Болезни и скорби

Источник

Содержание

Болезни и скорби. Из писем игумена Никона Приложение І. Святые отцы о болезнях и скорбях Святитель Иоанн Златоуст Преподобный Исаак Сирин Святитель Игнатий (Брянчанинов) Святой праведный Иоанн Кронштадский Оптинские старцы Преподобный Амвросий Преподобный Макарий Преподобный Варсонофий Преподобный Антоний Преподобный Никон Преподобный Нектарий II. Из писем схиигумена Иоанна (Алексеева)  

 

Игумен Никон (Воробьев, 1894–1963) – человек святой жизни, истинный духовный наставник, монах-подвижник, тщательно изучавший наследие святых отцов Церкви и всеми силами стремившийся осуществить их опыт на деле. Лучшим руководством для христианина о. Никон считал труды свт. Игнатия (Брянчанинова, 1867), который переложил творения святых отцов, трудные для понимания современного человека, на близкий нашему времени язык XIX века. В свою очередь, отец Никон излагает святоотеческое учение в своих письмах уже совершенно понятным, современным русским языком.

Эти письма, пронизанные искренней любовью к обращающимся за советом, глубоко и доступно раскрывают важнейшие для спасения души темы, учат правильному, христианскому отношению к житейским невзгодам, скорбям и болезням.

Болезни и скорби. Из писем игумена Никона

Что-то ты стала очень болеть. Игнатий Брянчанинов говорит, что болезни – это напоминание нам от Господа, что смерть наша не за горами и следует нам очистить все прошлое искренним сокрушением, покаянием, принятием Святых Таин. Надо творить и дела милосердия. Милостыня очищает от многих грехов. Речь идет не только о вещественной милостыне, гораздо дороже милостыня духовная. Она состоит в том, что человек, вместо осуждения ближних, жалеет их, прощает им их грехи и недостатки и просит Бога простить их. Надо также не роптать, когда терпишь болезнь или невнимание окружающих, холодность их и проч., а говорить от всего сердца: Достойное по делам моим приемлю, помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!

Старайся всеми силами помнить Господа. Без призывания имени Иисуса Христа бесы будут лезть к нам, творить всякие пакости, мучить, тянуть к себе и в бездну. Болезнь и предсмертные страдания – преддверие вечности и отражение нашего устроения, нашей жизни: что собрали в течение жизни – все это выявится при смерти, доброе и злое. Поэтому надо просить у Господа, чтобы даровал нам «прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати». Вспоминай все прошлые грехи, сокрушайся, плачь, проси прощения у Господа. Помирись и со всеми людьми, помирись так, чтобы люди почувствовали твое сокрушение – и сердцем, а не языком простили тебе, и сама всем прости.

Да вразумит и поможет тебе Господь покаяться и подготовиться к смерти.

* * *

Мир вам и спасение от Господа!

Получил от вас письмо. Господь посетил вас болезнью, конечно, потому, что она была необходима для вашего спасения. Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие – таков закон духовный. Апостолы, мученики, преподобные, все святые вошли в славу через многие великие скорби. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Очевидно, что нет иного пути в Царствие Божие, как путь узкий, крестный, поэтому и вы должны не унывать при болезни и слабости, а паче радоваться духом, утешаясь мысленно, что Господь стал к вам ближе теперь, а в будущем и совсем сделает Своими детьми, если до конца останетесь Ему верными и без ропота понесете все скорбное, что Он найдет нужным послать вам. Претерпевший же до конца спасется.

Надо чаще призывать имя Божие, ставить себя пред лицо Божие и просить терпения, когда станет слишком тяжело. Как змеи ядовитой нужно остерегаться ропота. Неблагоразумный разбойник ропотом и бранью не только усилил свои муки, но и погиб навеки, а благоразумный – сознанием, что достойное по делам приемлет, и страдания облегчил, и Царствие Божие наследовал.

В утренней молитве преподобного Макария Великого говорится: «Боже, очисти мя грешного, яко николиже сотворих благое пред Тобою». Если так чувствовали себя великие угодники Божии, то мы что должны чувствовать, на что мы можем надеяться? Единственно только на милость Божию. Забыв все свои добрые дела, мы должны, как мытарь, взывать от всего сердца: Боже, милостив будь нам грешным! И если мытарь только за такую молитву был очищен от всех грехов, то ясно, и мы должны веровать, что Господь и нас помилует, если от всего сердца будем молиться, как мытарь. Так учит нас Господь Иисус Христос: молиться и надеяться на милосердие Божие. Никакая болезнь не помешает хоть несколько раз в сутки из глубины души обратиться с покаянием ко Господу.

Не было случая, чтобы Господь отказал когда-либо кающемуся в прощении. Только тогда Господь не прощает нам, когда мы сами не прощаем другим. Поэтому помиримся со всеми, чтобы Господь помирился с нами. Простим всем, чтобы и Господь нас простил.

Да хранит вас Господь, да подаст вам терпение и молитву, а через них – радость духовную, превозмогающую все болезни телесные и все скорби мира сего преходящего.

Господь близко, не терзайтесь ни о чем. Мужайтесь, и да крепится сердце ваше.

* * *

Спасибо за поздравления и добрые пожелания. И тебе мы все желаем всяких милостей от Господа. А главное, чтобы ты не унывала, не падала духом. Твердо помни слова: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. «Наказывает» – то есть обучает, воспитывает, готовит к вечному блаженству. О наших временах давно сказано Отцами, что люди будут спасаться только скорбями и болезнями. Здоровые да счастливые забывают о Боге, о будущей жизни: живут, словно вечно будут жить на земле и никогда не умрут. А скорби и болезни заставляют человека оторваться от земных интересов и обратиться к Богу.

Поверь мне, что все земные радости не стоят одной капли духовного блаженства от Господа. Сказано: Потерпи Господа, мужайся и потерпи Господа, и получишь такую же драгоценную жемчужину, какую купец, когда нашел, пошел и продал все, что имел, и купил ее. А тебе и продавать ничего не надо, а только терпи свою болезнь без ропота и благодари Бога, хотя бы сердце и противилось этому, – тогда увидишь действие силы Божией в твоем сердце. Тогда само сердце уже будет благодарить Его. А пока терпи. Ты еще молода. Не унывай, если болезнь иногда и усилится, лишь бы не было сильной нестерпимой боли.

Да вразумит тебя Господь, да утешит. Если когда поропщешь или иначе как согрешишь, то, придя в себя, покайся пред Богом, попроси прощения, и Господь простит тебя.

Старайся чаще вспоминать имя Божие, молись больше, хоть про себя, если нельзя открыто. Старайся добиться, чтобы призывание имени Божия доставляло тебе духовную радость. Пророк Давид говорит: Помянул Господа и возвеселился. Добейся и ты этого частым призыванием имени Его.

* * *

Хотя суды Божии и скрыты от нас, но полезное для спасающихся Господь открыл святым Своим, а они многое записали для нашего утешения и назидания.

Так святые угодники объясняют нам, что в последние времена не будет вовсе монашества или кое-где останется наружность, но без делания монашеского.

Не будет никаких собственных подвигов у ищущих Царствия Божия. Спасаться же будут только терпением скорбей и болезней. Почему не будет подвигов? Потому что не будет в людях смирения, а без смирения подвиги принесут больше вреда, чем пользы, даже могут погубить человека, так как они невольно вызывают высокое мнение о себе у подвизающихся и рождают прелесть1. Только при руководстве очень опытных духовных людей могли бы быть допущены те или иные подвиги, но их теперь нет, не найти. Руководителем теперь является Сам Господь да отчасти книги, кто имеет их и может понимать. Как же руководит Господь? Попускает гонения, оскорбления, болезни, длительную старость с тяготой и немощами.

В притче о хозяине, нанимавшем работников, сказано, что пришедшие в одиннадцатый час получают плату наравне с проработавшими весь день и даже раньше их2. Эта притча применима к нам, современным монахам и искателям Царствия Божия, проведшим весь день земной жизни нерадиво. Однако, по крайнему милосердию Своему, Господь призывает нас в последний период жизни поработать в Его винограднике терпением старости, болезней, потерей близких или их страданиями. Если же безропотно понесем эти тяготы, то и нам вменится это кратковременное страдание, как работникам одиннадцатого часа, как будто бы мы подвизались всю жизнь. Более того, Антоний Великий, авва Исхирион и другие утверждают, что спасающиеся в последние времена безропотным терпением скорбей будут прославлены выше древних Отцов.

Преподобный Серафим Саровский чудотворец в согласии с древними святыми отцами говорил, что если бы человек знал, какие блаженства уготовлены спасающимся, то согласился бы тысячу лет жить в келии, наполненной гадами, грызущими его тело, только бы не лишиться будущего блага.

Терпением вашим спасайте души ваши. Да поможет вам Господь до конца донести посланные вам кресты. Аминь.

* * *

Мир Вам и спасение!

Давно от Вас не получал известий и не знаю, как Ваше здоровье. Знаю, что болезни и немощи одолевают Вас, что конец приближается и к Вам, как и ко мне. Я тоже стал чувствовать приближение конца. Все виды простудных заболеваний: ревматизм, поясница, боли в костях, шум в ушах и проч. – все это, раньше скрыто таившееся, стало открыто и довольно сильно проявляться. Особенно слабость и вялость в теле и в душе дают себя знать. Нет бодрости душевной. Стал сильно страдать и болезнями, и скорбями других людей. Жить мне никогда не хотелось, и теперь не хочется. Только желание помочь нуждающимся еще поддерживает интерес к жизни. Сам же по себе я, кажется, в любую минуту рад был бы покинуть мир сей. Страшит, конечно, неподготовленность, но и это умеряется надеждой на милосердие Божие.

Хочется приехать к вам. Может быть, после Пасхи я сумею это сделать. Ездил на два дня в Москву. Брат Володя был при смерти, но, слава Богу, выкарабкался. Своими сожителями очень я доволен. Нет у них никаких претензий и фокусов, как у многих других.

Как Ваше духовное состояние? Мирно ли живут Мариша с Катей? Когда они поймут, что за чечевичную похлебку продают свое достоинство дочерей Божиих? Если не могут удержаться от ссор, то хоть после бы искренне каялись и остерегались новых вспышек. Приготовился я и не смутился, сохраняя заповеди Твои.

Сколько раз было говорено, что лучше испортить дело, чем повредить душе своей. Весь мир не стоит души, а тут за пустяк губим себя.

Простите меня за долгое молчание. Господь да поможет всем вам, вразумит, наставит на путь правый и благословит благословением небесным. Помолитесь за всех нас.

* * *

Мир вам, дорогие, мир всем!

Ты пишешь, что очень тоскуешь3, не можешь оставаться одна дома, ревешь и не знаешь с кем поделиться. Любящему Господа все содействует ко благу. Если бы скорби не были полезны людям, то Господь бы не посылал их. Средство от тоски, от скорби – молитва или псалмопение и благодарение Господа. Если будешь понуждать себя читать Псалтирь со вниманием и вставлять чаще молитву Иисусову, молитвы Божией Матери и всем святым, то скорбь твоя утихнет, и ты получишь большую пользу душевную. Если же будешь изнывать в скорби и плакать по-мирски, то сильно погрешишь и повредишь себе телесно и духовно, не найдя утешения.

Открывай свое сердце Господу со всеми немощами своими, не оправдывай себя, считай себя достойной не только временных скорбей, но и вечных мук, не теряя, однако, надежды на милосердие Божие, надеясь на крестные страдания Спасителя, взявшего на Себя грехи всего мира – и обретешь отраду, и мир, и спасение. Можешь читать Псалтирь или другие какие молитвы, сидя и лежа, только не давай воли празднословию и мечтаниям. Скорби и болезни помогают человеку оторваться от суеты земной и больше прилепляться к Богу. Не унывай зря. Предавайся в руки Божии. Не осуждай никого, имей со всеми мир, и Господь утешит тебя.

Привет всем и благословение Божие.

Спасайтесь.

* * *

Мир тебе и спасение от Господа нашего Иисуса Христа!

Мне передали, что у тебя были опять тяжелые сердечные припадки. Ты должна из этого понять, что Господь напоминает нам болезнями об исходе нашем из этой жизни и о неизбежности смерти. Вся беда наша, что мы не сознаем вполне своих грехов, а поэтому нет глубокого покаяния, даже хуже: мы прилагаем грехи ко грехам да еще других виним в своих грехах, а себя оправдываем. Поэтому и нет у нас духовного роста, мы все время ползаем по земле, а древний змий4 жалит не только в пятку, но и в сердце, и в голову, а мы до старости не научились поражать главу змия5.

Каждый день на несколько минут представь, что ты умерла и стоишь пред Господом в ожидании определения своей дальнейшей судьбы. В утренней молитве святого Макария Великого говорится: «Боже, очисти мя грешного, яко николиже сотворих благое пред Тобою». Так чувствовали себя великие святые, а мы как будем чувствовать себя на Суде Божием? Да и здесь на молитве как должны себя чувствовать? Единственная нам приличная молитва – Боже, милостив буди мне грешному! Так мы будем говорить по смерти, так должны и здесь, как можно чаще и от всего сердца, повторять ее. Проси у Господа, чтобы Он дал тебе понять силу и глубину этой молитвы.

Пишу тебе лежа. Схватил грипп.

Будь здорова, спасайся! Господь да благословит тебя и вразумит.

* * *

Ты все пишешь о своих скорбях – настоящих и грядущих. Что тебе сказать на это? Ответ дает Евангелие. Богочеловек свою скорбную жизнь окончил на Кресте после всяких издевательств и избиения. Разбойник благоразумный (образ грешащих и кающихся) окончил после тюрьмы жизнь на кресте. Разбойник погибший перешел в вечную муку тоже через мучения на кресте. Это образ всего человечества.

Есть свои духовные законы в мире нравственном, как и в видимом мире. Основной закон: Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Слышишь? Кто хочет вслед за Христом достичь Царствия Божия, должен с большим и длительным мучительством подавлять в себе все дурные проявления нашего ветхого человека6 и терпеть всякие скорби и болезни. Бесконечная премудрость Божия каждому человеку для его исцеления, и очищения, и спасения посылает свой крест в соответствии с его характером, и свойствами, и силами. Если мы без ропота несем свой крест, каемся в своих грехах, не оправдываем себя, то, подобно благоразумному разбойнику, войдем в Царствие Божие.

Если будем роптать, хулить людей и Бога – погибнем еще в больших мучениях, как злой разбойник, без надежды спасения, облегчающей скорби. Выбор в наших руках. Надо быть и нам благоразумными. Крест неизбежен для всех. Облегчим же его верой в Господа, борьбой с грехом, покаянием и прощением всем ближним, безропотным несением скорбей и молитвой ко Господу. Любовь Божия хочет спасения нашего и не допускает скорбей сверх наших сил и без крайней нужды. Скорби необходимы, но видеть их необходимость человек может только после значительного очищения себя покаянием и воздержанием от грехов и чтением Слова Божия.

Прости меня. Господь да укрепит тебя, благословит и оградит от всякого зла.

* * *

Наступило и для тебя время, когда жизнь становится труд и болезнь. А потом смерть. Никто не живет вечно на земле, и однако все страшатся смерти. Недаром Святая Церковь постоянно молится о даровании христианской кончины безболезненной и проч.

Чем крепче вера, чем сокрушенней сердце, тем легче умереть. Если твоя опухоль мешает тебе, то можно обратиться к врачу и сделать операцию.

...Надо всем простить, со всеми примириться, просмотреть свою жизнь и поплакать, посокрушаться сердцем о грехах своих и просить прощения у Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.

У нас все по-старому. Буди милость Божия на всех! Да хранит тебя Господь и вразумит на все доброе.

* * *

Получил твое письмо. Наверно, тебе уже делали операцию, и, надеюсь, удачно. Я все время помню о тебе и желаю здоровья не только телесного, но и, что неизмеримо важнее, душевного. Поверь мне, что болезнь твоя не случайна, она послана тебе по великой милости Божией для спасения твоей души. Нужно было оторвать тебя от той безобразной жизни, которая губила тебя и огорчала всех любивших тебя.

Я уверен, что ты вполне осознал свое неладное прошлое и раскаиваешься в нем. Очистить душу человека от прежних скверн может один только Господь. И если ты без ропота, но с благодарностью к Богу потерпишь свою телесную болезнь, то этим покажешь свою веру, свое покаяние и смирение и получишь не только прощение сделанных прежде грехов, но и помощь на будущее время для борьбы с дурными влечениями, а после смерти вечную жизнь в общении со всеми святыми, неизреченную радость. Не унывай, родной, отгоняй уныние и неверие, чаще призывай имя Божие, и Господь утешит тебя, хотя и даст потерпеть болезнь. Закон Духа говорит, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Знаешь, через какое страдание перешли в будущую жизнь апостолы, мученики, подвижники! Как же нам грешным войти в Царствие Божие без скорбей? Невозможно это. Поэтому и сказано, что кого любит Господь, тех наказывает скорбями и болезнями, чтобы принять в Свою славу по смерти очищенными через покаяние и болезни.

Когда тебя будет бороть уныние, тоска, то понуждай себя мысленно говорить: «Слава Тебе, Боже, Слава Тебе, Боже! Достойное по делам моим приемлю. Благодарю Тебя, Господи, что послал мне болезнь для спасения души моей. Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Говори эти слова десятки, сотни раз, говори убежденно, от всего сердца – и через некоторое время почувствуешь облегчение на сердце, мир и спокойствие, твердость и терпение. Это признаки посещения благодати Божией. Дай обет Господу оставшуюся жизнь провести по-христиански, и Господь продлит дни жизни твоей на земле для покаяния и для приобретения новых свойств душевных, необходимых в Царствии Божием: смирения, кротости, воздержания во всем, милосердия, благоговения и благодарности к Богу, и проч.

Старайся меньше разговаривать с людьми, а упражняйся во внутренней молитве.

Господь да благословит тебя и вразумит на все благое. Но и сам ты уклоняйся от зла и твори благо, борись с грехом, живущим в каждом человеке, ибо Царствие Божие усилием берется.

Будь здоров телом и душой.

* * *

У тебя, очевидно, не вполне благополучно с основной болезнью. Господь давал и еще даст тебе время на покаяние. Нет иного средства получить прощение сделанных грехов, кроме искреннего глубокого покаяния.

Эту искренность покаяния мы должны показать оставлением грехов, молитвой и деланием добра ближним и всем, кто попросит нас. Все самые отъявленные грешники (разбойники, например Моисей Мурин, Давид, Варвар и др.) искренним покаянием, доказанным оставлением прежних грехов и добрыми делами не только получили прощение во всем, но достигли и святости.

Твои грехи я знаю, а вот еще грех: ты обращаешься к Господу, когда грозит болезнь. А как только перестаешь бояться болезни, то и Бога перестаешь бояться. Ты просишь разрешения приехать на Светлой Неделе. Прости, но я так слабо себя чувствую, что мне теперь ни до кого, трудно терпеть и самого себя. Прости меня. Помяни иногда и меня в своей молитве.

Да благословит тебя Господь и спасет ими же весть судьбами7. Пишу с большим трудом.

* * *

Мир тебе, сестра!

Что ты пишешь такие отчаянные письма? Разве там ты одна только несешь трудности? Дело не во внешних трудностях, это ты сама, я думаю, понимаешь, а в твоем душевном устроении. Куда бы ты ни ушла – от себя и от врага не скроешься. Все твое будет с тобой и будет мучить на новом месте тебя еще сильнее, чем тут. Ты не должна забывать, что духовный закон так гласит:

Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие;

Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною;

Царствие Божие силою берется;

Терпением вашим спасайте души ваши;

Претерпевший до конца спасется;

В мире скорбны будете;

Мир вас возненавидит;

Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению... и т.п.

А святые отцы выражают эту мысль кратким и сильным выражением: «Дай кровь и прими дух». Это общий закон для всех спасающихся. Если обратиться к примерам, то в каждом житии святого найдешь подтверждение этого закона. Пример для всех – Господь Иисус Христос, апостолы, мученики, исповедники, преподобные. Это яркие примеры, всем известные. В более слабой степени и все, хотящие благочестиво жить во Христе Иисусе, были гонимы, оскорбляемы, терпели болезни и скорби внешние и внутренние.

Кроме того, ты должна знать пророчество древних Отцов, что в последние времена будут спасаться монашествующие не подвигами, а терпением скорбей. Это до такой степени верно и необходимо, что наивернейшим признаком избрания Божия и любви Божией к человеку является множество находящих на этого человека скорбей и болезней. И обратно: если человек считает себя верующим, а скорбей и болезней у него нет, то это, по мнению святых отцов, есть признак, что Господь не благоволит к этому человеку.

Теперь примени сказанное к себе. Господь, желая спасения тебе, любя тебя, посылает тебе необходимое для всех без исключения средство – скорби. А ты что? Ты не понимаешь этого, считаешь скорби лишними для себя, даже губительными. Они и губительны, но не для души твоей, а для твоей греховной падшей природы, губительны для ветхого человека, но спасительны для нового человека. Враг наш дьявол знает это и возмущает тебя, дает ложные мысли, нетерпение, отчаяние, осуждение людей, порядков жизни, начальства и т.п. Ты должна это понять, познать опытом и воспротивиться дьяволу. По слову Божию, скорби и страдания в земной жизни христианина не только не зло, но дар Божий: Вам дано (по-гречески «дан дар») ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него (Флп. 1,29).

Необходимые для спасения человека скорби могут восприниматься человеком труднее или легче в зависимости от устроения человека. Если человек примет на веру слово Божие о необходимости и неизбежности скорбей для спасения, если он осознает свои бесчисленные грехи словом, делом, помышлением, сочтет себя вполне заслужившим не только посланных скорбей, но и гораздо больших, смирится пред Богом и людьми – то скорби станут легче; а потом породят в человеке то, что дороже всего мира со всеми его земными радостями, по слову апостола Павла: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.

Если же человек будет роптать на скорби и болезни, будет искать виновника этих скорбей среди людей, бесов, обстоятельств, станет всеми средствами пытаться избежать их, то враг поможет ему в этом, покажет ему мнимых виновников (начальство, порядки, соседи и так далее), возбудит в нем вражду и ненависть к ним, желание мстить, оскорблять, и проч., и проч. А через это приведет душу такого человек в мрак, отчаяние, безнадежность, желание уйти в другое место, скрыться хоть под землю, лишь бы не видеть, не слышать мнимых врагов, а на самом деле слушать и услаждать действительного смертельного врага своего – дьявола, внушающего ему все это зло и желающего погубить его, иногда довести даже до самоубийства, то есть верной гибели.

Если хочешь найти мир душевный, отраду и верное спасение – смирись под крепкую руку Божию, и Он вознесет тебя. Это значит: прими все случающееся с тобой как от руки Божией (а не от человеков, бесов, обстоятельств и прочее), ибо воистину все происходящее с нами не может прийти без воли Божией. Люди и обстоятельства – только орудия Божии, часто не понимающие того, что делают.

Господь Иисус Христос возвестил всем, что предстоящие Ему крестные муки не есть дело людей: фарисеев, книжников, Пилата, Иуды – они только орудия: Чашу, которую дал Мне Отец, Мне ли не испить? Чашу страданий Иисусу Христу дали не люди, а Отец Небесный, для искупления падшего человечества. И нам всем, хотящим спастись, дает чашу скорбей Господь, не люди. Если Господь страдал за нас, то как, скажи, не страдать нам за свои бесчисленные грехи, которых мы к тому же еще и не видим. Надо просить у Господа: «Даруй ми зрети8 моя прегрешения».

Если получим этот дар – зрети свои грехи, почувствуем всю их тяжесть, всю неприемлемость для Бога человека с грехами, необходимость получить от Господа прощение их и очищение прокаженной души нашей силою Божией – тогда припадем ко Господу, восплачемся пред Ним, как жена-грешница, и будем от всей души взывать, как мытарь: «Боже, милостив будь мне грешному, Господи, что хочешь делай со мной, пошли любые скорби, только прости грехи мои, очисти душу мою прокаженную, не лиши меня небесного Твоего Царствия, не предай в руки врагов моих – бесов».

Смирись пред Богом, то есть, как благоразумный разбойник, скажи от всего сердца: Достойное по делам моим приемлю, помяни меня, Господи, во Царствии Твоем. Не уподобляйся другому разбойнику, который роптал на всех, ругался, обвинял других в своих страданиях и этим только отягощал свое состояние и погиб. А благоразумный разбойник понял свою вину, смирился, обратился к Господу и получил утешение и облегчение в скорбях и радость скорого избавления от страдания и вечного блаженства в раю: Ныне же будешь со Мною в раю.

Все сделал для нашего спасения Господь, хочет спасения каждому грешнику, – должны и мы потрудиться для собственного спасения, понуждать себя жить, то есть действовать, мыслить, чувствовать так, как это делал Господь Иисус Христос и как учил в Евангелии. Если будешь и ты стараться быть ученицей Спасителя, жить по заповедям евангельским, а о нарушениях вольных и невольных станешь искренно болеть сердцем и приносить покаяние, будешь стараться сохранять мир со своими ближними, смиряться пред ними, за все просить прощения, – то скоро увидишь на себе милость Божию, забудешь все свои скорби или легко понесешь их и станешь благодарить Господа за ту участь, которую Он послал тебе. Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим.

И ты найдешь покой и отраду не в перемене места, а только в заповедях Божиих, особенно в мире, смирении, неосуждении никого, покаянии и молитве. Ты, видно, мало и неохотно молишься. Научись искать утешения от Господа в молитве – и не останешься обделенным.

* * *

Благодарю Вас за письмо. Жаль очень Любовь Александровну. Передайте от меня благодарность, благословение Божие и глубокое сочувствие. Как хотелось бы облегчить ее состояние! Но что делать. Мы должны покоряться судам Божиим. Одного всячески желаю, чтобы страдания не возбудили в ней ропота и неверия. Милость и любовь Божия да покроют ее грехи. Явно, что есть особое Божие определение, чтобы большинство людей умирало от рака. Болезнь безнадежна, и дается время на покаяние. Вот почему так распространился рак.

* * *

Получил Ваше письмо о болезни Любови Александровны. Она не сходит с моей памяти. Хотя всем, великим и малым, неизбежно приходится покидать этот мир, однако когда это предстоит близкому нам, дорогому человеку, то невольно всей душой протестуешь против этого. В глубине каждого человека лежит сознание своего бессмертия. Он и действительно бессмертен, а то, что мы называем смертью, есть новое рождение в другой мир, переход от одного состояния в другое, и для большинства христиан, несомненно, в лучшее, бесконечно лучшее. Вот почему и не следовало бы скорбеть при приближении смерти, а, скорее, радоваться, но мы или мало верим в будущую жизнь, или страшимся ее, да и здешняя жизнь слишком цепко держит нас.

С духовной точки зрения, надо бы радоваться за Любовь Александровну. Господь дает ей подготовиться к будущей жизни, но берет и страх – не возропщет ли она, не будет ли малодушествовать. О, если бы она смирилась, обратилась всем сердцем к Богу, покаялась искренне во всех своих ошибках, причастилась с верой и благоговением Святых Таин! Тогда стала бы смерть для нее радостью, новым рождением, переходом к тем, кто любит ее всей душой, ждет ее, чтобы исполнить ее радостью совершенной, никогда не кончающейся, какой не видел глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце человеку.

Передайте Люб. Ал. мое глубокое сочувствие ей и великое пожелание преодолеть скорбь смерти и легко, радостно перейти в будущую жизнь, истинную родину нашу, уготованную нам от создания мира, где человек сделается подобным Ангелам, где лицо его просияет как солнце.

Передайте ей также: за то, что она, не зная меня, много лет относилась ко мне с любовью, я не забуду ее никогда, будет ли она еще долго жить или скоро умрет. И по смерти она будет дорога мне. О! Если бы я имел дерзновение сказать, что моя душа всегда будет около души ее и здесь, и в будущей жизни!

Юлия Алексеевна, посмотрите в глаза Люб. Ал. со всей любовью, какая есть у Вас к ней, погладьте ей волосы, лицо и тысячу раз поцелуйте ей руки – это будет от меня. С нами Бог!

Если человек человека может любить и жалеть, то какова любовь Божия к нам, если она для нашего спасения привела Его на Крест! Поэтому пусть не боится Л., пусть надеется на беспредельную любовь Божию!

Пусть Любовь Ал. оправдает свое имя и почувствует некоторую любовь к Богу, претерпевшему и за нее ужасные муки, оскорбления и крестную смерть. Тогда Любовь небесная сделает Любовь земную своей родной дочерью, причастницей славы и блаженства Божественной жизни. Доказать свою любовь к Богу надо терпением скорби расставания с этим миром, терпением мучительной болезни без ропота, чтобы сделаться причастниками страданий Христовых. Если же с Ним страдаем, то с ним и прославимся. Еще повторяю: Любовь Ал., моя душа с Вами, всей силой она желает Вам того, что выше было написано. Терпите, не ропщите. Если оскудеет вера, говорите: «Господи, хочу верить, хочу быть истинной христианкой. Господи, помоги моему неверию!» И Господь не оставит Вас!

* * *

Мир тебе! Спасибо, что позвонил в воскресенье. Почему-то я очень обрадовался. Даже настроение стало совсем другое. Дай Бог тебе здоровья, мудрости и силы.

Да, епископ Михаил (Чуб) прислал письмо. Благодарит нас за поздравление и шлет тебе пожелание успеха «в богословских науках».

Я все кисну. Грипп на исходе, а все как-то ненормально. Надо терпеть и понуждать себя. Сами на себя не налагаем никакого подвига, вот и посылается извне. Остается только без ропота терпеть и сознавать, что заслуживаем гораздо худшего. Тогда внешние скорби и болезни вменяются такому в его личный подвиг. О таком способе спасения в последние времена давно предсказано святыми отцами. Все больше открывается премудрость Божия в нравственном мире. Слава Богу за все.

Да поможет тебе Господь во всем добром и удержит от скрытого и явного зла. Если что будет тебя смущать и не сможешь объяснить – не торопись делать рассудочных выводов, обязательно ложных, что узнаешь по их действию на сердце. Скажи себе: Господь знает, если Ему угодно, то в свое время и мне откроет. Тогда успокоишься. Смирение всегда и во всем дает покой и мир душе.

      Да хранит тебя Господь!

* * *

Христос Воскресе!

Получил Ваше унылое письмо. Вы знаете закон духовный: Многими скорбями надлежит войти в Царствие Божие; в мире скорбны будете; терпением (скорбей) спасайте души ваши и пр. Это нужно твердо усвоить каждому верующему. Богочеловек претерпел оплевания, биения, заушения9 и прочие оскорбления, страшный Крест и смерть; Матери Божией душу пронзило оружие и вращалось в сердце Ее во все время страданий Спасителя. Апостолы, мученики, исповедники, преподобные и прочие истинные последователи Христа что претерпели?

Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

Если Вы искренне хотите следовать за Иисусом Христом, то нет другого пути, кроме указанного Им: и внешних скорбей, и телесных болезней, и постоянной борьбы со своими страстями, которые проявляются самым различным образом. Есть страсти явные: чревоугодие, блуд разнообразный, сребролюбие, печаль, уныние, гневливость, тщеславие, гордость, неверие, зависть, лживость, осуждение ближних и прочее. Со всеми ними последовательно ученику Христову и приходится бороться, побеждаться и побеждать, а это требует напряжения сил, терпения. Это часто бывает настоящим мучением, крестом, от которого уйти никуда нельзя. Одно из двух – или человек без борьбы отдается им, изменяет Христу, выбрав мир и его жизнь, или борется, страдает и через это растет духовно...

* * *

Дорогая матушка Валентина и все сестры!

Мир вам и благословение. Знаю, что у вас скорбь, что малодушествуете. Надо осознать из дел, что слишком в нас еще слаба вера и надежда на Господа, несмотря на все уверения Его, что Он ни на минуту не оставляет верующих в Него без помощи и охраны, и что Он есть Путь и Истина и Жизнь, и каждого, приходящего к Нему верой, деланием заповедей и покаянием, не изгоняет вон, а наоборот: принимает и упокоевает, как разбойника, мытаря, блудного сына и пр. Почему мы Ему, Самой Истине, не верим? Непрестанно должны мы бодрствовать и призывать имя Божие, чтобы Он поборол наших искусителей, укрепил веру нашу, надежду на Него и постепенно привел к любви к ближнему и к Богу. Царство Божие силою, то есть постоянным принуждением себя, берется, иначе: возьми ежедневный крест и иди за Мной; иначе: отвергнись себя; иначе: отдай душу твою; иначе: многими скорбями подобает войти в Царствие Божие.

Итак, пора спящим проснуться и взяться за дело Божие. Мир имейте между собой и святыню, без них не войдете в Царствие Божие ни здесь, ни в будущей жизни.

Скворец пусть побольше сидит в своей скворешне, а не летает, как ворона из ковчега.

* * *

Многими скорбями подобает войти в Царствие Божие. К числу их относится и болезнь. Когда люди становятся неспособными к личному подвигу, а спастись хотят, то Господь посылает невольные скорби и болезни, вполне заменяющие произвольные подвиги, даже более ценные для нас, испорченных во многом. Верность Богу испытывается именно безропотным терпением всякого рода скорбей и болезней. Вспомни историю всех святых: пророки, апостолы, мученики, преподобные мужи и жени – чего-чего не претерпели они из любви к Богу!

Поэтому и мы не будем неразумны, а вспоминая их подвиги, веру и терпение, держа в мысли, что если со Христом страдаем, то с ним и прославимся – претерпим благодушно все посылаемое нам Богом, промышляющем о спасении всех. Воистину, волос с головы не упадет без ведома и попущения Божия. Смиримся же под крепкую руку Божию, и Он в свое время вознесет нас.

Не думай, как и куда устроишься, пока не пройдет болезнь, а поправишься – будет виднее. Не трать времени попусту. А сидя и лежа молись по четкам до утомления, только со вниманием. Это не даст тебе скучать и многому может научить, о чем ты и не догадываешься. Читай сколько можешь Евангелие и Послания святых апостолов. Для этого и дает тебе Господь досуг. Используй его должным образом.

От М. Н. получил письмо. А Олюшка не хочет мне писать. Ей, видно, некогда со службой и хозяйством. Все же я жду от нее письма...

Цените М. Н. Ее Вам послала Матерь Божия в тяжкую минуту. Считайте ее за мать и берегите ее.

Да поможет Вам всем Господь. Все будет хорошо, если крепко будете держаться за Господа и отдаваться в Его святую волю.

А если будем оскорблять Господа грехами, то пожнем, что посеем.

Да благословит вас Господь и охранит от всякого зла! Передай М. Н., что я получил письмо от Ольги Вл. Жерве и ответил ей. Она, бедная, все скорбит о муже. Да и в семье сына ей тяжело.

* * *

Ты пишешь, что Господь опять посетил тебя болезнью, ты упала и расшибла себе бок. Ты сама же и сознаешь, что это тебе попущение за грехи твои. Перед этим ты сильно поругалась с Катей. Воистину, за твою гневливость, несдержанность и прочее Господь старается смирить тебя. Должна и ты бороться с собой.

Приготовился я и не смутился... Так надо всегда быть готовым на то, что какая-либо страсть может проявиться, и знать, что предпринять, чтобы не быть одоленной ею. А если уж поддались, то надо смиряться, не оправдывать себя, а во всем себя винить и укорять, и просить прощения у Бога и у людей. «Приготовляться» ты знаешь как, а мало применяешь на деле.

Привет и благословение Божие всем.

* * *

Простите, что я долго не отвечал. Не стану оправдываться, хотя и мог бы. Простите. Прежде всего: большое спасибо за землянику. Очень благодарен. Все пришло в целости. Простите, что затруднил.

Сережа, как твое здоровье? Спала ли опухоль? Прошли ли боли в плечах и в груди?

Относительно внутреннего делания скажу тебе: не ставь себе никаких больших задач, не устанавливай никаких сроков, а всегда и во всем удерживайся от зла, от нарушения внешних или внутренних заповедей и понуждай себя на делание добра, то есть хотя и с великим усилием и борьбой, однако старайся поступать не как хочется тебе, а как велит Господь в святых заповедях. Сказано ведь недаром: Царствие Божие силою берется. К этому деланию прибавляется еще одно: терпение скорбей и болезней.

Тебя посетила великая милость Божия, не хотящая смерти грешника. Ты погибал духовно, после смерти тебя ожидала бездна адская. Слов ты не слышал, да и не мог. Нужно было сильное средство, чтобы оторвать тебя от пути погибельного. Это средство и вынужден был Господь послать тебе в виде твоей болезни. Поэтому не ропщи на Бога, не унывай, а благодари Его за милость к тебе и заботу о твоем спасении. Сказано в Слове Божием: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Итак, ты – близкий Богу, не оскорбляй же Его неблагодарностью, нарушением Его святых заповедей, ропотом.

Чтобы обрести неразвлекаемую молитву, надо смиряться перед Богом и людьми и немало упражняться. Без смирения человек всегда будет рассеиваться. Но не унывай и не отчаивайся, а терпи, жди, считай себя недостойным никаких дарований. Воистину мы все недостойны не только каких-либо особых милостей, но недостойны и имя Божие произносить.

Если будет полезно для тебя, то Господь продлит твою жизнь для твоей пользы. Жизнь во вред для души в тысячи раз хуже смерти, если смерть приводит в Царствие Божие. Я рад, что ты победил свое огорчение на меня. Это дает надежду, что ты с помощью Божией победишь в себе мирские взгляды, влечения и все удаляющее нас от Бога. Так побеждай и прочие страсти. Это нелегко, но это единственный путь ко спасению. Всегда обвиняй себя, говори самому себе: «Господь знает все, значит, мне так надо», – и успокоишься.

Слушай в духовных вопросах Катю, будьте мирны. Господь да благословит вас, да вразумит на все доброе. Прости меня, Сережа, за обиду. Может быть, и не так надо было мне поступать. Помолитесь за меня, и я вас поминаю. Привет всем знакомым. Трудись. Не унывай, все терпи, за все благодари Господа.

* * *

Кто отвалит нам камень от гроба? – А он был весьма велик. Кто отвалил? По повелению Божию отвалил Ангел10. Он же отвалит и от сердца Вашего камень нечувствия, когда придет время для этого. Нужно показать верность Господу во время нечувствия, маловерия, сомнений, холодности, во время скорбей, болезней, всяких неприятностей. Нужно волевым усилием утверждать в себе веру, когда она почти угасает по попущению Божию, чтобы человек вновь и вновь показал, к чему он стремится, что он предпочитает.

Есть «старческое» выражение: всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение. А такие добрые дела, как молитва от всего сердца, а особенно причащение, не могут остаться без мести дьявола. Он употребляет все силы, чтобы не дать помолиться как следует и причаститься. А если не может этого сделать, то старается потом напакостить так, чтобы и следа не осталось от полученной пользы. Это очень хорошо известно всем причастным духовной жизни. Вот почему нужно, по возможности со смирением и сокрушением сердечным, просить Господа, чтобы Он охранил от козней дьявола, действующего или прямо на душу, или через людей, ему подвластных.

Не удивляйтесь этому. Брань эта жестокая, и если не Господь созиждет дом, напрасно трудятся строящие его; если не Господь сохранит город, напрасно бодрствует стража. Надо предать себя в милосердные руки Божии, осознав пред Ним свою немощь и бессилие самому оградить себя от врагов видимых и невидимых. Не бойтесь. Дьявол не то делает, что хотел бы, а лишь то, что ему дозволит Господь. Смотрите книгу Иова.

Заехать можно. Буду рад видеть Вас. Господь да поможет Вам во всем.

Благословение Божие да будет всегда с Вами. Никогда не отчаивайтесь. Крест Христов да будет Вам всегда напоминать о бесконечной любви Божией к падшему человеку. Разве одной этой мысли недостаточно, чтобы всецело предать себя в руки Божии? Хоть немного надо искать Царствия Божия, и Господь никогда не оставит такого человека без помощи и утешения. Господь любит Вас! Потерпите Господа!

Приложение

І. Святые отцы о болезнях и скорбях

Святитель Иоанн Златоуст

«Где скорбь, там и утешение, а где утешение, там и благодать Божия».

«Что огонь для золота, то скорбь для души: она стирает с нее скверну, делает ее чистой, светлой и ясной. Скорбь вводит в Царство Небесное, а беспечная жизнь в геенну, потому к Царству тесный, а в геенну пространный путь. Почему и Христос, как бы предлагая нам некое великое благо, сказал: В мире будете иметь скорбь (Ин. 16, 33)».

«Когда же ты видишь, что кто-нибудь отчаивается во время скорби или произносит какие-нибудь непристойные слова, то причиной этого считай не скорбь, а малодушие говорящего, потому что скорбь по существу своему обычно производит противоположное: внимание, душевное сокрушение, глубокое размышление, преуспевание в благочестии».

«Душа во время забав бывает слабее и изнеженнее, а во время плача укрепляется, делается целомудренной, освобождается от всех страстей, становится возвышеннее и мужественнее».

Преподобный Исаак Сирин

«Кто без скорби пребывает в добродетели своей, тому отверста дверь гордости».

«Потому попускает Бог, чтобы святые Его искушаемы были всякой печалью,... что вследствие искушений приобретают мудрость».

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

«Бывают скорби и частные, и общественные. Постигают людей те и другие не без попущения Божия. Гордый разум человеческий признает себя правителем мира, потому что не видит Бога, правящего миром, и потому при скорбях, превышающих постижение человеческое, впадает в уныние и безнадежность. Но кто признает Бога правителем мира, тот в затруднительных обстоятельствах обращается к нему и сверх чаяния получает помощь».

«Когда мы подвергаемся скорби, Бог видит это. Это совершается не только по Его попущению, но и по Его всесвятому промышлению о нас. Он попускает нам потомиться за грехи наши во времени, чтобы избавить нас от томления в вечности. Часто случается, что тайный и тяжкий грех наш остается неизвестным для людей, остается без наказания, будучи прикрыт милосердием Божиим; в это же время или по истечении некоторого времени мы принуждены бываем пострадать вследствие клеветы или придирчивости, как бы напрасно и невинно. Но совесть наша говорит нам, что мы страдаем за тайный грех наш! Милосердие Божие, покрывшее этот грех, дает нам средство увенчаться венцом невинных страдальцев за претерпение клеветы и вместе очиститься наказанием от тайного греха. Рассматривая это, прославим всесвятой Промысл Божий и смиримся пред ним».

«Нам дана заповедь последовать Христу, взяв крест свой. Это значит: мы должны быть всегда готовы с радостью и веселием умереть за Христа. Если так устроим себя, то легко будем переносить всякую скорбь, видимую и невидимую».

«Моли Бога, чтобы отклонил от тебя всякую напасть, всякое искушение. Не следует дерзостно бросаться в пучину скорбей: в этом самонадеянность гордая. Но когда скорби придут сами собою – не убойся их, не подумай, что они пришли случайно, по стечению обстоятельств. Нет, они попущены непостижимым Промыслом Божиим. Полный веры и рождаемых ею мужества и великодушия, плыви бесстрашно среди мрака и воющей бури к тихому пристанищу вечности: тобой невидимо руководит Сам Иисус».

Святой праведный Иоанн Кронштадский

«Если тебе приходится переносить сильные напасти, скорби и болезни, то не малодушествуй, не унывай и не ропщи, не желай себе смерти, не говори дерзких речей перед всевидящим Богом, например таких: «О, какая лютая скорбь, о, какая не по силам моим напасть, лучше бы уж умереть мне!», – или: «Лучше убил бы я себя!» Избави тебя Бог от такого малодушия, ропота и дерзости! Но все это терпи великодушно, как посланное тебе от Бога за грехи твои, и с разбойником благоразумным повторяй: «Достойное по делам моим принял» (см. Лк. 23, 41), – да взирай мысленными очами на страждущего на кресте Спасителя».

«Скорби – великий учитель; скорби показывают нам наши слабости, страсти, нужду в покаянии; скорби очищают душу, отрезвляют ее, как от пьянства, низводят благодать в душу, смягчают сердце, внушают отвращение к греху, утверждают в вере, уповании и добродетели».

Оптинские старцы

Преподобный Амвросий

«Когда посылается нам серьезная болезнь, то мы посерьезнее и рассуждаем о себе и о наших обстоятельствах и искренно прибегаем в молениях наших ко Врачу душ и телес, всеведущему и всемогущему, всеблагому и премудрому».

«Если человек терпит скорби с покорностью воле Божией, исповедуясь во грехах своих, то через это избавляется от тяготы вечных мучений. Поэтому лучше потерпим здесь неприятности, как бы они тяжки ни были, возлагая печаль свою на Господа и молясь Ему со смирением, да избавит нас от малодушия и отчаяния, которые хуже всяких грехов».

Преподобный Макарий

«Любвеобильный Отец наш все творит на пользу нашу: иногда телесными болезнями врачует душевные недуги, а иногда посылает болезни для испытания нашего терпения и для большей награды душевными дарованиями, здесь или в будущем веке, и многие есть причины болезней, которые мы постигнуть не можем».

«Болезни твои вместо подвигов тебе вменятся, а может быть, без них мог бы впадать и в страсти – еще более лютые, чем болезни».

«Вы все еще в болезни телесной и скорбите, видя себя в бездействии. Какого же вы ищете действия? Довольно с вас терпения с благодарением. Бог не требует от болящего подвигов и трудов телесных, но душевное благое устроение всегда надобно соблюдать и иметь попечение о исправлении его».

«Если бы не было скорбей и болезней, то страсти всякого рода сильнее бы нас мучили и отводили бы в греховный плен».

«Когда человек оставляется самому себе, то никакой скорби понести не может: все выше силы его, а когда получит помощь от Бога, то скорби делаются удобоносимыми и даже незаметными».

Преподобный Варсонофий

«Не смущайтесь и не бойтесь скорбей. Скорби и радости тесно соединены друг с другом. Вам это кажется странным, но вспомните слова Спасителя: Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир (Ин. 16,21). День сменяет ночь, и ночь сменяет день, ненастная погода – ведро; так и скорбь и радость сменяют одна другую».

«Апостол Павел произнес грозное слово на тех, которые не терпят от Бога никакого наказания: «Если вы останетесь без наказания, вы – незаконные дети» (см. Евр. 12, 8). Не надо унывать, пусть унывают те, которые не веруют в Бога: для тех, конечно, скорбь тяжела, так как, кроме земных удовольствий, они ничего не имеют. Но людям верующим не должно унывать: скорбями они получают право на сыновство, без которого нельзя войти в Царство Небесное».

Преподобный Антоний

«Если вы хотите найти утешение в скорбях, обращайте немедленно сердце ваше ко Господу, Единому Утешителю, испытывайте себя, по слову Божию, то есть кайтесь, исправляйте себя, веруйте и сердцем и душой во Иисуса Христа и прибегайте к Нему, как к Единому Спасителю вашему. Чем больше вы будете молиться Богу в скорбях, тем скорее ощутите чувство сладкого утешения. Призови Меня в день скорби твоей, – сказал Господь, – и избавлю тебя, и ты прославишь Меня (Пс. 49,15). Злостраждет ли кто из вас, пусть молится (Иак. 5,13)».

Преподобный Никон

«Всякое доброе дело и вера наша необходимо должны быть испытаны. Испытание совершается скорбями».

«Скорбь есть не что иное, как переживание нашего сердца, когда что-либо случается против нашего желания, нашей воли. Чтобы скорбь не давила мучительно, надо отказаться от своей воли и смириться перед Богом во всех отношениях. Бог желает нашего спасения и строит его непостижимо для нас. Предайся воле Божией и обретешь мир скорбной душе своей и сердцу».

«Необходимо всем приготовиться к скорбям. Без признания достойным себя скорбей за свое падение нельзя познать Спасителя. Пример двух разбойников».

«От предания себя воле Божией в сердце человека является духовная сила веры и духовное утешение. Бесскорбная жизнь – признак неблаговоления Божия к человеку. Не следует завидовать живущим бесскорбно, ибо конец их бесскорбия плачевен. Искушения и скорби обнаруживают состояние души человека, выражаясь языком современным, они являются как бы каким-то экзаменом. Скорби предохраняют от превозношения».

«Плод скорбей – в очищении души и ее духовном состоянии. Его надо хранить».

«Скорби обнаруживают злые мысли наши, открыв себе эти мысли – смиримся».

«Скорби наши по наружности своей не похожи на наши вины, но в духовном отношении справедливо им соответствуют».

«Скорби попускаются, чтобы обнаружилось, кто любит Бога действительно. Без терпения скорбей даже благодарная душа неспособна к Царствию Божию. Твердое терпение скорбей равночестно мученичеству».

«Как скорби переносить? Положиться на волю Божию. А о тех, кого считаете виновниками, думать, как у преподобного Марка Подвижника написано, что они только орудия нашего спасения».

«Сила страданий не в величине самих страданий, а в том, как человек переносит эти страдания. Иногда по видимости ничтожные обстоятельства причиняют человеку величайшее горе. Надо сочувствовать. И один и тот же по видимости факт разным людям причиняет страдания в разной степени. Это зависит от того, как человек принимает их».

Преподобный Нектарий

«Когда будут скорби и вы будете не в силах перенести их, тогда от всего сердца обратитесь к Господу, Матери Божией, Святителю Николаю, святому, имя которого носите, и скорбь облегчится».

II. Из писем схиигумена Иоанна (Алексеева)

Схиигумен Иоанн (Алексеев, 1873–1958), автор широко известных «Писем Валаамского старца», наставник, строго державшийся учения святых отцов и приведший на путь спасения множество людей, был человеком огромного духовного опыта, умевшим просто и доходчиво объяснить даже самое сложное для осознания, в частности – донести до собеседника понимание смысла болезней и страданий человеческих.

* * *

Христос посреди нас!

В твоем последнем письме повторяешь свои переживания. Но теперь они, благодарение Господу, кончились. Не было бы скорбей, не было бы и спасения, сказали святые отцы; от скорбей две пользы: первая – усердие к Богу и благодарность от всей души, вторая – избавляет от суетных попечений и забот. Из святоотеческих писаний видно: они, подобно нам, тоже унывали и малодушествовали, даже испытывали то, что не пожелали предать писанию, чтобы нас, неопытных в духовной жизни, не смутить и не привести в отчаяние. Конечно, Господь попускает быть скорбям соразмерно нашим силам, кто какие может понести. Скорби нас смиряют – у нас есть какая-то самонадеянность, что мы своими силами можем преуспевать в духовной жизни, а в скорбях-то и научаемся смирению, начинаем понимать, что наши усилия без Божией помощи не достигают цели. Наш должен быть труд к добродетели, а успех в добродетели зависит уже от благодати, и благодать дается от Бога именно только смиренным, а без смирительных случаев не смиришься.

Мудрую духовную жизнь святые отцы до тонкости объяснили в своих писаниях, а их писания больше познаются жизнью. Если сам будешь работать, очищать сердце от страстей, – тогда будет все яснее и понятнее. Преподобные отцы, молите Бога о нас грешных и откройте наш умишко, чтобы уразуметь ваши писания.

Пишешь, что дела рассеивают молитву. При делах имей память Божию, она тоже молитва, и то хорошо, что есть у тебя стремление к духовной жизни и к молитве. Это уже половина спасения, а далее Бог поможет тебе, только не унывай и не малодушествуй, помоги тебе, Господи.

Еще пишешь, что и начала не положила. Это чувство хорошее, путь к смирению, в духовной жизни так и есть по закону духовного ведения: чем больше человек приближается к Богу, тем больше видит себя неисправнее и грешнее. Избави Бог, если человек увидит себя праведным. Господь да поможет вам, Господь да избавит вас от вечной муки.

* * *

Письмо ваше содержательно, писано от чувств, я получил своевременно и прочел с любовью. Благодарение Господу нашему Иисусу Христу, что Он по своей милости освободил тебя от тяжести твоего внутреннего смущения, и эта помощь была по вере твоей, а не от меня грешного, многосплетенного разными грехами. Хорошо, что прибегаешь к Богу о помощи в скорбные минуты, ибо душа наша сотворена по образу и подобию Божию, следовательно, только в Боге и можем получать помощь и утешение в скорбные минуты.

Знай, что без скорбей нам не прожить. Господь сказал, что в мире скорбеть будете. Не было бы скорбей, не было бы спасения, как говорят святые отцы. Господь избрал на проповедь святых пророков и апостолов, однако скорби не отнял от них, а Господь наш Иисус Христос, совершенный Бог и совершенный человек (кроме греха), скорбною жизнью жил на земле. От сотворенного Им человека терпел укорение, поношение, презрение, насмешки, побои, даже до позорной смерти распятием. Советую тебе, не унывай, терпи, молись и старайся быть мудрой, как змея, и кроткой, как голубь (смотри Евангелие от Матфея 10,16). Если будешь прибегать к Богу, Он по своей милости и умудрит тебя, и даст голубиную кротость.

* * *

Ваше письмо я получил своевременно. Вполне сознаю, даже сочувствую вашей тяжелой скорби. Что делать: ведь не без Божией же воли они нам приходят; не было б скорбей – и не было бы спасения, все же они очень нас смиряют, и всех и всюду они преследуют, только в разных видах. Судьбы Господни непостижимы нам, грешным, и никакой ум решить не может: почему Господь посылает разные скорби, одним очень тяжелые, а другим легкие. Против скорбей одно средство: терпение и молитва, сказал преподобный Марк Подвижник.

Большая наша ошибка, что мало думаем о переходе в другой мир, ведь эта наша жизнь в юдоли сей плачевной – не что иное, как путь к вечности и приготовление к ней. О, вечность, ты вечность, не имеющая конца!

Господи! Имиже веси судьбами11 спаси нас грешных. Аминь! Вы писали: «Вы знаете мою скорбь, от которой я только и спасаюсь в молитвенном уповании на милость Божию, представляя Его благой воле промыслительно устроить все во благо нам». Выражено хорошо, даже до слез. Именно только этот способ облегчит скорбь и упразднит смущение. Вы читаете преподобного Варсонофия Великого. Очень назидательная книга, я ее всю свою жизнь зубрю и не могу начитаться.

Святое Писание могут понять правильно только чистые сердцем, они уразумеют волю и намерение Божие в Писании, а людям с неочищенным от страстей сердцем послужит камнем преткновения.

Не мне бы отвечать на ваше письмо, но я забыл свое невежество, написал, что было у меня на сердце.

* * *

Все отвечал на письма разным людям, вот очередь пришла, и на твои письма надо отвечать. Это хорошо, что любишь дома сидеть и к себе никого не звать, а если люди что скажут, ты держись своих убеждений. Тоже хорошо держать себя подальше от приходских дел, а когда что коснется и надо говорить – не забудь, прежде помолись, на опыте увидишь пользу. Хоть и тяжеловато терпеть скорби, но очень полезно. И мы должны готовиться с Божией помощью терпеть поношение, укорение, презрение и насмешки – если так подготовимся, когда они придут, легче будет переносить их. Люди непостоянны: сегодня хвалят, а завтра свалят.

* * *

Христос посреди нас.

Ты пишешь о своих болезнях, что они посланы Богом за грехи твои. Нет, не так надо думать. Судьбы Господни непостижимы, и наш ограниченный умишко не может понять их; разные болезни и скорби даются Богом нам грешным, однако знай, что в сей юдоли плачевной, временной жизни, миновать их не можем.

Умудри тебя, Господи! Не представляй Бога очень строгим судьей и карателем. Он очень милостивый, принял нашу плоть человеческую и пострадал, как человек, не ради святых, а ради грешников, подобных нам с тобой. Отчаиваться не надо, ибо нет греха, превышающего Божие милосердие, отчаяние всегда дьявол наносит, его слушать не надо. Старайся по возможности исполнять заповеди Господни, не осуждай ни кого ни в чем и не будешь осуждена; если будешь следить за собой, конечно, найдутся грехи, которые не дадут причины осуждать других. Еще: «Чего себе не желаешь, того и другим не делай», и прочие евангельские заповеди.

Благодари Бога, что Он по своей благости избавил тебя от ненависти к родителям твоего мужа. И впредь старайся ни на кого не иметь вражды, ибо от ближнего зависит жизнь и смерть.

Святой апостол Павел, перечисляя степени святых, уподобляет одних солнцу, других луне, а иных звездам, и звездам имеют большую разницу между собой, но нам бы с тобой быть хоть и малюсенькой звездочкой, но на том же небе. А если что и стрясется по человеческой немощи, унывать не надо, смиримся, осознаем свою немощь и покаемся.

Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповаем на Тя, аминь!

* * *

Ты все пишешь о своих скорбях и о своем внутреннем расстройстве. Знай, что иначе и быть не может в сей временной жизни, и не доискивайся, от кого и через кого они приходят, ибо без Божия попущения они не бывают. Если и волос с головы не упадет, то тем более покровительство Божие над человеком, и еще сказано: В терпении вашем спасайте души ваши. Я и раньше тебе писал, что в скорбях одно средство: молитва и терпение.

Во время скорби жди мирного устроения, а во время мирного устроения жди скорбного. В этой временной жизни мирное и скорбное переживание чередуются. И святые Божии люди не были свободны от этих переживаний. А ты хочешь найти какую-то новую стезю, чтобы миновать тяжелые переживания, но так не бывает. Ведь тебя площадною бранью не ругали и по щекам не ударяли? Вспомни-ка терпение Богочеловека: биение по щекам, тростью по голове, плевание в лицо и разные насмешки, и это все терпел ради нашего спасения. А мы ради своего спасения не хотим потерпеть и малых человеческих неприятностей.

Пишу и краснею, других учу, а сам кругом виноват, но все же не отчаиваюсь, уповаю на благость Божию, что Он спасет Своею милостью меня нерадивого.

Прости за краткость письма. С любовью во Христе.

* * *

Вот по Божией милости тяжелая операция твоя прошла благополучно. Теперь чувствуешь себя очень тяжело, что делать. Приходится терпеть с расположением на волю Божию.

Будем молиться так: «Ты, Господи, сердцевидче, знаешь нашу человеческую немощь, скорби и нужды раньше нашего прошения, и веруем, что и волос с головы не упадет без Твоей воли. Благоволи дать нам жизнь нашу прожить по Твоей воле, ибо мы, грешные, не знаем, что нам полезно».

У меня ноги мои сдали, обе болят. Ты посмотрела бы, как я утром встаю, точно младенец, который только что учится ходить, потом раскачаюсь и хожу; служить затрудняюсь, причащаюсь в алтаре. Все же пока бодрюсь, ко всем службам хожу, только приходится все больше сидя слушать службу и молиться. Впрочем, святые отцы сказали, если и сидя по нужде молиться внимательно, Господь принимает твою молитву, а если и стоя молиться, но рассеянно, Господь не внемлет такой молитве. Ибо внимание – душа молитвы.

Может быть, летом приедешь к нам, тогда поговорим о едином на потребу12, а если умру, посети могилку мою и помолись о упокоении грешной души моей.

Призываю Божие благословение, храни вас Господь и Царица Небесная.

* * *

Получил твое письмо, вот ты опять больная, в скорбях и унываешь. Много-то не унывай, твои болезни и скорби не случайное явление, а Богом посланы, и нам непостижимо Его святое промышление о нас грешных; если Господь промышляет о птицах (смотри от Луки, 12,6), так неужели ты забыта у него?

Твоя большая сложная операция отразилась на твоем организме, «земные врачи не помогли тебе», как ты пишешь. Я советую теперь обратиться к небесному Врачу душ и телес наших, к Господу. Кто там твой духовник? Попроси его пособоровать тебя и причастить Святых Христовых Тайн.

Если тебе приехать к нам теперь, то неудобно: у нас холодно, ты больная, расход и потеря времени.

Господь душе и телу твоему да будет заступник.

* * *

Е. сказала мне, что у тебя умерла мама и ты очень унываешь и скорбишь о ней. Горевать не надо, твоя мама не умерла, а перешла в другой, вечный мир, ибо тело из земли и в землю пойдет, а душа от Бога и к Богу пойдет. Эта наша жизнь временна и наполнена разными скорбями, и никто не может их избежать, только скорби разные бывают. А так как душа сотворена по образу и по подобию Божию, кроме Бога нигде и никогда не найти покоя и утешения; если будем полагаться на волю Божию, тогда скорби будут тревожить только слегка.

Мама твоя теперь избавилась от всех этих земных скорбей и будет жить вечно в другом мире, где нет конца, и весь род человеческий от Адама до второго пришествия Спасителя на землю туда же пойдет.

Надо крепко веровать в Святое Евангелие и стараться, насколько сил хватает, исполнять заповеди Спасителя; а мы точно глухие и не слышим, что Господь призывает нас: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Вот Кто только может успокоить нас! Аминь.

* * *

1

Прелесть (буквально: лесть в превосходной степени)- в христианском понимании означает ложное высокое мнение о себе и своей духовности, самообольщение, а также духовное заблуждение, обманутость демоническими силами.

3

В связи с кончиной схимонахини Валентины, духовной матери адресатов письма.

4

Дьявол.

6

Ветхий человек – внутренняя греховная сущность человека, которая во всяком христианине должна быть преодолена («совлечена») и заменена совершенно новой, духовно и нравственно здоровой сущностью (см. Рим. 6,6; Еф. 4, 22; Кол. 3,9).

7

Имиже весть судьбами (церк.-слав.) – какими знает путями.

8

Зрети (церк.-слав.) – видеть.

9

Заушение (церк.-слав.) – пощёчина.

11

Имиже веси судьбами (церк.-слав.) – какими знаешь путями.

12

См. притчу о Марфе и Марии, Лк. 10, 38–42.

 

Источник: Болезни и скорби [Текст] / [сост. А. И. Осипов]. – М. : Православное братство св. ап. Иоанна Богослова, 2015. – 60, [2] с. ; 17 см. – (Из писем игумена Никона (Воробьева)). – 5000 экз. – ISBN 978–5-89424–152–4 : Б. ц

Комментарии для сайта Cackle