протоиерей Иоанн Бухарев

Толкование на Евангелие от Луки

Глава 13

Зач. 70. Ответ Господа сказавшим Ему о погибели Галилеян.

Читается в четверг 25-й недели по Пятидесятнице.

Этот ответ, как равно и дальнейшее повествование св. Луки – притча Христова о смоковнице и исцеление Им скорченной женщины – находятся только в Евангелии сего евангелиста.

Лк.13:1. Приидóша же нецыи в тó врéмя, поведающе емý о Галилéех, и́хже крóвь пилáт смеси́ с жéртвами и́х.

В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.

Приидоша нецыи (пришли некоторые) и пр. Кто были эти некоторые, рассказывавшие Господу об избиении царем Иродом галилеян, и с какою целию они рассказали Ему об этом, не видно из повествования. Быть может, это была новость дня и притом такая необыкновенная; или, если рассказывавшие были врагами Христовыми, то они ожидали, не скажет ли Господь по сему случаю о правителе Иудейском чего-либо такого, за что можно будет обвинить Его, как оскорбителя власти (Мих.), как иногда делали они. Галилеяне были евреи, из области иудейской земли или Палестины, называвшейся Галилеею. В первые времена Христовы, как известно (3:1), эту землю составляли следующие области: Иудея, Самария и Идумея, которыми управлял Архелай; Галилея и Перея, которыми управлял Ирод Антипа; Ватанея, Трахонитида и Авранитида, которыми управлял Филипп. Правители все трое были дети Ирода, который за свои заслуги пред римским императором получил в управление Иудейскую землю. Пилат, это – позднейший правитель иудеи, при котором пострадал Господь. Смешал (смеси) кровь с жертвами их. Полагают, это было следующим образом. Пилат велел поставить в Иерусалимском храме статую римского императора и потребовал, чтобы иудейские священники приносили пред нею жертвы. В это время в ограде храма находились многие галилеяне, пришедшие для жертвоприношения. Они сильно восстали против предпринятого Пилатом осквернения дома Божия и за свое сопротивление были убиты римскими воинами, причем кровь убитых смешалась с кровию закланных ими жертвенных животных (Воскр. Чт. 20. стр. 204). Хотя Галилея в то время не подлежала управлению Пилата и ею управлял Ирод Антипа, но от Пилата, судя по его характеру, можно было ожидать всего. Не находится ли в связи с этим поступком, замечает еписк. Михаил, то, что Пилат был во вражде с Иродом (Лук. 23:12)? Объясняют убиение галилеян и другим образом.

Лк.13:2. И отвещáв Иисýс речé и́м: мнитé ли, я́ко Галилéане сии грешнейши пáче всех Галилéан бя́ху, я́ко тáко пострáдаша?

Лк.13:3. Ни́, глагóлю вáм: но áще не покáетеся, вси́ тáкожде поги́бнете.

Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?

Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все тáк же погибнете.

Думаете ли (мните ли) вы и пр. Сообщавшие об избиении галилеян, по всей вероятности, думали, что несчастная смерть их была наказанием от Бога за их особенную пред другими греховность. Иисус Христос не отвергает того, что Бог нередко карает людей бедствиями за грехи, и что убитые галилеяне грешны, но не утверждает и того, что они были грешнее прочих, не пострадавших, и при этом вразумляет, что из чувства любви и сострадания не следует так строго судить о своих ближних, как бы похваляя себя, – что если они сами не пострадали так, значит, они праведнее пострадавших: нет, говорю вам, они нисколько не грешнее вас. И вы сами такие же грешники, как и те, и вы также погибнете, если не покаетесь, т. е. вообще навлечете на себя гнев Божий; в частности, толкователи здесь видят намек со стороны Господа на суд Божий над всем Еврейским народом, который имел совершиться в разрушении Иерусалима и разорении Палестины при Тите в 70 году по Р. Хр. Тогда погибло множество иудеев в Иерусалиме, разрушен был и храм, где приносились жертвы (см. Матф. 24 гл.). Такому объяснению благоприятствует и высказанная И. Христом вслед за тем, притча о бесплодной смоковнице» (Мих.).

Лк.13:4. Или́ óни осмьнáдесяте, на ни́хже падé стóлп Силоáмский и поби́ и́х, мни́те ли, я́ко тии дóлжнейши бя́ху пáче всех живýщих во Иерусали́ме?

Лк.13:5. Ни́, глагóлю вáм: но áще не покáетеся, вси́ тáкожде поги́бнете.

Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?

Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все тáк же погибнете.

При рассказе о погибших галилеянах, Господь припоминает еще случай внезапной погибели, это – умерщвление 18-ти человек упавшею Силоамскою башнею. В этой несчастной смерти так же, как и в погибели галилеян, могли видет гнев Божий за особенную пред другими греховность убитых. Но из этого обстоятельства Иисус Христос выводит такое же назидание, какое выведено Им из случая погибели галилеян, т. е. что и эти погибшие не грешнее прочих, что и прочие могут быть также наказаны от Бога, если не покаются. Что была за башня Силоамская, по какому случаю она упала и кто были убиты ею – заключенные ли в ней преступники, или рабочие или богомольцы, пришедшие к считавшемуся священным, Силоамскому источнику, где стояла башня, все это неизвестно. Но важно не самое событие, а то назидание, какое выводит из него Господь. (Мих.). Можно думать, что и здесь Господь делает намек на разрушение Иерусалима за отвержение Его, Мессии, иудеями.

Притча о бесплодной смоковнице.

6. Глагóлаше же сию́ при́тчу: смокóвницу имя́ше некий в виногрáде своéм всажденý: и прии́де ищя́ плодá на нéй, и не обрете:

И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;

Глаголаше (сказал) сию притчу. Что такое притча, (чит. в объясн. 4 ст. 8 гл.) Смоковница, это – дерево, на котором растут плоды – смоквы, или винные ягоды. Притчу о смоковнице Господь высказал после того, как Он вел беседу по поводу двух случившихся несчастий – избиения галилеян царем Пилатом и погибели восемнадцати человек вследствие падения Силоамской башни (ст. 1-й и дал.), и по поводу которых Он предсказал бедствия, ожидающие целый Еврейский народ и вообще всякого, в случае, если не покаются, не исправятся. В притче Господь высказывает ту же самую мысль. Тут указывается и причина, по которой Господь долго терпит к людям грешным. В притче под смоковницею разумеется вообще Еврейский народ, в частности всякий человек. Под хозяином – Бог Отец; под виноградником – мир; под виноградарем – Спаситель мира.

Лк.13:7. речé же к винарéви: сé трéтие лето, отнéлиже прихождý ищя́ плодá на смокóвнице сéй, и не обретáю: посецы́ ю́ [ýбо], вскýю и зéмлю упражня́ет?

Лк.13:8. О́н же отвещáв речé емý: гóсподи, остáви ю́ и сé лето, дóндеже окопáю о́крест ея́ и осы́плю гнóем:

Лк.13:9. и áще ýбо сотвори́т плóд: áще ли же ни́, во грядýщее посечéши ю́. и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?

Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, –

не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.

Се третие лето (третий год) прихожду, ища плода на смоковнице. Три года – время достаточное для того, чтобы видеть, плодовито дерево или нет. Пришествие хозяина в виноградник искать плодов на смоковнице означает, что Бог требовал от Еврейского народа веры в И. Христа, требует и от всякого человека истинной веры и вместе с верою добрых дел; отсутствие плодов на смоковнице означает отсутствие такой веры и таких дел, вообще – во всяком человеке, в частности – в евреях, которые готовы были отвергнуть и отвергли Христа Спасителя; повеление срубить смоковницу выражает изречение Богом суда над Еврейским народом, готовность отвергнуть его, как недостойный, и над человеком – нераскаянным грешником; просьба виноградаря или садовника выражает долготерпение Господа Спасителя в ожидании вразумления Еврейского народа учением Его и чудесами и вообще всякого грешника. Бог Отец и И. Христос, как всеведущие, конечно знали, что Еврейский народ не исправится, как равно знают и о всяком грешнике, исправится он или нет; но если здесь говорится о Них так, как об обыкновенных людях, то – потому, что здесь речь – приточная, человекообразная. Епископ Михаил при объяснении притчи замечает: «Примечательна частная черта этой притчи – посещение смоковницы третий год и решение срубить ее на четвертый. Вероятно, эта притча была сказана в третий год общественного служения Христова (т. е. после Его крещения, когда Он начал Свою спасительную проповедь); на четвертый же год Господь был распят, и совершилось отвержение избранного прежде Богом, Еврейского народа и принятие язычников в царство Христово или Церковь Его вместо сего народа». Св. Амвросий Медиоланский пишет: «иудеи не могли очиститься, потому что исполняли обряд обрезания не духовного, а только плотского; не могли освятиться, потому что не понимали сущности закона, понимая его в смысле только буквальном, а не духовном, а закон духовен (Сл. 7:14); не могли оправдаться, потому что не приносили истинного покаяния в своих грехах, а потому не могли сподобиться благодати: следов. синагога никаких не имела плодов, и потому достойна была посечения». «Творец не напрасно поставил нас в вертограде мира, поучает один из Духов, пастырей (Воскр. Чт. г. 17). Он призвал нас к жизни, Он отечески хранит и питает нас для того, чтобы мы возрастали здесь для вечности и принесли плоды во время свое. Какие плоды? Вот истинные плоды: если вы непрестанно заботились о спасении душ своих, заботились о том, чтобы сделаться добрее и благочестивее; если вы одевали нагих, питали алчущих, поили жаждущих, посещали вдов и сирот, споспешествовали добру, водворяли мир и согласие, направляли заблуждающих на путь истинный – если вы волю Божию сделали высочайшею, единственною целию своих стремлений. Есть ли такие плоды на нашей смоковнице»? Святый Григорий Богослов выводит из притчи о смоковнице следующее нравоучение: «Если согрешивший брат твой в первый раз воспротивился, потерпи великодушно; если во второй, не теряй надежды, – еще есть время к уврачеванию; если и в третий раз, то будь человеколюбивым земледелателем, – еще упроси господина не посекать и не подвергать своему гневу бесплодную и бесполезную смоковницу, но позаботься о ней, чтобы и осыпать ее гноем, т. е. доставить ей врачевание исповеди, обнаружения постыдных дел и опозоренной жизни».

Зач. 71. Исцеление Господом скорченной женщины и речь Его по сему случаю.

Читается в 27-ю неделю по Пятидесятнице.

10. Бя́ше же учя́ на еди́ном от сóнмищ в суббóту:

11. и сé женá бе имýщи дýх недýжен лет осмьнáдесять, и бе сля́ка и не могýщи восклони́тися отню́д.

В одной из синагог учил Он в субботу.

Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.

На едином от сонмищ (в одной из синагог). Синагога, это – еврейский молитвенный дом. (О синагоге чит. в объясн. 16 ст. 4 гл.). Учил в субботу потому, что в синагогах по субботам иудеи занимались чтением и объяснением закона. Жена имуща дух недужен (дух немощи). Эти слова, как равно и дальнейшие: юже связа (которую связал) сатана (ст. 16) показывают, что причиною болезни женщины был бес, т. е. он подверг ее болезни (см. ниже). Известно, что до времени крестной смерти Господа бесы имели большую силу над людьми (чит. в объясн. 33 ст. 4 гл.).

Лк.13:12. Ви́дев же ю́ Иисýс, пригласи́ и речé éй: жéно, отпущенá еси́ от недýга твоегó.

Лк.13:13. И возложи́ на ню́ рýце: и áбие прострéся, и слáвляше Бóга.

Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.

И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

Достойно примечания обстоятельство, что Господь исцеляет женщину не по ее просьбе, – точно также Он воскрешает сына Наинской вдовы (Лук. 7:13 и дал.) – и не спрашивая ее о вере, как то делал в подобных случаях. Следовательно, Господь, как всеведущий, видел в сердце ее веру. Что больная женщина была глубоко верующею, это видно и из того, что, несмотря на свое болезненное состояние, она не переставала ходить в синагогу, чтобы молиться и поучаться в слове Божием, и это конечно не могло не доставлять ей и утешения, и некоторого облегчения. Урок – для больных, в чем они могут находить для себя и утешение и облегчение!..

Лк.13:14. Отвещáв же старейшина собóру, негодýя, Занé в суббóту исцели́ [ю́] Иисýс, глагóлаше нарóду: шéсть дний éсть, в ня́же достóит делати: в ты́я ýбо приходя́ще цели́теся, а не в дéнь суббóтный.

При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний.

Фарисеи на основании так называемых преданий старцев (об этих преданиях (чит. в объясн. 38 ст. 11 гл.) до того простирали покой субботы, что считали грехом лечить больных в этот день, и нередко негодовали на И. Христа за то, что Он исцелял этих несчастных в субботу. По всей вероятности, и начальник синагоги был фарисей. На это указывает и слово лицемер, которым назвал его и нередко называл фарисеев Господь. «Такова сила предрассудка, замечает при этом еписк. Михаил, что иногда совсем ослепляет человека. Господь творит чудеса в субботу, а творить чудо истинное может только чрезвычайный посланник Божий, к которому благоволит Бог; но такой человек не может быть оскорбителем закона: таково здравое рассуждение! А Господа Чудотворца упрекают в нарушении закона о субботе!» Шесть дней работай и делай в них всякие дела. А день седьмой суббота Иегове Богу твоему, и не делай в оный никакого дела (Исх. 20:9–10), говорит Господь в 4-й заповеди Своего закона. Но это говорится об обычных житейских работах, а начальник синагоги толкует так, что и дел благотворительных, даже чудес нельзя совершать в субботу и исцеляться чудотворною силою небесного посланника Божия не должно в этот день. Ослепление странное, но понятное в людях, привязанных к букве и слепых для уразумения духа. (Мих.) «Закон запретил дело работное в субботу, а не такое, чтобы словами воздвигнуть скорченную женщину. Если это уврачевание женщины называешь ты трудом, то и ты также трудишься, когда обвиняешь врачевание» обращаясь к начальнику синагоги, пишет св. Кирилл Александрийский. И Господь ясно и сильно обличает начальника, называет его прямо лицемером, потому что, по толкованию Златоуста, он только показывает себя хранителем закона, внутренно же был хитрец и завистник.

Лк.13:15. Отвещá [же] ýбо емý Госпóдь и речé: лицемере, кóждо вáс в суббóту не отрешáет ли своегó волá или́ ослá от я́слий, и вéд напая́ет,

Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?

Кождо вас (каждый из вас) в субботу не отрешает ли (не отвязывает ли) своего осла и пр. Тут примерно высказывает Господь то, что неизбежные обыденные житейские заботы и дела не запрещаются законом о субботе, и все, поступая таким образом, не думают, что грешат – нарушают субботу. От заботливости о животных Господь переходит к делу исцеления больной женщины. «Если же попечение о животном не составляет нарушения закона, как бы так говорит Господь, то неужели нарушается он попечением о человеке и добрым делом или благодеянием, оказанным ему? Неразумно и было бы противно закону о любви к ближнему – не оказать ему благодеяния в субботу, когда он нуждается в нем, особенно же, когда человек болен и нуждается в пособии» (Мих.).

Лк.13:16. сию́ же дщéрь Авраáмлю сýщу, ю́же связá сатанá сé осмоенáдесяте лето, не достóяше ли разреши́тися éй от ю́зы сея́ в дéнь суббóтный?

сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?

Дщерь (дочь) Авраамову, т. е. природную еврейку (сл. Матф. 1:1). Связа сатана. Сатана, – злой дух, князь бесовский (чит. в объясн. 2 и 8 ст. 4 гл.) Связа, т. е. наслал на нее недуг скорченности, по которому она, подобно связанному, не может распрямиться и действовать свободно. Скорченная женщина не была собственно бесноватою, но Бог попустил злому духу наслать на нее болезнь, подобно как попустил ему сделать то же с праведным Иовом. «Всякий из нас связывается узами грехов своих, пишет св. Амвросий Медиоланский. Вяжет нас узами обольщение плоти; узы для нас – сребролюбие, узы – гордость. Есть и узы диавола, который связывает нас узами беззаконий: таковы узы блуда и прелюбодейства, узы вероломства, когда изменяют и брату, узы жестокости, когда убивают иногда и сотоварища. Сими узами связанный склоняется так, что не может возвысить души своей, не может поднять взоры ума своего к небу, если Господь не скажет ему: отпущен ты от недуга твоего и даром Своего благословения не воздвигнет его. (Воскр. Чт. г. 24). «Плачевно состояние скорченного человека, лишенного возможности прямо стоять и ходить, и кверху смотреть, поучает другой дух. писатель. Словно это – не человек, а четвероногое животное. Не менее жалкое состояние души, грехами доведенной до скотоподобия. Скот знает одни Физические потребности: есть, пить, спать, двигаться, родотворить. Есть и люди, которые забывают, что они – люди, и живут по скотски, благо жизни поставляют в удовлетворении одних чувственных потребностей – в еде и питии, во сне, также в светских развлечениях, не всегда невинных. Можно сказать, что скотоподобные люди даже хуже скотов: эти знают меру и время, а те – нет. Скот сыт, и больше не ест, по утолении жажды не пьет. Но люди пьют и едят и по удовлетворении чувства голода и жажды – собственно для услаждения гортани; скоты в известное время удовлетворяют побуждение к родотворению. Люди скотоподобные не ограничивают себя в этом отношении никаким временем. Бедная душа, доведшая себя до подобного состояния! Пойми твое унижение, пойми, что плотоугодники, забывающие о Боге, суть игралище той же злой силы, которая 18 годов держала в своих оковах скорченную женщину; вспомни, что ты создана не для земли, а для неба. Принеси Господу раскаяние и припади к Нему с мольбой, дабы Он исправил тебя и ты могла ходить прямо по стезям Господним». (Душ. Чт. 1880 г.).

Лк.13:17. И сия́ емý глагóлющу, стыдя́хуся вси́ противля́ющиися емý: и вси́ лю́дие рáдовахуся о всех слáвных бывáющих от негó.

И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Противляющиися Ему, т. е. начальник синагоги и все мыслившие с ним одинаково. Вси людие радовахуся (народ радовался). Так простые люди бывают иногда более восприимчивы к истине и слушаются ее! (Мих.).

Зач. 72. Притчи Господни о зерне горчичном и закваске

Читается в субботу 29 недели по Пятидесятнице и пред Р. Христовым.

Лк.13:18. Глагóлаше же: комý подóбно éсть цáрствие Бóжие? и комý уподóблю é?

Лк.13:19. Подóбно éсть зéрну горýшну, éже приéм человек ввéрже в вертогрáд свóй: и возрастé, и бы́сть дрéво вéлие, и пти́цы небéсныя всели́шася в ветвие егó.

Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?

Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.

Эти притчи находятся и в Евангелии св. Матфея. (13:31–33). Царствие Божие, – это христианская вера на земле и рай на небе (чит. в объясн. ст. 4 гл.). Зерно горушно (горчичное), т. е. растение, вырастающее из сего зерна, о котором говорит Господь в сей притче, на Востоке и в Палестине, где жил Господь, совершенно не такое, какое известно у нас под этим названием. У нас оно относится не к деревьям, а к злакам, бывает однолетнее и не велико. Там же оно имеет вид дерева довольно большой величины, так что на него влезают, как на дерево, и на нем могут укрываться птицы, как и говорит Господь о нем: и бысть древо велие (стало большим деревом) и птицы небесные вселишася (укрывались) в ветвие его. Но зерно, из которого вырастает горчичное дерево, очень мало, так что, когда евреи хотели обозначить какую-либо малую вещь, то обыкновенно говорили, что она с горчичное зернышко (Матф. 17 гл. 20 ст.). Поэтому у еванг. Матфея прибавлено: которое, меньше всех семян. – Что же значит эта притча Христова о зерне горчичном? Господь не объяснит ее, как напр. Он объяснил притчи о сеятеле (см. 4 гл.) и о семени и плевелах. (Матф. 13 гл.) Вот как объясняют ее св. Отцы и Учители Церкви. Горчичное дерево в притче означает Церковь Христову, т. е. общество христиан, а рост сего дерева означает распространение Церкви по земле. Церковь Христова, вначале малая числом христиан и для мира малоприметная, распространилась на земле так, что множество народов укрываются под сению ее, подобно как птицы укрываются в ветвях горчичного дерева. Притча о горчичном дереве означает также состояние и действие Царства Божия, т. е. веры и благодати Божией, в душе каждого человека. Вера и благодать Божия сначала бывают едва приметны в душе человека, но затем, при старании его, все более и более охватывают душу его и, наконец, проявляются в его жизни во многих добродетелях. (Злат. и Мих.)

Лк.13:20. Пáки речé: комý уподóблю цáрствие Бóжие?

Лк.13:21. подóбно éсть квáсу, егóже приéмши женá, скры́ в сáтех триéх муки́, дóндеже вски́се всé.

Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?

Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

Притча о закваске означает то же самое, что и притча о горчичном зерне, т. е. распространение Церкви Христовой по земле и действие веры и благодати Божией в душе истинного христианина. Обе эти притчи, по изъяснению св. Златоуста, еще указывают и на то, что Апостолы Христовы, хотя были и бессильнее и уничиженнее всех, но велика была в них сила Божия, которая помогла им распространить веру по всей вселенной и преобразить весь мир. Этими притчами Господь ободрял Своих учеников в их проповеднических трудах. По-видимому, их труды малоуспешны; нет, они только малозаметны, но успешны. Св. Апостолы распространят учение Христово по всей вселенной и переродят души человеческие. Св. Афанасий Александ., объясняя притчу о закваске, пишет: «человек, приобретший и малую закваску добродетели, хотя не умел охлеботворить оную, однакоже имел такое намерение, но не возмог исполнить оного по беспечности, или по нерадению, или по недостатку мужества, и потому, что отлагал сие со дня на день, не останется в забвении у праведного Судии, когда он нечаянно будет застигнут и пожат. Бог, по смерти такового, возбудит ближних его, и подвинутые сим, поспешат они подать ему помощь и пособие. А кто, покрытый весь терниями, ведет худую жизнь, исполненную нечистоты; кто никогда не приходит в сознание, небоязненно и равнодушно погружается в смрад сластолюбия, исполняя всякие плотские пожелания, вовсе не заботясь о душе, предаваясь совершенно плотскому образу мыслей: тому, если он, застигнутый в таком состоянии, переселится из сей жизни, никто, конечно, не может подать руку помощи, и участь его будет решена, так что ни жена, ни дети, ни братья, ни родные, ни друзья, ни мало не помогут ему.»

22. И прохождáше сквозе грáды и вéси, учя́ и шéствие творя́ во Иерусали́м.

23. Речé же некий емý: Гóсподи, áще мáло éсть спасáющихся? О́н же речé к ни́м:

И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.

Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:

Аще (неужели) мало есть спасающихся, т. е. таких, которые чрез вступление в царство Христово или Церковь Его на земле, входят в рай на небе? Вероятно, этот вопрос был предложен вследствие строгости некоторых требований Господа в Своих беседах от желающих получить спасение (гл. 11 и 12). А быть может он возник вследствие того, что немногие принимали первую проповедь Апостолов. Иисус Христос не отвечает прямо на этот вопрос, но внушает, что лучше бы, вместо подобного вопроса, многие ли или немногие спасутся, всякому самому заботиться о своем спасении и трудиться – подвизаться в этом деле: иначе может случиться так, что при всем желании спасения всем и при всех способах к тому со стороны Божией, иные и не получат его, т. е. когда напр, будут относиться к сему легко. Недостаточно желать только спасения, необходимо и напрягать свои силы и прилагать труды для сей цели. Из сказанных же далее слов Спасителем уже сам собою виден ответ на данный Ему вопрос.

Лк.13:24. подвизáйтеся вни́ти сквозе тесная вратá: я́ко мнóзи, глагóлю вáм, взы́щут вни́ти, и не возмóгут.

подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.

Образ взят от устройства домов или древних городов. Царство Божие или Церковь Христова представляется здесь в виде дома, в который, кроме больших главных дверей, ведет еще узкая, тесная дверь; или – города, окруженного стенами с разными воротами в них, и одни из ворот, которые вели на главные и многолюдные улицы, были широкие, другие, которые вели в улицы более уединенные, были узкие. Учение о пути в Царство Небесное находится и в Евангелии Матфея, но там оно несколько пополнее, чем у Луки, и высказано само по себе, а не вследствие вопроса: входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (7:13–14). Широкие врата и пространный путь, это – образ греховной жизни, жизни по своей греховной воле, без ограничения и стеснения ее, без отказа себе в чем-либо, которая обыкновенно влечет к погибели в аду (2Петр. 3:7. Евр. 10:39). И идущих по этому пути и этими вратами много, так как грех обыкновенно сильно увлекает нерадящих о своем спасении тесные же врата и узкий путь, это – образ добродетельной жизни, ведущей в жизнь блаженную в раю (Матф. 25:45), т. е. жизнь не по своей воле и по своим желаниям, не в угоду себе, а по заповедям Божиим, и мало людей идет этим путем: так как это – путь постоянной борьбы с собой, многих лишений и скорбей, путь разных искушений и постоянного покаяния. «Узкими вратами Господь называет искушения, как произвольные, напр, пост, бдение, вольную нищету и другие, так и непроизвольные, каковы: узы, гонения, лишение имения, славы, детей, болезнь, раны и пр.», пишет блаж. Феофилакт. «Кто гордится пред другими, кто прельщается земными благами, кто не делится с ближними своим добром, у кого тело любит негу и покой, кто не может и одного обидного слова перенести, те, значит, идут не узкими вратами, а широкими, идут не тесным путем, а пространным», учит один из святителей (Филар.). «Стесняй себя во всем, поучает еписк. Феофан, это и будет то же, что напряжение или упор в дверь, чтобы отворить ее и протесниться сквозь нее. Как да чем себя стеснять? Заповедями Божиими, противоположными страстным движениям сердца. Когда начинаешь сердиться на кого, вспомни заповедь Господа: не гневайтеся всяко, и стесни тем сердце свое. Когда придут блудные движения, приведи на мысль запрещение даже и смотреть на жену с вожделением и стесни тем свое похотение. Когда захочется осудить кого, вспомни слово Господа, что этим ты делаешь Судию Небесного неумолимым в отношении к тебе, и стесни тем свою заносчивость. Так – в отношении ко всякому порочному движению.» В частности под тесными вратами разумеется вход для евреев Христова времени в Его царство – вход чрез покояние и самоотвержение, а между тем они были так нравственно испорчены и имели такое множество неправильных понятий о Мессии. Мнози, глаголю (говорю) вам, взыщут взыти (поищут войти), и не возмогут. Это значит, что многие из евреев пожелали бы войти в Царство Христово и из христиан войти в рай для блаженства, но не войдут. Почему не войдут? Это далее указывает Господь: с одной стороны, потому, что уже будет поздно (ст. 25), а с другой, потому, что не будут достойны того (ст. 26–27).

25. Отнéлеже востáнет дóму влады́ка, и затвори́т двéри, и нáчнете вне стоя́ти и ударя́ти в двéри, глагóлюще: Гóсподи, Гóсподи, отвéрзи нáм. И отвещáв речéт вáм: не вем вáс, откýду естé.

Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.

Востанет дому владыка (встанет хозяин дома) и пр. По объяснению толкователей, под хозяином, который сидит и ожидает друзей своих (на вечерю), потом встает и запирает двери своего дома, и уже не позволяет взойти другим, разумеется Бог. Принятие или непринятие гостей означает загробную участь всякого человека после смерти и всех вообще после всемирного суда. Все, поздно пришедшие на вечерю, не войдут, а останутся вне дома, где устроена вечеря; так не войдут в царство небесное и недостойные, хотя и будут сознавать свое бедствие и готовы бы искать войти, но уже будет поздно: потому что только земная жизнь назначена для приготовления к будущей блаженной, после же смерти нет покаяния (Пс. 6:6), и милосердие Божие к грешным простирается только до времени всеобщего суда Христова. Это все и означается словами: затворит двери (Сл. Матф. 25:11–12); вы начнете вне стояти, т. е. вы все недостойные. Не вем (не знаю) вас, т. е. Я не признаю вас истинными христианами, Своими учениками и, как оказавшихся по жизни недостойными войти в царство Мое небесное, отвергаю вас и осуждаю на наказание адскими мучениями (Матф. 7:23).

Лк.13:26. Тогдá нáчнете глагóлати: ядóхом пред тобóю и пи́хом, и на распýтиих нáших учи́л еси́.

Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.

Непринятые на вечерю напоминают домохозяину, что они знакомы ему и разделяли с ним трапезу – ядохом пред тобою и пихом; он благоволил к ним и ни он от них, ни они от Него не отвращались – на распутиих (на улицах) наших учил ecu т. е. были верующими, были учениками Христовыми. В частности слова: мы пили и ели пред Тобою и на улицах наших учил Ты и пр. относятся к евреям, которые отвергли приходившего к ним Мессию, а потому лишены входа в Церковь Христову. Они узнают ошибку свою при втором пришествии Его, но будет уже поздно. (Мих.)

27. И речéт: глагóлю вáм, не вем вáс, откýду естé: отступи́те от менé, вси́ делателие непрáвды.

Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.

Глаголю (говорю) вам и пр. Эти слова показывают, что неудостоившиеся царства небесного были внешними последователями христианской веры, христианами только по наружности, но не были истинными христианами, которые имели бы искреннюю веру и любовь и делали бы истинно добрые дела, и таким образом были делателями неправды, и потому отвергнуты. Св. Василий Великий замечает: «делаемое не из любви к Богу, но ради напр, похвалы от людей, каково бы оно ни было, находит себе не похвалу, не богочестие, но осуждение за человекоугодие или за самоугодие и т. п. Поэтому Господь все подобное и называет делом неправды» (ст. 27). Не всякий, говорящий Мне Господи, Господи, т. е. на словах признающий Меня своим учителем исповедующий веру в Меня, как Господа и Спасителя, войдет в царство небесное, говорит Господь-Судия, но исполняющий волю Отца Моего небесного, т. е. кто при вере во Христа ведет жизнь истинно христианскую, добродетельную (Матф. 7:22), разъясняется в Евангелии Матфея. Если и сказано Апостолом: всяк, кто призовет имя Господне, спасется (Рим. 10:13), то сказано о таких, которые призывают его нелицемерно, – показыват веру свою в добрых делах (2Тим. 2:19). О неистинной вере ап. Иаков пишет: что пользы, братия моя, если кто говорит, что имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? (2:14). Подобным образом и бесы веруют (19). Вера, если не имеет дел, мертва (17). После этого можно ли говорить, как говорят лютеране и некоторые из наших сектантов: пашковцы, штундисты и др., что для спасения должно только веровать?.. Делатели неправды, по Матфею, делающие беззаконие, т. е. ведущие худую жизнь.

Лк.13:28. Тý бýдет плáч и скрéжет зубóм, егдá ýзрите Авраáма и Исаáка и Иáкова и вся́ прорóки во цáрствии Бóжии, вáс же изгони́мых вóн.

Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.

Ту (там), т. е. в загробной жизни, после всеобщего суда и осуждения неверовавших в Спасителя и грешников на мучения. Будет плач и скрежет зубом, егда узрите (увидите)... вас же изгонимых вон. Эти выражения взяты от образа пира или вечери, когда они происходили на востоке в холодные вечера. Гостей, провинившихся чем-либо на вечери, обыкновенно выводили из комнаты, где происходила вечеря и где было тепло и светло, а иных заключали в холодную наружную комнату, и таким образом им приходилось оставаться в темноте и холоде, что конечно было для них неприятно, и потому представляется, что они тут плачут и скрежещут зубами. Изгнание из комнаты пира и помещение в темной комнате означает лишение райского блаженства и ввержение в ад; плач и скрежет зубов лишившихся веселия этого пира – мучения грешников в аду (чит. Матф. 8:11–12).

Лк.13:29. И прии́дут от востóк и зáпад и севера и ю́га, и возля́гут в цáрствии Бóжии.

И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.

Приидут от восток и запад и севера и юга, т. е. со всего света уверовавшие во Христа, язычники, вместо отвергшихся Его, евреев. Возлягут в Царствии Божии, где находятся Авраам, Исаак и Иаков и есть пророки (ст. 28). Авраам, Исаак, Иаков и пророки, это – ветхозаветные праведники, блаженствующие в раю. Авраам – первый и главный патриарх еврейского народа. Он среди всеобщего идолопоклонства сохранил веру в истинного Бога и передал ее своему потомству. Исаак – сын его, а Иаков – сын Исаака. Пророки, это – особенные святые и ветхозаветные люди, которые удостоены были дара знать и предсказывать будущее. За свою веру и добродетельную жизнь они удостоены блаженства в царстве Божием на небе. Возлягут в Царствии Божием. Свое царство на небе Иисус Христос представляет под образом пира, на котором за столом древние восточные народы не сидели, а возлежали, т. е. на полу на коврах полусидели и полулежали, облокотившись на разложенные тут подушки. Так и доселе делают восточные народы: турки, персияне и т. п.

Лк.13:30. И сé сýть последнии, и́же бýдут пéрви, и сýть пéрвии, и́же бýдут последни.

И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними.

Это значит, что бывшие избранным народом Божиим, т. е. евреи, не уверовав во Христа, сделаются последними, а язычники, бывшие прежде последними, уверовав, сделаются первыми. Слова эти могут относиться и к нам, христианам: и из нас стоящие высоко здесь на земле могут быть последними, т. е. погибнуть там в загробной жизни и наоборот.

Зач. 73. Ответ Господа сказавшим Ему о злоумышлении Ирода против Него.

Читается в пяток 25-й недели по Пятидесятнице.

31. В тóй дéнь приступи́ша нецый от фарисéй, глагóлюще емý: изы́ди и иди́ отсю́ду, я́ко И́род хóщет тя́ уби́ти.

В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя.

Нецыи от фарисей (некоторые фарисеи) и пр. О фарисеях чит. в объясн. 7 ст. 3 гл. Иисус Христос много причинял беспокойств и забот правителю Галилеи Ироду, так как народ постоянно окружал Его, и Ирод мог опасаться, как бы из-за Него не произошло какого-либо народного волнения. И вот, боясь народа, Ирод не решается наложить рук на Иисуса, как он сделал с Иоанном, но намеренно распускает слух, что хочет схватить Его, чтобы этим устрашить Господа и заставить удалиться из Галилеи. Фарисеи также желали удаления Иисуса, и Ирод воспользовался ими, – направил их к Нему с советом, под видом дружбы, удалиться из Галилеи, и речь фарисеев могла казаться не невероятною, особенно после жестокого Иродова поступка с Иоанном Крестителем. Что Ирод, действительно, был виновником этой молвы, а не сами фарисеи распустили ее, видно из того, что Господь называет его хитрою лисицею; а что фарисеи не из дружбы к Господу принесли Ему это известие, доказывает строгая обличительная речь Его к ним. (Сборн. Барс.)

Лк.13:32. И речé и́м: шéдше рцы́те ли́су томý: сé изгоню́ бесы и исцелéния творю́ днéсь и ýтре, и в трéтий скончáюся.

И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу;

Се изгоняю бесов и пр. Так безбоязненно Господь отвечает Ироду и фарисеям на их лукавое застращивание! Лисица – животное хитрое и лукавое и вместе кровожадное, она и представляет собою человека этих качеств. Ирод, подсылая фарисеев к Господу с советом удалиться из Галилеи, действительно показывает хитрость и лукавство, а кровожадность его видна в умерщвлении Крестителя. Словами: се изгоняю бесы и пр. Господь как бы так говорит: «Я творю чудеса в области его (Ирода) и совершаю тут Мое дело спасения людей, и буду совершать до известного времени, не боясь его.» Днесь и утре (сегодня и завтра) и пр. Кажется, это было народное присловие, пишет еписк. Михаил, которое означало, что то или другое положение или действие будет продолжаться до известного времени, впрочем недолго. Но так как Господь в это время уже направлялся к Иерусалиму (см. ст. 22), и это были последние дни пребывания Его в пределах Галилейских; то можно предположить, что Он употребил народное присловие для того, чтобы выразить Ироду свое действительное намерение в скором времени оставить Галилею.

Лк.13:33. Обáче подобáет ми́ днéсь и ýтре и в бли́жний ити́: я́ко невозмóжно éсть прорóку поги́бнути кроме Иерусали́ма.

а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима.

Здесь говорит Господь, что Ему нужно еще некоторое время пробыть в Галилее, чтобы проповедовать и при этом творить чудеса, а потом уже Он удалится, и удалится не потому, чтобы боялся Ирода и не видел его хитрости и лукавства, но потому, что скоро предстоит Ему смерть, – и смерть не в другом каком месте, и не от Ирода, а в Иерусалиме: Яко невозможно есть пророку и пр. Здесь слово все употреблено вместо слова многие. Но при этом трактуют и так: «Эти слова могут показаться странными, потому что не все пророки действительно были умерщвлены в Иерусалиме. Даже Иоанн Креститель, которого Господь называет величайшим из пророков, нашел смерть в другом месте. Этими словами Господь хотел изобразить страсть господствующей партии и развращенной столицы к преследованию свидетелей истины. Здесь все преследования против пророков имели свое неточное начало, хотя приводились к концу и в других местах. Сам Иоанн Креститель потерпел смерть не столько от ненависти к Нему Иродиады, сколько от господствующей партии, которая только действовала чрез Иродиаду на царя». (Барс.)

Лк.13:34. Иерусали́ме, Иерусали́ме, изби́вый прорóки и кáмением побивáя пóсланныя к тебе, колькрáты восхотех собрáти чáда твоя́, я́коже кокóшъ гнездó своé под криле, и не восхотесте?

Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

В этих словах Господа слышится голос Его милосердия, сострадания и любви к Иудейскому народу после того, как Он высказал, что в их главном городе Иерусалиме погибали святые пророки, и при этом предвидел близкую Свою кончину там же. У еванг. Матфея (23:37–39) слова эти высказаны при другом случае; можно думать, что они не один раз были произнесены Господом. Коль краты (сколько раз) восхотех собрати чада твоя, якоже (как) кокош (птица, курица) гнездо свое, по русски: птенцов своих под крылья, т. е. сколько раз посещал Иисус Христос Иерусалим и проповедывал и чудодействовал там. Собрать чад твоих под крылья, т е. чтобы жители Иерусалима признали Его, Христа, Мессиею, и таким образом вступили в Его царство.

Лк.13:35. Сé оставля́ется вáм дóм вáш пýст. Глагóлю же вáм, я́ко не и́мате менé ви́дети, дóндеже прии́дет, егдá речéте: благословéн гряды́й во и́мя Госпóдне.

Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен грядый во имя Господне!

Это значит, что отнимется от иудейского храма Божие попечение и охранение, и он запустеет; а с ним запустеет и святой город Иерусалим и самая Святая Земля. Так и было чрез 36 лет после смерти Христовой, – храм и город были разрушены римлянами и земля опустошена и затем самые иудеи рассеяны по всему свету. Не увидите Меня (не имате Мене видети), – не увидите в этом храме и не увидите милосердым избавителем вашим, а увидите, после распятия, грозным судиею. Дондеже приидет (время), егда речете: благословен и пр. Здесь, толкует Златоуст, Господь говорит иудеям о будущем дне Своего второго пришествия, давая разуметь, что они тогда невольно поклонятся Ему. Можно понимать эти слова и таким образом, что и при разрушении Иерусалима немалое число иудеев, видя в том гнев Божий за отвержение Мессии, невольно обращалось к Нему с верою и благословляло Его в душах своих. (Мих.) Се оставляется дом ваш пуст, сказал Господь об Иерусалиме. «Значит, есть мера долготерпению Божию, поучает еписк. Феофан. Милосердие Божие вечно бы готово терпеть, ожидая добра; но что делать, когда мы доходим до такого расстройства, что не к чему и рук приложить. Потому и бросают нас. Так будет в вечности. Все говорят, что милосердие Божие не попустит вечного отвержения. Да оно и не хочет того, но что делать с теми, которые преисполнены зла и исправиться не хотят? Они сами себя ставят за пределами милости Божией, и оставляются там потому, что не хотят исправиться.»


Комментарии для сайта Cackle

Требуются волонтёры