протоиерей Иоанн Бухарев

Толкование на Евангелие от Луки

Глава 3

Зач. 9-е. Иоанн Предтеча и Креститель Христов и его проповедь.

Читается в навечерие Богоявления.

Лк.3:1. В пя́тое же нáдесяте лето влады́чества тивéриа кéсаря, обладáющу понтийскому пилáту Иудéею, и четвертовлáствующу Галилéею И́роду, Фили́ппу же брáту егó четвертовлáствующу итурéею и трахони́тскою странóю, и лисáнию Авилиниею четвертовлáствующу,

В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее,

То обстоятельство, что еванг. Лука так точно обозначает время явления Предтечи, показываете, что это явление имеет важное значение в Евангельской истории. С другой стороны, св. евангелист хотел чрез это изобразить то состояние мира, при каком имело совершиться искупительное служение И. Христа роду человеческому – что Иудея уже была в то время римской провинцией и т. и. Тиверий был сыном и преемником Римского императора Октавия Августа, в правление которого родился И. Христос. 15-й год правления Тиверия падает на время, когда Иоанну Предтече было 30 лет, – возраст, с которого, по закону, евреи могли вступать в общественную службу. Понтий, по прозванию, Пилат был пятым правителем (прокуратом, игемоном) Иудеи со времени присоединения ее к Римской империи. Получил он власть от Тиверия в 26 году по Р. Христове. Ирод (/Аптипа), как равно и Филипп, были сыновья Ирода великого, царя Иудейского. После смерти Ирода, по его воле и по приказанию Римского императора Августа, из детей его Архелай получил в управление Иудею, Самарию и Идумею; Ирод Антипа – Галилею и Перею; Филипп – Ватанею, Трахонитиду, Авранитиду и др. Итурея – область на востоке, за Иорданом, древний Галаад; название ее произошло от Иетура, одного из сыновей Измаила (Выт. 25:15). Трахонитская страна (область) лежала рядом с Итуреею, к северо-востоку от нее. Четвертовластвующу (был четверовластником). Название четверовластник первоначально означало правителя четвертой части известной страны или области, но затем стало означать вообще правителя. Авилиния, – это была Сирская область, на северо-востоке Галилеи; так называлась она от главного города в ней Авилы.

Лк.3:2. при архиерéи áнне и каиáфе, бы́сть глагóл Бóжий ко Иоáнну захáриину сы́ну в пусты́ни. при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.

Анна или Анан был тестем Каиафы (Иoaн. 18:3) и состоял первосвященником до своего зятя. Он упоминается в Евангелиях на ряду с Уаиафою и потому, что, как родственник его, имел влияние на ход дел, и потому, что, как человек, сильный характером, умный и ревнитель национальности иудеев, пользовался большим уважением народа (Мих.). Каиафа, это – прозвание или фамилия, настоящее же имя было Иосиф. Первосвященство Каиафа получил через римского правителя в Иудее – Валерия около 25-го года по Р. Хр. и состоял первосвященником до 36-го года, когда был сменен и уступил место Иоанафану, сыну Анны или Анана. Бысть (был) глагол Божий, т. е. особенное призвание Божие к особенному – пророческому служению, подобно как призывались древле пророки Исаия (6 гл.), Иеремия (1 гл.) и др. Сыну Захарии в пустыне. Чит. в объясн. 1 гл. 5 ст. и далее до 80-го стиха. Был (бысть) глагол Божий. «Удаленный от всех училищ человеческой мудрости, Иоанн не по своему влечению или желанию вступал на дело служения, но, в своем уединении преданный тихому безмолвию и молитве, он ожидал свыше призвания и наставления в таинствах веры: был послан от Бога (Иоан. 1:6). И как скоро получил от Бога призвание и посольство, повеление и освящение, откровение и уверение, то без всякого замедления, со всею готовностию и преданностию воле Вожией, поспешил на дело служения» (Певниц.).

Лк.3:3. И прии́де во всю́ странý Иордáнскую, проповедая крещéние покая́ния во оставлéние грехóв:

И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов,

Во всю страну Иорданскую (по всей окрестной стране Иорданской), т. е. по ту и другую сторону реки Иордана, – по Иудее и Галааду. В Палестине во всю длину ея, с севера на юг, течет река Иордан, в которой крестился Господь (ст. 21). Иордан – главная река в Палестине. Она берет свое начало на севере Палестины в горах Ливанских и впадает в Мертвое море. Обыкновенная ширина ея 10 саженей, а глубина около 1 сажени. «Поприщем своего служения Иоанн избрал страну, лежавшую около отеческого его города в так называемой пустыне Иудейской (Мат. 3:1. Мар.1:4), и оттуда переходил в другие страны, как скоро представлялся к тому случай или побуждал его Дух Св. Не пошел он в Иерусалим для проповеди в храме и синагогах, но вступил в страну, отдаленную от главного города. Он знал, сколь многие будут смотреть на него там глазами завистливыми, сколько препятствий предлежало бы ему там в деле его служения, как со стороны фарисеев, так и со стороны других слепых вождей Иудейского народа. И для слушателей было гораздо лучше, когда они приходили к нему в пустыню и здесь свободные часы посвящали тихому размышлению и самоуглублению, кои всегда должны сопутствовать наставлению. Удаление от шума и рассеяния необходимо, чтобы люди хотя раз пришли к размышлению о самих себе (Христ. Чт. 1853 г.). У евангелиста Матфея говорится, что когда Иоанн Предтеча проповедывал крещение покаяния, то говорил при зтом: приблизилось царство небесное, (3:2). Выражения: царство небесное и также царство Божие, царство Христово часто встречаются в книгах новозаветных: они означают царство Господа Иисуса Христа на земле и на небесах, т. е. 1) так называемое царство благодати на земле в церкви Христовой (9:1), где даруется человеку-грешнику оправдание пред Богом и примирение с Ним чрез искупительные заслуги Спасителя Иисуса Христа (ст. 1), и 2) как следствие сего, царство славы, или блаженство на небесах (Мат. 25:34), – первое, как начало, а второе, как полное совершение и окончание. Об этом царстве много предсказывали ветхозаветные пророки (Ис. 11:1–10. Иер. 31:31 и дал. Дан. 7:13 и дал.). Чтобы иудеи лучше могли понимать учение о духовном царстве Христовом, пророки представляли им это царство под образом земного. Только иудеи предсказание это о царстве Христовом понимали прямо в материальном, а не в духовном смысле; поэтому представляли Мессию земным царем, который завладеет царствами на земле и, освободив евреев от римской власти, их самих сделает царями и правителями народов (Мат. 2:3). Понятно, что для вступления в царство Христово необходимо покаяние, чего требовал Предтеча Христов от своих слушателей. И Сам Господь Спаситель начал Свою проповедь словами: покайтесь, ибо приблизилось царство небесное (Мат. 4:17). Проповедая крещение покаяния во (для) оставление грехов. Крещение, это – омовение, погружение в воде. У иудеев в некоторых случаях омовение было религиозным обрядом (Исх. 19:10; 29:4 и др.) и обозначало, сверх чистоты телесной, очищение души, т. е. оставление грехов и обновление жизни. Крещение Иоанново, посредством погружения в реке, чему предшествовало покаяние – сознание и исноведание грехов, было действием совершенно отличным от обыкновенных иудейских очищений, новым, приготовлявшим к принятию Искупителя мира И. Христа. Для чувственных иудеев недостаточно было проповеди о покаянии на словах, нужно было запечатлеть эту проповедь каким-иибудь наружным знаком, дабы они помнили, что дали твердое обещание оставить прежние грехи, и, уверовав в грядущаго Мессию, переменить свою жизнь, т. е. что, подобно телесному омовению, обязуются постоянно очищать душу свою от нечистоты греховной. Для этого-то и крестил Иоанн (Тр. л.). Как крестил Иоанн? Он не возливал воды на голову крещаемого, как пишут неправославные иконописцы. Евангелист Иоанн прямо говорит, что Иоанн совершал крещение там, где было много воды; да и самое слово крестить значит погружат, а не окроплять. Предтеча сам входил с крещаемым в воду, возлагал руку на его голову, требовал, чтобы тот исповедывал грехи свои; потом погружал его в воду с головой, говоря ему, чтобы он веровал в грядущего по нем Мессию, и затем выводил его на берег, где крещенный молился (там же). У иудеев времен Христовых было убеждение, что крестить будет и Сам Мессия, и Его Предтеча (Иоан. 1:25). Исповедующе грехи своя. Покаяние или исповедание грехов было и в ветхом завете (Лев. 16:29 и дал. Чис. 5:7). Оно есть потребность кающегося сердца. Исповедание, как равно и крещение Иоанново, не имели силы отпускать грехи, так как тогда еще не пострадал Господь Иисус Христос на кресте за грехи рода человеческого. Иоанн проповедывал только покаяние и приготовлял к оставлению грехов, т. е. вел к крещению Христову, которым даруется отпущение грехов (Феоф.). Исповедание, как равно и крещение Иоанново указывали только на то, что наступает время, когда Спаситель дарует отпущение грехов, так что крестившиеся крещением Иоанновым впоследствии должны были креститься крещением Христовым (Деян. 19:3–5). «Предтеча проповедывал крещение покаяния, пишет блаж. Феофилакт, для того, чтобы люди, покаявшись и принявши Христа, получили оставление грехов.» «Оно только в зародыше и обетовании заключало то, что крещение Христово совершало самым делом» (Злат.). Иоанн сам указывал на разность своего и Христова крещения. Он говорил, по Евангелиям Матфея (3:11) и Марка (1:8): я крещу вас в воде, а Он (И. Хр.) будет крестить Духом Святым. т. е. я погружаю вас в воду только для обозначения намерения после исповедания грехов исправиться и жить богоугодно, чтобы приготовить себя к принятию царства Христова, а когда будут креститься крещением Христовым, то на них будет сходить Дух Св. и очищать их от грехов по силе искупительных страданий И. Христа (Иоан. 3:5).

Лк.3:4. я́коже éсть пи́сано в кни́зе словéс Исáии прорóка, глагóлюща: глáс вопию́щаго в пусты́ни: уготóвайте пýть Госпóдень: прáвы твори́те стези́ егó:

Лк.3:5. вся́ка дéбрь испóлнится, и вся́ка горá и хóлм смири́тся: и бýдут стрóпотная в прáвая, и óстрии в пути́ глáдки:

Лк.3:6. и ýзрит вся́ка плóть спасéние Бóжие.

как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему;

всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие.

В явлении и проповеди Предтечи и Крестителя Иоанна еванг. Лука, как равно и св. Матфей (3 гл.) с Марком (1 гл.), указывает исполнение пророчества Исаии (40:3 и дал.), и он приводит в своем Евангелии это пророчество полнее, чем Матфей и Марк. Слова пророчества взяты от обычая, когда царь находился с войском в походе, – посылать вперед вестников, для объявления приближения его, приготовлять все нужное для него и устроять дороги. Иные толкователи здесь разумеют возвращение иудеев из Вавилонского плена. В пророчестве под Господом разумеется Мессия, Иисус Христос, явившийся освободить людей из плена греха, проклятия и смерти; под вестником – Иоанн Предтеча, предвозвещавший пришествие Христово и приготовлявший иудеев к принятию Его, как царя – Мессии своего, и устранявший, по возможности, препятствия к принятию Его, которые составляют грехи человеческие; отсюда и сущность проповеди Иоанна: покайтесь. Узрит всяка плоть, т. е. все люди (Деян. 2:16), спасение Божие, – спасение мира, совершаемое Богом.

Вот как описывает один из духовных писателей (Певницкий) явление Предтечи с первою проповедию: «Мы представляем себе стечение народа в каком-либо месте около Иордана по случаю праздника или по чему-либо другому. Среди беседы пред обществом вдруг является молодой человек, прикрытый эпанчею из верблюжьего волоса, подпоясанный кожаным поясом. Суровая аскетическая жизнь его молодому лицу придала сухость и бледность. На челе его следы трудовой сосредоточенной мысли, в его глазах блестит и выражается какое-то особенное одушевление и на всем лице ясный отпечаток самоуглубления и решительности. Сильным, высоким голосом он начинает сильную речь к собравшемуся обществу; оно поражается неожиданностию этой речи, поражается видом человека, Бог весть откуда явившегося и такого необыкновенного по виду. Слова его, полные небесной святости и внутренней энергии, как гром, раздаются пред собранием и после того, как этого слова не стало, не вдруг приходит в себя пораженное собрание... Новые слова глубоко западают в душу слушающих. Начинают спрашивать, кто этот странный и, по-видимому, ведший человек. Желание слушать его растет все больше и больше. Пророчество, давно не слышное в Иудее, проявилось с такою силою, какой не было, говорят, и в устах Илии, и Иоанн делается великим провозвестником и вождем нового направления духовной жизни в иудейском народе. Сила духа и слова Иоанна производили необыкновенное впечатление на современные ему поколения и, по словам евангелистов Матфея (3:5–6) и Марка (1:5), к нему выходила в пустыню вся страна Иудейская и иерусалимляне, и крестились от него, исповедуя грехи свои.» Еврейский историк Иосиф Флавий свидетельствует, что «народ, восхищенный учением Иоанна Предтечи, стекался к нему в великом множестве и что власть его была так велика над иудеями, что они готовы были сделать по его совету все, и что сам царь Ирод боялся этой власти великого учителя над своими подданными.»

Лк.3:7. Глагóлаше же исходя́щым нарóдом крести́тися от негó: порождéния ехи́днова, ктó сказá вáм бежáти от грядýщаго гнева?

Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?

Речь Иоанна Предтечи к приходящим креститься от него у еванг. Луки изложена подробнее, чем у Матфея (3:7–9.) и Марка (1 гл.), и с некоторыми особенными чертами. Народом (народу), у еванг. Матфея фарисеям и саддукеям, как особенно нравственно испорченным (3:7). Разумеются здесь также и подобные им из народа. Фарисеи и саддукеи – это были две иудейские секты, возникшие незадолго до времени явления Спасителя. Фарисеи (от евр. слова фараш – отделил) назывались так потому, что старались отделить себя от всех прочих некоторыми особенными верованиями и своею внешностью. Кроме закона Моисея, они принимали много разных преданий. Они верили, что Моисей вместе с писанным законом получил от Бога изустные наставления, нигде в книгах не записанные (предание), которые касались главным образом обрядности внешнего благоповедения (Чит. Матф. 2 ст. 15 гл.). Исполняя мелочныя предания, они пренебрегали иногда существенными правилами закона, – ставили предание выше Писания (чит. Матф. гл 23) и, приказывая исполнять их другим, сами большею частию не исполняли. Фарисеи носили широкие одежды с нашивками изречений Свящ. писания. Старались казаться народу благочестивыми; но на самом деле это было лицемерие, потому что они были людьми гордыми, сварливыми и честолюбивыми. Встречались, конечно, между ними исключения, каков Савл, впоследствии ап. Павел, и др. фарисеи имели большое влияние на народ, как народные руководители, законоучители. Многие из них изучали законы, были знатоками их, потому назывались книжниками, считались учеными, иудейскими богословами (Матф. 2:4). Саддукеи имя свое получили от Садока, раввина (священника), жившего за 200 лет до Р. Христова. Они учили, что не будет воскресения мертвых, нет ни Ангелов, ни диаволов, душа человеческая уничтожается вместе с смертию тела и т. п. Они отвергали всякие предания и принимали только письменный закон. Порождения ехиднова (ехиднины). Ехидна – из породы змей. На языке библейском она служит образом хитрости, лукавства и злости. Порождения ехиднины значит лукавые или злые люди. «Весьма вероятно, что фарисеи и саддукеи, напыщенные своею святостию и уважением народа, никогда не думавшие найти в себе какие-либо недостатки, приходили к Иоанну из подозрения, единственно для того, чтобы выведать намерения нового учителя; особенно безпокоило их то, что, по мере, как возрастало уважение народа к нему, упадала их собственная слава. Можно ли после сего удивляться, что Иоанн встречает их такою грозною речью? (Певн.) Кто сказа (внушил) вам бежать от грядущаго (будущего) гнева? Гнев этот означает божественный гнев на нечестивых, сопровождаемый наказанием их. Иудеи думали, что с явлением Мессии язычники будут осуждены, а они, особенно фарисем, будут оправданы. Иоанн же говорит, что гневу, а, следовательно, и осуждению, подвергнутся все не покаявшиеся, вместе с ними и фарисеи мнимые праведники (Мих.). Словами: Кто внушил (сказа) вам бежатъ от будущаго (грядущего) гнева? Иоанн как бы так говорил фарисеям и саддукеям: что заставляет вас, таких чистых и святых, какими вы представляете себя, теперь однакож бояться и избегать предстоящего гнева Божия? (Злат., Певн.).

Лк.3:8. Сотвори́те ýбо плоды́ достóины покая́ния: и не начинáйте глагóлати в себе: отцá и́мамы Авраáма: глагóлю бо вáм, я́ко мóжет Бóг от кáмения сегó воздви́гнути чáда Авраáму.

Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

Т.е. если вы действительно желаете избежать гнева, то сотворите плод достойный покаяния, живите так, как должно человеку, принесшему покаяние – исправьтесь, делайте добрые дела, мыслите правильно о предметах веры и живите благочестиво. Сотворите плод. Дерево часто представляется образом человека, и именно дерево плодовитое и с добрыми плодами означает человека добродетельного; дерево безплодное и с дурными плодами – человека, не делающего добра и делающего зло. Иудеи, в особенности же фарисеи, полагали, что они сделаются участниками в царстве Христовом только потому, что они потомки Авраамовы, а Иоанн говорил, что одно происхождение их от Авраама, без покаяния и исправления, не имеет цены в очах Божиих: ибо всемогущему Богу возможно даже и из этих – лежащих на берегу Иордана, – камней воздвигнуть чад, достойных Авраама, т. е. таких, которые будут подражать вере и добродетелям Авраама и удостоиваться вместе с ним чести или награды его в царстве небесном (Зигаб). Некоторые из толкователей под камнями разумеют язычников, которых Бог предположил призвать в царство Христово вместо неверных иудеев.

Лк.3:9. Ужé бо и секи́ра при кóрени дрéва лежи́т: вся́ко ýбо дрéво, не творя́щее плодá добрá, посекáется и во óгнь вметáется.

Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

Секира – топор. Когда говорится, что секира или топор лежит при корене дерева, то этим указывается на намерение срубить дерево. Это – образ суда над иудеями и отделение достойных из них вступить в царство Христово от недостойных. Деревья, приносящие добрый плод, сохраняются; так добродетельные из иудеев, как достойные, вступают в царство Христово. Не приносящие же доброго плода, деревья истребляются (посекаются); так иудеи, не имеющие добродетелей, истребятся, т. е. будут отвергнуты. Говорится, что деревья не только будут срублены, но еще и ввержены (вметаются) в огонь. Это значит, что неверующие, худые иудеи преданы будут мучению в огне геенском, т. е. в аду (Мнх.). Об огне чит. в объяснен. 17 ст. Секира только лежит при корени, а не начинает еще посекать. Это значит, что суд близко, но есть еще время избегнуть наказания. «Какая высота духа, замечает при этом св. Златоуст, как сильно и смело говорит Иоанн к людям, которые всегда жаждали крови пророков, которые ничем не лучше змеи!»

Лк.3:10. И вопрошáху егó нарóди, глагóлюще: чтó ýбо сотвори́м?

И спрашивал его народ: что же нам делать?

Чтоже нам делат, чтобы принести плоды, достойные покаяния и быть участниками в царстве Мессии (ст. 10)? спрашивал Иоанна народ. Также спрашивали его мытари, воины и др. и Иоанн, пред каждым сословием своих слушателей возстает против того порока, которому преимущественно предавался каждый из них порознь, и во всех ответах своих требует дел любви и милосердия, так как царство Христово имеет быть царством мира и любви.

Лк.3:11. Отвещáв же глагóла и́м: имеяй две ри́зе, да подáст не имýщему: и имеяй брáшна, тáкожде да твори́т.

Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.

У кого две ризы, да подаст неимущему и пр., т. е. не будьте скупыми и немилосердыми, помогайте бедным ближним, кто чем может, у кого что есть в избытке: так как дела милосердия служат самым лучшим выражением покаяния (Ис. 58:3–5. Даниила 4:25).

Лк.3:12. Приидóша же и мы́тари крести́тися от негó, и реша к немý: учи́телю, чтó сотвори́м?

Лк.3:13. О́н же речé к ни́м: ничтóже бóлее от повеленнаго вáм твори́те.

Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?

Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.

Мытари это – сборщики податей. Мыт – древнее славянское слово и значит подать, пошлина. Отсюда заставы, где собирали подати, назывались мытницами (Матф. 9:9), а самые сборщики – мытарями. Иудеи во времена Христовы были под властию Римлян, и Римское правительство, для избежания столкновений с массою народа и для сокращения издержек, ввело в завоеванных областях откуп, т. е. сдавало богатым предпринимателям за известную плату сбор как подушной подати, так и других государственных повинностей. Понятно, что эти сборщики – мытари, взявшись за хлопотливое дело сбора из-за расчетов, притесняли народ, взимая с него, под разными предлогами, более, чем сколько с него следовало. За это народ страшно ненавидел мытарей, и потому имя мытарь сделалось в понятиях народных то же, что грешник, беззаконник. Иоанн поучает мытарей, чтобы они не брали с народа более определенного правительством, и это, как дело любви, будет свидетельством их покаяния. Иоанн не осуждает самаго занятия мытарей, не советует переменить его, потому что народ должен платить подати правительству, только не должен платить лишнее для удовлетворения корыстолюбия сборщиков; сами же сборщики должны избегать корыстолюбия, – не брать более надлежащего.

Лк.3:14. Вопрошáху же егó и вóини, глагóлюще: и мы́ чтó сотвори́м? И речé к ни́м: ни когóже оби́дите, ни оклеветавáйте: и довóлни бýдите обрóки вáшими.

Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.

Воины были, вероятно, из войска Ирода Антипы. Состоя на службе Римскаго правительства, ненавистнаго Иудеям, и Антипы, преданнаго римлянам, воины легко могли иметь такие пороки, как обида ближнего, или клевета на него, лихоимство в прибавок к получаемому ими от правительства содержанию. Иоанн требует, чтобы они воздерживались от их пороков, требует этого, как свидетельства их покаяния. Он не порицает военной службы, – служба воина необходима, но требует, чтобы воины проходили ее честно, оказывая любовь к ближним. Вот доказательство против сектантов, которые отрицают войну и военную службу!

Лк.3:15. Чáющым же лю́дем, и помышля́ющым всем в сердцáх свои́х о Иоáнне, едá тóй éсть Христóс,

Лк.3:16. отвещаваше Иоáнн всем, глагóля: áз ýбо водóю крещáю вы́: грядéт же креплий менé, емýже несмь достóин отреши́ти ремéнь сапогý егó: тóй вы́ крести́т Дýхом святы́м и огнéм:

Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, –

Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.

Народ иудейский во времена Иоанна Крестителя с нетерпением ожидал обещанного ему издревле Мессию. Давно уже не было среди иудеев пророка, и вот, когда явился Иоанн с проповедию своею в духе и силе древних пророков и стал крестить, то они начали думать: не Христос ли это? Тем более еще, что было в народе мнение, что когда придет Мессия, то будет крестить (Ст. 3. Мих.). Аз водою крещаю, т. е. погружаю в воду для обозначения доброй перемены в образе мыслей и жизни, для обозначения намерений после покаяния и исповедания грехов исправиться и жить Богоугодно, чтобы приготовить себя к принятию царства Христова, а – не для очищения и освящения (Злат., Кир. Алекс, и др.) На эту разность в крещении указывает сам Предтеча, когда говорит далее о крещении Христовом. Крещение Иоанново, как и все служение его, было приуготовительное, потому не давало очищающей и освящающей благодати Божией, как крещение Христово (См. ст. 3). Грядет же креплий Мене (идет сильнейипий Меня), т. е. Мессия, Иисус Христос, как Богочеловек, Емуже (у Котораго) несмь достоин отрешити (развязать) ремень сапогу (обуви) Его. На востоке не носили такой обуви, какую носим мы, по причине жары; но, чтобы прикрыть подошву ноги от камней и всего острого, или от горячего песка и т. п., к подошве ноги привязывали дощечку, называемую сандалией. Сандалии делались и из дерева, и из кожи. При входе в дом, сандалии обыкновенно снимали, а при выходе опять надевалн. Снимать и надевать сандалии было делом низших служителей. Выражение: Я недостоин развязать ремень обуви, у еванг. Матф. (3:11), понести обувь Его, означает унижение Иоанна пред И. Христом, он считает себя недостойным быть последним слугою Господа. Той вы крестит (Он будет крестить вас) Духом Святым и огнем. Крещение Духом Святым означает внутреннее действие на душу крещаемого, действие, очищающее и обновляющее ее, при прощении грехов по силе искупительных заслуг И. Христа (Иоан. 3:5). И огнем. Под огнем здесь разумеется то же очищающее и воспламеняющее душу, действие Св. Духа (Мих.). Духом Святым и огнем, – в этом отличие крещения Христова от Иоаннова. Под огнем некоторые из толкователей разумеют и гонения, какие верующие во Христа претерпевали и терпят всегда от неверных (Лук. 12:49).

Лк.3:17. емýже лопáта в рукý егó, и отреби́т гумнó своé, и соберéт пшени́цу в жи́тницу свою́, плéвы же сожжéт огнéм негасáющим.

Лк.3:18. Мнóга же ýбо и и́на, утешáя благовествовáше лю́дем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым.

Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.

Лопата – земледельческое орудие, которьм веют хлебные семена для отделения их от плевел. Гумно – место для вымолачивания семян. Оно означает весь мир, а прежде всего народ Иудейский. Отребит (очистит), т. е. отделит семя от плевел и соломы, и первое поместитъ в житницу, а последние сожжет огнем, который не угаснет, – неугасимым, доколе не истребит все, назначенное к истреблению. Пшеница – означает здесь прежде всего народ Иудейский, т. е. лучшую часть его, людей добродетельных и потому достойных царства Мессии; плевелы – худую часть народа, людей нечестнвых, а потому недостойных царства Мессии. Отребит (очистит) гумно и пр. Это значит, что Господь достойных примет в Свое царство, а недостойных не примет и еще подвергнет наказанию (Исаии 5:24). Слова сего стиха в отношении к членам церкви Христовой указывают на окончательный суд Божий над людьми, когда праведные из них будут отделены от грешных, и первые будут приняты в рай для блаженства, а грешники будут осуждены на адские мучения (Мат. 25:31 и дал.). В настоящее время Господь допускает в Своей церкви добрых и злых, подобно тому, как хозяин поля, во время жатвы принимает все, что приносят ему жнецы, но когда наступит определенный день судный, Господь вывеет гумно Свое и отделит хорошие зерна от соломы, т. е. будет судить нелицеприятно, и с полною и самою строгою справедливостию отделит избранных от отверженных. Житница изображает собою рай; сожжение в огне – мучение в аду (Матф. 13:37–43; 25:31–45). «Не будем же беспечны, поучает св. Златоуст; пока мы находимся на гумне, мы еще можем и из плевел обратиться в пшеницу». Адские мучения грешников Предтеча называет огнем неугасимым. В Писании ветхого завета адские мучения изображаются под различными видами, напр, под образом холодной воды (Иова 24:19), огня и жупела (кипящей смолы, Пс. 10); но Предтеча говорит только о наказании огнем, потому что это наказание – самое страшное, какое только можно вообразить: оно, само собою, дает понятие о всех видах мучений, ожидающих грешников во аде. Называя огонь неугасимым, он дает понять, что этот огонь не только никогда не может угаснуть, но что он никогда не истребляет – жжет вечно, причиняет нестерпимые и неизобразимые мучения. В Свящ. писании во многих местах говорится, что как блаженство праведников, так и мучения грешников, будут вечны. «Напрасно изъясняют адский огонь действием совести, пишет митрополит Филарет; напрасно вопрошают: какие это мучения? какой это огонь, который мог бы действовать на бессмертного человека? Но Кто мог сие тленное облещи в нетление (1Кор. 15:54), и сделать тело духовным, Тому трудно ли приготовить столь тонкий и проницательный огонь, чтобы так же был ощущаем смертным составом, как нынешний огонь внешним телом? Тщетно некоторые, – пишет тот же святитель, – для смягчения страшной угрозы вечным адским огнем, прибегают к милосердию Божию. Но какое милосердие для тех, кои с непреодолимым упорством отвергают милосердие? Бог есть единое бесконечное благо; уклонение от него – единое бесконечное зло.» «Ты скажешь: как огонь может быть неугасимым? – поучает св. Златоуст. Но не видишь ли ты солнце, всегда горящее и никогда неугасающее? не видишь ли купину Моисееву, также горящую и не сгараемую?»

Зач. 10-е. Иоанн Креститель и его проповедь (окончание) и крещение Христово.

Читается в понедельник 12-й недели по Пятидесятнице.

Лк.3:19. И́род же четвертовлáстник, обличáем от негó о Иродиáде жене брáта своегó, и о всех, я́же сотвори́ злáя И́род,

Лк.3:20. приложи́ и сиé над всеми, и затвори́ Иоáнна в темни́це.

Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за всё, что сделал Ирод худого,

прибавил ко всему прочему и тó, что заключил Иоанна в темницу.

Об Ироде чит. в объясн. 1 ст. Обличаем от него (от Иоанна Крестителя) о Иродиаде (за Иродиаду) жене брата своего. Иродиада была дочь Аристовула, сына Ирода великаго. Ирод Антипа и Филипп были сами дети сего Ирода. Таким образом, Иродиада приходилась племянницею как Ирода Антипы, так и Филиппа. Она была замужем за Филиппом и имела от этого брака дочь Саломию, которая, как повествуют еванг. Матфей (14 гл.) и Марк (6 гл.), в своих подробных сказаниях о смерти Крестителя, однажды в день празднования рождения Ирода, очень угодила царю и гостям. Ирод Антипа был женат на дочери Арабскаго царя Ареты, но, отослав ее от себя, еще при жизни Филиппа, взял себе жену его Иродиаду. За это-то и обличал его Иоанн, говоря ему: не должно тебе иметь ее женою; потому что такой поступок был совершенно беззаконен и соблазнителен для народа. Если законом Моисеевым повелевалось жениться на жене брата, то только в случае его смерти и притом бездетства (Второз. 25, 5. 6.). Иродиада, злобясь на Иоанна, хотела убить его, но не могла, повествует еванг. Марк (19 ст.). Она была сама по себе злая женщина. Злобилась же на Иоанна особенно за то, что могла бы лишиться царской власти, если бы его обличительная речь подействовала на Ирода, и он развелся бы с нею. Не могла убить – и собственною властию, и не могла принудить к тому и Ирода. Ирод, быть может, и сам желал бы убить своего обличителя, но, с одной стороны, как замечает св. Матфей (ст. 5), боялся народа: потому что почитали его за пророка; с другой стороны, как пишет св. Марк (20 ст.), боялся и потому, что сам знал его за мужа праведного и святого и многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Боялся убить, но все-таки заключил (затвори) пророка в темницу, а затем и умертвил. Так грех овладевает человеком! О смерти Иоанна Крестителя не говорит еванг. Лука: об этом написано у еванг. Матфея и Марка. Евангелист же Лука, говоря собственно о проповеди Иоанна и имея говорить о крещении им И. Христа, только к слову прибавляет о том, что было с ним впоследствии, именно о заключении его в темницу.

Лк.3:21. Бы́сть же егдá крести́шася вси́ лю́дие, и Иисýсу крéщшуся и моля́щуся, отвéрзеся нéбо,

Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо,

Евангелист Лука повествует о крещении Христовом короче, чем еванг. Матфей, и более сходно с еванг. Марком (Матф. 3:13–17. Мар. 1:9–11). Иисус Христос крестился – во 1-х для того, чтобы Своим крещением засвидетельствоват важность крещения Иоаннова, бывшего приготовительным к крещению, которое Он имел установить, и чрез это Своим примером установить и освятить первое христианское таинство крещения; освятить и самыя воды, имеющие давать освящение в таинстве крещения (Амвр. Мед). «Приемля крещение, говорит св. Златоуст, Иисус Христос убеждает всех в необходимости принимать установленное Им крещение». Он принял на Себя грехи человечества, и подвергает Себя действию, которое имело очищать грехи человеков. – Во 2-х, Иисус Христос крестился для того, чтобы тут во время крещения явить Себя иудейскому народу и всему миру, как истинного Мессию, свидетельством Бога Отца и сошествием Св. Духа (Мих.). Тут при крещении выразилось и смирение Господа для нашего спасения: с рабами Господь, с виновными Судья, с грешными Безгрешный идет креститься. Иисус Христос крестился, будучи 30-ти лет (см. ст. 23). В синаксаре на крещение Господне читаем: «крестился Иисус Христос 30-ти лет, – в таком возрасте, который у людей легко склоняется ко всякому греху. Ибо как первый возраст, младенческий, по словам св. Златоуста и Феофилакта, имеет многое невежество и неразумие; второй, юношеский, разжигается вожделением плотским; так тридцатилетний возраст совершенного мужа порабощен корыстолюбию, тщеславию, гневу и всяким грехам. До сего возраста Господь отложил крещение для того, чтобы исполнить закон всеми возрастами, чтобы освятить все наше естество и подать силу побеждать страсти и хранить себя от грехов смертных». К этому времени и Иоанн уже достаточно открыл народу Иудейскому, Кто – проповедуемый им Христос. После крещения Иисус Христос имел вступить в дело искушения рода человеческого. А по еврейским законам никакое общественное служение нельзя было начинать ранее 30-ти-летнего возраста. (См. 23 ст.) Еванг. Лука повествует, что Иисус Христос при крещении Своем молился. Это – особенная черта, которая не указана ни Матфеем, ни Марком. Крещение Христово было началом служения Его в качестве Мессии, следовательно, важнейшим событием в Его жизни; потому Он и ознаменовал это событие молитвою. «Омывая грехи человечества в Иорданских струях, пишет о. Вишняков, Иисус Христос молился о том, чтобы чрез Его безгрешное омовение распространилось очищение на все человечество и, может быть, также о том, чтобы Его человеческому естеству Отец даровал силы, если можно так выразиться, вполне совершить, начатый крещением, подвиг очищения и искупления человечества. Впоследствии, пред окончанием этого подвига, мы видим, – Он молился о том же самом. Разумеем моление о чаше. Последовавшими за молитвою знамениями Бог показал, что Он услышал молитву Сына Своего. Отверзстие небес, Божественный глас и видимое сошествие Св. Духа – вот знамения, которыми Бог ощутительно для всего народа, присутствовавшаго при крещении Господа Иисуса, ответил на крещение и молитву Сына Своего возлюбленного. Грехом первого человека закрылось для всего человечества небо, и вот чрез Господа-Искупителя оно открывается для него. В гласе с неба выражается вся отеческая любовь к Сыну, как Агнцу, берущему на себя грехи всего мира, и слышится великое слово о примирении неба с землею, Бога с человеками. Явлением Духа Св. в виде чистой из птиц, голубя свидетельствуется это примирение и очищение грехов человечества (см. далее). Отверзлось небо, – т. е. свод небесный, чувственное небо, на подобие того, как это бывает во время сильного блеска молнии. – В Евангелии Матфея говорится, что Иоанн удерживал И. Христа, когда Он пришел к нему креститься, говоря: мне надобно крестится от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? но Господь сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Это значит, что Иоанн Предтеча считал себя недостойным крестить Господа и сознавал нужду в собственном крещении, но Господь говорил, что так требуется по воле Божией – как Законодателю, Ему прежде других надлежало исполнить закон (Блаж. Иерон.).

Лк.3:22. и сни́де Дýх святы́й телéсным о́бразом, я́ко гóлуб, нáнь: и глáс с небесé бы́сть, глагóля: ты́ еси́ Сы́н мóй возлю́бленный, о тебе благоволи́х. и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!

Дух Святый, третье лице Св. Троицы, сошел на И. Христа в виде голубя по причине чистоты и кротости сей птицы. С другой стороны, как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличный сучечек; так и теперь Дух Святый в виде голубя возвещает разрешение грехов чрез Христа. (Феоф.). Сошествие Духа Св. на И. Христа указывало еще на то, что Его человечеству сообщаются все дары Духа Св. Сошествие Духа Св., как равно и голос Бога Отца при крещении И. Христа, были для того, чтобы торжественным образом явить Его Мессиею. Господь И. Христос, как Сын Божий, по Божеству Своему неразлучен с Отцом и Духом, и по человечеству всегда был исполнен Духа Св.; но Дух Св, сошел на Господа для того, чтобы в Нем познали люди Сына Божия, Спасителя мира; чтобы в самом начале Нового Завета тайна Пресв. Троицы, древле сокровенная, явилась и явственно открылась ведению и слуху человеческому (Тр. Лист.). Глас с небесе, т. е. от Бога Отца. Это было со стороны Бога Отца торжественное объявление Иисуса Христом, Мессиею. Сын Мой возлюбленный, т. е. второе лицо Пресв. Троицы, равночестное первому – Богу Отцу и третьему – Духу Святому. В Тебе Мое благоволение (о Тебе благоволих). В этих словах указывается на полноту той любви, какую имеет Бог Отец к Сыну, и вместе с тем изливает чрез Него на все человечество. – Является вопрос: если так ясно было засвидетельствовано Божество Иисуса Христа при крещении, почему же не уверовали в Него иудеи? – «По жестокосердию своему, отвечает св. Златоуст. Ибо и при Моисее много было чудес, но народ и после громов, труб и молний слил себе тельца, да и те же самые, которые были при крещении и видели после воскресение Лазаря, однако-ж не только не уверовали в Того, Кто сотворил это чудо, но часто покушались даже убить Его. Когда душа находится в безчувственности, развращении и зависти, то она не убеждается никакими словами. Впрочем, нельзя думать, будто явление Бога при крещении Иисуса Христа осталось безплодным для всех». – В Палестине на реке Иордане доселе известно то место, где крестился И. Христос. Там, особенно в первые три дня Страстной недели, целыми сотнями и тысячами стараются погрузиться в священные воды Иордана при пении: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи"…

Зач. 11-ое. Родословие Иисуса Христа.

Читается во вторник 18-й недели по Пятидесятнице.

Лк.3:23. И тóй бе Иисýс я́ко лет три́десять начинáя, сы́й, я́ко мни́м, Сы́н Иóсифов, илиев, Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев,

Св. еванг. Лука в своем Евангелии родословие Христово приводит так же, как и Матфей (1 гл.), так как у еврейских и вообще у восточных писателей вдревле было в обычае, при описании жизни какого-либо знаменитого лица, указывать и на родословную таблицу. Только св. Лука излагает родословие по восходящей линии, начиная от мнимого отца Его, Иосифа, обрученника Пресв. Богородицы, а Матфей по нисходящей, от Авраама, первого праотца еврейского народа, из которого по Божественному произволению произошел Спаситель. Так как св. Лука писал свое Евангелие для христиан из язычников (греков), по понятиям которых происхождение человека покрыто непроницаемым мраком и у которых ходили самые нелепыя басни о первобытных людях; то он и предлагает в своем родословии краткое, истинное сказание о происхождении И. Христа (гл. 1 и 2), а вместе с Ним и всех людей от единого человека, от единой крови, – с одной стороны для того, чтобы рассеять прежние языческие нелепые басни о первобытных людях, а с другой, и главн. образом для того, чтобы показать, что в И. Христе, согласно обетованию, данному еще прародителям в раю (Быт. 3:15), спасение открыто всему человеческому роду, а не одним только Иудеям (Проф. Богосл.). Св. Матфей поместил родословие И. Христа вначале Евангелия, и это – потому, что евреи, для коих он первоначально предназначал свое Евангелие, издавна имели и уважали родословныя записи: известно, что они постоянно хвалились тем, что происходят от Авраама (Мат. 3:9. Иоан. 8:33.). Евангелист же Лука поместил родословие после крещения потому, что с этого времени И. Христос, как Божественный посланник и как чаяние языков, выступает на дело общественного служения роду человеческому. Так же точно поступил и писатель книги Исход, поместивший родословную Моисея при вступлении его в общественное служение в качестве посланника Божия и освободителя народа еврейского от рабства египетскаго (6:4–26). Яко лет тридесят, начиная (Свое служение). По еврейскому закону, то или другое общественное служение, напр, начальника, священника, судии, учителя и т. п., полагалось начинать по достижении тридцати лет, как вполне зрелого возраста. (См. 21 ст.) Так начал и Иисус Христос Свое служение спасению рода человеческого. Яко мним (как думали), Сын Иосифов. Тайна воплощения Христова была сокрыта, посему все считали Его действительным Сыном Иосифа и Марии.

Лк.3:24. Матфáтов, Левиин, Мелхиин, Ианнáев, Иóсифов,

Лк.3:25. маттафиев, Амóсов, наýмов, если́мов, наггéов,

Лк.3:26. маáфов, маттафиев, семеиев, Иóсифов, Иýдин,

Лк.3:27. Иоáннанов, рисáев, зоровáвелев, Салафии́лев, нириев,

Лк.3:28. Мелхиев, Аддиев, косáмов, Елмодáмов, И́ров,

Лк.3:29. Иосиев, Елиезéров, Иори́мов, Матфáтов, Левиин,

Лк.3:30. Симеóнов, Иýдин, Иóсифов, Ионáнов, Елиаки́мов,

Лк.3:31. мелеáев, маинáнов, маттафáев, нафáнов, Дави́дов,

Лк.3:32. Иессéов, ови́дов, воóзов, Салмóнов, Наассóнов,

Лк.3:33. Аминадáвов, Арáмов, Есрóмов, Фарéсов, Иýдин,

Лк.3:34. Иáковль, Исаáков, Авраáмов, Фáрин, Нахóров,

Лк.3:35. Серýхов, Рагáвов, Фалéков, Евéров, Салáнов,

Лк.3:36. Каинáнов, Арфаксáдов, Си́мов, Нóев, лáмехов,

Лк.3:37. Мафусáлев, Енóхов, Иáредов, Малелеи́лов, Каинáнов, Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов,

Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев,

Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин,

Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев,

Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров,

Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин,

Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов,

Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов,

Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов,

Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин,

Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров,

Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин,

Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов,

Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов,

Родословие еванг. Луки разнится во многом от родословия св. Матфея. Так, по родословию Матфея, отец Иосифа, обручника Пресв. Богородицы, был Иаков (16 ст.), а по родословию Луки, Илий (23 ст.); Салафиил и Зоровавел по обоим родословиям имели разных отцев и сыновей: по Матфею отец Салафииля был Иехония (12 ст.), по Луке – Нирий (27 ст.); по Матфею, сын Зоровавеля – Авиуд (13 ст.), а по Луке – Рисай (27 ст.). Имена лиц от Давида до Салафииля (Матф. 7–12 ст., Луки 31–37) и от Зоровавеля до Иосифа (Матф. 13–16. Луки 27–37), по обоим родословиям, разные и число их не одинаково. Но вся эта разность объясняется, во 1-х, тем, что св. Лука исчисляет предков Девы Марии или отца ея Илия (Иоакима), а св. Матфей – предков Иосифа, так как оба они происходили из рода Давидова, только по разным линиям (Проф. Богословский); во 2-х, она объясняется законом так называемого ужичества (родственности), по которому брат или ближайший родственник умершего бездетным должен был взять его вдову и от нее продолжать род, и рожденные таким образом дети имели как бы двух отцев, одного по плоти и другого по закону (умершего). Посему, напр., Салафииль называется у еванг. Матфея сыном (по закону) Иехонии – бездетного, а у Луки – Нирия, который возстановил род сего Иехонии. От усыновленного Салафиилю, Зоровавеля родились Авиуд и Рисай, и еванг. Матфей ведет родословие по первому, а св. Лука по второму, точно так же, как первый ведет родословие от Давида чрез Соломона, а второй чрез Нафана (Еп. Мих.).

Лк.3:38. Енóсов, Си́фов, Адáмов, Бóжий.

Еносов, Сифов, Адамов, Божий.

Адамов, Божий. «Рождение Господа, замечает при этом блаж. Феофилакт, как бессеменное, встречало недоверие. Посему евангелист, желая показать, что и в другое время человек произошел без семени, от низших восходит до Адама и Бога. Он говорит как бы так: если ты не веруешь, как второй Адам (т. е. Христос Спаситель) родился без семени; то обратись умом к первому Адаму, и ты найдешь, что он сотворен Богом без семени, и – после сего не будешь неверен.»


Комментарии для сайта Cackle