Источник

LX. О различных религиозных вопросах

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при разговоре о различных религиозных вопросах

1) О Божестве Иисуса Христа

Мф.13:55–56. «Не плотников ли Он сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда? И сёстры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?».

Объясн. Это говорили те, кто «соблазнялся о Нём» (Иисусе Христе), а кто не соблазнялся, тот громко исповедовал Христа Сыном Бога Живого: Мф.14:33:16:16; Ин.16:30; да и Сам Иисус Христос говорил: «Я и Отец одно»: Ин.10:30:8:58.

Ин.1:4. «В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков».

Объясн. И сам Господь говорил о Себе, что Он имеет жизнь в Себе самосущую: Ин.5:26; называет Себя жизнью: Ин.11:25, и жизнью вечной: 1Ин.5:20; о Нём мы живём и движемся и существуем: Деян.17:28, соединяемся и срастаемся с Ним: Рим.6:5, как розга с лозой: Ин.15:5.

Ин.10:34–35. «Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы боги» (Пс.81:6)? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание».

Объясн. В Ветх. Завете «богами» назывались богоизбранные судьи и начальники народа: Исх.22:28 (см. славянский текст). Иисус Христос не равняет их с Собой, а только обличает злобу фарисеев, изыскавших повод к хуле на Него в том, что Он называет Себя Сыном Божиим, тогда как и на самом деле Он был единосущен с Отцом: Ин.10:30:36. Следовательно, к нам, смертным и грешным людям, это место Писания относить не приличествует: Пс.115:2.

Ин.14:9. «Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: «покажи нам Отца?».

Объясн. Не нравственное только единение и общение Господа Иисуса с Богом Отцом разумеется здесь, а единство по существу: Ин.10:38:17:21; так как во Христе обитает вся полнота Божества телесно: Кол.2:9, то даже самый совершеннейший христианин не может и не должен сказать о себе, что видевший его (христианина), видел и Христа.

Ин.19:30. «Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух».

Объясн. Господь хотя и предал дух, но этим духом, по Божеству Своему, сошёл в ад и проповедал мёртвым: 1Пет.3:19–20:4:6, а затем по воскресении являлся ближайшим ученикам своим, которым, преподав мир, уполномочил их прощать и оставлять грехи: Ин.20:21–23:26.

2) Господь Иисус Христос свет миру

Ин.9:5. «Доколе Я в мире, Я свет миру».

Объясн. Господь и был, и есть, и будет всегда светом мира: Ин.1:4–5:9; Мф.28:20. Словом «доколе» Господь говорил в предведении Своей скорой смерти, после которой прекратилось видимое действие Его на земле, но не прекратилось и не прекратится никогда невидимое, таинственное, – действительное Его действие в мире: 1Кор.15:15–20.

Евр.2:14. «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть дьявола».

Объясн. Сын Божий в равной степени с нами воспринял плоть и кровь – истинно, совершенно вочеловечился: Ин.1:14; Вочеловечение Сына Божия состоялось по премудрости и благости Божией, дабы Богочеловек Иисус Христос победил дьявола тем, чем тот губил людей. Имея власть над человеком, дьявол, как виновник греха, имел державу смерти. Смерть Спасителя ниспровергла власть дьявола: Кол.1:13; 1Тим.1:10, так что теперь не страшна и смерть телесная, коль скоро мы избавились от смерти духовной и от дьявола: Флп.1:21.

3) О страданиях Христовых

Евр.4:15. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушён во всём, кроме греха».

Объясн. Иисус Христос подвергся всевозможным страданиям, чтобы таким образом иметь возможность ценить и понимать страдания и немощи людей: Евр.2:17; Ис.53:10. Страданиями Своими Христос поучает последователей Своих терпеливо переносить гонения за Имя Его: Ин.15:20–21.

4) Обетования Божии

Лк.3:4–6. «Как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие»» (Ис.40:3–5).

Объясн. Обетования Божии для всех бывают под условием исполнения заповедей: Ис.1:19–20; такие же условия были и по отношению к храму: 3Цар.9:3–9, к государству: 2Пар.7:17–22; но Церковь Христова не может рушиться до скончания века, хотя бы люди той или другой страны погрязли в грехах: Мф.16:18:28:20; и эта Церковь должна быть едина: Еф.4:4–5; 1Кор.12:12–13; Лк.3:14.

Рим.4:16. «Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам».

Объясн. Иудеи ближе нас были к Аврааму по потомству и прямо говорили, что: «отец наш есть Авраам»: Ин.8:39, но как дел Авраамовых не делали, то получили строгий и заслуженный ими приговор: «и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам»: Мф.3:9–10; притом из следующего 17 ст. видно, что Богом Авраам поставлен отцом многих народов: «как много звёзд на небе», – это те, которые умерли в вере... и говорили о себе, что они странники и пришлецы на земле: Евр.11:12–13.

Рим.4:20–21. «Не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл твёрд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силён и исполнит обещанное».

Объясн. Праведный Авраам, приемля обетование из рук Божиих, не на плоть свою умерщвлённую и не на мертвенность Саррину смотрел, а на неложное слово всемогущего Бога: Лк.1:37, и как он при сем смотрел только на единого Бога, могущего из камней воздвигнуть чад: Мф.3:9, то не изнемог верою, но сразу поверил, как только услышал слово обетования (ст.20). Чем же укреплён Авраам? Тем, что всё предоставил вере, а не разуму: ст.18. Отсюда святитель Златоуст выводит: «итак, не быть пытливым – значит славить Бога; а быть пытливым – значит грешить против Бога»: Притч.3:5.

Рим.11:29. «Ибо дары и призвание Божие непреложны».

Объясн. Упоминавшаяся здесь непреложность даров Божиих относится не к отдельным личностям, особенно к таким, которые говорят: «не хотим знать путей Твоих»: Иов.21:14, а ко всему Израильскому народу: ст.26–27. Из этого избранного Богом народа многие ожесточились до того, что распяли Господа: Деян.13:27–28, и вследствие своего ожесточения ещё раньше, до распятия, Христос сказал им: «Се, оставляется вам дом ваш пуст»: Мф.23:38; но тем не менее непреложность Божия обещает снять грех с Израиля, остаток коего должен спастись: Рим.9:27.

3Цар.9:4–5. И если ты будешь ходить пред лицом Моим, как ходил отец Твой Давид, в чистоте сердца и в правоте, исполняя всё, что Я заповедал тебе, и если будешь хранить уставы Мои и законы Мои, то Я поставлю царский престол твой над Израилем вовек...».

Объясн. Вечность ветхозаветных обетований простиралась только на Ветхий Завет и под условием исполнения заповедей Божиих и хранения уставов: 2Пар.7:17–22. Но так как израильтяне оставили Господа Бога отцов своих, Который вывел их из земли египетской, и прилепились к богам иным, за то Бог навёл на них бедствия. Нарушенный Завет с не устоявшим в истине Еврейским народом возобновлён с новым Израилем – христианством. Деян.15:16–17. И этот завет будет существовать до второго пришествия Господня: Мф.16:18:28:20.

Иер.12:17. «Если же не послушаются; то Я искореню и совершенно истреблю такой народ, говорит Господь».

Объясн. Высказанная здесь угроза относится к языческим народам, бывшим в соседстве с израильтянами: ст.14. Если бы и эти народы научились ходить по истинным путям Божиим, то помиловал бы и их Господь: ст.16, и, наоборот, если будут упорствовать в заблуждении не только язычники, но и сами израильтяне, то сбудется угроза над теми и другими: Исх.1:19–20; 2Пар.7:17–22.

Иер.15:1. «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Моё Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему; отгони их от лица Моего, пусть они отойдут».

Объясн. Есть мера долготерпению и милосердию Божию к отдельным людям и поколениям. Когда нужно привести человека к сознанию воли Божией и его, непокорного, покорить святым требованиям оной, то милосердие сменяется неотразимым гневом Божиим. Вот почему Господь и говорит прор. Иеремии приведённые здесь слова. Но Господь терпит ещё злодеев, ожидая их обращения, а пророк страждет и проливает горькие слёзы в уединённой молитве: ст.18, нося в сердце уверенность, что обетование Божие непреложно верно, и должно быть неисчерпаемо глубоким источником утешения страждущей душе его. И пророк получает утешение: ст.19–21. Сие обетование, столь утешительное для пророка, исполнил Господь с совершенной точностью: Иер.39:6–7:9:11–12:40:1:4.

5) О ниспослании Святого Духа

Ин.14:16–17:20. «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет... В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моём, и вы во Мне, и Я в вас...».

Объясн. Под «миром», который не может принять Духа истины, разумеются неверующие во Христа: Ин.12:31:14:30, таковы представители этого мира – иудеи, говорившие о Христе, что в Нём бес: Мф.12:24; знающими Духа истины названы ближайшие ученики Господа и другие уверовавшие в Него и испытавшие на себе действие Святого Духа через слово Господа: Ин.15:3. Действие Святого Духа было ещё предуготовительно: Ин.7:39, и только в день Пятидесятницы выполнилось обетование Господа о ниспослании Святого Духа: Деян.2:1–4.

6) О жизни по духу

Гал.5:25. «Если мы живём духом, то по духу и поступать должны».

Объясн. Ходить духом – значит обнаруживать в жизни своей те качества, кои суть плод духа: ст.22–23. Жизнь духовная – неистощимый источник утешений; но утешения эти не даром достаются: Лк.21:19; Евр.12:1.

Флп.4:5. «Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко».

Объясн. Возбуждая в филиппийцах радость о Господе, апостол просит быть кроткими, не заботиться ни о чём, но всё испрашивать молитвой у Бога и для пребывания в мире с Богом соблюдать всё, чему они научились у апостола: ст.4–9. Для страдальцев за Христа близость к Господу была признаком скорого окончания их страданий: Флп.1:23.

7) О жизни вечной

Мф.19:16. «И вот некто подошед сказал Ему: Учитель Благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?».

Объясн. «Чтобы иметь жизнь вечную», необходимо соблюдать заповеди, слушать слово Иисуса Христа и веровать в Пославшего Его: Ин.5:24; кто будет веровать и креститься, спасён будет: Мк.16:16, и при правой вере необходимо провождать добродетельную жизнь: 1Пет.2:12.

Мк.10:40. «А дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано».

Объясн. Уготовано тем, кому будет сказано на страшном суде: приидите, благословенные... Мф.25:34, и кто будет веровать и креститься: Мк.16:16; Ин.12:48.

Ин.10:28. «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей».

Объясн. Кому даст Господь жизнь вечную? Тем, кто верует в Него: Ин.3:36, и исполняет всё повеленное Им: Ин.10:15. Не может иметь этой жизни тот, кто хотя быть может и верует во Христа, но, как непослушный сын Церкви, считается не христианином, а язычником: Мф.18:17, и ослушником Господа: Лк.10:16.

Рим.6:22–23. «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная. Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».

Объясн. Смерть называется возмездием за грех: Рим.5:12, следовательно, чем-то заслуженным; тогда как вечная жизнь, следствие святости, есть не награда заслуженная, а дарование Божие: Еф.2:8. Вслед за Иисусом Христом, прошедшим путём новым и вошедшим во внутреннее за завесу: Евр.6:18–19, идут туда все уверовавшие в Него и пребывавшие верными законам веры, которые Сам Он установил: Ин.12:26; Лк.10:16.

Евр.2:9. «Но видим, что за претерпение смерти увенчан славой и честью Иисус, Который немного был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех».

Объясн. Хотя и не все люди принадлежат к числу верующих в Иисуса Христа: Ин.5:40, но Он умер за всех, чтобы все люди, когда (если) уверуют и крестятся: Мк.16:16, получили жизнь вечную: Евр.3:14–15.

Откр.22:17. «И Дух и невеста говорят: приди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берёт воду жизни даром».

Объясн. «Невеста» – Церковь, и в ней Дух взывает в сердцах наших: Авва Отче: Рим.8:15, и призывает пришествие Единородного Сына Божия. И всякий верующий, слыша, чему научен, молится Богу и Отцу: Да приидет Царствие Твое. Жаждущий пусть приходит. Нужна жажда к питию жизни для прочного обладания приобретённым: Откр.21:6–7.

8) О жаждущих правды

Откр.21:5–6. «И сказал Сидящий на престоле: се, творю всё новое. И говорит мне: напиши: ибо слова сии истинны и верны.

И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой».

Объясн. Истинны слова, произносимые Самой Истиной, и познаются уже не чрез символы, но по самым делам. Начало же и конец есть Христос, как первый по Божеству и последний по человечеству. Жаждущему правды обещает дать благодать животворящего духа, которую в Евангелии обещал даровать верующим в Него: Ин.7:37–38; Мф.5:6.

9) О жажде духовной

Ин.7:37. «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей».

Объясн. Здесь означается жажда духовная, – удовлетворение учением и благодатью Божией всех духовных потребностей человека, а это учение заключается, между прочим, и в следующем: Ин.13:20; Лк.10:16; Мф.28:19–20; конечно, есть жажда духовная и у заблуждающихся в вере, но эта жажда обольстительная, отвращающая от истины: 1Тим.4:1; 2Тим.4:3–4.

10) О лицезрении Бога

Откр.22:3–4. «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нём, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их».

Объясн. Соделавшиеся престолом Божиим по успокоению в них Владыки, сии будут обитателями оного града и узрят Его лицом к лицу, не в гаданиях, но как видели Его святые апостолы на горе святой: Мф.17:2. Будут же иметь вместо златой дщицы, которую носил древний первосвященник (Исх.28:36), имя Божие, написанное не на челах только, но и в сердцах, т.е. твёрдую, дерзновенную и неизменную любовь к Нему. Ибо начертание на челе означает украшение дерзновения (Толков. на Апокал.).

11) О страхе Божием и человеческом

1Ин.4:18–19. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас».

Объясн. Изречение 18 ст. составляет как бы апостольское толкование изречения предшествующего (17) стиха о совершенстве любви до дерзновения в день суда, или даже одного слова – дерзновение. Страх есть в этом смысле противоположное понятие дерзновения, так как он заключает в себе понятие муки или мучения, которое совершенно противно понятию любви. Есть двоякого рода страх: один страх Божий: Пс.33:10; Мф.10:28. Этот страх называется чистым и пребывающим в век века: Пс.18:10, он прибавляет дней: Притч.10:27; другой страх – это страх не Божий, а человеческий: Притч.28:1; особенно страшным будет этот страх в последний день: Лк.21:26–27; Мф.24:30.

12) О борьбе со злыми духами

Еф.6:10–12. «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его; облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных».

Объясн. Христианину предлежит бороться не только с трудностями, которые зависят от слабости и испорченности нашей природы, но и с действительными врагами – злыми духами, а потому необходимо ему иметь и орудия, которые должны быть не плотские, но сильные на разрушение твердынь: 2Кор.10:4–5. Злые духи называются мироправителями не потому, что им дана власть над миром вообще; но потому, что всё злое в мире, все злые люди творят волю их: Ин.8:44; 1Ин.3:8.

Откр.12:11–12. «Они победили его кровью Агнца и словом свидетельства своего и не возлюбили души своей даже до смерти.

Итак веселитесь небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошёл дьявол в сильной ярости, зная, что не много ему остаётся времени».

Объясн. До Христа дьявол имел ещё некоторую власть не только на земле, но и на небе. Первым пришествием Господа сатана прогнан с неба: Лк.10:18; до начала 1000-летнего царства он имеет поприщем деятельности своей – землю. В продолжение 1000-летнего царства (третий период) обольститель связывается и низвергается с земли в бездну: Откр.20:1–3, как некогда был свергнут с неба на землю. Затем, после кратковременного освобождения из бездны, он получит окончательный суд и ввергнется уже в геенну огненную: Откр.20:7–10; Мф.25:41; 1Кор.6:3.

13) О ветхом и новом человеке

Еф.4:22–24. «Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины».

Объясн. Ветхий и новый человек суть два противоположных состояния человека, сначала находившегося под грехом и истлевшего в похотях, а потом возродившегося духом, начавшего жизнь в правде и преподобии истины: Рим.6:6. Блаж. Иероним говорит, что облечься в нового человека есть облечься в Иисуса Христа: Рим.13:14, ибо Он есть истинно новый человек. Тот облёкся в нового человека, кто может говорить с апостолом: «не я живу, но живёт во мне Христос»: Гал.2:20; 1Кор.11:1.

14) «Новая тварь»

Гал.6:15. «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь».

Объясн. «Новой тварью» апостол, по словам Златоуста, называет нашу жизнь как в отношении к совершившемуся уже, так и к имеющему ещё совершиться. В отношении к совершившемуся: ибо душа наша, состарившаяся во грехе, чрез крещение: Ин.3:5 – вдруг обновилась, как бы вновь пересозданная, посему и требуется от нас жизнь новая и небесная. В отношении к будущему потому, что небо и земля и вся тварь вместе с нашими телами перейдут в состояние нетления: 1Кор.15:51–54. Иди и живи в обновлённой жизни, и ты спасён. В полной же силе спасение твоё явится тогда, когда явится новое небо и новая земля: Ис.65:17–20; Откр.21:1–5.

15) О детях Божиих

Рим.9:7–8. «И не все дети Авраама, которые от семени его; но (сказано): «в Исааке наречётся тебе семя» (Быт.21:12).

То есть, не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя».

Объясн. Звания «детей Божиих» достигают те люди, которые незыблемо утверждены на основании апостолов, пророков и заповедей Самого Господа: Еф.2:20; Лк.10:16; Мф.10:40, и которые исполняют волю Божию: Рим.12:1–2.

16) О рождённых от Бога

1Ин.3:9. «Всякий, рождённый от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нём; и он не может грешить, потому что рождён от Бога».

Объясн. Чтобы верующий имел право на звание рождённого от Бога, необходимо, прежде всего, чтобы семя – Слово Божие в нём пребывало: 1Пет.1:23. Рождённый от Бога – это человек, осуществляющий в жизни своей слово Божие в подобном совершенстве, как осуществил его Сам Иисус Христос: Ин.13:15. Далее, рождённый от Бога есть человек любящий Бога и ближнего своего: Ин.4:7; а любовь состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его: 2Ин.1:6; 1Кор.13:4–7; словом – любовь есть исполнение закона: Рим.13:8–10. Под «детьми Божиими», «знающими Бога» – разумеются великие праведники, которые удостоены тесного общения с Господом и которые стали «своими Богу»: Еф.2:19, такие люди не согрешают намеренно и сознательно: Лк.6:45; но не сознательно, по общей человеческой слабости, согрешать могут: 1Ин.1:8; Еккл.7:20. Этим не ниспровергается необходимость исполнения заповедей Божиих и закона: Еф.2:20; 1Ин.2:3:6.

17) Кто может назваться духовным

Гал.4:28–31. «Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но как тогда рождённый по плоти гнал рождённого по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? «Изгони рабу и сына её, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной» (Быт.21:10). Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной».

Объясн. В Евангелии духовными называются те, которые помышляют о духовном и живут по духу: Рим.8:4–5. Плод же духа: Гал.5:22–23. Но кто повреждает слово Божие: 2Кор.2:17, и превращает Писание: 2Пет.3:16, тот не духовный, о котором говорит Евангелие, и, стало быть, несправедливо присваивает себе несоответствующее звание. Православные никого не притесняют в деле религии, но, по слову апостола, желают единства веры: Еф.4:3:13–14, и умоляют заблуждающихся быть для Господа покорными всякому человеческому начальству: 1Пет.2:13–14, а мнящие себя быть «духовными христианами» не только не выполняют этой апостольской заповеди сами, но ещё соблазняют и других простодушных людей, как бы забывая строгий приговор соблазнителям: Мф.18:6.

18) О знании откровений

Рим.8:1–2. «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти».

Объясн. Говоря о знании об идоложертвенных яствах, апостол поясняет, что знание о них не так важно, ибо оно может надмевать, а противопоставляет этому знанию любовь, которая назидает: 1Кор.13:4, и, в предупреждение самохвальства этим знанием, апостол говорит, что такое знание ничего не значит по сравнению с знанием, могущим открыться в будущем веке: 1Кор.13:12.

19) Об учёности

Мф.11:25. «В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам».

Объясн. Некнижность и необразованность не были необходимым условием для веры евангельскому учению: Господь Сам посылал мудрых и книжников: Мф.23:34; апостол Павел и Иосиф из Аримафеи были учёные: Деян.22:3:25, 29; Мк.15:43.

20) О предопределении Божием

Иуд.1:4. «Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа».

Объясн. Благодать Божия простирается на всех людей, а не на одних предопределённых: Мф.6:9; Еф.4:6; Рим.3:29–30; 1Тим.2:4; из этих мест Писания видно, что Бог всем желает подать свою благодать: «Се, стою и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему», – говорится в Откр.3:20–21; следовательно, Бог даёт благодать праведникам и грешникам: Мф.9:13:18:11–14; 2Пет.3:9. Предопределение основывается не на беспричинном решении Божественной воли – одних спасти, а других погубить, а на всеведении и предведении Божием. Каждый человек получит воздаяние за свои собственные дела: 2Кор.5:10:3:8; Рим.2:6–8. Итак, благодать Божия только возбуждает, способствует и помогает нам, но не стесняет нашей свободы и не влечёт её непреодолимо к добру: Пс.94:7–8; Евр.3:7–8.

Рим.9:29–30. «И кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями; а кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил».

Объясн. Опять должно сказать, что благодать Божия простирается на всех людей, а не на одних предопределённых: Мф.6:9; Еф.4:6; Рим.8:29–30; но спасаются те, которые уверуют во Христа: Ин.3:36:6:47, сделаются участниками Его благодати в таинствах: Ин.3:5:6:54, и будут исполнять волю Отца Небесного: Мф.7:21. Благодать Божия только возбуждает, способствует и помогает, но не стесняет нашей свободы и не влечёт её непреодолимо к добру: Откр.3:20; Пс.94:7–8. Человек сам может оказывать упорное сопротивление благодати Божией: Ис.5:4:65:2; Мф.23:37.

Рим.9:11–13. «Когда они ещё не родились и не сделали ничего доброго или худого, – дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, – сказано было ей: «больший будет в порабощении у меньшего» (Быт.25:23).

Объясн. Примером двух сыновей апостол показывает, что одно происхождение от Авраама и совершение дел закона Моисеева не спасут. Оба они произошли от семени Авраама, однако спаслись не оба. Назначением различной участи Исаву и Иакову показывается предведение Божие, но не исключается правда Божия, потому что Бог всем желает спасения: Ин.3:16–17, но не все воспринимают это спасение: Ис.5:4; Мф.23:37; Евр.3:10.

Еф.1:4–5. «Так как Он избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в Любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей».

Объясн. Избрание Божие основано на предведении того, кто будет достоин избрания и кто последует призванию. Посему-то апостол в послании к Римлянам: Рим.8:29–30, и выражается о Божественном предопределении: «кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего». Разумеется, конечно, избрание и предопределение в воинствующую Церковь или к благодати во Христе, которое зависит от одной бесконечной благодати и милосердия Божия: 2Тим.1:9, основанной на предведении нравственного состояния людей: Рим.8:29–30.

2Фес.2:13–14. «Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братья, что Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа».

Объясн. Здесь разумеется избрание или предопределение в воинствующую Церковь или к благодати во Христе, которое (призвание) бывает для обращения людей к вере и добрым делам и зависит от одной бесконечной благости и милосердия Божия: 2Тим.1:9, основанных на предведении нравственного состояния людей: Рим.8:29–30, и это призвание относится не к некоторым только людям, которые непременно спасутся, а простирается на весь род человеческий: Ин.12:47–48; Еф.1:4. В других местах тот же апостол, да и всё Писание, свидетельствуют, что благодать Божия простирается на всех людей: Тит.2:11–12; 2Пет.3:9.

Исх.9:12, ср. 10:1. «Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не послушал их, как и говорил Господь Моисею».

Объясн. По свойству ветхозаветного языка, эти слова означают то, что Бог предвидел состояние тех людей, допустил оное для Своих целей и назначил последствия их; само же состояние людей зависело от воли тех людей: Исх.7:15:22–23:8:15:19; 1Цар.6:6; 2Пар.36:13; Евр.3:8; Рим.2:5.

3Цар.12:15. «И не послушал царь народа; ибо так суждено было Господом, чтобы исполнилось Слово Его, которое изрёк Господь...».

Объясн. Опять-таки эти слова означают, что Бог предвидел ожесточение тех людей, попустил оное по упорству и нераскаянному состоянию их, каково, например, было ожесточение Фараона: Исх.7:15, или Навуходоносора: 2Пар.36:13; ср. Евр.3:8; Рим.2:5.

21) О труждающихся и обремененных

Мф.11:28–30. «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко».

Объясн. Найдут покой душам своим те, которые подвергаются бедствиям не за преступления заповедей, а за любовь к Господу: 1Кор.15:30–31; Рим.8:35–39; и для всех людей не всегда бывает легка земная жизнь: Еккл.1:13–14, но пользу от тяжёлых условий жизни приобретают взявшие на себя «иго Христово», последователи за Христом: Мф.19:28.

22) О сохранении христианского звания

Тит.3:8. «Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам».

Объясн. Здесь указывается, что однажды получивши (в крещении) избавление и очищение от всякого беззакония, т.е. получивши возрождение и обновление, мы должны затем с помощью данной нам благодати, путём подвигов и добрых дел: Иак.2:22–24, показать себя достойными своего звания: Еф.4:1–3, чтобы в противном случае не отпасть от Него: Евр.6:4–6.

23) О хождении прямым путём

Евр.12:13. «И ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось».

Объясн. Нужно не хромать душевно, чтобы хромающее не совратилось, т.е. чтобы скорее пропала ваша хромота, так, чтобы потом без особенных усилий ходить прямо, не уклоняясь ни на ту, ни на другую сторону: Притч.4:27, хотя, быть может, мысли ваши влекут вас к небрежности, легкомыслию, надменности и т.п. «Отврати ногу твою от пути зла», – говорит Соломон, «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых», так начинает книгу псалмов святой Давид: Пс.1:1.

24) О «белой одежде» как символе славы

Откр.3:4–5. «Впрочем, у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих и будут ходить со Мной в белых одеждах, ибо они достойны. Побеждающий облечётся в белые одежды, и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцом Моим и пред Ангелами Его».

Объясн. Как в жизни настоящей белая риза – символ чистоты и непорочности, так и в будущей жизни белая, светлая риза – символ славы и блаженства. Победителю греха, омытому, очищенному кровью Сына Божия: 1Пет.1:18–19, свойственна именно такая белая одежда. Бог, как верховный царь мира, имеет книгу, в которую вписывает всех людей, их жизни, их деяния и судьбы Свои о них: Ис.3:4; Дан.7:10; Мал.3:16.

25) Общение с Господом

Ин.14:23. «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдает слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим».

Объясн. Явление Господа верующим в Него и соблюдающим слово Его здесь нельзя понимать в чувственном виде, это явление – духовное, таинственное общение Господа с верующими. Это то же, что Христос сказал некогда: Лк.17:20–21. Кто если и слышит слова Господа, но не следует им (ст.21), тот не способен к восприятию духовного явления, откровения, или общению с Господом: Лк.6:46; тем более не может иметь общения с Господом тот, кто не только не исполняет, но ещё и повреждает слово Божие: 2Кор.2:17; 1Тим.4:1–2.

1Ин.1:2–3. «Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами; а наше общение – с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом».

Объясн. О Слове жизни (ст.1) апостол Иоанн говорит, что Оно было от начала: ср. Ин.1:1, потом сделалось видимо для очей апостолов, было рассматриваемо и осязаемо ими: Ин.20:27–28. Затем, называя это Слово самой Жизнью (подобно Ин.1:4), апостол говорит, что Оно, будучи вечным, сначала было у Отца (ср. Ин.1:1), потом явилось апостолам. Всё это, очевидно, должно разуметь не об учении Христа, которое нельзя осязать, а о Самом Христе, о вечном Сыне Божием. Слова апостола: «чтобы и вы имели общение с нами, а наше общение с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом» (ст.3), показывают нам, что чрез послушание слову апостолов, чрез почитание их за имя Христово: Мф.10:40, мы имеем общение со Христом, Который сказал: слушающий вас, Меня слушает»: Лк.10:16.

Флп.4:6–7. «Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе».

Объясн. Здесь говорится об обязанности каждого христианина пребывать всегда в молитве: 1Фес.5:17, дабы вселить в себя мир Божий, но этот мир только могут иметь истинные христиане. Путь к нему единственный – истинная христианская вера: 2Тим.2:5. Вкушение мира Божия есть то же, что вкушение Богообщения. Общение же с Богом бывает только в Господе Иисусе Христе, – путём, который содержит одна Православная Церковь: 1Тим.3:15.

26) О царстве Божием

Лк.14:17–23. Притча о званных на вечерю.

Объясн. Главная мысль этой притчи та, что многие, ради житейских попечений откажутся от Царствия Божия, стало быть, нам нужно внимательно смотреть за собой: Лк.21:34; но также отказываются от Царства Божия непослушные Церкви и заблуждающиеся в вере: Мф.18:17; Тит.3:10–11.

Лк.17:20–21. «Быв же спрошен фарисеями, когда придёт Царствие Божие, отвечал им: не придёт Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть».

Объясн. Слова Иисуса Христа не опровергают учения о царстве Божием как о видимой Церкви, преслушники которой лишаются даже и звания христианина: Мф.18:17; Еф.1:22–23; кто не пренебрегает Церковью и служит Главе Её, тому чрез посредство таинств подаётся благодатная жизнь, приходит царство Божие: Рим.14:17–18; Ин.6:56.

Лк.18:17. «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него».

Объясн. Царство Божие есть общество верующих во Христа, или Церковь Его: Мф.16:18:28:20, в которое принимаются с таким же чистым и непорочным расположением духа, как чистое дитя. Перед Евангельским учением мы должны быть детьми не по уму, а на злое: 1Кор.14:20.

Евр.9:23. «Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами».

Объясн. Под «образами небесного» апостол разумеет упомянутые в ст.21 «скинию и все сосуды Богослужебные»; он называет их так потому, что скиния и все её принадлежности устроены были по образцу, показанному Богом Моисею на горе: Евр.8:5. Под самым же «небесным» апостол разумеет царство Христово, именуемое небесным, хотя и пребывающее среди людей, сообщающее им все духовные благословения и преобразующее их от славы в славу: Флп.3:21. Это царство, иначе называемое Церковью, имеет потребность в очищении ради немощи вступающих в него: Еф.5:25–27.

27) О свободе христианской

Ин.8:32–34. «И познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: «сделаетесь свободными»? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха».

Объясн. «Познаете истину», т.е. Христа: Ин.14:6, «и истина сделает вас свободными» от рабства греху: Рим.6:17, хотя полной свободы от греха на земле не достигается: Рим.7:18–24. Стало быть, здесь разумеется не та свобода, которую обещают находящиеся в заблуждении: 2Пет.2:18–19, а свобода евангельская: Гал.5:13; 1Пет.2:16.

Ин.8:36. «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете».

Объясн. Очевидно, слово «Сын» относится здесь к Самому Христу, имеющему власть освободить от рабства греха: Гал.3:13; Ин.14:21. Христос Своей смертью снял со всех иго греха и сделал свободными от него верующих и исполняющих заповеди Его: Рим.8:3. Неверующие или верующие, но искажающие учение Христово, снова подпадают под иго рабства греха: Евр.6:4–6:10:29.

2Кор.3:17. «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода».

Объясн. Апостол говорит здесь о свободе христиан от прообразовательного Моисеева закона, например: от обрезания, кровавых жертв, новомесячий, суббот и прочего: Евр.7:18; Деян.15:24–28, и вовсе не говорит о свободе от постов, которые освятили своими примерами Христос и апостолы: Лк.4:1–2; Деян.13:1–3. Свобода дарована нам не для угождения плоти, но любовью служить друг другу.

Гал.5:1:13. «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства...

К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу».

Объясн. Апостол и здесь говорит о свободе христиан от прообразовательного Моисеева закона: Кол.2:10–12; Евр.10:4–9, но ни слова не говорит здесь об освобождении, например, от постов, освящённых примерами Христа: Мф.4:2:6:16–18, и апостолов: 2Кор.6:4–5. Возвещая свободу, апостол разумеет свободу от закона Моисеева, и эту свободу основывает на подчинении иному высшему закону – закону жизни во Христе, и на соучастии в страданиях Его, чрез распятие плоти со страстями и похотями: ст.24.

28) О христианской надежде

Евр.13:5. «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя» (Нав.1:5).

Объясн. «Не оставлю тебя и не покину тебя» (Нав.1:5), – сказал Сам Бог, хотя и чрез другое лицо, именно чрез святого пророка Давида: 1Пар.18:20. Слова Богоносных мужей, которым Бог открывал волю Свою, мы справедливо считаем словесами Божиими, и потому мы должны вполне надеяться, что Бог не покинет нас: Ин.16:28:17:13; Мф.7:7.

29) О радостях христианина

Ин.16:22. «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас».

Объясн. Здесь разумеется и радость учеников о воскресении Христа, имевшая место во время явлений Воскресшего: Ин.20:20, и радость о соединении с Ним: Ин.14:23, особенно чрез таинство Плоти и Крови: Ин.6:51:56, и тогда, и особенно по смерти, для истинных последователей Христа не будет притчи, не будет гадания: 1Кор.13:12:2:9–10:31.

30) О радостях земных

Иак.4:9. «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль».

Объясн. Не всегда христианину повелевается сокрушаться, плакать, но и радоваться с радующимися: Рим.12:15; 1Кор.12:26; а духовная радость, как и молитва, должна быть непрестанной: 1Фес.5:16–18.

31) О духовной смерти

1Ин.3:14. «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев, не любящий брата пребывает в смерти».

Объясн. «Мы перешли из смерти в жизнь»: это тоже изречение Самого Господа, повторяемое здесь Иоанном: Ин.5:24; Господь говорит в этом месте Евангелия о воскресении и суде: Ин.5:21–30, и именно о духовном воскресении и суде в настоящей жизни; такое воскресение состоит в том, что человек, погрязший во грехе, как бы умирает духовно, а потом, очистившись от греха покаянием и слезами, как бы вновь восстаёт из мёртвых: Еф.5:14.

32) О богатстве

Мф.13:22. «А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно».

Объясн. Подлежат осуждению богачи, которые безрассудно живут: Лк.16:19–21, презирают и притесняют бедных: Иак.2:6, удерживают у работников плату: Иак.5:4; но не осуждаются такие богачи, как Иосиф из Аримафеи: Мф.27:57, или знатные женщины, служившие имением Своим Господу и апостолам: Лк.8:3.

Мк.4:19. «Но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода».

Объясн. Здесь осуждается обольщение богатством: Мф.13:22, любостяжание: Лк.12:15, и не в Бога богатение: Лк.12:21. Доброе употребление богатства восхваляется: Лк.16:8–9.

Мк.10:23–25. «И посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие».

Объясн. Человекам невозможно, но не Богу; ибо всё возможно Богу: Мк.10:27. Ему возможно и богатого привести к покаянию: Лк.8:3, и за доброе употребление неправедного богатства похвалить: Лк.16:8–9.

Лк.6:24. «Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили своё утешение».

Объясн. Господь возвестил горе богатым не за то, что они богаты, а за то, что они только в богатстве находят свою утеху и отраду: Лк.16:19; и неправедное богатство при добром употреблении может принести пользу: Лк.16:9; конечно, самое высшее богатство – это сокровища небесные: Мф.6:19–20.

Лк.12:15–16. «При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле...».

Объясн. Эта речь Господа направлена против любостяжания. Дурно собирать сокровища, но только для одного себя, а богатеть для Бога не зазорно: Лк.12:21; 1Тим.6:17–18. Доброе употребление богатства похвально: Лк.8:3:19:8–9.

Лк.16:19:25. «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно...

Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе своё в жизни твоей, а Лазарь злое».

Объясн. Притча о богатом и Лазаре заключает в себе осуждение не богатства, а беспечного веселья, в котором богатый забывает о нуждающихся собратьях своих и не заботится о вечном крове. Не богатство само по себе гибельно, а злоупотребление им (ст.19): Лк.8:3:19:8.

Иак.2:6. «А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?»

Объясн. Было бы несправедливо здесь видеть безусловное осуждение богатых и богатства: 1Тим.6:6:17; Мф.27:57; осуждается здесь не само богатство, которое может и пользу приносить: Лк.8:2–3, а неправильное приобретение и пользование им: Иак.5:4; Лк.16:19–21.

Иак.5:1–3. «Послушайте, вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих (на вас). Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни».

Объясн. Здесь содержится обличение и осуждение богатых, но не всех и не всяких, ибо и из числа их могут быть люди праведные, служащие Господу своим имением: Лк.8:2–3; Мф.27:57; ни Христос, ни Его апостолы не проповедовали равенства между людьми по имуществу и не осуждали богатства безусловно. Подлежит осуждению обольщение богатством: Мф.13:22, любостяжание, словом, когда люди не в Бога богатеют: Лк.12:15:21, Богачи, для которых нет ничего дорогого, кроме их золота, поистине стоят строгого осуждения: Лк.6:24–25.

33) О правах на собственность

Лк.14:33. «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником».

Объясн. Смысл этих слов такой: человек ради жизни вечной должен жертвовать всеми временными земными благами: Мф.13:44; так и поступал апостол Павел: Флп.3:7–8; но можно было угождать Господу и служением от имения своего: Лк.8:3:19:8–9.

Деян.2:44–45. «Все же верующие были вместе и имели всё общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого».

Объясн. То, что возможно было для первого, малого ещё христианского общества, невозможно теперь для многомиллионного общества христиан, при этом здесь не безусловно обязательна заповедь об имущественном равенстве, были и тогда следовавшие за Христом, не отрекаясь совершенно от своего имения: Лк.8:2–3, и Закхей не всё, а только половину обещал раздать нищим: Лк.19:8–9.

34) О равенстве

Ин.13:14. «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу».

Объясн. И в Православной Церкви совершается обряд омовения ног. В апостольской истории на этот обряд указывается нам, как на один из видов гостеприимства: 1Тим.5:10, на тайной вечере Христос самым делом учил смирению, как, например, учил Он неоднократно и словами: Мф.20:26–27; тогда как из других мест Писания видим: 1Кор.7:20; 2Тим.2:20, самоотверженной службой на пользу ближних служат и пастыри Православной Церкви.

1Кор.7:20. «Каждый оставайся в там звании, в котором призван».

Объясн. Под званием апостол здесь разумеет различные положения в обществе. Этих положений он не уравнивает, различий между ними не уничтожает: ст.21–24; Еф.4:1. Обратившись ко Христу, господин может продолжать быть таковым, раб пусть продолжает подчиняться господину, римский гражданин пусть пользуется исключительным правом неприкосновенности: Деян.16:37:22:25–29.

Тит.2:9. «Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всём, не прекословить».

Объясн. Этими словами доказывается то, что христианство не предписывает всеобщего равенства и не уничтожает различия между властителями и подвластными, рабами и господами, высшими и низшими. Оно вводит равенство только о Христе Иисусе: Гал.3:28, т.е. равенство в отношении обязанностей ко Христу, в Которого все должны одинаково веровать, и в отношении надежды на спасение, которое всем одинаково от Христа подаётся. В Церкви же, как и гражданском общежитии, должны быть разные степени служения: 2Тим.2:20–21; Рим.13:1–8.

35) Об имущественном равенстве

Деян.2:44–45. См. объяснение выше, под заголовком «О правах на собственность».

Деян.4:32:36–37. «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Так Иосия, прозванный от апостолов Варнавою, – что значит: «сын утешения», – левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав её, принёс деньги и положил к ногам апостолов».

Объясн. От избытка любви у первых христиан происходило то, что на свою собственность каждый смотрел как на общее достояние, тем не менее это достояние раздавалось «по нужде каждого»: Деян.2:45. Но к этому никто не был принуждаем, все так поступали потому, что так чувствовали и желали; читай, что говорил апостол Пётр Анании и Сапфире: Деян.5:4; или: Лк.8:2–3.

36) О раздаче имения

Мф.19:21. «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мной».

Объясн. Раздача имения не есть единственное условие для получения Царства Небесного, необходимы ещё любовь: 1Кор.13:1–3, и скромность в раздаче имения: Мф.6:1–2; можно и при богатстве угодить Господу: Лк.8:2–3:19:8–9.

Лк.11:17. «Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падёт».

Объясн. Эти слова относятся к тем, кто отделил себя от единства веры: Иуд.1:19, и вопреки призыва Христа Спасителя: Ин.17:20–21, и апостольского учения: 1Кор.12:12; Еф.4:5, отпали от Церкви Христовой, запутавшись в собственных заблуждениях: Евр.6:4–6; 2Пет.2:20–22. К разделу же имущественному притча эта не относится.

37) О смирении

Мф.12:18. «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя; положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд».

Объясн. Эти пророческие слова Исаии (Ис.42:1) относятся не к обыкновенному смертному человеку, а к Мессии: так как Он, благоволив себя умалить до раба: ср. Флп.2:7, исполнил поручение Бога Отца: Ин.17:4. Истинное смирение возвышает и людей смертных: Пс.146:6; Сир.3:18, но против ложного и лицемерного смиренномудрия предостерегает апостол: Кол.2:18.

38) Об истинных подвижниках

Евр.13:13. «Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание».

Объясн. Истинные соратники и сподвижники Христовы должны бывают на самом деле находиться вне стана (суетного мира), словно бы на военном положении, всегда готовые к ополчению против врагов тьмы века сего, духов злобы поднебесных: Еф.6:11–17.

39) О христианском терпении

Евр.12:2. «Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел Крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия».

Объясн. Христос, после Своих страданий и крестной смерти, воскрес из мёртвых и вознёсся на небо, как и в другом месте говорит апостол: Флп.2:8–11. И мы, если только будем по вере в Иисуса Христа терпеливо переносить свои страдания и скорби, удостоимся величайших наград за подвиги: 1Кор.2:9.

40) О мире внутреннем и внешнем

Ин.14:27. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается».

Объясн. Мир понимается здесь в смысле внутреннего в человеке умиротворения, а не внешнего: Рим.14:17; Флп.4:7; о мире с внешней стороны ученикам Своим Христос сказал: «в мире будете иметь скорбь»: Ин.16:33, а в другом месте Господь ещё сильнее высказал о предстоящих скорбях исповедников учения Его: Мф.10:32–36:24:5–9.

41) О бодрствовании

1Ин.3:6. «Всякий, пребывающий в Нём, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его».

Объясн. Кто согрешает, т.е. пребывает, коснеет во грехе, тот не видел и не познал Его (Христа). Под видением разумеется здесь созерцание очами веры, которая при этом находит опору и помощь в чувственном созерцании священных изображений Христа. Но это не значит, чтобы христианин, даже истинный, не мог согрешать, совершать отдельные грехи: 1Ин.1:8; Еккл.7:20. Посему вся жизнь христианина протекает в борьбе с грехом, в падениях и восстаниях, и благодатное очищение (1Ин.1:9) и утверждение требуется для него постоянно: 1Пет.5:8; Мк.13:37.

1Фес.4:10–11.«Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать своё дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам».

Объясн. Здесь обличение для тех, которые, вообразивши, что наступило царство антихриста или что приблизилось славное пришествие (второе) Христово, сами не хотят заниматься житейскими делами, бросают дома, предаются бездействию и других соблазняют к тому же: 2Фес.2:1–3; Мф.24:4–5. Не в праздности, но в труде, какой указан кому Господом, должен застать нас день Господень: Мф.25:13–14; Мк.13:33–34.

1Фес.5:8–10. «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения чрез Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним».

Объясн. Напоминание о бдении и трезвенном внимании привело на мысль для сравнения военную стражу – вооружение; такое сравнение особенно любил часто употреблять апостол: 2Кор.10:4; Рим.6:13:13:12; Еф.6:11. Да и Сам Господь нередко призывал к бодрствованию: Мк.13:33; Мф.24:42.


Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений / Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. "Свет", 1910. - XII, 704 с.

Комментарии для сайта Cackle