митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в день Преподобного Сергия 51

Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие небесное (Мф. 5:3).

Господь Иисус Христос, призывая всех и каждого в Царство небесное, к наследию живота вечного, поставляет первым условием блаженства нищету духовную. Иметь сию нищету значит не иметь в себе ничего собственного.

Когда нет ничего собственного ни в разуме, ни в воле, ни в мыслях, ни в желаниях, когда все потеряно, чем когда-либо думаем обладать в себе самих и мы воздыхаем ко Господу о помощи: тогда в сию праздную пустыню сердца, в сию нищету духовную входит Царь неба и земли, утверждает в ней храм святыни Своей, и исполняет ее неизглаголанными сокровищами: правдою, миром и радостию о Дусе Святе (Рим. 14:17). Блажени нищий духом, яко внутрь их царство Иисуса Христа.

Но сие внутреннее царство, начинающееся на земле, совершается в небесах, где источник всякого блага, Иисус Христос, исполняет всяческая во всех (1Кор. 15:28). Тот, кто стяжал здесь начаток благ духовных, даруемых из царства небесного, будет наслаждаться ими в полной мере в области вечной славы. Нищие духом, как верные последователи Божественного Подвигоположника Иисуса Христа, навсегда опочиют от трудов своих в беспредельной Его любви; и как победители мира, плоти и диавола, по слову Божию, наследят вся (Откр. 21:7), яко тех есть Царство небесное со всеми теми благами, сущность коих отказался изъяснить языком человеческим Божественный Апостол.

Сей Праведник, днесь нами ублажаемый, чем стяжал Царство славы, если не нищетою евангельскою? и нищета сия чем восполнялась, если не благами мира духовного? Он блажен был на земле, имея сокровенным живот свой со Христом в Боге (Кол. 3:3), блажен и на небеси, вошедши ныне в радость Господа своего.

Если сего высочайшего блаженства желаем и ищем мы, благочестивые слушатели, то вникнем в свойство нищеты духовной, составляющей наше блаженство, и посмотрим, имеем ли ее в себе самих.

Кто не имеет живой веры во Иисуса Христа, не может иметь и нищеты в своем духе. Источник, из которого истекает нищета духовная, есть вера, споспешествуемая любовию (Гал. 5:6).

Вера в духе и любовь в сердце, составляя одно Божественное начало, дают от себя отрасли, которые святой Апостол называет плодами Духа Святаго (Гал. 5:22). Чем более укрепляется в нас и возрастает семя веры и любви, посеянное Духом Святым, тем менее остается в сердце волчцов и терния греховного: мы начинаем размышлять о кресте Господа нашего Иисуса Христа, начинаем желать и искать царствия Божия и правды Его (Мф. 6:33); начинаем просить и молить, да будет с нами и в нас воля Господня (Деян. 21:14). Вот начало нищеты духовной, произрастающей из любви Божией, совершаемой любовию и оканчивающейся в любви!

Существенное качество нищеты духовной заключается в действительном обнажении ума от собственного его света. Божественный свет, сообщаемый нам от Отца светов (Иак. 1:17), должен заступить место света естественного, и мудрость небесная место земной мудрости. Богатые собственным умом суть нищи, а нищие собственным духом богаты мудростию Божиею. С обнажением кичливого ума соединяется обнажение воли от собственных ее пожеланий. Воля Божия благая и совершенная (Рим. 12:2) должна покорить себе нашу волю и слабую, и несовершенную, и быть в ней и еже хотети, и еже деяти (Флп. 2:13). Таким образом, когда наш ум придет в послушание веры, и наша воля придет в совершенное подчинение воле Божией, тогда внешний в нас человек (2Кор. 4:16) делается нищим, не имеющим того, что принадлежит миру и плоти, а внутренний – богатым, имеющим сокровища Святого Духа.

Поелику нищета духовная есть плод любви Божией, то те же качества принадлежат нищете, какие и Божественной любви. Нищий духом долготерпит (1Кор. 13:4). Ни гонения мира за отвращение его от мира ни преследования плоти и крови за непокорность велениям их не производят в нем ни малодушия, ни уныния: соединившись в един дух с Господом, он вся терпит, всему веру емлет и вся уповает (1Кор. 13:7). Милосердствует (1Кор. 13:4): очи его всегда обращены на нищего, слух отверст к жалобам страждущих, десница щедро раздает избытки, но так, что шуйца сего не ведает. Не завидит (1Кор. 13:4): преимущественные сокровища, усматриваемые им в ближнем, возбуждают в нем одну сыновнюю благодарность ко Всевышнему Подателю всякого блага. Не превозносится, не гордится (1Кор. 13:4): и обилие в благах земных, и высота в достоинстве и совершенство в образовании ума и сердца одну внушают ему мысль, чтобы все сие, как дар Божий, употребить к прославлению имени Божия в душе и теле. Не безчинствует (1Кор. 13:5): в каком бы состоянии, звании, должности и месте он ни находился, его намерения, его желания и действия чисты и святы. Не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла (1Кор. 13:5): он благим побеждает злое, за обиды платит благотворением, за проклятия благословениями, за ненависть любовию. Не радуется о неправде, радуется же о истине (1Кор. 13:6): падение ближнего возбуждает в нем сожаление и подает ему случай к духовным наставлениям. Напротив, востание ближнего и обращение его на путь истины производит в нем неизъяснимую радость.

Вот истинные качества, украшающие человека, нищего духом, и составляющие его блаженство. Не спрашивайте: имеет ли он обилие в хлебе насущном? Он питается хлебом животным, и пиет из источника воды живые. Не спрашивайте: имеет ли он богатое на себе одеяние? Он облечен в бесценную ризу заслуг Христовых. Не спрашивайте: имеет ли он для успокоения своего жилище? Он сам составляет в себе жилище Духу Святому. Божественный Апостол ясно дает нам разуметь, каковы суть нищие духом: яко скорбяще, говорит он, присно же радующеся, яко нищии, а многи богатящии, яко ничто же имуще, а вся содержаще (2Кор. 6:10). Кто имеет в себе Бога, тот имеет все сокровища.

Таковы ли мы, христиане, каковы были праведники Божии? таковы ли мы, каковых ищет Иисус Христос? Если мир находит себе место в сердцах наших, и сердца наши обращены к благам мира, то нет в нас простора для Божественной любви. Иисус Христос есть всякое исполнение (Кол. 2:9), но там Его нет, где душа занята земными помыслами; Он есть свет (Ин. 1:9), проницающий тайная человеков, но там Его нет, где распростерта тьма греховная; Он есть любы (1Ин. 6:8), всеобъемлющая, но там ее нет, где есть любовь и пристрастие к миру. Если и среди терния не посеяваются чистые зерна, то возможно ли, чтобы дух мира и любви снизшел на шум страстей, всегда воюющих на душу? Ток небесных благословений изливается токмо в сосуды чистые. Всякая нечистота есть препинание таинственному наитию Святого Духа. Одни очистившие ум и волю от всего стихийного и земного блажени: яко в них есть царство Иисуса Христа.

Посему, чтобы быть блаженным на земле, нужно уготовать чистое место в духе для Духа Божия. Мы будем блаженными, как скоро оставим дух мира сего, нас одушевляющий, отвергнем стихийную мудрость, наполняющую наш ум, отвратимся от прелестей, питающих наше воображение, обуздаем страсти, возбуждающие наше сердце, сокрушим закон плоти, управляющий нашею волею. Сколько бы ни казался трудным и прискорбным сей подвиг, но ищущему блаженства, царства небесного, необходимо нужно пройти путь креста Господня, в начале болезненного, а наконец и сладостного, и спасительного. Никто не может иметь в себе животворящего Духа, кроме нищих (Мф. 5:3) естественным духом; никто не может получить вечных утешений, кроме плакавших (Мф. 5:3) на земли; никто не может наследовать новой земли (2Пет. 3:13) кроме смиреннаго и кроткаго (Мф. 5:5); никто не будет вечно насыщаться, кроме алчущих и жаждущих правды (Мф. 5:6); никто не получит вечного помилования, кроме милостивых (Мф. 5:7); никто и никогда не узрит Бога, кроме чистых сердцем (Мф. 5:8); наконец, никто не будет наречен сыном Его, кроме миротворцев (Мф. 5:9).

Посему то никто не входит в горний Иерусалим путем пристрастным: ибо сей путь вводит в пагубу. Все праведники приобрели себе нетление и живот нищетою духовною. Ибо не удобь уповающему на богатство внити в Царствие Божие (Мф. 19:23). Оно нудится и нужницы восхищают е (Мф. 11:12).

Впрочем, надобно и то сказать, слушатели, что усовершает в нас нищету духовную Дух благодати, способствуя нам в немощах наших (Рим. 8:26). Иго Его, единожды с верою восприятое, соделывается не чувствительно легким (Мф. 11:30): Он Сам несет его, дабы облегчить и успокоить грядущих к Нему, и Сам побеждает врагов наших, дабы соделать нас наследниками Богу, сонаследниками же себе (Рим. 8:17).

После сего кто из нас, благочестивые слушатели, откажется восприять нищету духовную, составляющую легкое и благое бремя Иисуса Христа? Призовем убо в помощь Начальника и Совершителя веры Иисуса Христа (Евр. 12:2), да укрепит в нас веру и любовь, из коих произрастает нищета духовная; да даст духу нашему, по богатству благодати Своея, то дражайшее сокровище, коим обладал Преподобный Сергий, прославивший Бога на земли в душе и теле, и прославленный Богом в небесах. Аминь.

* * *

51

Произнесено в 1820 г.



Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах. / С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых. / Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с.

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи. Том I – Слово в неделю двадцать четвертую митрополит Никанор (Клементьевский)

2. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – СЛОВО святитель Игнатий (Брянчанинов)

3. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 137. Содержание третьей книги против Евномия и достоинства всего сочинения. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

4. Поучение в день святого великомученика Феодора Тирона митрополит Антоний (Вадковский)

5. Письма – 467. Больше смиряйся да себя укоряй Помыслами не услаждайся, а отгоняй их молитвой преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

6. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Рай схиархимандрит Иоанн (Маслов)

7. Отечник Проповедника – Знание игумен Марк (Лозинский)

8. Огласительные поучения и завещание – Поучение 57 преподобный Феодор Студит

9. Нравственные поучения – Слово 47. Похвальное о некоторой добропобедной мученице, по имени Потамия, что значит «речная» преподобный Максим Грек

10. Собрание сочинений. Том 3 – Слово в Неделю тридцать третью по Пятидесятнице. архиепископ Амвросий (Ключарев)

Комментарии для сайта Cackle