23). 13) И опять: «Я буду уповать на Него». И еще: «Вот Я и дети мои, которых дал Мне Бог» (Ис. 8:17–18). 14) Поэтому, как дети причастны плоти и крови, и Сам Он подобным образом стал причастен им, да смертью разобьет имеющего державу смерти, то есть дьявола, 15) и избавит тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. 16) Ибо нигде не восприемлет Он Ангелов, но восприемлет семя Авраамово. 17) Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы стать милосердным и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за преступления народа. 18) Ибо в том, в чем Сам Он был претерпевшим и искушаемым, может и искушаемым помочь.

Глава III

1) Посему, братия святые, причастники небесного призвания, уразумейте Апостола /Посланника/ и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса, 2) Который верен Сотворившему Его, как и Моисей во всем доме Его. 3) Ибо Он сочтен достойным тем большей славы пред Моисеем, насколько большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто построил его. 4) Ибо всякий дом производится кем-либо; создавший же все есть Бог. 5) И именно Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; 6) Христос же – как Сын в доме Своем; Коего дом – мы, если только уверенность и похвалу упования даже до конца твердо удержим. 7) Потому, как говорит Дух Святый: «Днесь, если услышите глас Его, 8) не ожесточите сердца ваши, как в озлоблении, в день искушения в пустыне, 9) где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои 10) сорок лет. Сего ради Я был разгневан на оный род и сказал: „Всегда заблуждаются сердцем. Они же не познали путей Моих; 11) как Я поклялся во гневе Моем, ужели они войдут в покой Мой”» (Пс. 94:7–11). 12) Смотрите, братия, как бы не было в ком из вас лукавого сердца неверности, к отступлению от Бога живаго. 13) Но увещевайте друг друга каждый день, доколе именуется: «Днесь», – да не закоснеет кто из вас в прелести греховной. 14) Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начаток Его состава даже до конца твердо удержим, 15) доколе говорится: «Днесь, если услышите глас Его, не ожесточите сердца ваши, как в оном озлоблении». 16) Ибо некоторые из слышавших озлобились; но не все вышедшие из Египта посредством Моисея. 17) На кого же негодовал Он сорок лет? Не на тех ли, кто согрешили, которых трупы пали в пустыне? 18) Кому же клялся, что не войдут в покой Его, как не тем, что были неверны? 19) И видим, что они не могли войти ради неверия.

Глава IV

1) Посему же да будем опасаться, как бы при оставлении обетования войти в покой Его, не был бы сочтен кто из вас, что остался без этого. 2) Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою в слышанное. 3) Ибо мы, уверовавшие, входим в покой, так как Он сказал: «Как Я поклялся в гневе Моем, ужели они войдут в покой Мой» (Пс. 94:11), а именно, дела [Свои] от начала мира совершив. 4) Ибо говорит в некоем месте о седьмом дне так: «И почил Бог в день седьмый от всех дел Своих» (Быт. 2:2). 5) И еще в том [месте]: «Ужели они войдут в покой Мой». 6) Потому, как некоторым остается войти в него, а те, которым в первейшую очередь возвещено, не вошли [в него] за неверие, 7) еще определяет некий день, «Днесь», – говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «Днесь, если услышите глас Его, не ожесточите сердца ваши». 8) Ибо, если бы Иисус [Навин] доставил им покой, никогда не было бы сказано после того о другом дне. 9) Посему для народа Божия остается субботство. 10) Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. 11) Следовательно, поспешим войти в покой оный, чтобы кто не впал в тот же пример неверности. 12) Ибо слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает даже до разделения души и духа, суставов и костных мозгов, и распознает помышления и намерения сердечные. 13) И нет никакой твари, невидимой пред взором Его, все же обнажено и открыто перед очами Его: к Нему же наша речь. 14) Итак, имея Первосвященника великого, проникшего сквозь небеса, Иисуса, Сына Божия, да держимся исповедания. 15) Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать в немощах наших, но искушенного, чрез подобие [нам], во всем, кроме греха. 16) Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы сподобиться милосердия и обрести благодать для благовременной помощи.

Глава V

1) Ибо всякий первосвященник, из человеков взятый, для человеков поставляется на принадлежащее Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, 2) могущий снисходить к незнающим и заблудшим, потому что и сам обложен немощью, 3) и поэтому он должен как за народ, так и за самого себя приносить [жертвы] о грехах. 4) И никто сам собою не присваивает чести, но кто призываем Богом, как и Аарон. 5) Так и Христос не Сам Себя прославил, чтобы быть Первосвященником, но Кто сказал Ему: «Сын Мой Ты, Я днесь родил Тебя» (Пс. 2:7). 6) Каковым образом и в другом месте говорит: «Ты [Tu es] священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109:4). 7) Он, во дни плоти Своей, молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти с сильным воплем и со слезами принес; услышан был за Свою почтительность; 8) а хотя Он и был Сын Божий, научился благодаря тому, что претерпел, послушанию; 9) и, совершившись, сделался для всех повинующихся Ему причиной спасения вечного, 10) быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека. 11) Об этом можно много нам говорить и оно не поддается объяснению в речи, потому что вы сделались неспособны к слушанию. 12) И ведь когда, судя по времени, вам надлежало быть учителями; вы снова нуждаетесь, чтобы вас учили первым началам слова Божия, и стали таковы, что для вас нужно молоко, не твердая пища. 13) Ибо всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, ибо он младенец. 14) Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.

Глава VI

1) Сего ради, оставив слово начатка Христова, перейдем к совершеннейшему; не полагая снова основание покаянию от мертвых дел и вере в Бога, 2) учению о крещениях, о возложении рук, и о воскресении мертвых, и о суде вечном. 3) И это сделаем, если только Бог позволит. 4) Ибо невозможно – тех, кто однажды были просвещены, вкусили также дара небесного, и соделались причастниками Духа Святого, 5) вкусили, все же, благого глагола Божия и сил грядущего века, 6) и были отпадшими, опять обновлять к покаянию, когда они снова распинают в себе Сына Божия и выставляют [Его] на позор. 7) Ибо земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, кем и возделывается, получает благословение от Бога; 8) производящая же терния и волчцы отвержена и близка к проклятию, коего завершение в сожжении. 9) Надеемся же о вас, возлюбленные, что вы в лучшем [состоянии] и ближе к спасению, хотя мы и говорим так. 10) Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и любовь, которую оказали во имя Его вы, которые послужили и служат святым. 11) Желаем же, чтобы каждый из вас оказывал такую же заботу, для исполнения надежды даже до конца, 12) дабы вы не стали ленивы, но подражателями тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования. 13) И потому Бог, давая обетование Аврааму, поскольку не имел никого большего, кем бы поклясться, клялся Самим Собою, 14) говоря: «Если только благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя» (Быт. 22, 17). 15) И так долготерпев [Авраам] сподобился обетования. 16) Ибо люди клянутся большим над собою, и всякому их спору, во утверждение, предел есть клятва. 17) В чем [и] Бог, желая изобильнее показать наследникам обетования непреложность совета /решения/ Своего, употребил в посредство клятву, 18) дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, самое твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, 19) которую имеем для души, словно якорь безопасный и крепкий, и входящий в наипаче внутреннее за завесу, 20) куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником по чину Мелхиседека вовек.

Глава VII

1) Ибо сей Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, который встретил Авраама, возвращающегося после поражения царей, и благословил его, 2) которому и десятину от всего отделил Авраам, – во-первых, он переводится именно «царь правды», затем же [он] и царь Салима, то есть «царь мира», 3) без отца, без матери, без родословия, ни начала дней, ни конца жизни не имеющий, уподобляясь же Сыну Божию, пребывает священником навсегда. 4) Видите же, каков есть тот, которому дал десятину из важнейшего и Авраам патриарх. 5) И вот, получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь – брать по закону десятину с народа, то есть с братьев своих, хотя они и сами произошли от чресл Авраамовых. 6) Сей же, коего род не числится среди них, десятину получил от Авраама и благословил сего, имевшего обетования. 7) Безо всякого же прекословия, меньший большим благословляется. 8) И именно здесь десятины приемлют человеки смертные, а там – имеющий о себе свидетельство, что он живет. 9) И, так сказать, чрез Авраама и Левий, принимающий десятины, дал десятину: 10) ибо он был еще в чреслах отца, когда встретил его Мелхиседек. 11) Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, – ибо народ под ним получил Закон, – то какая бы еще нужда была по чину Мелхиседека восставать иному священнику, а не по чину Аарона именоваться? 12) Ибо с переносом священства необходимо, чтобы был и перенос Закона. 13) Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не предстоял у жертвенника. 14) Ибо явно, что от Иуды воссиял Господь наш, о каковом колене Моисей ничего не сказал относительно священников. 15) И это еще яснее видно: если по подобию Мелхиседека восстает иной Священник, 16) Который таков не по Закону заповеди плотской, но по силе жизни неразрушимой. 17) Ибо засвидетельствовано: «Потому что Ты [Tu es] священник вовек по чину Мелхиседека». 18) Отклонение же предшествовавшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, 19) ибо Закон не привел ничего к совершенному; был же введением лучшей надежды, посредством которой мы приближаемся к Богу. 20) И поскольку [сие] не без клятвы, – одни стали священниками без клятвы, 21) Сей же с клятвою, чрез Того, Кто сказал Ему: «Клялся Господь, и не раскается Он: Ты священник вовек», – 22) постольку и лучшего завета поручителем соделался Иисус. 23) А иных же священников было много, потому как смерть не допускала пребывать [одному]; 24) Сей же, так как пребывает вовек, присновечное имеет священство. 25) Посему Он и может навечно спасать приходящих чрез Него Самого к Богу, всегда живущий, чтобы ходатайствовать за нас. 26) Ибо таковому и подобает быть у нас Первосвященнику: святый, невинный, незапятнанный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, 27) Который не имеет нужды ежедневно, как [те] священники, сперва приносить жертвы за свои преступления, потом за народ, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. 28) Ибо Закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; слово же клятвенное, которое после Закона, – Сына, на веки совершенного.

Глава VIII

1) Главное же в том, о чем говорится: мы имеем такого Первосвященника, Который совоссел одесную престола величия на небесах, 2) служителя святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек. 3) Ибо всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей имел что-то, что принести. 4) Итак, если бы Он был на земле, не был бы и священником, потому что есть приносящие дары по Закону, 5) которые служат примеру и тени небесного. Как отвечено было Моисею, когда он совершал скинию: «Смотри, – говорит [Господь], – сделай все по примеру, который был показан тебе на горе» (Исх. 25:40). 6) Ныне же Он получил по жребию служение тем превосходнейшее, сколь лучшего Он Посредник и Завета, который на лучших обетованиях утвержден. 7) Ибо, если бы сей первый был без вины, так не было бы нужды искать места другому. 8) Ибо, укоряя их, [пророк] говорит: «Вот, наступают дни, говорит Господь, и Я совершу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет, 9) не по Завету, какой Я сотворил с отцами их в день, когда взял их за руку их, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в [том] Завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. 10) Ибо сие есть завет, который Я устрою дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: подавая законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и Я буду им Богом, а они будут Мне народом. 11) И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: „познай Господа”; потому что все из них будут знать Меня, от мала и даже до велика, 12) ибо Я буду милостив к неправдам их, и грехов их их не воспомяну» (Иер. 31:31–34). 13) Говоря же «новый», состарил первый. Ветшающее же и стареющее близко к уничтожению.

Глава IX

1) Имел же и первый [Завет] оправдания богослужения, и святилище мирское. 2) Ибо сперва сооружена была скиния, в которой были подсвечники, и трапеза, и предложение хлебов, которая называется Святое. 3) За второю же завесою скиния, называемая Святое Святых, 4) имеющая золотую кадильницу и Ковчег Завета, обложенный со всех сторон золотом, в котором были золотой сосуд с манною, и жезл Ааронов процветший, и скрижали завета, 5) а превыше него херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. 6) При таком устройстве же, в первую вот скинию всегда входят священники, совершая служения жертвоприношений; 7) во вторую же – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за неведение народа. 8) Этим Дух Святый ознаменовывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит первая скиния, 9) которая есть притча настоящего времени, согласно которой приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным служащего, они всего лишь с яствами и питиями, 10) и различными омовениями, и праведностью плотской, наложены только до времени исправления. 11) Христос же, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, 12) и не кровью козлов и тельцов, но Своею Кровию, однажды вошел во святилище, обретя вечное искупление. 13) Ибо, если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, окропив оскверненных, освящает во очищение плоти, 14) сколь же более Кровь Христа, Который Духом Святым принес Самого Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому? 15) И потому Он есть Посредник Нового Завета, дабы посредством смерти [Его, бывшей] для искупления от преступлений их, содеянных при первом Завете, получили обетование призванные к вечному наследию. 16) Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы случилась смерть завещателя, 17) потому что завещание утверждается на мертвых /т. е. действительно после умерших/: иначе оно не имеет силы, доколе жив завещатель. 18) Почему и первый [Завет], со своей стороны, был посвящен не без крови. 19) Ибо, по прочтении всяческой заповеди Закона всему народу Моисеем, он, взяв кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и саму книгу, и весь народ окропил, 20) говоря: «Это кровь завета, который заповедал вам Бог» (Исх. 24:8). 21) Также и скинию, и все сосуды богослужебные окропил он подобным образом кровью. 22) Да и почти все по Закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает оставления /прощения/. 23) Итак, образы небесного должны были при том очищаться сими, самое же небесное лучшими жертвами, чем эти. 24) Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истиннейшего устроенное, но в самое небо, чтобы явиться ныне за нас пред лице Божие, 25) и не для того, чтобы многократно приносить Самого Себя, как первосвященник входит во святилище ежегодно с чужою кровью; 26) иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; ныне же однократно, к скончанию веков, на разрушение греха явился жертвою Своею. 27) И как человекам положено однажды умереть, после же сего суд, 28) так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы исчерпать грехи многих, во второй раз явится без греха /т. е. не для искупления греха/ для ожидающих Его, во спасение.

Глава X

1) Ибо Закон, имея тень будущих благ, [а] не самый образ вещей, каждый год одними и теми же жертвами, постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих; 2) иначе перестали бы приносить, потому что не имели бы более никакого осознания грехов приносители, однажды очищенные; 3) но в них напоминание о грехах бывает ежегодно. 4) Ибо невозможно кровью тельцов и козлов устранить грехи. 5) Посему [Христос], входя в мир, говорит: «Жертвы и приношения Ты не восхотел, тело же уготовал Мне; 6) всесожжения за грех неугодны Тебе. 7) Тогда Я сказал: „Вот, иду; в начале книги написано обо Мне, да сотворю, Боже, волю Твою”» (Пс. 39:7–8). 8) Сказав выше, «что ни жертвы, ни приношения, ни всесожжения за грех Ты не восхотел, и они неугодны Тебе», – [те], которые приносятся по Закону, 9) тогда сказал: «Вот, иду, да сотворю волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить последующее. 10) По сей-то воле мы освящены однажды принесением тела Иисуса Христа. 11) И всякий же священник ежедневно предстоит в служении, и многократно принося одни и те же жертвы, которые никогда не могут устранить грехов. 12) Сей же, принеся одну жертву за грехи, присновечно воссел одесную Бога, 13) в остальном ожидая, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. 14) Ибо Он одним приношением присновечно сделал совершенными освящаемых. 15) Свидетельствует же нам и Дух Святый. Ибо после говорит: 16) «Сей же завет, который завещаю им после тех дней, – говорит Господь: дав законы Мои в сердца их, и в мыслях их надпишу их, 17) и грехов и беззаконий их не воспомяну более» (Иер. 31:33). 18) Где же оставление оных, уже нет приношения за них. 19) Итак, братия, имея дерзновение входить в святилище Кровью Христовой, 20) которой Он начал для нас путь новый и живой посредством завесы, то есть через плоть Своею, 21) и великого Священника над домом Божиим, 22) да приступаем с искренним сердцем в полноте веры, окропив сердца [для очищения] от нечистой совести, и омыв тело водою чистою, 23) будем держаться исповедания нашего упования неуклонно, ибо верен Обещавший. 24) И да будем внимательны друг ко другу, побуждая к любви и добрым делам, 25) не оставляя собрания нашего, как есть у некоторых обычай; но утешая, и тем более, чем [более] усматриваете приближающийся день. 26) Ибо если мы, после получения познания истины, добровольно грешим, уже не остается более жертвы за грехи, 27) но некое ужасное ожидание суда и ярость огня, который пожрет противников. 28) Упразднивший Закон Моисеев, при двух или трех свидетелях, безо всякой милости умирает; 29) сколь тягчайшее, думаете, наказание заслужил тот, кто попирает Сына Божия, и приводит к осквернению Кровь Завета, которою освящен, и Духу благодати наносит оскорбление? 30) Ибо мы знаем Того, Кто сказал: «Мне отмщение, и Я воздам». И опять: «Ибо Господь будет судить народ Свой» (Втор. 32:35–36). 31) Страшно впасть в руки Бога живаго! 32) Вспомните прежние дни, в кои вы, [быв] просвещены, выдержали великое борение страстотерпчества, 33) и для одних в поношениях и скорбях ставшие зрелищем, для других сотоварищами в подобном же положении сделанные. 34) Ибо вы и узам сострадали, и расхищение добра вашего восприняли с радостью, познавая, что у вас есть имущество лучшее и непреходящее. 35) Итак, не оставляйте упования вашего, которое великое имеет воздаяние. 36) Терпение нужно вам, чтобы, творя волю Божию, сподобились обетования. 37) Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. 38) Праведный же мой верою жив; если он отступит, не угодит душе моей. 39) Мы же не из сынов отступления на погибель, но – веры к приобретению души.

Глава XI

1) Вера же есть сущность ожидаемого, довод неявного. 2) Ибо в сем древние получили свидетельство. 3) Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого стало видимое. 4) Верою Авель жертву изобильнейшую, нежели Каин, принес Богу; ею получил свидетельство, что он праведен, при засвидетельствовании Богом о дарах его; и, умерев от нее, говорит еще. 5) Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, ибо Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу. 6) Без веры же невозможно угодить Богу. Ибо приходящему к Богу надобно веровать, что Он есть, и что ищущим Его Он Мздовоздаятель. 7) Верою Ной, получив ответ о том, что еще не было видимо, трепеща, приготовил ковчег для спасения дома своего; ею же осудил он мир, и праведности, что по вере, сделался наследником. 8) Верою тот, что прозван Авраам, повиновался [призванию] идти в страну, которую имел получить в наследие; и исшел, не ведая, куда идет. 9) Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, живя в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования. 10) Ибо он ожидал города, имеющего основание, которого Художник и Зиждитель Бог. 11) Верою и сама неплодная Сарра получила силу к зачатию от семени, даже вопреки времени возраста, ибо верила, что верен Обещавший. 12) Сего ради и от одного (и притом омертвелого), родилось так много, как много звезд на небе, и как песок на берегу морском бесчислен. 13) Все сии усопли по вере, не получив обетований, но издали видевши оные, и приветствовали [их], и исповедовали, что они суть странники и пришельцы на земле. 14) Ибо [те], которые говорят сие, ознаменовывают, что они отечества взыскуют. 15) А, если же они сами помнили бы [отечество], из которого вышли, то имели бы время возвратиться; 16) ныне же желают лучшего, то есть небесного. Посему Бог не стыдится, называя Себя их Богом: ибо Он уготовал им град. 17) Верою Авраам принес в жертву Исаака, когда был искушаем, и принес единородного, будучи получившим обетование, 18) о котором было сказано: «Ибо в Исааке наречется тебе семя» (Быт. 21:12), 19) полагая, что и из мертвых воскресить силен Бог, почему и принял его в притчу. 20) Верою в будущие [блага] Исаак благословил Иакова и Исава. 21) Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова, и поклонился он верху жезла его. 22) Верою Иосиф, умирая, напоминал об исходе сынов Израилевых, и заповедал о костях своих. 23) Верою Моисей, родившись, три месяца скрываем был родителями своими, так как видели они прекрасное дитя, и не устрашились царского повеления. 24) Верою Моисей, став большим, отказался быть сыном дочери фараоновой, 25) и лучше предпочел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное наслаждение от греха, 26) и почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища, поношение Христово; ибо он взирал на воздаяние. 27) Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, вытерпел. 28) Верою отпраздновал он Пасху и пролитие крови, да не коснется их истребляющий первенцев. 29) Верою перешли они Чермное /Красное/ море, как по суше земли, – на что покусившись, египтяне были поглощены [пучиной]. 30) Верою пали стены Иерихонские, при семидневном обхождении. 31) Верою Раав блудница не погибла с неверными, с миром приняв соглядатаев. 32) И что еще скажу? Ибо мне недостанет времени, чтобы повествовать о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае, Давиде, Самуиле и пророках, 33) которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 34) угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, стали крепки на войне, прогоняли лагери чужих; 35) женщины получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не получив выкупа, дабы обрести лучшее воскресение. 36) Другие же насмешки и побои испытали, а сверх того узы и темницу, 37) были побиваемы камнями, рассекаемы, подвергаемы искушению, умирали от умерщвления мечом, скитались в милотях /овечьих шкурах/, в козьих кожах, – нищие, стесненные, уязвляемые; 38) [те], которых мир не был достоин, скитались по пустыням, по горам, по пещерам и по ущельям земли. 39) И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обетования, 40) когда Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Глава XII

1) Посему и мы, имея такое воздвигнутое облако свидетелей, свергнув всякое бремя и окружающий нас грех, с терпением побежим на предложенное нам состязание, 2) взирая на Виновника веры и совершителя [ее] Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. 3) Помыслите ведь о Том, Кто претерпел такое против Себя прекословие от грешников, да не изнеможете, истощившись душами вашими. 4) Вы еще не сражались даже до крови, против греха подвизаясь, 5) и забыли утешение, которое вам, как сынам изрекается, говоря: «Сын мой! Не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. 6) Ибо Господь, кого любит, [того] наказывает; бичует же всякого сына, которого принимает» (Притч. 3:11–12). 7) Терпите наказание. Как с сынами, Бог поступает с вами; ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? 8) Если же вы без наказания, которого участниками стали все, то вы – [дети] от прелюбодеяния, а не сыны. 9) Притом мы, если имели плотских наших отцов, которые нас наставляли, и чтили их, не гораздо ли более должны повиноваться Отцу духов, чтобы жить? 10) А те, со своей стороны, ради немногих дней наставляли нас по своему произволению; Сей же – для пользы, для принятия освящения Его. 11) Всякое же наказание в настоящее время кажется не радостью, но огорчением; после же упражнявшимся через него воздает наипаче мирный плод праведности. 12) Сего ради опустившиеся руки и ослабевшие колени восставьте, 13) и прямоходящими соделайте ноги ваши, дабы хромое не совратилось, а лучше исцелилось. 14) Следуйте миру со всеми и святости, без которой никто не увидит Бога, 15) смотря, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, высоко разросшись, не мешался, и чтобы им не осквернились многие. 16) Чтобы не было какого блудодея, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь продал первородство свое. 17) Ибо вы знаете, что и после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; ибо не нашел места покаянию, хотя и просил о том со слезами. 18) Ибо вы приступаете не к горе осязаемой и пылающему огню, и к вихрю, и мраку, и буре, 19) и к трубному звуку и гласу глаголов, о котором слышавшие извиняли себя, да не будет к ним ни слова. 20) Ибо не выносили сказанного: «А если и зверь прикоснется к горе, да будет побит камнями» (Исх. 19:13). 21) И столь ужасно было это видение. Моисей сказал: «Я в страхе и трепете». 22) Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и скопившимся многим тысячам Ангелов, 23) и к церкви первенцев, записанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам совершенных праведников, 24) и к Посреднику Нового Завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева. 25) Смотрите, не отвратитесь и вы от Говорящего. Если те, не послушав вещавшего на земле, не избегли [наказания], гораздо более [не избежим мы], отвратившиеся от Глаголющего с небес. 26) Которого глас тогда поколебал землю, ныне же Он обещал, говоря: «Еще раз поколеблю не только землю, но и небо» (Агг. 2:7). 27) Когда же Он сказал: «еще раз», – возвестил изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое. 28) Итак, мы, приемля Царствие непоколебимое, имеем благодать, которою да будем служить благоугодно Богу, со страхом и благоговением. 29) «Ибо и Бог наш есть огнь поядающий» (Втор. 4:24).

Глава XIII

1) Братолюбие между вами да пребывает, 2) и гостеприимства не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, приняли в гости Ангелов. 3) Помните узников, как бы вы вместе в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле. 4) Брак да будет честен во всем и ложе непорочно. Ибо блудников и прелюбодеев судит Бог. 5) Да будут нравы без алчности, довольствуясь тем, что есть. Ибо Он Сам сказал: «Не оставлю тебя и не покину тебя» (Нав.1:5), 6) так что мы уверенно говорим: «Господь мне помощник. И не убоюсь [того], что сделает мне человек» (Пс. 117:6). 7) Поминайте предстоятелей ваших, которые возвещали вам слово Божие, и, взирая на исход [их] жизни, подражайте вере [их]. 8) Иисус Христос вчера и сегодня, и во веки Тот же. 9) Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь. Ибо хорошо [optime] благодатью укреплять сердце, а не яствами, от которых не получили пользы ходящие в них /занимающиеся ими/. 10) Мы имеем жертвенник, от коего не имеют власти питаться служащие скинии. 11) Ибо, каковых животных кровь для [очищения] греха вносится первосвященником во святилище, таковых тела сжигаются вне стана. 12) Сего ради и Иисус, дабы освятить народ Кровию Своею, пострадал вне врат. 13) Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; 14) ибо не имеем здесь постоянно пребывающего града, но взыскуем будущего. 15) Итак, через Него да будем всегда приносить Богу жертву хваления, то есть плод уст, исповедующих имя Его. 16) Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы заслуживающие у Бога. 17) Повинуйтесь предстоятелям вашим и покоряйтесь им. Ибо они бдят, как обязанные дать отчет о душах ваших; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая; ибо это для вас неполезно. 18) Молитесь о нас; ибо мы уповаем, что имеем добрую совесть, во всем желая вести себя с благоволением. 19) Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам. 20) Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого, в Крови Завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, 21) да усовершит вас во всяком благе, дабы вы творили волю Его, производя в вас благоугодное пред Собою, через Иисуса Христа. Ему же слава во веки веков! Аминь. 22) Прошу же вас, братия, чтобы вы вытерпели слово утешения. Ибо я не много и написал-то вам. 23) Знайте, что брат наш Тимофей освобожден; с которым, если он скоро придет, я увижу вас. 24) Приветствуйте всех предстоятелей ваших и всех святых. Приветствуют вас братия из Италии. 25) Благодать со всеми вами. Аминь.


Источник: Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа : Перевод с Вульгаты (Clementina) / Иероним блаженный, Стридонский (Пер. с лат., пред. Д.Э. Пучкина) / Москва, 2019. – 584 с.

Комментарии для сайта Cackle