Письма
Содержание
1. Никите Коронидскому, хартофилаксу и синкеллу, Никита Стифат, простой монах и пресвитер Студийского монастыря 2. Ответ Никиты Коронидского, синкелла и хартофилакса 3. Из другого письма 4. Никите Коронидскому, хартофилаксу и синкеллу, Никита Стифат, монах и пpесвитер Студийскою монастыря (ответ) 5. Его же письма с возражениями софисту Григорию 6. Ему же 7. Ему же 8. Ему же
1. Никите Коронидскому, хартофилаксу1 и синкеллу2, Никита Стифат, простой монах и пресвитер Студийского монастыря
Некто из мудрых был недоволен моим трактатом о душе и рае, послав против него свои предположения и вопросы. Однако первые, являющиеся крайним незнанием и неуместностью, я отверг, что справедливо; вторые же, происходящие от двусмысленности размышлений, я разрешил и убедил (его) не забывать собственной меры, но быть рассудительным, чтобы от забвения таковой он бы не переступил границу. Итак, я понял необходимость послать тeбe письма против оного, после того как все было высказано, прочитай, чтобы ты знал без околичностей рассудительность и точность доводов, и что они являются здравыми по мудрости Слова, и что, как я думаю, ни в чем не лишены знания Слова, и чтобы ты написал нам, (подданным) твоим, с высоты своего положения3, свое решение о них. таким образом мы, любящие тебя, имели бы более авторитетное мнение для бесед. Мир тебе, благословенный господин мой.
2. Ответ Никиты Коронидского, синкелла и хартофилакса
Благословен Бог, святой отец, Который утверждает сообразно времени, словно светила. вас, отцов наших, на земле, никогда не оставляя мир свои непросвещенным светом сияния Пресвятого Духа. Следовательно, тщетно мы оплакиваем, что божественная мудрость не живет в мире. Ибо вот, согласно с тем, что сказано Фесвитянину (3Цар.19:18, Рим.11:4), есть многие отцы, во всяком случае, познанные и сохраненные Богом, которые в том, что не согнули колен пристрастием к земному, отличаются духовным взором и исследуют сокрытые глубины Духа. Я прочитал письмо, содержащее трактат «О душе», полное божественного Духа, все насыщенное догматами, целиком исполненное благодатью божественной и человеческой мудрости, наполненное созерцательными и нравственными и естественными и божественными насаждениями, подобное, поистине, другому раю, и ты, во всем самый опытный садовник и возделыватель ею, постарался из любви навечно напитать природу людей вечно живым из плодов его, чтобы и сам ты имел вечно живые вознаграждения. Действительно, нелжив сказавший, то «знание мудрого увеличивается подобно наводнению» (Сир.21:16). Итак, почтеннейший, я прочитал:по письмо против таковых речей и, выписав (из них) все то, с чем я был не согласен – из-за неотесанности, разумеется, ибо кто я такой, чтобы судить таковые речи, даже не могущий нимало не моргая смотреть на божественный светоч? – отправил (тебе). Итак, рассмотрев все это, если оно имеет какой-либо смысл, прими изученное как из дружеского устремления ибо этим я стараюсь извлечь из таковых слов сказанное с уловкой и завистливое в целом и даже в мелочах. Если же выписанное (является) безрассудным, пусть (им) пренебрегут. Только не оставляй воссылать за меня твои святые молитвы.
3. Из другого письма
Я прочитал, почтеннейший отец, и твои возражающие письма к софисту, о рае и о пребывании ныне душ в раю со Христом, как будто восстановлением4 предстоит, что и Христос и сами души удостоятся большего. Не следовало, чтобы ты вообще отвечал говорящему вздор. Ведь таковы взгляды не благой души5, но порождение лукавого, и пусть они будут сокрыты в разверзшемся аду. Достоин же осмеяния говорящий, что возглас диакона Двери! Двери! побуждает стоящих вне жертвенника внимать божественным таинствам. Ибо если таинства, (то) всячески и сокрыты, скрытое же кто, пожалуй, владеющий рассудком, побуждал бы постигнуть того, кто вне этих (таинств)? Ибо таинства ныне подаваемы от иереев и совершаются они в молчании. В других же местах я сам видел, что висящая у божественного алтаря завеса во время (совершения) таинств подплывает и покрывает так, чтобы даже сами иереи не были видны со стороны стоящих вне (алтаря). Это же ввел блаженнейший среди патриархов господин (наш) Евстафий6. Если же мысль желает подняться ввысь способами восхождения, то она не будет иметь недостатка в Духе. Относительно же толкования апостольского изречения, которое гласит: «Всякий грех, который делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1Кор.6:18), (его) многие святые отцы толковали, и написанное об этом тобой, почтеннейший, выстроено в дополнении к высказанному ранее, святой отец и господин
4. Никите Коронидскому, хартофилаксу и синкеллу, Никита Стифат, монах и пpесвитер Студийскою монастыря (ответ)
И всякий раз все твое – мне искренне мило и радостно, дорогой господин, ибо (происходит) из дружественной и потому наиболее независтливой души, приносящей незапятнанную любовь нам, искренне любящим тебя Поэтому и одобрив все (твои) вопросы, поставленные к тракта гам со смыслом, и наблюдения, сделанные удачно, я понял, что нужно написав апологию того, что ты пожелал изучить, мои друг и господин мой.
1. Ты просишь объяснить, почему мы сказали, что ангелы участвуют в свете и благодати соразмерно чину, хотя отец Григорий Богослов сомневался относительно них7? Потому что мы точно научены наблюдавшими чины и силы и озарения их (ангелов); к ним, которые являются более древними служителями Христу, и надо нам полностью присоединиться нежели к божественному отцу Григорию. Кто же они? Павел, который взошел на третье небо и наблюдал там все зрелища и слышал «неизреченные слова» (2Кор.12:4), и Дионисий Ареопагит, ученик его, которому Павел и повелел записать то, что он видел, и то неизреченное, что он слышал от посвящающих в тайны Откровения, что тот и выражает, когда пишет к Тимофею. Что же говорит Дионисий об ангелах и их чинах и свете? Далее внемли разумно. Ведь в 4 главе, которую он озаглавил «Что означает название ангелов», он говорит так: «Однако и для равночинных от всеобщего пресущественного Чиноначалия определено такое установление, чтобы в каждой иерархии были первые, средние и последние чины и силы, и чтобы более божественные были посвятителями и руководителями меньших при божественном возведении, озарении и приобщении»8. В 10 же главе, в которой он представляет «Повторение ангельского благочиния»: «Ибо, – говорит – всеобщая пресущественная Гармония до такой степени предусмотрела священное благоустроение и чинное поведение9 каждого из словесных и разумных (существ), что и для каждой из иерархий отдельно установила святопристойные чины, и мы видим, что всякая иерархия разделяется на первые, средние и последние силы. Однако и каждое отдельно устроение, собственно говоря, Она разделила на те же самые боговдохновенные гармонии. Потому и говорят богословы, что сами божественнейшие Серафимы взывают друг к другу (Ис.6:3), этим ясно, как я полагаю, показывая, что первые передают вторым богословские знания. Я могу, пожалуй, не без основании добавить то, что и каждый сам по себе и небесный, и человеческий ум имеет свои и первые, и средние, и последние чины и силы, проявляющиеся соответственно священноначальным озарениям по мере каждого для упомянутых10 собственных восхождений11, согласно которым каждый, насколько ему дозволено и доступно, причащается пречистейшему очищению, преисполненному свету и предсовершенному совершенству. Ибо нет ничего самодовлеющего или вообще не нуждающегося в совершенстве, кроме истинно Самосовершенного и Предсовершенного»12. Так как в самом деле, как ты видишь, служащие Слову ничуть не сомневаются относительно них (ангелов), будем присоединяться (к ним), не потому, что мы пренебрегаем божественным отцом Григорием – отклони, такое даже помыслить нам невозможно! – по потому, что те имеют старшинство богословия13, ибо они научены Словом Божиим и от Него введены более определенно в тайны и божественною, и человеческого.
2. О том же, что под небом существуют умные силы, и они не являются неограниченными, говорит и божественный Иоанн Дамаскин, пишущий о небе в 40 главе14, почитая которого верным и боговдохновенным мужем, и знающим отчетливо божественное лучше нас, это мнение мы взяли у него и присоединили к трактату, не пожелавшие быть ведомыми нашим естественным помышлением и, конечно, не считающие самих себя более мудрыми или более понятливыми для его (неба) созерцания.
3. Эфир, как и Дамаскин утверждает15, установлен Богом после создания неба, ибо огонь это стихия более легкая, чем другие, и более устремленная ввысь Ибо не иное огонь и иное эфир, не другое огонь и другое снег, но свет огня. Ведь огонь является жгучим и световидным, что и называется эфиром. Он же создан в первый день Творцом, как говорит Божественное Писание: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт.1:3), который есть не иное, чем огонь, как назван сам эфир.
4. Сначала выросла трава и растения, а затем были воздвигнуты живые (существа)16, как второе после первого, (так и) расположено в трактате по причине соразмерности этого и из-за его композиции, и в этом не будет никакого препятствия слушающим.
5. До грехопадения же, хотя тело Адама и было вольноменяющимся, однако (оно) не мыслило «противного духу» (Гал.5:17), и не телесный глаз уклонился сначала, как ты написал, а затем душа, но сама душа уклонилась посредством глаз тела. Ведь телесный глаз не имеет света сам по себе, подобно и луна не имеет собственного (света), но свет его (глаза) от души, двигающей тело, как и для луны (свет) от солнца. В самом деле, сначала душа, заглядывая словно через оконца чувств, увлекается чувственным и видимым и таким образом возбуждает движение тела по устремлению17 к овладению им (чувственным и видимым), так как вне ее (тело) мертво для всякого движения и неподвижно; так что заблуждение18 никак не тела, но души, посредством которой оно движется к заблуждению. Ведь Адам был как ангел, находящийся в раю, и он наслаждался созерцанием истинно Сущего, как представляется и мудрому Иоанну Дамаскину в главе «О Рае»19.
6. Ты просил объяснить, как я определил, что жадность20 от раздражительной части души21. Внемли, я прошу тебя. Сребролюбие является порождением ненависти и жестокости и бесчеловечности, каковые очевидно свойственны раздражительной (части) души. Ведь через такое (душевное) состояние22 сребролюбец, видя погибающего от голода ближнего, никак не склонится ради милости к нему.
7. То же, что тройственными являются свойства тела, я говорю о рассечении, истечении и изменчивости23; истечение24 и изменчивость25 уже истолковал26, рассечение27 же оставил без внимания, оно ускользнуло, когда речь зашла о мыслях. Знай, что рассечение тела действительно есть такое (рассечение) от жизни к смерти, которое разделяет его (тела) единение из стихий, посредством которых оно было соединено, и в тление отсылает после удаления духа.
8. О том же, что трактат «О Рае», в котором говорится, что «облик создавался не прибавлениями понемногу, но был исполнен в один момент»28, не противоречит божественному Иоанну Дамаскину, а скорее весьма созвучен ему, засвидетельствовала его книга основ в 65 главе, в которой он написал о способе зачатия Бога Слова29.
9. А что тело же Адама возникло в творении одновременно вместе с душой, об этом свидетельствует и Дамаскин в 25 главе30, и Григории Нисский в книге31 о «Шестодневе» Василия Великого, в которой он изложил размышления о человеке Ибо он сошелся в творении, не сначала одно, другое же позднее, как пустословит Ориген, утверждая предсуществование и переселение (душ), но Адам создан – одновременно тело и одновременно душа
10. Итак, теперь мы разрешили все вопросы к нам от твоей самой мудрой и священной души, которая поставлена в подсвечник, чтоб освещать всемирное жилище Церкви Христовой, и для нас смиренных быть в утешение и по мощь Ты же, если ответы держатся истины, воздай славу Богу, дающему и косноязычным слово для отверзания уст (Еф.6:19), если же не так32, однако, все же моли для меня о Свете том неприступном, «который просвещает всякого человека, приходящего в небесный мир" (Ин.1:9)33. Мир тебе, благословенный господин мой.
5. Его же письма с возражениями софисту Григорию
1. Занимаясь другими духовными делами, которыми необходимо было нам заняться, мы до настоящего момента не имели времени, чтобы дать тебе ответы, которые ты искал в составленном мною трактате «О Душе», а также в трактате «О Рае». Ныне же удобный случай ответить тебе и излечить сомневающуюся твою душу.
2. Но я хочу, чтобы ты, самый способный к исследованию всего божественного, сначала выкинул приземленное из ума и, таким образом, приготовил слух для принятия слова и услышал Спасителя, творящего нам: «Встаньте, пойдем отсюда» (Ин.14:31), от более телесных и чувственных к умопостигаемым красотам и зрелищам слова. Поэтому и мудрейший Соломон увещевает, говоря: «Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою, И поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен» (Прит.23:1–2)34. Ведь Божественное Писание, имея глубины в себе самом от Бога, не для всякого и желающего просто открывает понимание чудес закона Бога, по кому дано, согласно святому изречению, «знать тайны Царствия Небесного» (Мф.13:11), и божественный Давид молил Его о благодати, так говоря Богу: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» (Пс.118:18). Однако и ученики Слова не прежде точно познали законы Божий, пока не получили существенно35 от Слова ум Его, отверзающий «к уразумению Писаний» (Лк.24:45). Итак, для нас велика потребность во Святом Духе, проницающем глубины Божии: "Ибо Дух, – говорит божественный апостол, – все проницает, и глубины Божии» (1Кор.2:10).
3. Потому, добрейший, для нас велика потребность в Нем (Святом Духе), как уже сказано, чтобы уразуметь Писания, ведь без Него нельзя ни понять ничего того, что от Духа, ни излагать его для пользы слушающим, даже если бы говорящий и мог быть весьма усилен другими внешними науками. Ибо все поскользновенное в Божественном Писании только от записи, как и некто из мудрых говорит так: «За то путь их будет для них, как скользкие места в темноте; их толкнут, и они упадут там» (Иер.23:12): подобно тому как шагающие по скользкому пути и спотыкаются, и падают, так те, которые (шагают) по сухому и главному (пути), пользуются безошибочной дорогой. Таким образом, одни, ведущие душу через телесное и то, что от явно сказанного, приучают ее не к чему иному, как падать, ибо эта скользкость непрочна во всем; другие же, через правила добродетели поспешая к Богу, направляются надежным и несокрушимым путем.
4. И поэтому-то, я бы повторил снова, необходимо нам сначала очистить от земного ум елеем Духа и иметь его неприземленным, затем приобрести матерью ипостасную мудрость Божию, сходящую с небес в сокрушенные и смиренные души, каковая (мудрость), «во-первых, чиста, – согласно божественному Иакову, – потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов» (Иак.3:17). Чувство же – именно рабское, таковым оно образовано природой, для служения науке, чтобы мы пленяли бы всякую букву и всякое помышление в послушание Христу и для Духа. Так как речь при высказывании, будучи приземленной, показывает тела через тени и дела через речения в обманах ума, и нужно уходить от нее – ибо течет в изобилии для ошибающихся и описывает общностью имен своеобразие предметов обсуждения36, неспособная представить ясным определением, – поэтому, наверно, таковые (ошибающиеся) и не знают, что словесные образы соответствуют душе, а не телам, они же исследуют изменяющиеся движения в них (телах) и только, не в состоянии перейти к духу и обдумыванию явно сказанного.
5. Не такой удостоенный свободно говорить ко Господу, Повелителю Себя Самого и всего, он жив скорее душой, чем телом. Но воспринимая умопостигаемое взамен чувственного, через которое пишет, он отыскивает природу буквы, неизвестную большинству, и показывает ее любящим и принимающим все то, что от Духа. И сами обученные отыскивать ее-то (природу буквы), мы пишем это и посылаем тебе ради исследования слов, и в то же время, порядка и сочетания речи37, на самом деле, я утверждаю, этих более несовершенных (частей) знания. А это и привыкли выискивать ревнующие обо всем подобном, для них же нет никакой заботы о том, что от духа или от мыслей, так как, действительно, не могут погрузиться в глубины Духа. Мы хотим, чтобы и ты искал ее-то (природу буквы), испросив жизнь, следующую за Духом, и не останавливался на очевидном содержании речи, так как часто загадочно предположение в ней, а смысл заложен в глубине. Ибо таким образом ты будешь непреткновенно понимать все, что от Духа, и избегать скользкого.
6. Однако ведь ты нашел в составленном мною трактате «О Душе»: «Если внутри тверди38, – он утверждает, – ангелы описуемы39, каким образом Херувимы будут стоять кругом у престола Господня, как говорит Божественное Писание?»40 Вот что найдено тобою в трактате.
7. Итак, мы утверждаем, что неописуемое принадлежит одной божественной природе, но не всему творению. Ведь Бог невещественен и бестелесен, а значит, и неописуем; ибо не находится в (каком-либо) месте, но Сам для Себя является местом, Он все наполняет и сверх всего находится и Сам все заключает и обнимает, целиком же окружающее не находится в окружаемом, однако, с одной стороны, Сам без смешения41 через все проникает, с другой же стороны, всему уделяет от Своего действия42, соответственно способности каждого и возможности воспринять, я утверждаю, действительно соответственно и естественной и предпочитаемой чистоте43.
8. Ангелы же, так как являются творениями и разумными и божественными, подобно тому, как огонь невещественен и бестелесен, не могут быть неописуемыми, но ты слышишь, что небо является престолом Божиим, а земля же подножием (Ис.66:1; Мф.5:34–35), и сами они в Нем описуемы, как исполняющие Его волю и присно Ею славящие. Ибо если бы мы допустили это (неописуемость ангелов), окажется, что они вовсе и не покидают божественную несмешанную природу, и таким образом, сами и явятся наполняющими все природой славы своей, находясь внутри всего и снаружи, однако отклони (это). Ибо если они и не заключаются телесно в (определенном) месте так, чтобы быть оформленными и изображенными, но тем не менее они собраны в (определенном) месте, чтобы присутствовать духовно и действовав соответственно природе самих себя и не быть в другом месте, но там, где духовно они ограничиваются, там они и действуют. Не могут ведь они одновременно действовать в разных местах, ибо это одному Богу принадлежит, повсюду одновременно денег вовать44. Поэтому и Гавриил, благовествуя на земле Деве предопределенный Богом замысел45, не находился на небесах (Лк.1:26), и Серафим, когда касался уст Исайи углем и клещами жертвенника, был спущен на землю, а не стоял в это время на небесах возле престола Божия (Ис.6:6–7).
9. Ибо так как ничто из сущих не может быть неописуемым, кроме Одного, который существует существенно, как и продумано более расширенно в моем трактате «О пределах жизни»46, ибо Один только неописуем, который (и есть) присносущий Бог и все ограничивающий в Себе Самом и превосходящий всякое понимание, необходимо, чтобы все, происшедшие от Него, как принявшие бытие из ничего, подчинялись пределу, окончанию и числу. Во-первых, пределу, как в нем присно пребывающие и движущиеся и никогда не выходящие за собственные пределы, во-вторых, числу, как делающему (их) и попятными, и удобоисчисляемыми, в-третьих, окончанию, как подлежащие пагубе и расторжению составляющих частей. Ибо если так полагает о них всякий учитель Церкви Христовой, и это правда, ангелы, стало быть, описуемы и имеют описание в качество творения.
10. А свидетель этому мнению мудрейший отец Иоанн Дамаскин в 14 главе его книги «О месте Божием»47, в которой он утверждает, что Божество неописуемо, и в 40 главе48, в которой он рассуждает богодухновенно и небе и о силах в нем, если бы ты пожелал обратиться к нему, сам бы избавился от всякого сомнения Ибо мы дернем говорить что-либо не сами по себе, но во всех божественных и человеческих делах мы созвучны с отцами и учителями прежде нас уча всему подобно с ними, соблюдая в этом деле распоряжение Господа апостолам, так говорящего: «уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28:20), и кроме того зная, что страшно или от самих себя другое что-либо присоединить к евангельскому учению и сказать то, чего не говорили очевидцы Слова, учащие Церковь Христову или убавить от учения Евангелия и апостолов и опустить (хотя бы) одну полученную заповедь Христа, или научить иначе, чем те научили верных, как Христос и Бог наш говорит: Нарушивший "одну из Моих заповедей сих малейших... малейшим наречется в Царстве Небесном» (Мф.5:19), и в другой раз возлюбленному своему ученику: «И Я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей: и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог меру от древа жизни и (участие) в (святом) граде и в том, что написано в книге сей» (Откр.22:18–19)49.
11. Ведь тем, что ангелы описуемы, мы не утверждаем, что они находятся вне или далеко от предстояния престолу Господню, однако Бог утвердил, что престол Его – небо, земля же – подножие, ибо Он говорит: «небо – престол.., а земля – подножие» (Ис.66:1), престол же Богу – и Божественные силы вокруг Него, на которых Он покоится, как утверждает божественное Писание (Ис.6:1–3; Иез.10:1; 1Цар.4:4), и таким образом, они называются Престолы, Херувимы, Серафимы, а Сам Бог, как сказано, вне и внутри всего, присно предстоят Ему со страхом и трепетом ангелы, соответственно своим началам, так как небесная иерархия имеет свое устроение и чины предстояния их при наднебесном и разумном жертвеннике Бога, как это описывает великий в божественном Дионисий, не отклоняясь от Литургии Его50.
12. Стало быть, помысли, слушая меня, этот престол Божий богоприлично, удалив из речи то, что сообразно чувству. Ибо если ты мыслишь божественное духовно и богоприлично, никогда не будет отклоняться от безошибочного понимания твой самый способный к исследованию ум. Таким же образом размышляя, ты поймешь, что престол Божий не только божественные силы вокруг Него, но и все служители и святые Его, обращение среди которых со Словом, говорят, и есть достижение пребывания там и упокоения.
13. Поэтому, в самом деле, нужно уходить от речи, сообразной чувству, как мы установили, сказав выше, когда мы замечаем большую нерассудительность ее, превозносящейся и гордящейся собой; ибо она дерзает немалой дерзостью, будучи земной, разъяснять обманами ума посредством изречений – дела, которые невозможно представить ясным описанием.
14. Впрочем, по первому вопросу об ангелах мы нашли для тебя между тем такое решение. Относительно же других твоих вопросов, когда придет время, предварительно обдумав, мы найдем тебе решения, чтобы даже не сомневалась в них душа твоя. Мир тебе!
6. Ему же
1. И как тебе, являющемуся самым мудрым и способным к исследованию, пришло на ум, будто трактат «О Рае» может предположить противоположное себе и назвать рай видимой тварью? В собственном смысле, тем чувственным по природе раем мы и называем насажденный в Эдеме Богом, в котором и поместил Бог Адама, словно на некоем божественном месте, имеющем наслаждение, дарованное и неизменное, в нем и произошло преступление, и из него был изгнан Адам вместе с Евой, отпавший от божественной славы. Однако само название рая, который многозначен, будучи обозначением не только для того одного, по и на многих других может переходить и устанавливаться. И чтобы тебе таковое, в самом деле, название разделять (с нами), я покажу (ею) и в других предметах речи, само собою внемли мне разумно.
2. Сначала раем называется и именуется сам Бог, к Которому Павел, восхищенный, был поднят и от Которого «слышал слова неизреченные, – как он утверждает, – которые невозможно человеку» слышать (2Кор.12:4)51. Затем – Церковь верных, имеющую, как насаждения Жизни, святых, питающих делом и словом «алчущих и жаждущих правды» Божией (Мф.5:6). После этого все творение, являющее величие Бога и славу Его для нас людей, потому что от красоты его (творения) мы поднимаемся к Создателю, как считает и Соломон (Прем.13:5). Кроме них – и Божественное Писание, и сам цельный человек, и мудрая жизнь по Богу52.
3. Итак, что будет противного для благочестиво размышляющих из тех, которые, созерцая согласно высшей мудрости, философствуют и развивают это все в речь о рае? Я полагаю, никоим образом ничего, как именно и считают истинно святые отцы, так как принято подобное тому, что о рае и мы сказали, и божественным отцом Иоанном Дамаскиным, согласно 45 главе его толкований53, в которой он размышляет о рае.
4. О том, что нет нужды нам, верующим, теперь именно в том рае, в котором была дана заповедь Адаму «возделывать и хранить» (Быт.2:15), свидетельствует Слово Божие, принявшее наше естество в начаток смешения (Рим.11:16)54 и ставшее ипостасью для самой плоти нашей, которую Он принял от чистых кровей Богородицы и воссел одесную величия Отца Своего на высотах, так сказав: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут нее едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин.17:20–21), и опять: «И когда Я пойду приготовить вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин.14:3). Итак, если в том раю на земле, в котором случилось грехопадение, как ты написал в письме, еще находится Христос с разбойником, потому что сказал ему в то время: «ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43), какая Ему нужда говорить нам, верующим в Него: «И когда Я пойду приготовить вам место" (Ин.14:3), если рай является приготовленным от сотворения мира?
5. Или же ошибается, по-твоему, и Божественное Писание, говорящее, что Он вознесся на небеса, ибо утверждает: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1:11). В самом деле и первоверховный Петр так говорит: «Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и власти и силы» (1Пет.3:22). «Ибо так откроется вам свободный вход в вечное царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Пет.1:11).
6. Однако и божественный Павел так учит Церковь Христову: «Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его» (Еф.1:17), и спустя немного: «по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени именуемого» (Еф.1:19–21), и снова: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога О горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол.3:1–3), и в другой раз: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершав Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте» (Евр.1:3), и снова: «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания» (Евр.4:14), и спустя немного которое55 «для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и вводит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (Евр.6:19–20), и снова: «мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах» (Евр.8:1), и в другой раз: «ибо Христос вошел не в рукотворное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицо Божие» (Евр.9:24) и снова: «Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Ег» (Евр.10:12–13).
7. Если же они говорят истинно, как и несомненно, что они говорят истинно, свидетельствуя, что Христос взошел на небеса и Он воссел одесную Бога Отца, то неизбежно, что ты и другие говорящие, что Христос еще находится в раю с разбойником, ошибаются. Ибо нигде, как ты видишь, Божественное Писание не упомянуло, что Христос вошел в чувственный рай. И почему ты приводишь, для защиты своего мнения, то, что Дамаскин говорит Во гробе плотски, во аде же с душею яко бог, в рай же с разбойником56? Ибо если он и говорит, что Христос находился во всех этих (местах), однако одним только божеством, как все наполняющий, нашим же смешением от плоти, Сам ипостасью целиком став, взошел на небеса и нам путь открыл (Евр.10:20) на них, чтобы, согласно божественному обетованию Его, и мы были бы, где Он Сам. Сказал ведь: «Куда Я иду, вы знаете, и путь знаете» (Ин.14:4), чтобы и вы были, где Я (Ин.14:3).
8. То, что божественный Григорий, прославленный в богословии, как ты написал в письме, сказал об отце нашем Василии Великом: «И пройдя мимо пламенного меча (совершенно знаю) достиг рая»57, указывает на тот рай, в который вошел, будучи восхищен, Павел и (в нем) услышал неизреченные слова, по которого ты не постиг, воспринимая Божественное Писание согласно букве. Но пойми меня, что и Павел рассказывает о нем Коринфянам так: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, – в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, – восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, – только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает, – что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2Кор. 12:2–4). Знай, что Василий Великий попал в тот рай, в котором восхищенный Павел услышал то именно, что услышал. Этот (рай) же есть превыше неба небес, где одесную Отца пребывает Сын, ипостазировавший в ипостаси Себя Самого наше естество.
9. То, что речь у Павла об этом (рае), а не о земном, он сам утверждает тем, что прибавляет к речи своей. Ибо после сказанного: «знаю человека... который был восхищен до третьего неба» (2Кор.12:2), добавил, так говоря: «и знаю о таком человеке... что он был восхищен в рай» (1Кор.12:3–4). Ибо если речь его о том рае, который был на земле, он сказал бы: «И знаю о таком (человеке), что спустился оттуда в рай», и никогда бы не сделал последующее добавление Так как после восхищения его на третье небо добавляет, говоря: «и знаю о таком человеке... что он был восхищен в рай», указал, что, и само третье небо пройдя, был восхищен на еще большую высоту, где находится Сам Бог, восседающий на престоле величия на высоте (Евр.1:3), и, можно сказать, что степенью добродетели достигнув достоинства и самих Херувимов, предстал престолу Святой и Непостижимой Троицы, куда «Предтечею за нас» (Евр.6:20) взошел Христос, вознесший в жертву Самого Себя, где находится мысленный, божественный и пренебесный жертвенник58 Бога.
10. Таков рай, о Григорий, в который Павел был восхищен и Василий Великий вошел вместе с остальными святыми, и вход в который открыл Христос всем святым Его, как божественный Павел учит Церковь Его, так говоря: «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть Плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою» (Евр.10:19–22), и немного спустя: «Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово» (Евр.12:18–19), и после другого: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к ходатаю Нового Завета Иисусу, и к, Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр.12:22–24).
11. Таков рай, Новый Иерусалим на небесах (Откр.3:12), для которого, я знаю, и ставится огненный меч, обращающийся и позволяющий вход в него для святых, для недостойных же страшно запирающий. И это мнение всех святых о божественном рае, в котором ныне мы, верующие, имеем большую потребность, – крепкая надежда, ради которой апостолы предали самих себя на невзгоды и опасности, мученики, на горькие наказания и несправедливые смерти, все святые и праведники в трудах добродетелей проливали пот и кровь, претерпев тягость ночи и зной дня. И сам ты тогда поверишь, каков он есть, когда, отрекшись суетного и земного помышления, облечешься ризой Святого Духа в божественный образ мыслей. Мир тебе.
7. Ему же
1. Третья твоя проблема намного более трудная, чем две (предыдущие). Ведь ты говорил: «Я полагаю, что ныне святые души собираются и пребывают в раю, наслаждаясь от славы Бога и находясь более неприкрыто и чисто со Христом, подобно тому, как и Оный разбойнику сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43), исполнение же царства с Ним на небесах даруется им (душам) в будущем веке». Это то содержится в твоем письме, мудрейший.
2. Я же предпочел глубинами забвения покрыть все это; но не подумай, что ты верно имеешь мнение об этом, хотя я умолчал и словно молчанием мне угодно было согласиться. Относительно этого ты послал недавно письмо, ради чего я беру перо по поводу одною предположения твоего письма, желая объяснить тебе неуместность всего этого. Однако пойми отсюда, если ты хочешь.
3. Если Христос и души праведников с Ним, по-твоему, еще находятся в раю, чтобы наслаждаться более чисто славой Божией, а Божественное Писание свидетельствует, как мы приняли в предыдущем письме, что одесную Бога Отца пребывает Сын и Слово Его, принявший на себя наше естество, то другой ли Христос в раю, находящийся вместе с душами святых, и иной ли Сын Бога Отца, пребывающий на небесах одесную Отца.. И, таким образом, возникнет устойчивое мнение нечестивого Нестория, так как и тот нечестиво утверждал, что один есть Сын и Слово Бога и другой Христос, рожденный от Девы Марии, по этой причине и назвал се, несчастий, Христородицей, а не Богородицей. Посмотри, в каковые и сколь великие богохульства приводит все это из твоего письма.
4. Если же еще и не царствовал Христос, как ты утверждаешь, еще находящийся в раю, а будет царствовать в будущем веке, когда, как ты написал в письме, Ему и будут соцарствовать души праведников, то лжет Давид, говорящий: «Бог воцарился над народами» (Пс.46:9), и снова: «Господь царствует: да радуется земля» (Пс.96:1), не один же только Давид, но и все Божественное Писание. Ты же будешь ныне как другой учитель нам, ученикам твоим, разъясняющий таинства Царства Небесного более явно, нежели прежние учителя Церкви, гораздо их превосходящий божественной мудростью и знанием сущих.
5. Не часто ли я говорил тебе? Избегай самого себя, не люби учить, будучи лаиком59, так как апостол говорит: «Лаику же мы не позволяем учить в церкви» (1Тим.2:12)60, – ибо ты еще не принял достоинства учения. Однако и Собор установил в правилах таким образом, что не подобает мирянину пред народом61 произнести слово, или учити, и тако брати на себя учительское достоинство62, но повиноваться преданному от Господа чину, отверзати ухо принявшим благодать учительского слова, и от них поучатися Божественному»63. Почему же ты, будучи лаиком, не хранишь молчание, как сказано? Почему не знаешь ты собственной меры и не соблюдаешь собственные границы, поставленный внутри них, но через ров, как говорится, ты дерзаешь переступить, уступая в этом и бессловесным животным, и бездушным тварям?
6. Или ты не видишь благоустройства, какое в этих бездушных и видимых (тварях), так что каждая из них знает свое время и свои границы и никогда не переступает (их)? Ибо и солнце никогда не отдыхает от своего пути, и не переступает собственную границу, подобно как и не появляется отдельно от луны ночью; ночь же, когда свет уменьшается, не перешагивает собственную границу, но когда возвращается день, она постепенно к себе самой снова необычайно стягивается. Так же и море никогда не перейдет своих границ, чтобы опустошить и покрыть всю землю (Пс.103:9); и зима и весна, и лето и осень знают свое время, и ни одно из них никогда не переступает собственные границы. Так же и стада всех животных, пернатых и живущих на суше и на море, знают собственное время для своей пищи и спаривания и не переступают собственные границы. Так же и рой пчел строится царем; и клин журавлей и гусей и лебедей сохраняет построение вслед за возглавляющим. И всякий, вкратце сказать, знает собственное время и границы. Если же, таким образом, эти бессловесные и бездушные (твари) как созданные свыше подчиненными границе, умеют хранить собственный чин и соблюдают подобающее благоустройство, отчего же, превосходнейший, хотя тебе и случилось быть разумным и мудрым, нет стыда у тебя всякий раз, когда ты переступаешь co6ci венные границы и не умеешь сохранить благоустройство Церкви Божией?
7. Но если же ты послушаешься и меня и Павла, так говорящему к свадебной процессии Церкви верных: "В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся» (1Кор.7:24), ты пощадишь самою себя и сохранишь собственные границы, ничуть не забывая собственной меры, и будешь более любить внимать учителям Христовым, которым и дано знать таинства Царства Небесного. Как послушный ученик, избегай налагать на самого себя достоинство, которое ты не принял посредством Святого Духа с возложением рук священства, чтобы ты не подвергся от (своего) мнения, сверх заслуженного осмеяния всеми, и страшной опасности, я молю, чтоб этого не случилось. Мир тебе.
8. Ему же
1. Если ты думаешь, что (возглас) двери, двери, вонмем64 относится только к таинству божественной и бескровной жертвы, и, как ты написал в письме, всем предстоящим позволено внимать туда, где совершаются божественные (таинства), для наблюдения их и на все, вообще, самим устремлять (свои) взор, это тоже совсем чуждо твоей добродетели и знанию, так как от Бога и апостолов Его было освящено понимание и видение его (таинства) только приносящим иереям, как записано.
2. Ибо утверждает: «Таинство Мое для Меня и Моих»65, и снова: «вам дано знать тайны Царствия Небесного, а прочим н притчах» (Лк.8:10). Вследствие чего и это таинство Нового Завета Господь передал (только) одним ученикам Своим, когда предстояло быть распиши на кресте (Мф.26:26–29), хотя в то время были и многие другие верующие, но и славу Своего Божества на горе Фавор Он показал только трем ученикам, Петру и Иакову, и Иоанну (Мф.17:1–7), никак не остальным из учеников66 Почему? Давая нам и в божественных делах и также во всех человеческих, которые Он соделал, образец благоустройства и чина, того, чтобы оставаться и идти каждому в том чине, в каком он был призван, и не переступать собственных ступеней67 и не восходить дерзко к еще не данным (ступеням). Если же такое некое благоустройство было дано Церкви верных от Бога, то те, которые не сохраняют его, но переступают собственную меру, во всем безумцы. Вообще же человеку-лаику даже не позволено говорить или учить в церкви, а не то чтобы понимать страшные таинства священной жертвы, как апостол говорит: «Лаику же мы не позволяем в церкви учить» (1Тим.2:12), и затем 6-й Собор68 таким же самым образом, вторя апостолам, запрещает учить в церкви лайкам как мы написали тебе в письме прежде этого69.
3. Ибо если божественные отцы закрыли вход к жертвеннику для всех лаиков – ведь одним только царям, приносящим дары, был позволен от них (отцов) вход туда70, – как возможно вообще им (лаикам) даже и приближаться к жертвеннику, когда совершаются божественные (таинства), а не то чтобы на них бросать нечистый взор и совсем безнаказанно обдумывать совершаемое в них страшное н божественное? Одним только иереям Божиим дано видеть и совершать их, которым и даровано учительское достоинство, согласно так сказанному к Тимофею: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с во сложением рук священства» (1Тим. 4:14). Знай, что место лаиков в церкви верных, когда совершается святая анафора, находится далеко от божественного жертвенника. Ибо, во-первых, все, кто находятся внутри святого алтаря, – одни только иереи и диаконы и иподиаконы, во-вторых, все, кто снаружи и вблизи алтаря, – (это) остальные чины монахов71 coгласно нашей иерархии, в-третьих, все, кто позади них и солеи, – (это) лаики согласно порядку для кафолической Церкви верных, переданному от апостолов Христа и записанному Дионисием72 и Климентом73, из учеников Петра и Павла. Итак, как может понять с такого дальнего расстояния лаик, которому не позволено, таинства Божии, совершаемые со трепетом иереями Его?
4. Если же ты говоришь, что в твоей домашней церкви разрешено стоящим лаикам приближаться к жертвеннику, когда совершается бескровная жертва, то это к великому осуждению тебе, хозяину дома, потому что ты в ведении и в неведении оскорбляешь учение апостолов и отцов. Ибо они не разрешили тебе собираться в твоем общем доме и устанавливать другой жертвенник попреки близлежащей кафолической Церкви и возносить в нем святую жертву Богу. Ибо это отвергли ученики Христа и с ними божественные отцы, но они заповедали приносить и собираться со всеми в кафолической и освященной и посвященной Богу церкви, в которой все устройство является цельным, и диаконы с иподиаконами предстоят близ святого алтаря, непосвященные и недостойные удерживаются от священных врат храма74 и не имеют возможности для вступления далее. Однако же довольно об этом.
5. То, что собственно во время бескровной жертвы слово побуждает иподиаконов к тому, чтобы приступить к вратам храма и запереть, как сказано, вход неверным и оглашенным, говоря: двери, двери, вонмем, знаю и я, но не только это, однако, и всем верным запереть врата чувств от блуждания вне и не вникать без страха в совершаемое со трепетом иереями в алтаре. Но не для них только одних установлено это изречение, словно вовсе не мы благодарим Господа75, ибо не за одну только приносимую за нас жертву мы должны благодарить Господа, но и за всякое невыразимое милосердие и доброту Божию на нас, и в особенности за благодеяния и испытания в нашей жизни по домостроительству Промысла, и за сказанное ли, и за совершенное ли нами, мы имеем поручение от апостола благодарить всей нашей жизнью, так говорящего: «И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца» (Кол.3:17), и опять: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес.5:16–18).
6. Ибо если там, где совершается святая анафора, мы запираем наши чувства, словно двери, от обдумывания страшных и святых (таинств) и от всякого вовне блуждания ума, так что не даем через таковые дверцы вход, дабы что-нибудь чуждое благочестию и чистоте не проникло в наши сердца, а после же этого мы позволяем им (быть) открытыми и разверстыми, так, что они всякому зверю, пресмыкающемуся и нечистому и ядовитому, и домашним скотам и пернатым из страстей дают вход в святилище Божие разумного делания внутри нас. то чем мы отличаемся от лошадей и мулов, привязанных к яслям, в понимании ими яслей и корма в них (яслях)? Ибо те, насыщаясь только собственным кормом, пока связаны под ясли, кажутся молчащими, если же они отвязаны от них, то топчут тиранящие оковы, и на равнине утучняются травами и водами и необузданно устремляются в случку, так как не могут сохранить молчание (бывшее) в яслях.
7. Однако научись от меня разыскивать образы душ, а не наружность тел, держаться всегда Божественного Писания и разума, а не явного в речах, как и сами апостолы и отцы считают, и даже посторонние, потому что, как мы установили, сказав выше, ты приучил себя самого падать и всегда погрешать против истины. Если же ты сам, согласно с иудеями, желаешь непрерывно находиться во власти буквы, как, скажи мне, в самом деле согласно явному ты понял бы эти выражения Господа? Ибо сказано: "И если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его: ибо подобает тебе с одним глазом войти в Царствие Небесное, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» (Мк.9:47). «И если соблазняет тебя правая рука твоя, отсеки ее» (Мк.9:43) и так далее. Не все ли мы, будучи людьми, принимаем соблазны в душу именно через них, неосторожно глядя и, следовательно, к ним небезопасно прикасаясь? Так что же (следует) согласно явно сказанному? Булем ли мы отрезать и отсекать от себя их? И кто из святых когда-либо поступил или научил так сделать? Итак, следовательно, прекрасно, когда отыскивающие все в Божественном Писании не согласно явному, но согласно вложенному в него смыслу, размышляют богоприлично и благочестиво, а не спотыкаются без проверки и без привычки, как о камень преткновения, и о сами слова Божественного Писания и о слова тех, которые приняли (дар) изречения великой силой Святого Духа для того, чтобы благовествовать оправдание и осуждение Божие людям. Мир тебе.
* * *
χαρτοφύλαξ – хартофилакс – должность Константинопольской церкви, он «ведал патриаршей канцелярией. Вел протоколы заседания Синода. В отсутствие патриарха председательствовал в патриаршем суде» (Лебедев А.П. Очерки внутренней истории Византийско-восточной церкви. СПб., 1998. С.294).
συγκέλλος – синкелл – «особое должностное лицо в Константинопольской церкви для связи с императором» (Лебедев А.П. Очерки внутренней истории... С.294).
См. «О чести хартофилакса» у Властаря: «Ибо одному только хартофилаксу великой церкви на основании и долгого обычая и письменного установления приснопамятного царя Мануила (чит. Алексия Комнина) дано право во внешних собраниях садиться выше и архиреев» (Алфавитная синтагма М. Властаря. М., 1996. С.179–180).
η αποκατάστασις – восстановление, возвращение в прежнее состояние. После осуждения известного учения Оригена этот термин стал носить негативный оттенок.
η φρήν – собст. грудобрюшная перегородка, отделяющая сердце и легкие от прочих внутренностей; в перен. смысле дух, душа, сердце, ум, так как древние считали эту часть тела седалищем душевных аффектов (словарь Вейсмана).
Патриарх Константинопольский Евстафий (1019–1025). Здесь дано прямое свидетельство того, когда именно был введен обычай закрывать завесу во время анафоры. В исследовании Хью Уайбру говорится, что по крайней мере до XI века в Константинополе алтарь не был заслонен от людских взоров, а престол не был спрятан за завесой, что и показывают фрески и миниатюры того времени. Первое упоминание о закрытии врат алтарной преграды после Великого входа и задергивании завесы содержится в комментарии на Литургию середины XI века Николая Ан-дидского Протеория. Автор называет этот обычай монашеским (Уайбру Хью. Православная Литургия. Развитие евхаристического богослужения византийского обряда. М., 2000. С.152–154).
«Так произошли вторые светлости, служители первой Светлости, разуметь ли под ними разумных духов, или как бы невещественный и бесплотный огонь, или другое какое естество, наиболее близкое к сказанным» (Св. Григорий Богослов. Собрание творений... Т.1. С.526; PG 36. 364Е).
Дионисий Ареопагит. О Небесной Иерархии. 4:3. М., 1997. С.46–47 (PG3. 181А).
У преп. Никиты стоит αγωγης вместо αναγωγης у Дионосия.
У Дионисия Ареопагита в предыдущей главе 10.1 говорится о возведении к преначальному началу и завершению всякого порядка.
Ср.: перевод М.Г. Ермаковой (Дионисий Ареопагит. О Небесной Иерархии. М., 1997. С.100–104): «Я могу, пожалуй, с полным основанием добавить, что и сам по себе каждый небесный и человеческий ум имеет собственные и первые, и средние, и последние чины и силы, соответственно проявляющиеся для своих уже упомянутых восхождений к священноначальным озарениям по мере каждого»; ее же перевод под ред. Г.М. Прохорова (Корпус Ареопагитикум. О Небесной Иерархии // Восточные отцы и учителя Церкви V века. М., 2000. С.342). «Можно было бы не без оснований добавить, что каждый из небесных и человеческих умов сам по себе имеет собственные первые, средние и последние чины и силы для толкования явленных каждому соответственно его возведению воссияний». Предлагаемый вариант перевода этого сложного места ближе буквальному смыслу текста Дионисия, который не задает явно выраженного порядка озарений и восхождений.
Дионисий Ареопагит. О Небесной Иерархии. 10:2–3. М., 1997. С.100–105 (PG3. 273А-С).
Ясный и недвусмысленный критерий для богословских споров при несовпадении взглядов святых отцов – старшинство богословия.
Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.6(20). С.123–128 (PG94. 880).
Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.7(21). С.128(PG94. 881A).
Преп. Никита Стифат. О Душе. 11.
καθ ορμην κίνησις – движение по устремлению – св. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении» дает следующее описание: «Движению же соответственно побуждению принадлежит способность переходить с места на место, также способность к приведению в движение всего тела, способность к издаванию звука и способность дышать; ибо от нас зависит делать это или не делать» (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.12(26). С.155), такая способность произвольно перемещать свое тело в пространстве, согласно представлениям древних, один из признаков, по которым животные отличаются от растений, в другой работе «О свойствах двух природ во едином Христе» он уточняет: «а движение по устремлению есть движение всего тела... и это устремление самовластно – ибо он мыслит, расчитывает и судит, стремясь свободною волею» (Творения преподобного Иоанна Дамаскина... С.96).
η πλάνη – блуждание, уклонение, заблуждение; это и общеупотребительный термин для «прелести».
Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11 (25). С. 148(PG94.921A).
η πλεονεξία – «жадность, корыстолюбие» и «обман, надувательство». В русском переводе Нового Завета передается как лихоимство (Мк.7:22), любостяжание (Лк.12:15), корыстолюбие (Рим.1:29), ненасытимость (Ефес.4:19), корысть (1Фес.2:5) и т.д. Данный термин имеет также смысл насильственных, несправедливых действий по отношению к ближнему, угнетению его.
Преп. Никита Стифат. О Душе. 31.
η διάθεσις – слово διάθεσις («расположение, состояние, положение, устройство») в античной литературе употреблялось сравнительно редко, будучи преимущественно медицинским термином, обозначавшим некое устойчивое состояние тела или души человека (состояние как здоровья, так и болезни). Это употребление слова в античной медицине оказало определенное влияние и на терминологию древнехристианских писателей. Так, Ориген говорит, что Создатель Бог знает состояние каждого человека, а поэтому Он может со знанием дела назначать способы лечения: какие из лекарств и когда давать каждому. Однако уже в данном случае наблюдается у Оригена «религиозная трансформация» указанного понятия, которая в других сочинениях александрийского учителя приобретает сугубо религиозный смысл (Творения древних отцов-подвижников... С.250).
Эти же свойства тела перечислены у св. Иоанна Дамаскина в «Точном изложении» (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.12(26). С.155). Указанное деление восходит к Немесию, исходящему из того, что тело, составленное из стихий, обладает «теми же свойствами, что и стихии, то есть делимостью, изменчивостью и текучестью» (Немесий Эмесский. О природе человека... С.25).
η ρεύσιν – истечение; свойственно живым существам, вещественный состав которых не постоянен, но текуч, в современной биологии это называется «обменом веществ».
η μεταβολή – изменчивость; в современном языке метаболизм это именно обмен веществ, но св.Иоанн Дамаскин, как и Немесий Эмесский, понимает это изменение только «относительно качества, то есть согревания, охлаждения, и подобного» (Се. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.12(26). С.155).
Преп. Никита Стифат. О Душе. 64.
η τομή – рассечение; разделение на части присуще любому материальному предмету, и это одна из главных особенностей тела, потому что душа, в отличие от тела, неделима. Св. Иоанн Дамаскин определяет рассечение как «разобщение влаг и разделение на форму и материю» (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.12(26). С.155).
Преп. Никита Стифат. О Рае. 42.
Указанная цитата по переводу А. Бронзова: «Не так, что внешний вид создавался понемногу чрез прибавления, но так, что он был окончен в один момент» (Св. Иоанн Да-маскин. Точное изложение... Кн.3. Гл.2(46). С.194; PG94. 985В).
Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.12(26). С.151 (PG94. 921А).
Св. Григорий Нисский. Об устроении человека... С.93 (PG 44. 229).
Разночтение в рукописях, есть вариант ει δ᾿ ου вместо ει δ᾿ ει δ᾿ ουν.
Добавлено определение «небесный» мир
См. примеч. 35 к трактату «О Рае»
ουσιωδως – существенно. О существенном принятии Духа апостолами говорил и св. Григорий Богослов в Слове на Пятидесятницу: «ибо не действием уже, как прежде, но существенно присутствует, и как сказал бы иной, сопребывает и сожительствует Дух» (См. Григорий Богослов. Собрание творений... Т.1. С.582).
τό υποκείμενον – подлежащее, субъект; основа, субстрат; подчиненный вид; предмет обсуждения.
Иначе: «ради исследования лексики, синтакиса, композиции».
περιγράφονται – описуемы, определены, ограничены; специфический термин эпохи иконоборчества.
Преп. Никита Стифат. О Душе (SC 81 56–154).
αμιγως – неслиянно, без смешения.
η ενέργεια – деятельность, энергия.
Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.1. Гл.13. О месте Божием и о том, что одно только Божество – неописуемо. С.109.
Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.1. Гл.13. О месте Божием и о том, что одно только Божество неописуемо. С.109–110.
η οικονομίας – икономия, домостроительство.
Преп. Никита Стифат. О пределах жизни (SC 81. 366–412).
Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.1. Гл.13. С.108–113 (PG 94. 560).
Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.6(20). С.123–128 (PG 94. 880).
Синодальный перевод (также Textus Receptus) дает в книге жизни вместо «от Древа Жизни», что основано на неправильном прочтении libro вместо iingo в Clementina, Biblia Sacra Vulgatae Editionis Sixti Quinti iussu recognita, Romae, 1592 et 1593 et 1598. (Beale G.K. The Book of Revelation. 1999. P.1154)
Дионисий Ареопагит. О Небесной Иерархии. М., 1997.
В тексте стоит «слышать» вместо пересказать (λαλησαι)
Преп. Никита Стифат. Трактат о Рае. 30.
Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн. 2. Гл. 11 (25). С. 146–150 (PG 94. 909).
ει δε η απαρχη αγία, και τι φύραμα.– «Если начаток свят, то и целое»
Слово «исповедание» (η ομολγια) из предыдущей цитаты является в греческом языке словом женского рода, и к нему можно отнести местоимение (ην, которое в Евр.6относится к слову также женского рода «надежда» (η ελπίς) из Евр.6:18: «Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду».
Пасхальное песнопение, вошедшее в чин божественной литургии восточного обряда (окончание проскомидии).
Св. Григорий Богослов. Собрание творений... Т.1. С.648 (PG 36. 592А).
Последование Литургии, ектения «Вся святыя помянувше» после Евхаристического канона: Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественною благодать и дар Святаго Духа, помолимся.
о λαικός – лаик, мирянин.
а учить жене не позволяю
δημοσία – перед народом, публично. В Синтагме Матфея Властаря есть Закон Δ,7: «Ни один клирик, ни монах, ни воинствующий, ни другой кто не должен собирать толпы народа и публично рассуждать о вере; ибо он наносит оскорбление Халкидонскому собору, который все установил должным образом; посему, если клирик сделает это, он должен быть исключен из собрания клириков, если воинствующий, должен быть исключен из войска, а прочие должны быть наказаны, каждый по своему состоянию» (Алфавитная синтагма Матфея Властаря. М., 1996. С.182).
αξίωμα διδασκαλικόν – учительское достоинство есть власть «учить народ Господень и истолковывать божественные догматы, власть, данная благодатию Всесвятого Духа одним (μόνοις) архиереям и тем, кому они поручают» (Толкование Зонары и Вальсамона на 64 Правило VI Вселенского собора). Здесь, следовательно, говорится в строгом смысле слова о публичной проповеди догматического содержания (Правила православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. М., 1994. Т.1. С.553).
64 Правило VI Вселенского собора (Правила православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа... Т.1. С.552; PG 137.736).
Последование Божественной Литургии. Возглас диакона перед Символом веры: Двери, двери, премудростию вонмем!
Resch A. Agrapha. Aussercanonische Schriftfragmente. Leipzig, 1906. S.108.
Преп. Никита Стифат. Сотницы. 3:83... Добротолюбие. Т.5. С.160 (PG 120. 1000А).
о βαθμός – ступень. В аскетической литературе употребляется для обозначения степени подвижнической жизни и церковного или монашеского сана.
64 Правило VI Вселенского собора: «Не подобает мирянину пред народом произнести слово, или учити, и тако брати на себя учительское достоинство, но повиноваться преданному от Господа чину, отверзати ухо принявшим благодать учительского слова, и от них поучатися Божественному» (Правила православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. М. 1994. Т.1. С.552; PG 137. 736).
Преп. Никита Стифат. Письма с возражениями софисту Григорию. 7:5.
69 Правило VI Вселенского собора: «Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входити внутрь священного алтаря. Но, по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу» (Правила православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа... Т.1. С.557–558.) «Что этот обычай существовал гораздо раньше этого Собора и что, следовательно, был действительно древний, – свидетельствуют следующие слова императора Феодосия Младшего, содержащиеся в актах III Вселенского собора: «Мы, которые всегда нужным числом государственных оруженосцев окружены и которым не приличествует быть без оруженосцев, когда, однако, входим в храм Божий, оставляем вне храма оружие и даже снимаем с головы диадему императорского величества; когда же приносим дары, вступаем в св. алтарь, причем – по принесении – оставляем его и занимаем принадлежащее нам место». То же самое повествует Феодорит о Феодосии Великом, который, по выдержании публичного покаяния, наложенного на него св. Амвросием, вошел в храм и затем, когда наступил час приношения, вошел в св. алтарь, чтобы и ему, по обычаю, принести Богу дары (Церк. ист. V:17), подобное свидетельство находим и у Созомена (Церк. ист. VIÏ25) (Там же. Т.1. С.558–559). 19 Правило Лаодикийского собора (343 г.): «...И единым токмо освященным позволено входити в алтарь, и тамо приобщаться» (Там же. Т.2. С.94). «Царям всегда дозволено было входить в алтарь и в алтаре – как Божиим помазанникам – причащаться, наравне со священнослужителями» (Там же. Т.1. С.559).
των μοναχων– из монахов. «В XII веке поднят был вопрос о том, может ли монах (конечно, не принадлежащий еще к клиру) войти в алтарь, причем патриарх Константинопольский Николай, в Первом своем каноническом ответе, высказывает мнение, что монаху не следует возбранять вход в алтарь ввиду чести монашеского чина, однако только тогда, когда надлежит зажигать свечи и лампады» (Правила православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа... Т.1. С.558).
Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. 3 // Восточные отцы и учителя Церкви V века. М., 2000. С. 363–374 (PG3. 424–425).
Апостольские постановления. 2:57. СПб., 2002. С.70–73 (PG 1.724–725).
Наверное, имеются ввиду царские врата алтаря.
Литургический возглас в начале Евхаристического канона.