митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в день Вознесения Господня 3

Господь вознесеся на небо, и сиде одесную Бога (Mк. 16:19)

Проходит сорок дней от светлого Христова воскресения, и св. Церковь, матерь наша, перестает воспевать победную песнь сего славного и радостного события. Утомилась ли повторять ежедневно при каждом Богослужении одну и ту же песнь: Христос воскресе из мертвых, – или же воскресший Христос открывает Ей новое торжество для духовной радости?

Господь вознесеся на небо: вот что прекращает одну песнь Церкви, а другую начинает, единому торжеству полагает конец, другому начало, одну радость заменяет другою. Господь вознесеся на небо: вот что подвигло вас, бл. слуш., прийти в сию обитель со св. иконами, собраться в сем храме и участвовать с нами в прославлении вознесшегося Господа. – Вознесение Господне также славно и утешительно, как и Его воскресение.

Радуйтесь, возлюбленные, новою радостию спасения, и торжествуйте – новый праздник. Но радуйтесь, не сводя мыслей своих с неба, на которое вознесся ныне наш Спаситель, и торжествуйте, не сходя с пути Его. Аще воскреснусте со Христом, говорит Апостол, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога сидя. Горняя мудрствуйте, а не земная, (Кол. 3:1–2); наше бo житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа (Фил. 3:20).

Сие апостольское наставление, близкое к торжеству вознесения Господня, да будет в настоящие минуты предметом нашего размышления.

Что земля, на которой живем, не есть наше отечество, в том нет и тени сомнения. Так Патриарх Иаков свою и своих праотцев жизнь называет странствованием (Евр. 11:13; Быт. 47:9). Царь Пророк представляет также себя странником и гостем, как и все отцы его были: пресельник есмь аз у Тебе (Боже), говорит он, и пришлец, яко же вcu отцы мои (Пс. 38:13). Сия мысль была, так сказать, господствующею между чадами церкви Ветхозаветной. Указывая на сие, Апостол в послании ко Евреям говорит: по вере умроша сии вcu (Праотцы) не приемше обетований, но издалеча видевше я, и целовавше и исповедавше, яко страннии и пришельцы суть на земли. Ибо таковая глаголющии, являются, яко отечествия взыскуют (Евр. 11:13–14).

Но сия мысль о земной жизни в евангельском учении представляется в гораздо яснейшем свете. Ибо оно преимущественно раскрывает дух и силу Ветхого Завета, вводит в познание внутренней жизни человека, и обращает ум и сердце его от видимого к невидимому, от временного к вечному. Что было до пришествия Сына Божия на землю, так сказать, нераскрывшеюся почкою, то по воскресении Его из мертвых и вознесении на небо развернулось и расцвело богатым цветом. Более или менее темное предчувствие, какое люди имели о личном продолжении бытия своего, обратилось в твердую уверенность. Бессмертие, жизнь вечная, блаженство небесное, – все сделалось ясным, понятным и несомненным. Наш дух от Бога, и в Боге только может найти для себя успокоение и блаженство: ничто земное насытить и удовлетворить его не может. Представим странствующих по чужим странам света. Сколько бы красота природы и благорастворение воздуха ни делали им пребывание там приятным, они никак не могут позабыть о своем отечестве; всегда в нем своими мыслями и желаниями. Они жаждали бы воспользоваться искренними советами и горячею любовию своих родителей и нежными чувствами своих родных: но где найдут все сие кроме недр своего отечества? Они хотели бы иметь верных и искренних друзей; но где найдут их кроме своего отечества? Так и мы, странствуя по земле сей, какими бы сокровищами ни обладали, какими бы удовольствиями ни наслаждались, – не находим ничего, что могло бы удовлетворить желаниям нашего сердца и успокоить дух. Посмотрим на растения, привозимые к нам из отдаленных стран и рассаженные на нашей почве, под нашим небом. Сколько употребляют усилий и трудов на то, чтобы дать им родной их рост и цвет, и никогда не достигают своих желаний. Так и душа наша сколько бы ни усиливалась достигнуть полного довольства и спокойствия, никогда не достигает его здесь на земле: всегда ищет чего-то нового, стремится к совершеннейшему, жаждет неба.

Подлинно, к чему столь многие способности и силы в душе нашей, которые здесь только начинают раскрываться, но никогда не достигают зрелости? Для чего врожденное в нас неутолимое стремление к познанию истины? Для чего врожденное ненасытимое желание блага и блаженства? Если истинно то, что совершенное ведение, совершенная добродетель и совершенное блаженство есть достояние высшего мира: то истинно и то, что стремление наше к непрерывному возрастанию в совершенстве познаний и чувствований не может находить себе предел, как в беспредельности совершенств Божиих.

В сем мире нередко видим, как бедствует и страдает невинный и как, напротив, роскошествует иногда преступник. Неужели останутся навсегда добродетель без награждения, порок без наказания? Здесь одни труды и болезни, одни скорби и труды. Неужели на то мы созданы и поставлены? Здесь одна суета и крушение духа. Неужели не будет постоянных, вечных благ? О! несчастнейшие были бы мы, если бы надежды наши не простирались далее земного?

Когда Евангелие повелевает нам распять плоть со страстьми и умертвить земные уды, когда запрещает прилагать сердце к богатству, домогаться земной славы и угождать плоти: то тем самым внушает нам ясно, что мы не дома, а на пути, что здесь для нас не время наслаждения, но труда, не время радости, но слез и скорбей, не время жатвы, но посева.

Христианин! Ты живешь на земле, но земля не твоя: шествуй далее. Ты встречаешься с благами и удовольствиями, но они не твои: шествуй далее. Ты встречаешься со скорбями и страданиями, но они не вечны для тебя: шествуй далее. Теперь ты земледелец, ремесленник, купец, ученый, воин, пастырь: но все это – временные занятия на пути: старайся сделаться наследником Божиим и сонаследником Христовым (Рим. 8:17). Возвышайся в твоих мыслях, устремляя их к истинным небесным благам; возвышайся в твоих чувствах, подражая высочайшему образцу нашему – Спасителю, возвышайся в твоих желаниях, и возбуждай в себе жажду не суетных наслаждений мира сего: но да жаждет душа твоя к Богу крепкому, Богу живому, Который Один есть средоточие и венец всех наших желаний. Вышних ищи, горняя мудрствуй, а не земная. Твое бо житие на небесех есть.

Господи! Ты при последнем прощании со Своими учениками изрек им: иду уготовати место вам (Ин. 14:2). Молим и просим Тебя, не оставь и нас грешных без места и жилища, уготовь и нам хотя малейшую часть в наследии Твоем. Аминь.

* * *

3

Произнесено в 1833 г, в Калуге, в церкви Лаврентьева Монастыря, куда бывает в праздник Вознесения крестный ход из города


Вам может быть интересно:

1. Слова и речи. Том II – Слово в день Вознесения Господня митрополит Никанор (Клементьевский)

2. Вознесение Господне протопресвитер Михаил Помазанский

3. Слово на Вознесение Господне архиепископ Нафанаил (Львов)

4. Sermons – Confession Антоний, митрополит Су́рожский

5. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

6. Простые и краткие поучения. Том 2 протоиерей Василий Бандаков

7. Введение в Новозаветные книги Священного Писания епископ Михаил (Лузин)

8. Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861-1871 гг.) и Алексеевского (1871-1897 гг.) священник Георгий Орлов

9. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Вязники Михаил Владимирович Толстой

10. Христианские рассуждения и размышления, предложенные и в особых статьях, и в словах, беседах и речах. Том I епископ Виталий (Гречулевич)

Комментарии для сайта Cackle