протоиерей Иоанн Бухарев

Толкование на Евангелие от Луки

Глава 10

Зач. 50-е. Послание семидесяти апостолов на проповедь и наставление им.

Читается в пяток 22-й недели по Пятидесятнице и во дни Апостолов.

1. По си́х же яви́ Госпóдь и инех сéдмьдесят, и послá и́х по двемá пред лицéм свои́м во вся́к грáд и место, áможе хотя́ше сáм ити́:

После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти,

По сих (после сего). Это слово у евангелистов обыкновенно составляет переход от одного повествования к другому, нередко без хронологической связи, как, напр., здесь. Инех седмъдесят учеников, т. е. Апостолов, кроме избранных Господом ранее, 12-ти (9:1). Число 70, подобно как и числа 40 и 7, были особенными у Евреев. Так Моисей избрал помощниками себе в управлении народом 70 старейшин (Числ. 11:16–25); синедрион, верховное судилище иудеев составляли 70 членов. Вероятно, по этой причине, сверх 12-ти Господь избрал еще именно 70 Апостолов; а быть может и потому, что, как толкуют некоторые, 70 или лучше 72 составляются из 6, взятых 12 раз, следовательно, Господь избрал сначала по одному Апостолу, а затем по шести на всякое колено народа еврейского. Имена 70-ти Апостолов в точности неизвестны. В святцах именуются они, но там перечисляются вообще Апостольские сотрудники, из которых некоторые обращены гораздо позднее времени, указываемого евангелистом Лукою: Иаков, брат Господень, первый епископ Иерусалимский, Марк и Лука евангелисты, Клеопа, брат Иосифа, обручника Пресвятой Богородицы, Симеоне, сродник Господень, Варнава, бывший спутником апост. Павла и называвшийся прежде Иосия, Иосий, или Иосиф, нарицаемый Варсава, и Иуст, Фаддей, Анания, крестивший апост. Павла, Архидиакон Стефан, первомученик, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен, Тимофей, Тит, Филимон, Онисим, Епафрас, Архипп, Сила, Силуан, Крискент, Крисп, Эпенет, Андроник, Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий, Аристовуль, Иродион, Агав, Руф, Асинкрит, Флегонт, Ерм, Патров, Ермий. Лин, Гаий, Филолог, Лукий, Иасон, Сосипатр, Олимпан, Тертий, Ераст, Куарт, Евод, Онисифор, Климент, Сосфен, Аполлос, Тихик, Епафродит, Карп, Кодрат, Марк, он же и Иоанн, Зина, Аристарх, Пуд, Трофим, Марк, племянник Варнавы, Артема, Акила, Фортунат, Ахаик, Дионисий Ареопагит и Симеон, называемый Нигер. Посла (послал) по два. Это сделал с одной стороны Господь потому, что двоим идти на проповедь и безопаснее и охотнее (Феоф.), с другой стороны потому, что двое могли помогать друг другу советами, взаимными услугами, утешать друг друга в неудачах и испытаниях и т. п. (Мих.). Кроме того и по закону Моисееву (Втор. 19:15) полагалось не менее двух свидетелей для того, чтобы засвидетельствовать истину чего-либо. Пред лицем Своим во всякий град и место и пр. Цель послания 70-ти Апостолов была та, чтобы их проповедию приготовлять иудеев к принятию лично Самого И. Христа и Его учение во время Его путешествия.

Лк.10:2. глагóлаше же к ни́м: жáтва ýбо мнóга, делателей же мáло: моли́теся ýбо Гóсподи́ну жáтве, да изведéт делатели на жáтву свою́. и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

По Матфею, Христос высказал эти слова и при избрании 12-ти Апостолов (9:37–38). В них Господь сравнивает еврейский народ с полем, покрытым спелою жатвою, которое нужно жать (сл. Иоан. 4:35), а жнецов мало, и этим говорит, что многие из сего народа ищут царства Мессии и готовы вступить в него, т. е. уверовать во Христа и сделаться Его учениками; но мало руководителей, приготовленных для этого дела. Следовательно Ему, как Спасителю мира, нужно избрать таких руководителей, каковых Он и избирает в лице Апостолов. Молитеся Господину жатвы и пр., т. е. молитесь Богу, чтобы Он, как благий и всемогущий, содействовал Ему, Спасителю, образовать новых, не в духе фарисейском (о фарисеях читай в объясн. ст. 17, гл. 5) и вообще иудейском, учителей и проповедников о наступлении царства Мессии. Еванг. Матфей говорит, что Господь, посылая Апостолов на проповедь, повелел им идти только к евреям, не повелел ходить к язычникам, а также и к самарянам (ст. 6). Это Господь заповедал потому, что, так как со времени Авраама народ еврейский был избран Богом для сохранения истинной веры на земле, сему народу был обещан Мессия, Христос Спаситель и от сего народа имел Он произойдти и среди него явиться; то прежде всех и должна начаться проповедь у евреев (Иоан 4:22) и затем уже после них у всех других народов (Матф. 28:19. Марк. 19:15). Язычники, это – люди, после столпотворения Вавилонского потерявшие веру в истинного Бога и признававшие за Бога разные, приносившие пользу или вред, твари, напр., солнце, огонь и т. п., прославившихся чем-либо людей, или просто какие выдуманные божества. Назывались эти люди язычниками оттого, что идолопоклонство началось со времени смешения языков, а идолопоклонниками, конечно, от почитания идолов. Самаряне, это был народ, живший в средине еврейской земли или Палестины, между областями Иудеею и Галилеею. Народ этот состоял из смеси иудеев, которые остались здесь от пленения десяти колен Израильского царства Ассирианами, и язычников, которые переселены были из разных областей Ассирийского царства на место отведенных в плен (4Цар. 17:23–24). О самарянах чит. в объясн. 52 ст. 9 гл. Из священных книг самаряне принимали только 5 книг Моисеевых, следовательно не принимали писаний пророков. Господь запретил Апостолам идти с проповедию к язычникам и самарянам еще для того, чтобы иудеи не стали обвинять их, что они входят в общение с людьми недостойными, и чуждаться их самих; а также – жаловаться, что ходили к таким людям (Злат.).

Лк.10:3. Иди́те: сé áз посылáю вы́ я́ко áгнцы посреде волкóв.

Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.

Се Аз посылаю вас, яко агнцы (как агнцев) по Матфею, овец посреде волков. Эти слова по Матфею (10:16) говорил Иисус Христос и 12-ти Апостолам. Тут Он высказывает, что Апостолам во время проповедания придется быть, в таком положении, в каком бывают овцы, окруженные волками, т. е. это значит, что люди неверующие и развращенные будут и ненавидеть, и преследовать их. Но вы – прибавлено у еванг. Матфея – будьте мудры, как змии и просты, как голуби. Эти слова значат следующее: известно, что змеи очень хитры. Особенно много ловкости и хитрости обнаруживают они в виду опасности; напр., так как голова у них составляет самое чувствительное место в теле, они обыкновенно умирают от легкого удара в голову: то при опасности они прежде всего свертываются клубком. Голуби же отличаются простотою, потому обыкновенно служат образом чистоты, невинности и незлобия (Матф. 3:16.) «Мудр, как змия, так толкует слова Спасителя св. Василий великий, тот, кто предлагает учение с осмотрительностию и разумением, как успешнее привести слушателей к благопокорности. А цел (прост), как голуб, тот, кто не держит и в мыслях, чтобы мстить злоумышляющему и оскорбляющему.» Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. Мы не можем не говорить того, что видели и слышали, говорили Апостолы, когда начальники иудейские запрещали им проповедывать о Христе (Деян. 4:20; 5:28–29). Вот образ и кротости голубиной, и мудрости змииной в Апостолах!

Лк.10:4. Не носи́те влагáлища, ни пи́ры, ни сапóг и ни когóже на пути́ целýйте.

Не берите ни мешка, ни сумы́, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.

Не носите влагалища (мешка) и пр. Эти слова Господь тоже говорил и 12-ти Апостолам (3 ст. 10 гл.). В них Иисус Христос внушает Апостолам, чтобы, идя на проповедь, они не брали ничего с собою в запас. Господь указывает (в 7 ст.) и причину, почему не должно делать этого: трудящийся достоин награды, по Матфею (10:10) пропитания. Никого-же на пути целуйте (не приветствуйте). Такое наставление дано было пророком Елисеем Гиезию, ученику и слуге его, когда он посылал его с жезлом своим воскресить отрока (4Цар. 29). Блаж. Феофилакт таким образом объясняет это наставление Христово: «так заповедует Господь Апостолам для того, чтобы они не занимались людскими приветствиями и ласками и чрез то не полагали бы препятствия делу проповеди. Ибо, вероятно, получивший приветствие ответил бы и сам приветствием, а быть может вступил бы и в продолжительный разговор, как обыкновенно делают спутники, особенно на востоке, а потом, как бы уже подружившись, заговорился бы о чем-нибудь еще более, а о слове вознерадел.

Лк.10:5. В óн же áще дóм вни́дете, пéрвее глагóлите: ми́р дóму семý:

Лк.10:6. и áще ýбо бýдет тý сы́н ми́ра, почиет на нéм ми́р вáш: áще ли же ни́, к вáм возврати́тся.

Лк.10:7. В тóм же домý пребывáйте, ядýще и пию́ще, я́же сýть у ни́х: достóин бо éсть делатель мзды́ своея́: не преходи́те из дóму в дóм.

В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.

В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.

Здесь Господь повторяет то, что говорил ранее 12-ти Апостолам (чит. в объясн. 4 и 5 ст. 9 гл.). Ешьте и пейте, хотя бы вы находились и у самарян, с которыми иудеи избегали всякого общения (Иоан. 4:9). Брезгливость такая недостойна истинных последователей Христовых, как проповедников любви и мира.

Лк.10:8. И в óн же áще грáд вхóдите, и приéмлют вы́, яди́те предлагáемая вáм:

9. и исцели́те недýжныя, и́же сýть в нéм, и глагóлите и́м: прибли́жися на вы́ цáрствие Бóжие.

И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.

Исцелите недужные, по еванг. Матфею, больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте (10:8). Это значит, что Иисус Христос дает Апостолам, проповедникам Своего Евангелия, силу творить чудеса. Как Сам Он соединял проповедь с чудотворениями для того, чтобы лучше веровали в Него, как Божественного Посланника; так для сей цели Он дал чудотворную силу и Апостолам. Чит. в объяснении 1 и 2 ст. 9 главы. Приближися на вы (приблизилось к вам) Царствие Божие. О царствии чит. в объясн. 43 ст. 4 гл.

Лк.10:10. И в óн же áще грáд вхóдите, и не приéмлют вáс, изшéдше на распýтия егó, рцы́те:

Лк.10:11. и прáх прилепший нáм от грáда вáшего, оттрясáем вáм. Обáче сиé ведите, я́ко прибли́жися на вы́ цáрствие Бóжие.

Лк.10:12. Глагóлю вáм, я́ко Cодóмляном в дéнь тóй отрáднее бýдет, нéже грáду томý.

Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.

Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.

Здесь Господь говорит 70-ти Апостолам тоже, что говорил ранее 12-ти. Чит. в объясн. 5 ст. 9 гл.

Лк.10:13. Гóре тебе, хорази́не, гóре тебе, Вифсаи́до: я́ко áще в ти́ре и Сидóне бы́ша си́лы бы́ли бы́вшыя в вáю, дрéвле ýбо во врéтищи и пéпеле седя́ще покая́лися бы́ша:

Лк.10:14. обáче ти́ру и Сидóну отрáднее бýдет на суде, нéже вáма.

оре тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись;

но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.

По еванг. Матфею, такие точно слова были высказаны Господом после речи Его к народу об Иоанне, Его Предтече (11:21–23). Хоразин, Вифсаида, это были галилейские города, лежавшие недалеко от Капернаума (Галилея – одна из частей Палестины). Апостолы Андрей, Петр и Филипп происходили из Вифсаиды. Какие именно чудеса явлены были в этих городах, – в Евангелии нигде не сказано: так как о многих из чудес Христовых не сказано в нем, как говорит еванг. Иоанн (20:39). Тир и Сидон, это были древние, богатые и славившиеся морскою торговлею, города Финикии, области, соседней с Иудеею, главною частию Палестины. Жители их отличались роскошью. Господь говорил, что даже привыкшие к роскоши и порочные жители и этих городов покаялись бы и обратились к вере в Бога и Спасителя, если бы в них сотворены были И. Христом такие чудеса, какие Он сотворил в городах Хоразине и Вифсаиде (быша силы были бывшия в вас). Во вретище и пепле. Вретище, это широкая и грубая одежда бедных людей. Ее надевали и богатые в знак печали: при этом еще посыпали голову пеплом или пылью (Иов. 1:21; 2:12). Отраднее будет на суде и дал. Чит. в объясн. 5 ст. 9 гл.

Лк.10:15. И ты́, капернаýме, и́же до небéс вознесы́йся, до áда низведéшися.

И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.

Капернаум, это – небольшой город на северо-западном берегу Галилейского или Геннисаретского, иначе Тивериадского озера или моря. Об этом читай в объясн. 31 ст. 4 гл. До неба вознесыйся (вознесшийся), т. е. возгордившийся, замечтавшийся о своем достоинстве и счастии (Ис. 14:13). Возвысившийся и возгордившийся частию по своему благосостоянию, – богатству и многолюдству, – сравнительно, с благосостоянием окружающих городов, но главным образом потому, что, живя в Галилее, преимущественно в нем пребывал, проповедывал и творил чудеса Иисус Христос (Злат, и Феоф.). До ада снидеши (низвергнешься), т. е. унижен будешь. Слово ад здесь означает не место мучения грешников, как равно и рай – не место блаженства праведников, а унижение, разрушение, как в точности и исполнилось это предсказание: потому что Капернаум был разрушен во время войны иудеев с римлянами. (Мих.). Но это разрушение Капернаума – только временное наказание для его жителей; в день же страшного суда (на суде), они будут наказаны гораздо строже, чем жители города Содома, за то, что не слушали проповеди Христовой и не трогались чудесами Его. У еванг. Матфея (ст. 23) здесь прибавлено то же, что сказано у Луки выше относительно городов Хоразина и Вифсаиды: земле Содомской (содомлянам) отраднее будет в день суда, нежели тебе: ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленныя в тебе, то он остался бы до сего дня.

Зач. 51-е. Возвращение 70 Апостолов и речь Господа по сему случаю.

Читается во дни Апостолов и Ангелов.

Об этом обстоятельстве повествует один евангелист Лука.

Лк.10:16. Слýшаяй вáс, менé слýшает: и отметáяйся вáс, менé отметáется: отметáяйся же менé, отметáется послáвшего мя́.

Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.

Слушающий вас (Апостолов), т. е. слушающий вашу проповедь о царстве Моем и принимающий веру в Меня, Христа, Меня слушает, как равно, и отвергающийся (отметаяйся) вас, Меня отвергается (отметается), потому что вы проповедуете то же самое учение, которое Я проповедую (Слич. Матфея 10:40). А слушающий или отвергающийся Меня, слушает или отвергается Пославшаго Меня, т. е. Бога Отца.

17. Возврати́шася же сéдмьдесят с рáдостию, глагóлюще: Гóсподи, и беси повинýются нáм о и́мени твоéм.

Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.

Возвратились (возвратишася). Непосредственно за посланием 70-ти Апостолов, св. Лука говорит уже об их возвращении, хотя без сомнения между посланием и возвращением был более или менее значительный промежуток времени, и можно также с вероятностию предполагать, что они, посланные в разные города и места, возвратились не все вдруг. Евангелист кратко повествует о сем и совмещает все частности события в одном общем рассказе. (Мих.) И беси повинуются нам о имени Твоем, т. е. именем Твоим мы повелеваем бесам выходить из одержимых ими, и они выходят. Из всей деятельности эта власть изгонять бесов особенно поразила Апостолов, как более наглядное доказательство их апостольства и силы их Учителя, и вот они возвещают о том Господу с радостию (Мих.).

18. Речé же и́м: ви́дех сатанý я́ко мóлнию с небесé спáдша.

Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию;

Видех (Я видел) сатану. Сатана – глава злых духов или князь бесовский (Матф. 12:26). С неба спадша, т. е. побежденного, выражение спасть с неба значит пасть, унизиться, быть побежденным, напр., о Капернауме так сказано Господом: ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься (Матф. 11:23. Сл. Ис. 14:12). Яко (как) молнию. Сияние молнии изображает внезапность, быстроту: как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Матф. 24:27). В этих словах Господь сообщает Апостолам о поражении диавола и низложении его силы. Господь, как Сын Божий, еще до воплощения Своего, видел падение сатаны с некоторыми из ангелов, возмутившихся против Бога – Творца, и сверженных с неба. Это – первое поражение силы бесовской и первая победа царства света над царством тьмы. Падшие Ангелы возобладали было над родом человеческим, вовлекши во грех прародителей Адама и Еву, но Господь затем и воплотился, да низложить силу диавола (1Иоан. 3:8) и освободить людей из-под его власти, – чему Он уже положил начало, когда Сам изгонял бесов из обуреваемых ими людей и даровал таковую силу Своим Апостолам. Полная же победа И. Христа над диаволом совершилась Его крестною смертию и воскресением, которыми Он искупил людей от власти диавола. Со временем, при конце мира, будет последняя, окончательная борьба и победа Христа Спасителя над диаволом и окончательное торжество царства добра над царством зла, и – тогда откроется царство славы (2Сол. 2:1–12. Апок. гл. 19 и 20). Видел – употреблено прошедшее время для выражения несомненной истинности сей победы (Мих.).

Зач. 51-е. (Окончание). Читается в субботу 27-й недели по Пятидесятнице.

Лк.10:19. Сé, даю́ вáм влáсть наступáти на змию́ и на скорпию и на всю́ си́лу врáжию: и ничесóже вáс вреди́т.

се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;

Се, даю вам власть и пр. В этих словах Иисус Христос объясняет Апостолам, почему злые духи повинуются им, – потому что Он, как Господь и победитель злой силы, дает, или, лучше, уже дал и им, как Своим ученикам и сотрудникам, власть над этою злою силою. Змиями и скорпионами, как можно заключить из дальнейших слов: на всю силу вражью, здесь называются злые духи и все вредоносное с их стороны для спасения душ человеческих. Наступать на змей и скорпионов нельзя, чтобы не быть смертельно ужаленными от них; и если Господь дает Апостолам поступать так с ними без вреда, то это значит, что Он дает им особенный чудотворный дар.

Лк.10:20. Обáче о сéм не рáдуйтеся, я́ко дýси вáм повинýются: рáдуйтеся же, я́ко именá вáша напи́сана сýть на небесех.

однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.

Обаче (однакож) о сем не радуйтеся, т. е. меньше радуйтесь: в Свящ. писании нередко полное отрицание употребляется в смысле ограничения (Матф. 6:25–34 и др.). Но больше радуйтесь тому, что (яко) имена ваши написаны на небесах, т. е. что вы получите вечное блаженство на небе; так как вечное спасение дороже всяких чудотворений. Выражение быть записанным заимствовано от записей городских или сельских жителей. Быть записанным на небесах значит быть гражданином небесного царства, т. е. получить царство небесное. В Священ, писании Господь представляется иногда с книгою пред лицем Его, в которой записываются имена и дела верных рабов Его (Исх. 32:32–33. Апок. 3:5 и др. (Мих.).

Лк.10:21. В тóй чáс возрáдовася дýхом Иисýс и речé: исповедаютися, óтче, Гóсподи небесé и земли́, я́ко утаи́л еси́ сия́ от премýдрых и разýмных, и откры́л еси́ тá младéнцем: éй, óтче, я́ко тáко бы́сть благоволéние пред тобóю.

В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.

Славословие И. Христом Бога Отца, как равно и далее, изречение Его о познании Отца и Сына (22 ст.), и ублажение учеников (23–24), передается и еванг. Матфеем; но у сего евангелиста они произнесены при других случаях (11:25–27 и 13:16–17). Это разноречие объясняется или тем, что Господь иногда повторял Свои изречения, или тем, что один из евангелистов поставил их не в хронологическом порядке (Мих.). Утаил ecu сия (сие), т. е. то, что открыто ученикам Христовым – тайны веры Христовой. От премудрых (мудрых) и разумных, т. е от книжников и фарисеев, еврейских ученых, которые по преимуществу считали себя мудрыми и разумными (Иоан. 9:40. Злат. Феоф.), и вообще от всех тех, которые считают себя мудрыми, имея лишь мирскую мудрость. Младенцам, т. е. людям простым, как младенцы, незнакомым с книжною мудростию. Таковы были Апостолы. Им Господь открыл тайны Своей веры, и они приняли эти тайны в простоте своей души и не только сами приняли веру Христову, но и проповедают ее другим; тогда как ученые книжники и фарисеи не только сами не принимают проповеди евангельской, но и препятствуют другим принимать ее, преследуют и самых проповедников. «Утаил – это не значит, чтобы Бог был, но сами люди бывают причиною сего, пишет св. Златоуст. Так сказано в том же смысле, в каком говорит Павел о язычниках: предал их Бог в неискусен ум» (Рим. 1:28). Тако быст благоволение пред Тобою (ибо таково было Твое благоволение), т. е. такова Твоя благая и премудрая воля. Ты ведешь все к лучшему, часто путями, для людей непостижимыми или кажущимися им неправильными. Господь И. Христос, замечает св. Златоуст, произнес свою молитву: исповедаютися (славлю Тебя) и пр. для того, чтобы показать, что фарисеи, не слушая Его, отпадают не только от Него, но и от Бога Отца.

Зач. 52-е. Речь И. Христа о познании Отца и Сына и ублажение Им учеников Своих.

Читается в понедельник 23-й недели по Пятидесятнице.

Лк.10:22. И́ обрáщься ко ученикóм, речé: вся́ мне преданá бы́ша от Отцá моегó: и никтóже весть, ктó éсть Сы́н, тóкмо Отéц: и ктó éсть Отéц, тóкмо Сы́н, и емýже áще хóщет Сы́н откры́ти.

И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

Вся (все) Мне предана быша (предано) от Отца Моего. Это не значит, что Иисус Христос Сын Божий, не имев власти, получил ее; Он, как равный Богу Отцу, и творил мир, и управляет им одинаково с Богом Отцем; но – что управление миром принадлежит Ему, как Ходатаю или Посреднику в искуплении рода человеческого (Еф. 1:20–22), и Он все направляет ко благу святой Своей церкви, доколе не предаст все, преданное Ему царство, опять Богу Отцу (1Кор. 15:24. Мих.). Никто же весть (никто не знает), кто есть Сын, токмо Отец (кроме Отца), т. е. никто не может вполне понять и узнать природы Сына Божия, И. Христа, единства божеского и человеческого естества в Нем и пр. Это знает только Бог Отец. И кто есть Отец, не знает никто, токмо Сын (кроме Сына), т. е. никто, не только человек, но и Ангел не может вполне постигнуть Бога. Кроме Сына, кроме Отца, т. е. вполне знают друг друга только Сами Они, Бог Отец и Бог Сын. Хотя здесь и не говорится о ведении третьего Лица Св. Троицы, Духа Святого, но этим не исключается полное ведение и Им Бога Отца и Бога Сына (Вас. Вел). Ему же аще хощет (кому восхощет) Сын открыть о Боге Отце. Бог Отец вполне открылся человеку в Боге Сыне и чрез Него (Иоан. 14:8–9. Евр. 1:1); но чтобы ему познать Бога Сына, для сего нужно быть способным к тому и достойным того, для этого нужны благоволение и благодать Самого Бога Сына, получаемые верою в Него и любовию к Нему (Иоан. 14:21–23. Мих.).

Лк.10:23. И́ обрáщься ко ученикóм, еди́н речé: блажéни óчи ви́дящии, я́же ви́дите:

24. глагóлю бо вáм, я́ко мнóзи прорóцы и цáрие восхотеша ви́дети, я́же вы́ ви́дите, и не ви́деша: и слы́шати, я́же слы́шите, и не слы́шаша.

И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!

ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, чтó вы видите, и не видели, и слышать, чтó вы слышите, и не слышали.

Блажени очи видящии и пр. Чит. в объясн. 10 ст. 8 главы. Мат. 13:16.

Зач. 53-е. Ответ Господа искушавшему Его законнику и притча о милосердом самарянине.

Читается в 25-ю неделю по Пятидесятнице.

Об искушении Господа одним из еврейских законников повествуют и евангелисты Матфей (22:35–40) и Марк (12:28–34), но еванг. Лука повествует совершенно о другом случае искушения, хотя в некоторых чертах есть сходство между тем и другим.

Лк.10:25. И сé, закóнник некий востá, искушáя егó и глагóля: учи́телю, чтó сотвори́в, живóт вечный наследую?

И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! чтó мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Законник – то же, что книжник. О них чит. в объясн. 7 ст. 3 гл. Искушая Его (И. Хр.), т. е. желая своим вопросом поставить в затруднение или довести до того, не скажет ли Он чего-либо противного закону Моисееву, чтобы иметь повод обвинить или унизить Его. Так не раз искушали И. Христа враги Его (Матф, 22:15 и дал.). «Какая противоположность, восклицает при этом еписк. Михаил, – эта радость учеников, собравшихся вокруг своего Учителя (ст.17), это вдохновенное славословие и глубокое богословствование Господа (ст. 21–32), это ублажение возрадовавшихся учеников, одним словом – эта восторженная и задушевная беседа Учителя с учениками, и – это лукавое и темное намерение смутить эту радость святого общества лукавым вопросом, чтобы уловить на словах великого Учителя и обвинить Его в неправославном учении!»

Лк.10:26. О́н же речé к немý: в закóне чтó пи́сано éсть? кáко чтéши?

Он же сказал ему: в законе чтó написано? кáк читаешь?

Законнику, который сам хорошо знает закон, Господь отвечает ссылкой на самый закон: для получения вечного блаженства пусть исполняет он то, что говорит закон (28 ст.). Таким образом, искушение Господа со стороны законника оказалось безуспешным.

Лк.10:27. О́н же отвещáв речé: возлю́биши Гóспода Бóга твоегó от всегó сéрдца твоегó, и от всея́ души́ твоея́, и всéю крепостию твоéю, и всем помышлéнием твои́м: и бли́жняго своегó я́ко сáм себé.

28. Речé же емý: прáво отвещáл еси́: сиé сотвори́, и жи́в бýдеши.

Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

Возлюбиши (возлюби) Господа Бога Твоего и пр. Эта заповедь дана Самим Богом чрез Моисея (Втор. 6:5). Возлюби Господа всецело, всем существом своим, со всеми его силами – вообще всею душою твоею, в частности всем сердцем твоим, т. е. всею способностью или силою, которою мы чувствуем или желаем, всею крепостию твоею, т. е. всею силою своей воли, и всем разумением (помышлением) своим, т. е. всею способностью или силою, которою мы познаем. – У еванг. Матфея и Марка тут прибавлено: сея есть первая заповедь – первая не по чему-либо, но по важности и значению в отношении других заповедей: она есть основание всех других заповедей, и исполнение ея есть источник всех других добродетелей. Бог – выше всех существ, и должен быть любим высшею любовию. Человек и создан был для того, чтобы любил Бога, и любовь к Богу в нем должна царствовать над всем, что есть в душе его. И ближнего своего возлюби, как самого себя (яко сам себе). Люби ближнего своего, как самого себя, т. е. желай и делай ближнему добро, как себе самому, не желай и не делай ему того, чего не желал бы самому себе – ни зла, ни вреда, ни неприятности (Матф. 7:12).

Лк.10:29. О́н же хотя́ оправди́тися сáм, речé ко Иисýсу: и ктó éсть бли́жний мóй?

Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

Хотя оправдитися сам (желая оправдать себя). То есть, законнику стало неловко, когда он спрашивал И. Христа о том, что сам знает, и он, желая оправдать себя, т. е. поправиться, предложил Господу новый вопрос: кто мой ближний. Вопрос этот у иудейских законников был спорный, подобно вопросу о том: какая наибольшая заповедь в законе? (Матф. 22:36), и в решении его много они заблуждались: так как иные из них называли ближними только своих единоплеменников и единоверцев, т. е. иудеев, как происходящих от Авраама, исключая отсюда всех остальных людей (Мат. 5:43.); а другие, в своей мнимой праведности, считали ближними только таких же праведников, как они сами, отвращаясь от мнимых грешников.

Лк.10:30. Отвещáв же Иисýс речé: человек некий схождáше от Иерусали́ма во иерихóн, и в разбóйники впадé, и́же совлéкше егó, и я́звы возлóжше отидóша, остáвльше едвá жи́ва сýща.

На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

На вопрос законника: Кто мой ближний? Иисус Христос предложил притчу, – подобие, иносказание (о притчах чит. в объяснении 36 ст. 5 гл.) о милосердом самарянине, причем сам законник решает свой вопрос. Притчу эту передает только один еванг. Лука. Человек некий – из евреев. Из Иерусалима во Иерихон. Иерусалим, это – главный город и столица Иудеи, в южной части Палестины. В нем находился храм, где отправлялось богослужение и приносились жертвы. Постоянных жителей в Иерусалиме, около времени жизни Христовой, считалось до 120,000. На время праздника Пасхи, сходилось в нем до 2,000,000 душ мужеского пола. Иерихон, это – во времена Христовы был большой иудейский город, в 20 верстах к северо-востоку от Иерусалима и 7-ми к западу от реки Иордана. Иерихон был тот город, недалеко от которого евреи чудесно перешли Иордан, вступая в землю Обетованную (И. Нав. 3:16); Иерихон первым тоже чудесно был взят еврееями при завоевании сей земли (6:20); в Иерихоне были пророческие училища (4Цар. 2:5). От Иерусалима к Иерихону лежала так называемая пустыня Иерихонская – место дикое, гористое и лесистое; тут водилось много диких зверей и имели притон разбойники. Для правдоподобия притчи, Господь и берет это, всем известное, разбойническое место.

Лк.10:31. По слýчаю же свящéнник некий схождáше путéм тем, и ви́дев егó, мимои́де.

32. Тáкожде же и леви́т, бы́в на тóм месте, пришéд и ви́дев, мимои́де.

По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

Священник и левит. Священники и левиты служили при храме, происходили из колена Левиина, которое все назначено было для служения при храме. Они жили в разных городах, которые находились в участках 11-ти колен народа еврейского и назывались священническими; поочередно приходили в Иерусалим, в храм, для служения (см. объясн. 4 ст. 1 гл.) и потом, по окончании очереди, возвращались по домам. Обязанностями священников было приносить жертвы, воскурять фимиам, совершать утренние и вечерние молитвы, благословлять народ и вообще исправлять религиозные требы при храме; обязанности же левитов состояли в том, чтобы помогать священникам при священнодействиях, приготовлять предметы, нужные для богослужения, как-то: масло, ладан, вино и пр., охранять храм с его принадлежностями и управлять храмовою священною музыкою. Священнику и левиту, как служителям религии, естественнее, чем другим – мирским людям, исполнять обязанности любви к ближнему, – напр., обратить свое внимание на несчастного, пострадавшего от разбойников; но они только посмотрели на него и – прошли мимо. (Мих.).

Лк.10:33. Самаря́нин же некто гряды́й, прии́де над негó, и ви́дев егó, милосéрдова:

34. и пристýпль обвязá стрýпы егó, возливáя мáсло и винó: всади́в же егó на свóй скóт, приведé егó в гости́нницу, и прилежá емý:

35. и наýтрия изшéд, изъе́м двá срéбреника, дадé гости́ннику, и речé емý: прилежи́ емý: и, éже áще прииждивéши, áз егдá возвращýся, воздáм ти́.

Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился

и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;

а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

Самарянин же некто. О самарянах чит. в объясн. 52 ст. 9 гл. Самарянин, следовательно, человек, который почитался иудеями недостойным общения с ними и, по мнению законников, не мог назваться и быть для иудеев ближним. Этот человек сжалился над пострадавшим от разбойников и помог ему, насколько имел возможности. Возливая масло и вино. Это – средства, какие были у самарянина под руками, так как масло и вино он мог иметь для своего дорожного обихода. Между тем то и другое очень действительны для врачевания ран: первое очищает нагноение ран, а второе смягчает боли и помогаете ранам заживать. Два динария. Динарий – римская монета в 20 коп. «Видно, что самарянин был небогат, замечает епископ Михаил. Это – новая черта, придающая особенную цену человеколюбивому его поступку.»

36. Ктó ýбо от тех триéх бли́жний мни́ттися бы́ти впáдшему в разбóйники?

37. О́н же речé: сотвори́вый ми́лость с ни́м. Речé же емý Иисýс: иди́, и ты́ твори́ тáкожде.h5

Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Кто убо от тых триех (из сих троих) и пр. Этим вопросом Господь заставляет самого книжника ответить на вопрос, который он предложил Ему: Кто мой ближний? Сотворивый (оказавший) милость с ним (ему), т. е. самарянин. Законнику трудно было произнести слово самарянин, поэтому так и ответил он Господу. Таким образом, законник сам решил вопрос: кто ему ближний, решил, несомненно, верно, не так, как прежде думал – ошибочно. Оказалось, что, по учению Христову, ближний нам – всякий человек, даже ненавистник, враг наш. Иди и ты твори такожде (поступай так же), т. е. оказывай милость всем страждущим и нуждающимся в милосердии, без разбора, кто бы они ни были: тогда и ты будешь ближний всем, и тебе будут ближние все.

Притча о милосердом самарянине имеет еще следующий смысл: под видом пострадавшего от разбойников представляется вообще человек в его греховном состоянии; под именем священника и левита – ветхий закон с его служением, бывший не в состоянии доставить человеку всю помощь ко спасению, а под именем самарянина – Христос Спаситель, Который подал нам животворное врачевство Святых таинств. (Сл. митроп. Филарета).

Зач. 54-е. Господь Иисус Христос у Марфы и Марии.

Читается во дни праздников Пресв. Богородицы.

Лк.10:38. Бы́сть же ходя́щым и́м, и сáм вни́де в вéсь некую: женá же некая и́менем мáрфа прия́т егó в дóм свóй.

39. И сестрá éй бе нарицáемая Мариа, я́же и седши при ногý Иисýсову, слы́шаше слóво егó.

В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

В весь некую (в одно селение), – по всей вероятности, в Вифанию, – селение, лежавшее близ Иерусалима на восточном склоне Елеонской горы. Тут жило благочестивое семейство Лазаря с сестрами Марфою и Мариею, – семейство, которое любил Иисус Христос за благочестие, так что называл Лазаря Своим другом и воскресил его из мертвых (Иоан. 11 гл.). О посещении именно этого семейства и говорится здесь. О Лазаре не упоминает евангелист, быть может, или потому, что его не было в это время дома, или потому, что рассказом своим имел в виду сообщить только то, что касалось одних его сестер Марфы и Марии. (Мих.) Прият (приняла) в дом свой. Ни здесь, ни у еванг. Иоанна, который один повествует о воскрешении Лазаря, не говорится ни о мужьях Марфы и Марии, ни о жене их брата Лазаря. Быть может, они были безбрачными. Мария седши при ногу Иисусову (села у ног Иисуса), т. е. не разделяла заботливости своей сестры Марфы об угощении И. Христа, а внимательно, как усердная ученица, слушала учение Его. Сидет у ног – означает смиренное и почтительное положение ученика или ученицы пред учителем, бывшее в употреблении у иудеев (Деян 22:3. Мих.).

Лк.10:40. Мáрфа же мóлвяше о мнóзе слýжбе, стáвши же речé: Гóсподи, не брежéши ли, я́ко сестрá моя́ еди́ну мя́ остáви служи́ти? рцы́ ýбо éй, да ми́ помóжет.

41. Отвещáв же Иисýс речé éй: мáрфо, мáрфо, печéшися, и мóлвиши о мнóзе,

42. еди́но же éсть на потрéбу: Мариа же благýю чáсть избрá, я́же не отъи́мется от нея́.h5

Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Марфа молвяше о мнозе службе (заботилась о большом угощении). Ей желалось угостить как можно лучше дорогого Гостя – И. Христа, Который, быть может, был вместе со Своими учениками, и потому требовалось приготовление большее и лучшее, чем для обыкновенной семейной трапезы (Мих.). Небрежеши ли (или Тебе нужды нет) и пр.? Или хлопот было так много, что требовалась помощь для Марфы со стороны сестры, или, быть может, она хотела поскорее окончить приготовление, чтобы вместе с Мариею также слушать учение Господне. Первое вероятнее, потому Марфа и обратилась к Господу с такими словами. «И только уверенность в любви Марии позволяла Марфе говорить так великому Учителю о своей сестре, без опасения оскорбить ее, замечает Евсевий, архиеписк. Могилевский. Без сомнения, и Мария позволила себе всецело предаться слушанию спасительной беседы Господа потому, что уверена была в любви Марфы». Иисус Христос замечает Марфе, что ее особенные хлопоты по угощению излишни и не приносят истинной пользы душе, для которой одно только нужно (едино есть на потребу), т. е. искание вечного спасения. Мария именно об этом и заботилась: слушая учение Христово о спасении, она не хотела принимать участие в деле приготовления угощения. Заботливость Марии о спасении Господь и называет избранною ею, благою частью, т. е. частию несравненно лучшею, чем избранная Марфою, забота об угощении: так как эта последняя забота относится только ко временной жизни, доставляете удовлетворение, утешение и пользу телу; а забота о спасении относится к духовной, вечной жизни, – поэтому никогда не отнимется у ней, т. е. постоянно останется с нею. (Слич. Матф. 6:33; 16:28. 1Тимоф. 4:8). «Так Господь, пользуясь всякими житейскими случаями, высказываете высочайшие истины Своего учения!» замечает епископ Михаил. «Велико благо и от гостеприимства, какое показала Марфа, и не нужно пренебрегать им, рассуждает блаж. Феофилакт. Но еще большее благо внимать духовным беседам. Гостеприимство дотоле похвально, доколе не отвлекает и не отводит от того, что более нужно. Когда же оно начнет препятствовать нам в важнейших предметах, тогда должно предпочесть ему слушание о предметах божественных».


Комментарии для сайта Cackle