святитель Иоанн Златоуст

Толкование на пророка Исайю

Глава 60

1–18. «Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою» (Ис.60:1). Акила и другие говорят: «восстань и просветись». Какую благодать показывает это повеление? Если свет уже пришел, то нужно ли, чтобы просвещались все, – желают они или не желают? Не так: подобно тому, как солнечный свет освещает не только вследствие своих лучей, но и вследствие здорового состояния глаз, так необходимо, чтобы находились люди, которые бы получали благодать того света, и не удаляли ее от себя. При обилии благ, мы предаемся лености и делаемся недостойными даров. Чтобы этого не происходило, пророк прежде увещевает нас к тому, чтобы мы сделались достойными принять таковой свет, потому он и повторяет: «Светися, светися, яко прииде твой свет». Здесь пророк говорит о свете знания, и нет ничего драгоценнее того света, который дает радость и удерживает от печали. «И слава Господня взошла над тобою». Смотри, о каком свете говорит пророк: он говорит о том свете, с которым соединяется слава Божия. Славою Божиею пользуется именно тот, кто ведет жизнь в правильном порядке, одаренную добродетелями. Зачем он не сказал: происходит, но: "взошла"? Затем, чтобы показать будущее обновление их. Слава Господня, которая была у них и прежде, отступила; теперь же она должна явиться вновь, так чтобы они подверглись или наказаниям, или наградам.

«Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою» (Ис.60:2). Когда воссияет этот свет, то нужно, чтобы им просветились все и повсюду. А те явления (тьма и мрак) будут происходить не по необходимости, или насилию, но будут добровольными. «И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию» (Ис.60:3). Видишь ли превосходное действие света? Он прекрасен и просвещает царей. «Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут» (Ис.60:4). Все, что возвещено в этой главе, было обетованиями, которые должны были исполниться после возвращения из плена; если же что не исполнилось, то это совершилось по причине их недостоинства. Некоторые понимают это относительно Церкви, а прочие относительно воскресения. «Ибо во гневе Моем Я поражал тебя» (Ис.60:10), т.е.: ты был пленником не по причине Моей слабости. Потому, если дело обстоит таким образом, Он может освободить тебя, как и сказал: «но в благоволении Моем буду милостив к тебе», но не за твою добродетель. Ты подвергся наказаниям за твои грехи, и милость произошла не из твоей добродетели. «И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью» (Ис.60:11). Это сказано относительно народа, остававшегося вне веры, чтобы такими словами увещевать его к возвращению. На самом же деле это исполнилось в Церкви, так как врата ее открыты всегда, и никогда не затворяются.

19–22. «Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны – светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется» (Ис.60:19, 20). Каким же образом «не будет уже солнце служить тебе светом дневным» и вместе с тем «не зайдет уже солнце твое»? Каким образом «и сияние луны – светить тебе», а потом: «и луна твоя не сокроется»? Не оскудеет свет светил, но он будет светить не так, как будет светить Господь; свет светил освещает на время только тело, а свет Бога освещает как тело, так и душу. Видишь ли чудеса? Бог показывает благодеяния, которые Он намерен даровать народу после возвращения из плена, и вместе с тем предсказывает, что Он дарует в Новом Завете великую благодать, потому что не только будет светить свет светил, но гораздо лучше: свет Божий будет просвещать умы и помышления, – тот свет, от которого народ намерен был отступить. Отсюда же открывается и то, что Он обещает им (иудеям) не духовные дары, но золото, серебро, медь, железо, овнов наваиофских, кипарисы, лавры. Итак, иудей, обрати внимание и не надейся ни на что иное, кроме благ телесных. Хотя свет луны или солнца иногда иссякает, однако это происходит не от их природы, но от грехов, которые народ навлек на них. Потому Бог и говорит: будете ходить во свете светил без страха; а потом: всяка печаль отнимется от тебя. «И окончатся дни сетования твоего». Здесь пророк говорит также о внезапной смерти, которой больше не будет. «И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю» (Ис.60:21). А это не Бог совершил, а совершили они сами, – Бог привлекал их на небо, а они отпали, по своей негодности. «Отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему». Мне, говорит, угодно, чтобы то, что Я насадил, пребывало для Моей славы. «От малого произойдет тысяча, и от самого слабого – сильный народ» (Ис.60:22).


Комментарии для сайта Cackle