Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

архимандрит Леонид (Кавелин)

Церкви и прочие здания

В Тихоновой пустыни в настоящее время два храма: 1) соборный, во имя Преображения Господня, с двумя приделами в теплой трапезе: с правой стороны – во имя Святителя и Чудотворца Николая, а с левой – во имя Преподобного Тихона Калужского, чудотворца.

Каменный храм этот в коем почивают под спудом мощи Преподобного отца нашего, Тихона чудотворца, как видно из вкладной книги, начат постройкою около 1677 года при игумене Ионе, а по описи Тихоновой пустыни, составленной в 1684 году, при сдаче ее в ведение Московского Донского монастыря, он значится еще несовершенным. При первом наместнике из Донского монастыря, Иеромонахе Исаии, производился сбор на иконостас. Время освещения настоящей церкви положительно не известно. Придел Святителя Николая в теплой трапезе, как видно из хранящегося в ризнице Антиминса, был освящен по благословению Крутицкого епископа Иллариона (Григоровича.) 25-го октября 1756 года. В 1787 году строитель Иеремия получил дозволение устроить в трапезе соборного храма по левую сторону придел во имя св. Тихона Амафунтского чудотворца, празднуемого 16-го июня, устройство оного приняла на себя супруга калужского помещика Аграфена Ивановна Ртищева; придел окончен и освящен в 1790 году 1-го ноября строителем пустыни, иеромонахом Иосафом. В 1800 году, при строителе Мефодии, один из благотворителей обители, С. В. Еропкин, намеревался перестроить соборный храм заново и получил уже на это храмоздательную грамоту, но обстоятельство помешало совершению этого дела.

Коренная перестройка означенного храма произведена лишь при игумене Геронте, который, при помощи незабвенного благотворителя Тихоновой пустыни, полковника Николая Ивановича Шепелева, имеющего в этой обители издревле родовую усыпальницу, разобрал и перестроил заново трапезу соборного храма, что все исполнилось в 1840 годах.

И в тоже время распространил и настоящую церковь, пристройкою к ней с трех сторон: восточной, северной и южной крытых каменных папертей на колоннах, с фронтонами, а в боковых капитальных стенах пробил арки, через что значительно увеличилось внутреннее пространство настоящей церкви, впрочем не без вреда для ее прочности через пробитие арок в капитальных стенах, в 1847 году, усердием медынской помещицы Марьи Ивановны Головиной, устроен в настоящей церкви Преображения Господня новый иконостас прежней формы, а стены расписаны священными изображениями. В настоящем своем виде соборная церковь Тихоновой пустыни представляла здание смешанной архитектуры, в коем только лишь квадрат настоящей церкви, увенчанный пятью главами, напоминал о времени его построения. Он, как мы видели, в 1830 годах был распространен пристройкою с боковых сторон двух папертей, фронтоны их опирались на массивные колонны, алтарная стена также была поддержана колоннами, в роде контрафорсов. Через все это соборный храм в целом утратил свой первоначальный вид и характер архитектуры того столетия, к которому относится его построение (в конце 17 столетия).

Трапеза новой постройки (1840 года) и по внешнему своему виду представляла здание, как бы отдельное, от настоящей, лишь пристроенное к ней. Настоящая церковь холодная, а трапеза теплая; нагревалась двумя духовыми печами, устроенными внизу, в подвальной части здания. Теплая церковь отделялась и в настоящее время отделяется от холодной двойными деревянными столярной работы переборками, со стеклянными рамами и дверями. Вся церковь внутри имела пространства: в длину, от горняго места до западных входных в трапезу дверей 50 аршин. В ширину – в настоящей, от северных до южных дверей, 23 аршина, а в трапезе на 30 аршин. Кровля на всей церкви была железная, окрашена медянкою. Над настоящею церковью на длинных кирпичных шейках возвышались пять глав, покрытых простым железом, по краске осыпанных голубцом, и украшенных вызолоченными звездами; кресты на них по дереву обиты железом и позлащены с таковыми же внизу яблоками. Посредине, над трапезным сводом, возвышается небольшой, деревянный фальшивый купол, покрыт белым железом, на нем глава и крест были железные вызолоченные. Церковь и трапеза освещалась в разных местах 22 окнами, все с железными решетками со стеклами в дубовых рамах, а именно. В алтаре настоящей церкви четыре, в самой церкви вверху четыре и внизу четыре окна двухквадратные с прямыми перемычками, в трапезе, в придельных алтарях, по одному окну, а в самой трапезе с каждой стороны по четыре окна двуквадратных и с дубовыми перемычками. – Сверх всего, над западными дверями устроено полуциркульное окно, со стеклами в деревянной раме; над верхними окнами, которыми освещался квадрат настоящей церкви, вверху тянется вокруг оного пояс или платбант, покрытый железным навесцем; выше его, с каждой стороны, по четыре мишени или щипца для священных изображений. Двери, в церкви с трех сторон створчатые, двойные. Наружные железные, – с висячими замками, внутренние, деревянные, со стеклами, столярной работы. Западная паперть поддерживалась шестью каменными колоннами, покрыта железом, окрашена медянкою; в ней помост и ступени были из белого камня; северный и южные паперти, над которыми устроены фронтоны, поддерживаемые шестью каменными колоннами, покрыты железом. Над южною папертью был устроен железный зонт, поддерживаемый двумя деревянными колоннами, обитыми железом; ступени крыльца из белого камня, а с северной стороны чугунные. У входа в эту церковь, с обеих сторон западной паперти, находились две палатки с подвальными отделениями. В верхних отделениях помещались: в правой пономарская ризница, а в левой пономарня; в них по одному окну с деревянными решетками. Восточные стены этих палаток образуют внутри трапезы полукружия; здесь устроены деревянные одноэтажные отделения для отдельного стояния братии во время служб божественных, тогда как средина храма занимается народом. Оба придела соединены со срединою трапезы или проходом, ведущим в настоящую церковь, арками.

В нижние отделения палаток входы устроены извне, по сторонам церковной паперти. Оба входа имеют вид небольших полубашен с железною крышею и железными дверьми, в них по одному узкому окну, а в самых палатках по шести полуквадратных окон в каждой, с железными решетками со стеклами, в деревянных рамах, Правый вход с чугунными ступенями ведет в родовую усыпальницу гг. Шепелевых. В ней пол устлан чугунными плитами, с подписью имен почивающих здесь особ. Эту палатку предназначено обратить в церковь во имя Воскресения Христова от наследников, недавно скончавшегося незабвенного благотворителя обители полковника П. И. Шепелева, гг. Жуковых; пока поставлен чугунный иконостас и два небольшие клироса чугунные же. В алтаре престол чугунный с кипарисною крышкою, мерою в вышину 1 аршин 6 вершков и в ширину тоже, на нем срачица полотняная. Жертвенник сосновый, четырехугольный, мерою в вышину 1 аршин 6 вершков, с боков по 1 аршину 4 вершка. За престолом образ Воскресения Христова, живописный на стекле, мерою в вышину 1 аршин 12 вершков ширину 1 аршин 4 вершка. Обделан в чугунной рамке. Иконостас чугунный, одноярусный. Царские двери чугунные, в них на медных досках в середине, с правой стороны, образ Божией Матери. С левой Архангела Гавриила, а вверху и внизу по углам четыре Евангелиста, живописной работы. В арке над царскими дверьми на медной доске образ Тайной Вечери, живописной работы. По правую сторону Царских Врат на медной доске образ Господа Вседержителя живописный. В южной чугунной двери на медной доске образ св. Николая и Иоанна Златоустого живописный. От южной двери, у правого клироса, на медной доске образ св. Праведной Елизаветы, живописный. За правым клиросом на медной доске образ св. Софии, живописный, в деревянном киоте столярной работы. По левую сторону царских врат образ Вождей Матери с Предвечным Младенцем, на медной доске, живописный. В северной чугунной двери на медной доске образ св. Александра Невского и мученицы царицы Александры, живописный. У левого клироса на медной доске образ св. Дины, живописный. За левым клиросом образ преподобной мученицы Анны, живописный. – У стены, за левым клиросом, в деревянной киоте столярной работы, набор икон в три яруса из хранящихся в ризнице: в первом ярусе Господа Вседержителя, а по бокам Вождей Матери (Тихвинской и Ахтырской иконы). Во втором ярусе Господа Вседержителя и Божией Матери (Казанская и Калужская Иконы), а в третьем ярусе Господа Вседержителя и две иконы (Казанской) Божией Матери. По внутреннему обмеру церковь эта занимает от Горного места до западной стены 24½ аршина по длине, а по ширине 7¾ аршина, как видно из описи Калужской Тихоновой пустыни за 1866 год.

В приделах святителя Николая, Мирликийского чудотворца, и Преподобного Тихона, Калужского чудотворца, иконостасы были одноярусные с колоннами, резьба и колонны позолочены, а поле иконостаса выкрашено перловою красною. Образа нового, но хорошего письма. Стены трапезы расписаны священными изображениями в 1861 году, усердием нынешнего настоятеля обители архимандрита Моисея, а в 1870 году стенная живопись была возобновлена. – В 1886 г. в приделах святителя Николая Чудотворца и в приделе Преподобного Тихона, Калужского чудотворца, иконостасы устроены вновь и возобновлена стенная живопись. В приделе Николая Чудотворца иконостас трехъярусный в готическом стиле с резными украшениями, сплошь вызолоченный. В нижнем ярусе в средине царств, двери сверху с ажурной резьбой вызолоченные, с иконами: в средине Благовещение Божией Матери и по сторонам в кругах четыре Евангелиста. С правой стороны царских дверей в нижнем ярусе иконы: сидящего на престоле Спасителя, рядом трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и, Иоанна Златоустого, на южной двери Архангела Гавриила. С левой стороны царских дверей иконы: сидящей на престоле Божией Матери с Богомладенцем, Иоанна Предтечи, на северной двери Архистратига Михаила. Во втором ярусе над царскими дверьми: Тайной Вечери – с правой стороны, Афанасия Великого и Саввы Освященного, Мефодия и Кирилла, Антония и Кирилла, Антония и Феодосия; с левой стороны – Александры Мученицы и Анны Праведной, праведных – Захария и Елизаветы, Георгия Великого и Александра Невского. В третьем ярусе над Тайною Вечерею – Воскресение Христово с предстоящими двумя Ангелами, с правой стороны апостола Павла, пророка царя Давида, с левой стороны апостола Петра, пророка Моисея, с полукружиями сверху. Все иконы нового стиля и хорошей живописи на дереве. В нижнем ярусе у северных дверей храмовая икона святителя Николая Чудотворца в рост в позолоченной аплике ризе. Вокруг солеи железная решетка с двумя одностворчатыми и одной двустворчатой против царских врат, дверьми, выкрашена масляной краской, с медными сверху поручами. Заклиросные иконостасы в готическом стиле с, разными украшениями, сплошь вызолоченные. За правым клиросом иконы в середине святцы месячные, без ризы, Козельщанской Иконы Божией Матери в серебряной и позлащенной ризе с правой стороны, Двунадесятых праздников без ризы с левой стороны. За левым клиросом иконы середине Чудотворная Владимирская Икона Божией Матери в серебряно- вызолоченной, осыпанной жемчугом и камнями ризе; с правой стороны Тихвинской Иконы Божией Матери в серебряно-вызлоченной ризе, с левой стороны Казанская Икона Божией Матери в серебряно-вызлощенной ризе.

В приделе Преподобного Тихона, Калужского чудотворца иконостас трехъярусный в готическом стиле с резными украшениями, сплошь вызолоченный. В нижнем ярусе в средине царские двери, сверху с ажурной резьбой, вызолоченной с образами на них, в середине Благовещения Божией Матери и по сторонам в кругах четыре Евангелиста, с правой стороны царских дверей образа: Спасителя, стоящего и благословляющего, Архистратига Михаила вместе с св. Моисеем Угрином, на южной двери Архидиакона Лаврентия; с левой стороны: Богоматерь с младенцем, стоящая с распростертыми руками, Великомученицы: Варвары и Екатерины, на северной двери

Архидиакона Стефана. Во втором ярусе над царскими дверьми Тайная Вечеря, с правой стороны Антоний и Евфимий Великие, Пахомий и Паисий Великие, Зосима и Савватий. С левой стороны Св. равноапостольные Константин и Елена, Параскева мученица и Мария Египетская, Стратоник и Великомученик Дмитрий Солунский. В третьем ярусе над царскими дверьми Распятие Спасителя с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом. С правой стороны – Иоанна Богослова, пророка Исаии; с левой стороны – Иакова Апостола, пророка Иезекеиля, с полукружиями сверху. Все иконы нового стиля и хорошей яшвописи на дереве. В нижнем ярусе у южных дверей храмовой образ Преподобного Тихона Калужского Чудотворца, в рост, в посеребренной и вызолоченной аплике ризе. Вокруг солеи железная решетка с двумя одностворчатыми и одной двухстворчатой против царских врат дверьми, выкрашена масляною краскою с медными сверху поручнями. Заклиросные иконостасы в готическом стиле с резными украшениями, сплошь вызолоченные. За правым клиросом иконы. В средние Казанской – Божией Матери, с правой стороны Калужской – Божией Матери, с левой стороны Дмитрия Ростовского Чудотворца – все в серебряно-вызолоченных ризах. За левым клиросом иконы: в середине свят. Алексея и проч. Московских Чудотворцев, и среди них крест со св. мощами без ризы. С правой стороны крест с мощами и предстоящими Божьею Матерью и Иоанном Богословом в серебряной ризе, с левой стороны – Божьей Матери Троеручицы в серебряно-вызолоченной ризе. В переносном деревянном с резным украшением вызолоченном киоте образ Божией Матери (Калужская Ее икона) в серебряно-вызолоченной ризе. Вокруг средней арки сверху деревянная с резным украшением вызолоченная гирлянда, на нее в кругах иконы: Спасителя, Божией Матери, Иоанна Предтечи, св. Николая Чудотворца и Преподобного Тихона Калужского Чудотворца. Вся трапезная церковь отапливается одною духовою печкою, устроенною с северной стороны в подвальном этаже.

Храм же во имя Преображения Господня разобран и на месте его выстроен вновь храм каменный трех придельный. Средний придел во имя Преображенья Господня, с правой стороны в честь Божией Матери Владимирской Ее иконы, с левой в честь Рождества Иоанна Предтечи.

Храм во имя Преображения Господня начат постройкою в 1879 г. и окончен в 1886 году. Церковь эта каменная, имеет вид крестообразный, одноэтажная, с подвальным этажем, с пятью главами, покрыта железною крышею, окрашенною масляною зеленою краскою. Главы кирпичные, покрыты белым английским железом. Средняя глава имеет кругом 8 окон, боковые главки имеют кругом по четыре окна каждая. Кресты на главках железные, обитые жестью, и покрыты позолотою, с таковыми же под ними яблоками. Северные и южные паперти из подольского камня, с двумя наружными каждая колоннами и пропущенными из капитальных стен пилястрами, помосты на них чугунные с таковыми же ступенями; над папертями устроены фронтоны, покрытые железом и окрашены масляною зеленою краскою. Окна в этой церкви с железными решетками, со стеклами в дубовых рамах; число окон кругом 12; из них в трех придельном алтаре кругом 6 окон, в трапезной, с северной стороны 3 окна и с южной 3 окна. Кроме того, над папертями, с северной и южной стороны, по одному окну круглому, без решеток, с разноцветными стеклами. Двери в церкви с двух сторон северной и южной – створчатые, двойные наружные железные, с висячими замками, внутренние деревянные, полу стеклянные, столярной работы, со врезными замками. Храм этот снаружи не оштукатуренный, – холодный; отделяется от теплого двойными, в арке столярной работы, переборками со стеклами, и двумя дверьми в них. Внутри храм весь оштукатурен, в трапезной и алтаре стены и своды расписаны живописью. Пол церкви из белого камня, а в алтаре дощатый, окрашенный масляною краскою. В конце трапезной, с западной стороны, устроены хоры с винтовою чугунною лестницею для хода на них; хоры устроены во всю ширину храма, ограждены с восточной стороны железною решеткою. Посреди храма трибун, расписанный живописью и вокруг восемь окон. Над хорами два трибуна меньшего размера, расписанные живописью, и по четыре окна в каждом; точно такие же два трибуна в боковых алтарях. В трехпридельном алтаре три арки, отделаны под мрамор, а в трапезной 10 арок такой же отделки, но только разной меры. Пред алтарем этой церкви возвышается солея о трех ступенях с выдающимся амвоном. В боковых приделах выдающегося амвона нет, а солея из такового же подольского белого камня и остольких же ступенях. Во всех трех приделах солея ограждена железною решеткою, окрашенною масляною темной краскою. В среднем передолтарном иконостасе по бокам устроены два, большие клироса столярной работы. По внутреннему размеру храм этот занимает: от горного места до арки, отделяющей теплый храм от холодного, 34 аршина. От северной стены-до южной – 32 аршина.

В приделе во имя Преображения Господня иконостас четырех ярусный, посредине царские врата резные с ажурным сверху украшением и с изображением на них Благовещения Пресвятой Богородицы, а по углам четыре Евангелиста. По правую сторону царских врат икона Спасителя в серебряно – позолоченной ризе, вышиною 2 аршина, а шириною 1 аршин, на южных дверях – Архистратиг Гавриил, затем, икона Преподобного Пафнутия Боровского Чудотворца. По левую сторону царских врат – Тихвинская икона Божией Матери живописной работы, в серебряно-позолоченной ризе; на северных дверях – Архистратиг Михаил, затем икона св. великомученика Пантелеймона, на кипарисной доске, с изображением чудес его. Во втором ярусе иконы двунадесятых праздников, а посредине, над царскими вратами, изображенье Тайной Вечери. В третьем ярусе, посреди иконостаса, над царскими вратами, икона Спасителя с предстоящими: Божьей Матерью и Иоанном Предтечею, по правую сторону, апостолов: Павла, Матвея, Андрея Первозванного, Варфоломея, Филиппа и Фомы; по левую сторону, апостолов: Петра, Иоанна Богослова, Симона Зилота, Иакова Алфеева и Иуды не искариотского. В четвертом ярусе, посредине, над царскими вратами, изображение Святой Троицы, по правую сторону пророк, царь Давид, и еще один из пророков, по левую сторону пророк Моисей и еще один из пророков, над этими иконами иконы пророков в круглых рамках.

Придел в честь Божией Матери (Владимирской Ее иконы). Иконостас трехъярусный. Царские врата резные, с изображением на них Благовещения Пресвятой Богородицы, а по углам четыре Евангелиста. Но правую сторону царских врат икона Спасителя в рост, с благословляющей рукою и Евангелием, затем икона митрополита Алексея; по левую сторону царских врат икона Божией Матери с предвечным младенцем, на северной двери икона митрополита Петра. Во втором ярусе, над царскими вратами, изображение Тайной Вечери, по правую сторону Смоленская Икона Божией Матери и Преподобный Сергий, а по левую сторону икона Божией Матери (Утоли моя печали) святого князя Владимира и Александра Невского. В третьем ярусе, посредине, над царскими вратами, икона Божией Матери с окружающими Ее ангелами, по правую сторону – Василий Великий и святитель Тихона Задонского в круглой рамке, а по левую сторону Иоанн Златоуст и икона святителя Митрофана Воронежского. Сбоку правого клироса храмовая икона Божьей Матери (с изображением ее жизнеописания).

Придел в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Иконостас трех ярусный. Царские врата резные с изображением на них посредине Благовещения Пресвятой Богородицы, а по углам четыре Евангелиста. По правую сторону царских, врат икона Спасителя в рост, затем икона святителя Николая Чудотворца; по левую сторону икона Божией Матери, на северных дверях икона Ионы, митрополита Московского. Во втором ярусе, над царскими вратами, изображение Тайной Вечери, по правую сторону Архистратига Михаила и Бориса и Глеба, по левую сторону – Покрова Пресвятой Богородицы и пророка Моисея. В третьем ярусе, посредине, над царскими вратами, Воскресение Христово, по правую сторону Григорий Двоеслов и Дмитрий Ростовский, по левую сторону Василий, Архиепископ Кессарийский и Филипп, Митрополит Московский. Сбоку левого клироса местная икона в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. За левым – же клиросом в одной киоте помещаются шесть икон: Казанская Икона Божьей Матери в серебряно- позолоченной, ризе и украшена бриллиантами, Тихвинская Икона Божией Матери в серебряно-позолоченной ризе, икона Покрова Пресвятой Богородицы в серебряной ризе, икона Введения во Храм Пресвятой Богородицы и икона Коронования Божией Матери, с 26 частицами мощей разных святых, в серебряно-позолоченной ризе и Ахтырская Икона Божией Матери в таковой-же ризе.

За правым клиросом, против храмового образа Преображения Господня, помешена рака преподобного Тихона, Калужского чудотворца, святые мощи коего почивают под спудом. Рака сия серебряная, чеканной работы, с различными изображениями, и украшениями, на ней же с правой стороны золотыми буквами оттиснен кондак Преподобному, а с левой тропарь ему же. На раке вверху древний образ преподобного Тихона, мерою в длину 2 аршина, в ширину 13 вершков. Венец на образе, и риза серебряно-вызолоченные, чеканной работы. Рака Преподобного осенена резным вызолоченным балдахином, вверху которого над самою ракою, изображение святой Троица. Стоимость раки 700 рублей.

В приделе Преображения Господня. Паникадило с восьмиконечным крестом, наверху о тридцати двух подсвечниках, довольно обширной формы, медно- посеребренное, в три яруса.

У правого клироса того же придела – хоругвь апплике- вызолоченная, поддерживаемая тремя рукоятями, с изображением с одной стороны Крещения Господня, с другой святителя, Тихона Амафунтского. Самая хоругвь с тремя продолговатыми овальными оконечностями, снизу которых прикреплены серебряно-позолоченные кисти; с обеих сторон хоругви, по краям и на овальных оконечностях, в кругах, квадратиках и других фигурках эмальные кресты. Такая-же хоругвь у левого клироса сего придала с изображением с одной стороны Воскресенья Христова, с другой – Владимирской иконы Божией Матери.

Вторая церковь, под колокольнею, в западной стене ограды, теплая, во имя Успенья Божьей Матери, напоминает своим названием первый соборный храм обители, по коему Тихонова пустынь издревле называлась «Успенскою Тихоновою».

Из писцовых книг 1628 года и последующих годов видно, что в Тихоновой пустыни еще до литовского разорения была «соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, деревянная клецки, с приделом на полатях во имя Николая Чудотворца. Во время литовского нашествия, в 1610 году, она была сожжена.

Вероятно вскоре после этого (деревянная церковь после ее сожжения), взамен сгоревшей церкви, была выстроена новая того же наименования, деревянная с шатровым верхом, которая существовала еще в 1684 году, как видно из описи того года. Но вскоре эта деревянная церковь была сломана, а взамен ее сооружена новая каменная на другом месте, а именно на святых вратах, в то же наименование. Это сведение доставляет вам один из монастырских актов 1736 года, в котором сказано, что в этом году готовился кирпич на перестройку каменной обветшавшей церкви во имя Успения Божией Матери на св. вратах, была ли она тогда перестроена, утвердительно сказать нельзя.

Но спустя столетие, а именно в 1822 году, строитель, отец Митрофан, по благословению Преосвященного Филарета (Амфитеатров) разобрав вышеупомянутую церковь, как обветшавшую, построил на том же месте, новую каменную же с колокольнею. Церковь эта окончена вчерне в 1826 году, усердием медынских помещиков, титулярного советника И. И. и супруги его М. И. Головиных, при строителе Ираклии и освещена в том же году; а в 1832 г. расписана стенным писанием на счет тех же благотворителей.

Церковь Успения Божией Матери по внешнему виду представляет почти квадратное здание домовой архитектуры, входящее западной стороной своей в линию оградной стены. Длина церкви от западной стены до горнего места 20 аршин, а ширина 16 аршин. Нагревается двумя изразцовыми печами, одна в алтаре, другая в самой церкви; освещается шестью окнами, из коих три в алтаре, а три в самой церкви. Сверх того, с трех сторон вверху устроено по одному полуциркульному окну. Вход в церковь с северной стороны, над входом устроен железный зонт. Двери двойные: наружные – створчатые железные», с железными задвижками и висячими замками, внутренние, деревянные, филенчатые. Пол в церкви деревянный. Западная стена, входящая в ограду, расписана живописью.

Иконостас одноярусный, с колонами, под мрамор, вверху с фронтоном, поле окрашено голубой краской и покрыто лаком, а резьба по карнизам и между колонами вызолочена червонным золотом. Местные иконы: Господь Вседержитель в серебряно-позолоченной ризе и с венцом, Тихвинская икона Божией Матери в серебряно-позолоченной ризе и с двумя венцами. Храмовая – Успения Божией Матери иконописная, на ней риза серебряно-вызолоченная чеканной работы, украшена яхонтом, двумя жемчужинами и аметистом, который осыпан вокруг бриллиантами; образ святого апостола и евангелиста, Иоанна Богослова в серебряно-позолоченной ризе чеканной работы. Все эти образа врезаны в иконописные доски, украшенные соответственными окладными иконами св. изображениями. Икона Успения Божией Матери писана, как можно полагать, в прошедшем столетии, древняя же храмовая икона хранится особо в ризнице.

Над этой церковью возвышается столпообразная колокольня о трех ярусах, которая по своей вышине служит украшением обители. Купол и над ним шпиль, покрыты белою жестью, над шпилем шар и крест медные, позолоченные через огонь.

На колокольне 10 колоколов: благовестник весу 253 пуда, 2 фунта, с изображениями: Преображения Господня, Успения Пресвятой Богородицы, святителя Николая Чудотворца, Преподобного Тихона, и 7 херувимов. Вокруг его надпись: 1871 года, марта 1 дня, отлит, сей колокол Калужской губернии, и уезда, в Калужскую Тихонову пустынь, старанием настоятеля оной игумена Моисея с братиею, усердием доброхотным дателей. Лит в Москве, на заводе почетного гражданина Дмитрия Николаевича Самгина. Полиелейный – весом 103 пуда 5 Фунтов, с изображениями: Иверской иконы Божией Матери, святителя Николая Чудотворца и 6 херувимов. Вокруг его надпись: вылить сей колокол в царствующем граде Москве, на заводе почетного гражданина Дмитрия Самгина. Вседневный, весом 52 пуда 30 фунт., с таковыми же изображениями и надписью. Зазвонных семь колоколов, весом: 25 пудов 5 фунтов, 12 пудов 8 фунтов, 6 пудов 8 фунтов,3 пуда 3 фунта, 2 пуда 6 фунтов, 1 пуд 19 фунтов и 29 фунтов.


Источник: Москва "Русская" типолитография, Тверская, д. Гинцбург 1892 г.

Комментарии для сайта Cackle