святитель Николай Сербский

Последние записи

(Из рукописного наследия Святителя Николая)

Богач и Лазарь

Богач представляет евреев. Они богаты, поскольку несут Слово Божие, Закон, Откровение; порфира и виссон – истина и справедливость.

Лазарь представляет язычников, нищих; раны – ложные учения; голод – отсутствие истины; псы – демоны.

Камни обычные и драгоценные

Обычные камни обозначают телесный мир, драгоценные – мир духовный, Небесный.

В Библии говорится, что горний Иерусалим из драгоценных камней. Обычные камни не упоминаются в связи с тем миром. Драгоценные камни обозначают мир истины и любви; тот мир проникает в этот в редких случаях.

***

• Вот мое воспоминание: каждый, кто принимает Причастие, должен вспоминать, что Христос отдал Свои Тело и Кровь за нас, что он был распят, что умер и воскрес, что Бог Своего Единственного Агнца отдал на заклание, чтобы мы жили. Мы с гордостью вспоминаем людей, погибших за родину, а также благодетелей, которые отдали свое золото и серебро, чтобы накормить народ. Так тем более должны вспоминать Христа, Агнца Божьего. Любовь и Истина.

В Причастии содержится все, что есть лучшего на Небе и на земле. Божья Любовь. Божья Истина. И Сам Бог.

• Господь присутствует в хлебе и вине как Человек и как Бог.

Как Человек – сие есть Тело мое. Как Бог – хлеб с небес (Ин.6:51). И Слово было Телом (Ин.1).

Я и Отец едино.

Весь Господь в Причастии, по-человечески и по Божеству.

В Причастии заключается искупление. Кто причащается достойно – избавляется от ада, отделяется от дьявола и соединяется с Господом.

• Кто причащается достойно, с тем Господь изнутри и извне.

А кто причащается недостойно, с тем Господь лишь извне. Извне Господь и с животными. Как хозяин, который посещает хлев, но не живет в нем. Поправляет его извне, наводит порядок, но живет все же в своем доме.

• Пока человек жив, Господь с ним, и предлагает ему войти. Вот стою у дверей и стучусь (Откр.3:20).

Крещение и введение во храм.

Причащение – введение в небо.

Двое врат в жизнь вечную.

• Дьявол вошел в Иуду после причащения. И после ceгo… вошел в него сатана (Ин.13:27). Так это, когда причащаются недостойно.

• Любовь и Истина (либо милосердие и вера) вместе – как тепло и свет.

• Кто идет на трапезу царскую, должен быть чист, одет и украшен.

Кого зовут на свадьбу, как не родственников?

• Совместные обеды у людей всегда устраивались для того, чтобы укрепить дружбу или договориться о совместных делах. Тем более это относится к трапезам духовным.

Евреи вместе принимали пищу перед храмом. И мясо, которое они ели, называлось священным (Иерем.11:15; Aгг.2:12).

• Причастие – печать сыновства. Без печати многое утрачивает значимость даже в обычных делах.

Рассказ о ругательствах

«Да святится имя Твое!» Это первое моление из молитвы «Отче наш» сербы попирают, сквернословя. Пример: Бедняк пришел к богатому хозяину просить хлеба. И обругал его, ужасно сквернословя. А после этого просил хлеба!

Так делают сербы по отношению к Богу. Даже если бы они больше ни в чем не грешили – достаточно того, что в сквернословии поминали имя Божье.

• Бог любит простодушных. В одном начале он избрал землепашца Ноя. В другом начале – пастуха Авраама, и в третьем – пастуха овец Моисея. В четвертом начале (в начале царства) Он избрал первыми царями пастухов: Саула и Давида. Так же и с судьями, и с апостолами.

И так через малые народы Бог начинал все великое, всемирное, спасительное.

• Козленок в яме. Злые люди столкнули козленка в яму.

Упал козленок в яму. Что он делает? Прыгает и топчется по яме, пока не устанет. А затем начинает блеять-кричать. Блеет он, зовет на помощь кого-то вне ямы.

В несчастьях наших и мы ведем себя так, как тот козленок в яме. Стены, которые возвели враги наши вокруг нас, высоки. Что мы можем сделать? Вопиять к Тому, Кто на Небесах, Кто освободил Иосифа из ямы, чтобы нас тоже освободил.

• Сербы – индивидуальное мученичество и коллективное мученичество. Сербскому народу свойственно и одно, и другое, особенно – мученичество коллективное. Это ведь святой Савва молил Бога о том, чтобы весь сербский народ вошел через мученичество в Царство Небесное (Греки – логика, русские – лирика, сербы – эпика). Драма Христова повторяется много раз на сербах: Распятие – Воскресение.

• Если голова больна, ее надо лечить, а не рубить. Голова – «интеллигенция». А сердце – народ.

• Национальное сознание, сложившееся, утвердившееся и сформулировавшееся на основании христианской веры, коллективная история опыта и обычаев – это не желатин, который можно переливать в разные сосуды, чтобы от сосудов этих он получал облик, то один, то другой.

• Русские люди – еще до монгольского ига – называли себя крестьянами, а не православными. Значит, крещеными, крест носящими, в отличие от некрещеных, язычников и от латинян. И у сербов: кршчани. Некрещеный – нечистый, поганый.

• Народ русский хотел Святой Руси. Петр Великий – Великой Руси.

• Святосаввие – вершина христианско-национальной идеологии, вершина священного искусства, вершина этики, выраженной словом «святость». После святосаввской эпохи – подражание. А в Сербии последнего времени, в XIX веке – предательство идеалов, смешение с чужим, замена своего чужим, туман. В конце концов – замена имени и «брат мил, какой бы веры ни был».

• «Искусство ради искусства», а не ради пользы и практических целей. Обман: говорящие это заботятся о деньгах, продают произведения своего искусства за деньги.

Так что: на языке у них «искусство ради искусства», а в душе «искусство ради прибыли». Более всего этой лживой фразой пользуются те, чьи произведения искусства наносят вред вере и нравственности.

• Монахи. Вот тебе сын! – сказал Господь Своей Матери об Иоанне девственнике. Иоанн усыновлен. Чтобы сыном быд Богородице вместо Иисуса. И Она девственна, и Иоанн девственен, и все монахи и монахини девственные усыновляются и удочеряются Пресвятой Богородицей. Для Нее все они сыновья и дочери вместо Христа (или как Он). Велика честь! Но велика и обязанность – быть для Нее сыном, как Иисус Христос.

• Монахи становятся дважды усыновленными. Во-первых, они сыны Божьи как христиане (усыновление), а как монахи еще и сыны Богородицы – усыновлены Ею как св. Иоанн.

• Когда Адам скрылся от Бога в природу, он стал природником . и природа стала для него дорогим (нелегким) учителем и плохим защитником. Человек получает от природы все с трудом, а от Бога все нетрудно. С трудом достигается богатство, с трудом приобретаются знания. Да все эти знания ненадежные. А знания о Боге, о грехе, о добродетелях, о Небесах, о спасении – нетрудно получить даже самым простым людям, так же, как и самым образованным. Первым даже легче, поскольку они не запутаны в сетях мелких природных знаний. Кто желает получить все блага от земли, тому трудно, так как Бог ему не помогает. А кто желает вечных Небесных благ, тому Бог быстро помогает. И рыбак становится мудрецом легко, совсем легко. И Христос легко совершал наибольшие чудеса. Так же Он помогает и святому человеку, чтобы тот совершал все легко.

• Христос помог человеку возноситься в рай, но не запретил падать в ад.

• Информация:

Государство отделено от Церкви,

Искусство отделено от Церкви,

Просвещение и воспитание отделены от Церкви – нет веры ни в Бога, ни в человека (Бога заменили природой, а человека – обезьяной).

• Несмотря на то, что христиане в мире едва ли не первые по численности и государства их самые могущественные, они чувствуют себя ОСТАВЛЕННЫМИ, видят христианство лишь в прошлом, а в будущее смотрят с отчаянием. Христианству грозит потоп как извне, так и изнутри (из-за отпавших христиан).

• Мозг иссушает, сердце дает влагу. Когда они разделены (в действии), тогда мозг – пустыня без оазиса, а сердце – море без островов.

• О сербах: быки, доведенные до бешенства слепнями. Я скот пас и знаю, что это такое: они, забыв o голоде, просто в ярость впадают – ломают ярма, разбрасывают стога, носятся по колючим кустарникам… То же, да еще и хуже, с людьми в раздорах.

В проповеди

• Для образованных:

Вы изучаете законы и законодательства древние (римские, египетские, эллинские), хотя при этих законах государства не устояли. А Христов Закон и спустя 2000 лет остается в силе.

Вы изучаете древнюю медицину, хотя она отвергнута. А лечение верой во Христа действенно и теперь по всему миру.

Вы изучаете философии – где же они? На бумаге в библиотеках. А мудрость Христова жива в живущих, она ведет корабли с путешествующими по волнам в любые бури.

• Народное (Миё слышал от болгарки):

«Дай нам, Боже, хорошего попа и урожайный год».

• Книга Иова праведного учит нас: праведнику Бог дает, но и забирает (испытывая веру его, как и Авраама – сына в жертву). Иов осознает, что боль его – от Бога, и Богу жалуется, стенает, пытается свести счеты. Друзья Иова, как фарисеи, считают себя праведными перед Богом. Они самодовольны, осуждают Иова как грешника и учат его покаянию. В конце концов Бог оправдывает Иова и делает его учителем гордых «друзей».

• Дух Христианства непримирим по отношению к духу мирскому.

• Монашество в наше время – настоящее юродство, наибольшее противопоставление современному миру.

«Борьба за существование» – кричит мир.

«Борьба за Бога и душу» – девиз монахов.

«Подчиняться только по необходимости и по закону» – мир.

«Подчиняться каждому брату из любви» – монах.

Нервозность, суета, хищничество – мир. Тишина, покой – монашество.

Соперничество в том, чтобы первенствовать – мир.

Самое утонченное равенство и стремление лично быть позади – монашество (мои «братья») – в равенстве.

• Истина определяется не большинством и не меньшинством, а Богом.

• Камнем или хлебом:

На волнах житейского моря если кто бросит в тебя камень, ты брось ему – хлеб. Камень сам по себе утонет, пойдет на дно моря, а хлеб будет плавать. Ты не только стерпи, но и подай ему хлеб. И он почувствует боль от хлеба твоего не меньшую, чем ты от его камня.

• Христиане напуганы: отступают, принимают антихристианские тезисы о Едином Мире, объединении вероисповеданий, снижении рождаемости… о сотрудничестве со всеми. «Не бойся, малое стадо!»

• Globalists, Globalism, Ona-worlders – в чем отличие от коммунистов?

• Кант в письме о Великом мире:

все люди равноправны, все страны в одном универсальном государстве. Управление позитивными и нравственными законами. Все – республики. Без властителей. Войны устранены. Несмотря на готовность войск (Как будто Христос и не существовал никогда!).

Для проповедей

• Тупик. Человечество оказалось в тупике. Чем больше благотворительности (charity), тем больше злобы. Чем больше слов о мире, тем больше производится орудий войны. Чем идеальнее программа, тем безобразнее реальность. Чем больше напряжения у врачей, тем больше результатов у болезни.

• Борьба. Христос и сатана борются за людей. Христос привлекает к Себе любовью, а сатана затягивает насилием. Христос – светом, сатана – мраком и т. д. Конец приближается.

• Бог не делает ничего такого, что предварительно не открыл рабам своим (Амос.3:7).

Петр: «Как видите Его, что пошел, так Он и придет» (Деян.1:11).

Иосиф Флавий о Храме: листами золота и мрамором покрыт, так что издали выглядел «словно гора, покрытая снегом». А блеск золота на солнце слепил глаза.

• Лжехристианство:

берегитесь, чтобы вас не обманули: демократия, гуманизм, масонство и т. д.

• Голод:

В 1922‑23 годах в России от голода умерло 7 миллионов человек.

В Китае – 15.

И сотни миллионов после Второй мировой войны.

• Во время войны каяться за грехи мирного времени, а во время мира – за грехи времени военного. Да, и война, и мир требуют безусловного раскаяния. Но сербы, как правило, винят других в том, что потерян мир и проиграна война. Причем каждый хвастается тем, что он не виноват, что он «предлагал», «предвидел», «предупреждал» и т. д.

• Нарушенную этику можно восстановить лишь этикой тоже, а никак не акробатикой, хитростями. Оскорбление, нанесенное тому или иному человеку, исправляется не каким-либо самооправданием, а извинением оскорбленному. Бог ждет от грешника покаяния. Оправдание себя лишь увеличивает учиненный грех и ответственность.

• Мы не можем успешно воевать без помощи Божьей. Точно так же и мирную жизнь не можем устроить без помощи Божьей. Поэтому нужна молитва в мирных условиях так же, как и в военных. Братство между людьми и между народами можно утвердить только при обращении к Отцу Небесному.

• Даже у самых набожных людей на Западе мало доверия к Богу. Они больше надеются на себя, на достижения науки, на умения, на лекарства. Поэтому на Западе редко молятся о дожде, о выздоровлении больного. Настоящие сербы – наоборот.

• Причастие. Один серб признавался: каждый год торжественно славу славлю (т. е прославляю своего небесного покровителя. – Примеч. переводчика), но уже шесть лет не причащался. А что значит славу славить, если к Властителю относишься с пренебрежением? Что проку от дела меньшего, коль оставляется большее? Не святые Николай или Иоанн отдали себя на смерть за нас, а Христос.

• Когда труднее – на войне или в мире? Мы молимся Богу о мире – «мире всего мира». но о мире «вышнем», т. е. Небесном, божественном. Утвердить мир в стране отнюдь не легче, нежели остановить войну. На войне люди сражаются против людей, а в мирных условиях сражаются (должны бы сражаться) против самих себя (против страстей, грехов и демонов). Все наши враги внутри нас, пока мы не освободимся от них.

• Участник войны 1912 года рассказывал о том, как командира его полка навестила жена. Тогда группа солдат (крестьян) вышла из строя и заявила командиру: «Не смейте сделать так, что ваша жена будет ночевать в одной палатке с вами – это может быть во зло всему полку». Война свята.

• Бог, человек, Церковь – великое тройство. Каков Бог, таков будет и человек; каков человек, такова и Церковь (соответственно, общество). Бог – не человек, однако Он – прообраз человека ипостасированного в трех лицах, нераздельных и неслиянных. У сербов: набожность, душевность, родство (но и разборчивость). Бог, человек, Церковь – родство с Богом и с людьми.

• Брось камень в воду – круги пойдут до берегов озера. Воздух еще более чувствителен и подвижен. А что же говорить тогда о духе человеческом и мире духовном. Во время войны – взбудоражен мир духовный. Причем имеются там волнение и позитивное, и негативное (сознательное возбуждение), в соответствии с причинами (добродетель и порок).

• Есть люди, которые по-еврейски мыслят, не будучи евреями; есть и такие, которые по-масонски мыслят, не будучи масонами; есть и такие, которые по-язычески мыслят, не будучи язычниками. Но есть и такие, что, будучи христианами, не по-христиански мыслят; есть и такие, что, будучи сербами, не по-сербски мыслят, и т. д.

• Почему гибнут невиновные?

Бог – жнец. Кто сеет, тот и жнет. Кто сажает, тот и убирает. Божьим жнецом является ангел смерти. Вы бы хотели, чтобы сжинал Бог лишь куколь? Или все-таки пшеницу тоже? Поэтому Бог забирает и детей, и праведников. Не жалейте вы тех, кого Бог не жалеет. Не притворяйтесь более милостивыми, чем Бог.

• Негры устроили свою жизнь лучше, нежели современные европейцы. Почитание предков является основной догмой их устроения. Женщина – не раб, а товарищ. Скот не доится (как и в Китае). А режут его только для похорон или посмертных торжеств. («Эксплуатация природы» и мясоядение составляет основу европейской культуры, вместе с пренебрежением к предкам). Так в Камеруне и в Конго. Старейшина села там ведет себя не как тиран, а как отец, и все подчиняются ему до конца его дней, собственно – до тех пор, пока он этого хочет.

А куда пришла европейская культура, туда принесла нестроения, беспокойства и беды. Позор нам перед неграми! (Alfгed Weidholz, австриец из Вены, в Шенбруне с симпатией пишет о неграх. Он прожил годы среди них, и утверждает, что именно в этой среде провел «самые счастливые и самые прекрасные годы своей жизни»).

Черепа своих предков негры хранят в урнах либо под деревьями (женские черепа красят красным). Над черепами своих предков они дают клятвы(…), что никогда их не забудут, и просят, чтобы их тоже никогда не забыли.

Неразличение цветов. Страстные люди нашего времени совершенно не различают политических и идеологических нюансов. Обо всех своих противниках говорят, что это коммунисты, а коммунисты о своих противниках говорят, что они фашисты (Притча о человеке в черной и человеке в красной одежде). А где же нюансы, где остальные цвета? Скажем: христианские националисты… Где они?

• Сербы всегда были за христианский национализм. За христианский – чтобы стать святым народом, за национализм – чтобы остаться народом.

• Не беда, если все забуду, но буду помнить три вещи: о милости Божьей в моей жизни, о благодеяниях людей и о своих грехах.

• Сербия – передовой дозор Индо-Руси.

• Мы постоянно говорим о душевных свойствах. О теле мало задумываемся. Поэтому в молитве такая последовательность: спаси душу мою» либо «исцели душу мою», или «спаси души наши» и т. д. А тело имеется в виду вместе с душой, как одежда вместе с телом. Подобно как в том случае, когда говорится: «пусть заходит этот человек», то речь идет не об одежде его, хотя человек заходит в своей одежде. Соответственно, когда говорится: «спаси души наши», то тело подразумевается как второстепенное (конечно, тело преображенное).

• Исповедовать свои грехи, а не чужие. В наше время все исповедуют чужие грехи, ругая и критикуя, тогда как свои грехи замалчивают либо оправдывают. А таким образом отделяются от учения Христова и от Церкви, поскольку других очерняя, себя не обеляют, а очерняют тем паче. Себе вредят более всего.

• Не хватает хлеба! Пока люди молили Бога о хлебе, имели его в достатке. Когда же начали отнимать хлеб у Бога, у земли и у своих ближних, стали голодать. Преломлять хлеб – значит делиться им с теми, кто его не имеет. Благословление и моление. У сербов: первые колосья – Церкви, Богу, на колач славски (пирог праздничный, когда прославляется святой покровитель рода. – Примеч. переводчика), а остальное для нас. В светском государстве – все для меня, а если нужно тебе, то ты зарабатывай и добывай. История мира не знала светских государств до западной цивилизации.

• Парадоксы. Коммунисты подняли знамя борьбы против капиталистов, но создали государство как гигантского капиталиста, против которого никто не смеет говорить, а тем более протестовать. Немцы, опять, объявили войну евреям, но, изгнав евреев, изгнали также Христа и оказались в одном лагере с евреями, против Христа. Наконец, демократия, выступая за свободу и равенство, создала картели богачей и тайные ложи господ, которые навязывают свою волю народу, управляют и народом, и государством (Масонство – это картель господ, подобный картелю торговцев). Братство людей и народов во имя Христа может излечить эти три болезни. Однако демократия лучше всего (по сравнению с нацизмом и коммунизмом – например В.Д.).

• Все критикуют людей, и никто не плачет по людям. А Господь Иисус заплакал над Иерусалимом (Лк.19:41).

• Выкидыши детей подобны «вомиториуму» римлян-гурманов. Они переедали и изрыгали, чтобы могли снова есть. Так и блудница выбрасывает из себя детей, чтобы могла блудодействовать снова.

Поэтому Всевидящий карал одних и других тяжелыми болезнями.

• Людей сжигают, а собак хоронят. В Париже – собачье кладбище и крематорий. Собаки для них значительнее людей! Сохраняются тела собак, а в пепел превращаются тела человеческие!

• Дочь Черчилля вышла замуж (недавно!) за актера. А теперь вот расходится, разводится (1945). Замуж она выходила против воли отца. И для англичанина все это – a matter of course! Он хочет управлять империей, а не может управлять своей семьей.

• Власть большинства. Какая ложь и какое насилие кроется в этом устроении!

Всюду власть держат меньшинства – либо открытой тиранией, либо с помощью денег или искусства организованной лжи. И евреи, как меньшинство, над миром!

• Может ли происходить воскресение мертвых? Оно ежедневно происходит в нас самих: мы порежем зелень или зарежем животное – и они мертвы, и тогда мы их варим либо жарим, т. е. два раза умерщвляем, а после этого едим; и та смерть становится жизнью в нас, в живых клетках нашей крови и нашего тела (Воскресение: «Пока семя не истлеет, не дает плода…»).

• Ни одна современная система не выделяет (и не поднимает) личность как личность, а поднимает лишь как орудие или материал. Производственное понимание воспитания человека! Человека воспитывают не как саму по себе высшую цель воспитания, а так, будто производят игрушки или пули. Всего лишь как физическую реалию и единицу численности. Людей уже не меряют, а только лишь подсчитывают-нумеруют, подобно улицам в американских городах.

• Церковь у сербского народа – единственное государство, которое никогда не прекращало своего существования. Жупанства, княжества, королевства, царства, деспотства и воеводства появлялись и пропадали, государство распадалось, а вот Церковь оставалась и стоит по сей день. Это вечное государство народное! Сколь велико это чудо Божье! Ограда вокруг имения возводилась и разрушалась, имущество разграбливалось, но дом с жильцами посреди имения стоял и стоит до сих пор. Ограда и имение – государство, дом – Церковь.

• После каждого излишнего телесного наслаждения душа печалится. Это ежедневно появляющееся доказательство, что душе нужно свое наслаждение, не телесное. После пиршества душа чувствует себя вялой, отягченной. «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими».

Ин.21: Закиньте сеть на правую сторону… и поймаете, – сказал Господь.

А до этого всю ночь ловили и ничего не поймали (закидывая сеть с левой стороны).

«Левые» наших дней!

• Опасна склонность интеллигенции православных народов к левизне. Почему так? Веками жизнь шла «по-правому», а вот ей захотелось переменить все в «левую» крайность, чтобы осчастливить народы. Пожалуй, в этом причина. А может, и в этом: после рабства и самодержавия (абсолютизма) думали, что найдут счастье в идеях и практических делах Запада. Искомого счастья земного, конечно же, здесь не обрели. Поэтому попытались повернуть колесо в обратную сторону, т. е. из крайности в крайность, из левизны западной к ультралевому славянству.

• Вместо Бога – государство, вместо человека – машина, вместо народа – масса.

• Россия и Сербия

Нынешняя Россия, проникнутая отрицанием Бога и окутанная мраком, не способна сказать «новое слово» Достоевского. До тех пор, пока не будет озарена светом Христовым изнутри и не облачится в брачную одежду (сейчас она в блудной одежде). Поэтому сначала малая Сербия – сокол, – возвестит новое слово, играя на свирели, а будущая Россия – медведь – это же слово проурчит, пробарабанит. Сокол и медведь, свирель и барабан. В древности тоже сначала Сербия приняла христианство, а затем Русь. И сербы помогали Руси укрепиться: кормчие, митрополиты, монахи, живописцы, художники, чиновники, дипломаты, военачальники, а также военная сила Черногории и Сербии.

Все это помогало Руси укрепиться. Искра прилетит не из России. Она – большой факел, который загорится от искры издалека.

• Никто быстрее белградской интеллигенции не принялся отвергать прошлое и отдаваться язычеству западному. Поэтому трава начала расти на улицах опустевшего Белграда. Вот вам один из примеров: наверху Авалы когда-то была крепость с церковью. Когда турки захватили Белград, то крепость поправили, церковь разрушили, а мечеть построили. И когда сербы освободились от турок, по здравому историческому разуму следовало крепость поправить и церковь отстроить. А что произошло? И крепость, и церковь отцов наших стерты с лица земли, а вместо них сооружен храм языческий, безо всякого знака христианского и даже без полумесяца, без алтаря и креста – обычный фараонский храм, только без божества. И чтобы народ сербский как можно больше разжалобить, этот языческий храм назван мемориалом Неизвестному Герою сербскому войн 1912–1918 годов! Бедный сербский Неизвестный Герой, никто тебе не позавидует! Твоим соотечественникам более по душе деревянный крест над головой, чем это чудовище, поставленное на твоих костях! Ротозеи приходят туда поглазеть, пьяницы забредают, чтобы выпить, а народ туда не идет. Разве что иностранцы приезжают ради насыщения глаз и чрева. Однако нет поклонения, нет торжественности, нет богослужения, Литургии Христовой, и даже каждения! Ах-ах! Таков символический памятник сербству в Югославии!

• Для Дарвина люди – орангутанги, одетые во фраки; для Маркса они – насекомые, только с желудками; для Ницше – призраки. Христос удалился и ждет, пока Европа пройдет через эту порку тремя бичами человечества и, покаявшись перед Ним, оборванная, изголодавшаяся, окровавленная, вернется, как блудный сын.

Дарвин объявил людей орангутангами; Маркс малым орангутангам дал право жестоко уничтожать больших; а Ницше большим орангутангам –сверхчеловекам – дал право топтать малых. Такова доминирующая история научно-философской Европы последних ста лет. Христос отвергнут всеми тремя, и Он удалился. Европа в XIX веке, упав на Христа, разбилась (и не образумилась); а сейчас Христос упал на Европу и растирает ее в порошок.

• Огонь огнем не гасится. И безбожие безбожием. Если вы сражаетесь против безбожников, то не смеете быть безбожниками, а должны быть набожными. Так сможете погасить огонь безбожничества. Если вы против антихриста сражаетесь, то не смеете носить антихриста в себе. Антихрист не может победить антихриста, как и огонь не гасит огонь; только Христос может победить антихриста.

Если вы против нечистоты сражаетесь, то должны быть чистыми. Ведь не может грязная вода отмыть дом от грязи; она лишь увеличивает грязь.

Если вы против безнравственности сражаетесь, то должны быть нравственными; если против бесчестности – должны быть честными.

Только так можете получить от Бога помощь для победы.



Источник: Духовные наставления и притчи святителя Николая Сербского / пер. Чарота И.А. М.: «Издательство Дмитрия Харченко». Минск, 2014 г. С.162. ISBN: 978–985–545–112–0

Вам может быть интересно:

1. Духовные наставления и притчи святитель Николай Сербский

2. 40 Дней с Воскресшим протопресвитер Михаил Помазанский

3. Царство благодати, или Собрание истин и примеров из жития святых, по Четьи-Минеи: в помощь проповедникам слова Божия и для назидательного чтения православ. христианам протоиерей Василий Бандаков

4. Краткий очерк церковного права Михаил Егорович Красножен

5. Пастырские наставления. Духовное наследие архипастыря храма Христа Спасителя во Франции епископ Мефодий (Кульман)

6. История княжества Псковского. Том I митрополит Евгений (Болховитинов)

7. Стоглавный Собор епископ Иоанн (Соколов)

8. О служебных Минеях Афанасий Иванович Пападопуло-Керамевс

9. Тысяча двести вопросов сельских прихожан о разных душеполезных предметах с ответами на оные. Часть 2 иеромонах Евстратий (Голованский)

10. Ноты-буквы. Книга 2 Порфирий Петрович Мироносицкий

Комментарии для сайта Cackle