Источник

A1

Аарон род

Аарон род – род Аарона. Аарон (евр. горний, высокий) – старший брат Моисея, говоривший за него пред Фараоном; а после построения Скинии, по повелению Божию помазанный в первосвященники с тем, чтобы после него первосвященническое достоинство было наследственным в роде его и переходило от отца к сыну в старшей линии; остальные прямые потомки его должны были быть священниками. (Исх.28, 29, 40 и Лев.8–10). Поэтому слово «род Ааронь» в Писании употребляется, как синонимическое для обозначения вообще священнического сословия.

Абие

Абие – вскоре, тотчас.

Авва

Авва – отец.

Аввакум

Аввакум (евр. подвижник, борец) – один из малых пророков, принадлежавший к тем левитам, которые должны были играть на музыкальных инструментах при богослужении. Пророчествовал при Манасии, царе иудейском. Книга пророка Аввакума представляет собою одно пророчество, разделенное на две части в форме разговора между Богом и пророком; в 1 ч. возвещается суд Божий, который совершится сначала над народом совета, затем над гордыми врагами его, халдеями; во 2 ч. излагается пророчественная молитва пророка о явлении Господа для истребления беззаконных и спасения народа Eго.

Авденаго

Авденаго (халд. служитель света) – имя данное при дворе Навуходоносора одному из 3-х отроков еврейских.

Авдий

Авдий (евр. слуга Божий) – один из малых пророков. Пророчествовал не только между Иудеями, но и против Идумеян. Пророчествовал, как полагают, во время Ахава, царя Иудейскаго.

Аггей

Аггей (евр. радостный, празднественный) – десятый из малых пророков, пророчествовавший яра построении 2-го храма Иерусалимского. Род и отечество его неизвестны. По преданию, он погребен был в Иерусалиме в гробах священников; поэтому думают, что он был священнического рода. Содержанием пророческих речей Аггея служит обличение небрежности в построении храма и увещание к усилению ревности их к этому делу обещанием Божия благоволения и предвещанием о пришествии во второй храм самого Христа Господня. В книге прор. Аггея всего две главы.

Агнец

Агнец – ягненок.

Ададримон

Ададримон (евр. – место насажденное гранатовыми яблоками) – город известный в настоящее время под именем Максимианополя, на юго-западе от Иезрееля.

Адонаи

Адонаи – еврейское слово, соответствующее – Господь, Владыка.

Ад

Ад. Так называется место, лишенное света. Этим именем обозначается: 1) могила, смерть; 2) мрачное местопребывание душ умерших людей во власти диавола и аггелов его и в удалении от Бога; 3) сами эти отверженные духи, мучащие души умерших. – У евреев – хеол (яма) и аваддон (бездна).

Аермон

Аермон – гора Палестинская. Роса, ею приносимая на Сион, с черепиц сливается каплями (Пс.132:3).

Азария

Азария (евр. помощь Господня) – один из трех отроков еврейских, княжеского рода, которые вместе с прор. Даниилом взяты были для воспитания ко двору Навуходоносора, за воздержание одарены были от Бога мудростью, доставившею им славное положение в царстве, а за твердость в вере чудесно спасены были в пещи огненной, где воспели песнь Богу (Дан.1–3). По преданию, они вместе с учителем своим прор. Даниилом обезглавлены были Камбизом. При дворе Навуходоносора Азария получил халдейское имя Авденаго.

Азот

Азот – один из городов филистимлянских, расположенный на юго-западе Палестины, на берегу Средиземного моря (Зах.9:6).

Аз

Аз – я.

Аккарон

Аккарон – один из городов филистимлянских. Он считался главным; потому имя его употреблялось для обозначения вообще филистимлянской земли.

Акафист

Акафист – хвалебное чтение или пение, во время которого не позволяется сидеть (неседальное).

Акелдама

Акелдама (евр. «земля крови»). Кладбище в окрестностях Иерусалима для погребения странников.

Аки

Аки – как, будто.

Акриды

Акриды – саранча.

Аксиос

Аксиос – достоин; восклицание церковного клира при посвящении архиереев.

Алавастр

Алавастр – алебастр, сосуд из камня, каменная доска. С латыни.

Алектор

Алектор – петух. Рассказано при отречении св. ап. Петра.

Аллилуиа

Аллилуиа (евр. – хвалите Господа). Этим именем надписываются некоторые из псалмов хвалебного содержания и между ними Пс.117. В ветхозаветном богослужении им начиналось и оканчивалось чтение и пение так называемых «хвалитных» псалмов, и совершалось совершение важнейших обрядов, каково, например, снедение пасхального агнца. В богослужении христианской церкви, песнь эта, – одна из самых священных песней, употребляемая, и как припев к другим церковным песнопениям, и как отдельная песнь, – вошла еще при апостолах и появилась сначала в иерусалимской, потом и во всех других церквах. Подобна другим кратким священным песням, она повторялась, при чтении или пении, в честь св. Троицы, большею частью до трех раз. Но в России, именно во Пскове, в XV веке, возникло мнение о двоении, или о «сугубой» аллилуии, в честь воскресшего Христа, мнение, особенно замечательное тем, что оно было первым из раскольнических мнений, возведенных впоследствии расколоучителями на степень догматов, и послуживших к разделению русской церкви.

Алой

Алой (Алое) – благовонный, предохраняющий от гниения, древесный сок. Алое – род растений из семейства лилейных. Родина – южная Африка; но перенесено в Аравию и в Европу. Выделяет смолистое вещество, на воздухе твердеющее, и принимающее более или менее темный, бурый цвет: это и есть алой.

Алтарь

Алтарь – был у древних род пьедестала, на котором приносились в жертву животные, или только закалываемые, или тут же сжигаемые. Само происхождение слова от altus – «высокий», показывает на источник обычая воздвижения алтарей. Христианство, заменив кровавые жертвы своими бескровными жертвами, переменило значение алтаря, назвав им тот стол, на котором стали совершать таинство Евхаристии. Этот смысл остался за словом алтарь в западной церкви, между тем как в восточной утвердилось название престола с подобным же значением; значение же слова алтарь изменилось. В первые века богослужение совершалось в подземных пещерах (катакомбах). Там погребали христиане своих мучеников, и на самых гробах этих жертв убеждения совершали литургию. Когда же христианство сделалось господствующим в империи, то получило для богослужения обширные базилики (здания судилищ в Риме, с галереями и колоннами) и приступило к постройке, по их образцу, своих новых храмов, – алтари или престолы получили в них продолговатую форму, напоминающую гробы мучеников, а над этими престолами устраивалась сень, в подражание своду погребальной ниши, расписываемой изображениями апостолов. Такие престолы находим мы в римских базиликах IV и V веков. Когда в христианские храмы начали стекаться приношения, то, конечно, всего великолепнее украшался алтарь, с находящимися на нем священными принадлежностями, как «престол царя славы» и самое священнейшее место храма. Тогда и само украшение алтаря подучило определенные правила, с местными особенностями. Только в одной Англии, создавшей в средние века так много великолепных соборов, алтарь в них был лишен всяких украшений и состоял из простого дубового стола, покрытого белою скатертью. В Риме, с первых времен, алтарь помещался посредине церкви, возвышаясь на несколько ступеней; покрывался тремя белыми покровами до пола. На середине алтаря помещался крест и по бокам его светильники с зажженными свечами. От подножия креста, с правой и левой сторон, ставились невысокие стенки. Подле алтаря, слева, ставился налой для служебника с подсвечником и свечою. Рядом на столике находился звонец (колокольчик), стеклянные сосуды для вина и воды, умывальник и полотенце. За стенками на алтаре справа стояло Евангелие, а слева послания апостольские. Под престолом хранились мощи в особом помещении, называемом «Tumba». В VIII веке введены были на Западе так называемые переносные алтари, тоже с ящиком для мощей, возимые баронами и владельцами с собою в походы. Папа Иннокентий IV установил для Германии положительные правила об устройстве алтарей в храмах, где показано до малейших подробностей, какие и где помещать изображения, как украшать алтарные принадлежности и какие давать им размеры. – Под именем алтаря в восточной церкви разумеется главнейшая часть христианских храмов, обращенная на восток, несколько возвышенная пред другими частями храма, и отделенная от них сплошною, или решетчатою, стеною, украшенную иконами, и потому называемою иконостасом. Главное назначение алтаря – совершение в нем таинства бескровной жертвы, или Евхаристии. Сообразно с таким назначением, он и заключает в себе: престол, на котором совершается таинство причащения; жертвенник, на котором приготовляются дары для причащения; ризницу, в которой хранятся сосуды и облачения церковные и некоторые другие принадлежности священнодействий. Впрочем, так как, по первоначальному устройству и назначению, жертвенник и ризница должны составлять особые от алтаря отделения, то, в собственном смысле, под именем алтаря нужно и в восточной церкви разуметь только небольшое пространство от царских дверей до престола и горнего места. (Образцы отдельного устройства алтаря в тесном смысле можно встретить во многих греческих и русских церквах; в некоторых из них сообщение между ризницею и предложением устроено в виде коридора, огибающего собственно алтарь и горнее место). В этом своем объеме алтарь имеет духовное знаменование неба, и христианские писатели находят его вполне соответствующим древнееврейской «Святая Святых». Всем атрибутам ее находят здесь соответственные принадлежности: там находились престол Царя Славы и скрижали завета, и сосуд с манною, в жезл Ааронов; здесь находятся на престоле – Евангелие, дарохранительница, а во время Литургии – дискос с чашею и крест. Святая Святых отделялась от святилища завесою; алтарь также отделяется от собственной церкви завесою и иконостасом. Сюда также, с давних времен, не дозволялось и входит никому, кроме лиц, освященных на служение церкви, подобно тому как в Ветхом Завете во Святую Святых не дозволялось входить никому, кроме первосвященника. Исключение из этого последнего правила делалось только для христианских государей. Об алтаре, как особенном отделении храма, упоминается в первый раз не ранее III-го века. Первоначально он устраивался в виде полукруга или восьмиугольника, завершаемого куполом или овальным сводом, но ныне внешнее его устройство бывает различно.

Алчу

Алчу – есть хочу.

Амвон

Амвон – восходить, буквально значит восход или возвышенное место. В церкви под этим именем разумеется небольшая возвышенная площадка, устроенная посреди храма, против царских дверей и назначенная для чтения, со ступеней ее проповедей, где нет для того особого места; а главное – для чтения Апостола, а прямо с нее – Евангелия, также для возглашения ектений?2 Об амвоне упоминается уже в постановлениях апостольских. Впрочем, первоначально он был устраиваем, до примеру амвонов в синагогах иудейских, с седалищем и налоем, следов., походил более на наши кафедры, чем на настоящий амвон, и назначался собственно для чтецов, певцов и диаконов, тогда как ныне назначается только для лиц не ниже диаконов. Амвоном называется и то возвышение, на котором епископы облачаются и остаются до пения: приидите поклонимся, – также как и все, временно-устраиваемые на открытых местах возвышения, для совершения различных священнодействий. В духовном значении амвон означает тот камень, с которого ангел проповедовал женам-мироносицам Воскресение Христова.

Аминь

Аминь – слово еврейское, и значит то же, что по-славянски: ей, ей, или «буди, буди»; а по-русски: «истинно, точно так» или «да будет!» – В иудейских синагогах этим словом народ выражал свое участие в совершении молитв и подтверждал произносимые от лица его обеты и преподаваемые ему благословения. В ответах на торжественные заклинания оно соответствовало нашему: «клянусь» и служило общепринятой формой судебной присяги, которая, как известно, состояла у иудеев в одном ответе со стороны подсудимого на заклинания судьи: аминь, аминь, или – буди, буди. От иудеев это слово перешло и к христианам. Сам Иисус Христос нередко начинал речи свои словами: аминь, аминь – в знак непреложной святости и истинности оных. Этим же словом и апостолы любили заключать свои послания, благожелания и молитвенные обращения к Богу; наконец, этим словом, с самых давних времен христиане заключают чтение и пение символа веры, сказывание проповедей, возгласы и благословения священнослужителей и вообще почти все свои частные и общественные молитвословия. Может быть, от иудеев, а, может быть, и от христиан приняли это слово в свое богослужение и мусульмане.

Амо, аможе

Амо, аможе – куда, аможе аще – куда бы ни.

Амон

Амон – сын Манассии, 15-й царь иудейский. Время его двухлетнего царствования различными учеными определяется различно, между 643 и 638 г. до Р. Хр. Он также, как и отец его, принадлежал к тем царям, которые, опираясь на значительную часть народа, противодействовали влиянию еврейского духовенства и поддерживали язычество часто самыми крутыми мерами. Против него составился заговор и он был зарезан. Народ избил заговорщиков. При Амоне пророчествовал второй из больших пророков, Иеремия.

Амос

Амос (евр. отягощенный) – этим именем назывался отец пророка Исаии и один из малых пророков. Впрочем Амоса, отца Исаии, должно отличать от прор. Амоса. Пр. Амос проповедывал в конце царствования Иеровоама II израильского, около 790 г. до Р. Хр. В книге дошедшей до нас с его именем, он говорит, что был пастухом. Сама книга состоит из 9-ти глав. В первых 6-ти, чисто-поучительного содержания, Амос обращается с укорами и угрозами к богатому классу и вельможам израильским, но иногда упоминает и об Иудее. Он укоряет израильтян в безнравственности притеснении бедных, несправедливости, иудеев в беззаботности. Главы VII-IX символического содержания с исторической вставкой о преследовании Амоса жрецом Амасиею и об изгнании первого из израильского царства. Пророчества Амоса – одни из правильнейших в отношении расположения всей книги. В картинах он доходил иногда до истинной живописности.

Анания

Анания (евр. сень Господня) – один из трех отроков иудейских, носивший, кроме того, и халд. имя Седрах. Подр. см. Азария.

Анафема

Анафема (греч. – возложен на верх, отделен, отвержен, отчужден). Проклятие, отчуждение от церкви. Евреи имели несколько степеней проклятий, высшая из которых называлась шаммата. В этом смысле употребляется анафема и в христианской церкви. Под этим словом подразумевается «отсечение преступника от тела церкви Христовой, после чего отлученный уже не христианин и бывает отчужден наследия всех благ, смертью Спасителя нам уготованных» (Духовн. Реглам., дела епископ. 45–46). В послании к Коринфянам в первый раз употреблено это слово, отнесенное к нелюбящим Иисуса Христа, и к нему прибавлено сиро-халдейское, «моран-афа», соответствующее еврейской шаммате. – В употребление анафемы, как отлучения, церковь ссылается: на пример самого Бога, изгнавшего из рая прародителей и потом проклявшего Каина (Быт.3, 4), на многие ветхозаветные примеры (Быт.9:25; Втор.6:3, 28:29–30), на повеление Иисуса Христа смотреть на нераскаянного грешника, как на язычника и мытаря (Мф.18:17), на пример суда апостолов (Деян.23:3; 1Кор.5:5) и на употребление анафемы в древней вселенской церкви. Последняя употребляла два вида отлучений: малое и великое, или временное и вечное. Впоследствии словом анафема стали обозначать только вечное или совершенное отлучение от церкви, которое совершалось обыкновенно после предварительного, торжественного допроса виновного, состояло в обречении его на совершенное отчуждение от общества верующих и утверждалось большею частью собором. До IX века налагали анафему за разные грехи, особенно за грехи явные и подававшие соблазн другим, также за отпадание от веры и преимущественно за ересь. Анафематствование производилось или объявлением его лично подсудимому или окружными посланиями. Но окончательной определенности в обрядовой стороне анафематствований не было до половины IX в. В IX веке, когда иконопочитание восторжествовало над иконоборством, патриарх Мефодий составил, по предложению императрицы Феодоры, священнодействие, получившее название «чина православия» и заключавшие в себе, как благословение защитникам иконопочитания, так и наложение анафемы на иконоборцев. Тогда же положено совершать это священнодействие из рода в род. Оно с тех пор совершалось постоянно в восточной церкви, хотя не всегда в одном и том же виде. У нас в России, в царствование Екатерины II, митроп. Новгор. и СПБ. Гавриилом чин православия исправлен, сокращен и в первый раз напечатан в 1767 г. Он почти неизменно сохраняется доныне и совершается в неделю православия, в первое воскресенье поста. Из содержания заключающихся в этом «Чине» анафематствований видно, что в новейшее время почти совсем оставлены прежние лица и ереси, которые некогда поражались анафемой, и на место их введено безличное анафематствование. (См. изд. «Чина» 1850 г. и брошюру Ст. Семенова «О чине православия» Киев 1856 г.)

Анафоф

Анафоф – священнический город, в колене Вениаминовом, на 1 часе ходу от Иерусалима к Иордану. Родина пророка Иеремии. Теперь небольшое селение, наз. у арабов Аната.

Ангел

Ангел (гр. вестник). Этим именем называются в собственном смысле духи бесплотные и разумные, предстоящие престолу Божию и посылаемые Им на служение людям и для возвещения им воли Божией. В переносном смысле имя это усвояется: 1) Иоанну Крестителю, как вестнику и предтечи Христову. (См. Мал.3:1; срав. Мф.11:10) и 2) самому Иисусу Христу, с присоединением, впрочем, к имени ангел слова завета в Мал.3:1, или – совета в Ис.9:6. Христос называется в этих местах Ангелом, как Сын Божий, посланный Богом Отцом для спасения людей, открывший имя Божие людям и примиривший людей с Богом.

Аненпат

Аненпат, греч. – наместник, проконсул.

Антиминс

Антиминс, греч. буквально: вместопрестолие. Это – четырехугольный, льняной, или, как ныне принято, шелковый плат, на котором изображено положение Христа во гроб и который освящен архиереем точно так же, как освящается престол. По углам его находится изображение четырех евангелистов, а в верхней стороне вшиваются частицы мощей. Он обыкновенно кладется на престоле, под Евангелием, завернутый в особую пелену. По раскрытии его во время ектении об оглашенных, на нем в литургии совершается освящение св. даров. Происхождение его одновременно и почти одинаково с происхождением западных «переносных алтарей». Древние христиане имели обыкновение во времена гонений совершать таинство Евхаристии на гробах мучеников. Отсюда, впоследствии, произошел обычай, сделавшийся потом законом, полагать под устрояемыми престолами мощи святых. Но опасность от язычников и борьбы между сектами часто подвергали святыни опасности и делали иногда неудобным строение постоянных алтарей; кроме того, полагать мощи под престол и вообще освящать церковь издревле принадлежало только епископам, а епископы, по отдаленности или по другим причинам, не всегда могли лично освящать церкви; отсюда и произошли на Западе переносные алтари, а на Востоке – антиминсы, которые, будучи удобнее к перенесению с одного места на другое, позволяли, как и до сих пор позволяют, епископам самим лично не являться для освящения церквей, а предоставлять это местным священнослужителям, по вручении им лишь освященных антиминсов. (Изъясн. на Лит. Дмитревского). Первое историческое известие об антиминсах относится к IX веку. Однако, как в Греции, так и у нас, в России, по крайней мере до XVII в., антиминсы не составляли необходимой принадлежности престолов. Уже в 1675 г., на соборе московском, постановлено иметь антиминсы и на освященных архиереями престолах, может быть, как видимое удостоверение в том, что священнодействие совершается по дозволению епископа. Символически, по Исидору Пелусиоту, антиминсы обозначают ту плащаницу, которою обвито было тело Иисуса Христа во гробе.

Антифон

Антифон, греч., буквально: противогласник, т. е. песнь, состоящая из соответствующих одна другой, по напеву, или по содержанию стихов. На языке церковном под именем антифонов разумеются избранные частью из ветхого, а частью из нового завета стихи, которые попеременно поются на обоих клиросах, например на утрени: по «благословен еси» и на литургии – между великою ектениею и малым входом. Есть антифоны «кафизм», так называемые «повседневные антифоны, изобразительные, праздничные и степенные». По общему мнению древности, установление антифонного пения принадлежит Игнатию Богоносцу († 107), который «видел некогда ангелов, воспевавших Троицу попеременными песнями, и образ пения, виденный им, предал антиохийской церкви. Впрочем, у греков существовало уже пение двумя друг другу отвечавшими хорами. Точно также у евреев некоторые псалмы возглашались обыкновенно левитами попеременно. Блаж. Августин приписывает введение антифонов на Западе Амвросию Миланскому. Григорий Великий окончательно установил там порядок пения антифонов.

Антихрист

Антихрист, греч. – противник Христу.

Апокалипсис

Апокалипсис, греч. – откровение.

Апостол

Апостол, греч. – посланник.

Аравия

Аравия, евр. – пустыня. Этим именем в св. Писании называется главным образом северо-западную часть Аравийского полуострова, населенная измаильтянами, потомками Агари от Измаила, богатая благовонными товарами и золотом, чем она вела торговлю с Египтом чрез Палестину (Быт.37); поэтому упоминаемые в Пс.71:10 цари аравстии – цари арабов, должны быть понимаемы, как представители богатства.

Арам

Арам – один из сыновой Сима (Быт.10:22), давший свое имя всем семитическим народам родственным евреям. В частности этим именем назывались те потомки Арама, которые поселились на севере Палестины, по берегу Средиземного моря, у горы Ливана и по реке Оронту и образовали царство, названное греками Сирийским. Арам, так. обр. тоже, что Сирия. Главный город этого царства – Дамаск. (Ис.7:2, 8).

Ариох

Ариох – халд. имя архимагара Навуходоносора времен прор. Даниила (Дан.2:14).

Архимагор

Архимагор, халд. – начальник телохранителей царских – царского войска (Дан.2:14).

Архисинагог

Архисинагог, евр. – начальник синагоги, т. е. еврейской молельни.

Архитриклин

Архитриклин – евр., распорядитель пира. Он подносил вино гостю и имел право требовать, чтобы гость пил столько, сколько угодно угощателю.

Аскалон

Аскалон – один из филистинских городов близ Средиземного моря, на юго-запад Палестины.

Аспид

Аспид – черная змея, яд которой считается неизлечимым. (Ис.11:8, 9).

Ассарий

Ассарий – мелкая римская монета 1/10 динария, около 1 копейки серебром.

Ассуир

Ассуир (в русск. пер. Киаксар) – отец Дария, первого царя персидского, царь мидийский, который вместе с Набоналласаром вавилонским завоевал и разрушил столицу Ассирии – Нинивию. (Тов.14:15). Ассуира, упоминаемого в Дан.9:1, нужно отличать от Ассуира книги Есфирь. Последний царствовал позже первого.

Ассур

Ассур (евр. блаженный). Этим именем обозначается обширное ассирийское царство, основанное Нимродом, внуком Хамовым (Быт.19:9–11) на равнинах Месопотамии с главным городом Ниневиею – на Тигре и разрушенное лишь в конце VII в. до Р. Хр. Во времена пр. Михея оно было самым могущественным из языческих царств и потому в 5 главе его книги взято, как образ вообще язычества враждебного истинному Богу.

Ахаз

Ахаз – сын Иоафама, 12 царь иудейский (от 742 до 729 г.) Помимо неверующего искушения Бога во время нашествия на Иудею Расина, царя Сирийского и Факея израильского (кн. Ис.), он запятнал себя идолопоклонством в честь Молоха и богов сирийских и забвением Бога истинного, за что по смерти лишен был даже погребения. Сведения о нем кроме книги Исаии в 15–17 гл., 4-й кн. Царств и 28 гл 2-й Паралипоменона. При нем, помимо пр. Исаии, пророчествовали еще Михей и Осия (Ос.1:1).

Аще

Аще – если, ли? или? хотя бы; аще ли же ни, а иначе; аще како – может быть; аще убо – так как.

* * *

Примечания

1

Слова расположены в алфавитном порядке по современному алфавиту. – Редакция Азбуки веры.

2

Ектениею наз. совокупность нескольких кратких прошений. Начин. «Миром Господу помолимся» наз. великою.


Источник: Толковый и справочный библейский словарик собственных имен, непереведенных еврейских и греческих слов и более редких славянских речений и оборотов, встречающихся в Псалтири, в пророческих книгах Ветхого Завета, в Четвероевангелии и в православном богослужении / Сост. И.К. Кондратьев. - Попул. изд. - Москва : Изд. книгопрод. И.А. Морозова, 1894. - 63 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle