святитель Иоанн Златоуст

Глава 47

1–5. «Сойди и сядь на прах» (Ис.47:1). А прочие говорят: «на землю». «Девица, дочь Вавилона». Смотри: пророк повелевает властно, чтобы научить нас великому. Это не пророчество, но повеление Божие. «Престола нет, дочь Халдеев, и вперед не будут называть тебя нежною и роскошною». Смотри: изнеженные женщины стали жалкими и изгнанными из царства. «Возьми жернова и мели муку» (Ис.47:2): они перешли от царства к жерновам, в невыносимый и весьма тяжелый плен. «Сними покрывало твое, открый седины» (слов «открый седины» в русском переводе нет). Ужели ты не пожалеешь и старости? Ужели ты не почтишь даже и седых волос? «Подбери подол, открой голени, переходи через реки: откроется нагота твоя, и даже виден будет стыд твой. Совершу мщение и не пощажу никого» (Ис.47:2, 3); а другие говорят: «совершится мщение, – Я отомщу за тебя».

6–15. «Я прогневался на народ Мой, уничижил наследие Мое и предал их в руки твои; а ты не оказала им милосердия, на старца налагала крайне тяжкое иго твое. И ты говорила: «вечно буду госпожею"" (Ис.47:6, 7). Видишь ли причину наказаний? Своею ли силою ты победила их? «Предал их в руки твои», а ты не пощадила, не пожалела даже старцев, – ты сказала, что будешь владычествовать над ними во веки веков. Видишь ли, что даже и тех, которых предает нам Бог, должно наказывать с милостью? «А не представляла того в уме твоем, не помышляла, что будет после». Нет ничего хуже человека, который забывает о своей природе. «Но ныне выслушай это, изнеженная, живущая беспечно, говорящая в сердце своем: «я, – и другой подобной мне нет..."" (Ис.47:8). Это пророк говорит, чтобы показать тебе, что человеческие перемены происходят не по мысли людей, так как, спустя немного дней, ты будешь схвачена, и внезапно будут воевать против тебя те, на которых ты надеялась. «Но внезапно, в один день, придет к тебе то и другое, потеря детей и вдовство» (Ис.47:9). Смотри: пророк показывает, что внезапно от Бога произойдет тот гнев и с неба наказание. «В полной мере придут они на тебя, несмотря на множество чародейств твоих и на великую силу волшебств твоих». Увы, велика же сила их! Они не только не могут познать предсказанного, но даже не могут противостоять познанным предсказаниям иных, и ничего не могут предпринять. Бороться против предсказанного есть не что иное, как сильно надеяться на свою доблесть и презирать слабость борющихся. О людях ли только я говорю это? Никак; но если подвигнутся и преисподние силы, то и они не смогут причинить никакого вреда.

«Я, и никто кроме меня» (Ис.47:10). Смотри: хотя бы то, что есть (само по себе) человеческое, было уготовано и хорошо расположено, тем не менее, если не приходит счастье с неба, то таковое приготовление не приносит никакой пользы, а делается даже бесчестием и срамом для приготовляющих. Поистине это служит признаком стыда, так как они надеются на тех, от которых не найдут никакой помощи. Так как, говорит, ты пребываешь гордою в своем уме, то «придет на тебя бедствие: ты не узнаешь, откуда оно поднимется; и нападет на тебя беда, которой ты не в силах будешь отвратить, и внезапно придет на тебя пагуба, о которой ты и не думаешь» (Ис.47:11). Видишь ли, Он всегда показывает неожиданное? Удивительно же то, что Он гораздо раньше предсказывает и не совершает в действительности предсказания, так что люди думают, что Он не может совершить своих угроз; но потом Он исполняет предсказанное неожиданно и внезапно. Им всегда следовало ожидать. Но хотя Он и удерживал гнев, однако это не принесло никакой пользы. Пощадивший ниневитян мог пощадить и их. «Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей» (Ис.47:12). Ассириянин порицал иудеев, говоря: где есть Бог ваш, Который может помочь вам? Но он говорил так напрасно: Бог даровал им помощь и отомстил за них.

«Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе» (Ис.47:13). Акила говорит: «осветители неба»; а иные говорят: «наблюдатели небес, которые смотрят на небесные звезды». Чтобы кто-либо не сказал, что астрологи могут предсказывать будущее, пророк говорит: они не возвестили тебе ничего иного, кроме тоски, которой подвержены они сами, постоянно наблюдая звезды и будучи бессильны знать что-либо. «Вот они, как солома: огонь сожег их, – не избавили души своей от пламени» (Ис.47:14). Они не только будут бесполезны тебе, но даже и сами погибнут. «Такими стали для тебя те, с которыми ты трудилась, с которыми вела торговлю от юности твоей. Каждый побрел в свою сторону; никто не спасает тебя» (Ис.47:15). Каждый, говорит, будет наказан по грехам своим. Каким же образом ты сможешь освободиться от этого?


Вам может быть интересно:

1. Толкование на пророка Иеремию – Глава III святитель Иоанн Златоуст

2. Книга пророка Исаии – Глава 43 преподобный Ефрем Сирин

3. Толкование на пророка Исаию – Книга четвертая святитель Кирилл Александрийский

4. Толкование на пророка Малахию – Глава II преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

5. Толкование на пророка Захарию – Глава 4 блаженный Феодорит Кирский

6. Толкование на книгу святого пророка Михея – Глава 7 епископ Палладий (Пьянков)

7. Толкование на книгу пророка Исаии – Глава 47 профессор Александр Павлович Лопухин

8. Книга пророка Исаии – Глава 5 профессор Павел Александрович Юнгеров

9. Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами – Толкование на Апостол из второго послания Апостола Павла к Коринфянам, читаемый в пятнадцатую неделю по Пятидесятнице (2Кор.4:6–15) архиепископ Никифор (Феотокис)

10. Толкование на паримии из новозаветных книг – Паримия из книги Деяний Апостольских в день памяти св. Апостола Матфия. (9 августа, Деян. I, 15–26.) епископ Виссарион (Нечаев)

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс