протоиерей Иоанн Бухарев

Толкование на Евангелие от Луки

 Глава 3Глава 4Глава 5 

Глава 4

Зач. 12-е. Искушение Иисуса Христа.

Читается в среду 12-й недели по Пятидесятнице.

Историю искушения И. Христа диаволом в пустыне еванг. Лука излагает почти в одних и тех же словах, что и еванг. Матфей (4 гл.), с некоторыми, впрочем, особенными чертами и некоторою разницею в порядке искушений. Разница эта, конечно, не составляет противоречия, потому что суть не в порядке искушений, а в самом образе их.

Лк.4:1. Иисýс же испóлнь Дýха свя́та возврати́ся от Иордáна: и ведя́шеся Дýхом в пусты́ню,

Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.

Ведяшеся (поведен был) Духом, т. е. Святым, сошедшим на И. Христа при крещении (Зигаб.). Это значит, что И. Христос не Сам Своею волею, а как человек, повинуясь Духу Св., сошедшему на Него при крещении, идет в пустыню. В пустыню. По преданию, это была пустыня, лежавшая на западе от Иерихона. Доселе она носит название Сорокодневной или Горы искушения. Это – дикое и страшное место, в котором укрывались звери и разбойники. И. Христос после крещения веден был в пустыню для приготовления к великому делу спасения рода человеческого и для поражения искусителя. Ему нужно было тут наедине с Богом Отцом, в беседе с Ним, строгим постом и молитвою укрепиться на предстоящее Ему великое дело спасения рода человеческого. Св. Златоуст при этом замечает: «не Сам пришел, а был Духом отведен в пустыню, поучая нас не вдаваться самонадеянно в искушения.

Лк.4:2. дний четы́ридесять искушáем от диáвола: и не я́ст ничесóже во дни́ ты́я: и скончáвшымся и́м, последи́ взалкá.

Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.

Искушаем от диавола. Диавол с греческого означает соблазнитель, это – согрешивший и отпадший от Бога ангел, враг всего доброго, существо злое, враждебное добру. Конечно, диавол являлся И. Христу для искушения в человеческом виде. Диаволу желалось искусить Христа, т. е. узнать, действительно-ли Он есть Мессия – Христос, – узнать это посредством соблазна к греховным действиям. Искушать вообще значит испытывать, дознавать, соблазнять, склонять к чему-либо недоброму. От диавола сокрыто было Богом, что И. Христос есть Спаситель мира, Богочеловек. Диавол полагал, что И. Христос не больше, как праведный человек, за добродетель усыновленный Богом. Тремя видами греховной похоти искушал сатана праотцев в раю: похотию плоти – добро древо в снедь, похотию очес – угодно очима видети, и гордостию житейскою – будете яко бози. Таким же образом искушал И. Христа и диавол (Троиц. Лист.). «Не выдержал искушения первый Адам в раю, победил искусителя второй Адам, Господь Иисус в пустыне. Не яст ничесоже во дни тыя (в те, т. е. 40 дней). Столько же дней постились Моисей (Исх. 34:28) и Илия (3Цар. 19:8). Число 40 в Свящ. писании напоминает или наказание за грех – так 40 дней шел дождь потопный (Быт. 7 гл.), 40 лет Евреи странствовали по пустыне (Чис. 14); или покаяние, – таков был пост Моисея (Втор. 9 гл.), и Ниневитян (Ион. 3 гл.). Не сохранил поста первый Адам в раю; Господь И. Христос, второй Адам, выполннл это – выдержал самый строгий пост.» (Троиц. Лист.). Постился Христос не для того, что Ему нужен был пост, но для нашего научения, что пост есть сильное оружие против греха, против диавола. Постился не более сорока дней для того, чтобы чрезмериым величием чуда не сделать сомнительною самую истину воплощения (Злат.). У еванг. Марка прибавлено, что И. Христос был в пустыне со зверями (1:13). Этим говорит он, что И. Христос, как Возстановитель рода человеческого в первое райское состояние, был среди зверей, как Адам в раю, когда ему были послушны и нестрашны самые дикие звери, и ни один из них не сделался для Него орудием искушения, как некогда змей из среды их послужил орудием падения прородителей (Мих.).

Лк.4:3. И речé емý диáвол: áще Сы́н еси́ Бóжий, рцы́ кáменеви семý, да бýдет хлеб.

И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.

Аще (если) Сын ecu Божий, т. е. Мессия, Котораго Сам Бог наименовал при крещении Сыном Своим. Слышав этот голос, свидетельствовавший, что И. Христос есть Сын Божий, а с другой стороны, видя Его алчущим, диавол не может убедиться вполне, чтобы Он был Сын Божий: как может алкать Сын Божий? и потому приступает к Нему со словами: Если Ты Сын Божий и пр. (Злат, и Афан. Вел.). Каменевы (камню) сему, у еванг. Матфея, камням сим, – внроятно, тем, которые находились на месте искушения. Сущность сего искушения такова, что, если Ты Мессия, то зачем же Тебе алкать – как бы так говорит искуситель Христу, – когда достаточно только Твоего одного слова для того, чтобы превратить камни в хлебы и затем насытиться ими? (Феоф.). Тут диавол имел намерение соблазнить Иисуса Христа нетерпеливостию, невоздержанием и нарушением поста – похотию плоти (1Иоан. 2:16). С другой стороны, искуситель склонял Господа для насыщения тела прибегнуть к средству чудодейственному – к претворению камней в хлебы, тогда как чудодейственные силы Бог употребляет только в особенных случаях и для особенных духовных целей (Пав. Кишин.).

Лк.4:4. И отвещá Иисýс к немý, глагóля: пи́сано éсть, я́ко не о хлебе еди́ном жи́в бýдет человек, но о вся́ком глагóле Бóжии.

Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.

Спаситель говорит искусителю, что не нужно творить чудо превращения камней в хлебы, а что можно удовлетворять голод и другими предметами, по указанию или действию Божию, почему и указывает на изречение из книги Второзакония (8:3), где говорится, что Бог, напр., питал манною народ Израильский в пустыне. Это – ближайший смысл изречения. Но в нем содержится указание и на духовную пищу, которою питается верующий человек, т. е. на Слово Божие, на божественные заповеди и повеления, исполнение коих составляет духовную пищу, более нужную для человека, чем пища телесная (Иоан. 4:34). При этой духовной пище забывается и телесный голод (Мих.). Господь как бы так говорит искусителю: «зачем ты побуждаешь Меня прибегнуть для утоления Моего голода к чудодейственной силе, которою Я обладаю? Если бы для напитания Меня теперь нужно было чудо, то Сам Бог чудесно напитал бы Меня, как напитал Он некогда израильтян в пустыне манною. Зачем ты искушаешь Меня напоминанием о телесной пище и склоняешь нетерпеливо, чудесным образом утолить Мой голод, когда Слово Божие, беседа с Богом для Меня сладостнее всякой пищи, и так насыщает Меня, что заставляет забыть о пище телесной? Не забывают ли люди о пище, слушая приятную беседу, даже человеческую; не тем ли естественнее забыть о пище среди сладостной беседы с Богом»? (Пав. Кишин.)

Лк.4:5. И возвéд егó диáвол на горý высокý, показá емý вся́ цáрствия вселéнныя в чáсе (черте) врéменне.

И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,

На гору высоку, – неизвестно, какую. Есть в Палестине гора, по преданию, называемая Горою искушения. Но нельзя с достоверностию утверждать, что на ней именно происходило искушение Господа. Вероятно, это была вершина какой-либо горы, с которой можно было видеть большую часть Палестины (Мих.). Предание указывает в Горе искушения и пещеру, где Спаситель мира приуготовлял Себя сорокодневным постом к великому делу Своего служения (Свящ. ист. Рудак.). Все царствия вселенныя, у еванг. Матфея прибавлено и славу их, т. е. все, что есть на земле прекраснейшего, богатейшего и наилучшего, в часе временне (во мгновение времени). Должно предположить, что диавол показал царства Спасителю каким-либо непостижимым действием и не в действительности, а только лишь в призраке. (Мих.)

Лк.4:6. И речé емý диáвол: тебе дáм влáсть сию́ всю́ и слáву и́х: я́ко мне преданá éсть, и, емýже áще хощý, дáм ю́:

Лк.4:7. ты́ ýбо áще поклони́шися прéдо мнóю, бýдут тебе вся́. и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;

итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое.

Тебе дам власть сию всю (власть над всеми сими царствами). В этих словах слышится горделивое и лживое предвосхищение власти, принадлежащей одному Богу, как Творцу п Промыслителю всего. Аще поклонишися предо мною (если Ты поклонишься мне). На востоке был обычай путешествовать на поклонение великим людям – в знак почтения к ним. Так волхвы, восточные мудрецы, приходили в Вифлеем на поклонение новорожденному Спасителю (Матф. 2:2). Присваивая себе права над миром, принадлежащие Богу, диавол требует и поклонения себе, как Богу. Цель сего искушения состоит в том, чтобы возбудить в И. Христе властолюбие и корыстолюбие – похоть очес (1Иоан. 2:16). Диавол прибегает к этому роду искушения, потому что знает, что человек нередко забывает о пище, бывает готов унизить свое достоинство, пожертвовать своею честью, лишь бы только удовлетворить своей страсти властолюбия и корыстолюбия.

Лк.4:8. И отвещáв речé емý Иисýс: иди́ за мнóю, сатанó пи́сано éсть: поклони́шися Гóсподу Бóгу твоемý, и томý еди́ному послýжиши.

Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.

Писано есть (написано): поклонишися Господу Богу твоему и пр. Это – слова, которые говорил Моисей, когда пред своею смертию увещевал евреев не служить богам языческим, – богам тех народов, которые будут жить с ними в Обетованной земле или Палестине (Втор. 6:13); ибо божеское поклонение должно воздавать только одному истинному Богу. Так Господь словами Свящ. Писания отражает второе диавольское искушение!

Лк.4:9. И ведé егó во Иерусали́м, и постáви егó на криле церкóвнем, и речé емý: áще Сы́н еси́ Бóжий, вéрзися отсю́ду дóлу:

Лк.4:10. пи́сано бо éсть, я́ко áнгелом свои́м заповесть о тебе сохрани́ти тя́:

Лк.4:11. и на рукáх вóзмут тя́, да не когдá преткнéши о кáмень нóгу твою́.

И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз,

ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.

На крыле церковнем (на крыле храма). Вероятнее всего, – на той части храма, которая называлась притвором Соломоновым. Этот притвор находился над страшною пропастью, так что нельзя было без содрагания смотреть с него вниз. Крылом храма могла называться эта часть его потому, что поформе уподоблялась распростертым крыльям птицы (о храме чит. в объясн. 9 ст. 1 гл.). Соблазняя Господа броситься сверху вниз, диавол ссылается на слова из Псалтири, где обещается помощь всякому, уповающему на Бога (Пс. 90:11–12). Тут диавол имел намерение возбудить в Иисусе Христе желание – так сказать, вынудить чудо со стороны Бога, причем обнаружились бы в Спасителе тщеславие, самонадеянность и духовная житейская гордость (1Иоан. 2:16). Не можем не привести здесь несколько строк из Троиц. Лист., очень поучительных для наших раскольников и сектантов. «Диавол привел слова Писания: Ангелом Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя, но умолчал, что там дальше сказано: на всех путях твоих; а предлагаемый Господу диаволом путь броситься с кровли храма в надежде на чудесное спасение от Бога, не есть путь, Богом определенный. Какой отсюда урок тем, кто берется самочинно, по своему смышлению, толковать Свящ. писание! Спаситель показал, что нельзя брать места Свящ. писания отрывками, не обращая внимания на другие места того же Писания; но именно так и делают все те, которые по своему мудрованию толкуют Слово Божие, – все раскольники, сектанты, все пашковцы, молокане, штундисты и им подобные».

Лк.4:12. И отвещáв речé емý Иисýс, я́ко речéно éсть: не искýсиши Гóспода Бóга твоегó.

Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.

Не искусиши (не искушай) Господа Бога твоего. Эти слова – из книги Второзакония (6:16). Их говорил Моисей Евреям, запрещая искушать Бога, когда они требовали чуда по недостатку воды (Исх. 17:1 и дал.)! Смысл ответа Спасителя таков: не должно требовать чуда от Бога по своему произволению. Бог, помогая Своим верующим, делает для них и чудеса, но только в случаях опасности, как, напр., было при переходе евреев чрез Чермное море; а не по всякому их желанию, тем более не тогда, когда человек сам добровольно подвергает себя опасности, или когда имеет в виду суету, тщеславие и гордость (Пав. Кишин.).

Лк.4:13. И скончáв всé искушéние дiáвол, отъи́де от негó до врéмене.

И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени.

До времени, т. е. не совсем оставил, а до времени прекратил свои нападения. Под этими нападениями толкователи разумеют те, которые диавол производил посредством своих орудий, – врагов Христовых: книжников и фарисеев, старейшин и, наконец, ученика Его Иуды, которые довели Его до позорной смерти на кресте. У еванг. Матфея сказано: и се Ангелы приступили и служили Ему (И. Хр.). «Пока продолжалась брань, Христос не допускал являться Ангелам, чтобы не отогнать того, кого надлежало уловить», замечает, объясняя эти слова евангелиста, Златоуст. Чем Ангелы послужили Господу в пустыне – об этом не сказано в Евангелии. – Так кончалось искушение Господа от диавола, так Он отразил врага-искусителя словами Свящ. Писания. Это – пример для нас, как и чем и мы можем отражать от себя его искушения.

Лк.4:14. И возврати́ся Иисýс в си́ле духóвней в Галилéю: и весть изы́де по всéй стране о нéм.

Лк.4:15. И тóй учáше на сóнмищах и́х, слáвим всеми. И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.

Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.

В силе духовней, т. е. исполненный даров Духа Святаго и таким образом вполне приготовленный к великому делу Своего служения. В Галилею. О Галилее чит. в объясн. 26 ст. 1 гл. О синагоге чит. ниже.

Зач. 13-е. Проповедь И. Христа в Назаретской синагоге.

Читается в четверг 18-й недели по Пятидесятнице и в Новолетие.

Лк.4:16. И прии́де в назарéт, идеже бе воспитáн: и вни́де, по обы́чаю своемý, в дéнь суббóтный в сóнмище, и востá чести́.

Лк.4:17. И дáша емý кни́гу Исáии прорóка: и разгнýв кни́гу, обрете место, идеже бе напи́сано: И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.

Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:

Прииде (пришел) в Назарет, идеже бе воспитан. Чит. в объясн. 26 ст. 1 гл. и 39 ст. 2 гл. По обычаю (обыкновению) Своему. Из сего видно, что в день субботний в сонмище (в синагогу) И. Христос, когда жил в Назарете, до вступления Своего в дело общественного служения спасению рода человеческого, как истый Израильтянин часто ходил для молитвы и чтения Слова Божия. Какой в этом пример для нас, Его учеников, – как можно чаще посещать храм Божий для молитвы и поучения в Слове Божием! Синагога, это – здание для религиозных собраний иудеев в городах и селениях. Для выражения веры в единство Божие, у Евреев храм был один в Иерусалиме. В синагогах собирались они по субботам и праздникам. При собраниях в синагогах читался закон, т. е. Пятокнижие Моисеево, и книги пророческие, – читалось определенное место из них. За чтением следовало объяснение прочитанного, т. е. произносилась речь по поводу чтения, – объяснение или речь произносил или начальник синагоги, или с его соизволения всякий желавший – и молитва. Касательно устройства синагоги должно заметить, что это была большею частью прямоугольная комната, и в ней кафедра или место для чтения закона. Книга закона хранилась тут же в особенном ковчеге. Против кафедры были устроены седалища для слушающих – особо для мужчин и особо для женщин. Книги тогдашнего времени имели вид свертков; это – длинные и узкие полосы или листы пергамента, исписанные с одной стороны и свивавшиеся в сверток внутрь исписанною стороною. Каждая книга составляла отдельный сверток или свиток. И. Христос пришел в Назарет и вошел в синагогу уже после посещения Им многих городов Галилеи, где проповедуя совершал Он много чудес (Мат. 4:23–23). О чудесах Его уже было слышано и в Назарете (23 ст.). Но чудесам Христовым здесь не верили, или не давали такой важности, чтобы считать их деламн Мессии. Хотелось им самим что-нибудь чудесное видеть от Него, хотя впрочем и в таком случае они неспособны были принять Его, как приняли другие. В них слишком сильны были предубеждения, посеянные долговременным пребыванием И. Христа в Назарете, в убогом виде. В таком то расположении к Себе нашел сердца своих соотечественников Господь в то время, когда явившись в Назарет, вошел в синагогу их и начал учить. Разгнув (раскрыв) книгу, обрете (нашел) место. Неизвестно, было ли это место очередным чтением в тот день, или Господь нарочито избрал его для Своей речи.

Лк.4:18. Дýх Госпóдень на мне: егóже рáди помáза мя́ благовести́ти ни́щым, послá мя исцели́ти сокрушéнныя сéрдцем, проповедати пленéнным отпущéние и слепы́м прозрение, отпусти́ти сокрушéнныя во отрáду,

Лк.4:19. проповедати лето Госпóдне прия́тно.

Лк.4:20. И согнýв кни́гу, отдáв слузе, седе: и всем в сóнмищи óчи беху зря́ще нáнь. Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,

проповедовать лето Господне благоприятное.

И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.

Дух Господень на мне и пр. Это – слова из книги пророка Исаии (61 гл. 1–2 ст.). В них св. пророк от лица имевшего придти, Мессии изображает цель Его пришествия: открытие благоприятного времени, времени отрады и утешения для народа Израильского и т. п. Евангелист приводить слова пророка не буквально, несколько иначе. Дух Господень, т. е. дары Господа, Иеговы. Помаза Мя (помазал), т. е. посвягил, поставил Меня. Помазание у евреев было знаком избрания Божия на должность первосвященника, царя и пророка и сообщения особенных даров для прохождения этих должностей. Помазанник – по-гречески Христос, а по-еврейски Мессия (Чит. в обьясн. 11 ст. 2 гл.). Благовестити (благовествовать) нищим, т. е. проповедывать радостную весть о спасении людям бедным, несчастным и нищим духом, т. е. смиренным, сознающим себя грешными и живущим только милостию Божиею (Слич. Матф. 5:3 и 11:5). Исцелять сокрушенных сердцем, то же, что по Матфею, плачущих (5:4), т. е. скорбящих о своей греховности. Плененным отпущение (освобождение), т. е. находящимся в плену у диавола, у греха. Слепым прозрение – слепым телесно и слепым духовно, т. е. неведущим веры и закона. Отпустити сокрушенныя во отраду (измученных на свободу) – измученных скорбями о грехе, борьбою со грехом. Выражение заимствовано от обычая древних жестоко обращаться с пленными и мучить их. Проповедати лето Господне приятно (благоприятное), т. е. новое, счастливое время, которое наступить, когда Хрисгос совершит спасение людей. Выражение взято от так называвшегося у евреев юбилейного года, который приходился чрез 49 лет в пятидесятое и быль у них праздничным; тогда пленных и рабов отпускали на свободу, купленные имения возвращали обратно и на весь год все освобождались от работ. (Лев. 25:8 и дал.). «Где же это лето приятно, которое принес Господь?» вопрошает епископ Феофан, и отвечает: «оно в душах верующих. Земля никогда не будет превращена в рай, пока будет существовать настоящий порядок вещей, но она есть и будет поприщем приготовления к райской жизни. Кто слушает Господа и исполняет все, заповеданное Им, тот получает благодать, и силою ее наслаждается в себе летом приятным».

Лк.4:21. И начáт глагóлати к ни́м, я́ко днéсь сбы́стся писáние сиé во ýшию вáшею.

И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.

Днесь сбыстся Писание во ушию вашею (ныне исполнилось Писание сие, слышанное вами), т. е. то, что предсказал пророк Исаия о Мессии и что сейчас было прочитано, это и творит Он, И. Христос. Со времени крещения Своего, когда Дух Святый исполнил Его и по человечеству Божественных даров, Он начал проповедывать Свое Евангелие Царствия людям, из которых бедные, уничиженные и нищие духом в особенности внимали Ему и делались Его учениками; начал исцелять сокрушенных сердцем в сознании их греховности; проповедыват пленвнным грехом освобождение от него и его последствий, лишь бы они каялись и веровали в спасительную жертву Христову; слепым духовно прозрение, т. е. разумение истины и закона, а равно и слепым телесно исцеление; измученных грехом и диаволом отпускать на свободу от сего состояния, вообще устроять новое блаженное для истинно верующих и исполняющих закон Христов лето или время.

Зач. 14-ое. Проповедь в Назаретской синагоге. (окончание).

Читается в пяток 18-й недели по Пятидесятнице.

Лк.4:22. И вси́ свидетелствоваху емý, и дивля́хуся о словесех благодáти, исходя́щих из ýст егó, и глагóлаху: не сéй ли éсть Сы́н Иóсифов?

И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

Свидетельствоваху (засвидетельствовали) Ему (И. Хр.), т. е. соглашались, что Он верно истолковал слова пророка об ожидаемом Мессии Дивляхуся о словесех (дивились словам) благодати и пр., т. е. удивлялись. Его мудрости, сладости и силе Его речи (слич. Иоан. 7:46), – засвидетельствовали и дивились, но, как видно далее, не уверовали в Него, – не согласились с тем, что Он есть Самый Мессия. Им казалось странным признать за Мессию своего соотечественника, которого родителей, братьев и сестер они знали: не сей ли есть сын Иосифов? У еванг. Матфея и Марка прибавлено: откуда у Него такая премудрость и как такие чудеса совершаются Им? Не плотников-ли Он сын? Не Его ли мать Мария и братья, Его Иаков, и Иосий, и Симон, и Иуда? И соблазнялись о Нем. «Не извинительно, пишет св. Златоуст, блазнение назаретян об И. Христе, ибо и в прежние времена много примеров имели тому, что у незнатных родителей были знаменитые дети. Таковы были Давид, Амос, Михей. Следовательно, и пред Христом должно было благоговеть и придти в изумление, потому наиболее, что, имея таковых родителей, говорил необыкновенно. Сие ясно показывало в Нем не человеческое обучение, а божественную благодать. Но зависть лукава и часто противоречит сама себе: что было и странно, и чудно, и достаточно к тому, чтобы привлечь их, то самое их соблазнило.»

Лк.4:23. И речé к ни́м: вся́ко речéте ми́ при́тчу сию́: врачý, исцели́ся сáм: ели́ка слы́шахом бы́вшая в капернаýме, сотвори́ и зде во отéчествии своéм.

Лк.4:24. Речé же: ами́нь глагóлю вáм, я́ко ни котóрый прорóк прия́тен éсть во отéчествии своéм:

Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, тó, чтó, мы слышали, было в Капернауме.

И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.

Тут слова Христовы назаретянам имеют следующий смысл: «вы, слыша от Меня, что Я Мессия, можете сказать Мне, чтобы Я среди вас сотворил какое-либо чудо для уверения в истине Моих слов, и таким образом явился бы пред вами истинным Мессиею – (врач вылечи себя), сотворил, например, такие же чудеса, какие Я сотворил в Капернауме.» Что было совершено Господом в Капернауме, евангелист говорит ниже (ст. 31–41). Аминь глаголю вам (истинно говорю) и пр. Т. е. Господь знал, что назаретяне желают видеть от Него чудеса у себя не для того, чтобы уверовать в Него, а так, из любопытства, даже, быть может, и из тщеславия, и не совершил чудес (Матф. 25 ст.), но еще обличил их. Также точно еще однажды Он обличил Фарисев, требовавших от Него чуда, но не имевших желания веровать в Него (Матф. 16:3–4). Никоторый (никакой) пророк приятен есть (не принимается) во отечествии своем, т. е. обыкновенно не верят в пророческое служение того, кто до времени призвания служению жил и действовал между соотечественниками своими, как простой человек. Но это должно понимать не в смысле полного отрицания, потому что не все же соотечественники не верят, иные и верят. В Свящ. писании нередко употребляется полное отрицание вместо ограничения: таковы наприм. у еванг. Матфея слова Господа: не заботьтесь, что вам ясть и что пить и во что одеться (6:25). Не собирайте себе сокровищ на земле (19). Таким образом словами: никакой пророк и пр., которыя составляли народную пословицу, выражается, что труднее быть цризнанным за необыкновенного человека на месте рождения и воспитания, чем в других, чужих местах. У евангел. Матфея и Луки прибавлено: и в доме своем. «Присовокупил эти слова, замечает св. Златоуст, как думаю, разумев своих братьев.» Известно, что сначала враждовали против И. Христа и некоторые из братьев. Так, поветствуется в житии ап. Иуды, брата Господня (19 июня), когда Иосиф, которому обручена была Пресв. Богородица, стал делить свою землю между детьми, рожденными от умершей жены; то пожелал дать часть и Господу Иисусу, рожденному преестественно Св. Девою Мариею. Тогда три сына, в том числе и Иуда, не хотели этого, и только четвертый, св. Иаков, принял Его в свою часть. Впоследствии Иуда раскаялся и глубоко уверовал во Христа. В пример того, как пророки не принимаются в отечестве своем, Господь приводить двух великих пророков древности, Илию и Елисея, в очень важное время их жизни, которые иногда совершали чудеса не своим соотечественникам, а чужестранцам, и притом язычникам. (Это указание для Феофила, для которого еванг. Лука писал свое Евангелие, было очень назидательно).

Лк.4:25. пои́стинне же глагóлю вáм: мнóги вдови́цы беша во дни́ илиины́ во Изрáили, егдá заключи́ся нéбо три́ лета и мéсяц шéсть, я́ко бы́сть глáд вели́к по всéй земли́:

Лк.4:26. и ни ко еди́ной и́х пóслан бы́сть илиá, тóкмо в сарéпту Сидóнскую к жене вдови́це.

Лк.4:27. И мнóзи прокажéни беху при Елиссéи прорóце во Изрáили: и ни еди́н же от ни́х очи́стися, тóкмо неемáн сириани́н.

Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;

много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.

Заключися (было заключено) небо три лета (года) и месяц шесть. Это, по-видимому, не согласно с повествованием книги Царств (3Цар. 18 гл.), где говорится, что пророк Илия возвратился к Ахаву из Сарепты на третий, а не на четвертый год, и скоро затем последовал дождь. Для объяснения этого разноречия нужно принять во внимание то, что до путешествия пророка в Сарепту, после откровения Божия ему о бездождии, он провел целый год при потоке Хораве (3Цар. 17:3 и дал.). В Сарепту Сидонскую. Сарепта Сидонская, это было селение, принадлежавшее к округу города Сидона, в Финикийской земле, которая лежала на северо-западе от Палестины. (Чит. 3 Дар. 17 гл. 5 ст. и дал.) Мнози прокажени беху (были) и пр. Что за болезнь была проказа, о том чит. ниже в объясн. 12 ст. 5 гл. Нееман Сирианин, это был военачальник в Сирийском царстве, лежавшем на северо-востоке от Палестины. (Чит. 4Цар. 5 гл.).

Лк.4:28. И испóлнишася вси́ я́рости в сóнмищи, слы́шавшии сия́:

Лк.4:29. и востáвше изгнáша егó вóн из грáда, и ведóша егó до верхý горы́, на нéйже грáд и́х сóздан бя́ше, да бы́ша егó низри́нули:

Услышав это, все в синагоге исполнились ярости

и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;

Исполнишася (исполнились) ярости. Речь И. Христа показалась очень оскорбительною для назаретян, потому что из нее они видели, что Господь не сотворит для них чудес за неверие их, что Он подобно Илии и Елисею охотнее обратится к другим со Своим словом и чудесами, чем к ним, и что иудеи могут быть хуже язычников; и это так раздражило назаретян против И. Христа, что они выгнали (изгнаша) Его вон из города и хотели свергнуть (да быша Его низринули) с вершины горы, на которой был построен (создан бяше) город. Эта скала, с которой жители Назарета хотели свергнуть И. Христа, доселе представляет собою отвесную высокую скалу, находящуюся не вдалеке от города и показываемую паломникам.

Лк.4:30. óн же прошéд посреде и́х, идя́ше.

но Он, пройдя посреди них, удалился.

Так как И. Христос еще только начал дело Своего служения спасению рода человеческого, и еще не пришло время Его смерти, то Божественная сила сохранила Его невредимым, так что, удаляясь от озлобленных врагов Своих, очевидно для них и без всякаго вреда прошел посреди их. У еванг. Матфея сказано, что И. Христос для назаретян не совершил многих чудес по неверию их, а у Марка кроме сего прибавлено: только на немногих больных возложив руки, исцелил их. «Не сотворил многих чудес, но сотворил немногие, поясняет св. Златоуст, для того, чтобы не сказали: Он противник наш и враг, презирает своих, чтобы не сказали: если бы чудеса были, мы бы уверовали. VIосему-то и сотворил чудеса, и удержался от чудес. Сотворил, чтобы исполнить Свое дело; удержался, чтобы не подвергнуть их большему осуждению за неверие».

Зач. 15-е. Иисус Христос в Капернауме и исцеление Им там бесноватого.

Читается в субботу 18-й недели по Пятидесятнице.

О пребывании И. Христа, в Капернауме еванг. Матфей только упоминает (4:13), а Марк повествует подробно и почти в одних и тех же словах, как и евангел. Лука, и об этом пребывании, и о исцелении там бесноватого (1:21 и дал.).

Лк.4:31. И сни́де в капернаýм грáд Галилéйский: и бе учя́ и́х в суббóты.

И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние.

В Капернаум град Галилейский. Это был небольшой город на северо-западном берегу Галилейского, иначе Тивериадского или Геннисаретского озера. (О Галилее чит. в объясн. 1 ст. 3 гл.). Лежал он на распутьи больших торговых дорог Палестины; был одним из самых живописных ее уголков, и название Капернаум значило: село утешения и отрады. Этот город был избран Господом «Утехою Израиля» для Своего местопребывания, почему он у еванг. Матфея и называется Его городом (9:1). Здесь Господь провел большую часть времени Своего общественного служения; здесь Он постоянно проповедывал Свое Божественное учение и в синагоге, и в частных домах, и с рыбачьей лодки на Галилейском озере. Здесь сотворил Он множество чудес. Здесь был дом ап. Петра, быть может, и других апостолов-рыбарей. В настоящее время от Капернаума лежат одни развалины. Озеро Галилейское называется и морем. Название его Тивериадским и Геннисаретским происходит от лежащих близ него городов. Окрестности этого озера во времена Христовы были так прекрасны, что ни одно место Палестины не могло равняться с ними красотою. Живописные горы окружали и защищали его от бурь и ветров. Оно по временам было бурно; изобиловало рыбою, особенно на севере. По берегам его лежало много городов и селений, из коих были более населенные: Тивериада, Вифсаида, Капернаум, Хоразин, Магдала и др. Вода в Галилейском озере пресная и приятная. Величина его – 24 версты с половиной в длину и 7 в ширину. Чрез него протекает, не смешивая своих вод с его водами, главная река Палестины Иордан, в которой крестился Иисус.

Лк.4:32. И ужасáхуся о учéнии егó: я́ко со влáстию бе слóво егó.

И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью.

Ужасахуся (дивились) учению Христову, потому что в нем было много нового и особенного, чего не было в ветхозаветном законе. Со властью бе (было) слово Его, потому что И. Христос был не простой, а божественный Учитель, и имел власть не только изъяснять закон, но и отменять его, и потому мог говорить так, как никто из людей (Иоан. 7:46). И самое учение Христово было, как подобает быть божественному, просто и в тоже время возвышенно; тогда как учение книжников и фарисеев по большей части состояло в мелочах и бесполезных словопрениях. «Слово И. Христа было со властию,» пишет еписк. Феофан. «Эта власть – не тон повелительный, а сила влияния на души и сердца. Слово Его проходило вовнутрь и вязало совести людские, указывая, что все так есть, как Он говорил. Таково и всегда слово, проникнутое силою Божественною, слово от Духа. Таково оно было и у св. Апостолов, и после них у всех влиятельных учителей, говоривших не от научености, а от того, как Дух давал им провещавать! Это слово от сердца к сердцу, тут и власть слова над душами.»

Лк.4:33. И в сóнмищи бе человек имы́й дýха беса нечи́ста, и возопи́ глáсом вéлиим,

Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом:

О синагоге чит. в объясн. 15 ст. Человек, имый (имеющий) духа беса нечиста, иначе сказать бесноватый. Бесноватые это – такие люди, в которых входили бесы и овладевали их душевными и телесными силами. Известно, что со времени греха Адамова бесы подучили некоторую силу и власть над людьми, как бы над своими пленниками и рабами (Еф. 2:2); поэтому они свободно могли входить в людей, жить в них и мучить их, напр., повергать в разные болезни: глухоты, немоты и т. п., как мы видим в Евангелии. Бесноватых было особенно много до Христа, так как диавол еще не был поражен Его крестною смертию. Со смертию же И. Христа бесы потеряли эту свою силу. Но есть и могут быть бесноватые и теперь, по воле и попущению Божию. Некоторые не хотят признавать того, чтобы злые духи могли входить в людей и мучить их, и болезни бесноватых объясняют расстройством нерв. Но это неверно: потому что во 1) Христос и Апостолы обращаются к бесноватым, именно как к людям, одержимым духами; во 2) духи в бесноватых говорят и действуют самостоятельно, сами по себе, как особые существа от одержимых; они представляются оставляющими тело человека больного; в 3) Христос, разговаривая с духами, спрашивает об их имени, повелевает им молчать, изгоняет их, и они оставляют больного, и больной после сего делается здоровым: в 4) дух может овладевать способностями человека и даже его телесными действиями, потому что и между нами бывает так, что один управляет другим. – Бесноватый закричал (возопи), т. е. в это время случился с ним припадок беснования, который выразился в крике, произведенном бесом.

Лк.4:34. глагóля: остáви, чтó нáм и тебе, Иисýсе назаря́нине, пришéл еси́ погуби́ти нáс: вем тя́, ктó еси́, святы́й Бóжий.

оставь; чтó Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.

Что нам и Тебе, т. е. какое Тебе дело до нас (2Цар. 16:10), Иисусе, Назарянине? VIришел ecu погубити нас. Вем, Кто ecu (знаю Тебя, Кто Ты) Святый Божий. – Знаю Тебя и пр. Бесы предполагали в И. Христе Мессию, Сына Божия и считали Его врагом и повелителем своим, потому что видели, что Он пришел разрушить злые дела их; поэтому и говорят: Ты пришел погубить нас. Один из духовных писателей замечает при этом: «Земля не познала своего Царя, пришедшего в образе одного из земнородных ее чад; но о Нем свидетельствовало небо (Лук. 2:11; 3:2. Мат. 17), а теперь свидетельствует ад.» (Сбор. Барс.) По повествованию евангелиста Матфея об исцелении бесноватого в стране Гадаринской, бесы кричали: Ты пришел мучить нас (8 гл. 20 ст.), т. е. как слуг сатаны, преследовать их, изгонять и ввергать в ад для мучений (Лук. 16:23. Апок. 14:10). Свящ. писание учит, что до времени страшного суда злым духам попущено искушать и иногда мучить людей; в день же суда они окончательно будут осуждены на вечные мучения, и злые люди вместе с ними (Петр. 2, Иуд. 6). Слово погубить сильнее, чем слово у еванг. Матфея мучить. Оно значит: разрушить, упразднить все демонское царство, а не только подвергать бесов мучению. Святый Божий. Злой дух не сказал: «Ты один из святых Божиих», которых много, но говорит: «Ты еси святый Божий, потому что Господь один свят по существу, другие же святы, как причастники благодати Его (Афан. В.).

Лк.4:35. И запрети́ емý Иисýс, глагóля: премолчи́ и изы́ди из негó. И повéрг егó бес посреде, изы́де из негó, никáкоже вреди́в егó.

Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему.

Запретил (запрети). Ангел и Апостол имеют право запрещать именем другого (Иуд. 9), но Христос запрещет Своим собственным.

VIремолчи (замолчи), т. е. не говори о том, что Я Мессия. Запрет дает бесам Господь говорить о Себе, как о Мессии, с одной стороны, потому, что оглашать это было неблаговременно, а с другой – потому, что царство Христово не нуждается в таких проповедниках, каковы демоны (Мих.). Св. Афанасий Алекс. пишет: «Господь наложил. молчание на беса и запретил ему говорить, чтобы он вместе с истиною не посеял своей злобы, и чтобы мы приобучились не внимать бесам, хотя, по-видимому, говорят они и истину. Ибо нам, имея у себя Божественное писание, неприлично учиться у диавола, который совратился в своих мыслях.» Поверг его бес посреде (посреди синагоги). – поверг для того, чтобы в последний раз пред выходом из человека, вследствие повеления Христова, нанести ему возможное зло, помучить его. У еванг. Марка прибавлено: возопи гласом велиим (вскричал громким голосом). Это – выражение злобы и бессилия противиться побуждающей его силе Христовой.

Лк.4:36. И бы́сть ýжас на всех, и стязáхуся, дрýг ко дрýгу глагóлюще: чтó слóво сиé, я́ко влáстию и си́лою вели́т нечи́стым духовóм, и исхóдят?

И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?

Напал (бысть) ужас на всех, потому что видели чудо изгнания беса, одним словом Христовым, – без всяких заклинаний, лишь одной собственною властию. У еванг. Марка выражено далее так: Что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властию, и они повинуются Ему? Видя явление новой необычайной силы И. Христа над бесами, свидетели чуда заключали, что обладающий этою новою силою, обладает и новым Божественным учением, имеет и новое Божественное откровение, которое и свидетельствуется, как истинное, новыми, совершаемыми Божиею силою, необычайными делами или чудесами.

Зач. 16-е. Исцеление И. Христом тещи Симоновой.

Читается в понедельник 19-й недели по Пятидесятнице.

Об исцелении тещи Симоновой повествуют и евангелисты Матфей (8:14–15) и Марк (1:29–30), и все трое повествуют почти в одних и тех же словах.

Лк.4:37. И исхождáше глáс о нéм во вся́ко место страны́.

И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам.

После того, как И. Христос, вступив в дело общественного служения спасению людей, стал учить народ, и для того, чтобы лучше веровали в Него, творить чудеса; то начал разноситься слух о Нем по всем окрестным странам. У еванг. Матфея сказано: по всей Сирии, т. е. земле, соседней с Палестиною, к востоку, а у Марка: по всей окрестности в Галилее.

38. Востáв же из сóнмища, вни́д в дóм Си́монов: тéща же Си́монова бе одержи́ма огнéм вéлиим: и моли́ша егó о нéй.

39. И стáв над нéю, запрети́ огню́, и остáви ю́: áбие же востáвши служáше и́м.

Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; тёща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней.

Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им.

Апостол Симон Петр происходит из Вифсаиды (Иоан. 1:44), но, вероятно, или переселился в Капернаум, или имел и здесь свой дом. И из послания ап. Павла к Коринфянам видно, что он, подобно как и другие из Апостолов, состоял в супружестве (1Кор. 9:5). Горячка оставила больную не в крайней слабости и изнурении, которые обыкновенно следуют за нею по естественному порядку вещей при медленном восстановлении здоровья, но исцеление ее произошло быстро и без последствий слабости, так что исцеленная почувствовала себя совершенно здоровою, встала и начала служить, т. е. заниматься домашними делами, заботясь обо всем нужном для угощения присутствовавших.

Лк.4:40. Заходя́щу же сóлнцу, вси́, ели́цы имеяху боля́щыя недýги разли́чными, привождáху и́х к немý: óн же на еди́наго коегóждо и́х рýце возлóж, исцеля́ше и́х.

При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их.

Заходящу солнцу (при захождении солнца). Иудейские книжники и фарисеи учили так строго хранить покой своего праздника субботы, что даже запрещали лечиться в этот день; потому иудеи не могли приносить к И. Христу своих больных ранее вечера этого дня – при захождении солнца. На единого коегождо их (на каждого из них) руце возлож. Возложение одной руки или обеих рук служит знаком и средством сообщения божественной благодати или силы тому, на кого они возлагаются. Так И. Христос возлагал руки на детей, благословляя их (Матф. 19:13); так Апостолы возглагали руки, низводя Духа Святаго на новокрещенных или на посвящаемых в степени священства (Деян. 6:1–6; 8:12–17). И. Христос. исцелял больных и по состраданию к ним, и для того, чтобы показать, что Он послан от Самого Бога. У еванг. Матфея тут прибавлено: Да сбудется реченное чрез пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни. Эти слова взяты из 53 гл. (ст. 4) книги пророка, где он предсказал, что И. Христос, совершая спасение мира, будет творить, чудеса для подтверждения того, что Он есть предсказанный пророками Мессия. Немощи означают телесные болезни, болезни – мучения духа, т. е. душевные страсти и муки грешной совести. И. Христос взял немощи и понес болезни – это значит, что Он, как Искупитель мира, взял на Себя грехи всех людей, с их следствиями, т. е. немощами и болезнями, и один за всех удовлетворил за грехи правосудию Божию, и потому мог исцелять и исцелял всякие человеческие болезни, облегчать и успокоивать грешные человеческие души.

Лк.4:41. Исхождáху же и беси от мнóгих, вопию́ще и глагóлюще, я́ко ты́ еси́ Христóс Сы́н Бóжий. И запрещáя не дая́ше и́м глагóлати, я́ко ведяху Христá самагó сýща.

Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос.

О бесноватых чит. в объясн. 33 ст. Бесноватые провозглашали, что И. Христос есть Сын Божий, но Он запрещал бесам говорить это; почему запрещал, – чит. в объясн. 35 ст.

Лк.4:42. Бы́вшу же дни́, изшéд идé в пýсто место: и нарóди искáху егó, и приидóша к немý, и удержавáху егó, да бы́ не отшéл от ни́х.

Лк.4:43. О́н же речé к ни́м, я́ко и други́м градовóм благовести́ти ми́ подобáет цáрствие Бóжие: я́ко на сé пóслан éсмь.

Лк.4:44. И бе проповедая на сóнмищах Галилéйских.

Когда же настал день, Он, вышед из дома, пошел в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них.

Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан.

И проповедовал в синагогах галилейских.

Благовестити царствие Божие. Выражение: царство Божие, царство небесное, царство Христово часто встречаются в книгах новозаветных и означают то царство, которое устроил Христос Спаситель мира на земле и на небесах – на земле царство благодати. т. е. спасительную Свою Церковь (Мат. 3:2. Мар. 9:1), где даруется человеку грешнику оправдание пред Богом и примирение с Ним чрез искупительные заслуги И. Христа, и как следствие сего, на небе царство славы или блаженство (Мат. 25:34), первое, как начало, а второе, как полное совершение и окончание. Об этом царстве много предсказывали ветхозаветные пророки (Ис. 11:1–10; Иер. 31:31 и дал. Дан. 7:13 и дал. Чит: объясн. 3:18.).


 Глава 3Глава 4Глава 5 

Требуется программист