Источник

Ипполит римский св.

Ипполит римский св.; вероятно, грек по происхождению, но родился в Риме, был одним из учеников св. Иринея; еще при папе Зефирине (199–217) сделался пресвитером римским и в этом сане приобрел себе почетную известность своею ученою деятельностью. Он одинаково хорошо знал и светскую, и духовную науку, был толкователем Св. Писания, защитником христианства против иудейства и язычества, обличителем современных еретиков и ревностным блюстителем церковной дисциплины. Защищая против монархиан различие Отца и Сына во Святой Троице через внесения некоторого субординационизма, И. столкнулся с другим видным членом римского клира – Каллистом, который обвинял И. в двубожии. В свою очередь, И. подозревал Каллиста в склонности к учению Савеллия и Феодота. Сталкивался И. с Каллистом и в вопросе о церковной дисциплине. И. обвиняет Каллиста, этого, по его словам, «обманщика, святотатственного плута и бесстыдного преступника», в чрезмерной снисходительности, объясняемой его личной небезупречностью. По словам И., Каллист оказывал сильное влияние и на Зефирина, которого И. аттестует как слабого, недалекого и продажного человека. Между тем, при избрании преемника Зефирина верх одержала партия Каллиста, который, став папой, не замедлил осудить как савеллианство, так и двубожие, и еще более смягчить требования церковной дисциплины. Тогда И. совершенно прекратил общение с Каллистом, принял от своих сторонников, по-видимому, большею частью, христиан-греков, избрание и посвящение во епископа Римского и явился таким образом антипапой. Раскол этот прекратился в 235 г., когда И. вместе со вторым преемником Каллиста Понтианом изгнан был «на чумный остров Сардинию» в рудники. Здесь он и умер. Некоторые (напр. Иванцов-Платонов) думают, что И. вернулся из Сардинии, отправился на восток, познакомился здесь с расколом новатиан, вернулся в Рим с посланием Дионисия Великого и окончил жизнь мученическою смертью при Валентиниане, или при Клавдие. Но эта гипотеза покоится на недоказанном отождествлении И. Римского с И., упоминаемым у Евсевия (Ц. И. VI, 46) и в сирском мартирологе (под 30 января). Тело И. было перенесено в Рим, а затем из Рима в Ст.-Дени. И. был причтен к мученикам и восточною (память 30 января), и западною (13 августа) церковью и даже был почтен в Риме около VI века мраморной статуей, изображающей его, сидящим на кафедре, на которой выгравирован список его сочинений и составленный им пасхальный круг. Статуя эта была найдена в 1551 году на дороге Тивуртиевой, на Вероновом поле (снимок ее есть в изд. А. П. Лопухина «Жизнь и труды св. отцов» Фаррара, ч. 11-я). Мученическая смерть св. И. в мире с церковью имела следствием то, что произведенный им раскол был забыт очень скоро. Этим и объясняются те спутанные и противоречивые сведения, которые дают о кафедре И. – епископа, жившего и погребенного в Риме, и, однако, не считаемого епископом римским, церковные писатели. Евсевий, который первый упоминает о нем, о нем ничего не знает, кроме того, что он был «епископ какой-то церкви где-то». Не знают этого и Епифаний, и Иероним. Позднейшие восточные писатели называют его епископом римской гавани, т. е. Порта или Остерии вблизи Рима на Тибре, а западные писатели, разумея под Portus не portus Рима, а Аден, ищут его кафедру в Аравии.

Св. И. был одним из плодовитейших и разносторонних писателей. Неполные еще каталоги его творений у Евсевия (Ц. И. VI, 22), Иеронима (De vir. ill. 61) и на мраморной статуе, а также случайные указания Фотия и других церковных писателей показывают, что он писал по вопросам полемики, апологетики, экзегетики, догматики, хронографии и церковного права. Но из творений И. сохранилось лишь небольшая часть, да и то в отрывках сомнительной подлинности, а большинство их известны лишь по названиям. Важнейшее из приписываемых св. И. творений – это его полемическое сочинение: «Обличение всех ересей («Κατὰ πασῶν αἱρέσεων ἔλεγχος). О сочинении И. под таким заглавием упоминают уже Евсевий и Иероним, но до открытия в 1842 году на Афоне рукописи, содержащей почти 8 из 10 книг этого сочинения, известна была под названием «Философумены» лишь первая книга, да и та приписывалась Оригену. Философумены представляют не столько прямое опровержение ересей, сколько их изложение. Автор, справедливо находя близкое соотношение между ересями и философскими учениями дохристианской древности, посвящает первые четыре книги изложению, часто своеобразному, и истолкованию последних, и, что особенно важно, приводит иногда отрывки из сочинений древних философов, до нашего времени не сохранившихся. С пятой книги по девятую излагается учение христианских еретиков, кончая современными И. ноэтианами и елкезаитами. Десятая книга дает заключительный обзор всех ересей и в заключение призывает все народы принять истинную веру. К отделу полемических принадлежат также сочинения: «Краткое опровержение ересей», упоминаемое в Философуменах, но не сохранившееся, «Гомилии И. на ересь Ноэта», из которых сохранилось 18 глав в Ватиканском кодексе, «Главы против Гайя», от которых сохранилось пять отрывков на сирском языке, «К Маркиону» и «Против магов» – сочинения, известные лишь но названиям. Апологетическими произведениями являются два сочинения: «К еллинам и Платону о сущности всего» и «Доказательство к иудеям». От обоих сочинений сохранились значительные отрывки. Самый большой, по-видимому, отдел творений св. И. составляют толкования Св. Писания, полагавшие вместе с трудами Оригена начало этому роду церковной письменности. Упоминаются следующие его толкования: 1) на шесть дней творения, 2) на книгу Бытия, 3) на Исход, 4) на Руфь, 5) на Псалтирь, 6) на Притчи, 7) на Екклезиаст, 8) на Песнь песней, 9) на пророков Исаию, Иеремию, Иезекииля, Даниила и Вахарию, 10) на Евангелия от Матвея, Луки и Иоанна и 11) на Апокалипсис. Были у него трактаты и об отдельных церковно-исторических событиях: о благословении Валаама, о родителях Самуила, об Аэндорской волшебнице, о талантах, о двух разбойниках. Лишь от некоторых из этих сочинений сохранились отрывки, более других из толкований на Песнь песней и пророка Даниила. Из гомилий в целом виде сохранилась лишь одна: «εἰς ἁ ἅγια Θεοφάνεια», но едва ли она принадлежит И. Остальные известны лишь по названиям. К числу догматических соч. принадлежит сохранившееся вполне произведение И. «О Христе и об антихристе». В 67 главах этого сочинения автор, находящийся, видимо, под влиянием св. Иринея Лионского , описывает антихриста самостоятельною личностью, человеком, имеющим произойти из колена Данова и явиться, при внешнем подражании, полною противоположностью Христу. Сохранились отрывки из «Слова о воскресении и нетлении», сочинения же: «Увещательное слово к Северине», под которой впоследствии разумели вторую жену Гелиогабала Юлию Северу, «Слово о богословии», «О благе и о происхождении зла» и «О домостроительстве» известны лишь по названиям. Два произведения И. относятся к хроногрифии: «О пасхе» и «Хроника». По словам Евсевия, первое сочинение состояло из хронологических замечаний и пасхального круга. Вероятно, вторая часть его помещена на упомянутой статуе в виде таблицы, указывающей время для празднования Пасхи на 112 лет. В «Хронике», сохранившейся главным образом в латинских переделках, И. пользовался хронографией Юлия Африкана и «Строматами» Климента Александрийского. Памятниками трудов И. в области церковного права считаются восьмая книга Апостольских постановлений и 38 канонов И., известные лишь в арабской переделке. В каком отношении находятся эти два памятника друг к другу, представляет ли первое сочинение переделку второго, (Ахелис), или второе – сокращение первого (Функ), – решить трудно. Ложно приписываются И. 8 отрывков «О богословии и воплощении», приводимые у Анастасия, апокрисиария римского, рассказ о коринфской девственнице в «Лавсаике» Палладия, «Слово о конце мира и об антихристе, и о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа», «О 12 апостолах, и где каждый из них проповедовал и скончался» и «О семи апостолах».

Литература. Перечисление иностранных изданий и литературы см. в «Патрологии» Барденгевера, стр. 135, и в Энциклопедии Герцога, изд. 3-е, т. VIII, стр. 126–127. Древнеславянский перевод сочинения И. «О Христе и об антихристе» издал в 1868 г. Невоструев в Москве; издание это есть перепечатка московских изданий 1647 и 1701 года. См. о нем заметку А. Гарнака в «Zeitschr. f. hist. Theol.» 1875. стр. 38 и сл., также у Срезневского – «Сказания об антихристе в славянских переводах творений св. И.», Петербург 1874. Здесь же – 2 книга и часть первой – толкований на пр. Даниила в древнеславянском переводе. Немецкое издание древнеславянского перевода соч. И. об антихристе дано Бонвечем в «Abh. d. Gotting. Gesellsch. d. Wiss», том XL, 1895 г. На греческом языке 4 книги этого толкования издал Георгиадес в афинском журнале «Έκκλεσιαστική άλείθεία» на 1885, 86 и 88 годы. В 1898 и 1899 гг. творения И. изданы в новом русском переводе в Казани в двух томах. См. еще об И. Филарет, «Историческое учение», 52–56; А. М. Иванцов-Платонов, «Ереси и расколы трех первых веков», стр. 72–232, М. 1877; Н. И. Барсов, «Истории первобытной христианской проповеди», Спб. 1885; Фаррар, «Жизнь и труды святых отцов», I, 65, 70; II, 569–574.

С. В.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle