святитель Кирилл Александрийский

Глава 14

Ос.14:1. Погибнет Самариа, яко сопротивися289 Богу своему: оружием падут сами, и младенцы их разбиются, и во утробе имущыя их разсядутся.

Превосходно закончив слово о Христе и предвозвестив таинство всеобщего искупления, блаженный пророк снова скорбит о бедствиях согрешивших и как бы даже оплакивает жителей Самарии, потому что они, говорит, хотя можно было, и весьма изобильно, пользоваться благами милосердия, самовольно потекли навстречу грядущим на них движениям гнева по причине того, что решились сопротивляться Богу, противопоставить велениям Владыки свою собственную волю, можно даже сказать стали противодействовать, или оказались в ряду настоящих его сопротивников. Поэтому-то они без всякой пощады сделаются добычею оружия, а против жен и детей придуманы будут странные по своему бесчеловечию меры, именно: вместе с новорожденными младенцами преждевременно подвергнутся смерти еще не вызванные к бытию и жизни, и меч неприятелей предупредит появление на свет путем рождения. Поистине бедственно и гибельно – противиться Богу, что видно и из самого опыта.

Ос.14:2–5. Обратися Израилю ко Господу Богу твоему, зане изнемогл еси в неправдах твоих. Возмите с собою словеса и обратитеся ко Господу Богу вашему: рцыте ему:... 290 яко да не приимете неправды, но да приимете благая, и воздадим плод устен наших. Ассур не спасет нас, на кони не взыдем, ксему не речем: бози наши, делам рук наших.

Опять-таки немало можно подивиться искусству пророка и построению речи, потому что она составлена достойно святого и исполнена вышнего тайноводства. Сначала возвестил будущее искупление чрез Христа, и что со временем изнеможет смерть, будет бессилен «остен» ада, и что, кроме того, нельзя представить решительно ни одного способа утешения и одобрения, который бы не был известен Богу. После этого необходимо было дать совет, чтобы они впредь и мыслили и исполняли потребное для их спасения и стремились как бы прийти в трезвенное состояние, опьяненные не от вина какого-либо, но от мирского сластолюбия и привязанности к демонским прелестям. Поэтому, дабы они, поверженные в состояние беспечности обещаниями милосердия и человеколюбия, не стали пренебрегать словом, способным (их) умудрить, он снова благоразумно возводит их к воспоминанию о бедствиях, сказав, что исчезнет Самария, «яко сопротивися Богу своему», затем присоединяя к этому то, что представляется наиболее пригодным для устрашения и огорчения слушателей: младенцы, говорит, разбиты будут; вместе с зародышами погибнут и сами матери, прежде чем утроба произведет на свет вполне сложившийся плод291. Таким образом сначала устрашив ужасами, затем уже направляет к сердцам вразумляемых слово, призывающее к покаянию, весьма разумно убеждая в том, что следует возвратиться к Богу. А словами: «изнемогл еси в неправдах твоих» дает понять, что вместе с неправдами всенепременно прекратится и их немощь, и вместе с разнообразными отступлениями, если они устранены будут, удалятся и беды. А путь обращения к Богу делает легким, ибо весьма ясно говорит, что грешники будут в лучшем положении и в милости у Бога не за то, что будут приносить Ему богатства, или посвящать золото, или чествовать серебряными сосудами, или угождать жертвоприношением волов и закланием овец, но если принесут в дар слова и, услаждая Владыку всяческих, будут восхвалять Его. Посему «возмите с собою словеса, рцыте Богу, яко да не примете неправды, но да приимете благая», то есть – чтобы не были наказаны соразмерно неправдам, а напротив обогатились подаянием благ. Обещайтесь же приносить Ему из уст благодарственные песни и исповедание, ибо это – плоды языка. Но, говорит, возгласите и твердо обещайте, что не скажете: «бози наша – делам рук» ваших. Это были виды отступления, из-за этого преткнулись, потому что и служили идолам, и, обесчестив всегда спасающего Бога, возложили надежду на пособия человеческие и, когда с ними воевали Египтяне, призывали Ассирийца, а затем, когда Ассирияне подняли оружие, против Самарии, на деньги нанимали Египетских конных стрелков или искусных в войнах конников. Поэтому то и услышали ясные слова Божии: «горе сходящим во Египет помощи ради, уповающим на кони и на колесницы» (Ис.31:1), и были совершенно справедливо осмеиваемы за то, что старались сделать себе защитником «Египтянина человека, а не Бога, конски плоти», (Ис.31:3) по написанному. Таким образом обещаются отстать от служения идолам и уже не иметь надежды на человека. Это и есть исправление прежних прегрешений, призывающее к милосердию Создателя всяческих, Который говорит устами пророка: «обращением обратитеся от беззаконий ваших, дом Исраилев292, и не будут вам в мучение неправды»293 (Иез.18:30).

Ос.14:5. Иже в тебе, помилует сироту294.

Это – речь пророка, побуждающего к покаянию, ясно доказывающего снисходительность Владыки и пресекающего медлительность склонных к покаянию: не сомневайся, говорит, Израиль, в том, что получишь просимое, если предпочтешь покаяние, потому что присутствующий в тебе Бог умеет помиловать и пожаловать сирот. Подобным образом говорит и богоглаголивый Давид: «сира и вдову приимет» (Пс.145:9), как я полагаю, на одном предмете или на лицах, всего более нуждающихся в милосердии, показывает человеколюбие божественной и неизреченной природы. А если бы кто пожелал приписать сиротство самому Израилю (потому что он, так сказать, удалился от отца – Бога: хотя Он и ясно говорил: «сын первенец мой Исраиль»295 (Исх.4:22), то я сказал бы, что правильно понимать и так.

Поэтому, уповая на то, что Владыка всяческих благ и расположен к человеколюбию, следует неукоснительно каяться и исправлением к лучшем устранять причины прежних прегрешений.

Ос.14:5. Исцелю селения их, возлюблю я явленно, яко отврати296 гнев мой от них.

Тотчас же приводится ближайшее и, как бы сказать, находящееся у дверей слово Бога, обещающего исцелить немощных и возлюбить «явленно», то есть: явиться уже открыто и нетайно совершающим дела милосердия и любви и подаяние всякого блага. При этом объявляет, что оставил гнев против них и не лишит их желанного человеколюбия. Опять, по-видимому, и здесь речь упоминает нам не об одном только обращении потомков Израиля, но вместе с тем сообщает и о признании язычников, «не вси бо сущии от Израиля, сии Израиль» (Рим.9:6), но причисляются к чадам ходящие «стопами веры, яже (бе) в необрезании отца нашего Авраама» (Рим.4:12). Итак подразумевается и призвание язычников и общение с Богом во Христе чрез веру и освящение, а кроме того указывается подаяние духовных даров и обилие благодати, конечно – во Христе.

Ос.14:6. Буду яко же роса Израилю.

Всячески утучняющая и орошающая ум призванных к покаянию утешением вышним (очевидно от Духа), потому что роса (нисходит) свыше.

Ос.14:6. Процветет яко крин.

Издавать будет, говорит, благоухание во Христе и благовоние благонравного поведения, и будет впредь цветком избранным.

Ос.14:6–7. И прострет корение свое якоже Ливан: пойдут ветви его.

Этим показывает, что ум верующих нелегко поколебать и невозможно скоро победить лукавым духам, потому что будет точно так же крепок и тверд, как растение Ливана, которое пускает корень очень глубоко, а своими верхними ветвями сильно разрастается вширь, потому что если корень роскошен, то всегда обильны и побеги ветвей.

Ос.14:7. И будет яко маслина плодовита.

То есть – всегда цветущая и обильная плодами, потому что таково это растение.

Ос.14:7. И обоняние его аки Ливана.

Ливан – весьма благоуханен. Поэтому-то закон Моисеев признал его посвященным Богу, так как неоднократно повелевал, чтобы ливаном посыпали семидал (курение), приносимый в жертву. Итак, будет, говорит, благовонен плод призванных и благоприятен, как жертва добролюбивому Богу.

Ос.14:8. Обратятся и сядут под кровом его.

Отстанут, говорит, от прежних грехов, ревностно обратятся к служению Богу живому и истинному и будут подчиняться единственно только Ему, ни от кого другого не ожидая спасения от врагов, но от Него Одного. Хорошо исполняя это, церковь из язычников говорит о Спасителе всех в Песни Песней: «под сень ею восхотех и седох» (Песн.2:3). Навыкшим поступать так да возгласит и богоглаголивый Давид, говоря: «во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию» (Пс.120:6). Это совершал Бог для древних, когда облако в пустыне осеняло их и дивно освещало горнюю и божественную скинию. При этом весьма хорошо говорит: «сядут», так что в этом усматривается постоянство и непоколебимая основательность мысли обращающихся к Богу.

Ос.14:8. Поживут и упиются297 пшеницею.

Вот достоприятные дары обращения и утверждения: будут, говорит, причастниками вечной жизни, и в изобилии силы, разумеется – духовной. Это, думаю, означает: «упиются пшеницею». Написано, что «хлеб сердце человека укрепит» (Пс.103:15). Потому, тело наслаждается сродной ему пищей, а душу укрепляет божественное и горнее слово, ибо как можно сомневаться в том, что обращающийся от заблуждения к познанию Бога и мужественно устремляющийся из рвов порока к исканию добродетели переходит от бессилия к силе, если действительно признаком бессилия считается впасть в беспечность, мирские удовольствия и пристрастие к идолослужению, а блестящим обнаружением духовной мощи признается – быть готовым на доброе дело, кроме того не ставить ничего выше любви к Богу и непреткновенно, с бодростью ума шествовать стезею, (ведущею) к этому?

Ос.14:8–9. И процветет яко виноград память его, яко же вино Ливаново Ефремови298.

Бог в одном месте говорил матери иудеев, то есть синагоге: «аз посадих тя виноград плодоносел, весь истинен» (Иер.2:21). Поет нам о ней в одном месте и божественный Давид: «виноград из Египта пренесл еси: изгнал еси языки, и насадил еси и: путесотворил еси пред ним» (Пс.79:9–10). Итак, Израиль был «виноградом благолозным» (Ос.10:1). Но так как он многообразно грешил, то Господь низложил «оплот его, и объимают и вси мимоходящии путем: озоба и вепрь от дубрави, и осел299 дивий пояде и» (Пс.79:13–14), – значит, отдан на попрание желающим вредить, в добычу кабанам и ослам, то есть – похотям и неразумию. Впрочем во Христе процвела «память его», конечно – Израиля. А «память» – говорит потому, что не все уверовали, но как бы на память о нем соблюдается остаток. Для Ефрема же, или для Израиля, благодать Божия была «якоже вино Ливаново», то есть благовонное и слегка приправленное ливаном для запаха. А это есть слово о Христе, и о Нем говорит блаженный Давид: «вино веселит сердце человека» (Пс.103:15), и к Нему побуждает нас стремиться со всем рвением священное слово, которое гласит так: « ядите300, и пийте, и упийтеся ближнии»301 (Песн.5:1), потому что святым не насытиться тем, что дано чрез Христа, и принятое до опьянения оно еще более полезно.

Ос.14:9. Что ему еще и кумиром?

Действительно, если, говорит, насытится и приобщится столь ценных и горних благ, то совершенно отступит от склонности к заблуждению и привязанности к делам собственных рук. В самом деле: в каком еще из благ терпя недостаток, он станет искать их у кого-либо другого? И не бесполезно ли для обольщенных такое искание, ибо что может дать кому либо бездушная вещь? О них справедливо было сказано от Бога: «благо сотворите, и зло сотворите, и увемы, яко бози есте» (Ис.41:23), – но никогда не могут рукотворенные принести вред людям (в самом деле, как и чем?), ни дать что-либо доброе или полезное. Поэтому пусть, и вполне справедливо, услышат: «бози иже небесе и земли не сотвориша, да погибнут от земли и от сих, иже под небесем сим302 суть» (Иер.10:11). На этот именно поступок и на укрепление в любви к Богу и указывает, говоря: «что ему еще и кумиром?»

Ос.14:9. Аз смирих его, аз и укреплю его.

Я, говорит, могу озлобить тех, кто, как Я замечаю, пренебрегает искренним расположением ко Мне. Равным образом укрепляю тех, кто будет делать добро и знать сущего по естеству и истинного Бога. Итак, и озлобление или изнеможение Израиля зависело не от них (ложных богов), и переход к силе нельзя считать даром демонов: это богодарованное благо, точно так же, как и бессилие было следствием движений гнева. Поэтому мудро и боголюбиво поет нам великий Давид: «крепость моя и пение мое Господь» (Пс.117:14).

Ос.14:9. Аз... аки смерчие учащеное, от Мене плод твой обретеся303.

Растение «смерчие»304 настолько густо и обильно листвою, что кажется как бы рукотворенною кровлей и не дает прохода ни солнечным лучам, ни дождевым струям, хотя бы они и сильно лились на землю. Итак, что они, повинуясь Богу, будут иметь безмятежное осенение или помощь, показывает, говоря: «аз аки смерчие учащеное». А что всякое плодоношение повинующихся Богу совершается не иначе, как во Христе или чрез Христа, подтвердит Сам Он, говоря евангельскими словами: «без мене не можете творити ничесоже» (Ин.15:5). Таким образом, конечно, может сказать всякому верующему, если он славен, досточуден и украшен добродетелью: «от мене плод твой обретеся».

Ос.14:10. Кто премудр и уразумеет сия? или305 смыслен и увесть сия? Зане306 правы путие Господни, и праведнии пойдут в них: а нечестивии изнемогут в них.

Весьма справедливо называет премудрым и разумнейшим того, кто поймет это, потому что понимание божественных изречений не дается немедленно всякому желающему, но, по написанному, никто не может уразуметь «притчу и темное слово, речения же премудрых, и гадания» (Притч.1:6), разве только при помощи вышнего просвещения, если Христос ниспошлет в ум и сердце, как бы блистательный луч, благодать Свою. Научает также, что возможность шествовать правою и богоугодною стезею весьма незатруднительна для любителей благочиния, а для не имеющих этого качества – дело нелегкое, потому что тех укрепляет влечение и склонность ко всякому добру и побуждает неудержимо стремиться к достижению похвального, а последних увлечение и наклонность к пороку и греху делает трусливыми, робкими и не имеющими от Бога силы для совершения добродетели, так как они ранее не почтили Его.

Итак, если мы разумны и премудры, то будем просить у Бога силы творить должное, а Он, конечно, дарует, как Человеколюбец, и исполнит крепости духовной чрез Христа, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь.

* * *

289

В тексте: ανέστη; должно читать: αντίστη (См. толкование на стих 2-й этой главы, где употребляется эта форма).

290

Слав.: (можеши всяк отврещи грех яко да не приимете неправды – δύνασαι πὰσαν ἀφαρεῖν (или ἀφελεῖν) αμαρτίαν, όπως (или ἳνα) μῆ λάβητε ἀδικίαν (как у Феодора Мопс. бл. Феодорита и др.), причем поставляются рядом два различных греческих одной и той же еврейской фразы.

291

Ἄνθος, собств. цвет.

292

Ἀποστροφῇ ἀποστέψατε ἀπὸ τῶν ἀνομῶν υμῶν οῖκος τοῦ Ισραήλ, обычно: ἐπιστραφητε καὶ ἀποστρεψατε ἐκ παςῶν τῶν ἀσεβειῶν ὐμῶν, слав.: обратитеся, и отвержетеся от всех нечестий ваших.

293

Εἰς κόλασιν ἀδικίας, слав.: неправды в мучение.

294

Ὁ ἐν σοὶ ἐλεήσει ορφανόν; слав.: яко в Тебе помилуется сирота ότι (у Федора Мопс., Феодорита и некоторых греческих списках) ἐν σοὶ.

295

Слав.: сын мой первенец Израиль.

296

Ἀπέστρεψε (τὴν ὀργήν) по Ватик. и др.; варианты: ἀποστρέφω, отвращаю, ἀπεστρεψα, отвратил и др.

297

Μεθυσθήσονται (Ват. и мн. др.). Слав.: утвердятся οτηριχθήσονται или στηρισθήσονται (Компл. и многие кодексы, указанные у Holmes’а). Толкование Св. Отца дает первому чтению (если оно подлинно) смысл второго чтения.

298

Слав.: якоже вино Ливаново. Ефремови

299

Ὄνος (Ватик. и др.). Слав.: уединенный μὀνιος (Алекс., Син. и др.).

300

Слав.: ядите ближнии ­ οἱ πλησίον.

301

Слав.: братия ἀδελφοί.

302

Ὑποκἀτωθεν τοὺ οὐρανοῦ τοὐτου;слав.: под небесами суть соответственно спискам, опускающим τούτου.

303

Слав.: аки (соотв. греческим спискам без έγώ) … обретеся плод твой.

304

Ср. 2Цар.2:8: евр. בריׄשׁ, русск. кипарис, Вульг. abies, ель; у Акилы по код. 86 ἐλαία τις, вид маслины.

305

Слав.: и καὶ греч. код.

306

Λιότι в нек. код.; слав. яко ὅτι.



Источник: Перевод П.И. Казанского и А.А. Жданова, под ред. М.Д. Муретова. Опубликовано: Кирилл Александрийский, свт. Творения. Ч. 9. М., 1892.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на книгу пророка Михея – Глава 3 святитель Кирилл Александрийский

2. Толкование на пророка Осию – Глава 14 блаженный Феодорит Кирский

3. Толкование на пророка Иеремию – Глава XL святитель Иоанн Златоуст

4. Толкование на книгу Святого пророка Амоса – Глава 2 епископ Палладий (Пьянков)

5. Книга пророка Амоса – Глава 7 преподобный Ефрем Сирин

6. Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля – Три книги толкований на пророка Осию к Паммахию. преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

7. Книга пророка Осии – Глава 14 профессор Павел Александрович Юнгеров

8. Понятие о Библии – Пятикнижие профессор Александр Павлович Лопухин

9. Толкование на книгу св. пророка Михея – Глава V митрополит Антоний (Храповицкий)

10. Пасхальная тайна: Статьи по богословию – ИСИХАЗМ: ПРОБЛЕМЫ СЕМАНТИКИ протоиерей Иоанн Мейендорф

Комментарии для сайта Cackle