Источник

Письма к клирикам

Агафону, епископу

Люди, не зная, может быть, будущего, отчаиваются в спасении тех, которые живут до безмерности порочно. Бог же не оставляет надежды, пока не умрут они, но, взирая на последующее, тем более их увещевает и призывает.

Анастасию, епископу

Светило великой Византийской Церкви или, лучше сказать, целого мира, дивный иерей Иоанн, как прозорливый, многократно видел, что дом Господень во всякий почти час, особливо же во время Божественной и бескровной жертвы, не бывает оставляем Ангелами или лишаем их попечения. Почему, исполненный удивления и радости, наедине рассказывал о сем близким из духовных друзей своих. Как скоро иерей, говорил он, начинает совершать святую проскомидию, внезапно блаженные силы, во множестве сошедши с неба, облаченные в пресветлые некие ризы, с босыми ногами, с внимательным взором, с преклоненным долу лицом, в благоговении, великом безмолвии и молча окружая жертвенник, предстоят до совершения страшного Таинства. Потом, разошедшись по всему досточтимому храму, каждый из них здесь и там содействует, помогает и подает силы находящимся в храме епископам, пресвитерам и диаконам – всем, раздающим Тело и честную Кровь. Пишу же сие, чтобы, познав, сколько страшного в Божественной литургии, и сами, утратив сей Божественный страх, не предавались нерадению, и кому-либо другому не дозволяли во время проскомидии беседовать и шептаться, или смело подавать другим знаки, или стоять, качаясь со стороны на сторону, туда и сюда озираясь, или беспечно и запросто ходить с места на место. Ибо Господь говорит Моисею, а чрез него и всем иереям: «благоговейны, а не небрежны сотворите сыны Израилевы...» (Лев. 15, 31).

Вевиану, епископу

Злостраданиями пресекать и приводить в бездействие возбешение плоти и воспламеняющееся в теле сластолюбие божественный апостол называет «телесное упражнение». «Благочестие же, – говорит он, – на все полезно» (1Тим. 4, 8); и оно действительно таково, потому что при содействии Божием может совершенно уничтожить страстные воспоминания и приобрести наконец постоянную чистоту ума.

Евфимию, епископу

Сатана во всякое время старается затруднить душу в стремлении к лучшему, а наиболее во время молитвы употребляет многие способы и внушает тысячи помыслов, отвращая ум от предположенного и приводя его в кружение и парение, чтобы человек с пустыми недрами отступил от Всесовершенного. Ибо в точности знает лукавый, что великие дела возможно совершить тому, кто без развлечения молится Богу, и потому каким бы то ни было, разумным или неразумным, способом усиливается привести ум в кружение. Но мы, зная это, будем противоборствовать нашему врагу и, когда станем на молитву или преклоним колена, не дозволим войти в сердце наше ни одному помыслу, белому, черному, десному и шуиему, основанному и не основанному на Писании, кроме одного молитвенного возношения к Богу и с небес нисходящего озарения и просветления в нашем владычественном (уме). Поэтому, отринув всякий повод к развлечению, и леность, и уныние, и всякий благовидный предлог, трезвенно и с горячностью посвятим себя великому делу молитвы, которое есть корень бессмертия.

Евфимию, епископу

Бегать должно раболепства, угодливости и невоздержания в пище, но более со скромностью, с рассуждением, со страхом Божиим и с благодарностью надлежит касаться предлагаемого.

Елевферию, епископу

В день суда сами будем своими обвинителями, обличаемые собственною совестью. Поэтому в этой крайности найдем ли иную какую защиту или помощь, кроме одной веры в человеколюбивейшего Господа Христа? Вера сия великая наша защита, великая помощь, безопасность, и дерзновение, и ответ для сделавшихся безответными по несказанному множеству грехопадений. Ибо, во время нашего борения и безмерного страха, памятование о возлюбленном Владыке Христе и твердо укоренившаяся и непоколебимая вера в Него, представ, подобно некоему благоприветливому, мирному, светлому и кроткому Ангелу, отгоняют трепет и стыд, исполняют благодушия и отчужденного делают присным Богу. Поэтому в таком значении понимай те апостольские слова, смысл которых желал ты дознать, а именно: «...мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие… в день, когда… Бог будет судить тайные дела человеков» (Рим.2:15–16).

Марианну, епископу

Во всем можно находить великое домостроительство благого Владыки о рабах Его, так что, если что кажется горестным и не во всем соответствует их желанию, то и это к пользе многих домостроительствуется неудобозримою премудростию Господа, по неисследимым судам Его. Но противостань искушениям, которые ныне, наподобие бури, восстают на нас, и увенчай себя, отец, молясь обо мне.

Олимпию, епископу

Не будь жесток, чтобы не испытать на себе Божия гнева, хотя и представляется тебе, что ты пламенеешь ревностию богочестия. Ибо и блаженнейший Иона великую горячность ревности смягчил при помощи кита. Поэтому смотри и ты, чтобы за несострадательность не быть когда-нибудь преданным киту, какому-либо неожиданному и несносному искушению. А под китом разумею теперь диавола. Но чтобы не показалось, будто бы преступаю меру, перескажу кратко древнюю историю, и может быть, убедишься щадить немощных душою. Был один епископ Карп, современный апостолам. При нем два юноши, обратившись от еллинской прелести и от внешних училищ, приступили к Церкви Христовой и по прошению сподобляются Божественного крещения. Но немедленно, дознав о сем, возросшие вместе с ними раз пренечестивые и негодные. Когда же говорил он это, вот открывается весьма страшное и поразительное зрелище. Христос снисходит с неба, и огненные змеи обращаются в бегство, а Он, с благоволением и великою кротостию появ юношу, выносит из бездны и полагает на земле, показывая сим спасение их. Ибо действительно впоследствии, обратившись, оказались великими христианами. Укоряет же Христос Карпа за угрюмость и жестокость, а равно и за то, что без сострадания с твердостью произнес проклятие. Поэтому, зная сие, епископ, не предавай немилосердно анафеме, не изгоняй навсегда из Церкви людей, по увлечению прилагающихся к нечестию, Филимона и Сосандра, но лучше, по правилам святых апостолов, отлучив от Церкви на узаконенное время, обличай, вразумляй, увещевай, понуждай, изливай на них милосердие Христово, утешай, обновляй, подкрепляй, омывай их собственными их воплями и слезами, украшай постами, просветляй многими бдениями, прикрывай молитвами, когда обнажены от богочестия по злобе диавола и по злоумышлению беззаконных людей, посевай в них добрые надежды, когда они просят, умоляют, подают милостыню и умилостивляют единого благоутробного, человеколюбивого и преисполненного щедрот Спасителя нашего Христа.

Павлу, епископу

Нимало не смущайся, когда зловредные демоны во время молитвы, наиболее распаляясь гневом, наводят на душу полчище непристойных помыслов. Ибо и самые лютые змеи наиболее раздражаются и приходят в сильнейшее движение, когда слышат произносимый на них заговор. Так, самым сильным, действенным и страшным заговором служит для демонов трезвенная молитва. И как в то время, когда какой-либо праведный и благочестивый человек приходит к одержимому духом, он в большем бывает смятении, так, когда поем псалмы и молимся, демоны, мучимые и утесняемые, как бы от нашествия на них какого-либо праведного и неприязненного им мужа, опаляемые богочестивым нашим делом, мятутся и наиболее тогда неистовствуют и, будучи не в силах сделать что-либо большее, как разжженными стрелами, мучат нас недозволенными помыслами. И если только не прекратим молитв и псалмопений, то в непродолжительном времени увидим, что они исчезнут пред нами, как дым.

Тимону, епископу

Ни в каком случае не станем умолять Бога об избавлении нас от Его обличений и наказаний и не будем отвращаться от Отца духов, чтобы за кратковременное о чем-либо нерадение и малодушие не утратить нам оное вечное, неотъемлемое, на небесах уготованное нам наследие и непрекращающееся веселие.

Ему же

Поскольку пишешь мне, что весьма угодны и приятны тебе мои писания, то прими теперь и святого Давида, который, вместо горестей настоящего века, благовествует тебе непрекращающееся радование. Ибо говорит: «блажен человек, егоже аще накажеши, Господи» (Пс.93:12); "во вся дни будущие возвеселихомся, за дни, в няже смирил ны еси, лета, в няже видехом злая» (Пс.89:15); и: «потоком сладости Твоея напоиши» (Пс.35:9) нас, надеющихся на защиту крыл Промысла.

Филагрию, епископу

Умертви, прошу тебя, телесные свои члены; если можно, все иждивай духу, не медли вступить на путь тесный и проходимый немногими. Сделайся смиренным и возвышенным, смертным и бессмертным, земным и небесным, наследником Богу, сонаследником Христу. Да будут у тебя непрерывная молитва, благообразное, неослабное и единомудренное псалмопение, поучение в словесах Божиих, частое преклонение изможденных колен, бодрствование души и тела со слезами, очищающими привнесенную, как вероятно чувствами, скверну, вспомоществование утружденным, попечение о бедных, пища, одежда и питие им. Ибо, если найдется у тебя все это и подобное этому и ежедневно будет приумножаться и возрастать, то не праздным и бесплодным представит оно тебя Христу, Богу всяческих, в день мздовоздаяния.

Филимону, епископу

Во время приражений врага расслабевать, рассеваться, не памятовать с строгим образом мыслей о страшных судах Господних, но предаваться удовольствиям и уступать воле плоти значит упасть из решетчатого окна и заболеть самою трудною душевною болезнью, которая гораздо мучительнее телесного недуга. Ибо сказано: «Охозия же упал чрез решетку с горницы своей… и занемог» смертельною болезнию (4Цар. 1, 2), то есть царственный ум пал в мысленную смерть деятельного греха.

Филону, епископу

И у самих вас достанет сил живущим в монастыре вашем дать каждому должные правила. Но поскольку в письме своем упоминали вы о пище, прося сообщить свое о сем мнение, то признаю за лучшее, так как телесное сложение бывает различно и одни больны, а другие здоровы, установить пищу неодинаковую, каждому лицу сообразную, и здоровым в удовлетворение потребности предлагать овощи грубые, а немного больным в утешение их – овощи садовые, крайне же изнемогшим и обессилившимся в подкрепление сил давать в меру и мяса.

Феодулу, епископу

Уважь хотя имя свое! Сан священства, как видно, стал правом на самоуправство, когда ты с неистовством бьешь и обираешь людей свободных, не делающих ничего худого. Где же дать место великому Павлу, который постановил закон: «епископ должен бытьне гневлив… не бийца, не корыстолюбец» (Тит.1:7)? А ты, гнусного ради прибытка, обижаешь и гонишь всех.

Исидору, чтецу

Первоверховный из апостолов Петр говорит, что если укоряют «вас за имя Христово, то вы блаженны» (1Пет. 4:14); и Господь изрек устами Исаии: «злословия их не страшитесь» (Ис.51:7); да и Сам взывает в Евангелии: «блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5, 11, 12). И апостол Павел в Послании к Евреям весьма восхвалил имеющих горячую веру в Спасителя Христа. А если это действительно так, то нимало не упадай духом и не приходи в боязнь, если люди низкие, безбожные и ненавистные поносят тебя за добрую о тебе славу, за доброту нравов твоих и за видимое для всех благочестие. Ибо и блудники смеются над целомудренными, и нечестивые издеваются над благочестивыми, и порочные ругаются над добрыми, и слепые называют себя дальновидными, и самые негодные люди с рукоплесканием провозглашают грехи и самые постыдные страсти бесчестия, уверяя, что горькое сладко. А мы над ними более посмеемся, их осудим, будем плакать и проливать слезы о погибели всех подобных им.

Наставление новоначальным монахам

Юному должно приобучать себя к тихости телесных движений, к благообразию в одежде, к мерности и чинности в голосе, к безмятежному вкушению пищи и пития и при скудости, к молчанию пред старейшими, к внимательному слушанию премудрейших, к любви равных, к готовности с любовию давать совет младшим, к удалению от людей дурных, плотских и вмешивающихся не в свое дело. Он должен мало говорить и больше думать, не употреблять смелых выражений, не вести излишних разговоров, не быть склонным к смеху, украшаться стыдливостью, не разговаривать с женщинами, взор потуплять долу, а душу возносить горе, избегать прекословия, не домогаться учительского достоинства, не ценить высоко почести, оказываемые людьми, особливо же не знающими, что подлинно досточестно, но стараться заслужить одобрение людей благоразумных, этой лучшей из всех похвалы. А преуспев, должен он приобучить себя к тому, чтобы искать похвалы только от Бога. И если сделается способным учить и приносить пользу другим, то пусть делает это ради награды, отложенной у Бога, как дело, которое обязан исполнить пред Богом и которое от Бога вознаграждается вечными дарами.

Преподобный Нил. Византийская гравюра Кириаку, монаху

Господь наш Иисус Христос, как говорит апостол, «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп.3:21). Ибо теперь случается иногда, что тело человеческое бывает в унижении и бесчестии, терпя от демонских нападений, а часто и от лености самой души, впадая в какие-либо пороки и скверны, иногда же порабощается и крайне унижается грехом и во время самой смерти и погребения с уничижением и бесчестием влачится по земле и предается оной в великом убожестве, так как сказано: «сеется в уничижении, восстает в славе» (1Кор.15:43). Но во время восстания всех человеков, сложив с себя тление и унижение, тело наше восстанет украшенное славою и велелепием Христа Спасителя и не будет уже более совращаемо в грех и тление, и уничижаемо смертностию, суетностию и злостраданиями, но бесконечные веки пребудет нетленным.

Ему же

«Возвел еси человеки на главы наша» (Пс.65:12). Ибо иногда попускает Бог демонам бесстыдно восседать внутрь главы, то есть в мысли, и увлекать душу к непристойным помыслам, с которыми нам необходимо бороться и сражаться, не соглашаясь и не входя в союз с ними.

Ему же

Бывают у людей иные состояния и положения столько чистые, что один заступает место солнца, другой – луны, третий – звезды; и видишь, что иной человек нередко более Соломона прославлен был мудростию свыше, а впоследствии за усыпление, за ослабление внимательности оставлен Богом, отлагает благоговение и страх Всесовершенного и впадает в нечестие и в великие грехи, так что можешь сказать: совратилось солнце, сверх чаяния впал в дела непозволенные! Ибо нередко бывает подобное этому; и люди ревностные иногда впоследствии за нерадение лишаются охранения Святым Духом, и идет на них войною Навуходоносор, разрушает город сатанинскими орудиями, а царя, разумею ум, ослепляет, как Седекию, отроков заключает в узы и отводит в иносказательный Вавилон, а святыню Давида и Соломона и прочих царей – все, что было в сокровищницах сердца с великим трудом и тщанием приобретено, собрано и уготовлено, – берет с собою, и храм Господень сожигает и готов попрать нечистыми ногами.

И слышу, как, сетуя о сем, взывает псалмопевец: «помилуй мя, ...яко мнози борющии мя с высоты демоны, попраша мя... весь день» (Пс.55:2–3); «яко возвел еси враги на главу мою» (Пс.65:12). И Иеремия оплакивает душу, которая прежде за преспеяния свои властвовала, а теперь по праву войны взята, бысть под данию (Плч.1:1), служа диаволу грехами. Впрочем, кто и впал в такие бедствия, если не до конца вознерадит о себе по малодушию, но, покаявшись, обратится к Господу и мужественно возобновит прежние любомудренные деяния, снова возвращается к тому Владычняя благодать и о нем изречет пророческое слово: обращуся, и «восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней» и преспеяния, и Божественные дарования, и внутреннее ведение восстановлю и устрою (Ам.9:11), «слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2, 9). Это написал я в ответ на то, что заключалось в письме твоем.

Феодосии, монахине

Хочешь или не хочешь, но по телу ты женщина. Поэтому перестань учить в церкви мужей; потому что апостол ясно признал это неприличным (1Кор. 14, 35), хотя и тысячекратно будешь утверждать, что ты далека от свойственного женам состояния и по утверждении в себе девственного образа мыслей стала тверже мужей.

Феодоту, диакону

Не надобно приходить в удивление от того, что бывает в жизни, потому что и с людьми трезвенными повсюду неразлучны искушения и от своих и от чужих. Поэтому и апостол, видя воздвигающиеся бури опасностей и боясь, чтобы некоторые из учеников не пришли от сего в смущение, сказал в своем послании: "послал я к вам Тимофея..., чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено» (1Сол.3:2–3). Сказанное же им значит: такова жизнь наша, таков чин апостольского постановления – терпеть тысячи зол; так нам суждено, говорит апостол. Как товары выкладываются для того, чтобы продавались и покупались, так и апостольской жизни суждено, чтобы подвергаться злословию, злострадать, не иметь никакого отдыха; и те, которые трезвятся, не только не терпят от сего вреда, но еще приобретают большую выгоду.

Ему же

Сказано: «благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих» (Пс.33:2). Ибо стыдно для нас благословлять Бога при добром и молчать при горестном положении дел. Напротив того, тогда более должно благодарить, когда злостраждем, зная, что «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр.12:6).

Ему же

«Аз же яко маслина плодовита в дому Божии» (Пс.51:10), никогда не теряю блаженного упования. Сделаемся поэтому маслиною плодовитою, не в другом где-либо месте, не в язычестве, не в иудействе, не в зловредной ереси, но в дому Божии, то есть в вере и благочестии, потому что злочестивые, вне Церкви, напрасно приносят плод.

Ему же

Как для Иосифа начало было затруднительно, долгое время дела шли, казалось, вопреки обетованию, но впоследствии произошло большее ожидаемого, так и в деле крестном не вдруг, не пред началом и не в начале оказался полный успех, но сперва соблазн растет, и хотя совершилось нечто немногое ради чуда и для вразумления отваживавшихся на распятие Господа, однако же все это вскоре миновалось; потому что, если раздралась тогда завеса церковная, и камни распались, и солнце померкло (Мф.27:51, Лк.23:45), то все это было делом одного дня и многими предано забвению. После же того апостолы вскоре в бегстве, в гонении, подвергаясь нападениям, козням, таятся, скрываются, боятся и так проповедуют слово; а народ иудейский полновластно влечет, позорит, терзает верующих, и Распятый видит это и терпит. Но смотри, как после этого более солнца воссияло дело Церкви и объяло целую вселенную.

Ему же

Вещающий сперва Богу: «воззову во дни, и не услышиши» (Пс.21:3) – впоследствии говорит: «яко не уничижи, ниже негодова молитвы..., и егда воззвах к Нему, услыша мя» (Пс.21:25). Поэтому бывает время замедления у Бога, Который предусматривает о нас нечто лучшее и премудро домостроительствует судьбу нашу, а потому, с пользою для нас, не вдруг дарует просимое. Бывает время неслышания и время услышания: «яко время ущедрити его» (Пс.101:14), говорит Писание, то есть ущедрити душу, возводящую взор к Богу, яко прииде время чудотворению Всесовершенного.


Источник: Преподобный Нил Синайский. Путь к добродетели. М.:Изд-во Сретенского монастыря, 2006

Комментарии для сайта Cackle