преподобный Исаак Сирин Ниневийский

Слово 65. О безмолвствующих: когда начинают они понимать, до чего простерлись делами своими в беспредельном море, т. е. в безмолвном житии, и когда могут несколько надеяться, что труды их стали приносить плоды

Скажу тебе нечто, и не сомневайся в этом; не пренебрегай и прочими словами моими, как чем-то маловажным; потому что предавшие мне это – люди правдивые, и я как в этом слове, так и во всех словах моих сказываю тебе истину. Если повесишь себя за вежды очей своих, то, пока не достигнешь чрез это слез, не думай, что достиг уже чего-то в прохождении жизни своей. Ибо доныне миру служит сокровенное твое, т. е. ведешь мирскую жизнь, и Божие дело делаешь внешним человеком, а внутренний человек еще бесплоден; потому что плод его начинается слезами. Когда достигнешь области слез, тогда знай, что ум твой вышел из темницы мира сего, поставил ногу свою на стезю нового века и начал обонять тот чудный новый воздух. И тогда начинает он537 источать слезы, потому что приблизилась болезнь рождения духовного младенца, так как общая всех матерь, благодать, поспешает таинственно породить душе Божественный образ для Света будущего века. А когда наступит время рождения, тогда ум начинает возбуждаться чем-то тамошним538, подобно дыханию, какое младенец почерпает извнутри членов, в которых обыкновенно питается. И поелику не терпит того, что для него еще необычно, то начинает вдруг побуждать тело к воплю, смешанному со сладостью меда. И в какой мере питается внутренний младенец, в такой же бывает приращение слез.

Но сей описанный мной чин слез не тот, какой с промежуткам539 бывает у безмолвствующих; потому что и у всякого, пребывающего в безмолвии с Богом, бывает по временам сие утешение, то – когда он в мысленном созерцании, то – когда занят словами Писаний, то – когда бывает в молитвенном собеседовании. Но я говорю не о сем чине слез, а о том, какой бывает у плачущего непрерывно день и ночь.

Но кто в действительности и точности нашел истину сих образов, тот нашел оное в безмолвии. Ибо очи его уподобляются водному источнику до двух и более лет, а потом приходит он в умирение помыслов; по умирении же помыслов, сколько вмещает отчасти естество, входит в тот покой, о котором сказал святой Павел (см. Евр. 4, 3); а от сего мирного упокоения ум начинает созерцать тайны; ибо тогда Дух Святый начинает открывать ему небесное, и вселяется в него Бог, и воскрешает в нем плод Духа, и оттого, несколько неясно и как бы гадательно, человек ощущает в себе то изменение540, какое должно приять внутреннее естество при обновлении всяческих.

Сие на память себе и всякому, читающему сочинение это, написал я, как постиг из разумения Писаний, из поведанного правдивыми устами, а немногое из собственного опыта, чтобы послужило это мне в помощь по молитвам тех, кому будет сие на пользу; потому что употребил я на это немалый труд.

Но послушай еще, что теперь скажу тебе и чему научился из нелживых уст. Когда входишь в область умирения помыслов, тогда отъемлется у тебя множество слез, и потом приходят к тебе слезы в меру и в надлежащее время. Это есть самая точная истина; короче сказать, так верует вся Церковь.

* * *

537

Ум.

538

Принадлежащим к будущему веку.

539

По временам.

540

Духовное.


Вам может быть интересно:

1. О божественных тайнах и о духовной жизни – Беседа 16. Его же. Об «осенении». преподобный Исаак Сирин Ниневийский

2. Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна – Смирение преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

3. Творения – Слово о скончавшихся отцах преподобный Ефрем Сирин

4. Душеполезные поучения – ПОКОЙ преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

5. Слова – Слово 25 преподобный Симеон Новый Богослов

6. Духовные беседы – Беседа 15: Наше спасение – в нашем единстве преподобный Софроний (Сахаров)

7. Духовный мир преподобного Исаака Сирина – Глава IV. Смирение митрополит Иларион (Алфеев)

8. Путь богопознания. Гносеология святого Исаака Сирина – ЗАКЛЮЧЕНИЕ преподобный Иустин (Попович), Челийский

9. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве – Глава 14. О благоразумии святитель Василий Великий

10. К монаху Агафию – О житии блаженных и злоумии Диавола преподобный Нил Синайский

Комментарии для сайта Cackle