Источник

Карфагенские соборы

Карфагенские соборы. Приблизительно с начала III в. карфагенские епископы получили первенствующее, главенствующее значение по отношению к епископам церквей северной Африки, ближайшим образом «Африки Проконсульской». Такое значение было усвоено карфагенским епископам ради первенствующего значения их кафедры, тогда как это место в Нумидии, а позднее также и в прочих провинциях северной Африки обусловливалось старшинством посвящения епископа той или другой кафедры в известной провинции.

Однако многие епископы и этих соседних провинций нередко обращались устно или письменно за советом к карфагенскому епископу, особенно во времена Киприана Карфагенского, который своей мудрой политикой упрочил и возвысил авторитет и самостоятельность своей кафедры во внутренних и внешних делах. В Карфагене случайно или по соглашению собирались епископы соседних провинций для совместных рассуждений и действий еще и до Киприана, под председательством его предшественников. Здесь составлялись не только провинциальные, но и областные соборы, в которых принимали участие епископы Нумидии и Мавритании. Именно благодаря своей солидарности, находившей свое проявление и осуществление в епископских соборах и укреплявшейся чрез них, североафриканская церковь уже в сравнительно раннее время сделалась значительной величиной, очень влиятельной в общецерковных вопросах. В этом отношении Карфаген не без успеха соперничал некоторое время даже с Римом. Так, на Третьем Карфагенском соборе было постановлено, против притязаний Римского епископа на главенство, – чтобы африканская церковь ни в каком случае не обращалась к суду римской церкви.

Если и можно наблюдать в этот период антагонизм и оппозицию нумидийских церквей против главенствующего значения Карфагена, то это явление было случайным, преходящим и объясняется более общими и принципиальными причинами, поскольку оно отразилось и в самом Карфагене. Это произошло собственно с началом донатистских волнений, которые разделили всю церковную область на две враждебные части, причем все попытки церковной и гражданской власти водворить в церкви мир оставались долгое время бесплодными.

Из многосторонности тех догматических вопросов, какие дебатировались во время этих споров, видны свойственные церковному духу северной Африки подвижность и чуткость, которые в прежнее время особенно проявились в личности Тертуллиана, а теперь с. наибольшей рельефностью выступили у блаж. Августина. Защищавшиеся в это время пункты имели основоположительное значение для общего внутреннего развития богословской жизни последующего времени.

Относительно пелагианского спора это можно сказать, впрочем, только с ограничением, так как северная Африка, – специально Карфаген, – были только отчасти ареною развития этих споров, хотя толчок для них и был дан именно из Карфагена. Карфагенские соборы защитников православия много занимались также вопросами церковной организации и практики. Далеко не все соборы, которые происходили в Карфагене, оставили прочный и определенный след в истории, а потому многие из них не могут быть определены и указаны с точностью. Поэтому из карфагенских соборов будут в настоящем случае указаны только те, о которых история сохранила сведения более определенные и точные, причем они будут, для удобства изложения, подразделены на несколько групп.

I. Синоды до Киприана и современные ему

1) Собор под председательством Агриппина Карфагенского (около 220 года) из 70 епископов Африки (в тесном смысле) и Нумидии, на решение которого относительно крещения еретиков ссылался Киприан и который только вследствие этого обстоятельства остался в памяти потомства. На этом же основании Агриппин, вместе с Киприаном, считается защитником церковного единства.

2) В 251 году состоялся первый, под председательством Киприана, после его возвращения из удаления, собор из многочисленных епископов (впрочем, только «Проконсульской Африки»). На этом соборе относительно «падших» (lapsi) было решено, чтобы при обратном принятии их в церковь различались те, кто во время гонений, не выдержав мучений, принесли жертвы идолам (sacrificati), от тех, которые только получали свидетельства от суда в принесении жертв (libellatici). Если первый разряд «павших» мог быть принимаем в церковь лишь после предварительного, довольно продолжительного, периода покаяния, который мог быть сокращаем только в случае смертной опасности, то вторых разрешалось допускать в церковное общение после прохождения сравнительно краткого периода покаяния.

3) Фелициссим, виновник возмущения, душа партии недовольных пресвитеров, был отлучен. Эта раскольническая партия, противная Киприану, требовала принятия в церковь падших без всякого рассмотрения их дела. Через год, также около пасхи, происходил уже новый собор (в 252 г.).

4) На соборе 253 года (приблизительно), собранном вследствие нового гонения на христиан в царствование Галла (251–253 г.), отношение к «падшим» было смягчено таким образом, что принесших искреннее и горячее покаяние разрешалось принимать в церковное общение тотчас же, без ограничения определенным сроком, о чем и было изложено в послании собора.

Таким образом, вследствие сопутствовавших обстоятельств, вопрос о принятии падших был вопросом не только церковной дисциплины, но и вопросом авторитета епископской власти. Далее следуют соборы о крещении еретиков.

Церковь карфагенская с большей частью африканских перекрещивали всех еретиков, при вступлении их в православную церковь, признавая крещение, совершенное над ними в еретическом обществе, отделившемся от церкви, неправильным. Напротив, другие церкви, напр., александрийская и римская, не перекрещивали еретиков, если крещение было совершено правильно по форме. Киприан карфагенский доказывал, что благодать находится только в истинной христианской церкви, а потому крещение, совершенное вне ее, не есть действительное крещение и не имеет спасительной силы.

5) В 255 году был по этому поводу собор из 31 епископа «Проконсульской Африки».

6) Весной 256 года состоялся собор из 71 епископа, вместе с нумидийскими.

7) 1-го сентября 256 года (7-ой собор под председательством Киприана) из 87 епископов, со включением и мавританских.

II. Соборы из периода борьбы с донатистами.

1) В 312 году собор, под председательством Секунда тигизийского, предстоятеля нумидийской церкви, из 70 епископов, противников Цецилиана, руководителя православной партии, отлучил этого последнего от церковного общения, оформив этим начавшееся ранее разделение.

2) Бывший около 330 года (между 321–343 гг.) собор из 270 донатистских епископов действовал в примирительном духе и согласился на принятие «предателей».

В последующее время мы не встречаем более донатистских соборов в Карфагене; здесь составляются только соборы сторонников православной партии. Тон этих соборов по отношению к схизматикам-донатистам был то более суровым, то более мягким, смотря но тому, встречали или нет православные епископы со стороны донатистов готовность к уступкам и переходу в православную церковь. Когда же надежда на это исчезала, православные прибегали к своему политическому влиянию с целью внешнего, гражданского воздействия на донатистов. Соборы последующего времени, происходившие по обычаю ежегодно – около пасхи или же 23-го августа, касаются донатистов очень мало; только соборы, происходившие между 401–411 годами, имели к донатистам более близкое, прямое и решительное отношение.

3–11) В частности, соборы по делу о донатистах происходили 16-го июня и 13-го сентября 401 года, 25-го августа 403 года, 16-го июня 404 года, 23-го августа 405 г., 13-го июня 407 г., 13-го октября 408 г., 15-го июня 409 г., 14-го июня 410 г. – Эти соборы стремились решить дело мирным путем, хотели склонить донатистов к уступкам, но без заметного результата.

12) В 411 г., по инициативе блаж. Августина, состоялся торжественный диспут между православными и донатистами. В Карфагене собрались на собор 286 епископов православных и 279 донатистских; здесь же присутствовал императорский чиновник Марцеллин. Диспут продолжался три дня. Во главе православных стояли Августин и Аврелий, епископ Карфагенский; со стороны раскольников особенно выдавались – Премиан и Нетилиан. Основным спорным вопросом был следующий: перестает ли церковь быть святой, если в ее лоне находится недостойные члены. Рассуждения и споры не привели ни к каким существенным положительным результатам: каждая сторона осталась при своем.

13) Собор 1 мая 418 года входил в обсуждение вопроса относительно устройства обществ донатистов, вступающих в общение с церковью, а также уяснил обязанности в деле обращения их.

III. Соборы из периода пелагианских споров.

1) В 411 (или 412) году епископом Карфагенским Аврелием был собран собор для расследования обвинений, которые были предъявлены диаконом медиоланской церкви Павлином к пресвитеру Целестию, последователю и ревностному сотруднику Пелагия. Целестий, сомневавшийся в передаче роду человеческому наследственного прародительского греха, был осужден собором. Из обширных соборных актов до нас сохранился только краткий отрывок – диалог между Павлином, Целестием и Аврелием и свод шести положений, приписанных Целестию и осужденных собором. Эти положения следующие: а) Адам был создан смертным, так что он должен был умереть, хотя бы и не согрешил; б) грех Адама имел значение для него лично, а не для всего рода человеческого; в) дети рождаются в том же самом состоянии в каком находился Адам до своего грехопадения; г) род человеческий умирает не чрез смерть или преступление Адама, а равно и восстает не чрез воскресение Христа; д) закон, как и Евангелие, ведут одинаково в царство небесное; е) и до пришествия Христа были люди без греха.

2) Осенью 416 года снова состоялся собор епископов карфагенской церковной области. Прямо и определенно этот собор не произнес анафемы на Пелагия и Целестия, но высказался в том смысле, что эти лица являются виновниками заблуждения, достойного осуждения, поскольку они, настаивая на свободе человеческого самоопределения, не оставляют никакого места для благодати и отрицают необходимость крещения детей.

3) 1-го мая 418 года, в присутствии уполномоченных римского епископа, состоялся большой собор – из 214 епископов. На этом соборе с несомненностью выяснилось, что Пелагий и Целестий отвергают необходимость благодати Божией для спасения.

Наряду с 11 другими канонами собор составил 9 канонов, направленных против пелагиан. Эти, имевшие большое значение для последующего времени, каноны содержат в себе следующие истины: а) Адам сделался смертными только чрез свое грехопадение; б) дети, как отягченные первородным грехом, должны быть крещены во оставление грехов; в) благодать, которою мы оправдываемся, необходима не только для оставления грехов, но и как сила, вспомоществующая человеку; г) совершенство на земле недостижимо.

IV. 3аключительные соборы.

1) Среди них первое место принадлежит собору 419 года из 217 епископов, имевшему собственно два заседания – 25 и 30 мая. Существенно новых определений этот собор не составил, а ограничился тем, что собрал важнейшие правила прежних африканских соборов, пересмотрел их, отчасти сократил и одобрил к руководству. Таким образом составилось 147 правил, которые Трулльским собором приняты в канон под общим наименованием правил Карфагенского собора. Африканские каноны были приняты в восточное церковное право отчасти ввиду их тенденции, находившей полное сочувствие на востоке, – противодействовать вмешательству римского епископа в дела поместных церквей, хотя в то же время карфагенские каноны носят на себе яркий отпечаток западно-латинской церковной жизни, несогласный с порядками и духом церквей восточных, напр., в отношении к безбрачно духовенства, совершению миропомазания только епископом и проч.

2) Свирепое нашествие вандалов, которые, вторгшись с запада в 439 году, взяли Карфаген, отозвалось очень пагубно на дальнейшей историческом жизни православной североафриканской церкви. Ариане-вандалы жестоко преследовали православных, и всякое развитие внутренней церковной жизни в северной Африке должно было замереть посреди всеобщего опустошения.

2–3) Изредка, при сравнительно благоприятных обстоятельствах, соборы в Карфагене иногда собирались (напр., в 525 и 535 гг.), но они уже не имели важного значения и влияния. Развитие североафриканской церкви слилось с широким потоком византийского церковного права, пока арабы не довели ее почти до полного уничтожения.

С. Зарин.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή : с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Комментарии для сайта Cackle