преподобный Исаак Сирин Ниневийский

Душа

Душа. Раздражительная и вожделевательная часть души (сл. 2, стр. 12; сл. 4, стр. 20). – Удаление души от мipa и безмолвие ея естественно побуждают ее к познанию Божиих тварей, а отсюда – возносится она к Богу (сл. 3, стр. 17). – Что приводит человека к усмотрению естества души и естественных помыслов? (сл. 3, стр. 17). – Душа по природе безстрастна (сл. 3, стр. 18). – Что такое естество души? (сл. 3, стр. 18). – Связь души с телом (сл. 3, стр. 19). – Что такое – состояниe души: естественное, противоестественное и сверхестественное? (сл. 4, стр. 19). – Похоть и раздражительность свойственны душе и без телеснаго естества (сл. 4, стр. 20). – Здравие души есть добродетель, а недуг души – страсти (сл. 4, стр. 20). – Взаимныя отношения между душою и телом (сл. 4, стр. 21–23). – Душа, возвысившаяся над попечением о теле, вся цветет духом (сл. 4, стр. 23). – И при высоком духовном устроении своем – душа не воспрещает телу помнить о свойственном ему (сл. 4, стр. 23). – Чего удостоивается чистый душою? (сл. 8, стр. 39). – Души, пока осквернены и омрачены, не могут видеть ни друг друга, ни себя самих (сл. 17, стр. 69). – По очищении от страстей душа человеческая может видеть и души других, и далеко отстоящее (сл. 17, стр. 69–70). – Каким образом человеческая природа может видеть естество безплотных? (сл. 18, стр. 71–72). – Что значит: погубить душу свою ради Господа? (сл. 21, стр. 84). – Безмолвие есть начало очищения души (сл. 21, стр. 91–92). – Какие признаки духовнаго плода в душе? (сл. 21, стр. 92–93). Что значит воскресение души, о котором говорит Ап. Павел? (сл. 21, стр. 94). – Как действуют на душу три степени ведения? (сл. 28, стр. 129–130). – Непрестанное изучение Писания – свет для души (сл. 30, стр. 133). – В чем душа уподобляется кораблю и воинству? (сл. 38, стр. 164). – Крепость души изведывается в победе над страстями, ратующими приражением помыслов (сл. 45, стр. 191). – Если душа не сдружится со страстями помышлением о них, то они не могут возобладать над духовными чувствами ея (сл. 48, стр. 211). – Как действует на душу смирение, и как – возношение? (сл. 48, стр. 211). – Без чистоты от страстей душа не врачуется от недугов греха (сл. 54, стр. 240). – Что бывает с человеком, когда достигнет он очищения, т. е. здравия души? (сл. 54,стр. 240–241; сл. 55, стр. 254). – Что врачества – для больного тела, то заповеди – для страстной души (сл. 55, стр. 242). – Чистота и душевное здравие суть царство души, и когда в него входим? (сл. 55, стр. 255). – Не должно просить преждевременно сего царства (сл. 55, стр. 256). – Зло есть недуг души (сл. 55, стр. 258). – Душа, пока болезнует страстями, не может ощущать духовнаго и не умеет вожделевать онаго (сл. 55, стр. 258). – Сокровенное делание заповедей врачует силу души (сл. 55, стр. 258). – В чем состоит законное приобретение здравия души? (сл. 55, стр. 259). – Душа, любящая Бога, в Нем Едином имеет себе упокоение (сл. 56, стр. 276). – Телесное делание предшествует душевному (сл. 56, стр. 276; сл. 85, стр. 410). – Лучше воскресить душу от страстей, чем воскрешать умерших (сл. 56, стр. 281). – Душа, связанная многопопечительностью, не может пребывать в Божественном учении (сл. 56, стр. 285–286). – Бог на пользу душе попустил, чтобы она была доступна страстям (сл. 58, стр. 307). – Какими (тремя) способами разумная душа может приближаться к Богу? (сл. 58, стр. 307). – Какой признак того, что душа приближается к исходу из тьмы? (сл. 58, стр. 316). – Какую пользу получает душа, поучающаяся всегда в памятовании о должном? (сл. 75, стр. 376). – По мере искушений и скорбей душа приемлет дарования от Бога (сл. 78, стр. 387–388). – Очищение души есть освобождение от тайных страстей, возникающих в уме (сл. 81, стр. 396). – От каких причин происходит омрачение души? (сл. 85, стр. 408–409, 411). – Душа скупая лишается премудрости Духа, а милосердная умудряется Духом (сл. 85, стр. 409). – Покой и праздность вредят душе больше демонов (сл. 85, стр. 411). – При упоении души радостью надежды тело не чувствует скорбей, хотя бы оно было и немощно (сл. 85, стр. 412). – Первая мысль, руководящая душу к жизни, есть мысль о смерти (сл. 86, стр. 413). – Бог не оставляет души надолго в омрачении, чтобы не утратила она христианской надежды (сл. 88, стр. 417). – Благодать не вдруг приходит в полноте и вселяется в душе, но постепенно (сл. 88, стр. 418). – Слабыя для подвига души Бог приводит к добродетели невольными скорбями (сл. 91, стр. 433). – Душа скорбящая привлекает к себе Божие человеколюбие (сл. 91, стр. 433).

* * *

*

В основу этого указателя положен указатель, приложенный к творениям св. Исаака Сирин, изданным Оптиной пустынью в 1854 г.

**

*«Слова подвижнические». Репринт. Сергиев Посад. 1911. М.: «Правило веры», 1998


Источник: Слова подвижнические / Исаак Сирин Ниневийский - Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 632 с. / Алфавитный указатель предметов, содержащихся в словах святаго Исаака Сирина. 526-625 с.

Комментарии для сайта Cackle