митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в день Преподобного Сергия

Возмите иго мое на себе (Мф. 11:29).

Сын Божий, в образе раба совершив великий подвиг спасения нашего, доселе, слушатели, призывает человека к подъятию Своего бремени. Но дабы тяжестию не поколебать немощного, Он уверяет в его легкости и сладостности: иго бо мое благо и бремя мое легко есть (Мф. 11:30). Он обещается дать вечный на небесех покой труждающимся на земли под знамением Его: и Аз упокою вы (Мф. 11:28).

Вот, слушатели, праведник, исполнивший волю Сына Божия, и достигший во исполнение Его обетования! Вот подвижник веры и благочестия, носивший на себе иго Христово и вошедший уже в радость Господа своего. Возмите иго мое на себе (Мф. 11:28), сими останками вещает Иисус Христос. Достояние сего праведника назначено быть и вашим достоянием, небесное царство вашим наследием, Бог всяческих вашим стяжанием.

Христиане! вслушаемся прилежнее в призвание великого нашего Подвигоположника, Иисуса Христа, в Его слове, в Его угоднике. Примем с любовию и верою божественные наставления: да узрим очами веры, что бремя Спасителя нашего, возлагаемое на нас, есть стяжание на земли покоя неизменяемаго, на небесах вечнаго.

Друже Божий! от чистейшего и неиссякаемого источника всех благ твоими молитвами да излиется тишина в сердца наши, дабы они беспрепятственно могли ощущать, и разуметь, что бремя Христово составляет покой и славу нашу.

Тот, чья жизнь от пелен до гроба составляет единый великий крест, правдою Своею возложил на Своих последователей бремя креста Своего. Оно, заключаясь в умерщвлении плоти, всегда похотствующей на дух (Гал. 5:17), в отвращении от мира, всюду преследующего, в искушениях, менее или более опасных, в терпении, нередко к отчаянию близком, составляет тяжесть, по-видимому, необъятную. Дабы побеждать те самые склонности, которые получены с рождением, истреблять привычку, которая, может быть, от частого повторения обратилась в природу, противиться примеру и обыкновению, с коим должно иметь всегдашнее обращение, делать добро тем, которые нам злодействуют, любить ненавидящих нас, молиться за гонителей, благословлять кленущих – каких стоит подвигов, трудов!

Правда, если подвиг спасения нашего предоставить собственным силам, без содействия Благодати, то бремя для нас тяжело и невозможно. Но когда Сын Божий усвоил Себе крест наш, то думаете ли вы, что Он оставит нас без помощи под Своим крестом? что сила Всемогущего не совершится в немощах наших?

Чем неослабнее и терпеливее носит человек бремя креста своего, тем менее ощущает его тяжесть, тем более приемлет утешения: якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше (2Кор. 1:5). Если всевластная и всемощная воля Божия подвергает несчастию, лишает здравия и сил, чести и имения, то подвижник веры и добродетели, с совершенною покорностию подвергаясь всем действиям очистительного правосудия, обретает надежду, безопасность и успокоение. Божественная благодать тайною силою ограждает его в явных опасностях, одушевляет в терпении, ободряет в смерти, и в самый гроб сопровождает миром.

Тогда, как плоть совершенно распята на кресте Господнем со страстьми и похотьми своими, что возмутит сладкий покой в душе крестоносца Божия? В мыслях у него Бог, в желании – насладиться Им, в началах действования – Его любить, в цели – угодить Ему. Если с сей высоты духа низводит он взоры на свое внешнее состояние и мнимые блага, которые составляют предмет наших забот: он смотрит на них совсем иначе, нежели малодушные чада мира. Власть, рассуждает он, не для властелина, но для подчиненного. Богатство, кроме необходимо нужного, есть собственность бедных и сирых. Если небо не благоволило мне даровать его, конечно, блюдет меня от искушения. Пышность – более бремя, нежели украшение. Удовольствия чувств по большей части суть залог будущих болезней, или раскаяния. Убожество, несчастия, оскорбления, гонения... не благий ли Бог посылает их? Буди имя Господне благословенно.

Ах, для чего мы не все так думаем? для чего, совершая путь немногих дней наших, обременяем себя суетными трудами? для чего не оставим пространного пути, усеянного цветами, но вводящего в пагубу? О, кресте Христов! сколь ты тягостен для тех, кои не имеют в себе твердой веры, побеждающей мир с его прелестями? О, бремя Спасителя нашего! сколь ты неудобоносимо, когда возлагаешься на рамена, привыкшие носить мягкая? О, путь добродетели, сколь ты стропотен для тех, кои ходят по тебе, еще вспять озираясь!

Крест Христов есть истинная слава христианина. Мне хвалитися да не будет токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6:14). Сия слава несть от мира сего, неизменяемая и вечная в своих началах и продолжении. В началах: поелику основанием своим имеет любовь к Богу и любовь к ближнему. В продолжении: поелику не вмещается в пределах мира сего, но проникает горние своды и обращается в радость Ангелов и в веселие всех, искупленных кровию Агнчею. Тако побеждаяй себя самого, облечется в ризы белы, и не имать имя его изгладитися от книг животных, но исповестся в век пред Отцем небесным и пред Ангелы Его (Откр. 3:5).

Так, подвижник креста Господня, когда ты донесешь крест свой до места, назначенного Иисусом: тогда око Его узрит тебя между множеством сражавшихся с собственным своим сердцем, но не победивших, текших с тобою во едино поприще добродетели, но не достигших меты своей, и призовет к покою вечному, и даст сести с Собою на престоле славы Своей.

Вера поддерживает нас в ношении бремени. Она, облекая нашу слабость и буйство в Божию силу и в Божию премудрость, и подвизая нас к высокой деятельности по намерениям любви Божией, уверяет, что токмо верующие во имя Иисуса Христа могут торжествовать совершенную победу над миром прелюбодейным и грешным: кто побеждаяй мир, токмо веру ли, яко Иисус есть Сын Божий? (1Ин. 5:5) И поелику вера утверждается на твердом и непоколебимом камени, Иисусе Христе, то наказания Его обращает в свои испытания, страдания в заслуги; и там, где посеяны проклятия, она пожинает благословение.

Упование не посрамляет. И Господь, коего существенные обетования духовны и вечны, изрекает также Свои благословения во услышание и поревнование мира. Если Он восхищает Своих возлюбленных, да не злоба изменит разум их, или лесть прельстит душу их (Прем. 4:11), то Он же насаждает в дому Своем, да процветут во дворех Его, умножатся в старости маститей и своей славой и покоем в подвигах возвестят: яко благ Господь Бог всем боящимся Его (Пс. 146:11).

Но можно ли быть столько крепку в вере и уповании, чтобы не пасть когда-либо среди непрестанной брани плоти, мира и духа злобы? Доколе мы на пути, дотоле не совсем безопасны от нападения врагов. Сколь часто предстает нам в обольстительных видах похоть плотская! Горе нам, если попустим ей обольстить себя. Самое кроткое дыхание ее обращается в беса полуденнаго, который пояст все силы, полижет все способности. Не думайте, чтобы это была страсть низких и слабых. Здесь падали и пали великие. Она навела черную тень на светлые добродетели Давида, затмила и помрачила мудрость Соломона. Се дух велик и крепок, разоряяй горы! (3Цар. 19:11) Сколь нередко возгарается в нас огонь честолюбия и гордости! Они представляют нам славу и величие мира, льстят всеобщим уважением и громким именем, невольно увлекают наши взоры на ту позолоту мнимого блаженства, коею блестят любимцы света, и указывают на ту нищету, на то истощание, на тот крест, который предуставлен последователям Иисуса. При сем не умедлит нам явиться наглое и ненасытное сребролюбие. Оно тысячу нужд принесет к нам с собой. С помощию сих буйных духов князь тьмы поднимет нас от земли, мы забудем, что от ней взяты, – вознесет горе – мы дерзнем быть подобны Вышнему, – вознесет с тем, чтоб показать царствия мира, да падше поклонимся ему. Если вера наша будет слаба, бессильна и не тверда: то сии вихри сорвут наши добродетели и нас самих увлекут в море житейское. Они поколебали души высокие, потрясли сердца адамантовы. Слава мира соблазнила Иакова и Иоанна, бесчестие, коим Иудеи венчали Иисуса, заставило Петра изменить Ему. Сребролюбие погубило Иуду. Се дух велик и крепок, сокрушаяй камение (3Цар. 19:11).

Чтож нам делать, христиане? Да будет сердечная молитва нашим оружием к отвращению всех, искушений, слово Божие мечем обоюдоострым, рассекающим сети врагов, менее или более явные, истинное раскаяние – путем обращения к нам Бога щедрот и милостей! Церковь Божия, совершая память Угодников Христовых, уверяет нас, что они в начале были с теми же слабостями и немощами, какие и мы находим в себе самих, но чрез повторение сражений и побед между духом и плотию деятельною молитвою достигли наконец до царства славы.

Христиане! из изъяснения ига Христова уразумели ли вы бремя Сергиево? Не сей ли путь, исполненный великого терпения и сильных искушений довел нашего подвижника к покою вечному? Преподобный Сергие! совершение победы своей ты торжествуешь во Христе. Твоя слава, начавшаяся на земле, продолжается на небесах, и временный покой соединен с вечным. О, почивайте, драгоценные останки, посреди нас во утешение упования нашего. Вы некогда восстанете из гроба сего, и, может быть, часть из предстоящих здесь изведете во сретение Судии, дабы произнести суд над прочими нами в наших слабостях.

Начальниче и Совершителю спасения Сергиева! возложи нам святейшими руками крест Свой на рамена наши, благослови наш подвиг, утверди в подвиге Духом Твоим Святым. Аминь.



Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах. / С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых. / Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с.

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи. Том I – Слово в неделю двадцать четвертую митрополит Никанор (Клементьевский)

2. The City of God – The City of God (Book IX) блаженный Аврелий Августин

3. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в Словах святаго Исаака Сирина – Мартиниан преподобный Исаак Сирин Ниневийский

4. Луч Света. Учение в защиту Православной веры, в обличение атеизма и в опровержение доктрин неверия – Б. Н. Компанейский († 1965 г.) Критика маркизма-ленинизма. архимандрит Пантелеимон (Нижник)

5. Блаженный Диадох, епископ Фотики древнего Эпира, и его творения – Указатели профессор Константин Дмитриевич Попов

6. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 148. Содержание 3-го и 4-го слова о богословии. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

7. The Stromata – BOOK III пресвитер Климент Александрийский

8. Охридский пролог – 1. Святые мученик Хрисанф, мученица Дария, и другие мученики с ними святитель Николай Сербский

9. Из Румелии – Гречанн, 4 июня 1865. Ночь. архимандрит Антонин (Капустин)

10. Собрание сочинений. Том 3 – Слово произнесенное 21 ноября 1892 года по освящении храма в Харьковском Реальном училище, сооруженного в память события 17-го октября 1888... архиепископ Амвросий (Ключарев)

Комментарии для сайта Cackle