Источник

О чтении Священного Писания

I. Православное учение о чтении священного Писания

Изъяснение св. Писания есть преимущественная обязанность лиц, нарочито поставленных, однако, читать св. Писание полезно и необходимо каждому для собственного спасения и назидания. Для уяснения непонятных мест, мы должны обращаться к руководству и наставлению тех людей, которым открыто это Самим Господом, и которые для вразумления нашего поставлены (см. Толков, св. Пис.). При чтении Библии мы обязательно должны руководствоваться правильными приемами. Следующие приемы для отыскания истинного смысла текста показаны нам Самим Господом и св. апостолами: 1) Необходимо понять каждое слово текста в его точном смысле, так как одно и то же слово может иметь различные значения (см. Гал. 3:16; Еф. 4:8–9; Евр. 12:26–27. 2) Необходимо рассматривать данное место в общем ходе и последовательности речи (контекст) св. писателя (см. Евр. 10:3–10). 3) Для выяснения данного места сделать подбор однозначащих мест св. Писания (см. Рим. 15:8–12, 3:9–18. 4) Сделать сопоставление с данным местом мест, по содержанию родственных или противоположных (см. Евр. 1:13–14). 5) Необходима бывает историческая справка (см. Деян. 2:24–35, 13:34–37). 6) Исторические сказания обязательно понимать в буквальном значении (см. Мк. 2:25–26); притчи понимать непременно в смысле переносном (см. Мф. 13:18–23. 36–43).

Итак, для разумения истинного смысла св. Писания, необходимо основательное знание всего св. Писания и всего божественного учения. При самостоятельном чтении св. текста, для избежания ошибки, обязательно проверять свое понимание объяснениями людей, от Господа поставленных (см. 1Кор. 8:2. 10:12); если же чего-нибудь из слова Божия человек не разумеет, то «пусть не разумеет» (1Кор. 14:37–38), потому что он совсем не должен браться за то, что выше его разумения и сил. (Сир. 3:21–24. Ср. 38:24–25).

II. Основания для православного учения о чтении священного Писания

Читать св. Писание полезно и необходимо каждому для собственного назидания:

Мф. 22: 29. Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией.

2 Пет. 1: 19. И притом мы имеем вернейшее пророческое слово, и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, пока не начнет рассветать день, и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших.

Кол. 4:16. Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви, а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы.

1 Фес. 5:27. Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям.

При чтении св. текста, для избежания ошибок, должно обязательно проверять свое понимание объяснениями люда поставленных:

1 Кор. 8:2. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.

1Кор. 10: 12. Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.

Если же чего-нибудь из Писания человек не разумеет, «пусть не разумеет» (1Кор. 14:37–38). Ибо он совсем не должен браться за то, что выше его сил и разумения:

Сир. 3:21–24. Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того но испытывай.

Сир. 38:24. Мудрость книжная приобретается в благоприятное время досуга, и кто мало имеет своих занятий, может приобресть мудрость.

25. Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом и хвалится бичем, гоняет волов и занят работами их, и которого разговор только о молодых волах.

III. Для миссионерской полемики с сектантами о чтении священного Писания


Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование
I
Иак. 1:5. Если же у кого из вас недостанет мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков: и дастся ему. Примеч . Этим текстом сектанты отвергают руководство церкви при чтении св. Писания. Здесь говорится о той мудрости, которая есть разумение свящ. Писания, а так как не всем свойственно разумение, то слово Божие говорит: 1Кор. 14:38. Сир. 3:21 – 24:2. Пет. 3:16; необходимая же мудрость для каждого христианина должна быть та, которая есть доброе поведение, скромность: Иак.3:13. Иисус Христос, изобразивши неверие современных иудеев в божественное посланничество Его, как Сына Божия, говорит: и оправдана премудрость чадами ея (Мф. 11:19); из этого видно, что своим неверием иудеи ясно показали, какою ложною мудростью они владеют; и сектантам надо помнить, что есть ложная мудрость, ничтожная пред Богом: 1Кор. 1:25. 1Кор. 14:38. А кто но разумеет, пусть не разумеет. Сир. 3:21–24. Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай. Сравн. 2. Пет. 3:16. Иак. 3:13. Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрой кротостью. 1Кор. 1:25. Немудрое Божие премудрее человеков и немощное Божие сильнее человеков.
II
1Кор. 4:6. Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим. Примеч . Здесь сектанты находят для себя основание отвергать науку, могущую способствовать уразумению свящ. Писания. В этом месте Апостол нисколько не запрещает христианам пользоваться мудростью из разных наук, помимо сказанного в св. Писании, а предостерегает только от пересудов и сплетней, чтобы люди «не превозносились один перед другим». Своим примером ап. Павел, напротив, научает нас благоразумно пользоваться незаписанными в св. Писании мудрыми изречениями и сведениями: 1Фес. 5:21, и даже приводит слова языческих писателей: Арата – Деян. 17:28, и Эпименида – Тит. 1:12 а ап. Петр для выяснения предметов веры употребляет иногда простые житейские пословицы: 2Пет. 2:22. 1. Фес. 5:.21. Все испытывайте, хорошего держитесь. Деян. 17:28. Ибо мы Им живем, и движемся, и существуем, как и некоторые из наших стихотворцев говорили: мы Его и род. Тит. 1:12. Из них же самих один стихотворец сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые». 2Пет. 2:22. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается в свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.
III
2Кор. 3:14. Но умы их ослеплены; ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. 15.Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; 16.но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Примеч . Эти слова сектанты относят к православным христианам. Здесь говорится о том ослеплении ума и сердца «сынов Израиля», которое, при чтении ими Ветхого Завета, закрывало для них соответствие ветхозаветных пророчеств с событиями из жизни Господа Иисуса Христа: Лк. 24:25–27. Таким образом, ст. 16 совсем не выражает сектантской мысли, будто всякому обращающемуся к Господу открывается полный и истинный смысл св. Писания. (Сравн. 1Кор. 14:38, Сир. 38:24–23). Лк. 24:25. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! 27. И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.
IV
Иак. 1:18. Восхотев родил Он нас словом истины, чтоб нам быть некоторым начатком Его созданий. Еф. 1:13. В Нем и вы, услышав слово, истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом. Примеч . На основании сих текстов, сектанты утверждают, что они чрез чтение свящ. Писания возрождены настолько, что не имеют нужды, чтобы кто их учил. В словах ап. Иакова совсем не содержится той мысли, что чрез одно чтение св. Писания можно возродиться к жизни вечной. В дальнейших стихах той же главы, апостол пишет–ст. 22–25, что читаемое слово нужно исполнить и только исполнитель этого слова будет блажен в своем действовании. Евнух царицы Кандакии (Деян. 8:21–39), с благоговением читал св. Писание; однако Духом Святым он был запечатлен только тогда, когда ему диакон Филипп растолковал читаемое и крестил его в воде. Текст из Еф. 1:13 нужно рассматривать в связи с другими словами того же послания, напр., 4:30, а затем и вообще с учением ап. Павла о возрождении: Рим. 6:4. Тогда ясно будет видно, что запечатление Святым Духом подастся в таинстве крещения («в день искупления»). Иак. 1:22. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. 25. Кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действоваиии. Еф. 4:30. Не оскорбляйте Святого Духа Божия, которым вы запечатлены в день искупления. Рим. 6:4. Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых словом Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.


Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений / Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссион. обозрение", 1904. - [2], XIV, 336 с.

Комментарии для сайта Cackle