Святыни и древности Старой Руссы

Источник

Содержание

Письмо первое к M.M. Евреинову Второе письмо к M.М. Евреинову Третье письмо к M.М. Евреинову  

 

Письмо первое к M.M. Евреинову

Вот уже несколько недель, как я нахожусь в Старой Русе и занимаюсь обозрением священной ее старины. Руса, – один из старших пригородов Великого Новгорода. Начало ее теряется во мраке времен, как видно из стародавних легенд (Зеркало российских государей Малыгина, стр. 14 и 15). Город Старая Руса, по сказанию одного письменного безымянного летописца, назвался Русой по имени своего основателя Руса, который был правнук Иафета, сына Ноева. Этот Рус основал будто бы город Русу 3113 года от сотворения мира, до Рождества Христова за 2395 лет. В последствии, город пришел в запустение, а потом опять возобновлен под именем Старой Русы. Местное предание говорит, что одну из двух рек орошающих Русу, Рус назвал Полистью, по имени дочери своей Полисты, а другую Порусью, по имени жены своей. Конечно, мы не можем верить этим баснословным сказаниям, но летописи удостоверяют, что жители Русы просвещены крещением в одно время с Новгородцами при равноапостольном Владимире. В XII веке Руса была уже городом укрепленным, впрочем, не на нынешнем месте, но гораздо выше, по р. Порусью, что доказывается развалинами соборного храма св. князей Бориса и Глеба, близ Никольского моста; в ней были церкви и даже был устроен монастырь, в зависимости от кафедры Новгородской. Около того же времени, Руса стала важным проездным пунктом, лежавшим на прежнем пути из Новгорода на Русь и из Руси в Новгород. Под именем Руси Новгородцы разумели Киев и другие южные удельные области. В XIII веке Руса была разоряема от Литовцев, а в XV веке потерпела опустошение моровой язвы. Во время завоевания Новгорода Иоанном III, Старая Руса терпела от литовской дружины с воеводой князем Михаилом Олельковичем и от русских воинов князя Даниила Холмского. Она была сожжена польскими ратниками в 1581 году, во время войны Иоанна IV с Стефаном Баторием. Ее посещали голод и моровая язва в период междуцарствия. Это страшное время было особенно памятно для Старой Русы, как период вражеских смятений, нападений и разорений. Много церквей погибло в Старой Русе в так называемое немецкое или шведское разорение (1611–1617), когда весь город был занят Шведами, когда все гибло от огня и меча. Но к счастью, при таком страшном разорении, православная вера и усердие к храмам Божиим сохранились в жителях Сарой Русы неприкосновенными. И вот видим, что после разорения, церкви частью возобновлялись, а частью устроялись вновь на месте разрушенных; сами бедствия научили старорусов искать утешения и спасения под знаменем креста. Заветная святыня их, – чудный крест устроен в память избавления от моровой язвы. В воспоминание подобных избавлений учреждались крестные ходы, которыми в прежнее время могла похвалиться Старая Руса. Теперь уже многие крестные ходы прекращены и многие церкви также упразднены и приписаны к другим. Но и теперь, в каком-либо другом небольшом уездном городе, редко можно встретить столько церквей, а вместе столько и с таким торжеством совершаемых крестных ходов, сколько их в Старой Русе. Все это останавливает внимание и возбуждает любопытство, – узнать ο судьбе старорусских церквей и их достопримечательностях, по оставшимся памятникам.

Впрочем, Старую Русу знают теперь не по древностям церковным, a по соляным варницам, издавна здесь существующим, по бывшим в ней военным поселениям и особенно, по минеральным водам и устроенным в них ваннам; сюда едут и археологи, и наблюдатели, а страждущие недугами, – в ожидании исцеления от соляных минеральных вод и грязей.

Имея теперь много свободного времени, я постарался собрать и спешу сообщить вам сведения обо всем, что видел здесь замечательного.

Старорусский Спасо-Преображенский мужской монастырь на северо-восточной стороне города, недалеко от правого берега р. Полисти, основан в 1192 году при новгородском князе Ярославе Владимировиче, внуке Мстислава великого и правнуке Мономаха, и при владыке новгородском, блаж. Григории, брате св. Иоанна, – Илии чудотворца. Основателем и первым игуменом новой обители иноческой был священноинок Мартирий, родом из самой Русы; он выбрал место уединенное, в средине густого леса, вдали от города, который находился тогда на левом берегу реки и тогда же, срубил деревянную церковь во имя Преображения Господня. Со времени своего основания, монастырь назывался «в Русе на посаде» и «на острове», вероятно, потому что ручей Войо, обтекающий город с восточной стороны и впадающий за монастырем в р. Полисть, образует собой остров.

Деревянный храм вскоре сгорел, но первоначальник обители, блаж. Мартирий, избранный в 1193 году на вече по кончине архиепископа Григория и получивший святительскую хиротонию в Киеве, соорудил новый, каменный, однопрестольный храм, также в честь Спасова Преображения. При освящении этого храма, 15 августа 1196 года, святитель Мартирий произнес следующую молитву, сохранившуюся в монастырской летописи: «Господи, призри иноки. Господи Боже, виждь и посети винограда своего и сверши, иже насади десница Твоя, и призри на церковь сию, юже создах раб твой архиепископ Мартирий в имя святого ти Преображения, да аще кто помолится в церкви сей с верою, то услыши молитву его и оцести (очисти) его, и отпусти грехи его молитвами Богородицы и всех святых Твоих. Аминь».

В первой летописи Новгородской (стр. 21) сказано: «веселяшеся блаженной душею и телом, устроив себе память вечную, и всем крестьянам (христианам) честный монастырь». Заслуги блаженного Мартирия остались незабвенными для Новгорода, хотя архипастырство его было непродолжительно. В мае 1195 года, он заложил храм Богоматери на воротах великого Новгорода; осенью, того же года, основан им храм Воскресения Христова в новой женской обители у оз. Мячина, а в следующем году 13 сентября освящен. Летопись так говорит о сем подвиге святителя: «владыка трудился палимый во время дня зноем, а ночью скорбел от заботы, как бы окончить и видеть в полной красоте церковь; чего желал, получил он, царство небесное и радость нескончаемую». Между тем, в том же году, усердные два брата Каравоковичи, по благословению святителя, основали еще монастырь в Нелезине на Лубяной улице в честь св. Кирилла и Афанасия, монастырь замечательный и потому что Новгородцы признавали потом в св. Кирилле защитника своего от татар. В 1197 г. святитель имел утешение заложить в плотницком конце храм св. муч. Евфимии с девичьим монастырем, а постройку приняла на себя благочестивая боярыня Полюда, жительница городища.

В том же году было изумительное происшествие: один набожный Новгородец каждый день посещал храм Божий и с благоговением принимая антидор или просфору, с благоговением и вкушал. Однажды нес он Богородичную просфору в дом и по немощи заснул на дороге. Псы, почуяв хлеб, подошли и хотели похитить просфору, но отскакивали прочь, отражаемые какой-то невидимой силой. Это было в виду людей. Когда доложили об этом блаженному Мартирию, он приказал на месте происшествия основать храм в честь Богородицы. Супруга князя Ярослава Владимировича Елена приняла на себя построение храма и женской обители, и в следующем году освящен на торговой стороне, на Молоткове, монастырский храм Рождества Богородицы.

Важнейшей и притом, последней заслугой святителя было примирение Новгорода с велик. кн. Всеволодом, который собирал уже рать для усмирения вольного города. Для этой цели маститый владыка должен был, в 1199 году, отправиться с посадником и лучшими людьми во Владимир. Возвращаясь оттуда, изможденный летами и подвигами, архиепископ Мартирий скончался на дороге, на берегу оз. Селигера, 24 августа. Мощи его привезли в Новгород и положили в западном притворе св. Софии, который потом назывался Мартириевою или златой папертью. Благодарные Новгородцы вписали имя его в список своих приснопамятных архипастырей и на столбе, в алтаре Софийского соборного храма, доныне видно изображение св. Мартирия. Память его празднуется, вместе с другими святителями великого Новгорода, 10 февраля и 4 октября.

Прошло более 200 лет, тягостных и скорбных для обитателей Русы, подверженных частым и опустошительным набегам Литовцев (в 1224, 1228, 1230 и 1234 годах). В последнее из этих нашествий, Литва явилась внезапно под стенами Русы, ограбила городские церкви и Спасский монастырь, умертвив здесь 4 иноков; но несмотря на то, самобытное существование монастыря продолжалось непрерывно, благодаря благочестию местных жителей.

Между тем, каменный храм Спаса, сооруженный блаж. Мартирием, совершенно обветшал и грозил падением. В 1442 году св. архиепископ Евфимий разобрал церковь (кроме алтарной части), воздвиг на прежнем основании (на «старой основе», по выражению летописи) новый каменный храм и украсил его иконописью.

Этот храм сохранился доныне в полной целости, со всеми признаками зодчества XV века, кроме окон, расширенных в последствии; старая часть его очевидно древнее остального здания, как видно из толщины и кладки стен. Без западной паперти, пристроенной позднее, храм представляется квадратным (в 5 саж. длины и ширины, кроме трех алтарных полукружий). Глава на нем одна, довольно обширная; до 1789 года, она была деревянная, чешуйчатая, утвержденная на круглой, каменной шее; теперь большая часть этой шеи скрыта под железной кровлей.

Внутренность храма отделяется от пристройки новейшего времени капитальной стеной с тремя арками. Далее, к иконостасу поддерживают своды храма и купол, два квадрантных столба; два других скрыты за иконостасом; пятиярусный иконостас, по характеру резьбы, принадлежит XVII веку; высота его 7 саж. 2 арш. и 1 верш., ширина 5 саж. Сохранившийся от первоначальной постройки, полукруглый алтарь разделяется на три части капитальными стенами с арками; древняя живопись на стенах храма и алтаря не уцелела; может быть она скрывается под штукатуркой.

К северо-западному углу Преображенского храма примыкает колокольня. Она построена после шведского разорения, около 1630 года, в три яруса, из коих нижний имеет фигуру квадратную, внутри со сводом. Второй и третий ярусы предоставляют вид восьмигранника, а четвертый ярус, надстроенный в 1818 году, круглый, а не 8-гранный, с 7 пролетами и карнизами. В этом 4-м ярусе висят колокола. На большом праздничном следующая надпись: «лета 7200 (1692) вылит сей колокол, при державе великих государей и благоверных царей, и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, всея великой и малой, и белой России самодержцев, Февруария во 2-й день. Дал сей колокол, вкладом в монастырь всемилостивого Спаса, что в Старой Русе крестного монастыря, архимандрит Иосиф, да келейный его старец Макарий, по своей душе и по своим родителям в вечный поминок, весом 120 пуд. 8 ф.». Кроме большого, тут же висят семь колоколов: один из них вылит в 1601 году при царе Борисе, а остальные принадлежат к новейшему времени.

С северной стороны примыкает к колокольне двухэтажный храм Рождества Христова, а за ним, далее теплая Сретенская церковь: первая из этих церквей построена около 1620 года; в подвале под ней устроен придел св. Бессребреников Космы и Дамиана. Сретенская церковь, бывшая при переписи 1625 года деревянной, сооружена из камня, по всей вероятности, около 1630 года. К ней пристроена, с западной стороны, трапеза. Под ней, в подвальном этаже, устроен храм в честь Старо-русской иконы Богородицы, с приделом священномученика Антипы.

В Спасском монастыре привлекают к себе, особенное внимание, следующие предметы:

1). Ковчег или рака с 50 частицами мощей св. угодников Божиих, перенесенный, по прошению архимандрита Моисея и по усердному желанию граждан города Старой Русы, с благословения преосв. Амвросия, митрополита новгородского и с.-петербургского, из Новгородского Софийского собора в 1805 году. Он помещен в Спасской соборной церкви, между арками западной стены, с правой стороны. Над ракой на стене поставлена большая икона, на которой Преображение Господне, украшенное серебряной ризой, осеняет и вид Спасского монастыря и предстоящих по обеим сторонам оного св. угодников, почивающих здесь частями своих мощей. Поля образа исписаны ликами святых и храмовыми праздниками монастыря.

2). Икона Спасителя на убрусе, древней греческой живописи, по устному преданию данная императором Петром Великим, но, к сожалению, особой летописи на ней нигде не видно.

3). Образ всех святых, на паперти Сретенской церкви, с надписью: «в 7204 (1696) году месяца мая в 6 день, сей образ состроен Господа нашего Иисуса Христа и всех святых при игумене Паисии с братией сея обители. Иконописец Даниил Нефедов писал».

4). Храмовая икона нижней церкви, посвященной Старорусскому образу Божией Матери, присланная настоятелем Тихвинского большого монастыря архимандритом Иларионом в 1835 году, при свидетельстве в том, что сей образ есть верный снимок с чудотворной иконы, находящейся в его монастыре.

5). Образ Божией Матери Владимирской, 6-вершковый, писанный на доске с выемкой, замечателен по превосходному, весьма древнему новгородскому письму. Басменный оклад, венец с ценинными украшениями и сканной работой. Корона над венцом, несомненно, относится к XV веку, а сама икона может быть и древнее. Существует местное, весьма вероятное предание, что этот образ есть благословение, дарованное обители св. Евфимием при возобновлении храма. Хранится в ризнице.

6). Кадило серебряное литое, 1641 года, с крышкой в виде башенки, увенчанной крестом.

7). Два креста напрестольных XVI века, с мощами.

8). Евангелие рукописное, полууставное, с надписью на обороте последнего листа, – «лета 7100 (1592) года марта 26 дня положил сию книгу Евангелие в дом всемилостивому Спасу в старой Русе священноинок Андрей».

9). Евангелие московской печати 1644 года. По листам Евангелия скорописью отмечено: «лета 7157 (1649) марта в 3 день, великий господин, преосвященный Варлаам, митрополит Ростовский и Ярославский, сию книгу святое Евангелие дал в обитель Боголепного преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в Старую Русу, по отце своем священно-иноке иерее Карпе и (по матери своей инокине схимнице Евфимии и по сродче родственнике) своем иноке схимнике Иоасафе». Обложено старинной парчой. Верхняя доска серебряная, украшена бордюрами с литыми образами. Митрополит Варлаам, – тот самый, который скончался внезапно при встрече мощей святителя Филиппа, перенесенных из Соловецкого монастыря в Москву 1652 года. Здесь, мы впервые узнаем имена его родителей.

10). Евангелие московской печати 1685 года, замечательное, как вклад известного келейника и биографа патриарха Никона, Ивана Корниловича Шушерина. По листам сохранилась собственноручная его надпись.

Со времени своего основания, Спасский монастырь, хотя и подвергался в XIII и XVII столетиях многим опустошениям от набегов неприятельских, но всегда удерживал за собой самостоятельность; потому что до издания штатов 1764 года, он владел 32 деревнями с 2000 крестьян, имел возможность содержать двух отставных обер-офицеров и двух нижних чинов. В 1830 году монастырь возведен во 2-й класс; настоятели его отправляют священнослужение на коврах, с отверстыми царскими вратами во все время божественной литургии, до причастного стиха.

В Спасском монастыре помещается Старорусское духовное училище. He ранее, как в XVIII столетии, начаты попытки к заведению духовных училищ в Новгородском крае ревностными к просвещению архипастырями новгородскими. Начало сему делу положил митр. Иов, устроив в 1706 году, при содействии братьев Лихудов, два училища в Новгороде: греко-латинское и славянское; он размножил от сих двух училищ до 14 славянских грамматических школ по уездным городам своей епархии.

Вероятно, одна из этих школ существовала и в Старой Русе, как городе древнем, людном и соседственном с Новгородом. Чрез 74 года после этого, в 1780 году, преосв. митрополит Гавриил снова возобновил прежние школы в городах новгородской епархии: Новгороде, Старой Русе, Тихвине, Валдае и Боровичах. Наконец, при общих правительственных мерах к распространению духовного просвещения, по повелению блаженной памяти государя императора Александра I, при содействии ревностного и просвещенного митрополита Амвросия (Подобедова), положено более прочное основание школьному образованию духовного юношества. В это время, именно 1805 года декабря 4-го дня, открыто вновь Старорусское духовное училище, помещающееся с того времени в стенах Спасской обители.

В заключение письма скажу вам несколько слов о старорусских крестных ходах. Торжество обнесения святых мощей установлено в сем монастыре с благословения епископа старорусского Евгения (Болховитинова, в последствии митр. киевского) в 1807 г. и совершается ежегодно в первое воскресенье после Воздвижения честного и животворящего креста Господня, с трогательным благолепием и величественностью. Накануне сего торжества собирались некогда крестные ходы со всех окрестных сел и погостов на расстоянии около 20 верст и сопровождались многочисленным народом; но со времени открытия военных поселений в 1825 году эти ходы отменены и учреждено крестное хождение из одного Воскресенского собора, при собрании всего духовенства из церквей города Старой Русы. В этот праздник, по окончании божественной литургии, в присутствии настоятеля монастыря с братией, всего освященного собора и при многочисленнейшем стечении богомольцев, благоговейно подъемлется ковчег с частицами св. мощей и совершается обнесение оного вокруг всего монастыря под украшенным натуральными цветами балдахином, в предшествии хоругвей, св. икон, настоятеля монастыря и всего духовенства. Шествие на расстоянии 580 саж. продолжается около 3-х часов.

По случаю свирепствовавшей в 1848 году в г. Старой Русе эпидемической холеры, с разрешения Святейшего Синода, в течение лета, бывают три крестных хода: первый совершается в день празднования Казанской иконе Божией Матери 8 июля в часовню чудного, животворящего креста Господня, на Ильинской улице. Здесь, при собрании всего градского духовенства и настоятеля монастыря, подняв, огромного размера и веса, честный крест и соборную икону Старорусской Божией Матери, с хоругвями, запрестольными крестами и с местными из всех церквей иконами свыше 50, шествуют в Спасский монастырь. По совершении же здесь божественной литургии, торжественная и величественная процессия начинает свое медленное шествие вокруг 1-й части города Старой Русы. – А последние два градских крестных хода начинаются из собора: один из них совершается в первое воскресенье после 8 июля, вокруг соборной, а другой 1-го августа вокруг Введенской стороны города.

При входе в Спасский монастырь и при выходе из него привлекают к себе особенное внимание надписи на св. воротах. С наружной стороны их, под иконой Спасителя написано: «Благословен грядый во имя Господне; грядущего ко Мне не изжену вон», а с внутренней, под изображением монастыря: «с миром изыдем». Эти надписи сделаны покойным настоятелем Спасской обители, архимандритом Паисием, добродетельным старцем, строгим к самому себе, весьма снисходительным и любвеобильным к другим. Значение надписей он объяснял братии и посетителям следующим образом: «когда идет кто к нам из города, помолиться ли в храме Божием, или побеседовать по душе, или помощи попросить на нужды свои, пусть он вперед прочтет, что писано над воротами (а если он неграмотный, грамотные ему расскажут), пусть знает, что он приходит с благословением Божиим. А мы должны принять его с любовью, кто бы ни был приходящий к нам, должны оказать ему уважение, помня, что мы сами всех грешнее и недостойнее, должны оказать ему помощь, если он просит и послужить ему чем можем, должны подать ему добрый пример своим житием и усердием к службе Божией. Вот наш долг христианский и монашеский. Если мы будем исполнять этот долг, всякий богомолец, всякий гость будет выходить от нас «с миром» и мы сами, отлучаясь когда-либо в город по благословной вине, «с миром изыдем», то есть с чистой совестью, не стыдясь и не опасаясь встречи с кем бы то ни было. Если же мы не уважаем приходящего к нам, не принимаем его с любовью, не служим ему сколько можем в нужде его, если подаем ему, вместо пользы душевной, соблазн слабым нашим житием и нерадивым богослужением, то мы изгоняем грядущего к нам, вопреки слову самого Господа и Спасителя нашего. Для того и написано это слово на воротах, чтобы мы всегда его помнили и остерегались столь тяжкого греха». Такие наставления покойный архимандрит подкреплял собственным примером; он не упускал ни одной церковной службы, сам служил часто, усердно и благоговейно, гостей принимал радушно и умел занять их душеполезной беседой, хотя был из неученых; не отказывался посещать жителей города, подавая им пример воздержания и трезвости (хмельных напитков он вовсе не употреблял), к бедным и страждущим был необыкновенно сострадателен и делил с ними свои последние крохи. Начало подвигов иноческих, он положил на Валааме, где застал еще опытных в духовной жизни старцев, учеников великого старца Назария, потом был игуменом Сковородского монастыря близ Новгорода. Настоятельство отца Паисия в Спасской обители продолжалось только три года; он скончался в 1862 году, оставив монастырю все свое достояние, около 600 рублей. Погребен за алтарем главной церкви; к сожалению, на могиле его, осененной деревянным крестом, до сих пор еще нет прочного памятника. Все подробности об от. Паисие сообщил мне один из Старорусских монахов, ученик и келейник покойного архимандрита.

В следующем письме постараюсь сообщить Вам сведения о церквах, часовнях и замечательных иконах Старой Русы.

* * *

Старая Руса

12 июля 1877 года.

Второе письмо к M. М. Евреинову

Наконец, успел я осмотреть все замечательные стариною церкви и часовни в Старой Русе, и объездить окрестности, заслуживающие внимания. Спешу передать вам мои наблюдения. Прежде всего скажу несколько слов о городском соборе, потом о старинных церквах и часовнях, наконец, перейду к окрестностям.

Старорусский Воскресенский собор построен на месте бывшей некогда деревянной Покровской церкви, как видно из описания Старой Русы, составленного в 1625 году. Когда и кем она была строена, неизвестно; известно только то, что после разорения Шведами (в 1611 году) Борисоглебского собора, построенного новгородскими пришлыми купцами в 1403 году, она заменяла собой соборный храм. Подле Покровской церкви стояла в то время соименная ей башня, одна из пяти каменных башен, составлявших, с деревянным острогом, крепость на острове, между речками Порусью, Полистью и Перерытицей, в окружности 320 саж.; стены рублены из дуба в пять венцов; вокруг сделаны были земляные насыпи и бастионы. Остальные башни назывались: Тайницкая, Чертова или Чертовесная, Глухая и Наугольная. В конце XVII века, деревянная Покровская церковь, за ветхостью, была разобрана и на месте ее построен нынешний каменный собор Воскресения Христова с приделами с северной стороны Покрова Пресв. Богородицы, а с полуденной Рождества Предтечи. Строение собора началось в 1692 году, с благословения митрополита Новгородского Корнилия, а кончено 1696 году. На сумму, пожалованную государем императором Николаем I в 1828–1833 годах, собор возобновлен и распространен. Он занимает в длину 17 саж., в ширину и вышину 16 саж.

Из числа храмов приходских и приписных, замечательны по древности:

1). Николаевская церковь. Она находится по правую сторону речки Порусьи и по левую протока из соляного озерка, расстоянием от Петропавловской церкви в 30 саж., близ самой холмской дороги. По сказанию летописи, она построена в 1371 году в княжение Димитрия Иоанновича Донского с благословения архиепископа Новгородского Алексия. После разорения Шведами, она находилась в запустении до 1710 года. В 1710 году, при митрополите Новгородском Иове, была возобновлена, усердием прихожан и помощью местных благотворителей, в прежнем виде. Храм имеет вид четвероконечного креста, оканчивающегося на восток одним полукружием для алтаря; северная и южная стороны выдаются четырехугольниками, а западная образует квадрат, служащий входом в церковь и основанием колокольни. Церковь устроена на твердом каменном основании; стены ее толсты, кладены из обожженного продолговатого кирпича, дикого камня и тонкой плиты с железными связями.

Стены храма совне украшены разными пилястрами, колонками и капителями, выложенными из кирпичей. Поверх кровли возвышаются 5 круглых кирпичных фонарей, из коих средние гораздо толще четырех угловых; главы устроены конусообразно. К Николаевской церкви приписаны: Петропавловская и Владимирская.

Первая из них находилась при самом источнике минеральных вод; в старину при ней существовал девичий монастырь. Шведы совершенно разорили и обитель, и храм. По описи 1625 года монастыря уже не было; но замечено, что ему прежде принадлежало 21 место в разных частях города. При самом монастыре был большой огород и таковой же фруктовый сад, принадлежавший игуменье с сестрами. Старожилы, действительно, помнят и рассказывают о большом саде при прежней деревянной Петропавловской церкви; ныне же, это место занято зданием и парком при ваннах; нынешняя каменная церковь, во имя апостолов Петра и Павла с приделами, посвященными препод. Нилу Столобенскому и св. мученице Параскеве, построена в 1804 году; она находится на южной стороне города при конце его, в 85 саж. на северо-запад от минерального источника.

Другая, приписная к Николаевской, церковь Владимирской иконы Божией Матери деревянная, находится в 15 саж. от Петропавловской; стоит близ дороги, идущей к Никольскому мосту чрез р. Порусье. В Описании г. Старой Русы в 1625 году ничего о ней не упоминается; посему с вероятностью положить надобно, что ее тогда не было, а построена она после, как уверяет местное предание, около 1635 года. Она построена из бревен в угол, в виде четырехконечного креста, с восточным полукружием алтаря, рубленным в 5 углов.

2). Георгиевская церковь, с придельной в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, первоначально построенная архимандритом Варлаамом 1410 года, в княжение Василия Дмитриевича, с благословения архиепископа новгородского Иоанна ІІ-го. Она сохранилась в целости при разорении города Немцами и Литовцами, с двумя колоколами на колокольне, одним средним, да другим клепалом железным; но с 1710 года, неизвестно по какому случаю, была в запустении до 1740 года, в котором с благословения архиепископа Амвросия Юшкевича была возобновлена, а придел Благовещенский возобновлен в 172 году, по благословению митр. Гавриила. Церковь Георгиевская имеет форму квадрата, с прибавлением алтарного полукружия. Зданием весьма прочная; стены ее кладены обожженным продолговатым кирпичом, диким камнем и плитой; связи железные; углы стен имеют пилястры, выделанные кирпичом с разными украшениями; окна все продолговатого четырехугольника, с железными витыми решетками; у верхних окон наличники с украшениями; под самой кровлей церковь опоясана карнизом. Внутри храма, по средине, находятся четыре квадратных столба, поддерживающие свод церкви и основание купола. Храм Благовещения находится с северной стороны главного Георгиевского храма и имеет вид продолговатый. Алтарь с одной полуконусной аркой и высоким сводом. Кладка стен та же, как и в Георгиевском храме.

3). Церковь во имя св. мученика Мины каменная, находится между рек Перерытицы и Порусья. Когда и кем построена она, – неизвестно; известно только то, что это храм весьма древний, в виде четвероугольника длиной в 8, а шириной в 4 саж. с небольшим полукружием для алтаря. Церковь замечательна по древности своей архитектуры: кладка стен такая же, как в Георгиевской церкви; на каждой стороне церкви находится по 4 пилястры с разными их украшениями; купола нет, а верх церкви над древними стенами устроен деревянный. Она приписана к Димитриевской церкви, которая была прежде (с 1446 г.) рубленой из соснового леса, а в недавнее время заменена каменной.

4). Церковь пресв. Троицы каменная, о пяти главах, находится в самом центре города Старой Русы, на Троицкой улице. Существование ее на сем месте относится ко временам отдаленным. Вместе со многими другими храмами, она была разорена Шведами; построена вновь в 1680 году иждивением купца Тверева. В 1853 году возобновлена, вместе с приделом св. Иоанна Златоуста, существующим с 1761 года. К Троицкой церкви принадлежит, находящаяся близ нее, теплая каменная церковь во имя Знамения Божией Матери, построенная в 1782 году.

5). Церковь св. жен Мироносиц, первоначально деревянная, вместе с Успенской, также деревянной, принадлежала к бывшему Успенскому женскому монастырю, существовавшему издавна. Еще вел. князь Иоанн Васильевич третий подтвердил грамоты отца, деда и прадеда своего великого князя Дмитрия Иоанновича Донского, давшего монастырю пожню, называемую Богородичной, каковой церковь доселе владеет. Монастырь упразднен в 1764 году; Успенская деревянная церковь в недавнее время сгорела, а мироносицкая, по ветхости, была разобрана и на том же месте вновь построена каменной в 1786. В ризнице ее сохранилась дарственная в подлиннике запись Варлаама, митрополита ростовского и ярославского, писанная в 1649 г. свитком в 1 арш., со святительской печатью, на имя, бывшего здесь девичьего монастыря, игуменьи Улиты (родной сестры его) о пожертвовании им в монастырь напрестольного Евангелия печатного, двух октоихов, двух прологов, 12-ти миней печатных, милостыни игуменье с сестрами, 37-ми старицам 3 р. 23 алтына и 2 деньги, и 1 ½ рубля на сорокоуст белому попу Кузьме по своим родителям и сродникам.

Из числа часовен в Старой Русе особенно замечательна, так называемая Ильинская часовня, на углу Ильинской и Крестецкой улиц. Она была приписана прежде к Ильинской (сгоревшей в 1820 году), а теперь принадлежит к Мироносицкой церкви. В этой часовне хранится, наиболее чтимая местными жителями святыня, животворящий крест, называемый «чудным», подобно чудному кресту в Новгороде; по сторонам креста предстоящие резные: Божия Матерь и Иоанн Богослов. Крест соснового дерева (в вышину 4 ¼ , в ширину 2 ¼ аршина), в подножии закругленный, по виду темноватый, устроен в воспоминание морового поветрия, бывшего в г. Старой Русе в 1655 году. На кресте очень искусно вырезан распятый Спаситель с херувимом, солнцем и луной под ним. На задней стороне вырезана полууставом надпись: «Лета от сотворения мира 7163 (1655) года, в Старой Русе бысть послание Божие грех ради наших: созданию Божию многим человекам смертоносная язва бысть; тогож году декабря 6 дня поставили сей крест на сем месте, в Ильинской улице сожители, чтоб всемилостивый Господь Бог наш утолил тот свой праведный гнев смертоносия, а положили праздновать в предыдущие лета сему образу честному и животворящему кресту Господню, на нем же распят бысть Господь наш Иисус Христос, сего ж декабря в 22 день на память св. великомученицы Анастасии узорешительницы, а второе празднество в третью неделю св. великого поста отныне в предыдущие лета, в честь и благодарение, и в славу в Троице славимому Богу, и в поклонение, и в велелепие Отцу и Сыну, и Святому Духу. Аминь».

По сему завету предков, жители города имеют обыкновение и доселе стекаться в сию часовню в крестопоклонную неделю, в день Воздвижения креста, после литургии, и в воскресные дни после вечерни, где в это время местным причтом отправляется молебствие животворящему кресту.

Со времени холеры в 1848 г., чудный крест разрешено носить в трех крестных ходах в Старой Русе: 8 июля, в день Казанской Божией Матери, в следующее после сего числа Воскресение и 1-го августа.

Другая часовня при минеральных водах, приписанная к церкви св. Мины, устроена в 1760 году в честь святых мучеников Кирика и Иулитты, потому что здесь среди других икон, находится медный вызолоченный небольшой образок сих мучеников, с ушком, величиной в 1 ½ вершка; он найден в 1846 году, при расчистке источника, на глубине 8-й сажени вместе с битым кирпичом, чугунным ядром, двумя картечами и человеческими костями, и в народе почитается чудотворным.

От храмов и часовен Старорусских перейдем к иконам, особенно чтимым местными жителями или замечательным по древнему искусству.

1). Первое место между ними занимает икона Богородицы, называемая Старорусской. Подлинная чудотворная икона сего наименования, принесенная по преданию из Царьграда, издревле была главной святыней Старой Русы. Во время моровой язвы 1655 года, жители города Тихвина, испросив ее у Старорусян, принесли в свой город на головах своих, отслужили с верой и сердечным умилением молебствие Царице небесной, обнесли икону около города и получили от Бога прекращение смертоносного поветрия. С того времени чудотворная икона не возвращена на прежнее место и доныне находится в Тихвинском большом монастыре. А жители Старой Русы, скорбя об утрате драгоценной им святыни, решились снять хотя список с чудотворного образа, для чего посылали соборного старосту Илью Красильникова, который и привез им икону в 1788 году, 4 мая. В этот день ежегодно совершается празднество в честь Божией Матери. Образ, привезенный из Тихвина, находится в городском соборе на столбе за правым клиросом.

2). В том же соборе замечательны еще две Богородичные иконы. Одна из них, называемая Цареградской, мерой в 2 дюйма, выбита на грифельной доске. О ней предание говорит, что в давние времена два монаха из Царьграда, проезжая чрез город Старую Русу, слушали литургию в соборе, после коей и оставили на память сей образ. Верующие во множестве притекают к сей иконе и берут воду, погружением ее освященную, с надеждой исцеления больных младенцев.

3). Другая соборная икона Божией Матери известна под именем Дамасской и замечательна по превосходному византийскому письму. Предвечный Младенец изображен на ней с двумя голубиными птенцами в руках.

4). Икона Страшного суда. Из надписи над ней видио, что она, при разорении и опустошении города Старой Русы Шведами и Литовцами в 1614 г., была взята в плен, выкуплена в 1723 г. у Шведов в городе Або, старорусским купцом Иваном Пономаревым и отдана в собор, где и доселе находится.

5). Список с Тихвинской Богородичной иконы, написанный в городе Тихвине с чудотворного образа тихвинским иконописцем Дураковым по заказу старорусского посадского человека и соляного промышленника Петра Иванова Троицкого, который, получив святую икону, хранил оную в доме своем с особенным благоговением. У одного старорусского гражданина разболелся сын и лежал долгое время в расслаблении, моля Царицу небесную о даровании ему исцеления, и скорая Помощница ко всем, с верой к ней прибегающим, явила ему свою помощь. Она явилась ему сперва дважды во сне и повелела отслужить молебен пред Тихвинским образом, находившимся тогда в доме Троицких. Больной передавал свое видение отцу, но отец не поверил, считая слова его бредом. Тогда Матерь Божия, видя веру и любовь к себе болящего, сама явилась к нему в дом, в своей иконе. Узрев оную, болящий начал громко вопить и звать к себе отца, мать и прочих домашних; они все в недоумении сбежались к нему и увидя явление иконы, поражены были страхом и ужасом. Побуждаемый недоверчивостью, отец больного послал к владельцу иконы узнать, у них ли икона или нет; получив ответ, что она исчезла, он уверился в подлинности явления Божией Матери; слезы умиления потекли из очей его и домашних, и все они приносили теплые моления к небесной Заступнице. Вдруг болящий почувствовал в себе новые силы и встал, желая облобызать святую икону; но она внезапно скрылась. Исполненный благодарностью к Пресвятой Деве, исцеленный восхвалял и прославлял Ее имя всюду. Все верные дивились чуду и славили скорую небесную помощницу; а Троицкий, по просьбе и усердию верных, решился поставить икону в часовне, которая в недавнее время обращена в храм св. Александра Невского. Эта церковь, приписная к собору, всегда отперта и чудотворная икона носится для молебствий в дома, по желанию обывателей. Описание чуда заимствовано мной почти буквально из сказания, хранящегося при иконе и составленного, как видно по языку и почерку, в конце прошедшего столетия.

6). Образ Благовещения Богородицы, храмовый в приделе Георгиевской церкви и современный построению ее, новгородского письма XV века. Здесь Богородица представлена, как в Киевском Софийском соборе, с веретеном в руке.

7). Другой образ Благовещения, писанный по золотому полю на доске со впадиной. По нижнему краю доски надпись: «Лета 7188 (1680) писали сей образ иконописцы великого Новограда Михаил Корнильев, Василий Макаров, Петр Степанов, Григорий Михайлов». Находится в Троицкой церкви.

8). Икона Успения Богородицы древнего письма, бывшая некогда храмовой в Успенской церкви, считается в городе чудотворной. Она находится в церкви св. жен мироносиц.

9). В той же Мироносицкой церкви замечательна храмовая икона. В верхней части ее изображено явление воскресшего Спасителя Марии Магдалине, а ниже Ангел возвещает мироносицам радостную весть, – Воскресения Христова. Образ написан по золотому полю масляными красками; риза на нем древняя, резная, позлащенная. Древность иконы видна из того, что о ней значится в описи г. Старой Русы 1625 г. Икона эта особенно чтится в народе.

10). Образ, известный под названием: «Память смертная». На нем вверху в облаках Господь Саваоф, в средине праотцы: Авраам, Исаак и Иаков, держащие на лоне своем почивающих праведников; а внизу иконы изображение мертвеца, лежащего во гробе и около стоящих, и припадающих ко гробу иноков. Над ними надписана стихира: «плачу и рыдаю» и пр. Пошиб письма свидетельствует о древности иконы. Находится в Николаевской церкви.

11). Икона известная под названием: «Верую во единого». Я увидел ее в церкви св. Димитрия Солунского и тотчас же, узнал в ней список с одного из образов XVI века, стоящего на первом столпе за левым клиросом в новгородском Софийском соборе. Что касается до списка Старорусского, то нужно заметить, что здесь живописное изложение догматов, с подписью слов символа веры над каждым из членов его, расположено в несколько рядов миниатюр. Особенно замечательны две из них: догмат о Св. Духе и Страшный суд. На первой изображены Бог Отец и Бог Сын на престоле огнезрачном, а между Ними, в виде летящего голубя, Дух Святой, от которого лучи падают направо ко храму, где видны апостолы и святители, a налево, – к темной пещере, заключающей в себе Моисея, Давида и других пророков. В миниатюре Страшного Суда, верхняя часть занята изображением Спасителя Судии на престоле с апостолами, сидящими по сторонам Его. От престола вниз течет река огненная; на правом берегу ее стоят праведники, за которыми Апостол отворяет ключом дверь рая, на левом осужденные, но ада за ними не представлено. Мера иконы в длину 1 ¾ арш., в ширину почти аршин. Ризы на ней нет. Краски сильно потемнели.

12). Икона «Собор Богородицы», весьма замечательная и по иконописи лучшего новгородского пошиба XVI века, и по изобретательности художника в расположении лиц и предметов. Постараюсь описать ее для вас сколько можно подробнее.

Верхнюю часть образа занимают какие-то здания, вероятно небесного Иерусалима; между ними надпись в двух клеймах: «Образ собор» «Пресвятой Богородицы». К верхнему краю иконы, как бы привешен круг с изображением Богоматери, окруженной сиянием; на коленях Ее Превечный Младенец, благословляющий правой рукой. Над кругом сияет звезда. Икона разделена горизонтально на четыре ряда: средину первого из них занимает сказанный круг; от него направо архангел Гавриил и Богоотцы Иоаким и Анна; налево пророк Исаия с хартией, на которой написано: «се дева во чреве», Моисей с заповедями, Иеремия (слова на хартии неразборчивы) и Даниил (на хартии: «се камень отторжеся»). Во втором ряду правая сторона занята волхвами и пастырями Вифлеемскими, с надписью над ними: «пастырие чудо, волсви дары». За ними стоит Иоанн Креститель; на хартии его: «се агнец Божий». На левой стороне второго ряда, на ложе из травы, лежит младенец, повитый пеленами. Я думал сначала, что это изображение новорожденного Спасителя, но разобрал над ним надпись: «Иоанн Предтеча». За младенцам стоит его мать Елисавета, а за ней, в густой траве, покрытый куколем, преклоняет колена старец (по надписи Валаам); на хартии его написано: «воссияет звезда от Иакова». На средней части образа, между вторым и третьим рядами, представлен вид какого-то города, может быть Иерусалима или Вифлеема. В третьем ряду на правой стороне три пророка с хартиями: Иезекиль («тако глаголет Господь»), Аввакум («Бог от горы приидет») и Михей («и ты Вифлееме»). На левой стороне три мученицы: Анастасия с воздетыми на молитве руками, Параскева с закрытым сосудом и Евгения с одноглавой церковью в правой руке. Среднюю часть четвертого или нижнего ряда занимает «собор всех святых», а в двух углах его написаны эмблематические изображения. В правом углу, престарелая женщина с распущенными седыми волосами, сидящая в пещере, простирает вперед руки, предлагая кому-то свой вертеп. Над ней надпись: «земля вертеп». В левом углу, – красивая женская фигура, увенчанная и окруженная цветами, поднимает перед собой ясли. Это «прекрасная матерь пустыня» старинных духовных песен, как указывает надпись: «пустыня ясли».

Основанием этой многосложной картины, очевидно, служила стихира на праздник собора Богородицы: «каяждо от тебе бывших тварей благодарение тебе приносит: ангелы пение, небеса звезду, волсви дары, пастыри чудо, земля, – вертеп, пустыня, – ясли».

Эта икона (вышиной в 2 арш., шириной в 1 арш. 10 верш.) стоит на южном конце иконостаса в Мироносицкой церкви. – Второе письмо мое вышло слишком длинно, а потому сведения об окрестностях Старой Русы отлагаю до следующего, последнего письма.

Старая Руса.

22 июля 1877 года.

Третье письмо к M.М. Евреинову

После двух писем, присланных мной из Старой Русы, прошло уже около двух месяцев. Я побывал в это время на IV-м археологическом съезде в Казани и теперь, пользуясь свободным временем в деревне, спешу сообщить вам сведения о замечательных окрестностях Старой Русы.

1). Ближе всех к этому городу лежит местность, известная под именем Кречева, в 2 верстах от Спасского монастыря, на берегу р. Полисти. Здесь с давних времен существовал «Никольский Кречевский особный монастырь». Когда и кем основана эта обитель, – неизвестно, но древность ее подтверждается жалованной грамотой владыки Леонида, выданной в 1572 году. При переписи 1615 года, после шведского опустошения, в Кречеве монастыре значится деревянная пятиглавая церковь св. Николая Чудотворца с приделами пред. Сергия и св. митрополита Алексия и шатровой колокольней. Еще до штатов 1764 года, эта обитель была приписной сначала к Александро-Невскому, а потом к Старорусскому Спасскому монастырю. В 1799 году, она вовсе уничтожена, а земля (около 27 десятин) поступила во владение Спасского монастыря. Здесь, в 1802 году, построена новая деревянная церковь преп. Сергия, в которой замечателен древнего письма храмовый образ великого радонежского чудотворца, перенесенный, вероятно, из прежнего храма. Это верный список с знаменитой иконы, находящейся в Сергиевской надворотной крестовой церкви Новгородского архиерейского дома, писанной, как уверяет предание, одним из учеников преп. Сергия, старцем-схимником, доживавшим долгий век свой в Хутыне. Когда св. архиепископ Новгородский Иона в 1463 году отправлялся в Москву, чтобы примирить свой вольный город с великим князем Василием Темным, он положил обет воздвигнуть на дворе своем храм в честь преп. Сергия, незадолго пред тем прославленного чудотворца, если успеет в исполнении своих намерений. Слезные мольбы старца-святителя и обещание его испросить у Господа сыну Василия, будущему самодержцу Иоанну III, избавление от ига Ордынского, тронули сердце Великого князя: он преложил гнев на милость, а св. Иона исполнил обет свой и устроил в своих палатах первую церковь в честь новоявленного чудотворца радонежского. Такова история новгородской древней иконы. Кречевский список ее отличается необыкновенной выразительностью лика; правая рука преподобного благословляет именословно (как и в подлиннике), а левая держит развернутый свиток.

В Кречево бывает ежегодно крестный ход из Спасского монастыря 5 июля, в день памяти преп. Сергия, при многочисленном стечении горожан и жителей окрестных селений.

2). Другая замечательная местность, в 7 верстах от Старой Русы, находится подле холмской дороги, при речке Порусье. Назад тому лет пятьдесят или несколько более, небольшой купол с деревянной церкви села Воскресенского, построенной на берегу той же речки, за 9 верст выше, был сорван сильным вихрем и приплыл сюда; в куполе устроенном на иглах, был вклеен образ Спасителя, писанный на холсте. Обыватели двух соседних деревень, Махорина и Пенина, к земле которых приплыла икона, приняли ее с благоговейным усердием, устроили часовню и покрыли ее приплывшим куполом с иконой, не разбирая его. В этом виде сохранялся образ в часовне; жители города, соседних селений и приезжающие для лечения ваннами весьма часто прибегали с усердной молитвой к св. иконе, получая по вере своей благодатную помощь. Вклады богомольцев доставили возможность заменить часовню деревянной церковью в честь Нерукотворенного образа Спасителя, причем чтимая икона, выпиленная из бревен купола, заняла подобающее ей место в иконостасе, Мне случилось слышать о многих бывших здесь исцелениях, в числе которых особенно достойно внимания следующее: года два тому назад, приехало сюда из города целое общество. Попросили отслужить молебен и все усердно молились, кроме одного молодого вольнодумца, который вздумал написать какие-то непристойные стихи на стене церковной. Но он не успел еще окончить своего кощунственного намерения, как мгновенно поражен был параличом правой руки. Никакие врачебные средства не помогали больному, пока он не пришел в раскаяние, а после молитвы пред чудотворной иконой, он тотчас же ощутил новую жизнь в своей омертвевшей руке.

Церковь окружена красивой березовой рощей, где богомольцы, после молитвы, прогуливаются и пьют чай. Для них, на случай ненастья, выстроена небольшая гостиница. Находящийся при церкви причет, почти бесприходный, благодаря множеству молящихся не нуждается в способах содержания.

3). В 3 верстах от Старой Русы, в весьма красивой, возвышенной местности, на острове, окруженном с южной и восточной сторон рекой Полистью, а с западной и северной речкой Снежей, красуется древний каменный храм. Около 1220 года, двое учеников преп. Варлаама Хутынского, Константин и Козма, по влечению к безмолвной жизни, пришли на это место, называемое Косиным, потому что две реки во время разлива образуют на острове правильную фигуру косы. Здесь, они поставили себе келью и подвизались в безмолвии. Когда собрались к ним несколько любителей пустынного жития, отшельники построили каменную церковь во имя св. Николая чудотворца и основали монастырь, получивший название Николаевского Косинского. Первым игуменом новой обители был преп. Константин, но подробные сведения о житии его и сотрудника его преп. Козмы, за утратой монастырских летописей в бедственную годину шведского разорения, не сохранились. Время преставления первого игумена Косинского, названного в рукописных святцах («книга о российских святых») чудотворцем, предполагается около 1240 года; память его празднуется 29 июля.

При учреждении штатов, монастырь упразднен, но соборный храм (ныне приходская церковь Косинского погоста) сохранился в древнем своем виде. Он сложен, как и все древние храмы Новгородского края, из дикого, булыжного, очень крупного камня, с примесью прочной известковой плиты. Для сводов и арок употреблен тот тонкий, узкий и длинный кирпич, который в летописях называется плинфой, с дубовыми, вместо железных, связями. Алтарь пристроен в виде одного небольшого полукружия. Церковь представляет правильный квадрат, в 4 сажени длины и ширины; свод опирается на четырех массивных столпах (пилонах); из них два скрыты за иконостасом.

Стены весьма толсты, что и дало возможность зданию простоять шесть с половиной столетий; но внутренность храма пришла в ветхость и в арках обнаружились трещины, что потребовало немедленных работ. В этом виде застал я древний храм и с удивлением смотрел на кладку стен и перемычек, вполне доступную наблюдению на тех местах, где отбита была рабочими старинная штукатурка.

Деревянная паперть соединяет церковь с деревянной же колокольней. В правой стороне этой паперти почивают под спудом мощи основателей бывшего Косинского монастыря, преп. Константина, игумена и чудотворца, и преп. Козьмы. Рака с резной сенью над мощами устроена в прошлом году. Окрестные жители благоговейно почитают угодников Божиих, стекаясь во множестве за несколько десятков верст на поклонение св. мощам их, в особенности в первую пятницу Петрова поста, так называемую Варламьевскую.

К югу от древнего Косинского храма стоит зимняя каменная церковь во имя преп. Варлаама Хутынского, построенная уже по уничтожении монастыря в 1792 году, вместо сгоревшей деревянной. В недавнее время, она распространена и украшена весьма хорошим стенным писанием.

После бывшего здесь монастыря сохранилось несколько достопримечательных предметов: а) Евангелие, печатанное в Москве в 1606 году, по благословению патриарха Гермогена; б) Трефологий Киевской печати 1643 года; в) крашенная фелонь без вырезки спереди, весьма похожая на Хутынскую ризу преп. Варлаама и принадлежавшая, вероятно, преп. Константину; г) напрестольный крест 1678 года, – вклад старорусских посадских людей; д) большая икона Знамения Богородицы с новгородскими чудотворцами, писанная, как видно из надписи, в 1716 году по заказу Косинского строителя иеромонаха Ионы Ломохина. На этой иконе представлены также чудотворцы Соловецкого и Олонецкого края.

4). Последняя из замечательных окрестностей Старой Русы, – погост Леохново, где был некогда монастырь.

Основатель этой обители, преп. Антоний родился в 1526 году, в г. Твери, от благочестивых родителей бояр Вельяминовых и с юных лет любил упражняться в молитве и посте, чуждаясь всего мирского. Тайно от родителей удалился он в пределы новгородские, в Шелонский конец и нашел себе уединенное место в 50 верстах от Новгорода, в урочище, известном теперь под названием Рублевой пустыни. Здесь выкопал он пещерку, над ней построил себе убогую хижину и провел несколько лет в подвигах, ведомых единому сердцеведцу, – Богу.

Однажды, во время молитвы, явился пустыннику ангел Господень и сказал: «Антоние, иди на место, рекомое Леохново, за три поприща отселе и тамо имаши спастися». Послушный гласу небесному, отшельник перешел на указанное место; там нашел он старца священноинока, по имени Тарасия, который постриг его в иночество с тем же именем Антония, данным при крещении. Вдвоем они срубили небольшую церковь в честь Преображения Господня. Мало-по-малу собрались к ним любители пустыни числом до 50, и таким образом, устроился общежительный монастырь, в котором все трудились усердно, без всякого различия прежних званий и равно повиновались общему отцу, – преподобному игумену Антонию. Здесь, по уверению списателя жития его, вполне сбывалось слово псалмопевца: «Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе».

За свою святоподвижническую и равноангельскую жизнь преп. Антоний сподобился от Господа дара прозорливости.

Однажды, во время молитвы, провидел он духом поражение православного русского воинства Ляхами под Оршей и рассказал келейнику так подробно, как бы сам был свидетелем кипевшей тогда кровопролитной битвы.

В другой раз, случился пожар в обители: загорелась крыша над трапезой и сильный ветер разносил пламя по ближайшим кельям. Келарь в ужасе кинулся к блаж. игумену. Преп. Антоний помолился и спокойно сказал келарю: «Не бойся, брате, не оскорбит нас Господь свыше нашей меры». Действительно, ветер переменил направление и пламень погас, не повредив обители.

Вскоре, после того, преп. Антоний исцелил молитвой одного юношу пастуха, ужаленного змеей и находившегося уже при смерти. Видя его здоровым, прозорливый старец сказал ему: «Зачем ты клялся вчера бедной вдове, что овца ее, отданная к тебе в стадо, съедена волком? Ведь сам же ты продал ее за три сребреника». Изумленный пастух раскаялся, обещал не только отдать овцу вдове, но и ежегодно отдавать в обитель, для странников и нищих, десятую часть своего прибытка.

Нужды обители принудили преп. Антония предпринять путешествие в Москву, где царь Иоанн Васильевич Грозный, одержимый в то время (не задолго до 1570 года) свирепой кровожадностью, сверх всякого чаяния, принял его с честью и любовью, прося молитв и благословения. Царь дал много милостыни в обитель, пожаловал ей земли и рыбные ловли на озере Ильмень. И в страшную годину опустошения Новгорода и его окрестностей опричниками, Леохновский монастырь, по воле царя, остался неприкосновенным.

В тяжкое и смутное время междуцарствия, когда Шведы, овладев изменнически Новгородом, опустошали и грабили его окрестности, причем особенно пострадал Старорусский край, митрополит новгородский Исидор вызвал преп. Антония с несколькими учениками в Софийский святительский дом, чтобы укрыть их от опасности. Здесь старец-подвижник заболел и мирно предал дух свой Господу, 17 октября 1611 года, на 86 году от рождения, прожив в иноческих подвигах около 56 лет. Тело его было предано земле в Новгороде, у церкви св. евангелиста Луки, что на Редятиной улице, а впоследствии, (около 1630 года), по явлении блаженного старца любимому ученику его Григорию, мощи преп. Антония, найденные совершено нетленными, торжественно перенесены в основанную им обитель. При открытии мощей получили прозрение два слепца, по имени Иосиф и Стефан.

Эти сведения о преподоб. Антонии Леохновском, новгородском чудотворце, извлечены из рукописного жития, хранящегося в Леохновской церкви.

Существование Леохновской обители продолжалось недолго. Восстановленная, по изгнании Шведов, она была очень бедна и в 1687 году значится уже приписной к новгородскому архиерейскому дому, а в 1764 году упразднена.

Построенная преп. Антонием деревянная Преображенская церковь, по упразднении монастыря, сделалась приходской, но в 1788 году, вместе с прочим, оставшимся от прежней обители деревянным строением (там ничего каменного не бывало), сгорела. На месте ее, усердием прихожан, построен каменный храм Преображения Господня с двумя приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя преп. Антония Леохновского. В этом последнем приделе, под аркой, соединяющей его с главной церковью, почивают под спудом мощи преп. Антония. Пред ракой стоит икона Спасителя, пред которой он молился в пустынных своих подвигах.

Память преп. Антония празднуется местно, во 2-ю пятницу после праздника первоверховных апостолов Петра и Павла. К этому дню собирается много богомольцев даже из отдаленных местностей и проходит крестный ход из ближайших сельских церквей.

В 3-х верстах отсюда, в Рублевской пустыни, посреди красивой березовой рощи, стоит часовня, под которой в пещере сохранились остатки первоначального уединенного жительства преп. Антония; место его отдыха, – лавка, сложенная из камней и следы небольшой печи, где он готовил себе скудную пищу. Под горой, недалеко от часовни, находится вырытый преп. Антонием колодезь с чистой и весьма приятной водой.

Вот все сведения о местных святынях и старине, какие успел я собрать в Старой Русе и ближайших к ней окрестностях. Если они покажутся вам скудными, любезнейший M.M., не сетуйте на меня и простите моей лености, и моему неумению.

С. Медвежье,

5 октября 1877 года.


Источник: Святыни и древности Старой Руссы : [Три письма к М.М. Евреинову / [Гр. М. Толстой]. - Москва] : Унив. тип., ценз. 1878. - 32 с. (Авт. указан в конце текста).

Комментарии для сайта Cackle