Источник

Июль

1 июля – день жаркий

Спал ночью без одеяла. Облачка на небе несколько закрывают солнце.

Утреню служил неблагополучно, при частых запинаниях от врага по причине невоздержания с вечера от излишества в пище: я ел с вечера рыбу с черным хлебом, а пред этим пил чай с сухарями. Запор и теснота в животе от постной рыбной пищи. На ночь, кроме чаю или чего-либо жидкого, не надо отнюдь ничего употреблять (например, меду), а в скоромные дни немного хлеба белого или черного с маслом или сливки.

По немощи я должен употреблять и в постные дни сливки и скоромное масло, причем неотложно: для исправности в служении это необходимо. Или же мед пить.

Кто отвергает посты, тот забывает, отчего произошло грехопадение первых людей (от невоздержания) и какое оружие против греха и искусителя указал нам Спаситель, когда искушался в пустыне; тот не знает или не хочет знать, что человек отпадает от Бога именно наичаще чрез невоздержание, как это и было с жителями Содома и Гоморры и с современниками Ноя, ибо от невоздержания происходит всякий грех в людях; кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно чрез наше невоздержание; тот и не воин Христов, ибо бросает оружие и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти; тот, наконец, слеп и не видит отношения между причинами и последствиями дел.

Вечером 1 июля читал молитву родильнице у мещанина Голубкова в доме Филиппа Степанова и на предпоследней молитве (на третьей) усумнился пред выговором слова незлобивым; смутился от действия лукавого, не выговорил и стал потом путаться и недоговаривать, даже Святый Боже, Пресвятая Троица, Слава Отцу... Отче наш не мог говорить. Вот как лукавый ловит и смеется надо мною. На колена стал, и то толку нет. Едва прочитал молитву. А сначала, пока не сомневался, хорошо читал, спокойно, легко и думал: как хорошо читается после бани и вечернего чаю!.. Позавидовал враг. Но чего бояться рабу Господню? Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего [Ин. 10, 29]. Разум молитв – разум совершенный, Христов. Мы имеем ум Христов (1Кор. 2, 16). Духовный cvqum о всем, а о нем суоить никто не может (1Кор. 2, 15).

Благодарю Господа за неизреченную милость Его, яко сподобил меня нынешний день совершить Божественную литургию за спасение всего христианства и всего мира, совершить Божественное Тело и Кровь Божественным действием Духа Святого и причаститься неосужденно бессмертных и животворящих Таин в мир и тишину душевных моих сил и в здравие тела. Во время литургии чувствовал крайнюю тесноту болезненную по причине крепления живота, равно и болезнь в духе. С причастием все прошло.

На крестинах у крестьянина Гордеева в доме немца по Алекс, улице от пожелания хорошего коленкорового платочка (вообразил, по действию врага, что дьячок Кутузов хочет взять его себе, – о, мечта!) смутился и не мог говорить. Вот какой яд для души, какая смерть – пожелание земного во время совершения пренебесного Таинства Крещения!

Относись ко всякой службе Божией искренно, говори всякую молитву от сердца, от души и никогда не смутишься, не преткнешься.

На ночь есть черный хлеб с маслом и со сливками не должно: тяжело для желудка. Это я испытал сегодня опять (2-го июля). Спал я неспокойно и служил с трудом. День прежаркий. Благодарение Богу!

За что пространно питать утробу свою, когда от ней проистекает всякое зло: и холодность к Богу с маловерием и неверием, хульные, скверные и лукавые помыслы, злоба, зависть, леность, уныние, отчаяние, своенравие и упрямство, блуд, любостяжание и все полчище страстей? За что мы так ублажаем свое смрадное чрево, виновное бесчисленных зол? О святые Божии человеки! К вам обращаюсь с молитвою: вы победили врага-человекоубийцу и плоть свою распяли со страстями и похотями; вы о нас помолитесь, усердно молим вас, да дарует и нам Господь победу на страсти и да дарует и нам бесстрастие.

3-е июля: день прежаркий, градусов 30

Ночью с 2-го на 3-е июля было точно в бане, так жарко: пот лил ливмя. Благодарение Господу за такую милость! После холодной весны, продолжавшейся до 13-го июня, эти жары – благодать небесная! Только бы зноя страстей не было, адского зноя, – этот зной убивает души и тела, от него избави, Боже!

4-е июля

Воскресение. День умеренно жаркий: западный ветер значительно прохлаждает. По милости Божией и умеренному употреблению пищи с вечера (полбулки съел) спал хорошо. Всенощную в Думе вчера служил очень покойно, только в конце молитвы Христе, Свете истинный... усумнился и побоялся по действу вражию.

Благодарю Господа всею душею за благодать непреткновенного служения литургии вчера в Соборе, последней на седмице, совершения Святых Таин и причащения их в мир, отраду, радость, здравие.

Духа Святого призывай прежде всего в молитве, потому что Он продолжает дело Спасителя нашего Иисуса Христа, пребывая с нами ввек; Он дан нам в сердца наши и вопиет в нас Авва, Отче! [Рим. 8, 15], иначе бы не могли бы называть Бога Отцом; Он есть обручение наследия нашего [Еф. 1, 14].

4-го июля в воскресенье служил одиннадцать молебнов; пред самым началом в семь с половиной часов утра от одного воззрения на дьячка моего Василия И

Кутузова диавол уязвил огорчением и озлоблением за то, что он тотчас не встал, увидев меня, но сидел на скамье у деревянного флигеля. Какая гордость [демонская] с моей стороны! И за то меня мучил Велиар в продолжение по крайней мере семи молебнов, пока я не счел этой злобы за нелепую мечту диавола и свою собственную и не примирился совершенно в сердце с братом моим, который вовсе против меня ничего не имел. Да если бы и имел что худое против меня, разве я не должен был бы с кротостию и любовию, всё покрывающею и всё терпящею, перенести, подобно Давиду, перенесшему долговременное гонение от Саула невинно?

Литургию служил благоуспешно по милости Божией, совершил Тайны Божественные непреткновенно и причастился неосужденно в мир, свободу, радость и здравие души и тела! Благодарю Господа, покрывшего все грехи мои по множеству милости Своея и продолжающего ко мне милости Свои. Но удиви, Господи, милость Твою и всемогущую силу Твою на матери моей Феодоре, люто занемогшей холерою, изменившейся и ослабевшей до чрезвычайности в несколько часов (от 4 утра до 12 вечера), исцели её, да и за сие прославлю Тя, якоже за все милости Твои, Господи!

Нам приходится почти ежедневно встречать смерть со всеми её ужасами. Но вера наша есть торжество над смертию и величайшее утешение в смертной печали! Господь наш Иисус Христос победил смерть.

Христианин, борющийся усердно с грехами, должен выдержать упорнейшую борьбу с невидимыми врагами в помыслах и в словах, ибо враг устремляется на него очень часто и дождем помыслов нечистых и помыслы возвышенные и святые, вместе с словами, будет исторгать из сердца и из самых уст, тогда как необходимо их иметь в сердце и провозглашать пред народом. Но Господь – поборник71 наш, сильный в брани [Пс. 23, 8].

6-го июля в 7 часов утра скончалась от холеры родительница моя, Феодора Власиевна, на 63-м году от роду

Упокой, Господи, душу возлюбленной матери моей, рабы Твоей Феодоры в селениях праведных.

Мысль святая по кончине её: живи во внутреннем мире для Бога и для души своей, а не наружно, не напоказ людям, умерши для всех по плоти и миру, а не по духу.

Где я встречу после матери такую нежную любовь, такую простоту, безыскусственность, нелицемерность, такое смирение искреннее? Слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, – останутся у меня навсегда в памяти сердечной, все её услуги безотговорочные, скорые. Видно, так Господу угодно было, чтобы я походил за ней во время смертельной болезни и похоронил её, помолившись о упокоении души её.

Господи! за дерзкую, скверную, хульную мысль, брошенную в мое сердце наподобие молнии столь быстро Велиаром, даждь мне отселе запинать его всюду, как он меня запинал доселе, и не взирать на его прелести, страхи – Тебе же единого стремиться всем сердцем.

Грех, живущий в сердце моем, все мне блазнит, всюду представляя грех, наводя сомнение, блуд, непотребство, злобу, зависть, лукавство, лицеприятие, жадность, чревоугодие, лакомство, уныние, отчаяние, ропот, хулу и прочее непотребное. Стяжах, окаянный, душу – делательницу всякого зла, лукавства, самолюбия, сластолюбия, блуда, злобы, зависти, гордости, чревоугодия и жадности, дерзости, противления, своенравия, непокорства, ропота, нетерпения, хулы и прочих зол бесчисленных. Исцели и спаси меня, Господи, от язв греховных, от струпов гнойных души моей.

6-го июля

Благодарю Господа, сподобившего меня сегодня служить соборно литургию по Павле Мануиловиче Шахове в Думской Успенской церкви. Благодатию Божией служил непреткновенно всю литургию с некоторою слабостию сердца в минуту поминания императрицы на великом входе и призывания Святого Духа; причастился по милости Божией неосужденно, в мир, радость, отраду, в здравие и в пространство сердца. Отпевание и две литии совершил добре, не торопясь, без пропусков, бываемых страха ради бесовского, – славлю Господа. Служили отец Владимир Краснопольский из госпиталя вполне и отец Василий Черн, с кладбища не вполне, не причащался. Поутру было довольно ясно, хотя прохладно несколько, не жарко, а после обедни и выноса вскоре пошел дождь и шел до вечера. У Федора Андреевича Ушакова пил чай с белой малиной после выхода из Думского присутствия. А в присутствии получил жалование за год до июля 1872 г.

7 июля

7-го июля согрешил пред Богом, пред женою и пред собою в том, что огорчился на жену, когда ехали вместе на кладбище для приискания места вечного покоя матери.

Только милосердием Божиим и предстательством Божией Матери (я молил усердно в покаянии из глубины души) я спасся от демонской злобы в малой Троицкой церкви. Этакой глупый и безобразный навык раздражаться и сердиться! Избави от него, Боже мой! Даруй любить всех неизменно и ни на кого не огорчаться и не сердиться.

Ночью на 8-е число рассердился на детей Ярославчевых, что спят с 10-ти до 2-х часов ночи, не хотят читать по матери моей упокойнице, – но ведь дети они по возрасту, и мать моя им чужая, а мне милее всего.

9 июля

9-го июля, в 7 часов вечера венчал свадьбу, Александра и Ольгу, и что хотите – не мог выговорить многих выражений и слов от противления диавольского. А диавол одолел меня оттого, что я пред тем пил много горячего кофе и чаю (стаканчиков небольших пять); я чувствовал, что враг осилил меня именно чрез излишнее питье, – не надо было пить. Чувствовал, что наведет на меня супостат сомнение и страх, и не знаю сам, почему я сомневаюсь в возможности выговора некоторых слов и кого и чего и почему боюсь? Мнительность и боязнь сражают меня. Просил Господа пред браком и во время брака помочь мне, просил со смирением и верою. Но Господь за грехи мои отдал меня на поругание бесам. О, как они злы до меня! Не надо пить много: во чреве со многим питьем гнездятся бесы, а в иссушенном не могут быть, потому что в таком почивает Дух Божий. Как тяжело это испытание. Всякий дьячок, дьякон, всякий священник, не говорю архиерей, всякий мирянин выговаривает свободно что хочет из изречений слова Божия и святых отец, а я многих слов, по коварству бесовскому, выговаривать не могу. Боже мой! Почто мя оставил еси? Забыл еще уличить себя в курении сигары нынешний день: это тот же плотской блуд или пустая прихоть, усиливающая плоть и убивающая жизнь духа.

10 июля

10 июля чувствовал себя дурно от курения табаку (части сигары) накануне и от употребления молока в постный день (пятницу) без особенной нужды, также от большого употребления кофе и чаю после обеда. О, как всякое излишество и противозаконное ядение и питье тяжело отзывается на сердце! Как я сам отдаюсь в плен диаволу, ищущему меня непрестанно поглотить, сам даю ему противу себя оружие! Чувствую, что враг гнездится в моих боках и в моей утробе, пакостит во мне непрестанно, наводя на меня уныние, злобу, сомнения, боязни, блуды и подобные страсти, и не могу освободиться от него. Горе мне, окаянному, не соблюдающему заповедей Божиих! Горе мне, живущему по плоти! Надо есть однажды в день, пить только для нужды, а не для прихоти.

11 июля

Ранняя обедня. Служил с тяжестию в боках, при нервной раздражительности, особенно на протоиерея, что торопил служить, и сторожа Николая: казалось, что он крадет церковные вещи и грубит; потом, при зрелом размышлении, эта злая мнительность прошла. А слабость была всю обедню. На великом входе императрицу по имени не мог выговорить. Таинство совершил довольно бодро, причастился со дерзновением и верою. Заамвонную молитву прочитал не очень твердо. Молебны служил с нервическим страхом, торопливо, чтоб поспеть на отпевание Агафонова; от боязливой мнительности многих возгласов не выговорил – не мог. После обеда отправился на пароход с Марьей Константиновной и с женой: пешком я, они на извозчике; обманули – пароход ушел вместо трех, в два часа по расписанию. Рассердился, ушел от них назад, они потихоньку шли за мною. А зачем сердиться? Разве я ребенок? Где разум? Евангелие?.. Удивить ли я хочу кого этим? Нет: себе томление и беда.

Гавриловы звали меня причащать и соборовать больную (жену Гаврилова), а я, идучи гулять на Лисий нос (на пароход), отказался, после некоторого колебания, предпочетши свое плотское удовольствие духовной пользе ближнего и исполнению своей духовной обязанности; согрешил пред Богом и ближними. Но что же вышло? И на Лисий нос не отправились – опоздали: пароход ушел в два часа вместо трех, ошиблись в расчете. Я ушел даром домой, рассердившись на домашних за обман. Вперед иди к требе не размышляя, хотя и идешь гулять: оставь гулянку.

Благодарю Господа, принявшего мое покаяние и помиловавшего меня отъятием моей тесноты сердечной и дарованием мира и спокойствия.

11-го июля на сестрорецком пароходе согрешил пред Богом, уязвившись земною любовию; долго жало было в боках моих.

12 июля

12-го июля – согрешил пред Богом, предавшись гневу на Марью Константиновну и жену мою за обман и оставление меня на Лисьем носу – отпущением лошади, долженствующей вести нас на пароход сестрорецкий.

13 июля

13-го июля раннюю обедню служил в крайнем смущении, раздражении по причине излишнего накануне пития и общения с людьми многопьющими, хотя это общение было по нужде и на полчаса, не более.

14 июля

14-го июля. Благодарю Господа, радость мою, милость мою, премного утешившего и возвеселившего мя в день сей чрез служение ранней литургии и причащение Святых животворящих Своих Таин. Благодарю Тебя, Господи, яко даровал еси мне слезы покаяния с искренним чувством смирения и сокрушения пред литургиею, когда я читал канон к причащению. Благодарю Тебя за благодать мира сердечного и теплоты душевной во время литургии; благодарю Тебя, яко прогнал еси от меня страхи бесовские, столько преследовавшие меня вчера, по возвращении накануне с гулянки на Лисьем носу и по излишнем питии и ядении. Благодарю Тебя, радость мою, очистившего грехи мои и совершенно умирившего и возвеселившего душу мою, с сим же вместе здравие совершенное телу моему даровавшего. Благодарю Тебя, яко даровал еси мне принести Тебе теплую молитву о упокоении души матери моей (на панихиде) в девятый день по кончине её. За все слава и благодарение Тебе, Богу и Животу бесконечному, милосердию бесконечному, дарующему нам толикую радость и утешение в совершении Божественной, преестественной, пречудной литургии. Ты еси чудес Бог и ненадеющихся надежда.

15 июля

Благодарю Господа, утешившего меня служением Божественной литургии и причастием животворящих Своих Таин. В ночь на это число была сильная гроза всю ночь. Я не спал до трех часов утра, между прочим оттого, что пил много чаю вечером с гостями: отцом Илиею Ивановичем Кедровым и семейством его, а также и от двукратного засыпания днем. На ночь опять пил крепкий чай перестоявший, это особенно вредно; было стеснение в груди.

16-го июля

Благодарю Господа за помощь Его благую и скорую во время совершения литургии и за неосужденное причащение Божественных и пречистых и животворящих Его Таин, обратившее в бегство врагов моих невидимых. На великом входе враг ужасно надоедал своими призрачными страхами, так что я не мог выговорить порядочно ни одного имени. На молебне водосвятном святой мученице Параскеве при чтении Евангелия (104 зачало: Мф. 25, 1 – 13) враг не дал выговорить слова: дадите (нам от елеа вашего). Во время же литургии вооружал против дьячка за то, что мало пел во время причащения. Дома во время стола (после сна) озлился на брата Алексея за то, что выпил водку, между тем как я сам почти не пью её.

17 июля

Благодарю Господа, премного утешившего меня, недостойного, благодушным служением литургии и неосужденным, по милости Его, приобщением Святых Его Таин. О, как было мне легко после потребления Святых Даров! Как благо! Я был как птичка Божия. Бодрость телесная и душевная была еще с утра вследствие нормального состояния желудка от употребления ягод в сыром виде – земляники и клубники и ржаного хлеба с сигом вареным в умеренном количестве, но паче всего от благодати Божией.

Благодарю Господа, даровавшего мне победу на невидимых врагов, жестоко боровших меня сомнением и боязнию во время всенощного бдения на воскресный день во время чтения Евангелия и на первом часе. На первых словах воскресного Евангелия преткнулся и не мог некоторых слов выговорить по наветам врагов невидимых, а потом продолжал с робостию, как бы не преткнуться; дочитал до конца. На первом часе молитву Христе, Свете истинный дочитал до конца.

Благодарю Господа, даровавшего мне теплую, умиленную, дерзновенную молитву во время всенощного бдения, особенно во время шестопсалмия и во время пения канона, когда народ подходил к Евангелию, а я стоял у Евангелия, молил Господа искренно, чтоб всем достойно ходить своего звания, звания христиан, членов Христовых, чад Божиих, сынов и дщерей Божиих, рождий Лозы Христа, овец Христова стада, чтоб всех Господь просветил, помиловал, спас; говорил: услышь, Господи, не мое воздыхание, а воздыхание Духа Твоего Святого о наследии Твоем, ибо Сам Дух ходатайствует за нас и в нас воздыханиями неизреченными [Рим. 8, 26].

Никогда мы не должны забывать, что мы – падшие существа, нечистые, виновные пред Богом правды, растленные, и должны всегда глубоко смиряться пред Ним и друг пред другом. Это имеют в виду внушить нам молитвы церковные, читаемые ежедневно: Боже, милостив буди мне, грешному; Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас; Царю Небесный; Святый Боже; Пресвятая Троице; Отче наш, молитвы вечерние, утренние и все почти молитвы.

Потому и образующееся юношество более всего пусть знает и помнит, что оно от грешного корня произошло и само подвержено всяким грехам, и пусть это знание полагает в основу всех других знаний и, зная много, пусть не надмевается, а старается более всего об очищении плоти и духа.

18 июля

Благодарю Владычицу, победу мне даровавшую на невидимых врагов по молитве моей во время всенощной вчера.

Набивать желудок мясом и разными яствами не значит ли лишать себя благодати Божией? Разве Дух Божий может жить в сердце чревоугодника? Не в сердце ли воздержного и смиренного и чистого живет Он?

18-го

Вечер. Благодарю Господа, услышавшего молитву мою пред литургией о благоплодном и неосужденном служении её и даровавшего мне благодать совершить её со дерзновением, с умилением, искренностию, свободою и миром и причаститься неосужденно Пренебесных Таин. Слава непобедимой Твоей благости, Многомилостиве Господи! Благодарю Господа за помощь при совершении всех служб и треб в продолжение дня, именно: вечерни и трех крестин – служил бодро, непреткновенно, искренно, торжествуя духом. Да не оставит меня, Господи, помощь Твоя до последнего моего издыхания; да не победит множество грехов моих Твоего благоутробия. Аминь.

Благодарю Господа, спасшего меня по молитве моей от презрения к брату моему, протоиерею Матфею, допущенного в тайне сердца, внутренно. Я покаялся в тайном грехе, просил прощения у Господа, и Господь спас меня от тесноты вражией. Я говорил Господу: даждь мне благодать с уважением и любовию вспоминать о брате моем, а не с злобою, презрением и завистию. Я, Господи, худший всех, но все в тысячу раз лучше меня.

На 19-е июля ночь провел дурно, почти не спал оттого, что пил много накануне кофе и чаю сладкого с переваренным вареньем и что спал днем. Ворочался с боку на бок: в пояснице маленькая боль. Кофе и чаю пить меньше. На ночь чего-либо закусить. (Два раза пил кофе и два раза чай.) Спать после обеда тотчас очень вредно, надо наперед прогуляться.

19-го июля

Благодарю Господа, сотворившего надо мною чудо милосердия Своего и нынешний день и чрез причащение Святых Своих Таин немощь и болезнь мою душевную и телесную исцелившего, купно же и мир с свободою духа мне давшего.

За обедом (в час пополудни) кушал суп с гороховыми стручками, отлично хорош, мясо с хлебным соусом, пил сотерн (спасительный). Потом ходил молебен служить, затем отдыхал, потом вечерню служил с молебном, затем чай пил со сливками. Все это на здоровье действовало очень хорошо. Благодарю за все Господа!

Благодарю Господа, заступившего и спасшего мя от разжженных стрел лукавого и от стремления страстей во время служения всенощной под воротами Гостиного Двора, когда по действию вражию я вознегодовал на диакона за нецелование руки в обычное время и неотдание поклона священнику, то есть мне. Воззвал я к Господу: се, Господи, борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой72, – и Господь спас. Еще я говорил: это мечта диавола.

20 июля

Благодарю Господа, заступившего меня по молитве моей от злобы, всеянной в сердце мое духами злобы на диакона Петра Ал. Софронова во время ранней обедни и прежде на соборовании Ольги Ивановны Семеновой за нерасторопность и неуслужливость его вовремя. Ужасная злоба увлекла и мучила меня; такая злая мнительность, в таком черном виде представлял враг лицо брата моего! На Кутузова тоже рассердился, что стоит столбом, не кланяется, когда нужно. Многих борений, молитв стоило мне отделаться от духа злобы. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить неосужденно Божественную литургию и причаститься неосужденно Божественных Таин.

Накануне с вечера 19-го июля покушал я супу жирного, съел два яйца всмятку и пирог с рыбою – малую часть, и от этого очень тяжело было мне и ночию, и во время ранней обедни, и на молебнах, и в крестном ходу до обеда. Не надо на ночь есть, особенно после мясного и сытного обеда. Иначе ускорить можно смерть.

Поутру, когда я соборовал Ольгу Ивановну Семенову, враг бесплотный делал во мне ужасную пакость, от которой я, по пристрастию моему к земному, не мог освободиться почти в продолжение всего священнодействия: он жалил меня жалом корысти и желанием смерти (о ужас, о отвращение!) болящей. Вот как истинно слово Евангелия: Не можете служить Богу и маммоне [Мф. 6, 24; Лк. 16, 13]. Вот сколь нелепы страсти, сколь неправедны, дики! А мы еще иногда верим голосу страсти, как чему-то действительному, правдоподобному, и ратуем, безумные, за страсти, а не против них. Возбудит ли враг злобу на ближнего под благовидным или неблаговидным предлогом, мы тотчас озлобляемся на брата, а не противимся злобе, не молимся с особенною горячностию любви за ближнего, с поспешностию и нетерпеливостию выговариваем ему, хотим врачевать другого, сами будучи в крайнем воспалении духовной болезни.

Люби отечество земное и отца отечества: оно тебя воспитало, просветило, отличило, почтило, всем довольствует, – но особенно люби Отечество Небесное и Отца тамошнего Отечества, будущего века; то Отечество несравненно почетнее и дороже этого, потому что оно свято и праведно, непоколебимо, бесконечно, нетленно, прекрасно, блаженно, потому что оно дало и дает тебе несравненно большие преимущества и блага, нежели это, земное, потому что Отец того Отечества не человек смертный и подобострастный, а Бог превечный, все сотворивший; оно тебе дало название чада Божия, наследника Божия и сонаследника Христова, потому что Отец Небесный сделает тебя участником всех благ Царствия Своего, коих не видел... глаз, не слышало ухо, и не приходило... на сердце человеку (1Кор. 2, 9); то Отечество заслужено тебе бесценною кровию Сына Божия. Но чтоб быть членом того Отечества, уважай и люби законы того Отечества, как ты обязан уважать и уважаешь законы земного отечества, ибо без того не сделаешься гражданином столь превосходного Отечества; люби эту духовно-воспитательную школу, образующую нас в членов и граждан того Отечества.

Празднуем день рождения благочестивой государыни и императрицы Марии Ал. От этого случая я хочу взять повод побеседовать о том, сколь велик дар бытия, дарованный Богом каждому из нас; как благодарить за оный Бога и как им пользоваться; какою мы обязаны любовию родителям и отечеству, сохранившим и воспитавшим нас, и особенно какою любовию мы обязаны Отцу Небесному, возродившему нас рождением духовным, то есть крещением, и воспитывающему нас в Церкви Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, в граждан Отечества Небесного.

Молока и жирного супу на ночь отнюдь не есть: крайне крепит живот, а жирный суп засоривает.

Ты говорила, [что] я твой как бы второй отец, боюсь тебя. За кого ты себя ставишь? Не тебя, а Бога боюсь я. (Анне Константиновне свояченице.)

Люто вчера за всенощной уязвил меня сатана, смутив и парализовав душу мою мечтательным своим страхом, но я не отчаялся, прибегнул к престолу милосердия, помолился всем сердцем о помиловании, очищении, исцелении и получил милость Божию. А то просто с ума сводил злодей. Впредь, чтобы не смущаться, надо всем сердцем выговаривать слова и имена, искренно, с любовию, да помнить, что священник в храме Божием – домашний человек, присный Богу и святым, – народ же, и особенно те, кои редко приходят в церковь, только по наказу, суть немощнейшие по разуму духовному, ибо живут вне благодати. Итак, дерзай, раб Божий! Итак, говори твердо, с любовию то, что должно говорить. (На отпусте всенощной сбился и на молитве Христе, Свете истинный побоялся, что начнут петь и не дадут закончить молитвы.)

Благодарю Господа за дар здравия душевного и телесного, ходатайствуемого и подаваемого мне Божественными Тайнами Тела и Крови Господней. Вчера я бодро и громогласно, чистым голосом служил утреню, и обедню, и вечерню, и всенощную. Полезно было и большое движение в крестном ходу, и пение многих молебнов, и отличная пища (мясо и молоко, вино – сотерн), и хорошее пищеварение желудка, и очищение. Все же это благоустроила благодать мудростию, благостию и силою своею. Благодарю Господа, тако о мне промышляющего, ибо в малом, по-видимому, и в великом – везде Его премудрость, благость и сила. А сам человек немощен, слаб.

Враг стремится непрестанно посевать в душах наших семена неприязни, вражды, раздора, приводя нам на память какие-нибудь обидные слова или действия наших ближних; но мы ради любви Христовой должны все обиды забывать и прощать и жить в мире и согласии, низлагая борца молитвою веры и отвергая мелкое самолюбие.

22 июля

22-го июля была мне жаркая баня. Настоящая геенна от дышащего адским пламенем, то есть сатаны. С утра он посетил меня злобою на дьячка Кутузова из-за пустяка: из-за того, что тот не встал при виде меня тотчас со скамейки, на которой сидел у вдовьего церковного дома; мучил, мучил это он меня, что называется, досыта, а я молился да каялся; через час, не раньше, кое-как отпустил. Во время же обедни опять увлек меня в сеть злобы на отца Матфея, товарища – ключаря протоиерея, ни с того ни с сего: брат не обидел меня и ничего не сделал, а за то только, что он копит деньги и никому не дает, как будто мне до этого сору есть дело и как будто из-за того человека по образу Божию должно ненавидеть, тогда как прах этот действительно должно ненавидеть, то есть пристрастие к ним. Такое уныние злое нашло на меня, что никакая молитва не помогала; и на великом входе тоже уныние тяготило ужасно – не мог говорить имена царской фамилии. Убеждал себя всеми образами, что я грешнее всех, что я всех греховных скверн делателище и пребывалище (жилище), – и ничто не помогало. Причастился довольно спокойно, с искренним покаянием, а всё уныние диавольское давило сердце. После причастия поуспокоился, оживился. Заамвонную молитву читал громко, с особенно сильным акцентом, вопреки насильнику-диаволу, устрашавшему и колебавшему мое сердце сомнением и боязнию. Ну уж и горе мне было! Плакал во время обедни от горя и обид врага. Что думала и чувствовала братия моя, не знаю. Никакой борьбы у них нет, никакой язвинки: обедню служат, точно в карты играют, – ревность, зависть поневоле возмет. Что за счастливые люди! Никто их не тронет, ни даже маленьким жальцем (жало ли)! Точно праведники они в мире, прелюбодейном и грешном, точно гора Сион73 [Пс. 124, 1]! А впрочем, я себя должен винить: я большой чревоугодник! С вечера поел рыбы с соусом и выпил два стакана сладкого чаю с булкою, тогда как, говоря по правде, не надо мне было ни есть, ни пить по причине сытости. Бьет Господь, а не чувствую, наставляет на разум, а не вразумляюсь.

Согрешил, возроптал на Господа и дерзок был пред Ним в умствовании и дерзновенном совопросничестве внутреннем! Говорил: если Ты дал заповедь любить ближнего [Ин. 15, 12], например брата отца Матфея, то отчего не даешь мне силы любить его? Отчего я отвращаюсь его, ненавижу его, при всем старании полюбить его? Но ненавидящий брата своего есть человекоубийца (1Ин. 3, 15). Много дурных слухов я об нем слышал? – Но я хуже его в сто крат, а вернее, не все слухи об нем правильны, многое преувеличено, иное выдумано. О, это враг бесплотный возращает в сердце терние злобы!

Но если мы братия, служащие одному делу, одному престолу, одному Богу, вкушающие от одной Чаши спасения, Чаши мира и любви, то да живем в любви. Господи! Твори со мною, что хочешь, но даруй мне любовь праведную, укажи мне Сам, как мне жить с братом Матфеем!

Крайне нужно беречься злобы. Дома я озлобился по наваждению диавольскому и по своему навыкновению на сестру Анну Константиновну по её бывшей будто бы ненависти к моей покойной матери и отчасти на Марию Константиновну за частое посещение; это злое уныние вынес из дому, встретился с дьячком и озлился на него из пустого предлога; затем по тому же навыку озлился на брата отца Матфея, ничем меня не обидевшего. Во всем я виноват! Что мне делать? Крайне испорчено мое сердце житейскими страстями и не может быть вместилищем чистой любви, смирения, кротости, незлобия, терпения, долготерпения, снисхождения, сострадательности, сорадования, воздержания, чистой молитвы, созерцания! – Господи! Тебе все возможно. Ты можешь меня исправить, обновить! Господи! я земля, пившая множицею благотворный дождь благодати, мое сердце с телом непрестанно питается Плотию и Кровию Твоею – и я доселе чужд Духа Твоего! Увы мне, окаянному, самолюбивому, сластолюбивому, невоздержному, лживому, гордому, тщеславному, суетному, завистливому, сребролюбивому!

Я читаю журналы, а враг всевает в меня свое терние, а враг обнажает меня от всякой добродетели, а враг похищает меня у меня самого и у Господа! Увы мне! Непрестанно мне надо поучаться в слове Божием и в творениях святых отцов.

Люто мне было смущение от врага, когда я услышал о приезде ко мне Анны Константиновны, сестры жениной, которая давно забыла все неприятности и неприязнь и старается оказать и оказывает ко мне любовь, между тем как я продолжаю питать к ней неприязнь по злопамятству! Да не будет во мне ни следа вражды отселе. Господи! сотвори сие! И так люто было мне при вести о ней! Только молитва пламенная преодолела злобу бесовскую! Господи! какие беды в мире! Горе нам, грешным! Потому что сошел диавол к нам в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени [Откр. 12, 12]!

Сам я и сребролюбив, и сластолюбив, и скуп, и зол, и завистлив, и блудлив, и лукав, и коварен, и лицемерен, – отчего себя не ненавижу, а брата Матфея, когда вспоминаю, что он таков, хотя я не знаю внутреннего его расположения, ненавижу, с лица земли согнать хочу, хотя и бессилен что-либо сделать ему? А не угоден ли он Богу, что диавол на него так нападает чрез меня? Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу, Судии Сердцеведцу, предадим. При виде и обонянии кадила должно говорить: Господи! отыми от сердец наших смрад страстей наших, злобы, зависти, гордости, самолюбия, блуда, любостяжания и прочего, и даждь нам благоухание святыни Твоей, добродетелей Твоих: кротости, незлобия, смирения, терпения, воздержания, целомудрия; при виде светильников должно молиться: просвети мысленные очи сердца нашего светом Евангелия Твоего, отыми хлад греховный от сердец наших и воспламени их огнем Духа Святого, даруй нам пламенные сердца и пламенный язык любви небесной.

Ты, диаволе, виновник всякого греха, ты научил людей всякой прелести греховной: самолюбию, жестокосердию, гордости, блуду, сребролюбию, сластолюбию: объядению, пиянству, злобе, зависти, суровости, унынию, сомнению, дерзости, ярости, смеху. Тебя ненавижу, презираю, отрицаюсь, но не ближнего, в котором усматриваю эти или подобные сим грехи, – ближнего жалею, о ближнем скорблю, молю Бога, да исправит и помилует его (например, отец Матфей, сослужитель. ключарь). Решительно ты, диаволе, виновник всех зол а не люди. Вот и сегодня на крестинах как ты смущал, пугал меня, прельщал прелестями женскими!

Дурной сыр, какой я вчера ел, есть больше не должно: от него нервы слабеют и голос, а оттого и самый дух изнемогает; есть сыр (если придется) надо хороший, и притом запивать его вином для укрепления тела и хорошего пищеварения. Молока городского, которое вчера ел, есть тоже не должно, ибо чем питаются городские коровы?..

23-го июля

Благодарю Господа, чудно оживившего меня нынешний день причастием Святых Бессмертных, Животворящих и Страшных Своих Таин, когда я был умерщвлен, и утеснен, и омрачен грехами моими. Благодарю за этот чудесный, пренебесный мир Божий, принесенный в мое сердце Божественным брашном Тела и Божественным питием Крови Господней. В этом благодатном состоянии я пошел служить молебен к [пряничнику] Трофиму Иванову, который после молебна поставил нам постную, но приятную и здоровую трапезу: грибки белые и рыжие, селедку, икру, пирог, вино, и мы втроем: я, отец диакон и дьячок – приятно, во славу Божию, закусили.

Благодарю Господа, даровавшего мне победу над невидимыми врагами, боровшими меня во время утрени, литургии и вечерни: слава благодати Его, слава силе Его, слава милосердию Его! Благодарю Господа за победу над невидимыми и борительными врагами при венчании брака Платона и Елены (23 июля вместо протоиерея); враги хотели заставить меня замолчать, наводили немоту и смятение, а я громче и громче начал с напряжением читать, и все молитвы, все слова прочитал. Слава Богу!

Благодарю Господа, избавившего меня от жадности к рыбе маринованной, лососине, которой я пожалел было гостям в сердце, но вскоре в том раскаялся и счел за честь, что её кушают ближние мои, члены Христовы, сочлены мои. Враги было врезывались и отчасти врезались в мое сердце чрез суетное и пагубное пристрастие к земным вещам; только напряженною молитвою внутренней избавился от них и от этой постыдной страсти, внушающей презирать человека, созданного по образу Божию, коему покорил Сам Бог все под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, всё, преходящее морскими стезями [Пс. 8, 7–9]. Могущественна спасительная десница Господа моего.

Каждый да возделывает непрестанно ниву сердца своего, да не ленится исторгать тщательно плевелы страстей и недобрых помыслов и чувств; каждый да возбуждает себя непрестанно к добру, да не спит, но да бодрствует и трезвится, ибо враг наш не дремлет, а худое семя быстро вырастает в негодную траву, заглушающую пшеницу добродетели. Жизнь наша должна быть непрерывной деятельностию, непрерывным трудом духовным, непрестанным сечением. Покой впереди – в будущем веке.

Сердце наше враг непрестанно силится умертвить нечувствием, холодностию, самолюбием, злобою, завистию, гордостию, злорадством, лукавством, тщеславием, сребролюбием, любостяжанием, сластолюбием, блудом, суетностию, унынием, суровостию, угрюмостию, пустыми развлечениями, чтением пустых книг, смехотворством и пр. Надо непрестанно воевать с грехами, чтобы они совсем нас не умертвили. Надо ежедневно воскресать из мертвых, каждый день возрождаться молитвою, постом, покаянием, слезами, совлекаться ветхого человека и облекаться в нового.

Маринованной рыбы не есть: я золотушен, и для меня вредна она. Есть все свежее и некоторое разрешающее. В постные дни по вечерам вместо чаю употреблять баварский свежий квас с черным хлебом, стакан или два.

Постные пироги есть меньше: крепят живот, то есть засоривают.

Враг бесплотный крепко борет нас во время Богослужения потому, что в это время совершается чрез наше посредство благодатию Божией возрождение душ христианских и наше собственное, потому да не унываем от наветов вражиих, но да мужаемся и крепимся, взирая сердечными очами на Подвигоположника Христа, невидимо пред нами стоящего и тайно совершающего возрождение в душах. (Во время шестопсалмия тяжело было по действию вражию оттого, что отец Матфей вслух читал молитвы светильничные, когда я, служащий священник, тайно молился. Думалось, что возносится гордостию. А он усердно молился, и враг завидовал ему.) Марья Арсеньевна и многие лица свидетельствовали мне об особенной благодати Божией в их сердцах, когда я, непотребный, служу благодатию Божиею. Буди слава Тебе, Господи, а не мне.

Невместимый небесами вмещается в малом сосуде церковном и на малом престоле восседит Седяй на Херувимех. Дивны дела Твоя [...], Господи небесе и земли!

24 июля

Благодарю Господа за мир и радость в Духе Святом со здравием тела, дарованные мне Многомилостивым по причащении животворящих Его Таин во время литургии сегодня. Благодарю за здоровые брашна, которые Господь дал мне вкусить во время домашнего обеда (хороший свежий суп мясной с кореньями и жаркое мясное с соусом на черном хлебе), и за здоровый сон после обеда, который был столь нужен после моих трудов с раннего утра до второго часу пополудни. (Скоромную пищу мне необходимо есть для бодрости: только она одна дает здоровые соки мне, в высшей степени золотушному; мозги из костей – тоже хорошо, сливки хорошие от деревенских коров – тоже.)

Правило весьма полезное. В скоромный день, когда за обедом кушаешь мясной суп и жаркое с хлебным соусом, запив все это сливками или молоком, во время вечернего чая ничего не ешь, а если после сна полуденного пил чай и кофе со сливками, то вечером и чаю не пей. Этого требует закон природы и здравый разум и собственная польза (здоровье). 24 июля.

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать мирно, искренним сердцем, с умилением и слезами совершить всенощное бдение в Успенской церкви при совершенно здравом состоянии тела, что все было плодом доброго, с чистою совестию причащения Божественных Таин во время и по совершении Божественной литургии в этот день.

Естествоведы думают быть премудрее Самого Бога, составляя свои планы мироздания и отвергая боговдохновенное сказание Моисея и апостолов о сотворении мира.

В поганом туалете у женщин вся жизнь проходит; из-за туалета в церковь не могут собраться. О, суетность бесконечная! О, бедная душа, непрестанно обижаемая плотию!

Благодарю Господа за спасение от обуревавшей меня злобы на прислугу Анну, обижавшую мою мать, между тем как жена моя до излишества бережет и даже балует её. Раскаялся искренно, и Господь простил. 25 июля. 8 часов утра.

Богатство наше – образ Божий, в нас водруженный и тщательно хранимый, Бог, в нас обитающий, обо всем пекущийся касательно нас и все подающий в изобилии, и будущее бесконечное Царствие, уготованное любящим Его. Вот богатство христианина! Богатство христианина есть смирение, незлобие и кротость всегдашняя, воздержание, целомудрие, терпение обид и скорбей, благодушие и мужество, довольство малым, простота и общительность характера. А богатство вещественное, с жадностию приобретаемое, со скупостию хранимое, есть бремя тяжкое для души и ржа сердца и всякой добродетели. Не напрасно сказано: Не можете служить Богу и маммоне [Мф. 6, 24; Лк. 16, 13].

25 июля

Воскресение, 10 часов утра. Благодарю Господа за неизреченную милость, за принятие моего внутреннего искреннего покаяния в тайном озлоблении на дьячка без всякой достаточной причины при встрече с ним у Семенова (сына бывшего старосты). Я каялся Господу так: Господи, сознаю вину мою, что я в одно мгновение весь закон Твой преступил, или возненавидел брата за мнимое его пренебрежение ко мне, все заповеди Твои я, дерзкий, преступил. Помилуй мя, Господи, и даждь мне благодать на будущее время предупреждать брата в приветствиях, а не дожидаться приветствия, и любить его, как свой член, извинять его, снисходить к нему (входить в его положение), терпеть его любовию.

Диавол взвалился на меня во время литургии всею адскою тяжестию чрез ненависть к чтецу. Но я говорил: эта ненависть – мечта, злоба дьявольская, я хочу любить брата, но избави меня, Боже, от ненависти; я не поддавался врагу – и он убежал от меня.

После воскресной обедни 25 июля. Горе мне было от съеденных накануне двух яиц и от двух стаканов чаю со сливками, когда натура вовсе не имела в них потребности, – словом, горе от пресыщения: такая теснота во внутренностях была, такое злое уныние, что я не знал, куда деваться от скорби и тесноты и от злобы невольной на дьячка, стоявшего в алтаре, который вовсе не имел против меня ничего, – все мне мерещилось, всякое движение в злом свете представлялось. Впредь на ночь не есть ничего, особенно после сытного обеда. Достойно наказал меня Господь. После причащения Святых Таин успокоился. Благодарю Господа. Говорил проповедь по книге Преосвященного Григория.

Еще злоба во мне не умерла, еще раздражился я из-за пустых вещей на жену и себя больше всех изобидел, себе больше всех повредил, расстроив себя, Духа Святого опечалив и Ангела-хранителя, жилищем злых демонов сделав сердце свое, бывшее храмом Святого Духа. Благодарю Господа, паки принявшего сердечное мое покаяние и воскресившего меня от смерти греховной и от тесноты несносной. О, окаянный я иерей: молюсь о упокоении душ умерших ближних, а сам умираю непрестанно от страстей различных – от злобы, зависти, гордости, чревоугодия, пресыщения, блудных движений, от уныния и прочих страстей. Горе мне, окаянному, смердящему мертвецу! Горе мне, омраченному житейскими сластьми! Господи! Прожени смрад и мрак страстей моих и облагоухай меня благоуханием покаяния и умиления со слезами, кротости, смирения, благодушия, терпения, чистоты и целомудрия, воздержания, милосердия.

Благодарю Господа, многократно спасавшего меня от смертных опасностей и в живых на покаяние меня оставившего. Но зачем же я доселе неисправлен пребываю? Зачем еще себе живу, а не Господу? Зачем плоти, растленной грехом и грехолюбивой, угождаю? Зачем чревоугодие? Зачем злоба, вражда не умирает во мне? Зачем жадность и любостяжание живут еще во мне? Зачем я не распялся миру?

Сегодня 20-й день по смерти моей матери: ходил с крестным сыном Евдокимом на кладбище: отслужил панихиду на могиле матери Феодоры Власьевны и тестя отца Константина Петровича и тещи Анны Петровны. Погода великолепная, ясная, теплая.

Я грешник, с юности растливший себя блудом, потому сердце мое не может вмещать чистой, постоянной любви к людям, но часто колеблется помыслами раздражения, ярится, неистовствует злобою. Зная его нечистоту, я должен непрестанно молиться Господу, да даст сердце чистое, способное любить всех и прощать всех, смиряться пред всеми, милосердствовать о всех, доброжелательствовать всем, долготерпеть ко всем. Буди, Господи, милость Твоя на мне.

Даже на младенцев! – ах ты, бесноватое сердце, неразумное сердце! Все ты ложь!

В ином из нас диавол давно гнездо свил, и живет, и царствует. Горе нам! Господи, помилуй нас!

26 июля

Благодарю Господа, сподобившего меня простотою и усилием молитвы веры изгнать духа злобы из сердца моего во время литии пред выносом тела Ольги Ивановны Семеновой. А уж как тесно мне было от него – как он раздражал меня! Господь вдруг, как молнию, прогнал его, и спокойно и просторно мне стало и в продолжение выноса, и во время обедни, и почти весь день. Господь крепок и силен... в брани [Пс. 23, 8]. Слава Тебе, Господи!

Вечером дух злобы опять ужалил меня, и опять тесно стало мне – опять всем сердцем помолился в покаянии, и опять помиловал Господь, даровав мир и пространство. 8 часов вечера.

На младенца христианских родителей взирай не телесными только очами, но очами веры, как на Ангела Господня святого, как на Самого Господа, младенствовашего нас ради и хранящего младенцев.

Анна Константиновна хотя и была некогда ко мне зла (как и я бываю зол иногда на иных), но дивно переменилась ко мне в своих расположениях и чувствах и свою перемену доказала многочисленными опытами, своей ласковостию. Потому да утвержу к ней братскую любовь, братское расположение сердца, и с ней – к мужу её и к чаду её. Подай, Господи! Ты помоги! Снисходи людям злым и лукавым: на них сильно воздействует диавол, как быстрая река увлекая их в злобу. Ты извиняешь же себя, ибо по опыту знаешь, сколь сильна злоба.

Святые Божии человеки – цветы прекрасные, нетленные, благовонные; не смердящими от грехов устами касайся этих цветов, то есть произноси их чистым сердцем и чистыми устами, не небрежно, не рассеянною мыслию, но с благоговением, неспешно. Они – словесные небеса, они на земле жили небесно, чудно, в великих подвигах, в великой любви, в великом смирении, незлобии, терпении, самоотвержении, возлюбив Бога паче всего.

Грех ежедневно, каждый час заносит в меня убийственную лапу свою и вонзает в меня зубы свои, – и что было бы со мною, если бы не приходила ко мне непрестанно на помощь вера Христова, эта дщерь неба, столь верно и человеколюбиво меня спасающая, если бы не искренняя молитва покаяния к Богу Живота моего?.. Каждый день я подвержен насилию многоразличных страстей, как тигров или ехидн, терзающих и жалящих меня! Каждый день против воли моей я охладеваю и к Богу, и ко всякой добродетели, к заповедям Божиим и горячо преследую земные выгоды, земные цели: наслаждение гортани, приобретение денег, разных вещей, честь и славу мира сего. А между тем испытал тысячу раз, что во всем этом нет покоя и счастия мне, что мой покой, мое блаженство чистое, истинное, высокое – в Боге.

Бог есть вечная любовь; всё земное есть тлен.

27 июля

Господи! благодарю Тебя, яко Твоею благодатию не сломил меня к злу своими подстреканиями непрестанными диавол, сей хитрый человекоубийца, непрестанно коварствующий внутрь меня.

Дьячок Василий Иванович показал ослушание во время обедни – не пел медленно догматика, когда я просил. Это ему вред, не мне. Штрафу буду подвергать его за ослушание и нерадение.

Благодарю Господа за сверхъестественную, благодатную помощь, дарованную мне, растленному накануне пресыщением и пиянством, при служении литургии и причащении Святых Таин; благодарю Господа за милостивое очищение грехов моих и неопаление моего окаянства во время причастия Страшных Таинств. Ужасно растлевает нашу душу многоядение и многопитие; смерть широко входит в душу и тело чревоугодника и имеющий державу смертную – диавол. Благодарю Господа, сподобившего составить нарочитое слово и произнесть его за поздней обедней.

Я познал опытно, что все люди – лучше меня, а я хуже всех, как изверг некоторый, как нравственный урод. Господи! Умилосердись надо мною, отыми мое безобразие, наполни пустоту мою дарованиями Твоими Божественными, яко пуст есмь добродетелей. Исполни мя веры, надежды и любви.

27 июля

27 июля; вечер, 11 часов; после вечерней молитвы. Благодарю Владычицу, услышавшую меня скоро в молитве покаяния моего и помиловавшую меня и грехи мои очистившую Матернею молитвою, мир и свободу душе моей даровавшую после томления греховного и тесноты (нелюбление Анна Константиновны и чада её)...

Сочти, что те комнаты, в коих ты не живешь, принадлежат Руфине, и будь покоен.

Где умножися грех, там преизбыточествова благодать [Рим. 5, 20]. Эти слова Писания исполняются на мне, многогрешном. Думается, для того Господь и возвел меня в сан священства и приблизил к престолу благодати Своей и столь часто делает общником Своим чрез причастие Божественного Тела и Крови Своей, чтобы с помощью преизбыточествующей благодати мне непрестанно каяться, слезы проливать о содеянных и содеваемых грехах, очищаться, освящаться, укрепляться и, спасая себя, спасать других. Господи! Ты зриши сие... Слава Тебе!

Льна курящегося не угасит [Ис. 42, 3; Мф. 12, 20]. О, божественная кротость Господа моего! О, долготерпение дивное! Он не погашает, не пресекает нашей жизни, когда видит, что в нашей душе есть хотя задатки покаяния и исправления, когда хотя только есть курение покаяния, начало исправления, а не самый огнь ревности по добродетели. (Кадило означает это внутреннее сердечное курение.) Трости надломленной не переломит [Ис. 42, 3; Мф. 12, 20]. Хотя я слаб в добродетели, как трость, склоняясь во все стороны от противных ветров, но кроткий и долготерпеливый Господь мой еще не преломляет меня, не посекает меня, но долготерпит на мне, ожидая, не утвержусь ли я в добродетели. Слава кротости Твоей, незлобию и долготерпению Твоему, Господи!

Дикое мясо на сердце у тебя наросло (страсти) – прижги его, срежь его ножом Духа Святого. В самом деле, у многих, многих дикое мясо покрывает сердце. Прижигание, прижигание нужно: пост, бдение, молитва, скорби, болезни, искушения.

28 июля

Благодарю Господа, научившего руце мои на ополчение и персты мои духовные на брань [Пс. 143, 1], во еже победита врагов невидимых, действовавших чрез страсти честолюбия, злобы и уныния во время литургии, и не поддаваться их подстреканиям. Славлю, Господи, Твою мудрость, Твою силу, Твое милосердие, имиже возмогох на борительные, невидимые враги (на отца диакона негодовал, что руку священника не всегда целует, когда должно, думая, что он это делает по презорству). Благодарю Господа за избавление от тесноты, поразившей меня дома за тайное зложелание и злорадство при разговоре о трудности для Анны Константиновны, с которою сопряжено отлучение от груди ребенка. Господи! даждь мне ни на едину йоту не слушаться греха, действующего в сердце моем.

Слова церковных молитв, священнодействий и обрядов можно и должно говорить не краснея, как вещания Самого Духа истины, как слова жизни и благословения Божия. Всякая самость иерея да исчезнет при совершении общественных молитвословий и Таинств; весь он да будет в Боге.

О, если бы так всегда мыслить, чувствовать, говорить и делать, как написано в церковных молитвословиях и молитвах при совершении Таинств или как написано в Евангелии, Посланиях апостольских, Псалтири и всем Священном Писании!

28 июля

Благодарю Господа, сподобившего совершить Таинство Брака непреткновенно, со дерзновением, в силе и истине Господней.

Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов [Гал. 6, 2]. Отчего же я, грешный, не всегда хочу носить тяготы ближнего? Отчего себе живу, а не Господу? – От самолюбия: надо ненавидеть себя, душу свою, исполненную страстей. Мы, многие, составляем одно тело [Рим. 12, 5]: чужое горе должно быть и моим горем, чужая радость – моею радостию.

28 июля

Ранняя (вторая) обедня. Сильное искушение вынес я сегодня чрез свою поспешность и ослушание алтарного сторожа Николая, которому я велел перенести рукомойник из одного придела в другой, а он сказал: некогда. Оскорбился я на него и возмутился духом до крайности, подстрекаемый к тому супостатом диаволом: два или три раза барометр сердца упадал у меня донельзя – я не мог говорить на великом входе, и потом усилием веры с молитвою опять поднимался, сердце успокаивалось, обида забывалась (хотя и невелика обида). Я винил себя, что потребовал переноса рукомойника, до которого дойти было недалеко (только скоро надо было); вспоминал всегдашнюю во всем исправность Николая и считал несправедливым шельмовать его за один раз неисправности. Особенно обличали меня слова песни Иже Херувимы... отложим всякое житейское попечение. Если священник образует74 Херувима, то он должен быть весь благость, незлобие, весь быть горé и ничем земным не возмущаться; отложить всякое житейское попечение, не мстить за обиду, забывать обиды, не работать никакой страсти. Потом обличали меня слова: Победную песнь... Могу ли я, думал, петь победную песнь, когда не победил еще самого себя, страстей своих, злобы, гордости, зависти, чревоугодия, блуда, сребролюбия и пр.?

Но я должен побеждать, подобно Агнцу Божию, победившему врагов Своих незлобием, кротостию, терпением. О, как еще я самолюбив, немощен, зол, горд! Господи! Исправи мя.

Прежде обедни я ходил к Доброхотову давать молитву родильнице и уже там, споткнувшись, смутился или, смутившись, споткнулся не один раз: во время и после молитвы я был уже неспокоен; враг подъел; в церковь пришел поздновато: уже отзвонили, и Семеновы собрались; первая ранняя обедня и панихида кончились до моего прихода; я торопливо сделал входное, неспокойно, не совсем сердечно: нужно было ближе иметь рукомойник, и я приказал сторожу принести его, а он не послушался; это меня опять обеспокоило и сильно в злобу бросило, хотя, правду говоря, виноват я, не кто другой. Сунуло меня с неблаговременным приказанием, когда сторож в самом деле крепко занят. А если и покапризничал, Бог с ним: это человеческое, и я тоже допускаю иногда, капризничаю, и он человек; Бог да простит его и не вменит ему. Я без числа оскорблял Господа разумом, не по неведению – и Он прощал меня. Простил и нынешний день, когда оставил совершенно злобу на Николая, зная, что она – дело диавола, ругателя и клеветника нашего; я умиротворился и причастился неосужденно Божественных Таин. А теперь вот враг опять подстрекает к злобе, так и поджигает, так и теснит в боках и в сердце. Ничего к сердцу близко принимать не должно: любовь и мир блюсти неизменно. Быть выше всех страстей и возмущений. В том и состоит истинное христианство, чтобы побеждать свои страсти, чтобы не возмущаться, не озлобляться, не завидовать, не гордиться, не искать чести, не быть корыстолюбивым, не иметь и не питать в себе блудных мыслей и пр.

Вся бывшая кутерьма душевная произошла от сластей, которых я много употребил накануне.

Согрешил пред Господом и пред братом Николаем (сторожем): всуе разгневался и озлобился на него во время службы, подстрекаемый врагом человекоубийцею. Прости, Господи! Опять в обман врага впал, опять послушал его. А брату Николаю действительно было некогда, как он объяснил.

Кофе выпил три стаканчика после обеда – и жарко стало, и голова заболела. Один стакан пить.

Каждый день читаю я молитву Господу, Пречистой Богоматери, святому Ангелу-хранителю или всем бесплотным Силам, Предтече, апостолам, пророкам, иерархам, мученикам и всем святым, прославляю их в песнях, – а повеяло ли на меня решительно духом их, проникнулся ли я духом их веры, надежды и любви к Богу и к человечеству? Нет: я остаюсь человеком ветхим, необновленным, человеком страстным; всяко зверство, злобу, дикость нрава, упрямство, своенравие не претворил еще в овчую кротость, покорность; любовещный и любоименный нрав – в невещественное, неземное, горнее житие; славолюбие – в нерадение к славе мира сего; сластолюбие – в огорчение плоти. Увы мне, нерадивому, ленивому, многогрешному, неисправляющемуся!

Благодарю Господа, сподобившего меня совершить непреткновенно Божественную литургию раннюю 30 июля, в пятницу, и причаститься во отраду, в мир, свободу и радость, купно же и во здравие и крепость тела Божественного Брашна и Пития, то есть Тела и Крови Его. Слава милосердию Твоему, не преодолеваемому нашими злобами, внегда каятися нам в них. Господи! Да не закосним в злобе, да стяжем любовь, не отпадающую николиже (1 Кор, 13, 8). Господи! враг льстит и борет душу мою. Прежде даже до конца не погибну; спаси мя75 .

Господи! Даждь мне любить искренно всякого человека, достоин ли он любви или не достоин, ради Тебя Самого, ради Твоей заповеди: возлюби ближнего твоего, как самого себя [Мф. 22, 39]; даждь любить просто, без размышления, без всякого лукавства, не памятуя ни на кого зла; любя не за ласку только и любовь, но любя и самих врагов, недоброжелателей ради Тебя, ради того, что они Твои члены, ради образа Твоего в них; не богатых только, дающих мне средства к земной жизни, но и бедных, незнатных, но и простых; не красивых, но и некрасивых, ибо верующий взирает не на тленную красоту тела, а на нетленную красоту души, по образу Божию сотворенной, не на земную знатность, а на благородство горнее, ибо все наречены сынами Божиими и наследниками Царствия, уготованного любящим Бога, не на богатство тленное, но на нетленное богатство благодати Божией, данной нам всем: явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков [Тит. 2, 11].

Будь равнодушен к славе и бесчестию мира сего, ибо они временны, непостоянны. Сегодня похулят, а завтра похвалят, и наоборот. Достигай славы истинной, вечной истинным смирением, кротостию, терпением, незлобием, искреннею любовию, милосердием, служением ближним, искренним попечением о вверенных тебе душах.

* * *

71

Побо́рник (церк.-слав.) – споспешник в борьбе, победитель, заступник.

72

Антифон 1-й, глас 4-й.

73

Сио́н – священная гора, на которой построен Иерусалим; в переносном значении – сонм праведников, достигших вершины добродетели.

74

Образует (церк.-слав.) – изображает, принимает образ.

75

5-я седмица Великого поста, в среду вечера, стихиры Великого канона.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 16 : 1871-1872. - 2008. - 551 с. ISBN 978-5-902112-62-4

Комментарии для сайта Cackle