Источник

III. Историческое обозрение Коренной Пустыни

Историческое обозрение Коренной Рождество-Богородицкой Пустыни можно разделить на три периода или отдела, сообразно важнейшим событиям, замечаемым в её внешней и внутренной жизни. Период первый от основания Обители в 1597 году до 1618 года, с которым совпадает её возобновление после разорения Крымскими Татарами в 1611 году. Период второй от 1618 до 1764 года, в который обитель эта состояла в зависимости от Курского монастыря, и период третий от 1764 до 1862 года, в который обитель сия постепенно благоустраивалась во внешнем и внутреннем отношениях.

а) Период первый. От 1597 до 1618 года

Период самостоятельного существования новопостроенной по Царскому изволению и Его иждивением, на месте явления Чудотворной Иконы, обители, продолжался весьма не долго, но несмотря па это, он несравненно богаче сведениями, нежели последующий за тем долгий период её зависимости от Курского монастыря. Как мы видели, ближайшим поводом к устроению сей последней обители было перенесение по Царскому Указу из пустыни в город Курск, чудотворной Иконы, по причине опасности от неприятельского нашествия.

К которому именно году относится это перенесение, утвердительно сказать нельзя, а надобно полагать, что оно случилось в 1598 или 1599 годах; так например, известно что в 1598 году Царь Борис посылал гонцов «с милостивым словом» в Украинные города: Тулу, Оскол, Ливны, Елец Курск, и Воронеж, а в 1600 году Крымцы нападали на Белгород и шли к Курску, но были прогнаны Орловским Воеводой Князем Борисом Петровичем Татевым55. С достаточной вероятностью можно предположить, что эта самая опасность и была поводом к сказанному выше распоряжению о перенесени чудотворной Иконы из пустыни в Курск, где она была поставлена в соборной Воскресенской церкви, в приделе Рождества Пресвятой Богородицы, построенном собственно для сего Игуменом Евфимием.

Сей Игумен Евфимий, совершая Божественную службу и молебные пения у Св. Иконы, посылал каждое лето в день явления Иконы, то есть, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября) со святой водою в Москву к Великому Государю сына своего иерея Константина, доходами подаваемыми же от богомольцев с соборными священниками не делился, отсылая их на содержание своей пустынной обители, почему священники и подавали о сем челобитную Царю Борису. Однако Царь от того дохода им отказал, а пожаловал их угодьями, рыбными ловлями и венечными пошлинами; упомянутыми же доходами приказал владеть Игумену Рождество – Богородицкой Пустыни Отцу Евфимию с братией.

Царь Борис Феодорович прислал для новопостроенной, на месте явления чудотворной Иконы, Пустыни, с бывшим в то время в Москве Иеромонахом Ионою денежную казну, ризы, свечи, ладан, иконы, колокола и книги, что все для безопасности от татарского нашествия (Крымцев) было также перевезено в город Курск, а как соборные священники не позволили поместить церковное имущество Пустыни в своей Соборной Воскресенской церкви, то оно и было размещено усердствующими к чудотворной Иконе гражданами по лавкам и клетям , пока те же Курские граждане воздвигнули особую часовню, в которой поставили Икону и поместили на время прочее церковное имущество привезенное из Пустыни66.

Между тем наступил период «смутного времени». Явились самозванцы: в 1604 году сперва Путивль, за ним Рыльск, а по нужде (10 декабря) и Курск сдались первому самозванцу (Гришке Отрепьеву), именовавшему себя сыном Царя Иоанна, царевичем Димитрием, чудесно спасшимся от смерти.

Тогда самозванец, основавший временно свою резиденцию в Путивле, желая привлечь на свою сторону поболее народа, мнимым благочестием, приказал между прочим перенести к себе в Путивль (отстоящий от Курска на 184 версты) чудотворную Икону Божией Матери Курская. Как бы предчувствуя долгую разлуку с своею усердною заступницей, граждане Курска, не смея и помышлять о каком либо противлении повелению нового властелина, со скорбью и многими слезами проводили Икону до Путивля, где она была, по приказанию самозванца, встречена с подобающей честью и с тех пор оставалась, в его таборе, до самого занятия Москвы, по овладении коей была поставлена там в Царских Чертогах.

В отсутствие же чудотворной Иконы из Курска, Крымские Татары разорили до основания Пустынный Монастырь, построенный на месте её явления. Это случилось, (как видно из выписи на вотчинную земли Курского Монастыря 123. (1615 года) в 1611 году. В этой выписи читаем: «В прошлом де 119 (1611) году приходили под Курск и в Курский уезд Крымские, и Ногайские, и Казанские люди и в те де поры грамоты и выписи погорели»; здесь речь очевидно идёт о сожжении пустынного Монастыря, ибо Курский тогда еще не существовал.

В 1612 году, когда Литовские и Польские люди, под предводительством Польского Коронного Гетмана Жолкевского, осадили Курск и взяли большой Острог, Курские жители принуждены были для защиты себя перейти в так называемый малый острожек, где, сидя в осаде и мужественно отбиваясь от превосходного в силах неприятеля, обещались, если Бог не предаст их в руки врагов, построить для чудотворной Иконы Знамения Пресвятой Богородицы особый Монастырь в самом этом острожке.

Молитвами и заступлением Пречистой Богородицы, Литовские и Польские люди, после неоднократных и усиленных приступов к сему острожку, не могши взять его, принуждены были отступить, не улучив своего намерения: разорить до основания город Курск.

Жители Курска, исполняя свое обещание, посылали в том же 1612 году к боярам, а в 1613 году к Царю и Великому Князю Михаилу Феодоровичу челобитную заруками «градских всяких чинов людей», на которую в 121 же (1613) году и получили Царскую грамоту такого содержания: «От Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея России в Курск Губному Старосте Афанасию Мезенцеву. Бил нам челом из Курска Пресвятой Богородицы Курская игумен Иосиф и подал челобитную за руками из Курска попов, и дьяконов, и дворян, и детей боярских, и козаков, и стрельцов, и пушкарей, и затинщиков и ямские слободы сотников, и волостных крестьян; а в челобитной их написано: в прошлом де в 120 (1612) году, как приходили под Курск Литовские люди и Острог большой взяли, а они собрався в малом острожке от литовских людей отсиделись, и обещали они в Курске в малом острожке возле города по конец торгу против городового моста, что поставлена была часовня, от войны литовских людей, из пустыни для образов, воздвигнуть Церковь Пречистой Богородицы Курская; и посылали де они о том бити челом под Москву боярам нашим того Монастыря вкладчика попа Ивана Новикова и челобитную ему за руками дали, чтоб той Пречистой Богородицы церковь велели им Бояре воздвигнуть. И тот де поп Иван челобитную их переписал и бил челом боярам без их ведома, чтобы у той Церкви быти ему попу Ивану, да из Курска Соборные Церкви Воскресения Христова попу Феодору, да Дьякону Поликарпу; а Игумену у той церкви не быть, и благословенную грамоту и антиминс на имя свое взял; и по той де Боярской грамоте они Церковь Пречистой Богородицы Курская воздвигнули и освятили: и ныне у той церкви Игумену с братией быти не мочно, чинят им те Соборные попы обиды, и насильство, и емлют из той церкви свечи и ладан, и пелены, и от Чудотворного образа приклады и золотое, и в церковных доходах емлют треть, а Игумену с братией в Пустыни в монастырь от Крымских и от Ногайских, и от Литовских людей быти и Монастыря строити не мочно и нечим. И нам бы их пожаловати велети у Церкви Пречистой Богородицы Курская быти и Церковь строити Игумену Иосифу с братией и велети им к той церкви, где им мочно было, поставить кельи, Монастырь огородить и двор устроить, очистить место, а Соборные церкви Попам: Попу Феодору с братией у той церкви быти не велети, а велеть бы им быти у одное Соборные Церкви Воскресения Христова; а той де Соборные Церкви попом дано пашня и бортные ухожья и рыбные ловли и в Курске в Городе и в уезде венечные пошлины. И будет так как нам из Курска попы и дьяконы, и дворяне, и дети боярские, и посацкие люди, и волостные крестьяне били челом и как к Вам ся Наша грамота придёт и ты б у той церкви Игумену Иосифу с братией быти и Церковные доходы имати велел, а Соборные церкви Воскресения Христова попу Феодору с братией велели отказать впредь у той церкви быти не велети, а велели бы есте им быти у той Соборной церкви Воскресения Христова по прежнему. Писана на Москве лета 7121 (1613) году июля в 5 день. На подлинной грамоте подписано позади: Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея России.

Дьяк Патрикей Насонов

Получив эту грамоту, Курские граждане приступили к постройке около воздвигнутой уже церкви Рождества Пресвятой Богородицы, деревянного Монастыря. Первым настоятелем его был назначен бывшего Пустынного Монастыря Игумен Иосиф, который и занялся с усердием устройством новой Обители.

Когда же Монастырь был окончательно устроен в 1615 году, все жители города Курска согласились между собою просить Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея России, о возвращении им чудотворной Иконы Знамения Пресвятой Богородицы Курская, из царствующего града Москвы в новопостроенный ими для Нея Монастырь. С этой целью они написали челобитную, за руками и послали с нею к Царю Курской Соборной Церкви Диакона Поликарпа. Но и этот Диакон, согласясь с Соборными попами, повторил упомянутую в Царской грамоте подделку попа Ивана Новикова, то есть, переписал эту Челобитную фальшиво к пользе одного соборного причта: будто бы все граждане желают чудотворную икону поставить не в Монастыре, а в Соборной Городской Церкви, и в таком уже виде оную Челобитную подал Царю.

Благочестивый Государь, снисходя к прошению Курских граждан, приказал отпустить Чудотворную Икону из своих Царских Палат обратно в Курск, с подобающей честью, и согласно с подданной ему челобитной (фальшивой), поставить её не в Монастыре, а в Соборной Церкви, что и было исполнено. Но граждане, хотя в начале и не подозревали настоящей причины такого распоряжения, но оставаясь им недовольными, в 1618 году, при Строителе Курского Монастыря Тихоне, послали вторично Челобитную к Царю, в которой просили, дабы оная Икона была перенесена из Курской Соборной Церкви в нарочито ими для сего построенный, по обету, Монастырь, По их прошению была прислана в Курск к тогдашним воеводам, Князю Афанасию Григорьевичу Козловскому, да Ермолаю Ивановичу Мясоедову в 1618 году, марта 2-го числа, Царская грамота, которой повелевалось, немедленно по получении сей грамоты в Курске, Чудотворную Икону из Соборной Церкви перенести в построенный гражданами для нее Монастырь, в церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что и было исполнено с приличным торжеством. И с тех пор сия икона имеет постоянное пребывание в этой Святой Обители.

К тому же времени относит местное предание и начало благочестивого обычая переносить ежегодно чудотворную икону на время в Пустынь, построенную на месте её явления, как зависевшую со времени своего возобновления (после разорения в 1611 году) от Курского Монастыря.

В котором именно году началось возобновление этой пустыни, после её разорения Крымскими Татарами в 1611 году, положительных сведений нет. Известно лишь, что в 1617 году в ней уже была построена деревянная Церковь во имя Рождества Пречистой Богородицы, но еще не освящена (сведение о сем заключается в одной выписи Курского Монастыря 1615 года. Смотри ниже). И так, нет ни чего невероятного предположить, что освящение сей церкви последовало в 1618 году, при чем, согласно преданию, в первый раз была принесена из Курского Монастыря в Пустынь, что на корню (коренную) чудотворная Икона Божией Матери Курская.

Окончим этот период указанием на один древний акт, из которого видны прежние владения Коренной Пустыни, которые по возобновлении её (с 1618 года) перешли в ведение Курского Богородицкого Монастыря, (как построенного в начале вместо разоренного пустынного монастыря), оставаясь за ним до самого учреждения о духовных штатах в 1764 году.

«Лета 7123 (1615), января в 12 день бил челом Государю Царю и Великому Князю Михаилу Федоровичу всея России Пречистой Богородицы Курская игумен Иосиф с братией: Государева де жалованья дано к Монастырю Пречистой Богородицы Курская вотчины во 108 (1600 году), как был писец Алексей Зиновьев, в Курском уезде во Обмяцком Стане, по обе стороны реки Тускари (следует описание границ). Да в том же урочище пустошь, что была слобода Служня, пустошь, что была слободка Долгая, да деревня Тазова, да деревня Жерновец, да река Тускарь, а в тех де урочищах и в деревнях и в пустошах пашни и перелогу сто четей в поле, а в дву по томуж. И в прошлом де 119 (1611) году приходили под Курск и в Курский уезд Крымские, Нагайские и Казанские люди и в те де поры грамоты и выписи погорели и им де тою вотчиной владеть не по чему, и Государь бы им пожаловал велел на ту вотчину дать выпись, по чем им тою вотчиной владеть» (что и было исполнено в том же 1615 году).

В челобитной Курского же Монастыря Игумена Аркадия в 1621 году, об монастырских владениях упоминается еще определеннее: «Государева жалованья дано к монастырю вотчины блаженные памяти при Государе Царе и Великом Князе Федоре Ивановиче всея России и при Царе Борисе в Курском уезде в Обмяцком Стану деревня Тазова, да деревня Жерновец, да слобода Служня, да слобода Долгая на реке на Тускарь, а в тех деревнях и слободах было Монастырской земли 600 четей, а перелогом и дикого поля не ведают сколько четей. Старые книги и прежних государей жалованные грамоты и выписки в войну утерялись».

Но как населённые вотчины перестали давать монастырям еще со времён Иоанна IV Васильевича, то и надобно полагать, что Коренная Рождество-Богородицкая Пустынь, при своём основании в 1597 году получила от Царя Федора Иоанновича в вотчину лишь одни ненаселённые земли и угодья; населялись же они в последствии разными выходцами, по соглашению с Монастырскими властями77, а при Царе Борисе в 1600 году были прикреплены к Монастырю новыми жалованными грамотами и выписями, которые в войну утерялись, и потому при Царе Михаиле Федоровиче были выданы новые жалованные грамоты и выписи на упомянутые выше вотчины, но уже не Коренной Пустыни, а Курскому Рождество – Богородицкому Монастырю, к которому Пустынь эта тогда числилась приписной. Но во всяком случае Коренная Пустынь должна особенно чтить память Царей Федора Иоанновича и Бориса Федоровича, как своих ктиторов и благодетелей, ибо первый построил её своим иждивением и придал ей земли и угодья, а второй снабдил её церковным имуществом и укрепил за ней в вотчину земли уже населённые.

Из древних актов того же Курского монастыря видно, что Коренная Пустынь в период своей самостоятельности (1597–1611), кроме упомянутых выше вотчин, владела еще так называемым Святым Городищем на реке Рати (о котором мы упомянули выше). Когда же после разорения Пустыни в 1611 году им завладел было насильством Курчанин Тит Родин с товарищами, то в последствии, а именно в 130 (1622) году Курского монастыря (к которому перешли бывшие владения Пустыни с 1615 года) Игумен Аркадий ходатайствовал о возвращении его обители и Святого Городища на реке Рати, называя его «старым монастырским владением (Коренной Пустыни)». «И по сыску Курских граждан, и окольных людей, 73 человека по крестному целованию про землю на реке Рати, то ныне (в 1622 году) владеет Тит Родин с товарищами, сказали: «То оне ведают, что исстари владели прежние игумены Пречистой Богородицы Курская, старцы: Васьян, да Давыд, да Серапион, приходя из Пустыни (что на корню) рыбу лавливали и всяким угодьем владели; а сколько четей в даче на реке Рати и они слышали от тех же старцев что 100 четей».

В следствие такого показания, дача эта тогда же была обмежевана и возвращена Курскому Богородицкому монастырю.

Это Городище, надобно полагать, старцы Коренной Пустыни выпросили себе во владение еще при самом основании их Обители, зная по преданию, что святым это городище называется потому, что здесь была некогда Иноческая Обитель, о которой упоминается в житии Св. Митрополита Петра, её основавшего и бывшего в ней первым игуменом в конце XIII и в начале XIV столетий.88

б) Период второй. От 1618 до 1764 года

Начнем этот период известием о вознаграждении Коренной Пустыни, после разорения 1611 года. Это краткое известие заключается в выписи 125 (1617) года писца Ивана Васильевича Волынского на поместные земли, данной Курского Монастыря Строителю Тихону: «В Курском уезде во Обмяцком Стану вотчины Пречистые Богородицы Курская, что был Монастырь общей на реке на Тускарь, а в Монастыре Церковь Рождества Пречистой Богородицы не освещена. На Монастыре четыре кельи, в кельи старец Прохор; в кельи старец Иов Тебышев, да вкладчик поп вдовой Михайла, да вкладчик Кирсан Уколов, да вкладчик Сергий Константинов, да вкладчик Филип Овчинин».

В выписи 129 (1621) года тоже читаем: «В Курском Уезде, в Обмяцком Стану, вотчина Пречистой Богородицы Курская, что был Монастырь общей, на реке на Тускарь; а на Монастыре церковь Рождества Пречистой Богородицы деревянна клетцки и в церкви Образы, и книги, и ризы, и свечи, и колокола, и всякое церковное строение монастырское. Да на Монастыре ж три кельи, а в них живут старцы черноризцы: в кельи старец Илья, в кельи старец Феодосий, да за монастырём двор белого попа Михаила, да в кельи старец Елинарх (Иринарх), да старец Лупа».99

Позднейшее и не менее двух первых любопытное сведение о пустынном Монастырьке находим в Курских писцовых книгах письма и меры Степана Унковского, да подьячего Ивана Коровина 136 (1628), 137 (1629) и 138 (1630) годов: «За Монастырем Пречистой Богородицы Курская, что был Монастырь общий на реке Тускарь, а на монастыре церковь Рождества Пречистой Богородицы деревяна клетцки, а в церкви Образы, и книги, и ризы, и свечи и колокола, и всякое церковное строение монастырское. Да на Монастыре же три кельи, а в них черных старцев 10 человек, да за монастырём двор белого попа Василия.

Бывшие вотчины Коренной Пустыни в этом периоде состояли уже в полной зависимости от Курского Богородицкого Монастыря, но хозяйственное управление ими или, лучше сказать, ближайший надзор за ними, сосредоточивался: «в Пустыньке, что на корню» а Курский монастырь силой своего влияния, старался, сколько было можно, оградить свою собственность от своеволия того времени, заботясь не менее и о укреплении за собою вотчинных своих владений, много потерпевших в предшествовавший период «от Крымских и от Литовских людей».

Состояние сих вотчин в начале описываемого периода и своевольства того времени, по неопределённости границ и прав на владение теми или другими угодьями, всего лучше характеризует челобитная Игумена Аркадия 129 (1621) года, в которой между прочим читаем: «Лес де за монастырём (новые дозорщики) написали, а лес подошёл под монастырь и под монастырскую вотчину, а монастырских де слуг и крестьян, и бобылей а тех лесах Курчени дети боярские бьют и грабят, а за ними те леса в книгах и в выписах, не написаны, и владеют и грабят, насильством, и от того крестьяне их поместные бредут розно».

Все прежние вотчины и угодья Коренной Рождество-Богородицкой Пустыни были утверждены за Курским Богородицким монастырём, вскоре после его основания, в 1615 году, жалованной грамотой Царя и Великого Князя Михаила Федоровича и Отца его, Государева, Филарета Никитича Святейшего Патриарха Московского, а во 137 (1629) году по челобитью того же монастыря Строителя Варлаама с братией, выдан ему с этой грамоты список слово в слово за приписью дьяка Семена Бредихина, за справкой подьячего Кирилы Невзорова.

Этот же Строитель Иеромонах Варлаам Чеплыгин, будучи избран в Настоятели Курского Богородицкого монастыря из соборных старцев той же обители в 134 (1622) году марта в 7-й день, получил Царскую грамоту, за приписью Дьяка Богдана Тимофеева (грамота эта была прислана в Курск к воеводе Ивану Васильевичу Волынскому): «Почем ему того ж Богородицкого Монастыря в вотчине в пустынном в Богородицком же и на посаде в Божедомском монастырьке быть в строителех и Монастырь строить и братью называть, а Старца Корнилья Брагина, что он тем монастырём (Божедомским) владел по воровской тушинской даче, велено выслать вон». Подлинная Государева грамота отдана в Богородицкий Монастырь, а список с нее оставлен в съезжей избе.

Из этого видно, что право Курского Богородицкого монастыря на владение «Пустынским Богородицким монастырьком» в XVII столетии, при смене Настоятелей, каждый раз было подтверждаемо теми же грамотами, коими утверждался избранный Настоятель. Сохранилось известие, что тот же Строитель Варлаам Чеплыгин в 1625 году: «Просил Святейшего Патриарха Московского Филарета Никитича о дозволении перенести Чудотворную Икону из Курского Монастыря в Пустынь и построить в оной вновь по разорении Татарском, Монастырь; но помянутый Святейший Патриарх переносить оной Иконы не дозволил, как явствует из присланной от Его Святейшества в Курский монастырь грамоты за подписью дьяка Федора Рагозина».1010

К сожалению подлинной грамоты, на которую ссылается неизвестный автор «Истории о Курском Знаменском Монастыре», в архиве сего Монастыря уже не находится, а приводимое на основании её известие, не совсем ясно: мы уже видели, что Пустынный Богородицкий монастырь был возрожден после татарского разорения (1611 года), еще в 1618 году, да и сам Варлаам, (как было упомянуто выше) в 1622 году, при утверждении Строителем, был назван в Царской Грамоте Строителем обоих Богородцких монастырей городского и Пустынного; стало быть просить ему построить вновь в Пустыне монастырь, было не для чего.

Вероятно, это известие надобно понимать так, что Варлаам, будучи любителем Пустынной жизни, прося о дозволении перенести Чудотворную Икону из Курска в Пустыню на место её явления и первоначального пребывания, имел намерение переместиться туда и сам из большого Курского монастыря, почему и просил дозволения Патриарха построить его в более обширном виде. Если не ранее (как предполагают в 1618 году), то не с этого ли времени (с 1625 года) началось, по дозволению Патриарха, перенесение Чудотворной Иконы в Пустыньку, на место её явления в девятую пятницу после Святой недели, где она сначала оставалась лишь на три дня.

В 1631 году большой Курский Богородицкий монастырь, вместе с городом Курском, потерпел разорение от Поляков, а в 1643 году от Крымских Татар; эти последние в 1613 году, приходили в Курск трижды и стояли кошами в самом Курском монастыре, около монастыря и в уезде, в вотчинах оного и как самый монастырь, так и в вотчинах его, крестьянские жилища разорили без остатку, также на гумнах в скирдах, и на полях хлеб и сено пожгли, потравили и потоптали; крестьян монастырских, кроме жен и детей, побито оными варварами 57, в плен взято 39, померло 119, бежало 24, итого убыло 239 человек1111. Но коснулось ли это разорение Пустынного Богородицкого монастыря – неизвестно.

В древнейшей описи Курского Богородицкого монастыря, составленной в 1667 году, при вступлении в настоятельство Игумена Никодима, Пустынный Богородицкий моиастырек описан довольно подробно. Это описание, как знакомящее нас вполне с его тогдашним состоянием, ровно через 70 лет после основания, составляет один из самых любопытных актов для истории сей обители и потому переносим его на страницы нашего описания слово в слово:

«Товож Богородицкого (Курского) Монастыря в вотчине в Курском Уезде в Обмяцком стану Пустынский Монастырек, а в нем Церковь деревянная, клетцки во Имя Рождества Пречистой Богородицы1212; перед Церковными дверьми Паперть, Церковь и Алтарь крыты тесом, а паперть крыта лубьем.

В той Церкви Рождества Пречистой Богородицы Деисус семь икон на празелени.

В той церкви Рождества Пречистой Богородицы Образ местной осмилистовой Знамения Пречистой Богородицы со Пророки, поля обложены серебром басменным, у тово Богорадицина Образа венец, да гривна басменная ж, у гривны устроено на медном тягле крест серебрян позолочен, 256 копеек позлачены; два алтынника Литевских деньга Татарская позлачены ж.

А тот месной Образ Знамения Пречистой Богородицы устроен в киоте четвероугольном; у киота на створех Образ Благовещения Пречистой Богородицы, да Живоначальной Троицы, да разных Святых восемь лиц на празелени.

У товож меснова образа Знамение Пречистой Богородицы, Пелена камчатая червчета, крест нашит золотом.

Пелена дорогильная, крест нашит золотом.

Перед тем Образом Пречистой Богородицы свеча поставная красная, на ней шендал белого железа.

В той же церкви Царские двери с сенью и столбцами на празелени; дверь Северная, на ней Архангел Михаил.

В той же церкви Рождества Пречистой Богородицы Образ месной Знамения Пречистой Богородицы со Пророки оклад серебряный вызолочен резной, поля чеканные: у тово ж Образа Пречистой Богородицы венец чеканный, в нем камень яхонт лазорев, да две бирюзы лазоревых; у тово ж венца 67 зерен жемчуга; у тово ж Образа ожерелье жемчужное, дробница да четыре зерна бурмицких, гривна серебряная позлащена чеканная, в ней три камня смазни, у той гривны крест аспидон обложен серебром; на нем четыре жемчужины, да золотой; два креста серебренные позлачени, серешка золотая, в ней четыре искры червчатова яхонта, 50 копеек позлачены ж. Да Распятие Господне на серебре позлачено. У Саваофа и у Пророков венцы резные, у Саваофа гривна чеканная.

А построен тот Образ Пречистой Богородицы в киоте. Киот покрыт сафьяном красным, а на створех праздники Богородичны во весь год.

У тово же Образа пелена атласу краснова, крест нашит серебром, обложена обьерью, кисти разнова шелку с золотом; другая пелена комчатая зеленая обложена атласом, крест нашит золотом. А построен тот образ Пречистой Богородицы в большом киоте, а в главе того большова киота написан нерукотворенный Образ, да Деисус, да Святые разных лиц.

Крест знаменной обложен серебром позлачен, другой крест обложен медью.

Да крест медный позлащен с Мощми.

Ризы комчатые червчеты; оплечья участка золотнова, опушка тафты зеленой, подложены киндяком лазоревым.

Ризы киндячные, оплечья атлас золотной. Потрахиль участка золотнова, обложена атласом червчетым, на ней восемь пуговиц серебреных, кисти зеленова шелку с золотом.

Стихарь Дьяконский дорогильный желтый, оплечья зеленой камки; другой стихарь киндячный лазоревый.

Пояс шелковой с кистьми, выше кистей четыре варворки золотые, двои поручей дорогильные.

Кандея медная. На престоле срачица крашенинная.

Сосуды церковные белые; два покровца; один дорогильный червчет, крест нашит золотом, а другой камчат голуб; воздух безильная пестредь обложен лазуревым киндяком; а те покровцы и воздух ветхи.

Паникадило медное, у нево шишка кедровая, обложена серебром, под шишкой кисти шелковые с золотом.

Книги Московские печати:

Евангелие напрестольное покрыто бархатом черным; Евангелисты серебрянные позлачены, Апостол да служебник мелкие печати ветхи. Потребник чернеческой; два Окта на осмь гласов. Устав Московской ж печати. Минея общая. Псалтырь учительная, ветха. Триодь постная, да триодь цветная. Шесть Миней месячных: Сентябрь, Август, Июль, Июнь, Декабрь, Март. Два пролога письменные. Пролог новый печатный. Евангелие напрестольное малое, Евангелисты медные, покрыто бархатнею. Служебник новый. Евангелие учительное в десть литовские печати.

На том же Монастырке хлебня крыта соломою, да клетка; меж хлебни и клетки сенишки скитовые, клетка и сенишки крыто лубьем, ветхи.

Погреб с выходом, на нем погребица крытая лубьем ветха; две кельи братские крыты соломой ветхи. В кельях живут черные Старцы: Козьма, Дмитрей, Софроней и Яков.

В том же Пустынском Монастырке житница крыта лубьем.

У ворот келья гостиная, с сеньми и чуланы, крыта соломой.

В конюшне три мерина деловых.

Ниже тово Монастырька к реке Тускарь колодезь Святой, где явился чудотворной Образ Пречистой Богородицы честного и славного ся Знамения по искони вечному нарицанию Курская; на том кладези обруб дубовой с мостом. На нем решетка, покрыт лубьем, все ветхо».

При том же самом Игумене О. Никодиме, к Настоятельству которого относится эта опись. Курский Богородицкий монастырь начал строиться каменным зданием, и чудотворная Икона посылалась на Дон для испрошения милостыни, тогда как в Пустынном монастырьке, построенном на месте явления сей самой Иконы, всё было ветхо и убого, как значится в приведенной нами описи.

В самом начале XVIII столетия встречаем краткое сведение о Пустынном монастырьке; в переписных книгах стольника Михаила Тулубьева 1701 года написано; «Приписная пустыня, того Знаменского (Курского) Монастыря явленного образа на кладезе. В той же Пустыни братия: Иеромонах Рувим, Монахи: Карион, Феофан, Варлаам, Зосима, Хлебенный Иосиф, Чашник Андроник, Ключник Иона». Такое распределение должностей между братией показывает, что в Пустыне к этому времени уже устроилось небольшое общежитие.

За внутренним благоустройством следовало и внешнее. Так в 1703 году коштом Строителя из дворян Монаха Боголепа Сухочева, на месте бывшей деревянной Церкви, воздвигнута новая соборная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы «каменным зданием, подобием шатра об одной деревянной крашенной ярью главе, на которой (утвержден) железный позлащенный променистый (с сиянием) с железными цепями крест».

А в 1708 году построен «коштом Монаха Путимца (Путивльца) Иоанна Алаторцова каменного же здания Св. врата, с церковью над ними о двух престолах: Преображения Господня и Св. Архистратига Михаила. Освящены оба Престола Курского Знаменского Монастыря архимандритом Михаилом, по благословению Преосвященного Епифания Белоградского: первый 1729 года, июня 12, а второй 1726 года, в тоже число.

По обеим сторонам Св. врат вместе с ними и в одной связи, построены тогда же два крыла келий двухэтажные для жительства Настоятеля с братией.

Это обновление Пустынной обители довершилось построением в 1713 году под горою внизу на самом берегу реки Тускарь близ места и кладезя, где явилась Чудотворная Икона, церкви каменного же здания во имя Пресвятой Богородицы живоносного её Источника, с шатровым верхом об одной главе увенчанной железным крестом. Церковь эта, как значится в монастырской описи и в надписи по листам напрестольного Евангелия, построена иждивением благочестивого Фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, того самого, который в благодарность за Богодарованную ему Полтавскую победу, воздвиг в своей слободе Борисовке Курской губернии, девичью Борисовскую Тихвинскую пустынь. По монастырскому преданию, поводом к построению церкви живоначального источника было то, что фельдмаршал лично посетил Коренную Пустынь в проезде из Малороссии в Москву, после знаменитой Полтавской победы, для принесения здесь благодарения за оную «Единой имущей непобедимую победу».

От этой Церкви до верхней монастырской площади, на которой построен соборный храм и прочие здания, был тогда же построен каменный сход длинною 32, а шириной 2 ½ сажени; покрыт тесом, а ступени вымощены дубовыми досками1313

В 1756 – 1759 годах начато, тщанием Настоятеля Курского Богородицкого монастыря Архимандрита Гедеона Антонского, строение в Пустынном монастыре третьей каменной церкви во имя Всех Святых на Северной стороне, но за неимением средств и последовавшим вскоре отказом монастырских вотчин в казну, здание эго приостановилось.

Прочие же монастырские здания, за исключением каменной трапезы, (время построения которой неизвестно1414) были, деревянные на каменных фундаментах, и все воздвигнуты в течении первой половины прошедшего столетия заново, крыты тесом.

Подробнее познакомит нас, как с внешним состоянием зданий, так и с внутренним украшением храмов и с церковным имуществом обители, опись 1765 года, которая будет помещена ниже.

Из донесения начальника пустыни Иеромонаха Иоиля Филькевича (в 1765 году) видно, что Коренная пустыня во все то время как она состояла под управлением Курского Богородицкого Монастыря, содержалась от получаемых во время бываемого в ней о девятой пятнице Богомолия, с построенных подле того Монастыря лавок сбору, и собираемых в Церкви за отправление молебнов подаяний, и построенного близ онагож Монастыря для приезжающих Богомольцев гостиного постоялого двора, а равно и имеющихся при ней двух садов.

Перенесение чудотворной Иконы из Курского Богородицкого монастыря в Коренную пустыню о девятой пятнице, издревле совершалось с торжественным крестным ходом, при стечении довольного, год от году увеличивавшегося числа богомольцев, и для удовлетворения их благочестивого усердия, Чудотворная Икона, была оставляема на время в пустыне; после чего с подобным же шествием возвращалась обратно в Курский Богородицкий Монастырь.

Местное предание возводит начало этого благочестивого обычая в 1618 году; к этому году, как сказано выше, Чудотворная Икона была возвращена из Москвы в Курск и в том же году, как полагают, принесена из Курского монастыря в Пустыню на место явления, для освящения новоустроенного там храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы. К этому же времени восходит и начало здесь торга, обратившегося по времени в знаменитую Коренную Ярмарку.

Первые же письменные сведения о торжественном перенесении Чудотворной Иконы в Коренную Пустынь и бывающем здесь торге, относятся лишь к началу XVIII столетия; так в одном акте 1708 года читаем: «В нынешнем 1708 году ноября в 15 день бил челом Великому Государю Курганин посацкой человек Афанасий Одинцов: Курского де Богородицкого Знаменского Монастыря в Пустынь, которая расстоянием от Курска: в 20 верстах, бывает богомолье и мирской съезд по всягодни во время Петрова поста на первой недели и Курские Таможенные и Кабацкие Бурмистры ездят в те времена в тое Пустыню для продажи вина и меду и (сбора) пошлинных денег, а того же Богомолья и съезду, и сбору Государевой денежной казны бывает по три дня; а сколько в той пустыни таможенных пошлин и питейной прибыли в сборе бывает и того сборщики именно в книгах не пишут, знатно сборною Государевою денежною казною корыстаютца они бурмистры себе».

Из этого акта видно, что Богомолье и мирской съезд в начале XVIII столетия продолжались всего три дня; стало быть столько же продолжалось и пребывание в пустыне чудотворной Иконы и вероятно так было установлено с самого начала этого обыкновения.

Из донесения Игумена Исаии (1765 года) видно, что с 1726, и по 1767 год срок пребывания чудотворной Иконы в коренной Пустыне продолжался всего одну неделю, столько же продолжалась и ярмарка1515.

Следовательно известие сообщаемое автором «Сказания о Чудотворной Иконе (1838)» будто бы перенесение Иконы в Коренную Пустыню началось лишь с 1726 года и что она оставалась здесь с этого времени каждогодно на две недели, ошибочно.

В 1764 году, во время учреждения о духовных штатах, Коренная Рождество – Богородицкая Пустынь, по резолюции Преосвященного Порфирия Епископа Белгородского и Обоянского, была исключена из ведения Курского Знаменского Монастыря и оставлена за штатом на своем содержании с настоятельством Строительским и 7-ю Монашествующими.

С этого года она вступила в период самостоятельного существования, продолжающегося уже почти сто лет.

в) Период третий. От 1704 по 1862 год

Период Самостоятельного Существования Обители и Постепенного её благоустройства

Мая 21 дня 1764 года, при Высочайшем Указе из Святейшего Синода, прислан к Преосвященному Порфирию Епископу Белградскому и Обоянскому, поднесенный Ея Величеству от учреждённой о церковных имениях Комиссии, доклад о безвотчинных и на своём содержании состоящих Монастырях и Пустынях, в котором между прочим напечатано: «В назначенное в каждой Епархии Монастырей и Пустынь число, Епархиальным Архиереям выбрать из самых лучших, хотя и из бывших приписных к разным Архиерейским домам или Монастырям, да в штаты не включенных, точию бы были такие, кои бы неоскудное к содержанию своему довольствие в мирском подаянии иметь могли».

В последствие этого Указа, по докладу Белградской Консистории Преосвященному Порфирию, определено: Котмыжскому, Обоянскому, Волховскому Монастырям остаться по прежнему, да в положенное по штату число приписную, к Курскому Богородицкому Знаменскому Монастырю, Коренную Рождественскую пустынь оставить же и быть ей Монастырем против прочих по штатам положенных Монастырей, а из ведомства Курского Монастыря исключить, и до той Пустыни впредь оному Монастырю никакова дела не иметь, и о том за известие того Монастыря братию и Курского Знаменского Монастыря к Архимандриту Гедеону послать Указы.

А прочие Монастыри, то есть, Старо-Оскольский Троицкий, Новооскольский Преображенский, Белгородского Уезда Коренную Ратного Николая, да Карповскую Троицкую Пустыни; девичьи: Старооскольский Успенский и Хотмыжский Покровский Монастыри упразднить и устроить приходскими Церквами».

В силу этого распоряжения Коренная Рождество-Богородицкая Пустыня получила самостоятельное существование, после почти 150 лет продолжавшегося периода (1615–1764) зависимости от Курского Богородицкого Монастыря, обязанного ей своим основанием.

По счастью в самом начале нового периода, богатый в милостях Господь послал Пустыни Настоятеля опытного в хозяйстве и усердного к устройству вверенной ему Обители. Это был Игумен упраздненной в 1764 году Троицкой Карповской Пустыни О. Исайя Илляшевич, Харьковский уроженец, сын Священника Церкви Михаила Архангела, что в слободе Борисовке, пострижен в Монашество Преосвященным Иоасафом Горленко в Белградском Архиерейском доме, в котором до самого назначения своего в Настоятели Карповской Пустыни (в 1758 году) проходил послушания: житенного, ключника, ризничаго и Казначея.

В свое пятилетнее управление Коренной Пустынью (1765–1771), О. Игумен Исайя, неусыпно заботился о благоустройстве призванной к обновлению Обители, что свидетельствуют все акты его времени и если не успел сделать для нее всего, что хотел, то сделал все что мог.

По указу Преосвященного Порфирия в 1765 году он составил подробную и отчетливую опись церковного и монастырского имущества Коренной Пустыни; опись эта вполне знакомит нас с состоянием сей Обители в начале нового периода её самобытной жизни. Воспользуемся ею в сокращенном виде для нашего описания, что существенно необходимо для правильной оценки настоящего состояния Обители и сказания о постоянном Ея благоустройстве.

Опись начинается кратким указанием на местоположение и историческое начало обители Курского Уезда Обмяцкого стану от Московской проезжей дороги расстояниям 6 верст, в чёрном Коренном лесу, на вышедшем с небольших двух логов вышнем холме над рекою прозываемой Тускарь. По имянному блаженныя и высокодостойные памяти благочестивого и Великого Государя Царя и Великого Князя Федора Иоанновича Самодержца Всероссийского Указу, лета от Рождества Христова 1597, сооружен Общежительный Монастырь и учреждено Игуменство и во оном Монастыре первый бысть Игумен Евфимий; оного Монастыря пространство в длину трех-аршинных сажней 53, а поперечин 18.

В том Монастыре:

Первая Церковь Соборная во имя Пресвятой Богородицы Преславного Ея Рождества, каменного здания, построена подобием шатра об одной деревянной крашеной ярью главе, на которой променистый железный позлащенный с железными цепями крест. Построена в 1673 году коштом Строителя Монаха Боголепа Сухочева.

Оная Церковь внутрь вся от самой шеи до низу украшена Иконописным старинным художеством; в ней десять ветхих разномерных окончин. Простого круглого шкла в свинцовой оправе церковь с шеею, кроме главы и креста, вышины 9 сажень с аршином, длины 6 сажень без полуаршина, ширины 6 сажень и три вершка.

Трапеза длины 4 сажени 1 ¾ аршина, ширины 5 сажень 2 аршина без четверти. В трапезе по левую сторону придел Св. Иоанна Предтечи Господня. Алтарь, Церковь, Трапеза и Придел вымощены дубовыми брусьями.

Пред церковью на западной стороне паперть о четырёх каменных столбах, каменная же, вымощена досками дубовыми с ступеньми; на верхнем щите той паперти под крышкою на холсте образ коронующейся Святейшею Троицею Пресвятыя Богородицы. Внутрь паперти две большие на дереве писанные Иконы: одна Пресвятые Богоматери Утешение всех скорбящих; другая страшного второго Господня пришествия.

Тоя церкви священный Иконостас дробно резной, весь золочён червонным золотом. Местные иконы по правую сторону: а) Спасителя на главе того большой серебрены с чеканью редкою позлащенный венец; б) Образ самый ветхий Знамения Пресвятыя Богородицы в киоте живописном; в) Рождества Пресвятыя Богородицы храмовая. По левую: г) Пресвятые Богородицы с предвечным Младенцем; на главах венцы большие серебреные с чеканью и позлащеные; д) Св. Иоанна Предтечи Господня, на главе большой серебряный с гридорованьем вызлощенной венец, в коем три больших простых в серебренной же оправе с финистью камней: один зеленый, а два красных; е) Четырех Святителей: Николая, Иоанна Златоустаго, Василия Великого и Григория Богослова.

Верх местных Икон на первом поясе образы Господских и Богородицких праздников.

Ha втором Великого Архиерея Иисуса Христа с Богоматерью, Иоанном Предтечей, и Святых Апостолов.

На третьем: Знамение Пресвятые Богородицы и Святых Пророков.

На четвёртом: Господне распятие, и под тем Бога Отца и Святых Праотцев.

Престол деревянный самой простой работы, грубо срублен и врежден, також и верхняя доска его так повреждена чрез расселина, что и часть ея возвысилась и потир на нем со опасением во время Священнодействия поставляем бывает; не святительским, но простым священническим по великому требнику освящен чиноположением.

Того престола Святых антиминсов два: один на атласе жёлтом новый, прошлого 1761 года апреля 8 дня освящен Преосвященным Иоасафом Миткевичем Епископом Белградским. Другой на полотне старый, освящен прошлого 1747 года июля в 24 день Преосвященным Антонием Черновским Митрополитом Белградским.

Среди Церкви на железной цепи большое желтой меди Паникадило о 16 равномерных люстрах, при нем яблоки в серебренной оправе и кисть большая шелковая с золотом и серебром. Пред местными Иконами 6 разнокалиберных медных лампад.

Тоя Церкви в Трапезе по левую сторону Приделе Св. Иоанна Предтечи иконостас гладкий преветхий, а Царские врата резные грубо.

Местные иконы: Спасителя и Богоматери, храмовая Св. Иоанна Предтечи, на главе большой серебреной позлащённый венец.

На престоле Св. антиминс новый освящен 1763 года февраля 23 дня Преосвященным Иоасафом Миткевичем Епископом Белградским.

Реченныя соборныя церкви при трапезе каменная колокольня сделана на подобие столпа, верх нея на главе железом чёрным обложенной, железный же позлащённый крест.

На оной колокольне 9 разновесных колоколов. Первый большой, онаго края мало не вокруг все отшибены прочь. На нем воображено тако: «Колокол сей Курского уезду в Коренную Пустыню тщанием Архимандрита Михаила, коштом Монаха Иоанна Алаторцова сделан ко Храму Рождества Пресвятыя Богородицы, весу в нем 150 пудов.

Полиелейной в 20 пудов, повседневный в 17 пудов 15 фунтов; четвертый в 9 пудов; а пять колоколов малых, каждый в 1 ½ пуда 1616.

Большие боевые железные трёх ярусные простой самой работы разломанные ветхие Русские часы.

Под церковью, трапезой, алтарем и колокольней каменные рухлядские палатки.

Вторая церковь

Верх Святых ворот, каменного здания, в ней два престола: один во имя Преображения Господня, а другой Св. Архистратига Михаила, крыта тесом, построена коштом Монаха Путимца Иоанна Алаторцова в 1708 году. Оная церковь мерою длины в аршин с ¼, ширины 6 аршин, 6 вершков.

Иконостасы и в них врата Царские резные, вызлащены двойником. В храме Преображения Господня престол освящен 1729 года июня 12 дня, Курского Знаменского монастыря архимандритом Михаилом, по благословению Преосвященного Епифания Епископа Белградского; на оном престоле св. антиминс на полотне новый; освящен прошлого 1763 года февраля 25 дня Преосвященным Иоасафом Миткевичем Епископом Белградским.

В храме Св. Архистратига Михаила престол освящен по благословению покойного Преосвященного Епифания Тихорскаго, Епископа Белградского, архимандритом Михаилом, прошлого 1726 года, июня 12 дня; антиминс на нем новый, освящен 1763 года февраля 23 дня Преосвященным Иоасафом Миткевичем Епископом Белградским.

Церковь и алтарь высланы кирпичом.

Третья церковь

Во имя Богоматери живоприемнаго Ея Источника каменного здания, под горою внизу, при самой реке Тускари, о двух деревянных главах, из которых одна средняя крашена ярью, на ней железный позлащённый с железными цепями крест, а другая над алтарем не доделана, без креста. Построена коштом Фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева в 1713 году.

Оная церковь покрыта сосновым дором и выкрашена мумией; на трёх тоя церкви щитах на холсте изображены: в нижней и северной стороне: явление и чудеса Пресвятые Богородицы Знамение именованные Курская. А с Западной стороны победы Богоматерни же над Скифским воеводой, по умолению с Святителем правоверных, древле оказанных.

Оная церковь мерою длины 4 сажени с 1 ½ аршином, ширины 7 сажень с ¼ аршина. Вымощена чугунными досками.

Среди оныя церкви неисчерпаемый источник, где явлен обретеся Знамение Богоматери Курская Образ; онаго источника проистекающая вода здрава и холодна. Обруб того источника и крышка ветхие; внутрь онаго источника для лучшего течения воды вставлен четырехугольный из белого железа котел.

Сверх онаго источника поставлен на перилах большой вызлащенный ветхий старинной работы балдахин1717.

Иконостас новый с мелкой редкой накладной резьбою, гладкий, золочён весь червонным золотом, писан всеискусною живописью Харьковским жителем Малороссиянином Венедиктом.

Престол просто срублен и от водоточной подземной влаги за подвышением местами чугунного мосту на северную сторону весьма покривлен, и верхняя дска на нем раздвоена, и одна часть тоя дски приподнялась, через что с опасением и потир поставляем бывает.

Того престола Св. антимнисов два полотняных новых: один прошлого 1752 года, мая 3 дня, освящен Преосвященным Иоасафом Епископом Белградским. А другой освящен прошлого 1758 года сентября 26 дня Преосвященным Иоасафом Миткевичем Епископом Белградским.

Храмовая на кипарисной дске икона живоприемнаго Источника Пресвятыя Богоматери; до половины на ней риза серебреная кованная с венцами серебреными же кованными, вызолощенные; оклад на ней кованой серебреный, вызлащенный, Московской работы.

С Западной стороны Церковной извне от горы, дабы она не засыпала церкви, утверждена каменная стена.

При оной церкви извнеж на восточной стороне два источника обрублены деревом, над одним из них сделан на каменных слупах большой балдахин, на нем шпиц, а на верху шпица малый железный вызлащенный крест; оный балдахин и крест покрыты гонтою и тесом и подшалеваны тертицами.

При оном источнике, над которым устроен балдахин, бывшие деревянные мосты и перила, от весенней навальной многой воды вовсе поломаны прошлого 1761 года.

* * *

5

5 И. Г. Р. Карамзина т. XI, стр. 10. изд. 1843 года

6

6 См. Историю о Курске и о Курском знам. монастыре, издание 1792 года стр. 12.

7

7 Так было и в других местах, на примере о слободе принадлежащей бывшему Курскому Троицкому, что за Куром, монастырьку, сказано во «вкладной записи 1616 года»: «Слободка, что он, Строитель Иона, назвал и изсадил бобыльками.» Монастырек этот и с слободою был отдан строителем Ионой Тюлькой по вкладной записи 1610 года Курскому Богородицкому Монастырю.

8

8 На месте бывшей обители Ратской ныне находится село с церковью во имя Святой Троицы; место чтимая храмовая икона этой церкви, по преданию, осталась от бывшего монастыря и, может быть, писана самим игуменом оного (Св. Петром)

9

9 Для сравнения приведем краткую современную (того же 1621 года) опись Курского-Рождства-Богородицкого монастыря, «В Курске в Остроге в конце городового моста и ряду Монастырь общей Пречистой Богородицы Курская, а в нем церковь Рождества Пречистой Богородицы Курская, древяна клетцки, поставлена по обещанию Курских всяких служивых и жилецких людей всего города, а в церкви чудотворный образ Пречистой Богородицы Kкомкая из Пустыни, украшен блаженной памяти Государем Царем и Великим Князем Фёдором Ивановичем всея России: да в церкви ризы и книги, и свечи, и колокола, и великое церковное строение Государево и мирских людей; на Монастыре келья игумена Аркадия, да 14 келий братских, а в них черных старцев 33 человека».

10

10 Смотри Историю о Чудотворной Иконе, и о Курском Знаменском Монастыре. Курск 1792 года. стр. 21 и 22

11

11 Смотри вышеупомянутую Историю о Курском Знаменском Монастыре страница 25 и 26

12

12 Если эта церковь не была разорена в нашествие Крымцев в 1643 году, то она та самая, которая по выписи 1617 года значится построенной, но ещё не освещённой.

13

13 Это последнее здание сломано по ветхости весною текущаго 1863 года.

14

14 Ныне в ней помещается хлебня и просфорня.

15

15 С 1791 года срок этот увеличен ещё на неделю, а в 1800 году установлено оставлять Чудотворную Икону в Коренной Пустыне до 12 сентября, что соблюдается и поныне.

16

16 Прим. Из них 4 променены, а взято на место их у Тульского купца Котельникова.

17

17 Прим: «оный за темнотою и стеснением Иконостаса снят и спрятан».


Источник: Историческое описание коренной Рождество-Богородицкой пустыни / Сост. А.Л. [архимандрит Леонид (Кавелин)]. - Санкт-Петербург : В тип. М. Эттингра, 1865. – 244 с.

Комментарии для сайта Cackle