Источник

Слово в день Успения Божией Матери 17

Слушаяй словесе Моего и веруяй пославшему Мя, имать живот вечный , и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот (Ин. 5:24).

И над кем прежде всех из Святых Божиих на земле исполнилось это обетование Господа Иисуса? Кто без суда, по закону вечной правды, который предназначен каждому по его смерти, беспрепятственно прешел от смерти в живот? Кому смерть обратилась в кратковременный сон, и гроб сделался лествицею к небу?

Христиане! Воспоминая день успения Божией Матери, вы ясно постигаете, кто это умер такою необыкновенною смертию. Это Божия Матерь, Пречистая и Пресвятая Дева Мария. Она первою была слушательницею и хранительницею словес сына Своего; первая уверовала в пославшего Его Отца, и первая засвидетельствовала свою веру преданием Ему всего существа Своего, когда Архангелу, возвестившему Ей святую волю промысла, ответствовала: се раба Господня: буди ми no глаголу Твоему (Лк. 1:38). Кому же, как не Ей первой, надлежало иметь живот вечный в Себе? И кому же, как не Ей первой, следовало перейти без суда от смерти в живот?

Хотя Божия Матерь покорилась смерти Своим телом, но на краткое время, дабы тело Ее могло, так сказать, претвориться из тленного в нетленное, из немощного в крепкое и славное. На третий день по кончине, как гласит священное предание, уже не обрелось тела Ее во гробе. Она взята была с телом на небо. Св. Церковь, хотя называет смерть каждого верующего сном, или успением, но преимущественно усвояет это наименование кончине Божией Матери, так как смерть Ее была кратковременна.

Кто из нас, христиане, не пожелал бы подобным образом уснуть во гробе? И кому из нас не желает такого успения сама Матерь милосердия? Что же? Исполните святую волю Сына Ее, Который сказал всем нам: слушаяй словесе Моего и веруяй пославшему Мя, имать живот вечный, и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот (Ин. 5:24).

Слушаяй словесе Моего, – вот первое условие.

Без слушания слова Божия вечная жизнь невозможна. Познание оной должно предшествовать достижению. Как чрез слух вошли в нас грех и смерть, так чрез слух же должны входить оправдание и жизнь. Наши праотцы, послушав лукавого змия в раю, согрешили и умерли, а мы, слушая нашего Спасителя, освобождаемся от греха и смерти.

Слово Христово есть учение Евангельское и Апостольское. Евангелисты и Апостолы суть уста Христовы, слушать слово Христово заповедует сам Отец Его, глаголавший двукратно, – при Иордане и на Фаворе: сей есть сын Мой возлюбленный, того послушайте (Мф. 17:5); обязывает самое слово Его: ибо глаголы Его суть глаголы Божии, глаголы живота вечнаго, дух суть и живот суть (Ин. 6:63); заставляет самая потребность в духовном просвещении: ибо никакое учение не может умудрить нас во спасение кроме слова Божия, правильно разумеваемого, по духу и руководству Церкви Божией.

Что же должны слушать у Спасителя нашего? О, многое и важное, – слушать науку вечного спасения и блаженства, не в течении известного времени, но чрез всю жизнь. Он учит нас тем святым истинам, которые просвещают наш омраченный ум светом истинной мудрости и образуют, наше плотяное сердце в чистоте и святости; наставляет тем Божественным правилам жизни, которые объемлют не только внешние дела человека, но и внутренние действия ума и сердца; преподает те спасительные средства, которые очищают нас от грехов и освящают, питают и укрепляют; изрекает те утешительные обетования, которые ободряют нас, отвлекают от мира и ставят выше всего земного. И для чего все это? Дабы слушаяй словесе Его и веруяй в пославшаго Отца, имел живот вечный.

Слушайте, возлюбленные, слушайте светоносное и животворное слово Христово, но слушайте со вниманием и усердием, поучайтесь в нем с покорностию ума и смирением сердца. Ибо Божия благодать сообщается слушателю или читателю только кроткому, молчаливому и трепещущему словес Его (Ис. 66:2). Пусть хотя одна искра Божественного света упадет в область нашего духа, пусть хотя одна капля живой воды канет во вместилище наших чувствований, пусть хотя одно зерно посеется внутрь нас; и эта малость есть уже зародыш вечной жизни, и при постоянном упражнении в слове, без сомнения, возрастет.

Но не довольно только слышать слово Христово; надобно сохранять его: блажени слышащии слово Божие и хранящии е, говорит Христос (Лк. 11:28). Не довольно помнить, надобно исполнять его. Аще кто слово Мое соблюдет смерти не имать видети во веки, говорит Он же (Ин. 8:51). В самом деле, что за спасение слышать истины Евангелия и не обращать их в начала своих действий? слышать правила веры и благочестия, и поступать по своим страстям и прихотям? Слышать о духовных средствах к очищению от грехов, и не выходить из греховной нечистоты? Слушающий слово Божие, но не исполняющий, подобен бездонному сосуду, который всегда бывает празден. Знание без действия походит на радужное сияние, которое светит, но не согревает, озаряет, но совершенно не прогоняет тьмы. Знать много, и ничего не делать, то же, что ничего не знать. Такой многознатель не перейдет от смерти в живот. Не слышатели, но творцы закони оправдятся, говорит Апостол Христов (Рим. 2:13). Но что всего важнее, – это то, что слово Христово, не исполненное, обличает слышателя на суде. Слово, еже глаголах, то судит ему в последний день, говорит Христос (Ин. 12:48).

И веруяй в пославшаго Мя, вот второе условие!

Это условие так связано с первым, что не может существовать без него: вера от слуха, слух же глаголом Божиим (Рим. 10:17), – и так необходимо в деле спасения, что нельзя обойтись без него: без веры невозможно угодити Богу (Евр. 11:6). Вера в пославшего Отца и вера в ниспосланного Сына неразрывно связана. Аз и Отец едино есма, говорит Сын Божий (Ин. 10:30). Но в чем состоять должно это верование? В одной ли только уверенности, что Бог Отец, по любви Своей к нам, послал Сына Своего в мир для искупления нашего, а Сын, по такой же любви искупил нас Своею кровию от греха и смерти, оправдал и даровал жизнь вечную? Или вместе с тем оно должно заключаться и в любви к Ним? То и другое – уверенность и любовь должны сосредотачиваться в нашей вере. Вера без любви есть образ без жизни, скорлупа без зерна. И потому не каждый верующий имеет живот вечный, а только тот, кто, веруя в Бога, любит Его и, любя, верует в Него. Кто же есть любяй? Имеяй заповеди Моя, говорит Сын Божий, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя, а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим (Ин. 14:21).

Итак, кто слушает слово Христово и соблюдает его, тот исполняется Его духа и силы. Свет слова светит в его уме, жизнь слова цветет в его сердце, и миро благодати Божией разливается по всему существу его. Кто верует в Господа Иисуса и любит Его, тот имеет в себе живот вечный. Еще более: вера, говорит Апостол, вселяет в нас Христа, а любовь вводит в нас и пославшего Его Отца. Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его и к нему приидем и обитель у него сотворим, говорит Христос (Ин. 14:23).

И удивительно ли такое действие веры и любви? Не подобное ли действие находим и в нашей чувственной любви? Так, когда мы любим пламенною любовию отца, мать, своих детей, то хотим беспрестанно видеть их и слышать, жить одною с ними жизнию и дышать одним воздухом. Если они далеко от нас, мы беспрестанно думаем о них, припоминаем их слова, черты лица, их взгляд, привычки, образ мыслей. Подобным образом, когда любим всем сердцем нашего Спасителя, то более и более стараемся слушать или читать Его слово, изучать жизнь и дела Его, подражать Ему и воображать Его в себе. Не вселяется ли Он тогда в нас? Когда делаемся кротки и смиренны как Он, терпеливы и покорны воле Божией, как Он, милостивы и милосердны, как Он, исполнены мира и любви ко врагам, как Он: не живем ли тогда Его духом и жизнию? Когда вкушаем пречистое тело Его в таинстве Причащения и пием святую кровь Его: не живет ли тогда Он в нас? О, как блажен, кто может сказать с Апостолом Павлом: живу не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2:20): Он, поистине, прейдет от смерти в живот.

Христианин, быв исполнен твердой веры, встречает смерть с совершенным мужеством, как храбрый воин на полях брани презирает и говорит с Апостолом: мне еже жити Христос и еже умрети приобретение есть (Флп. 1:21); и быв исполнен пламенной любви, скорбит, что долго не приходит к нему смерть, тоскует о небесном отечестве, как добрый сын на чужбине по отеческом доме, молит Бога и вопиет с Царем-Пророком: когда прииду и явлюся лицу Твоему, Боже? (Пс. 41:3) С такими-то чувствами веры и любви вошли в двери гроба все Святые Божии: с такими чувствами входят туда и ныне все истинно верующие.

Но не так умирает человек без веры. Приходит смерть, и он не знает, что делать от страха и трепета, и куда укрыться совести. Наступают решительные минуты смерти, – и он умирает в жестоких мучениях души и страданиях тела. Люта, люта смерть грешников ! (Пс. 33:22) Но отвратим взор свой от этой мрачной и печальной картины смерти; да будет всегда пред очами веры нашей образ успения Божия Матере. Честна пред Господем смерть Ея (Пс. 115:6).

Рано, или поздно, прийдет и к нам, христиане, Ангел смерти. Что ж? Имея внутренний свет веры, какого убоимся мрака? Нося в себе залог бессмертия и жизни, можем ли пострадать от смерти? Пусть наше тело обратится в землю, из которой создано; но наша душа, искупленная и очищенная от грехов кровию Христовою, освященная благодатию Святого Духа, оправданная, водворится во благих, – там, где Божия Матерь и все Святые, там, где наш Учитель и Спаситель Господь Иисус. Аминь.

* * *

17

Произнесено в 1838 г.


Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах. / С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых. / Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с.

Комментарии для сайта Cackle