святитель Николай Сербский

Успение Богородицы

После свершения всех тайн нашего спасения и вознесения Господа Иисуса Христа на небо, Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Богородица, Ходатаица нашего спасения, прожила еще немало земных лет, и распространение славы Ее Сына и Бога неизменно радовало Ее.

Приближалось Ее Пречестное и Преблаженное Успение, исполнив Свои земные дни, Она желала оставить тело и идти к Господу. Ее непрестанно, ежеминутно охватывало Божественное стремление видеть Сладчайшего Своего Сына, по Которому Она так тосковала, видеть, как Он сидит одесную Отца на небесах. В Ней горела любовь к Нему, сильнее любви Серафимов, и Она проливала из Своих Пресвятых очей обильные потоки слез, горячо молясь ко Господу, чтобы Он взял Ее из этой юдоли плача к Себе в бесконечную горнюю радость.

Находясь в доме святого Иоанна, на горе Сион, Она часто восходила на гору Елеонскую, откуда вознесся на небеса Сын Ее Христос Бог, и усердно молилась. Однажды, когда Она тепло молилась о Своей разлуке с телом и скором пути к Христу, явился Архангел Гавриил, который с детства служил Ей, приносил пищу в Святая Святых, возвестил Благую весть о Боговоплощении и хранил Ее во вся дни живота. С сияющим ликом Он принес Ей радостотворные слова Господа и известил Ее, что совсем скоро, через три дня, Она предстанет перед лицом Божиим. Объявляя Пречистой Деве Ее смертный час, Архангел сказал Ей, чтобы Она не страшилась его, но приняла весть с радостью, ибо Она перейдет в бессмертную жизнь, чтобы вечно жить вместе с бессмертным Царем славы. «Ждет, – сказал он, – Сын Твой и Бог наш, с Ангелами и Архангелами, с Херувимами и Серафимами, со всеми Силами Небесными, с душами праведными, чтобы принять Тебя, Матерь Свою, в горнее Царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним в бесконечные веки». В знак Ее победы над смертью, в знак того, что не одолеет Ее телесная смерть, что Она лишь на краткое время уснет смертным сном, но вскоре пробудится и стряхнет, словно дрему с очей своих, мертвенность и узрит бессмертную жизнь и славу в сиянии лица Божия, к Которому приидет с ликованием, восклицая радостно, – в знак этого благовестник дал Ей райскую пальмовую веточку, сияющую благодатным сиянием, чтобы Она держала ее на одре, когда Ее Пречистое и Пречестное тело будут провожать к месту погребения.

О, какой великой и неизреченной радостью исполнилось сердце Преблагословенной Девы! Что может быть радостнее и слаще, чем жить на небесах с Сыном и Богом и вечно наслаждаться, взирая на Его любезное лицо. Поклонившись до земли, премного возблагодарила Она Своего Творца, говоря: «Я не была достойна, Владыко, принять Тебя в утробу Мою, но Ты помиловал Меня, рабу Твою. И Я сберегла доверенное Тобой благо. Ради этого, молюсь Тебе, Царю Славы, да не коснется Меня власть адова. Если небеса и Ангелы трепещут перед Тобою день и ночь, то кольми же человек из праха созданный, обнаженный всякого блага, кроме того, что по Твоей милости принимает. Ты еси Господь Бог благословенный вовеки».

Пречистая Владычица до Своего преставления хотела видеть святых апостолов, разошедшихся по всему миру. Она молилась Господу, да не увидит Она при исходе Своей души князя тьмы и слуг его, но да Сын Ее и Бог Сам со святыми Ангелами приидет и примет душу Ее в Свои святые длани, как Он и обещал Ей. Когда Владычица наша творила молитву и благодарение на Елеонской горе, преклоняя к земле Свои честные колена, случилось чудесное знамение: бессловесное масличное древо, как будто имело душу, преклоняло ветви свои и кланялось вместе с Ней, раболепно служа Ей и являя свое поклонение. И столько же раз, сколько Она склонялась к земле и поднималась с поклона, столько же и деревце склонялось и кланялось, выпрямлялось и поднималось.

Когда Пречистая Дева после молитв вернулась в дом, Ее святой лик, постоянно сияющий благодатью, просветился большей славой, чем лицо Моисея, когда на Синае он говорил с Богом. И Пречистая начала готовиться к исходу Своей души. Первым Она известила об этом свое усыновленное чадо – Иоанна, и показала ему принесенную Ангелом веточку, завещав ему нести веточку перед Ее гробом. Затем Она сказала о Своем скором уходе и другим, служащим Ей в доме, велела украсить дом и одр, освятить вещи, подготовить достаточно свечей, зажечь их и подготовить все, что необходимо для погребения.

Иоанн сразу же послал за святым Иаковом, братом Господним, первым архиереем Иерусалимским, и за всеми близкими с известием, что приблизилось Успение Богоматери, даже сообщая точный день. Святой Иаков послал ко всем верным, не только Иерусалима, но и ближайших городов и селений. И прибыли с Иаковом все сродники во множестве, обоих полов и отовсюду. И Пречистая Владычица открыла всем, что сказал Ей Ангел о Ее переселении на небеса и, чтобы убедить их в сказанном, показала им пальмовую веточку, которую дал Ей святой Архангел Гавриил, веточку, принесенную из Рая, сияющую небесной славой, словно луч.

Все, кто собрался вокруг Пречистой Богородицы и услышал из Ее Пречистых уст о Ее кончине, заплакали, и дом наполнился слезными воплями и рыданиями, и все просили Премилостивую Владычицу, как Матерь всех, чтобы Она не оставляла их сиротами. Она же говорила им, чтобы они не плакали, а радовались Ее исходу, тому, что Она будет ближе к Престолу Божию и лицом к лицу узрит Сына Своего, и будет говорить с Ним, и Ей будет легче молиться за всех и умилостивлять Его благостыню. Говорила плачущим, что Она не оставит их сиротами после Своего преставления, но будет посещать их и весь мир, призирать на страдающих и помогать им. Такие утешительные слова говорила Она тем, кто стоял и плакал вокруг, утоляя печаль их сердец и осушая слезные рыдания. Две Свои ризы Она завещала отдать двум бедным вдовам, с усердной любовью служившим Ей, которых Она кормила. Также завещала похоронить Свое Пречистое тело в Гефсиманском саду, при горе Елеонской, близ Иерусалима, там, где находились могилы Ее святых и праведных родителей Иоакима и Анны и святого праведного Иосифа, Ее обручника.

В то время, когда Она благословляла и завещала, внезапно раздался раскат грома и множество облаков окружили дом. Святые Ангелы, по Божьему велению, восхитили святых апостолов со всех концов земли и в миг перенесли их на облаках в Иерусалим, на Сион, и поставили их пред вратами дома Пресвятой Богородицы. Увидев друг друга, они радовались и удивлялись, спрашивая, по какой причине Господь собрал их вместе. К ним навстречу вышел Иоанн Богослов и со слезами радости целовал их, говоря, что приблизилось время ухода с земли Пресвятой Богородицы. И поняли апостолы, ради чего собрал их Господь со всех краев земли: ради того, чтобы они присутствовали при блаженной кончине Его Пречистой Матери и достойно похоронили Ее Пресветлое тело. Души их исполнились великой скорбью от мысли о разлуке с Ней. Войдя в дом, они увидели Богородицу, сидящую на одре, исполненную духовным весельем, и целовали Ее, говоря: «Благословенна Ты от Господа, Сотворшего небо и землю». Она спросила их: «Как вы попали сюда?» – и они рассказали, что все они Духом силы Божией, из краев, где проповедовали Евангелие, были восхищены и несомые облаком прибыли сюда. Пречистая Дева прославила Господа, что услышал Он молитву и исполнил желание Ее сердца, а желала Она при Своей кончине видеть святых апостолов. «Господь привел вас сюда, чтобы утешить Мою душу, которая разлучится с телом, ибо настало время отдать долг смертному естеству, приблизилось уже Мое время, которое определил мне Создатель», – сказала Она апостолам. А они скорбно отвечали: «Тебе, Владычице, на этом свете, как Самому нашему Владыке и Учителю подражали мы с умилением. Как ныне нам вынести скорбь и печаль, расставаясь с Тобой на земле, но по воле Рожденного Тобой Христа Бога переходишь Ты в другой мир, и мы радуемся Божией заботе о Тебе и скорбим о своем сиротстве, ибо больше не увидим Тебя здесь, Матерь и Утешительницу нашу». А Она отвечала им: «Не плачьте, други и ученики Христовы, не умаляйте Мою радость своей скорбью, но радуйтесь со Мной, ибо ухожу к Сыну и Богу Моему. А вы перенесите Мое тело, которое Я приготовлю на одре, в Гефсиманию и предайте его обычному погребению и снова возвращайтесь к службе проповеди Слова. А Меня, если изволит Господь, увидите и после ухода Моего».

Пока Богородица разговаривала со святыми апостолами, приспел апостол Павел, сосуд избранный, подойдя к Богородице, поклонился ей и ублажил Ее похвалами: «Радуйся, Мати живота! Если бы не насладился я лицезрением Христа Бога моего, пока пребывал Он на земле, видя Тебя, Его бы видел». Были со святым Павлом и его спутники Дионисий Ареопагит, Тимофей и другие из числа 70 апостолов. Всех собрал Дух Святой, чтобы сподобить благословения Преблагословенной Девы Марии и достойно подготовить погребение Матери Божией. Она же каждого по имени призывала к Себе и благословляла, утверждая их веру, укрепляя в труде проповеди учения Христа, желая вечного блаженства, и молилась Господу о сохранении в мире мирной жизни.

Пока Богородица разговаривала со святыми апостолами, приблизился благословенный час, третий час дня, когда должно было свершиться успению Ее. Было зажжено множество свечей, святые апостолы Божии воспели славословие, а Пренепорочная Дева лежала на убранном одре, украшенном для блаженного исхода, ожидая пришествия Самого долгожданного Сына и Господа. И вдруг дом озарился несказанным сиянием славы Божией, от которого померкло сияние свечей, видя это, все ужаснулись, крыша дома как бы открылась, и слава Господня сошла с небес и Царь Славы Христос с тысячами Ангелов и Архангелов и всеми Небесными Силами, со святыми праведниками, праотцами и пророками, которые когда-то пророчествовали о Пресвятой Деве, все они пришли и приблизились к Пречистой Матери. Она, приветствуя пришествие Сына, радостно воспела песнь: «Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе и Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея». И поднялась от одра, желая пойти Ему навстречу и поклониться Господу Своему. Он приблизился к Ней и, умиленно глядя на Нее, сказал: «Прииди, родная Моя, легкокрылая птица, прииди, прекраснейшая из цветов, и войди в чертог Жизни Вечной!» Она с поклоном отвечала: «Благословенно имя Твое, Господи Боже Мой, яко Ты изволил избрать Меня, смиренную рабу, послужить тайне Твоей. Помяни Мя, Царь Славы, в бесконечном Царстве Твоем. Ты знаешь, что Я возлюбила Тебя всем сердцем Своим и сберегла благо, дарованное Мне. Ныне приими в мире дух Мой и покрый Мя от тьмы».

Господь утешил Ее ласковыми словами, сказал, чтобы не страшилась Она диавольской силы, которая попрана Ее стопами, и с умилением призывал Ее свободно идти от земли к небесам. А Она радостно отвечала Ему: «Готово сердце Мое, Господи, готово сердце Мое!» И снова повторила Свои давние слова: «Да будет мне по глаголу Твоему!» И опустилась на одр, несказанно радуясь лицезрению Премилого и Пресвятого лика Божия.

И, преисполненная любовью к Нему и духовной радости, предала Пресвятую Свою душу в руки Сыну, без всякой телесной боли, как бы уснув сладким сном. Тот, Которого Она зачала в Духе и родила без болезни, принял Пречестную Ее душу без скорби, и телу Ее Пречистому не дал измениться.

В сей миг раздалось радостное и сладчайшее Ангельское пение, в нем повторялись слова, которыми Архангел Гавриил когда-то приветствовал Богородицу: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах». Так торжественно Силы Небесные провожали Ее святую душу, которую нес на руках Господь, в горние селения. Апостолы взглядом провожали Ее вознесение, ибо и они сподобились этого преславного видения. Каким умилением были исполнены их взоры! И стояли долго в изумлении, как бы отрешившись от всего.

Когда они собрались духом, поклонились Господу, преславно возносящему на небеса душу Матери, и в слезах окружили Ее одр. Они увидели, что лицо Богоматери сияет подобно солнцу. Ее Пречистое тело распространяло необыкновенное благоухание, которому нет сравнения ни с одним земным благоуханием, перед которым умолкают человеческие уста, со страхом и трепетом они целовали Ее руку, воздавая честь и освящаясь от прикосновения, ощущая в сердцах премногую духовную радость от благодати Пресвятой Богородицы. И больные исцелялись, слепые прозревали, у глухих отверзался слух, хромые исправлялись, бесноватые очищались, всякая другая болезнь, от одного прикосновения к Пресвятой Богородице, исчезала.

Пока происходили все эти чудеса, апостолы начали готовиться к проводам богоприятного тела Марии. Возглавляли процессию святой Петр, святой Павел, святой Иаков, брат Господень, с другими первоверховными апостолами, они несли на плечах одр Богородицы, а святой Иоанн Богослов шел впереди, неся заветную райскую веточку. Остальные апостолы, весь собор святых апостолов и множество народа со свечами и каждением одра шли за ними, все пели заупокойные молитвы, начинал святой Петр, за ним подхватывали остальные, и голоса сливались в стройном пении. Пели 113-й псалом царя Давида, «при исходе Израиля из Египта», после каждого стиха добавляя – аллилуйя, пели и другие торжественные и благодарственные псалмы и песнопения, как вдохновлял поющих Святой Дух. И несли богоприятное тело Пречистой Девы от Сиона в Иерусалим, в Гефсиманию. Над гробом Богородицы и над торжественной процессией возник венец из облаков, огромный и сияющий, озаренный необыкновенным светом, и пение ангельское доносилось из облаков. И двигался венец по воздуху за гробом Богородицы. Но это радостное прощание, достойно описать которое бессильны все человеческие слова, было омрачено.

Многие неверующие евреи из Иерусалима, заслышав чудесное пение и видя торжественную процессию, провожающую богоприятное тело Девы, вышли из своих домов и последовали за ней, удивляясь Ее славе и чести, воздаваемой телу Матери Иисуса. Узнав об этом, священники и книжники исполнились гневом и завистью и послали слуг, и воинов, и многих из народа с оружием, чтобы они разогнали провожающих тело Марии, учеников Христовых перебить, а само тело сжечь. Когда заговорщики в ярости, вооруженные, словно шли на войну, спешили догнать и уже приближались к процессии, венец из облаков неожиданно спустился к земле и словно стеной огородил собор святых апостолов и всех, кто был с ними. Только тихое пение слышалось из него, а люди, скрытые облаком, были невидимы тем, кто преследовал их со злым умыслом. Святые Ангелы, летя невидимо над Пречистым телом, поразили злоумышленников слепотой.

Но случилось, что один из ветхозаветных священников по имени Афоний отправился в путь по своим делам, по дороге он встретил святых апостолов и множество верных со свечами, поющих псалмы вокруг гроба Пресвятой Богородицы, Афоний пришел в ярость и сказал: «Какая честь воздается телу, от которого родился тот обманщик, который разрушил закон отцов наших!».

Он был физически сильный человек и злобно бросился на гроб, чтобы сбросить на землю Пречистое тело Богородицы, но когда его кощунственные руки коснулись гроба, в тот же миг невидимый Ангел отсек их мечом Божьего возмездия. Афоний пал на землю с криком «горе мне»! Он понял свой грех и покаялся, и звал апостолов, слуг Христовых: «Помилуйте меня!» Святой апостол Павел, повелев всем остановиться, сказал Афонию: «Ты получил то, что хотел!.. Мы не можем исцелить твои раны, только Он один может, на Которого вы неправедно подняли руку и убили, Господь наш. Но и Он не даст тебе исцеления, если ты не уверуешь в Него всем сердцем и не исповедуешь устами, что Иисус истинный Мессия, Сын Божий». Афоний возопил: «Верую, что о Нем пророки говорили, что Он – Спаситель мира Христос. Мы и раньше знали, что Он Сын Божий, но от зависти пришли в помрачение и не хотели исповедать силу Божию и уготовили Ему позорную смерть без всякой вины. И Он силой Божества Своего воскрес в третий день, посрамив всех Своих ненавистников. Хотели мы утаить Его воскресение, подкупив охранников, но напрасно, слава Его победила».

Когда Афоний исповедал свой грех и покаялся в нем, радовались святые апостолы и все верные с ними, как радуются Ангелы о каждом кающемся грешнике. И Петр сказал ему, чтобы он приложил отсеченные руки к гробу, с верой во имя Пречистой Девы Богородицы. Афоний послушал Апостола, и в тот же миг рассеченные руки срослись в суставах и восстановились в целости, остался лишь след от удара меча, словно красные нити вокруг локтей. И упал Афоний перед гробом, и поклонился рожденному от Пречистой Девы Христу Богу, и многими похвалами ублажал Богородицу, вспоминая все пророчества Священного Писания, свидетельствующие о Ней и о Самом Христе. Все, кто слышал это, весьма удивлялись чудесному исцелению рук Афония и его премудрым речам, которые произносил он во славу Христа Бога и похвалу Пречистой Богородицы. Затем Афоний присоединился к святым апостолам и пошел за гробом в Гефсиманию. И все те, из ослепленных облаком, кто познал свой грех и покаялся, поспешили к Богородице, с верой прикладывались к честному гробу и прозревали телесно и духовно. Милосердная ко всем, всем Матерь и Пресвятая Владычица, сотворившая Рождеством Своим радость всей вселенной, и в Успении не хотела опечалить никого, и Своих бывших врагов милостиво утешила благодатью и благостыней Своей, как Благого Царя Благая Мати.

Когда святые апостолы, со множеством верующих, пришли в Гефсиманию и поставили гроб с Пресветлым телом рядом с могилой, в народе снова раздался слезный вопль, все оплакивали свое сиротство и разлуку с таким благом. Припадали к телу Пресвятой Богородицы, прикладывались, орошали слезами, отдавая последнее целование. Только к вечеру удалось положить Пречистое тело в могилу, и никто не мог отойти от могильного камня, удерживаем любовью к Божией Матери. Три дня оставались апостолы в Гефсимании у гроба Пречистой Девы, проводя дни и ночи в пении молитв. И все три дня раздавались в воздухе благозвучные голоса Небесных Сил, которые пели и хвалили Бога и ублажали Богородицу.

По Божьему Промыслу, один из апостолов, святой Фома, не успел на преславное погребение Богоматери, и лишь на третий день прибыл в Гефсиманию. Он весьма опечалился и огорчился тем, не удостоился последнего благословения и целования Пречистой Богородицы, как остальные апостолы, не сподобился видеть Божественную славу и дивные тайны Божии и чудеса при Успении и погребении тела Пречистой, видения которых сподобились остальные, и плакал много. Сжалились над ним святые апостолы и решили открыть гроб, чтобы Фома смог увидеть тело Пречистой Госпожи Богородицы, поклониться и приложиться к нему, получить утешение в скорби. Когда они отвалили камень и открыли гроб, они ужаснулись, ибо увидели, что гроб пуст, не было в нем тела Богоматери. Остались только гробные пелены, источавшие необыкновенное благоухание. Святые замерли в недоумении, не понимая, что могло произойти. В трепете и слезах они прикладывались к оставшейся в гробу Плащанице. Все они молились Господу, чтобы Он открыл им, что произошло с Пречистым телом Богоматери. Вечером же сели за трапезу, чтобы подкрепить себя пищей. У апостолов был обычай за трапезой оставлять одно место пустым и класть перед ним кусок хлеба, воздавая честь Христу. После трапезы они в благодарение преломляли кусок хлеба, который называли «Господней частью» и пели славу Пресвятой Троице и завершали молитву словами: «Господи Иисусе Христе, помилуй нас» – и ели тот кусок как Господне благословение.

Так делали святые апостолы не только когда собирались вместе, но и везде, где бы ни находились, и даже если разлучались и совершали трапезу в одиночестве. И тогда, собравшись в Гефсимании за совместной трапезой, они говорили только о том, как могло исчезнуть из гроба Пречистое тело Божией Матери. После трапезы, когда они по обычаю возносили хвалу Господу и славили Святую Троицу, неожиданно послышалось ангельское небесное пение, и, воздев очи, они увидели Пречистую Богородицу, живую Матерь Бога нашего, парящую среди сонма Ангелов, осиянную неизреченным светом. Она сказал им: «Радуйтесь, ибо Я с вами во все дни до скончания века!» Они же, исполнившись радости, вместо – « Господи Иисусе Христе, помилуй нас!» – возопили «Пресвятая Богородице, спаси нас!». В тот день святые апостолы убедились и убедили Церковь в том, что Сын Божий в третий день воскресил Свою Матерь и вознес на небеса телесно. После этого они вновь пришли к Ее гробу и забрали оставшуюся плащаницу в утешение скорбящим и в доказательство, что Богородица восстала из гроба.

Не достойно смерти удерживать в плену скинию жизни, чтобы Она подверглась земному тлению вместе с другими творениями Божиими, Ту, Которая родила без истления Творца творения. Законодатель до конца исполнил закон, который дал, закон почитания родителей, и Сам почитал Свою Пренепорочную Матерь как Самого Себя. И подобно тому, как Сам Он славно воскрес в третий день и вознесся на небеса, вознес и взял к Себе на небеса и Родительницу Свою. Об этом говорил пророк Даниил, говоря: «Воскресни, Господи, в покое Твоем...» и его пророческие слова исполнились воскресением Господним и воскресением Божией Матери. И гроб Сына, и гроб Матери, высеченные в камнях, ныне пусты, и верующие притекают к ним для поклонения.

Благоволил Господь устроить так, чтобы святой Фома не успел на погребение Пречистой Богородицы, чтобы ради него открыли гроб и Церковь убедилась в воскресении Богородицы, как когда-то, с помощью неверия Фомы, убедилась в воскресении Христа.

Так свершилось Успение Пречистой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, погребение Ее Пречистого тела и свидетельство Ее преславного воскресения из гроба и телесное Ее видение на небесах. Святые апостолы, после свершения всех этих чудес и тайн Божиих, несомые облаками снова вернулись к проповеди туда, откуда были восхищены.

Нрав Владычицы нашей Пречистой Богородицы святой Амвросий описал так: «Дева была смиренна не только телом, но и духом, смиренна сердцем, в речах богомудра, молчалива, в трудах ревностна, в разговорах целомудренна, и с человеком говоря, как будто с Богом. Никогда не осуждала, всем добра желала, убогих не гнушалась, не творила насмешек, все, что видела, считала добрым. Каждое слово из уст изливало благодать. Ее вид выражал внутреннее совершенство, выражение благоутробия и незлобивости».

Описание характера и внешнего вида Пресвятой Богородицы мы находим у Епифания и Никифора: «Она была во всяком деле честна и постоянна, говорила мало, только необходимое, а слушала внимательно, что есть мудро и разумно; всякому воздавала честь; была роста среднего, говорила так, чтобы понятно было каждому, без смеха и смущения, и особенно без гнева. Лицо имело оттенок пшеницы, глаза ясные, подобные маслинам, брови черные и низкие, нос небольшой, уста, как цветок розы, исполнены сладкоречив. Лицо не круглое и не худое, чуть удлиненное, руки и пальцы удлиненные. Никакого тщеславия не было в Ней, Она была проста, безыскусна, без всякой ложной скромности, но полна смирения. Платья носила совсем простые, без украшений, как и теперь показывает покров Ее пресвятой главы. Кратко сказать, все в Ней являло присутствие Божией благодати».

Ныне Она пребывает на небесах, одесную престола Божия, и о Ней свидетельствуют уста Ангелов и Архангелов, души святых праведников, что стоят близ Нее и наслаждаются созерцанием лица Господа и Его Пречистой Матери, пусть Они достойно скажут о Ней.

А мы здесь расскажем о житии Пресвятой Богородицы после вознесения Господа. Святой апостол Лука пишет в Деяниях Апостольских, что после вознесения Господня ученики «возвратились в Иерусалим, с горы Елеонской, которая находилась близ Иерусалима. И, придя, вошли в горницу, где пребывали Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Иаков Алфеев и Симон Зилот и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса...» (Деян. 1:12–14), Которая после ухода Господа стала им единственным утешением, облегчением в скорби, утверждением в вере и наставницей. Все, что Она слагала в сердце Своем, речи, чудеса, начиная с радостного благовестия Гавриила Архангела о бессемейном зачатии и нетленного Рождества Христова из Ее девической утробы, о Его детстве и обо всем, что происходило в их жизни до Иоаннова Крещения, обо всем рассказывала Она ученикам Сына. Укрепляла их подробными рассказами обо всех делах, которые творил Он Божественной силой, пока не открыл Себя миру, и так утверждала учеников в твердой вере.

Молились они в горнице, ожидая схождения Духа Святого, Которого обещал послать Им Господь от Отца, и готовились принять дары Духа. При наступлении Пятидесятницы после вознесения Христова, когда Святой Дух сошел на апостолов в виде огненных языков, сошел Он и на Пречистую и достойнейшую Деву, и было Ему отрадно такое сошествие. И Преблагословенная Дева приняла больше, чем все апостолы, ибо, чем больше сосуд, тем больше пития он в себя вмещает. А Пресвятая Дева была наибольшим сосудом Духа Святого, больше апостолов и пророков, как говорит о Ней Церковь – «величайшая всех Дева Чистая», и приняла Она от благодати Духа больше всех...

Пречистая Дева пребывала в доме святого Иоанна Богослова, на Сионе, самом высоком месте в Иерусалиме. С того часа, когда Господь изрек с креста «Жено, се сын Твой», а ему «се Матерь твоя», Его ученик привел Ее в свой дом и служил Ей, как родной матери. Святые апостолы по Сошествии Святого Духа не вдруг разошлись по свету, но еще долго оставались в Иерусалиме, мы читаем об этом в Деяниях. Мы читаем в них о том, что после убиения святого первомученика Стефана в Иерусалиме настало великое гонение на Церковь, многие апостолы и верующие разошлись по Иудее и Самарии, но великие первоапостолы остались, ибо были хранимы смотрением Божиим и находились в Иерусалиме десять лет после вознесения Божия.

Некоторые из них на время отправлялись в другие страны, Петр и Иоанн в Самарию, Петр был в Лидде, где исцелил расслабленного Емея, в Иоппии, где воскресил умершую Тавифу, в Кесарии, где крестил сотника Корнилия, в Антиохии и основал там первый престол своего святительства, но всякий раз они возвращались в Иерусалим, преимущественно служа спасению израильского рода. Утверждая первую Церковь в Иерусалиме, которая – мать всех Церквей, как поет святой Иоанн Дамаскин: «Радуйся Сионе, Мать Церквей, Божие обиталище, ты первым принял прощение грехов». Возвращались апостолы и потому, что хотели чаще видеть Пречистую Деву, Матерь Божию и слушать Ее божественные речи. Они считали Ее наместницей Своего Господа, на Ее Пречистый и Пречестной лик взирали как на лик Самого Господа, и слушали Ее сладчайшие наставления и исполнялись несказанной радостью, забывали они всю горечь и беды, и сердца их утешались от благозвучных уст Пресвятой Богородицы. Многие просвещенные верой из дальних краев притекали в Иерусалим, чтобы видеть Матерь Христа Бога и слышать Ее святую беседу, ибо как слава о Христе Спасителе наполняла все края земли, так же разносилась и слава о Его пренепорочной Матери. Многие желали видеть Ее, как мы видим из послания святого Игнатия Богоносца, который писал из Антиохии святому Иоанну Богослову: «Есть много жен, которые желают видеть Матерь Иисуса и каждый день собираются к вам, чтобы видеть Ее и припасть к груди, которая питала молоком Господа Иисуса и узнать о некоторых тайнах от Нее. Достигла нас слава о Ней, что Она Матерь Божия и Дева и исполнена всякой благодати и добродетели, и говорят о Ней, что и в гонениях, и скорби Она весела, в бедности не печалится, не гневается, когда Ее обижают, но отвечает на обиду добром, милосердна к бедным и сколько может, помогает им. Но врагам нашей веры весьма противится. Учительница нашего нового благочестия и веры и всем верующим наставница на всякое добро. Смиренных особенно любит и Сама смиренна, и все, кто Ее видел, хвалят Ее. Как терпелива Она перед насмешками еврейских учителей и фарисеев! Рассказывали нам достойные веры люди, что в Марии, матери Иисусовой, естество человеческое, за ее святость, соединено с естеством ангельским. Такие слова пробудили в нас безмерное желание видеть это небесное чудо и пресвятую красоту». И вновь в другом уже послании святой Игнатий Богоносец пишет святому Иоанну: «Я хочу прийти к тебе, если будет возможно, чтобы видеть собрание верующих и особенно, чтобы видеть Матерь Иисусову, о Которой говорят, что все восхищаются Ею, что Она свята и милосердна и все желают видеть Ее. И кто не желал бы видеть ту Деву, Которая родила истинного Бога, и говорить с Ней?»

По этим посланиям понятно, каким сильным было желание людей видеть эту духоносную святыню Божию, Пречистую Деву Марию, и те, кто сподобился видеть Ее, считали, что достигли блаженства. Воистину блаженны были очи, которые после Спасителя Христа Ее видели, и блаженны уши, которые сподобились из Ее богоглаголивых уст слышать животворящие речи. О какое утешение и благодать получали эти слушатели!

Ради этого и оставил Господь на земле среди смертных Свою Пречистую Матерь, чтобы Ее присутствием, наставлениями и поучениями, а особенно Ее теплой молитвой к Сыну и Богу, Церковь воинствующая утверждалась, и умножалась, и получала дерзновение до крови сражаться за Господа своего. Богородица укрепляла всех, кто приходил к Ней, и утешала утешением Духа Святого, и за всех молилась Господу.

Когда святые апостолы оказались в узах, Она принесла за них теплую молитву ко Господу, и Господь послал к ним Ангела, который ночью вывел их из темницы. Когда первомученика Стефана побивали камнями, Она следовала за ним поодаль в долине Иоасафовой. Глядя на страдания Иоанна Богослова, прилежно молилась Богу, чтобы Он укрепил его в страдании и принял его душу в Свои объятия.

Когда Савл гнал Церковь, Богородица проливала горячие молитвы Господу, чтобы Он из хищного волка обратил его в кроткого агнца, из врага в Апостола, из гонителя в ученика Божия и учителя вселенной. Каких только благодеяний не принимала от Пречистой Богородицы новорожденная Церковь, как дитя, заботливо повиваемое матерью. Какую только благодать не получала из неиссякаемого источника! Пока, воспитанная Ее заступлением и благодатью, не возросла и не достигла зрелости и не окрепла настолько, что не страшны ей стали врата адовы.

Не забудем и о том, что Праздник Успения Пречистой Девы Богородицы в день 15 (28) августа установлен за время правления благочестивого греческого царя Маврикия. И радостно празднуя Ее Преславное Успение, прославим и Рожденного Ею, Который восхитил Ее на небеса, Христа Бога нашего, со Отцем и Святым Духом вовеки. Аминь!



Источник: Творите дела правды: проповеди / святитель Николай Сербский (Велимирович). – М.: Сибирская Благозвонница, 2010. – 365, [3] с.

Вам может быть интересно:

1. «Творите дела правды»: проповеди святитель Николай Сербский

2. Слова и речи. Том II – Слово в день Сретения Господня митрополит Никанор (Клементьевский)

3. Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Часть 1 протоиерей Пётр Смирнов

4. Слова и речи – 273. Беседа на празднество Успения и в третий день явления Божией Матери Апостолам святитель Филарет Московский (Дроздов)

5. О происхождении первых трех канонических евангелий: Опыт разбора гипотез – 6. Анализ примера образования Ев. рассказов Николай Иванович Троицкий

6. Мои дневники. Выпуск 6 архимандрит Никон (Рождественский)

7. За рубежом: Белград - Париж - Оксфорд: хроника семьи Зёрновых (1921-1972) – III. Миссионерская работа в Англии (1933–1939) Николай Михайлович Зёрнов

8. Поучения настоятеля Архангело-Михайловской г. Таганрога церкви священника Василия Бандакова протоиерей Василий Бандаков

9. Книга бытия моего. Том VI епископ Порфирий (Успенский)

10. Новая заповедь Константин Николаевич Сильченков

Комментарии для сайта Cackle