Источник

Письмо 90

Ты и сестрица твоя просите об удостоверении в истине нашей религии. Я писать к ней не могу, а прошу тебя передать ей моё почтение и извинение, что не пишу к ней, имея на сие свои резоны: недосуги и немощь.

Истина нашей православной восточной Церкви утверждена учением Самого Господа нашего Иисуса Христа, св. Его Апостол, св. учителей Церкви, седмию Вселенскими Соборами и многими поместными. В нашей Церкви основание и Глава есть Христос. До десятого столетия восточная и западная Церкови были одной веры и согласия, и догматы церковные все равно исповедали; а когда римская Церковь стала вводить новые догматы против соборов и постановлений и учений Церкви, и предоставила сама собою главенство папе, то сим самым она и отделилась от православной Церкви; а наша Церковь и доныне состоит в чистоте учений и догматов правости, как была утверждена. Глава нашей Церкви Сам Христос. Всякий член Церкви должен знать и твердо быть уверен в истине нашей Церкви; потому она и носит имя: православная, соборная, апостольская.

Много есть книг, в коих чистота и правость учения и исповедание нашей Церкви объясняется и проповедуется; в первых – символ веры, на первом и втором Вселенских Соборах изложенный и прочими пятью Соборами Вселенскими утвержденный, и за неправое исповедание отлучение от Церкви положили; но римская Церковь изменила учение сего символа и исповедует исхождение Св. Духа от Отца и Сына, самопроизвольно, в противность учению соборной православной Церкви.

Подробное сие учение нашей Церкви изображено в катехизисах, в православном исповедании восточной Церкви, в патриарших грамотах к англиканской Церкви, и во многих других, о коих не упоминаю. А доказательства и утверждения истины нашей Церкви ясно объяснены в окружном послании восточных патриархов ко всем православным христианам, напечатанное нынешнего года в сентябрьской книжке Христианского Чтения, на стр. 133, и в ответе православной Церкви на окружное послание папы римского, Пия IX, к православным на востоке, напечатанное в прибавлении к Творению св. отцов, сего года, в 1-й книжке, на стр. 31.

Также в разных сочинениях наших пастырей и учителей Церкви много можно найти удостоверения ищущими истины с правым сердцем; о многих умалчиваю, а о некоторых упомяну: в Христианском Чтении 1843 года, в 1-й части, на стр. 454, напечатана статья: Глава Церкви, Господь наш Иисус Христос. Того же года особою книжкою напечатано: о православной Христовой Церкви, 1844 года; также особая книжка: о православии российской Церкви; оные также помещены в Христианском Чтении.

Критическое обозрение учения римской Церкви о видимой главе Церкви напечатано 1841 года в Киеве. – Правда вселенской Церкви, напечатанная 1841 года в С.-Петербурге.

Все сии книги должны быть у кого-нибудь из тамошнего духовенства; а ежели нет, то непременно имеются оные у о. А... С... и всего лучше попросить его совета, или паче наставления, в сем важном деле. Он довольно сведущ в сем учении.

Больше не могу ничего тебе написать, как, пожелав тебе и сестрице твоей с супругом мира, здравия и спасения, остаюсь недостойный иеромонах Макарий. 24 сентября.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle