святитель Кирилл Александрийский

Толкование на пророка Михея

Глава 3

Мих.3:1–4. И речет: слышите убо сия, власти дому Иаковля и оставшии дому Израилева: не вам ли есть еже разумети суд? Ненавидящии добра, а ищущии зла, похищающии кожы их с них и плоти их от костей их. Якоже объядоша плоти людий моих, и кожы их от костей их одраша, и кости их столкоша и содробиша яко плоти в коноб и яко мяса в горнец: тако возопиют ко Господу, и не послушает их: и отвратит лице свое от них в то время, понеже слукавноваша в начинаниих своих на ня.

Вождем, отворяющим ворота врагам Израиля, облегчающим для них все, устраняющим для них затруднения, чтобы они могли с большим успехом совершить остальное и без труда одолеть противников, – был Сам Господь. И скажет начальникам и оставшимся из народа. "Речет" употребил вместо: будет держать речь к ним. Имеющих власть обвинит в нерадении, – в том, что они нисколько не заботились о подчиненных и сделались их губителями и развратителями; а развращенным и обольщенным своенравием властей таким образом дает понять, что за грехи по отношению к ним на виновных обрушивается наказание. Ибо Творец всяческих и сотворивший человека «на дела благая, яже прежде уготова Бог, да в них ходим» (Еф.2:10), как говорит божественный Павел, печется и о заблуждающихся. Итак, что же говорит? «Не вам ли есть еже разумети суд?» Судом же называет или состоявшееся относительно их правильное и беспристрастное определение или осуждение. В этих словах следует разуметь знание суда не посредством только изучения: ибо для совершившего оные грехи, что плохое произошло бы от этого? Или какую скорбь причинило бы это тем, которые были нечестивы? Но это «разумение суда» есть такое, при котором обвыкшие грешить, чрез действительное испытание будущих бед подвергаясь должному возмездию от казнителей, сами наконец, сказано, узнают тогда и преимущество присущей им власти, и силу Владычных судов. Итак, говорит, вам в особенности необходимо при помощи имеющего совершиться с вами узнать суд, – вам, всегда наклонным ко злу и пренебрегающим добро, – вам, делающим дикое и необузданное нападение на Мои дела, нисколько не уступающим самым свирепым зверям, – сдирающим кожу с овец, терзающим и беспощадно разрывающим их мясо и как бы варящим его в горшках. Этим он указывает на всякий вид корыстолюбия, ненасытности и властительства. Поскольку они совершали такие дела, то, говорит, и сами они возопиют, но Я не удостою их Своего попечения; и если бы они возопили, прося меня о милости, я не преподал бы. И это потому, что сами они дурно поступали с подчиненными своими и употребляли против них всякого рода лукавства, жестокие и нечестивые ухищрения и козни.

Это можно применить, и весьма справедливо, к книжникам и фарисеям. Будучи вождями народа, начальствуя над толпами народа, как бы над стадами овец, они беспощадно нападали на верующих во Христа и, как бы сдирая с них кожу, делили между собой их мясо и пожирали святых, нисколько не отличаясь от диких зверей. Посему и услышали слова Бога, устами Исаии провозгласившего: «егда прострете руки... ко мне, отвращу очи... от вас: и Аще умножите моление, не услышу вас: руки бо вашя исполнены крове» (Ис.1:15).

Мих.3:5. Сия глаголет Господь на пророки льстящыя людий моих, угрызающыя зубы своими и проповедающыя мир на них, и не вдася во уста их, возставиша на них рать.

Прежде он сильно обвинял израильтян за то, что они добровольно устремлялись на погибель, сами на себя накликали бедствия и сильно наклонны были к небрежности; к этому присовокуплял, что Он сильно оскорблен тем, что лукавый и нечистый демон всегда обольщает и обманывает их. Он говорит так: «востани и пойди, яко несть тебе сей покой: нечистоты ради, истлесте тлением. Прогнастеся ни кимже гоними: дух постави лжу, искапа тебе в вино и пиянство» (Мих.2:10–11). Вследствие этого он сильно порицал тех, которые получили власть управления. Теперь же благовременно направляет свои речи на бывших у них лжепророков и прорицателей, которые как бы по каплям подливали им в вино то, что исходило от лукавого и нечистого демона, очевидно, ложь и обольщения. Таким образом как бы предавшись некоему пьянству, они утратили здравый смысл. Так они угрызали и совершали немало обид, склоняя следовать их самоизмышленным речам, а не откровениям святых пророков, полученным от Бога. Они лгали, говоря израильтянам, что они будут проводить жизнь в мире и благоденствии, и что никакая скорбь не будет беспокоить их. Но такое их слово было не от Бога; ибо нечистым устам не дана была возможность возвещать столь славные и достойные приятия предречения. Поскольку же они расположили их внимать им, то этим возбудили против них войну, не сами подстрекая к этому ассириян, но возбуждая божественный гнев против них; ибо за то, что они внимали тем, справедливо постигли их и военные бедствия.

Это обвинение есть одно из наиболее справедливых и приложимых к архиереям и фарисеям; последовав за ними, жалкая толпа иудеев погибла и была истреблена, ибо стала нечестивой и убийцей Господа.

Мих.3:6. Сего ради нощь будет вам от видения, и тма будет вам от волхвования, и зайдет солнце на пророки, и померкнет на ня день.

Поскольку, говорит, вы вливали по каплям ложь в вино и пьянство народу, угрызали его подобно зверям и, ложно возвещая ему, что он будет наслаждаться миром, были причиной того, что он подвергся бедствия войны; то по справедливости ночь и тьма найдет на вас, хотя вы и притворяетесь, что видите, и воображаете, что стараетесь предсказывать прекрасно и не ложно; солнце зайдет от вас и самый свет дневной помрачится для вас. Мы не хотим сказать того, что солнце действительно сокрыло от них лучи свои, или свет зари помрачился для них, но что великость бедствия была для них тьмой и ночью непроглядной, и исчезновением солнечных лучей, и сокрытием света или иным чем, что бы ни случилось из таких явлений; ибо страшные и необычайные бедствия приводят в опьянение ум, приводят в смятение сердце и наполняют его тьмой.

Поистине можно сказать, что и от народа иудейского, нагло поступившего с Христом, сокрылось солнце в духовном смысле, потому что Бог не осиявает его и духовный свет не сияет ему, но как бы ночь греховная распростерлась над ним; ибо «ослепишася, – как говорит Павел, – ...внегда чтется Моисей, покрывало на сердце их лежит» (2Кор.3:14–15); «глаголющеся быти мудри, обюродеша, и омрачися неразумное их сердце» (Рим.1:21–22). А что это случится с ними, это предрек им Христос, говоря: «дондеже свет имате, ходите во свете, да сынове света будете» (Ин.12:36). Поскольку же они не приняли божественного света, то есть Христа, то они объяты были тьмою и для «них нощь бысть от видений», по слову пророка. То же самое случится и с изобретателями ересей, которые, выставляя себя видящими и усиливаясь уразуметь таинство Христа, говорят, жалкие, ложь, и происходящий от заблуждения вред как бы по каплям вливают в сердца простодушнейших, и таким образом отводят их от догматов истины. Итак, «будет им от видения нощь и тма», и отъидут они во тьму кромешную, согрешившие против братьев и уязвляющие немощную совесть тех, за которых Христос умер (1Кор.8:12–13).

Мих.3:7. И усрамятся видящии сония, и посмеяни будут волсви, и возглаголют на них вси сии, зане не будет послушаяй их.

Они предвозвещали, что будет великий мир и, приходящих к ним увлекая пустыми сновидениями, возбуждали в них склонность верить, что все пойдет, как они думают, и исполнится все, чего желают. Когда же в действительности исход событий оказался совершенно противоположным тому, о чем они говорили, и случилось совершенно противоположное их ожиданию; тогда наконец по необходимости они были признаны лжецами, пустословами и обманщиками, и дошли до такого бесславия, что никто не хотел слушать их. А каким образом и почему те, которые говорили приятное, обольщенных ими подвергли неожиданному бедствию, совершенно вопреки их радостным надеждам?

Мих.3:8. Аще аз не наполню силы Духом Господним и судом и силою, еже возвестити Иакову нечестия его и Израилеви грехи его.

Показывает, что люди, имеющие ложную славу пророков, совершенно необходимо должны говорить ложь; ибо как может открывать истину говорящий не от Бога, Который есть истина? (Ин.14:10) О Каине негде Христос сказал: «он человекоубийца бо искони, и во истине не стоит: яко» лжец есть, как и отец его (Ин.8:44). А отцом его называет изобретателя лжи, то есть сатану. А что говорящие от духа дьявольского, изрекая то, что ему принадлежит, по необходимости лгут, – можно ли сомневаться в этом? Говорящие же по внушению Бога всенепременно высказывают самое лучшее и истинное, потому что имеют в себе истину. Итак, может ли, говорит, кто-нибудь произнести безошибочное слово пророчества, если я не исполню его Моим духом, некоторым могуществом и правдой, и судом, так чтобы он мог безбоязненно и бестрепетно восстать против грешников и обличить их? Полагаю, что говорящим о Боге потребно весьма большое и превосходное мужество; ибо иногда они обличают целый народ и царей, и людей обладающих могуществом, которые преимущественно восстают против стремящихся к исправлению нравственности народа и не терпят речей людей, желающих принести пользу. Посему блаженные пророки терпели страдания, подвергались опасностям, разнообразно были убиваемы, подпадая нередко неправедному гневу руководствуемых ими людей; а божественных учеников даже и бичевали, ибо исполненные силы и суда, и правды во Христе, чрез веру во Христа они приводили к Богу толпы иудеев (Деян. 5:26). Но, терпя побои, они радовались и с восторгом выходили из синедриона, «яко за имя Господа Иисуса сподобишася безчестие прияти» (Деян.5:41); они знали, что, страдая с Христом, они вместе с Ним будут и царствовать (2Тим.2:12).

Мих.3:9–10. Слышите сия, старейшины дому Иаковля и оставшии дому Израилева, гнушающиися судом и вся правая развращающии, созидающии Сиона кровьми и Иерусалима неправдами.

Будучи весьма благ и потом зная тяжесть имеющих случиться с ними бедствий, Создатель употребляет все способы, прибегает ко всякому виду увещания и угрозы в уповании, не обратятся ли согрешившие, и не пожелают ли они покаяться, после беззаконий научившись подобающему и решившись совершать то, при помощи чего, конечно, без труда можно было бы избежать последствий гнева божественного. Присем человеку любознательному и преданному науке необходимо знать, что слово пророков в Библии и у священных писателей хотя и непрерывно (т.е. излагается цельно и связно), но оно относилось к разным обстоятельствам и по частям. Посему, если бы и казалось иногда, что пророки говорят одно и то же, то следует при этом иметь в виду, что они возвещали таковое, как я сказал, не в отношении к одному и тому же обстоятельству и не к одним и тем же лицам, но, часто с включением значительных расстояний, они обращались с речью к другим лицам, в иное время и по иному обстоятельству. И это потому, что надобно было знать все, имеющее случиться, и предвозвестить общее бедствие для живущих по всей земле. Итак, к вам, говорит, слово, – к вам, которые дошли до такого неразумия, что стали питать отвращение к суду, то есть к справедливости, и закон, направляющий к благому ведению, извратили, – к вам, которые думают, что можно созидать Сион убийствами и несправедливым пролитием крови, и тем самым делать Иерусалим славным и знаменитым. Но лучше бы им было думать, что они разрушают его, хотя они были поставлены для созидания и устроения его, как назначенные Богом предстоятели стад, священники и хранители закона.

Но на самом-то деле они разрушили Иерусалим кровопролитиями; ибо они избили пророков и к ним присоединили Владыку всяческих, говорю, Христа: будучи строителями Сиона, они отвергли Его. Хотя Бог ясно говорил: «се, аз полагаю во основание Сиону камень многоценен, избран, краеуголен, чистен,... и веруяй в он не постыдится» (Ис.28:16); но, как я сказал, строители Сиона отвергли этот избранный и честный камень. А между тем он полагается во главу угла (Мф.21:42); ибо Христос воцарился над язычниками и над обрезанными, которых и создал в одного нового человека, творя мир крестом и как бы некоторый угол связывая единодушием в духе, как написано: «народу веровавшему бе сердце и душа едина» (Деян.4:32). Поскольку же чрез освящение и веру они сделались сообразными краеугольному и честнейшему камню, то и божественный Петр прекрасно и премудро пишет: и вы «яко камение живо зиждитеся», дом духовен в храм святый, в жилище Божие в Духе (1Пет.2:5); ибо Христос вселился в сердца верующих, и в них негде Он говорит устами пророка: «яко вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут мне людие» (2Кор.6:16; Лев.26:12).

Мих.3:11–12. Старейшины их19 на дарех суждаху, и жерцы их на мзде отвещаваху, и пророцы их на сребре волхвоваху, и на Господе почиваху, глаголюще: не Господь ли в нас есть? не приидут на ны злая. Сего ради вас дела Сион якоже нива изорется, и Иерусалим яко овощное хранилище будет, и гора дому яко луг дубравный.

Для святейшего Бога одним из самых мерзостных и в высшей степени прискорбных дел служит неправый суд и принятие подарков, как написано: «приемлющему дары неправедно в недра не предуспевают путие» (Притч.17:23). Некоторые до такой степени преданы бывают проклятому любостяжанию, что за ничто считают извращать правду и торговать истиной. Как засорившие глаза свои пылью чувствуют ослабление зрительной способности, так и сии впадают в слепоту в отношении ко Христу: "дары бо, – как написано, – ослепляют очи мудрых, и отмещут словеса праведных» (Втор.16:19). Нарушающие же справедливость обезображивают чистую красоту божественных достоинств; ибо единому Богу принадлежит суд. Зная это, божественный Моисей говорит: "да не приимеши20 лица в суде,... яко суд Божий есть». (Втор.1:17).

Привыкший же совершать неправый суд как бы святотатственно касается божественного и верховного престола, и не ведает он, что является преступником против самой неизреченной славы, которая умеет производить суд правый и справедливый; ибо, как я сказал, суд принадлежит Богу. Кроме того, страшно обращать благочестие в повод к прибытку и дело Божие считать средством к стяжанию. Вижу, как не оставляет без обвинения ни пророка, ни священника, желающих получать мзду, так что приходящим к ним за вразумлением говорят в том только случае, если они приносят им за это мзду и дары. Думаю, что слово Божие в настоящем случае опять напоминает о лжепророках и отнюдь не о священнодействующих по закону и истинно, но о тех, которые обыкновенно незаконными путями достигают этих почестей и куплей приобретают себе эту славу; ибо ни один святой пророк или истинный священник не сделает свою душу повинной в таких преступлениях. Потом, согрешающие таким образом, говорит, «на Господе почиваху, глаголюще: не Господь ли в нас есть? не приидут на ны злая». И несомненно, Бог всяческих был в Израиле; Он избавил их от бедствий в Египте, ввел в землю обетования, сделал их сильнее и могущественнее их врагов. Но в то же время надобно было им вполне понять, что Бог не мог быть с теми, которые совершали ужасные грехи и обвиняемы были в таких мерзостях. Ведь святое не может быть в общении со скверным, и чистое не может находиться в соприкосновении с грязным. А что они имели суетные мысли, воображая, что хотя они вели порочную жизнь, хотя они без меры, без удержу делали зло, – тем не менее, Бог пребывает с ними, – об этом они узнают, говорит, из самых имеющихся совершиться событий. «Сион изорется» и славный Иерусалим «будет яко овощное хранилище», то есть будет опустошен и разрушен. И самая "гора дому", то есть храм на высоком холме, превратится в «луг дубравный», все равно, как если бы сказал, превратится в убежище диких зверей и норы змей; ибо как на горах и лесах живут звери и свирепые виды пресмыкающихся, так и в запустевших местах, и везде, где оказывается много развалин.

Это самое и случилось с народом иудейским, потому что он нагло поступил с самим Еммануилом. Тогда-то они совершенно погибли, и не осталось камня на камне, по слову Спасителя (Лк.19:44). Сион, бывший древле предметом благоговения и удивления, оказался пахотной землей и удобной для земледелия. Но надобно знать, что и в нас Бог будет не тогда, когда мы имеем одну только веру и вследствие этого как бы успокаиваемся в Нем, но тогда, когда к вере присоединяется прославление Его через дела, ибо «вера без дел мертва есть» (Иак.2:26), по написанному. Когда же с благами веры бывают неразлучны и дела, тогда-то именно Бог и пребудет с нами, будет укреплять наши силы, считать нас своими друзьями, радовать как присных и избавлять от всякого зла.

* * *

19

В слав. и LXX: "его".

20

Слав.: «да не познаете».


Комментарии для сайта Cackle