преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

Послание к Римлянам св. Апостола Павла

Глава I

1) Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, обособленный для благовестия Бога, 2) которое Он прежде обещал через пророков Своих, в святых Писаниях, 3) о Сыне Своем, Который возник Ему от семени Давидова, по плоти, 4) Который предопределен Сыном Божиим в силе, по Духу освящения, через воскресение из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, 5) через Которого мы получили благодать и апостольство, к послушанию веры во всех народах, ради имени Его, 6) между которыми находитесь и вы, призванные Иисуса Христа, – 7) всем сущим в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. 8) В первую же очередь благодарю Бога моего чрез Иисуса Христа за всех вас, ибо вера ваша возвещается во всем мире. 9) Ибо Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что беспрерывно творю поминовение вас, 10) всегда в молитвах моих; моля, не сподоблюсь ли как-нибудь, наконец, успешного пути, в шествии по воле Божией к вам. 11) Ибо я жажду увидеть вас, чтобы преподать вам некую благодать духовную, к утверждению вашему, 12) то есть вместе утешиться, с вами, посредством взаимно общего для нас, верою вашею и моею. 13) Не хочу же, братия, оставить вас в неведении, что я многократно предполагал прийти к вам (и возбранено было мне даже доныне), чтобы иметь некий плод и у вас, как и среди прочих народов. 14) Эллинам и варварам, мудрецам и невеждам должник я. 15) Итак, что до меня, я готов и вам, сущим в Риме, благовествовать. 16) Ибо я не краснею из-за Евангелия. Ведь оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, иудею; [потом] и эллину. 17) Ибо праведность Божия открывается в нем от веры в веру, как написано: «Праведный же верою живет» (Авв. 2:4). 18) Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, задерживающих истину Божию неправдою. 19) Ибо, что о Боге познавать возможно, явно для них. Ибо Бог им явил. 20) Ибо невидимые [свойства] Его, от создания мира, через размышление о сотворенных, видимы: и присновечная Его сила, и Божество; так что они неизвинительны. 21) Ибо, когда они, познав Бога, не прославили [Его], как Бога, или не возблагодарили; но осуетились в помышлениях своих, и омрачено неразумное сердце их; 22) ибо, называя себя мудрыми, стали глупыми. 23) И переменили славу нетленного Бога в подобие образа тленного человека, и крылатых, и четвероногих, и змиев. 24) Сего ради предал их Бог в похотях сердец их в нечистоту, дабы они сами подвергали бесчестиям свои тела; 25) [они] – которые заменили истину Божию на ложь; и поклонялись, и служили твари более чем Творцу, Который благословен во веки. Аминь. 26) Потому предал их Бог в страсти бесчестия: ибо женщины их заменили естественное употребление употреблением противоестественным; 27) подобно же и мужчины, оставив естественное употребление женщины, распалялись похотью своею друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам, и возмездие, должное за свое заблуждение, получая в самих себе. 28) И, как они не удовольствовались иметь Бога в познании, предал их Бог превратному чувству – да делают неподобающее, 29) исполненные всякой неправды, лукавства, блуда, алчности, злобы. Полные зависти, человекоубийства, распрей, обмана, злонравия; шептуны, 30) клеветники, богомерзки, оскорбители, горды, высокомерны, изобретательны на зло, непослушны родителям, 31) безрассудны, неуравновешенны, бесчувственны, неспособные договариваться, немилосердны. 32) Которые, когда познали праведность Божию, не уразумели, что делающие такие дела достойны смерти; и не только те, кто таковые делают, но и те, что с делающими согласны!

Глава II

1) Сего ради, неизвинителен ты, о, всякий человек судящий. Ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь самого себя, ибо делаешь то же, что судишь. 2) Ибо мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих таковое. 3) Не думаешь ли ты это, о, человек, осуждающий делающих таковое и делающий таковое, что ты избежишь суда Божия? 4) Или пренебрегаешь богатство благости Его, и терпения, и долготерпения, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? 5) По закоснению же твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда Бога, 6) Который воздаст каждому по делам его: 7) тем же, которые по претерпению в добром деле ищут славы, и чести, и нетления, – жизнь вечную; 8) тем же, которые закоснели в прекословии и не успокаиваются на истине, веруют же неправде, – гнев и ярость. 9) Скорбь и теснота на всякую душу человека, делающего злое, во-первых, иудея, [потом] и эллина! 10) Cлава же и честь, и мир всякому, делающему доброе, во-первых, иудею, [потом] и эллину! 11) Ибо нет лицеприятия у Бога. 12) Ибо все те, которые, не имея Закона, согрешили, вне Закона погибнут; а все те, которые под Законом согрешили, по Закону будут судимы. 13) Ибо не слушатели Закона праведны пред Богом, но исполнители Закона оправданы будут. 14) Ибо, когда язычники, не имеющие Закона, естественно законное делают, таким образом, не имея Закона, они сами себе закон: 15) они показывают, что дело Закона у них написано в сердцах, о чем им дает свидетельство совесть их и помышления их, обвиняющие или же оправдывающие друг друга, 16) в день, когда Бог будет судить тайные [дела] человеков, по благовествованию моему, через Иисуса Христа. 17) Если же ты называешься иудеем и спокойно почиваешь в Законе, и хвалишься Богом, 18) и знаешь волю Его, и испытываешь полезнейшее, наставленный из Закона, 19) уверен о себе, что ты поводырь слепых, свет для находящихся во тьме, 20) наставник невежд, учитель младенцев, имеющий образец ведения и истины в Законе. 21) Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Который говоришь: «Не красть», крадешь? 22) Который говоришь: «Не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? Который гнушаешься идолов, творишь святотатство? 23) Который хвалишься Законом, преступлением Закона бесчестишь Бога? 24) «Ибо ради вас имя Божие хулится у язычников» (Ис. 52:5; Иез. 36:20), – как написано. 25) Обрезание же полезно, если исполняешь Закон; если же ты преступник Закона, то обрезание твое стало необрезанием. 26) Итак, если необрезанный соблюдает правду Закона, не вменится ли ему его необрезание в обрезание? 27) И не осудит ли необрезанный, по природе исполняющий Закон, тебя, преступника Закона чрез букву и обрезание? 28) Ибо не тот, кто [таков] по наружности, иудей, и не [то], которое наружно, на плоти, обрезание; 29) но тот, кто внутренне [таков] – иудей, и [то] обрезание, [которое] в сердце, по духу, не по букве: ему же похвала не от людей, но от Бога.

Глава III

1) Что же за преимущество быть иудеем, или какова польза от обрезания? 2) Многое всяческим образом. Во-первых же, что им вверены изречения Божии. 3) Ибо что же, если некоторые из них не уверовали? Неужели неверие их опустошит веру Божию? Да не будет. 4) Бог же верен, всякий же человек лжив, как написано: «Да оправдаешься в словах Твоих и победишь, когда судишься» (Пс. 50:6). 5) Если же наша неправда поручается правде Божией, что скажем? Не будет ли Бог неправ, когда изъявляет гнев? 6) (говорю по человеческому рассуждению). Да не будет. Ибо иначе, каким образом Бог будет судить мир сей? 7) Ибо, если истина Божия в моей лжи изобилует к славе Его, за что еще и я судим, словно грешник? 8) И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро (как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так говорим)? Коих осуждение праведно. 9) Итак, что же? Превознесем ли их? Никак. Ибо мы уже показали причины, что как иудеи, так и эллины, все под грехом, 10) как написано: «Ибо нет праведного никого; 11) нет разумевающего; нет ищущего Бога. 12) Все уклонились, вместе стали негодны; нет делающего добро, нет даже ни одного» (Пс. 13:1–3). 13) «Открытая гробница – гортань их; языком своим творят прельщение; яд аспидов под устами их» (Пс.5:10, 139:3). 14) «Их уста злословия и горечи полны» (Пс. 9:28). 15) «Быстры ноги их на пролитие крови; 16) сокрушение и несчастие на путях их; 17) и пути мира они не познали» (Притч. 1:16; Ис. 59:7–8). 18) «Нет страха Божия пред очами их» (Пс. 35:2). 19) Мы же знаем, что Закон все, что говорит, к состоящим под Законом говорит, да заграждаются всякие уста и да будет весь мир подчинен Богу, 20) ибо от дел Закона «не оправдается пред Ним никакая плоть» (Пс. 142:2). Ибо чрез Закон – познание греха. 21) Ныне же, без Закона, явилась праведность Божия, засвидетельствованная Законом и пророками. 22) Праведность же Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех, кто верует в Него, ибо нет различия, 23) ведь все согрешили и лишены славы Божией. 24) Они оправданы даром, по благодати Его, искуплением, сущим во Христе Иисусе, 25) Которого Бог предложил в [жертву] умилостивления, через веру, в Крови Его, для явления правды Своей посредством отпущения предыдущих грехов, 26) в долготерпении Божием, к явлению правды Его в сие время, чтобы быть Ему праведным и оправдывающим того, кто от веры в Иисуса Христа. 27) Где же прославление твое? Исключено. Каким законом? Дел? Нет, но законом веры. 28) Ибо мы считаем, что человек оправдывается верою, без дел Закона. 29) Бог – иудеев только? Не и язычников ли? Конечно, и язычников, 30) потому что один же Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных чрез веру. 31) Итак, мы разоряем Закон верою? Да не будет; но Закон устанавливаем.

Глава IV

1) Что же, скажем, приобрел Авраам, отец наш по плоти? 2) Ибо, если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. 3) Ибо, что говорит Писание? «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Быт. 15:6). 4) Тому же, кто делает, воздаяние вменяется не по милости, но по долгу. 5) Тому же, кто не делает, верующему же в Того, Кто оправдывает нечестивого, вменяется вера его в праведность, по изволению благодати Божией. 6) Как и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность без дел: 7) «Блаженны, чьи беззакония отпущены и чьи грехи покрыты. 8) Блажен муж, которому Господь не зачтет греха» (Пс. 31:1–2). 9) Итак, блаженство сие пребывает только ли для обрезания, или для необрезания? Ведь мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность. 10) Каким же образом вменилась? В обрезании или в необрезании? Не в обрезании, а в необрезании. 11) И знак обрезания он принял, как печать праведности через веру, которая в необрезании, так что он стал отцом всех верующих чрез необрезание, чтобы и им вменилась праведность; 12) и стал отцом обрезанных, не тех, кто только от обрезания, но и ходящих по следам веры, которая есть в необрезании отца нашего Авраама. 13) Ибо не чрез Закон обетование Аврааму, или семени его, чтобы быть наследником мира, но праведностью веры. 14) Ибо, если [те], кто от Закона, наследники суть, стала тщетна вера, разорено и обетование. 15) Ибо Закон соделывает гнев. Ведь, где нет Закона, нет и преступления. 16) Итак, по вере, чтобы по благодати обетование было непреложно всякому семени, не только лишь сущему от Закона, но сущему по вере [семени] Авраама, который есть отец всем нам, 17) (как написано: «Ибо отцом многих народов Я поставил тебя» [Быт. 17:4]), пред Богом, Коему он поверил, Который животворит мертвых и призывает небытийствующее, как бытийствующее. 18) Который, вопреки надежде, поверил в надежду, да станет отцом многих народов, по сказанному ему: «Так [многочисленно] будет семя твое» (Быт. 15:5). 19) И, не изнемогши в вере, он не считал тела своего омертвевшим, когда ему было примерно лет сто, и ложесна Саррины в омертвении. 20) В обетовании же Божием не усомнился неверием, но утвержденный в вере, воздав славу Богу; 21) вполне твердо зная, что все, что Он обещал, силен и сделать. 22) Потому и вменилось ему в праведность. 23) Не в отношении же к нему одному написано, что вменилось ему в праведность, 24) но и в отношении к нам; коим вменится как верующим в Того, Кто воскресил Иисуса Христа, Господа нашего, из мертвых, 25) Который предан ради проступков наших и воскрес для оправдания нашего.

Глава V

1) Итак, оправданные верою, давайте иметь мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, 2) через Которого верою и имеем мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся в надежде славы чад Божиих. 3) Не [сим] же только, но и хвалимся в скорбях, зная, что скорбь соделывает терпение, 4) терпение же – опытность, опытность же – надежду, 5) надежда же не постыжает, ибо любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. 6) Ибо почему Христос, когда еще мы были немощны, в [установленное] время, умер за нечестивых? 7) Ибо едва ли кто умрет за праведного. Может быть, за кого-нибудь доброго кто-то и дерзает умереть. 8) Но Бог украсил Свою любовь к нам: потому что, когда мы были еще грешниками, в [установленное] время, 9) Христос за нас умер; наипаче же ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. 10) Ибо если, когда мы были врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, наипаче, примирившись, спасемся жизнью Его. 11) Не одно же [это], но и хвалимся в Боге чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы приняли ныне примирение. 12) Посему, как одним человеком грех вошел в мир сей, и грехом смерть, так и смерть перешла на всех человеков, в коем все согрешили. 13) Ибо и до Закона грех был в мире; грех же не вменяется, когда нет Закона. 14) Но царствовала смерть от Адама даже до Моисея и над теми, кто не согрешил, по подобию преступления Адама, который есть образ будущего. 15) Но не как преступление, таков и дар; ибо, если чрез преступление одного многие подверглись смерти, наипаче благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, во многих преизбыточествует. 16) И не как чрез одно преступление, таков и дар; ибо суд за одно [преступление] – к осуждению; благодать же – к оправданию от многих преступлений. 17) Ибо, если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, наипаче приемлющие изобилие благодати, и дара, и праведности в жизни воцарятся посредством одного Иисуса Христа. 18) Итак, как преступлением одного всем человекам осуждение, так и праведностью одного всем человекам оправдание к жизни. 19) Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие. 20) Закон же пробрался, чтобы умножилось преступление. Где же умножился грех, стала преизобиловать благодать, 21) дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность в жизнь вечную, чрез Иисуса Христа, Господа нашего.

Глава VI

1) Что же скажем? Пребывать ли нам в грехе, чтобы благодать умножилась? 2) Да не будет. Ибо мы – умершие для греха: каким же образом нам еще жить в нем? 3) Неужели не знаете, что все мы, кто были крещены во Христа Иисуса, в смерть Его крещены? 4) Ибо мы спогреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновлении жизни. 5) Ибо если мы сращены с Ним подобием смерти Его, вместе [с тем] будем и [подобием] воскресения. 6) Это зная, что ветхий наш человек сораспялся [Ему], чтобы разрушено было тело греха, дабы нам более не рабствовать греху. 7) Ибо, кто умер, оправдан от греха. 8) Если же мы мертвы со Христом, веруем, что и жить будем вместе с Ним, 9) зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть над Ним более не властна. 10) Ибо, что Он умер для греха, умер однажды; а что живет, живет для Бога. 11) Так и вы, вот, почитайте себя мертвыми греху, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. 12) Итак, да не царствует грех в вашем смертном теле, чтобы вам слушаться похотей его. 13) Но и не предоставляйте членов ваших греху в оружие неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши – в оружие праведности Богу. 14) Ибо грех не должен над вами господствовать, вы ведь не под Законом, но под благодатью. 15) Что же? Станем ли грешить, потому что мы не состоим под Законом, но под благодатью? Да не будет! 16) [Неужели] вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь: или – греха к смерти, или – послушания к праведности? 17) Благодарение же Богу, что вы, которые были прежде рабами греху, от сердца же послушались той формы учения, которой предали себя. 18) Освобожденные же от греха, вы стали рабами праведности. 19) Говорю по-человечески, ради немощи плоти вашей; ибо как вы предавали члены ваши рабствовать нечистоте и беззаконию, на беззаконие, так ныне представьте члены ваши рабствовать праведности, во освящение. 20) Ибо, когда вы были рабами греху, свободны были от праведности. 21) Какой же плод вы имели тогда в тех [делах], о каковых теперь краснеете? Ведь конец их – смерть. 22) Ныне же, освобожденные от греха, рабами же стали Богу, имеете плод ваш в освящении, конец же – жизнь вечная. 23) Ибо воздаяние греха – смерть. Благодать же Божия – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

Глава VII

1) Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим Закон), что Закон господствует над человеком столько времени, [пока] живет? 2) Ибо замужняя женщина к живому мужу привязана Законом; если же умрет муж, она разрешена от закона мужа. 3) Посему, при живом муже называется прелюбодейцею, если выйдет за другого; если же умрет муж ее, она освобождена от закона мужа, да не будет прелюбодейцею, если выйдет за другого мужа. 4) Так и вы, братия мои, умерли для Закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу. 5) Ибо, когда мы были во плоти, страсти греховные, [обнаруживаемые] Законом, действовали в членах наших, чтобы плод принести смерти. 6) Ныне же мы разрешились от закона смерти, которым были связаны, так, чтобы нам служить [Богу] в обновлении духа, а не в ветхости буквы. 7) Что же скажем? Закон – грех? Да не будет. Но я не иначе узнал грех, как посредством Закона; ибо я не ведал бы похоти, если бы закон не говорил: «Не пожелай». 8) Повод же взяв, грех от заповеди произвел во мне всяческое похотение: ибо без Закона грех был мертв. 9) Я же жил некогда без Закона; но, когда пришла заповедь, грех ожил. 10) Я же умер, и заповедь к жизни эта-то оказалась мне к смерти. 11) Ибо грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и посредством оной умертвил. 12) Итак, Закон при том свят, и заповедь свята, и праведна, и добра. 13) Что же, доброе сделалось мне смертоносным? Да не будет. Но грех, чтобы проявиться грехом, посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится чрезвычайно грешен посредством заповеди. 14) Ибо мы знаем, что Закон духовен, я же плотян, продан под грех. 15) Ибо, что делаю, не понимаю: ибо не что хочу, то делаю, но что ненавижу, злое, то делаю. 16) Если же чего не хочу, то делаю; соглашаюсь с законом, потому что он добр, 17) теперь же, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. 18) Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе. Ибо желание прилежит мне, но чтобы сделать добро, [того] не нахожу. 19) Ибо доброго, которого хочу, то не делаю, но злое, которого не хочу, то делаю. 20) Если же, чего не хочу, то делаю, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. 21) Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. 22) Ибо я соуслаждаюсь Закону Божию по внутреннему человеку; 23) вижу же иной закон в членах моих, противоборствующий закону сознания моего и делающий меня пленником закона греха, который в членах моих. 24) Несчастный я человек, кто избавит меня от тела смерти сей?! – 25) Благодать Бога моего, через Иисуса Христа, Господа нашего. Итак, сам я сознанием моим служу Закону Божию, плотию же закону греха.

Глава VIII

1) Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе, ибо не по плоти ходят. 2) Ибо закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. 3) Ибо, что невозможно было Закону, в чем он был ослаблен плотию; Бог, послав Сына Своего в подобии плоти греховной и ради греха, осудил грех во плоти, 4) а оправдание Закона исполнилось в нас, не по плоти ходящих, но по Духу. 5) Ибо, которые по плоти, о плотском мудрствуют, а которые по духу, о духовном суждение имеют. 6) Ибо благоразумие плоти – смерть, благоразумие же духа – жизнь и мир, 7) потому что премудрость плотская враждебна Богу; ибо Закону Божию не подчинена, ведь и не может. 8) Которые же сущие по плоти, Богу угодить не могут. 9) Вы же не по плоти, но по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот не Его. 10) Если же Христос в вас, тело при том мертво из-за греха, дух же живет благодаря оправданию. 11) Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, Воскресивший Иисуса Христа из мертвых оживит и смертные тела ваши, посредством обитания Духа Его в вас. 12) Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти. 13) Ибо если живете по плоти, умрете; если же Духом умерщвляете дела плотские, живы будете. 14) Ибо все, водимые Духом Божиим, они суть сыны Божии. 15) Ибо вы не приняли духа рабства, опять в страхе, но приняли Духа усыновления, в Котором взываем: «Авва, Отче!» 16) Ибо Сам Дух воздает свидетельство духу нашему, что мы сыны Божии. 17) Если же сыны, [то] и наследники, наследники притом Божии, сонаследники же Христу; если же состраждем [Ему], то и вместе прославимся. 18) Ибо думаю, что страдания этого времени не достойны и сравнения с будущею славою, которая откроется в нас. 19) Ибо чаяние твари откровения сынов Божиих ожидает. 20) Ибо тварь покорена суете не добровольно, но из-за покорившего ее, в надежде; 21) ибо и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы чад Божиих. 22) Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится даже доныне; 23) не только же она, но и мы сами, имея начаток духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления чад Божиих, искупления тела нашего. 24) Ибо мы надеждой спасены. Надежда же, которую видят, не есть надежда; ибо, если кто видит что-то, чего ему надеяться? 25) Если же мы на то, чего не видим, надеемся, ожидаем в терпении. 26) Подобным же образом и Дух помогает немощи нашей; ибо мы не знаем, [о чем] молимся, как должно, но Сам Дух ходатайствует о нас воздыханиями неизреченными. 27) Испытующий же сердца знает, чего желает Дух, ибо Он по Богу ходатайствует о святых. 28) Знаем же, что любящим Бога, все содействует ко благу – тем, кто призван по [Его] изволению, святым. 29) Ибо кого Он предзнал, [тех] и предопределил стать сообразными образу Сына Своего, дабы Он был первородным среди многих братий. 30) Кого же Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; кого же оправдал, тех и прославил. 31) Что же скажем на это? Если Бог за нас, кто против нас? 32) Кто даже Сына Своего не пощадил, но за всех нас предал Его, каким образом не дарует с Ним нам и всего? 33) Кто возведет обвинение против избранных Божиих? Бог, Который оправдывает. 34) Кто же осудит? Христос Иисус, Который умер, но Который и воскрес; Который одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. 35) Кто же отлучит нас от любви Божией? Скорбь? Теснота ли? Глад ли? Нагота ли? Опасность ли? Преследование ли? Меч ли? 36) Как написано: «Ибо за Тебя умерщвляемы мы всякий день, считают нас за овец, [обреченных на] заклание» (Пс. 43:23). 37) Но все сие преодолеваем посредством Того, Кто возлюбил нас. 38) Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни мощь, 39) ни высота, ни глубина, ни другая [какая] тварь не может отлучить нас от любви Божией, которая во Христе Иисусе, Господе нашем.

Глава IX

1) Истину говорю во Христе, не лгу, при свидетельстве совести моей в Духе Святом, 2) потому что для меня печаль велика, и непрестанная скорбь сердцу моему. 3) Ибо хотел бы я сам быть «анафемой» от Христа, ради братьев моих, которые сродники мне по плоти, 4) то есть израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и завет, и законодательство, и богослужение, и обетования; 5) которых и отцы, и от которых Христос по плоти, Который над всеми Бог, благословенный во веки. Аминь. 6) Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те, которые от Израиля, суть израильтяне; 7) и не все, которые от семени Авраама – дети, но [сказано]: «В Исааке наречется тебе семя» (Быт. 21:12). 8) То есть, не дети, которые [по] плоти, это чада Божии, но, которые суть дети по обетованию, считаются за семя. 9) Ибо слово обетования это: «В соответствии с этим временем приду, и будет Сарре сын» (Быт. 18:10). 10) Не одно же это; но и [когда] Ревекка от одного сожития имела [во чреве] от Исаака, отца нашего [двойню]. 11) Ибо, когда они еще не родились или не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие по избранию пребывало) 12) не от дел, но от Призывающего, сказано было ей, что больший будет в порабощении у меньшего (Быт. 25:23), 13) как и написано: «Иакова Я возлюбил, Исава же возненавидел» (Мал. 1:2–3). 14) Итак, что же скажем? Неужели неправда у Бога? Да не будет. 15) Ибо Он говорит Моисею: «Помилую, кого миловать; и милосердие проявлю, над кем смилуюсь» (Исх. 33:19). 16) Итак, [дело] не в [том, кто] хочет и бежит, но в милующем Боге. 17) Ибо Писание говорит фараону: «Для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле» (Исх. 9:16). 18) Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. 19) Итак, ты скажешь мне: «За что же еще изыскивает [вину]?! Ибо кто противостанет воле Его?» 20) О, человек, а ты кто, что отвечаешь Богу? Неужели произведение скажет создавшему его: «Зачем ты меня так сделал?» 21) Не имеет ли гончар власти над глиною, чтобы из той же массы сделать один сосуд для почетного [употребления], а другой для низкого? 22) Что же, если Бог, желая явить гнев и сделать известным могущество Свое, с великим терпением щадил сосуды гнева, приноровленные к погибели, 23) да явит богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе? 24) Которых Он и призвал не только из иудеев, но и из язычников, 25) как у Осии говорит: «Назову не Мой народ Моим народом, и не возлюбленную – возлюбленною; и не сподобившуюся милосердия – сподобившейся милосердия» (Ос. 2:23). 26) «И будет: на том месте, где сказано им: «вы – не Мой народ», там названы будут сынами Бога живаго» (Ос. 1:10). 27) Исаия же вопиет об Израиле: «Хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, [лишь] остаток спасется; 28) ибо слово завершает и сокращает по правде, ведь слово сокращенное совершит Господь на земле» (Ис. 10:22–23). 29) И, как предсказал Исаия: «Если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, мы как Содом сделались бы, и словно Гоморре были бы подобны» (Ис. 1:9). 30) Что же скажем? Что язычники, не стремившиеся к праведности, охвачены праведностью; праведностью же от веры. 31) Израиль же, стремившийся к Закону праведности, не достиг Закона праведности. 32) Почему? Потому что не от веры, а как бы от дел. Ибо преткнулись о камень преткновения, 33) как написано: «Се, полагаю в Сионе камень преткновения и скалу соблазна; а всякий, верующий в Него, не постыдится» (Ис. 8:14, 28:16).

Глава X

1) Братия! Желание же моего сердца и моление к Богу, да будет о них во спасение. 2) Ибо свидетельствую им, что ревность по Боге имеют, но не по ведению. 3) Ибо, не ведая праведности Божией и взыскуя поставить собственную, праведности Божией они не подчинены. 4) Ибо конец Закона – Христос, к праведности всякого верующего. 5) Ибо Моисей пишет, что праведность, которая от Закона, такова: «Исполнивший его человек жив будет им» (Лев. 18:5). 6) Праведность же, которая от веры, так говорит: «Не говори в сердце твоем: «Кто взойдет на небо?» (Втор. 30:12), то есть Христа низвести. 7) Или: «Кто сойдет в бездну?» (Втор. 30:13), то есть Христа из мертвых призвать. 8) Но что говорит Писание? «Близко слово, в устах твоих и в сердце твоем» (Втор. 30:14), то есть слово веры, которое проповедуем». 9) Ибо, если устами твоими будешь исповедовать Господа Иисуса и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, ты будешь спасен. 10) Ибо сердцем веруют к праведности, устами же творится исповедание ко спасению. 11) Ибо Писание говорит: «Всякий верующий в Него не постыдится» (Ис. 28:16). 12) Ибо нет различия между иудеем и эллином, ведь один Господь [у] всех, богатый для всех, кто призывает Его. 13) Ибо «всякий, кто бы ни призвал имя Господне, будет спасен» (Иоил. 2:32). 14) Каким же образом призовут [Того], в Кого не уверовали? Или каким образом уверуют в Того, о Ком не слыхали? Каким же образом услышат без проповедующего? 15) Каким же образом будут проповедовать, если не будут посланы? Как написано: «Как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (Ис. 52:7). 16) Но не все послушались Евангелия. Ибо Исаия говорит: «Господи! Кто поверил слышанному от нас?» (Ис. 53:1). 17) Итак, вера от слышания, слышание же чрез слово Христово. 18) Но говорю: «Неужели они не слышали? «И при том по всей земле изошло вещание их, и до пределов круга земного слова их» (Пс. 18:5)». 19) Но говорю: «Неужели Израиль не познал? Первый Моисей говорит: «Я возбужу вас к ревности к не народу, на народ несмысленный доведу до гнева» (Втор. 32:21)». 20) Исаия же дерзает и говорит: «Найден Я не искавшими Меня; Я открыто явился не вопрошавшим обо Мне» (Ис. 65:1). 21) К Израилю же говорит: «Целый день Я простирал руки Мои к народу неверующему и прекословившему» (Ис. 65:2).

Глава XI

1) Итак, говорю: «Неужели Бог отверг народ Свой?» Да не будет. Ибо и я израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. 2) Не отверг Бог народа Своего, который Он предузнал. Или не знаете, что говорит Писание об Илии? Как он жалуется Богу на Израиля: 3) «Господи! Пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; а я остался один, и моей жизни ищут» (3Цар. 19:14). 4) Что же говорит ему Божеский ответ? «Я оставил Себе семь тысяч мужей, которые не преклонили колени пред Ваалом» (3Цар. 19:18). 5) Так и в сие время остаток, по избранию благодати, спасен. 6) Но если по благодати, уже не по делам; иначе благодать – не благодать. 7) Что же? Израиль, чего искал, того не достиг; избранные же достигли, прочие же были ослеплены, 8) как написано: «Дал им Бог дух выкалывания, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня» (Втор. 29:4; Ис. 29:10). 9) И Давид говорит: «Да будет трапеза их в сеть и в тенета, и в соблазн, и в возмездие им; 10) да помрачатся очи их, чтобы не видеть, и хребет их навсегда согни» (Пс. 68:23–24). 11) Итак, говорю: «Неужели они преткнулись, чтобы упасть?» Да не будет. Но от их преступления спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. 12) Ибо, если преступление их – богатство миру, и оскудение их – богатство язычникам, сколь же более полнота их? 13) Ибо я вам говорю, язычникам. Сколь долго же я, Апостол язычников, буду почитать служение мое, 14) не побужу ли как-либо к ревности плоть мою и не спасу ли некоторых из них? 15) Ибо если отвержение их – примирение мира, что будет принятие, как не жизнь из мертвых? 16) Если начаток свят, [то] и тесто; и если корень свят, [то] и ветви. 17) Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на [место] их и общником корня и сока маслины стал, 18) не превозносись перед ветвями. Ибо, если превозносишься, [вспомни], что не ты корень носишь, но корень тебя. 19) Скажешь же: «Отломлены были ветви, чтобы я привился». 20) Хорошо, они отломились неверием. Ты же держишься верою: не мни высоко [о себе], но бойся. 21) Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, не будет ли, пожалуй, беспощаден и к тебе. 22) Итак, видишь благость и суровость Божию: к отпадшим же – суровость, к тебе же – благость Божию, если пребудешь в благости; иначе и ты будешь отсечен. 23) Но и те, если не пребудут в неверии, привьются; властен ведь Бог опять привить их. 24) Ибо, если ты отсечен от дикой по естеству маслины и против естества привился к хорошей маслине, сколь более сии природные привьются к своей маслине? 25) Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, (чтобы вы не [высоко] мудрствовали о себе), что ослепление произошло в Израиле отчасти, доколе не войдет полнота язычников; 26) и так весь Израиль спасется, как написано: «Приидет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. 27) И сей завет им от Меня, когда отыму грехи их» (Ис. 27:9, 59:20–21). 28) При том по благовестию, они враги ради вас; по избранию же – возлюбленные ради отцов. 29) Ибо нет раскаяния в дарах и призвании Бога. 30) Как и вы некогда не верили Богу, ныне же сподобились милосердия, из-за неверия их, 31) так и они теперь не веруют, ради милосердия к вам, дабы и они сподобились милосердия. 32) Ибо всех заключил Бог в неверие, чтобы всех помиловать. 33) О, бездна богатства премудрости и ведения Божия! Как непостижимы суды Его и неисследимы пути Его! 34) «Ибо кто познал чувство Господне? Или кто был советник Его? 35) Или кто сперва дал Ему наперед, и воздастся ему?» (Ис. 40:13–14). 36) Потому что все из Него, и чрез Него, и в Нем. Ему слава вовеки. Аминь.

Глава XII

1) Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, чтобы представили тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего. 2) И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением чувства вашего, чтобы вы испытали, что есть воля Божия, благая, и благоугодная, и совершенная. 3) Ибо я говорю по данной мне благодати, всякому, кто из вас: не мните о себе более, нежели должно думать; но мыслите трезво, по мере веры, какую каждому Бог уделил. 4) Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, 5) так мы, многие, – одно тело во Христе, а каждый порознь – один для другого члены. 6) Имеем же дарования, по благодати, данной нам, разные: или пророчество, по разумению веры; 7) или служение в служении; или кто учит, в учении; 8) или кто увещевает, в увещевании; кто раздает, в простоте; кто начальник, с заботой; кто милует, с радушием. 9) Любовь [да будет] без притворства, отвращаясь от зла, прилепляясь к добру; 10) братолюбием друг друга возлюбите; в почтительности друг друга предупреждайте; 11) в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; 12) надеждою радуйтесь; в скорби [будьте] терпеливы, в молитве – стойки; 13) в нуждах святых принимайте участие; гостеприимству следуйте. 14) Благословляйте преследующих вас; благословляйте, а не проклинайте. 15) Радоваться с радующимися, плакать с плачущими! 16) Имейте друг к другу то же чувствование, что и к самим себе; не высоко мудрствуйте, но соглашайтесь со смиренными. Не мудрствуйте в себе; 17) никому не воздавая злом за зло, пекитесь о добром не только пред Богом, но и пред всеми человеками. 18) Если будет возможно, насколько зависит от вас, со всеми людьми имейте мир. 19) Не обороняйте самих себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: «Мне отмщение; Я воздам, говорит Господь» (Втор. 32:35). 20) Итак, «если взалкал враг твой, накорми его; если жаждет, питие дай ему: ибо, сие делая, ты соберешь горящие уголья ему на голову» (Притч. 25:22–23). 21) Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

Глава XIII

1) Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти, кроме как от Бога; которые же суть, от Бога поставлены. 2) Итак, противящийся власти, Божию постановлению противится. Противящиеся же сами навлекут на себя осуждение. 3) Ибо начальствующие не страшны для добрых дел, но для злых. А хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее. 4) Ибо он есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не без причины носит меч: он Божий слуга, отмститель в гневе делающему злое. 5) И потому по необходимости подчиняйтесь не только из [страха] гнева, но и по совести. 6) Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, тому самому постоянно служащие. 7) Итак, отдавайте всякому должное: кому подать – подать; кому пошлину – пошлину; кому страх – страх; кому честь – честь. 8) Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий ближнего исполнил Закон. 9) Ибо: «не прелюбодействуй», «не убий», «не укради», «не изреки лжесвидетельства», «не пожелай…» (см. Исх. 20:13–17; Втор. 5:17–21) и, если есть, какая-либо иная заповедь, восстанавливается в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18). 10) Любовь к ближнему не делает зла; итак, любовь есть полнота Закона. 11) А тем более зная время, что наступил уже час встать нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. 12) Ночь прошла, день же приблизился. Итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. 13) Да поступаем, как днем, благочинно: не в пирушках и попойках, не в сладострастии и нечистоте, не в раздоре и ревности; 14) но облекитесь в Господа Иисуса Христа, и попечения о плоти не имейте к похотям.

Глава XIV

1) Немощного же в вере принимайте без споров о рассуждениях. 2) Ибо иной уверен, что ему можно есть все, немощный же да ест зелень. 3) Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, ибо Бог принял его. 4) Кто ты, судящий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. Восстанет же, ибо силен Бог восставить его. 5) Ибо иной рассуждает, [отличая] день от дня, другой же судит о всяком дне [равно]. Всякий по [удостоверению] своего чувства да изобилует. 6) Кто мудрствует о днях, для Господа мудрствует. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. 7) Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя. 8) Живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем. Следовательно, живем ли или умираем, мы – Господни. 9) Ибо Христос для того умер и воскрес, чтобы и над мертвыми, и над живыми владычествовать. 10) Ты же что судишь брата твоего? Или ты, почему унижаешь брата твоего? Ведь все мы предстанем пред судейским местом Христовым. 11) Ибо написано: «Живу Я, – говорит Господь, – потому что предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога» (Ис. 45:23). 12) Итак, каждый из нас отдаст за себя отчет Богу. 13) Не станем же более судить друг друга, а паче судите о том, как бы не подавать брату [случая] к преткновению или соблазну. 14) Я знаю и с упованием уверен в Господе Иисусе, что нет ничего самого по себе нечистого; кроме как почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. 15) Если же ради пищи огорчается брат твой, ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. 16) Итак, да не хулится наше доброе. 17) Ибо Царствие Божие – не пища и питие, но праведность, и мир, и радость во Святом Духе. 18) Ибо кто в сем служит Христу, угождает Богу и испытан человеками. 19) Итак последуем тому, что служит к миру; и, что служит к назиданию, да будем соблюдать по отношению друг к другу. 20) Ради пищи не разрушай дела Божия, хотя все чисто; но худо человеку, который ест с преткновением. 21) Хорошо не есть мяса, не пить вина и не [делать ничего такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. 22) Ты имеешь веру? Имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что испытывает. 23) Кто же различает, если ест, осужден, потому что не по вере. Все же, что не по вере, грех.

Глава XV

1) Мы же, сильнейшие, должны немощи бессильных сносить, и не себе угождать. 2) Каждый из вас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. 3) Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: «Укоризны укоряющих Тебя пали на Меня» (Пс. 68:10). 4) Все, что писано было, написано нам в поучение, чтобы мы терпением и утешением из Писаний имели надежду. 5) Бог же терпения и утешения да дарует вам быть во взаимном единомыслии, по [учению] Иисуса Христа, 6) дабы вы единодушно, едиными устами чтили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. 7) Сего ради принимайте друг друга, как и Христос принял вас в честь Божию. 8) Ибо я говорю, что Иисус Христос был служителем обрезанных, ради истины Божией, для утверждения обетований отцам, 9) [для] язычников же – ради милосердия, чтобы славили Бога, как написано: «За то буду славить Тебя, Господи, между язычниками, и имени Твоему буду петь» (2Цар. 22:50; Пс. 17:50). 10) И снова сказано: «Возвеселитесь, язычники, с народом Его» (Втор. 32:43 LXX). 11) И снова: «Хвалите все язычники Господа, и величайте Его, все народы» (Пс. 116:1). 12) А Исаия снова говорит: «Будет корень Иессеев, и Он же восстанет владеть народами; на Него язычники уповать будут» (Ис. 11:1, 10, 42:4). 13) Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в веровании, дабы вы изобиловали надеждою и силою Духа Святаго. 14) И сам же я уверен о вас, братия мои, потому что и вы полны любви, исполнены всякого познания, так что можете наставлять друг друга. 15) С большею же смелостью написал вам, братия, отчасти как бы для напоминания вам, по данной мне от Бога благодати, 16) дабы я был служителем Иисуса Христа у язычников; святя благовествование Божие, дабы приношение язычников было благоприятно и освящено Духом Святым. 17) Итак, я имею похвалу во Христе Иисусе пред Богом. 18) Ибо не осмелюсь сказать того, чего не совершил Христос через меня, для послушания язычников, словом и делами, 19) силою знамений и чудес, да силою Духа Божия, так что от Иерусалима и окрестности, даже до Иллирика, я наполнил Евангелием Христовым. 20) Я же так проповедовал Евангелие сие, [чтобы не благовествовать там], где именовался Христос, дабы не созидать на чужом основании, 21) но как написано: «Кому не было возвещено о Нем увидят, и не слышавшие уразумеют» (Ис. 52:15). 22) Сего ради и препятствовало мне [то] много раз прийти к вам, и было запрещено мне даже доселе. 23) Ныне же, не имея больше места в сих странах, желание же имея прийти к вам, уже с многих предыдущих лет, 24) как только начну продвижение в Испанию, надеюсь, что, проходя, увижусь с вами, и что вы проводите меня туда, если сперва наслажусь общением с вами, хотя бы отчасти. 25) ныне же я продвигаюсь в Иерусалим, послужить святым, 26) ибо Македония и Ахаия испытали удовольствие, сделав сбор для бедных святых, сущих в Иерусалиме. 27) Ибо [это] угодно им, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, должны им послужить и в телесном. 28) Итак, когда я это исполню и запечатлею им сей плод, я отправлюсь через ваши [места] в Испанию, 29) Я же знаю, что, придя к вам, приду с изобилием благословения благовествования Христова. 30) Итак, умоляю вас, братия, чрез Господа нашего Иисуса Христа и чрез любовь Святаго Духа, да поможете мне в молитвах ваших обо мне к Богу, 31) чтобы избавиться мне от неверующих, сущих в Иудее, и чтобы приношение моего служения было благоприятно святым в Иерусалиме, 32) дабы пришел к вам в радости, по воле Божией, и прохлаждался бы с вами. 33) Бог же мира да будет со всеми вами. Аминь.

Глава XVI

1) Поручаю же вам Фиву, сестру нашу, которая на служении у церкви, которая в Кенхреях; 2) чтобы вы приняли ее в Господе, [как] достойно святым, и помогите ей во всем, в чем она будет иметь нужду в вас, ибо и она сама помогала многим и мне самому. 3) Приветствуйте Приску [Priscam] и Акилу, помощников моих во Христе Иисусе 4) (которые выи свои полагали за мою жизнь, которых не я один благодарю, но и все церкви [из] язычников), 5) и домашнюю их церковь. Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Асии во Христе. 6) Приветствуйте Марию, которая много трудилась среди вас. 7) Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников и соузников моих, которые знатны между Апостолами и прежде меня были во Христе. 8) Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе. 9) Приветствуйте Урбана, помощника нашего во Христе Иисусе, и Стахия, возлюбленного мне. 10) Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. 11) Приветствуйте [верных] из дома Аристовула. Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте тех из домашних Наркисса, которые в Господе. 12) Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе. 13) Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его, и мою. 14) Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и тех, кто с ними, братьев. 15) Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпиаду, и всех, кто с ними, святых. 16) Приветствуйте друг друга в целовании святом. Приветствуют вас все церкви Христовы. 17) Умоляю же вас, братия, чтобы остерегались тех, кто производят разногласия и преткновения, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них. 18) Ибо такого рода [люди] служат не Христу, Господу нашему, но своему чреву, и сладкими словами и благословениями обольщают сердца невинных. 19) Ибо ваше послушание во всяком месте известно. Посему я радуюсь за вас. Но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло. 20) Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! 21) Приветствуют вас Тимофей, помощник мой, и Луций, и Иасон, и Сосипатр, сродники мои. 22) (Приветствую вас [и] я, Тертий, который писал [сие] послание, в Господе). 23) Приветствует вас Гай, странноприимец мой, и вся церковь. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и Кварт, брат. 24) Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. 25) Тому же, Кто может утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, 26) (которая ныне явлена, через Писания пророческие, по повелению вечного Бога, для послушания вере), во всех народах познана, 27) Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, Коему честь и слава во веки веков. Аминь.


Источник: Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа : перевод с Вульгаты (Clementina) / Иероним Блаженный, Стридонский / Москва. 2019. – 584 с.

Комментарии для сайта Cackle