святитель Кирилл Александрийский

Глава 2

Мих.2:1–2. Быша помышляюще труды и делающе злая на ложах своих, и купно со днем совершаху тая: понеже не воздвигоша к Богу рук своих: и желаху сел, и грабляху сирот, и домы отимаху, и расхищаху мужа и дом его, и мужа и наследие его.

Напротив, они должны были бы воздевать руки к Богу, в то время как приносима была утренняя жертва по закону. Ночью же у них происходили совещания, спокойное рассуждение, возбуждались пожелания к присвоению чужих полей, к разрушению домов, к притеснению и насилию, к ограблению мужа и его наследия. Посему справедливо они были отвергнуты, как пустые дома, и как не знающие, какие расположения души угодны Богу. Итак, гораздо лучше и превосходнее возвышаться над такими стремлениями и удаляться от всякого зла, уклоняясь как можно больше от любостяжания и не стремясь ни к чему излишнему, заботиться же только о пище и крове, и о том, что благоразумным людям необходимо для жизни; ибо «хотящии богатитися впадают в... похоти многи несмысленны и враждающыя, яже погружают человеки во всегубителство и погибель» (1Тим.6:9). Кроме того достойно наказания – ночные досуги употреблять на греховные замыслы, напротив, прекрасно соревновать блаженному Псалмопевцу, который говорит Богу всяческих: «полунощи востах исповедатися тебе о судбах правды твоея» (Пс.118:62); и опять: «Боже, Боже мой, к тебе утреннюю: возжада тебе душа моя, коль множицею тебе плоть моя... Поминах тя на постели моей, на утренних поучахся в тя» (Пс.62:2, 7).

Мих.2:3. Сего ради сия глаголет Господь: се, аз помышляю на племя сие злая, от нихже не подвигнете вый ваших и не пойдете прости внезапу, яко время зло есть.

Поскольку они придумывали скорби и делали зло некоторым людям, пренебрегая воздевать руки к Богу как делом бесплодным и бесполезным, то и Я, говорит, «помыслю злая» на все это племя, то есть, тщательно обдумаю, каким страданиям или неотвратимым бедствиям подвергнуть их. Говорит, что насылаемые беды будут так тяжелы и обременительны, что подвергнувшиеся им будут подобны согнувшимся, и они согнутся как бы обремененные страшной и невыносимой ношей; ибо время, говорит, будет "зло", когда постигнут их последствия гнева божественного. Это, думаю, и есть то, о чем некто премудро воспевает: «яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне» (Пс.37:5). Но Господь наш Иисус Христос так обремененных призывал к освобождению от угрожающих им бед, говоря: «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и аз упокою вы» (Мф.11:28), и те, которые почтили верой Призвавшего их, сложили с себя тяжесть, а книжники и фарисеи, оскорбившие Его своей бесчувственностью, остались, и вполне справедливо, труждающимися и обремененными, а с ними вместе и остальная толпа, которая не могла ходить правыми путями. Предвидя это, божественный Давид вопиял к Богу: «да помрачатся очи их, еже не видети, и хребет их выну сляцы» (Пс.68:24), дабы, не видя вышнего и не будучи в силах устремить умственный взор свой к надежде святых и к прекрасному небесному граду, они как бы согбенные взирали только на одно земное, привязываясь своей необузданной и богоненавистной душою к временному и плотскому.

Мих.2:4. В той день приимется на вы притча, и восплачется плачь с песнию, глаголющь: бедство пострадахом: часть людий моих измерися ужем, и не бе возбраняяй его, еже отвратитися.

Говорит, что с ними случится одно за другим два несчастья – притча и плач. Кажется притча означает то, что из-за них или о них будет речь как бы в устах всех; ибо необычайные бедствия всегда служат предметом рассказов и молва о них обходит города и страны, и доносится даже до пределов земли. Плачь же означает слезы и при них вопли, которые могут издавать или другие о них, или сами они о себе самих, оплакивая свои собственные страдания. Посему говорит: «бедство пострадахом». А какой именно вид бедствия разуметь здесь, объясняет, говоря: «часть людий моих измерися ужем, и не бе возбраняяй его, еже отвратитися»; наследство, говорит, данное Моему и возлюбленному (очевидно Израилю) разделено врагами, то есть подчинено чуждым законам и уплате податей, ибо, что измеряется, то подлежит обложению и подати. Потом, когда это совершилось и случилось сверх чаяния, то не оказалось никого, кто бы мог воспрепятствовать этому. Почему же, говорит, безмолвствовали телицы, Хамос, Дагон, Веелфегор, Ваал и разнообразные идолы в капищах Самарии? Они не воспротивились разделяющим и не помогли своим поклонникам, не поразили своим гневом разделяющих землю. Подобное сему говорит Он и устами пророка Иеремии об израильтянах: и во время озлобления своего рекут: «востани, и избави нас. И где суть бози твои, яже сотворил еси тебе? да востанут и избавят тя во время озлобления твоего» (Иер.2:27–28). Но как могут избавить других те, из которых без труда можно сделать все что угодно? Ибо они суть «дела рук человеческих» (Пс.113:12) -серебро и золото, и камень, и дерева, немое и бесчувственное вещество. Да воспевает же божественный Давид: «подобни им да будут творящии я и вси надеющиися на ня» (Пс.113:16).

Мих.2:4–5. Села ваша разделена Быша. Сего ради не будет10... вмещущь ужа в жребий11...

Объясняет смысл прежде сказанного; вы, говорит, лишились наследства, и другие разделили вашу страну, и тебе нельзя будет измерять свое. И мы увидим, что этому именно и подверглись надменные иудеи после пришествия Христа на землю; ибо нагло поступившие с Христом лишились данных им владений: они были первенцем, и премудрый Павел говорит, что их «обетования, их... отцы и от них Христос по плоти» (Рим.9:4–5), но они лишились упования, а множество язычников достигло всей славы и овладело их наследством. Ибо им стали принадлежать и обетования, им и Христос, им и отцы, потому что чадами Авраама называются те, которые подражали вере его в необрезании: «не вси бо сущии от Израиля, сии Израиль, ни зане суть семя Авраамле,... но чада обетования причитаются в семя» (Рим.9:6–8). Посему и божественный Иоанн, изобличая гордость и пустое надмение иудеев, говорит: «сотворите убо плод достоин покаяния, и не начинайте глаголати в себе: отца имамы Авраама» (Мф.3:8–9). Итак, безумный Израиль лишился наследия, а множество язычников как бы возродилось и Христос подает им славное и достойное приятия наследие небесных благ; ибо они сделались согражданами ангелов и своими Богу, единым телом со Христом, единением с Ним просвещены Духом и будут наслаждаться поистине вожделенной жизнью в праведности, святости и бессмертии.

Мих.2:5–7. В сонме Господни не плачитеся слезами, ниже да слезят о сих: не отвержет бо укоризны глаголяй: дом Иаковль разгнева Дух Господень: не сия ли суть начинания его?

Итак, скажи мне, ужели Бог отвергает решимость Израиля покаяться и прекращает Свое милосердие к нему, хотя они желали бы научиться тому, что больше всего прилично им, и исполнять уже угодное Ему? Нет, Он говорит не то. Но есть некоторых людей обычай, когда их обличает кто-либо из мудрых за их прегрешения, простирать раскаяние свое даже до слез и исповедовать их, и в этом только одном искать безмерного прощения их, но при этом все еще не прекращать свойственных им грехов. Так поступали некоторые из израильтян, так что иногда они не жалели своих одежд. «Обратитеся ко мне всем сердцем вашим в посте и плачи и в рыдании, и расторгните сердца ваша, а не ризы вашя» (Иоил.2:12–13). А что они, проливая из глаз пустые слезы и лицемерно произнося хорошие слова, но не оставляя своих желаний, могут сделать Судию немилосердным и не сострадательным к ним, об этом учит, говоря: «в сонме Господни не плачитеся слезами», не делайте, говорит, домом плача храм божественный, не плачьте в нем с тем, чтобы только сказал, что в доме Божии вы плакали, ибо это совершенно бесполезно. И пусть никто не говорит сих слов: «дом Иаковль разгнева Дух Господень»; ибо он никак не мог бы скрыть этим тех постыдных дел, в которых оказался виновным, хотя бы и решился злоупотребить столь хорошими словами. «Не сия ли суть начинания его?» А какие, – об этом он говорит так: «Быша помышляюще труды и делающе злая на ложах своих, и купно со днем совершаху тая: понеже не воздвигоша к Богу рук своих: и желаху сел, и грабляху сирот, и домы отимаху, и расхищаху мужа и дом его, и мужа и наследие его». Но если, говорит, таковы его дела, то как он может освободиться от порицания за них, проливая пустые слезы, исповедуя их и говоря: «дом Иаковль разгнева Дух Господень?» Итак, решившимся принести покаяние необходимо удалиться от злых дел, плакать же так и исповедаться пред Богом уже тогда, когда почтут Его своими добрыми делами; ибо Бог воззрит не на одни только слезы и красивые слова, но на нравы и образ жизни. Только тогда плач будет приносить пользу, когда с отвержением порока окажется соединенным добродетельный образ жизни, ибо, с уничтожением в нас греха, начинает проникать добродетель к нам.

Мих.2:7–8. Не словеса ли его суть добра с ним, и правии ходиша? И прежде людие мои во вражду сопротивишася, противу миру своему.

Опять обвиняет их в том, что они привыкли говорить красивые слова, но их словам не соответствует их душевное расположение; ибо у них, говорит, слова правильные и очень красивые, они исповедуют свои преступления, называют Господа милостивым и благим и многоразлично притворствуют, а самыми делами своими не переставали раздражать Его. Всякий может видеть, что они сами себе сделались врагами и отвергли свой собственный мир. И сам народ мой, говорит, восстал врагом собственному своему миру; ибо если бы они почтили Бога, то они могли бы находиться в благосостоянии и роскоши, иметь постоянную славу и прочное счастье, но они добровольно отступили от Него. Посему, самовольно отрекшись от жизни в мире, они как бы сами собирают войну на свои собственные головы. А что и согрешившим не совсем бесполезно обращаться к Богу со словами мольбы, по крайней мере в то время, когда они чувствуют стыд от собственных грехопадений, – это мы покажем из самого богодухновенного Писания. Во второй книге Паралипоменон написано об Ровоаме: «и бысть егда устроися царство Ровоамово, и укрепися, остави заповеди Господни, и весь Израиль с ним» (2Пар.12:1). Затем против Иерусалима вооружился Сусаким, царь Египетский, и выступил со всей военной силой своей страны. После сего пришел пророк Самей «к Ровоаму и к началником Иудиным, иже собрани бяху во Иерусалим от лица Сусакимова, и рече к ним:... вы остависте мене, и аз оставлю вас в руку Сусакима. И посрамишася (устыдились) началницы Израилевы и царь и рекоша: праведен Господь. Егда же виде Господь, яко смиришася, и бысть слово Господне к Самею, глаголющи: смиришася, не разорю их» (2Пар.12:5–7). И далее опять говорит: «и егда смирится той, отвратися от него ярость Господня, а не в разорение в конец: ибо и во Иуде, – говорит, – бяху словеса блага» (2Пар.12:12). Видишь, как не бесполезно иметь на языке благие слова, если только с ними соединяются страх и стыд за свои согрешения. Посему как Павел говорит: «не в словеси... царство Божие, но в силе» (1Кор.4:20); так и Христос негде ясно сказал: «не всяк глаголяй ми, Господи, Господи, внидет в царствие небесное: но творяй волю Отца моего, иже есть на небесех» (Мф.7:21). Итак, бесполезно, как я сказал недавно, говорить о Боге прекрасные слова, если они не сопровождаются добрыми делами.

Мих.2:8 Кожу его одраша, еже отяти упование, сокрушение ратное.

Опять высказывает обвинения в погибели народа получившим начальство над ним. Ведь он не в состоянии оказывается воспитывать сам себя, выводить на правую и неизвращенную стезю и, что особенно важно, благоговейно прилепляться к Богу, а привязанность к изваянным пресекать и возможно больше удалять, как нечто бесполезное и гибельное. А между тем они сами (начальники) сделались губителями и обольстителями, увлекающими души подвластных ко всему противоположному, склоняющими удаляться от Бога и более величаться разного рода заблуждениями. Посему, нанося оскорбление Богу, они утратили и надежду на Него, которую если бы они продолжали иметь, не было бы никакого препятствия победить врага. Итак, говорит о них, как об овцах, что «кожу его одраша, еже отяти упование, сокрушение ратное». Как бы так говорит: они обнажили его народ от одеяний упования и, лишив его попечения и помощи от Меня, сделали слабым и легко победимым; ибо у них была отнята надежда на Бога, а это было для них военным поражением. Как для бессловесных животных шкура их служит безопасным облачением, а голое тело чрезвычайно нежно и слабо, так и для нас самих служит безопасным покровом и как бы некоторой кожей сила упования на Бога. Если мы имеем ее и никоим образом не оскорбляем Бога, то мы легко преодолеем врагов и восторжествуем над ними во всякой войне, плотской и духовной: наступим и "на аспида и на василиска, и поперем льва и змия», – по написанному (Пс.90:13), и, вверяя себя Ему, воспоем: «Господи, Боже сил, блажен человек уповаяй на тя» (Пс.83:13).

Мих.2:9. Сего ради старейшины людий моих извергутся из домов сладости своея, злых ради начинаний своих отриновени Быша.

Поскольку, говорит, те, которые могли своими наставлениями и внушениями погубить своих подчиненных, – руководители и отцы, и пастыри, и начальники «кожу его одраша» и лишили его надежды на Бога, посредством которой легко было сокрушить всякую войну; то по этой причине они, утратив домашние блага, потеряв самое вожделеннейшее для них, лишившись наслаждения и утехи, справедливо пойдут к врагам и подвергнутся тяжкой ответственности за нерадение и нечестие. А что не кто-либо другой был виновником их страдания, но что напротив, сами они были причиной его, показывает, говоря: «злых ради начинаний своих отриновени Быша. Не без правды бо простираются мрежи пернатым. Тии бо убийству приобщающеся, сокровищствуют себе злая» (Притч.1:17–18). Итак, мы сами себе причиняем зло, если захотим делать то, что незаконно. Мы извергаемся и из домов сладости; ибо оскорбляющие Бога не узрят вышних и небесных обителей, но останутся непричастными как надежды святых, так и блаженства вечного. Мудрые же и добрые, и расположенные ко всему похвальному не будут, говорит, среди них, напротив, на небесах составят Церковь и будут жить в вышних обителях и наслаждаться небесными благами.

Мих.2:9–10. Приближитеся горам вечным: востани и пойди, яко несть тебе сей покой.

Речь еще к получившим власть над народом. Но, как употреблялось в благопристойной речи, выражается иронически, внося в речь ради их пользы нечто огорчительное. Как бы так говорит: о вожди народа! вероятно, вам кажется тяжелым и обременительным блаженствовать у себя дома, иметь свое отечество, пребывать в мире и проводить образ жизни, свойственный свободному состоянию. Так идите же к врагам, бегите в страну персов и армян, если это, как кажется, представляется вам благополучием. «Приближитеся горам вечным», говорит о горе Арарат. Названы горы вечными потому, что среди них они намеревались прожить долгие времена, или же потому, что они были от века известны, вследствие того, вероятно, что на них остановился ковчег.

Но эта речь может быть отнесена и к тем, которые жили во времена пришествия Спасителя, и которые, следуя учению книжников и фарисеев, не пришли к вере в Него; ибо как бы горами были самые знаменитые между ними и преимуществами священства вознесенные на высоту, и достигшие славного жребия. Но это было привременно, ибо тень прешла, служение в образах как бы обветшало, а священный тогдашний род оказался бесплодным. Но тогда наконец открылись горы вечные, то есть проповедники и служители нового завета, возвещающие таинство Христа, известные и славные, и просиявшие высокими добродетелями. Горами их называет Бог и через другого пророка, так говоря: «и искапают горы сладость, и вси холми насаждени будут» (Ам.9:13); ибо слово возвещающих о Боге весьма сладко и для истинно любящих Бога приятнее самого меда; которые со всей справедливостью могут сказать Спасителю всех нас Христу: «коль сладка гортани моему словеса твоя, паче меда устом моим» (Пс.118:103). К этим-то духовным горам, можно сказать, еще неуверовавшие пусть и приблизятся, очевидно по духовному настроению, и обретут покой; ибо они тотчас освободятся от обременившего их греха, между тем как они не имели никакого покоя в жизни по закону, если истинно то, что письмя удаляется, а дух преобладает. Итак, пусть иудеи и от нас услышат: «востани и пойди, яко несть тебе сей покой»; поскольку ты не имеешь упокоения в законе, то ступай и чрез веру перейди к учению Христову.

Мих.2:10. Нечистоты ради, истлесте тлением.

Нечистотой называет бесславную скверну нелепого и отвратительного идолослужения; ибо оно поистине постыдно и безобразно. Но есть и другой вид скверны и нечистоты, это – притеснение братьев и похищение чужого, и разного рода другие неправды. Итак, ради сей нечистоты, говорит, вы погибли, жалким образом истлевши тлением в смерть. Погибли же и противящиеся вере во Христа, и не ради чего-либо другого, а ради нечистоты. Это ясно подтвердит нам Сам Христос, говоря неверующим иудеям: аминь, аминь глаголю вам: «аще... не имете веры, яко аз есмь, умрете во гресех ваших» (Ин.8:24). Не то же означают и слова: «нечистоты ради, истлесте тлением»? Ибо они не очистились от своих преступлений, они не получили спасения от Христа, как те, которые приняли веру в Него.

Мих.2:11. Прогнастеся ни кимже гоними.

Вы, говорит, по своей собственной воле подверглись плену или удалению к иноплеменникам, очевидно, что и ко врагам. Никто не настаивал на этом или не принуждал к этому, но они сами и притом с большим рвением предпочли делать то, чрез что являлась необходимость наказания их уже против их воли. Толпы иудеев оказались прогнанными, между тем как никто не гнал их. Ведь им можно было жить благополучно и пользоваться всеми благами, если бы они почтили Христа; но они отступили от Него и многоразлично оскорбили Его; не веруя Ему и дерзко поступая в отношении к Нему, каких неприличий не делали и не говорили о Нем? Итак, когда никто не гонит нас, пусть будем преследовать себя самих и, сделавшись виновниками непоправимых зол для собственных своих душ, да не будем несправедливо обвинять в этом Подателя всяческих Бога, напротив – самих себя, если только мы находимся в здравом состоянии ума и мысли.

Дух постави лжу, искапа тебе в вино и пиянство.

Некоторые из жителей Самарии, находившиеся при идольских капищах, разнообразно старались предвозвещать будущее и притворяясь, что они обладают точным знанием будущего, приходящим к ним возвещали приятное и радостное, стремясь к жалким и презренным прибыткам и за несколько оволов или за кусок хлеба, по написанному (Иез.13:19), продавая ложные предсказания. Это в особенности портило и губило Израиля. Посему говорит, что дух лукавый как сеть поставил ложь для Ефрема и, как бы некоего ядовитого снадобья, накапал ему в вино демонского заблуждения и, при помощи благоприятных всему постыднейшему средств, привел его как бы в состояние опьянения.

Так и фарисеям лукавый змий и отступник "искапа" ложное мнение и нелепое заблуждение относительно Христа; ибо они иногда говорили, что если бы этот человек был бы от Бога, он не нарушал бы субботы (Ин.9:16) а иногда осмеливались называть Его самарянином (Ин.8:48) и даже винопийцей (Мф.11:19). И если истинно, что «никто же... речет анафема Иисуса», разве только под влиянием Вельзевула (1Кор.12:3); то не жалко ли видеть, что в особенности у них «дух постави лжу»?

А влил он по каплям в их ум и сердце, посредством обольщения, забвение о Нем, вследствие которого по справедливости и погибли, подобно диким зверям набрасываясь на Него со всякой наглостью и вооружаясь хулою.

Мих.2:11–12. И будет12, от капли людий сих, собираем соберется Иаков, со всеми приемляй прииму оставших Израилевых13, вкупе положу возвращение его.

Зло идет к увеличению понемногу и сначала обнаруживается в немногих, а потом всегда почти овладевает уже многими и переступает за первоначальные пределы. В справедливости сказанного мною может убедиться всякий, кто захочет глубже уразуметь смысл случившегося с Ефремом. Иеровоам первый и некоторые из единомысленных с ним, поставив телицы в капищах, поклонялись им и внимали словам нечестивых лжепредсказателей или лжепророков. Потом, когда зло стало распространяться и к прежним прибавлять другие пороки, тогда наконец Израиль соединился и всецело устремился к одной цели, и предался греху не в какой-либо части своей, но весь вообще и всячески. Итак, от капли, говорит, которую накаплет им слово лжепророков (ибо весьма многие у Ефрема привыкли делать это), соберется, говорит, весь Иаков, то есть придет к одному убеждению и этот недуг охватит все. Но я наведу на них за это наказание не по частям, напротив, буду дожидаться присоединиться к уже погибшим14. Это и означает «приемляй прииму оставших Израиля». И тогда наконец я совершу единое от всех отвращение15.

Это может служить доказательством свойственного Богу долготерпения, потому что Он не тотчас наказывает, но милостиво откладывает наказание и ожидает исправления и обращения заблуждающихся. Если же этого не будет, напротив окажется, что недуг усиливается, тогда наконец и неохотно отвратится от них. Но и за отвращением всеконечно последует Его жалость к тем, которые подверглись этому. Посему и божественный Давид воспевает: «не отврати лица Твоего от мене, и не уклонися гневом от раба Твоего» (Пс.26:9). Надобно знать, что Вельзевул как бы влил по каплям в книжников (только) и фарисеев ложное и превратное мнение о Христе, но этот недуг овладел уже и всеми, и заблуждениями вождей увлеклось остальное множество народа. Посему, подвергшись одинаковому приговору, ведущему к осуждению и отвержению, они понесут наказания, вполне соответствующие своим прегрешениям.

Мих.2:12–13. Аки овцы в скорби, яко паству посреде ложа их изкочат от человек16 ...просечением пред лицем их: просекоша, и приидоша врата, и изыдоша ими: и изыде царь их пред лицем их, Господь же17 вождь их будет18.

Обыкновенно святые пророки созерцают то, как некогда придет в исполнение предвозвещенное ими, и видят как настоящее и теперь совершающееся то, что откроется впоследствии по прошествии многих времен. Так блаженный пророк Исаия, повествуя о том, что совершится некогда с Христом, и видя Его как бы ведомого на спасительное страдание, говорит: «яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен» (Ис.53:7). Другой пророк, как бы созерцая места гвоздей, спрашивает Его и говорит Ему, то есть Господу нашему Иисусу Христу: «что язвы сия посреде руку твоею?, – а Он ответил: имиже уязвлен бых в дому возлюбленнаго моего» (Зах.13:6). А божественный Иеремия, предвозвестив будущую войну против Иерусалима и видя (очевидно в пророческом созерцании) великое множество уже убитых иудеев, оплакивает их, говоря: «горе мне, яко изчезает душа моя над убиенными» (Иер.4:31). Так и блаженный пророк Михей, кажется, как бы видит будущее смятение в городах Самарии, многих уже объятых страхом, других же бегущих и перескакивающих через стены и рвы, и самые полчища врагов, проламывающих ворота, и через них врывающиеся в город вместе с военачальниками, причем Бог как бы покровительствует им и возбуждает их против потомков Израиля, как оскорбленный ими. Итак, говорит, они будут поражены таким страхом, какой испытывает овца во время преследования, или целое стадо, если бы оно расположилось на логовищах, а некоторые захотели бы изловить его; тогда увидели бы вверх и вниз скачущих овец, и если бы случился пролом, то идущих через него. Так будут, говорит, поступать и те, против которых будет идти война вавилонян. Рассекая ворота, воочию или пред лицем их они взойдут и выйдут чрез них, то есть без труда и без всякого страха взойдут в города, имея своим вождем Господа всяческих; потому что владычество над Израилем не есть дело их собственной крепости, но следствие того, что Бог предал его им. Говорит, что то же случилось и с теми, которые дерзко поступили с Еммануилом; ибо и у них опустошены города и селения, после того как покорили их Веспасиан и Тит и привели в исполнение божественный гнев против них.

* * *

10

В слав. прибавлено: "тебе", как и в некоторых.

11

В слав. следующие слова: «в сонм Господни» отнесены к стиху 5-му, как в большинстве списков и изданий, а также в Вульгате и евр., но у св. Кирилла они составляют начало стиха 6-го, как и в древних кодексах Ватиканском и Александрийском.

12

У св. Кирилла прибавлено: "тебе".

13

У св. Кирилла прибавлено: «дому Израилева».

14

Т.е. пока и остальные не присоединятся к тем, которые уже погибли.

15

Отвращусь единым разом.

16

В слав. согласно Комплютенской Библии и др. некот. тут кончается стих 12-й, а следующий 13-й начинается так: «Взыди просечением».

17

У св. Кирилла: «яко Господь».

18

У св. Кирилла: "бысть".


Вам может быть интересно:

1. Толкование на пророка Осию – Глава 14 святитель Кирилл Александрийский

2. Толкование на пророка Михея – Глава 2 блаженный Феодорит Кирский

3. Толкование на книгу святого пророка Михея – Глава 2 епископ Палладий (Пьянков)

4. Толкование на пророка Иеремию – Глава IV святитель Иоанн Златоуст

5. Книга пророка Амоса – Глава 7 преподобный Ефрем Сирин

6. Толкование на книгу пророка Михея – Глава 3 профессор Александр Павлович Лопухин

7. Толкование на пророка Малахию – Глава IV преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

8. Книга пророка Михея – Глава 2 профессор Павел Александрович Юнгеров

9. Толкование на книгу пророка Исаии – Часть 1 святитель Василий Великий

10. Толкование на второе послание к Тимофею – Обстоятельственная часть, или послесловие (2Тим.4, 9–22) святитель Феофан Затворник

Комментарии для сайта Cackle