протоиерей Олег Стеняев

Беседа 15. Бабушки-садуккейки. Печать Божия или печать антихриста?

Сегодня мы продолжаем наши занятия по Книге Иоанна Богослова. Эта удивительная пророческая Книга содержит в себе предсказание о последних временах. Но как я вам часто объясняю, любое Божье пророчество имеет значение для любого времени. И когда древние христиане читали эту книгу, они находили в ней для себя ответы на многие вопросы. Если наше время не последнее и Господь продлит существование рода человеческого, это не значит, что эта книга не актуальна для сегодняшнего дня. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим.3:16). Общение со словом Божиим возвышает душу каждого из нас. Мы действительно, изучая Божественное Откровение, чувствуем, как наш дух возвышается, как он крепнет. Сегодня на проповеди мы говорили о Закхее. Я думаю, что вы обратили внимание на то, как Господь возвысил этого человека, человека, который был очень маленького роста. Не только физического, но и духовного. Давайте так относиться к слову Господню, чтобы это слово реально проникало в душу каждого из нас. Мы не можем общаться с Иисусом Христом так, как это делал Закхей. Он слез со смоковницы, Господь пришел к нему в дом. Мы общаемся с Иисусом Христом через Его слово, которое Он оставил для нас. Книга Откровение – это есть слово Иисуса Христа, которое было дано Иоанну Богослову. Это Откровение Иисуса, поэтому это наша форма общения с Иисусом Христом. Говоря об этой форме общения, Господь Иисус Сам произнес: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). Это наше причастие к Его словам. Мы общаемся с Ним в святых Таинствах, но для нас очень важно: общение с Его словом. Потому что, если кто будет вкушать от Его Тела и Крови недостойно, не рассуждая, то есть не имея в сердце своем Евангелия, тот будет есть и пить в осуждение. Как и сказано: «кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:29–30). Итак, мы должны постараться сделать все для того, чтобы слово Иисуса Христа проникло в наше сердце. Это очень важно.

Итак, мы читаем Книгу Откровения, 7 главу, с 1 стиха и ниже:

Откр.7:1. «И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли» .

Андрей Кесарийский поясняет: «Понимая под четырьмя Ангелами то, что подвергающиеся бедствиям не могут никаким образом избежать гнева Божия ни на суше, ни на море».

Действительно, по представлениям древних, мир имел как бы четыре угла. Библия говорит в категориях понимания тех людей, во времена которых это слово впервые прозвучало. И здесь сказано, что нельзя уйти от Ангелов мести. Они стоят по четырем углам земли. Если человек думает, что он скроется на море от Божьего гнева, то может разыграться буря – и его корабль потонет. Если человек думает, что он на суше может спрятаться от Бога, то может произойти землетрясение – и никакое бомбоубежище не устоит против него. Человек не может спрятаться от Бога. Нигде. Потому что весь мир окружен Божьими Ангелами. И вот эти четыре Ангела, стоящие на четырех углах земли, свидетельствуют о том, что мы все досягаемы для Бога. Помните, был огромный корабль, построенный в начале XX века? Под названием «Титаник». Инженеры, которые разрабатывали проект этого корабля, говорили:

– «Титаник» не может утонуть.

Они утверждали это на том основании, что «Титаник» имел много перегородок. И если он получает бы 1–2-3 пробоины, то перегородки сразу опускаются, и затапливаются только те отделения, в которых есть пробоины. Никто не ожидал, что «Титаник» может получить такое количество пробоин, что корпус корабля не сможет держаться на плаву. Люди, которые садились на этот корабль, были в основном богатые, обеспеченные люди; там было, правда, три класса, но они все были уверены, что этот корабль не может утонуть. И как рассказывают свидетели этого события, гибели «Титаника», многие пассажиры так и не вышли из своих кают. Когда им говорили, что корабль тонет, они отвечали:

– «Титаник» не может утонуть.

Принимали снотворное и ложились спать. Многим казалось, что это учебная тревога. Но этот корабль столкнулся с огромным айсбергом. Айсберг блуждал по темному Атлантическому океану ночью. Но Бог сделал так, что корабль и айсберг встретились. Потому что нельзя укрыться от Божьего гнева. Ангелы Бога стоят на четырех углах земли. Бог всегда может найти, где Он будет вершить суд над грешниками. И вот, в Атлантическом океане разыгралась ужасная трагедия с кораблем. Все вы помните события 11 сентября 2001 года, когда две огромные башни торгового центра в Америке, эти символы человеческой алчности, памятники человеческой спекуляции, вдруг стали гибнуть. Один самолет, другой самолет, а потом все это рухнуло как карточный домик. Там работали люди, которые были уверены в себе, – богатые люди, которые не думали о завтрашнем дне, которые не задавали себе вопрос: а хватит ли у них денег до конца месяца? Там работали очень богатые, обеспеченные, молодые, счастливые люди, уверенные в своем будущем. Но где они оказались, эти люди? Погибло более трех тысяч человек. Мы с вами уже говорили о событиях в Юго-Восточной Азии. Огромное цунами. Люди отдыхали, расслаблялись, это был курорт для очень богатых. Но где они все оказались? Где окажется каждый из нас завтра, послезавтра? Но давайте зададим более актуальный вопрос:

– А где мы будем через тысячу лет? А где мы будем через миллион лет? А где мы проведем ближайшие первые миллиарды лет?

Это вопрос не риторический, это вопрос конкретный. Когда Бог создавал человека, Он создавал его из праха земного. Но Он вдунул в него дыхание жизни и таким образом обеспечил ему вечное существование. Люди ищут возможность продлить свою жизнь. Люди ищут лекарство для бессмертия. Говорят, что Сталин очень боялся смерти, и он требовал, чтобы врачи изобрели для него эликсир бессмертия. Несчастный человек. Он не знал о том, что он наделен бессмертной душой, а ведь он когда-то учился в семинарии. Может быть, кто-то из вас посещает храм уже давно, но даже не задумывается над тем, что имеет бессмертную душу, которая никогда не умрет. Пройдут тысячи и тысячи лет, твоя душа будет существовать. Как она будет существовать, зависит вот от этого маленького промежутка времени, который мы проживаем в этой земной жизни, до нашей физической смерти. Вы видите, как серьезно мы должны относиться к этой земной жизни, потому что она определяет, что нас ждет в вечности. А некоторые люди думают, что главная часть их жизни – это только то, что здесь.

– А там, – они говорят, – ничего нету.

Некоторые догадываются, что там что-то есть. Они так и говорят:

– Мы чувствуем, что-то есть.

Но при этом они живут только для этой жизни. Это очень странная позиция. Эти люди устроили невыгодный торг с Богом. Они отказываются от будущей жизни ради богатств этой временной жизни. И это дурная торговля – продать вечную жизнь за счет временной жизни. Такая торговля невыгодна, она не принесет никакого выигрыша. Она не прибыльная. Мы должны очень серьезно относиться к этой жизни, которая нам дана. И мы трепетно должны относиться к тем детям, которых нам доверил Бог. К нашим внукам, правнукам. Чтобы им тоже рассказать о том, что вот эта маленькая земная жизнь – 60–70, при большей крепости 80, может быть, 100 лет, – это есть решающий момент. Если хотите, это есть плацдарм в вечность. Плацдарм в вечность. Вот как здесь мы себя поведем. Какое решение мы примем в этой жизни. Те из вас, которые вчера слушали радио «Радонеж», наверное, обратили внимание на то, что я говорил о двух категориях лиц, которые точно не войдут в Царствие Небесное. Первая категория – это те, которые считают, что своими делами они заработали Царствие Небесное, – эти точно не войдут туда. Потому что человек не может ценою временной жизни купить себе жизнь вечную, блаженную. Человек не может ценою жизни в тлении купить себе жизнь нетленную. Человек не может ценою жизни смертной купить себе жизнь безсмертную. Это не равнозначная торговля. Это не равноценные понятия. Поэтому – это абсурд. Те, которые надеются, что своими делами в этой жизни они могут заработать для себя вечную жизнь, – духовные мошенники. И вторая категория лиц, которые точно не войдут в Царствие Божие, – это те, которые думают, что своими плохими делами они уже окончательно перечеркнули Божье милосердие. И ни на что уже не надеются. Вы думаете, таких мало? Вы ошибаетесь. Когда я был дьяконом и служил в Тамбовской епархии, в городе Кирсанове, то я проводил опрос своих прихожанок, бабушек. Это было в советские времена, но мне было интересно узнать, во что и как они верят. И когда я спрашивал многих из них, там получилась очень странная ситуация. Где-то, наверное, процентов 25 были бабушки-садуккейки. Помните, были такие садуккеи? Эти бабушки просто не верили в загробную жизнь. Когда я спрашивал:

– Что вас ждет после смерти?

Они говорили:

– Вот закопают в землю, черви съедят – и всё.

Потом была группа людей, которые говорили:

– Как что нас ждет? В ад пойдем! Мы такие грешники!

Таких тоже было очень много. Они говорили:

– Мы такие грешники, мы столько натворили всего, Бог нас никогда не простит.

Вот эти слова: «Бог нас никогда не простит»… Вот этими словами они бросали вызов Божьему милосердию. Как может человек предъявлять такую претензию к Богу? Милосердие Божие – оно превыше всего. И были, Слава Богу, такие, которые говорили:

– Мы каемся перед Богом, молимся, чтобы хотя бы с краю где-то оказаться в Раю. Мы исповедуемся, причащаемся, чтобы хотя бы с краешку нас пустили в Рай. Вот это были настоящие христиане. Христиане – это те, которые дело своего спасения не ставят в зависимость от своих дурных и хороших поступков. Но они говорят:

– Всё в руках Бога.

Всё в руках Бога. Те, которые так считают, правы.

Итак, мы читаем: «И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли…» (Откр.7:1). Это Ангелы мести. По-моему, все уже видят этих четырех Ангелов, когда включают телевизор. Правильно? Вы все видите эти ужасные катаклизмы. По-моему, никому не надо доказывать, что такие проблемы могут быть. Они уже есть.

И мы читаем далее, здесь говорится об этих же Ангелах: «…держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево» (Откр.7:1). Андрей Кесарийский поясняет: «Удержание ветров служит свидетельством разрешения подчинения твари и неотвратимости зла, так как все растущее на земле растет и питается ветрами, при помощи их плавают и на море». Это очень страшное пророчество – удержание ветров. Это свидетельство о том, что будет не только голод духовный, но и голод физический. Приостановится вся система международного бизнеса, весь товарообмен, все эти взаимоотношения нарушатся. И будет голод физический, соединенный с голодом духовным. И ради физического выживания люди будут отказываться от истинной веры. И они придут к антихристу и скажут:

– Накорми нас.

И он будет кормить их, но он будет ставить им печати. Без этих печатей они не смогут войти в его пункты питания. Деньги будут упразднены. Это будут тяжелые времена. Очень тяжелые времена. И мы должны готовиться к этим временам.

И далее мы читаем 2 стих: «И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (Откр.7:2–3). В наше время очень много говорят о печати антихриста. А надо говорить о печати Божией. Это имеет большее значение для верующих людей. Видите, здесь сказано, что все катаклизмы, все изменения в мире, все катастрофы по-настоящему не начнутся, пока Ангел Господа не положит печать на рабов Божиих. Что это за печать? Это Таинство Святого миропомазания. Почему Ангел хочет найти людей, которые не имеют этой печати? Все, которые сидят в этом храме, я думаю, все крещены. Подымите руки, кто крещен в православии? Вы видите? Все имеют печать Божию. Слава Богу! Какая печать антихриста? Мы имеем Божии печати! И мы должны этим дорожить. Но есть люди, которые не крещены, которые не имеют печати Божией. И Господь ради этих людей будет отодвигать тяжелые времена. Вот нам кажется, что скоро они наступят, а Господь отодвигает эти тяжелые времена. Ради тех людей, которые еще не обратились в Православие и не приняли печати Божией, печати святаго Миропомазания на чело свое. Поэтому этот Ангел и говорит: «не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (Откр.7:3).

Итак, мы, православные христиане, избранники Божии. Один православный христианин в глазах Бога равноценен целому народу. Я как-то рассказывал, расскажу для тех, кто новенькие в нашей школе. Известно с древних времен, что Бог разделил род человеческий в Сеннаарской долине, когда они строили Вавилонскую башню, на семьдесят языков. Существует только семьдесят языков. Например: украинцы, русские, болгары, сербы, белорусы – это один язык, язык славянский. И также и другие языковые группы. Поэтому существуют в глазах Бога только семьдесят народов. И каждый народ имеет Ангела-Хранителя. Каждый народ, даже неправославные народы. Какие-нибудь египтяне, мицраим, они имеют Ангела Хранителя для целого народа. Но каждый из этих египтян не имеет персонального Ангела. Ангел дается на целый народ. А православный человек получает в крещении персонального Ангела-Хранителя. Плюс еще святой, имя которого мы носим. Получается два духовных душехранителя. Не телохранителя, а душехранителя. Правда, они и телохранители, они оберегают и наши тела. Я помню, когда я был молодым, решил посетить город, который тогда назывался Ленинград. Я хотел посетить место, где покоились останки блаженной Ксении Петербуржской. И вот мы приехали на Смоленское кладбище. Там часовенка была захвачена какими то реставраторами, скульпторами, обнесена забором, и весь забор был утыкан записками. Люди писали записки матери Ксении и вставляли в этот забор. И когда я стоял, писал свою записку, и мой друг тоже писал записку, к нам подошла одна женщина и сказала:

– Мати Ксения всем помогает.

Мы сказали:

– Мы знаем.

Эта женщина добавила:

– Вы знаете, как она дерется?

Я удивился. Я подумал, что, может, эта женщина больная. Но рядом стоял мужчина, очень хорошо одетый, православного вида, с бородой. Он посмотрел на меня, на моего друга и сказал:

– Да, она очень здорово дерется.

И я тогда попросил этих людей:

– Расскажите, где она дерется?

И тогда они мне рассказали, что, когда была октябрьская революция в 1917 году, очень много бандитов развелось в Петербурге, и они нападали на людей. И вот, нападают бандиты на человека, а человек кричит:

– Мати Ксения, помогай мне!

И вдруг выбегает какая-то бабушка с клюкою, ее так и изображают, и начинает так серьезно колотить этих людей! Духовное это явление или недуховное, материализованное, но переломы были самые настоящие. Дальше ситуация стала складываться так: бандиты нападают на человека, он кричит:

– Мати Ксения, помогай!

Они сами уже стали разбегаться. Среди бандитов пошел слух: лучше с этой Ксенией не связываться. То есть, святые, они действительно не только душехранители, но они и телохранители наши. А иметь крест на груди – это лучше любого бронежилета. Я вам расскажу историю. Однажды три девицы (это история-притча) вышли из дому, и они шли железнодорожными путями. И вдруг они оказались между поездами – один поезд шел в одном направлении, другой поезд – в другом направлении, и они чуть не погибли. А рядом были бесы, которые хотели их толкнуть. Поезда проехали, девицы ушли. Бесы стали разговаривать друг с другом. Спрашивают одного беса другие:

– Ты чего свою не толкнул?

– Так на ней крестик был, она из дому вышла, перекрестилась.

Двое спрашивают другого:

– А ты чего свою не толкнул? Она же без крестика была?

– Да, но она перекрестилась, она верующая, она крестик забыла.

Двое спрашивают третьего:

– А ты чего свою не толкнул? У нее и крестика не было, и не перекрестилась она, и вообще она неверующая.

– Да, она неверующая, но у нее мать верующая. Она когда выходила из дома, мать ее взяла и перекрестила. Я ничего не мог сделать.

Итак, братья и сестры, подлинную защиту может иметь только православный человек. Потому что эта защита дарована нам от Бога. Вы знаете, что убивают президентов. В Америке, например, был молодой красавец президент Кеннеди. Его убили из снайперской винтовки, прямо на улице. Вы знаете, что папу Римского чуть не убили, и теперь его всю жизнь возят в каком-то аквариуме. Он сидит внутри, за толстыми стеклами, называется – папомобиль. Потому что люди мирские не могут себя защитить. А мы имеем в глазах Бога значение как целый народ. Каждый – как целый народ. Потому что мы имеем печать Бога, миропомазание. И мы должны дорожить вот этим своим достоинством православного христианина.

И мы читаем четвертый стих: «И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых» (Откр.7:4). Далее читаем: «И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых. Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Асирова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Неффалимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Манассиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Симеонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Левиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч» (Откр.7:4–8). Кто такие эти сто сорок четыре тысячи запечатленных? Надо прямо сказать, что у святых Отцов есть разные истолкования по этому вопросу. Но в основном доминирует следующее: это евреи из разных колен, которые за всю историю после распятия Сына Божия и до Пришествия Сына Божия примут христианство. Только сто сорок четыре тысячи. Остальные останутся в своем жидовстве. То, что такое истолкование верно, мы видим из того, что называются все колена. Евреи были разделены на колена. Имена двенадцати сыновей Иакова дали название каждому колену. Как чеченцы – каждый принадлежит к своему тейпу, а у евреев каждый принадлежит своему колену. Так вот, за всю историю человечества запечатленных у еврейского народа – сто сорок четыре тысячи. Ни больше, ни меньше. Но почему об этом говорится в книге Откровения? Это связано с тем, что святые Отцы, и причем очень многие, предсказывали, что перед Пришествием Христовым евреи начнут обращаться в веру Христову, будет начинаться процесс их обращения в Православие.

Я помню, когда мне было лет семнадцать, я посещал город Киев. Мне говорили:

– Вот тут есть еврейская семья, и они все христиане. И они помнят время, когда они были единственной христианской семьей во всем Киеве. А в Киеве жило всегда очень много евреев.

Святые Отцы, и Августин, и Златоуст, и многие другие, говорят о том, что перед Пришествием Христа очень многие евреи поверят в Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа. Причем их обращение ко Христу будет массовым. Сейчас принимающих православие евреев становится более и более, и это – тоже свидетельство о том, что последние времена приближаются. Это важное свидетельство.

Итак, мы прочитали о том, что очень важно быть запечатленным печатью Бога. Мы с вами определили, что печать Бога – это таинство Миропомазания. Мы с вами определили, что Бог отодвигает от всех нас последние времена для того, чтобы спаслись те люди, которые сейчас неверующие. Которые сейчас невоцерковленные. И Бог даже позаботится о еврейском народе. Почему? Ведь казалось бы, этот народ – богоубийственный народ. Да потому что на Кресте Он молился за Своих распинателей. Помните? И эта молитва была услышана. Он молился, Он говорил: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:24). Не думайте, что в этот момент Он молился за римлян, которые распинали Его. Римляне выполняли свою работу. По-настоящему виновны в смерти Христа были евреи. Они сами кричали: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф.27:25). И вся их история превратилась в бесконечный холокост. Непрерывная кровь. Непрерывные страдания и болезни. Но Он молился за Своих распинателей. И эта молитва будет особенно услышана Богом в последние времена, когда из всех колен еврейских будут запечатленные, то есть крещеные и миропомазанные.

Далее мы читаем:

Откр.7:9–10. «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом Агнца в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!».

Вот эти слова – это самые любимые мои слова из Библии. Если вы когда-либо читали третью книгу Ездры, то там сказано: «Я прежде говорил, и теперь говорю, и после буду говорить, что больше тех, которые погибнут, нежели тех, которые спасутся, как волна больше капли» (3Езд.9,15). Это было в Ветхом Завете. В Новом Завете ситуация поменялась самым радикальным образом. «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей…» (Откр.7:9), – это миллионы и миллионы спасенных, которых никто не мог перечесть, – видите, сколько спасенных будет по милости Божией! Из всех племен, из всех народов, из всех языков. От еврейского народа только сто сорок четыре тысячи, а из всех племен, из всех народов, из всех языков – бесчисленное количество. Бесчисленное множество. Никто не мог сосчитать такого количества людей. И они в белых одеждах, они с пальмовыми ветвями в руках своих, и восклицали громким голосом, говоря: «спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» (Откр.7:10). Святой Андрей Кесарийский дает такое истолкование: «Это те, о которых Давиду говорит Господь: “и сочту их и паче песка умножатся”». Это Пс.138:18 стих. То есть, Господь сосчитает своих и умножит их больше, чем песок морской. И вы видите, братья и сестры, что действительно христиан становится все больше и больше. Я уже рассказывал вам одну очень интересную историю, расскажу для тех, кто не слышал:

Была семья, обычная советская семья, муж и жена. Детей у них не было. Муж выпивал, жена с ним выпивала, ругались, дрались, разошлись. Ну, это было где-то в 70-х годах. Наступили наши времена. Женщина стала верующей. Она, естественно, бросила все свои дурные наклонности, она стала посещать регулярно храм, храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» на Большой Ордынке, у нее появился духовник, и она стала жить нормальной христианской жизнью. И однажды эта женщина, разбирая свои старые записки, фотографии, вдруг нашла телефон своего мужа (она разъехалась с ним: он остался в квартире своих родителей, она уехала к своим). И она видит телефон своего мужа, которого помнила молодым, всегда пьяным, всегда агрессивным, блудливым, и она думает: «А жив ли он? Надо бы ему позвонить». Она сама рассказывала эту историю. И вот она звонит ему по телефону и спрашивает:

– Ну как дела, Витенька? Это я звоню.

А он говорит:

– Я тебя по голосу узнал.

А она:

– Если увидел бы, не узнал бы, я уже постарела. – Ну и так издалека она его прощупывает:

– Как живешь?

– Да нормально, пенсию дают.

– Ну, хватает тебе?

– Да я еще подрабатываю.

Она спрашивает:

– Ну а как отдыхаешь, куда ходишь?

Он говорит:

– В церковь хожу. В храм «Всех Святых» на Соколе.

Она говорит:

– Как? Регулярно ходишь?

– Да, у меня духовник там. Исповедуюсь. А ты?

Она говорит:

– Я тоже уверовала в Господа. У меня духовник в храме «Всех Скорбящих Радосте».

Муж говорит ей:

– Слушай, может мы встретимся?

Они встретились, соединились, и сейчас старость доживают вместе, как православная нормальная семья.

То есть, Бог будет обращать людей, отодвигая злые времена, потому что Бог хочет, чтобы все спаслись. И Он ищет спасения для каждого человека. И вот здесь говорится, – запомните этот текст – это 7 глава, 9–10 стих, – здесь говорится, что очень много будет спасенных. Очень много спасенных. Это и мученики, это и праведники, которые боролись со своими грехами всю жизнь, до смерти, это и те, которые обратились ко Христу чудесным образом. Это и те, которые присутствуют здесь, которые верят в Иисуса Христа, любят свою Церковь и хотят до смерти содержать веру свою в чистоте.

И мы читаем 11-й стих: «И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь» (Откр.7:11–12).

Помните, когда первый раз упали старцы и поклонились Богу? Когда Агнец взял памятную книгу, – где были записаны все наши грехи, из рук Бога Отца. И Он стер все наши грехи Своей Кровью. И вот здесь, когда в видении показаны миллионы и миллионы спасенных, которых никто не может сосчитать, – и пророк Осия пишет: «как песок морской» (Ос.1:10), – они опять падают ниц и покланяются перед Богом, потому что Бог есть источник милосердия, источник любви, источник вечной радости. И неправильно некоторые думают о Боге, что Он как бы сидит в засаде, подсматривает за нами и, если мы что-то не так сделаем, сразу будет нам мстить. Бог никогда не мстит. Святые Отцы говорят, что нельзя даже допускать такой мысли, что Бог мстит. Даже когда Бог наказывает человека, Он это делает всегда из любви к нему, чтобы исправить человека. Исаак Сирин пишет, что в аду Бог будет наказывать людей и это будет бичевание любви. Я вот не могу понять этих слов и вместить в свое сердце, но Исаак Сирин так писал, это был великий подвижник. Будет бичевание любви. И он пишет: «Господь не оставит своей любовью даже находящихся в преисподней». А что удивляться? Мы знаем, что Господь, прежде чем воскреснуть из мертвых, Он сходил во ад, в глубины ада, ад облистал сиянием Божества и проповедовал там слово Божие. И ад опустел. Как мы поем на Пасху? Вспомните пасхальные гимны: «сошел в преисподнии земли и разрушил…». Что Он разрушил? Он разрушил эти верии, эти цепи древние, которыми были скованы грешники, находящиеся в аду.

Итак, великое поклонение начинается Господу за то, что Он дарует спасение многим и многим.

И далее сказано: «И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин» (Откр.7:13–14). Андрей Кесарийский поясняет: «Явившийся побуждает блаженного своими вопросами к исследованию виденного, но он, сознавая благоразумно свое неведение, получает наставление от явившегося».

Откр.7:14. «И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби».

Видите, как люди спасаются? От великой скорби. А мы думаем: «Почему Бог нас забыл? У нас одни скорби». А это – дорога в Рай. Христос учит: «претерпевший же до конца спасется». (Мф.10:22).

Откр.7:14. «И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца».

Это значит, что они крещены. Это значит, что они причащались Тела и Крови Иисуса Христа. Это значит, что они верили в силу Крови Иисуса Христа.

Откр.7:15. «За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь».

Если сказано, что они омыли одежды свои, это значит, что у них были грязные одежды, они были запачканы грехами.

Далее, если сказано: «убелили одежды свои» – это свидетельствует о том, что чернота была на их душах. Но Кровь Иисуса Христа смывает всякий грех. Кровь Иисуса Христа очищает душу каждого кающегося грешника.

Откр.7:15–17. «За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их».

Вот, оказывается, зачем нам нужны скорби. И чем сильнее эти скорби, тем больше может человек получить от Бога. Не потому, что он зарабатывает своими скорбями что-то. В Писании сказано: «страдающий плотию перестает грешить» (1Пет.4:1). Но прежде всего скорбящие спасаются потому, что в своих скорбях они обращаются к Богу как к источнику избавления от всяческих проблем.

Теперь давайте откроем Евангелие от Матфея – 24 главу с 1 стиха и ниже.

Мы сегодня очень много говорим о последних временах, а 24 глава от Матфея с 1 стиха и ниже подробно показывает нам, какие события будут происходить перед пришествием Сына Божия. Мы читаем: «И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено» (Мф.24:1–2). Ученики показывают Иисусу Христу здания Иерусалимского храма. Этот огромный храм была отстроен Иродом Великим, который назван великим именно за то, что отстраивал храм, хотя это и есть тот самый грешный Ирод, который избивал младенцев.

И Господь говорит: «не останется здесь камня на камне». И после этих слов прошло всего несколько десятилетий, началась иудейская война, и римский император Тит уничтожил храм, уничтожил город Иерусалим, и разрушили всё до основания. То есть, это пророчество точно исполнилось.

И мы читаем далее: «Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф.24:3)

Сейчас тоже многие задают себе этот вопрос: когда это будет? И какой признак Его Пришествия и кончины века?

«Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: “Я Христос”, и многих прельстят» (Мф.24:4–5). Вы знаете, сейчас появляются лжехристы. В городе Минусинске есть такой Сергий Торопов, бывший работник ГАИ, который объявил себя Иисусом Христом, Виссарионом, и к нему, в Минусинск, едут тысячи и тысячи людей, продают свои квартиры в Москве, в Петербурге, и там строят какой-то Город Солнца. Есть такая секта мунитов, церковь унификации она называется, «церковь объединения». Мун, кореец, основатель этой секты, очень богатый человек, проповедует в Америке, его девиз: «Мессия должен быть богаче всех». Он говорит людям:

– Христос уже пришел, Христос родился в Корее, сейчас живет в Америке, вы часто с ним общаетесь.

То есть, он постоянно намекает на себя. И таких лжехристов становится всё больше и больше, как мы и видим. Господь говорит: «ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: “Я Христос”, и многих прельстят» (Мф.24:5).

Я встречался с этим Виссарионом, и я с помощью Евангелия обличал его. Я ему показывал, что он явно заблуждается. Он даже не понимает отличие своего понимания истинного Христа от того, что о Христе говорит Евангелие. Он не понимает этого. А виссарионовцы издают свое евангелие. И этот их текст разбит на стихи, так же, как и наше Евангелие. И вот, я смотрел их последнее издание, мне посвящено там три страницы. Там рассказывается о том, как я искушал сына человеческого, как они называют Виссариона, а в конце этих трех страниц сказано: «и пошел Олег в одну сторону, а Сын Человеческий в другую». Это, конечно, проблема этого человека, который себя объявил Христом, но это и проблема тех несчастных, которые ему поверили.

Далее Господь говорит о последних временах: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец» (Мф.24:6). Мы слышим военные слухи, видим военные конфликты, но это еще не конец. «…ибо восстанет народ на народ, и царство на царство» (Мф.24:7).

Что такое: «восстанет народ на народ, и царство на царство»? Это – мировая война, страшная война. Разные народы будут в нее втянуты. Вы видите, Америка втягивает в войну с мусульманским миром и Испанию, и Украину, самые разные народы. А мусульмане объединяются: и афганцы, и иракцы – народ на народ, царство на царство.

«…и будут глады, моры и землетрясения по местам» (Мф.24:7), – будет голод, о котором мы сегодня говорили, моры, эпидемии, новые болезни и землетрясения по местам.

«Всё же это – начало болезней» (Мф.24:8). «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Мф.24:9). Вот это еще должно наступить – христиан будут ненавидеть, христиан будут предавать, убивать.

Дальше сказано: «И тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга» (Мф.24:10). То есть, будет страшное доносительство, стукачество, один будет доносить на другого.

Далее сказано: «И многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф.24:11–12). Любовь охладела. Во взаимоотношении между детьми и родителями, родителями и детьми – разве это не реальность наших дней? В Писании сказано, что в последние дни: «люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3:2–5).

Я был в сельской местности, и пожилой человек, старик, мне говорил:

– Раньше, вот лет 20 назад, когда мы, пожилые, сидели вот здесь, на этой лавке, и проходила молодежь – все снимали свои кепки, здоровались с нами, никто при нас не шумел. Сейчас молодежь проходит, и мы, старики, убегаем – они могут нас бутылками из под пива забросать.

Как радикально меняются времена, охладевает любовь!

И далее сказано: «Претерпевший же до конца спасется» (Мф.24:13). Проявим терпение – это и есть путь ко спасению.

И об очень важной примете последних времен в 24 главе Евангелия от Матфея, 14 стих: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф.24:14). Эта примета исполняется. Сейчас проповедь Евангелия, проповедь Православия можно слушать по радио, можно смотреть по телевидению. В храме священник может открыто проповедовать слово Божие. Вспомните, 15–20 лет назад можно по радио было услышать проповедь Православия? Нет. Можно было представить, что священник после службы будет сидеть с верующими и читать Библию? Нет. 20 лет назад, 15 лет назад священников разве пускали в школу, в армейские части, в тюрьмы, чтобы там проповедовать? Нет. В тюрьмы, правда, сажали священников, и тогда они там проповедовали. Но сейчас это делается открыто, исполняется последнее пророчество: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец».

Меня часто спрашивают:

– Отец Олег, вот ты проповедуешь разным людям, но ты знаешь, что они по-разному относятся к проповеди, кто-то соглашается, а кто-то нет. Не тратишь ли ты время напрасно?

Я отвечаю так:

– Проповедь напрасной не бывает. Одним людям она во спасение: и слышали, и видели, и приняли. А другим – во свидетельство: слышали, видели, и сами не приняли. Чтобы в День Суда для них не было бы извинения. Чтобы в День Суда они не сказали бы:

– А мы не слышали, а мы не видели.

Поэтому, любая услышанная проповедь – это есть свидетельство для вашей души, что Господь обращался к вам через слово Свое, а приняли вы или нет – каждый решает сам, ибо каждый наделен свободной волею.

Итак, сегодня мы закончили изучение 7 главы книги Откровение Иоанна Богослова, и если будем живы и Господь позволит, то в следующее воскресенье мы продолжим наши занятия.

Вопросы и ответы.

– «Мерзость запустения» на святом месте, в чем она может выражаться?

– «Мерзость запустения» на святом месте, о которой впервые сказал пророк Даниил, – это осквернение религиозной жизни людей. Это значит, что многие православные отступят от истины. Это не свидетельствует о баптистах, об адвентистах, у них нет святого места. Они и так уже сидят в своих заблуждениях. Мерзость запустения на святом месте – это как раз свидетельство о том, что среди православных проявится дух отступничества, или дух апостасии, поэтому каждый, который стоит, должен бояться, как бы не упасть. Потому что если мы проявим гордость, Господь не сохранит нас в чистоте нашего исповедания.

– Батюшка, вот вы сказали, что были взяты два человека – Енох и Илья, а третьего вы не сказали, это Божья Матерь?

– Нет, двое взяты.

– А Божья Матерь?

– Божья Матерь взята на Небо, но Церковь не имеет догматического учения об этом вопросе. Потом, есть предание местной Церкви о том, что Иоанн Богослов был взят на Небеса. Но это не имеет догматического учения церковного. Поэтому твердо мы можем говорить, на основании Писания, о восхищении Еноха, как представителя допотопного человечества, на Небо, и о восхищении на Небо в огненной колеснице пророка Божия Илии, как представителя послепотопного человечества.

– Люди, когда придет Иисус Христос, попадают или в Рай или в ад, а поскольку душа бессмертна, то в аду она тоже не умирает, она страдает, а страданиями душа очищается. У меня вопрос: все-таки у Бога какая позиция в отношении людей нашего времени?

– Сестра спрашивает: вот люди попадают в ад, если они страдают, может быть, там очищаются? Церковь официально проповедует, что муки в аду будут вечные, что они не прекратятся. Равно как и блаженство в раю будет вечным и оно не прекратится. Но в Церкви есть очень много святых Отцов, которые проповедуют несколько иной подход к этому вопросу. Они говорят так: «Тот, кто не верует во всеобщее спасение – как толстокожий буйвол, а тот кто проповедует всеобщее спасение – как безответственный осел». То есть иными словами, даже если бы мы знали о всеобщем спасении, мы этого не говорили бы людям, потому, что это опасность, люди проявили бы безответственность. Человек бы сказал: «Я все равно как-нибудь да спасусь». Официально церковь заявляет, что муки ада вечные, равно как и блаженство в раю вечно.

– Вот на исповеди все забываю. Меня все время сон одолевает, я борюсь со сном, могу стоя заснуть, что делать? И еще: я отношусь ко второй категории, которые говорят, что я очень грешная, я не попаду в Рай, но такая мечта у меня была всю жизнь – где-нибудь с краешку попасть.

– Но вы же Божьей помощью надеетесь попасть в Рай?

– Да.

– Значит, вы не относитесь ко второй категории. По поводу сна. Вот сестра говорит, что на исповеди нападает сон. Дело в том, что эта проблема – духовная проблема. Вы знаете, в Гефсимании Господь был с апостолами, все уснули. Вы знаете, на Фаворе Господь был с апостолами, все уснули. Апостол Павел проповедовал, юноша сидел на подоконнике, уснул, упал, пролетел три этажа, насмерть разбился – хорошо, апостол Павел его воскресил. Дело в том, что где Господь проявляет свою благодать, человек начинает чувствовать себя так уверенно, как будто он на руках у любящего отца. Вот почему они уснули в Гефсимании, вот почему они уснули на Фаворе – потому что уже ничего не надо. Помните, Петр сказал: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф.17:4). Поэтому особенно бояться вот такого чувства не надо – это чувство успокоения. Как чувствует себя ребенок на груди у матери – он сразу расслабляется, он чувствует себя полностью защищенным, он с радостью засыпает. Поэтому это может быть действие благодати. Но это может быть и расслабляющее действие плоти. Обычно это бывает, если человек переест, его клонит в сон. Но в храм, я думаю, вы все ходите натощак, поэтому вас вторая позиция не касается.

– Продолжение к этому вопросу. На службе часто дети вот стоят, зевают, особенно во время Херувимской.

– Детям надо объяснить, что надо креститься за службой и делать поклоны. То есть, как-то участвовать в молитве именно физически, потому что детям трудно именно духовно быть собранными, они еще не воспитаны настолько. А вот если они будут креститься, это хорошо. Очень важно ребенку какое-то поручение дать в храме: например, свечки поправлять на подсвечнике. Если ребенок почувствует, что он как-то участвует в общем Богослужении, то ему легче будет стоять на службе.

– Спасутся только православные или исповедующие другие религии, люди добрые, хорошие, – они тоже могут спастись, или только православные спасутся?

– Однажды старца Амвросия Оптинского спросили о католиках: спасутся ли они. Но что старец Амвросий ответил: «Я в католицизме не спасусь». Это был очень мудрый ответ. Он не дал четкую оценку их состоянию, но сказал о себе. Мы не знаем, как Бог будет вести людей других вер. Вот смотрите, в Послании к римлянам святого апостола Павла мы находим слова о язычниках. Здесь сказано: «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую…» (Рим.2:14–15). И далее: «…в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим.2:16). Вот, даже о язычниках сказано, что они будут судимы по закону совести. Поэтому о себе мы можем прямо сказать: мы не спасемся, если мы отойдем от веры отцов, потому что это есть абсолютное Божие Откровение Православия. А как вот Господь этих людей будет вести – это уже духовная тайна.

– Я знаю человека, который исповедует Виссариона Торопова, религию его. Собирался он туда переехать, но не переехал. У него сейчас заболевание, и вдруг у него сейчас пошла какая-то теплота, и он объясняет, что в него вселился дух святой. Он носит крест, но форма креста не привычная, а с каким-то кольцом. Ну, вокруг него, в общем-то, и люди группируются определенные. Люди, которым он тоже говорит, что дух святой его посетил. У него есть дети, и дети у него были ворцерковленные, в храм они ходили. Как это на детях может сказываться? Сейчас они никуда не ходят, но убеждения его слушают иногда, отнюдь не православные. Получается, человек под двумя влияниями. Сам он свои улучшения в здоровье главным образом так объясняет, что со второго Христа к нему пришла благодать… Как к этому относиться?

– Виссарион, конечно же, лжехристос, потому что Господь истинный – Он сойдет с небес, Он сойдет в сонме Ангелов и святых, как мы читаем в Евангелии. И наказание, конечно, Виссариону будет страшное, если он не покается. Такие лжехристы были и в прежние времена, просто их не было так много. Сейчас времена особые: лжехристов стало много, и те, кто за ними следует, отрекаются от своей веры. Вот как человек православный может потерять благодать? Если он перекрестится в другую веру, если он будет причащаться в другой вере, если он будет покланяться чужим богам, произносить какие-то языческие мантры. В таком случае человек теряет благодать православия. И чтобы ему вернуться назад, надо пройти специальный обряд, который называется Чин Присоединения. Церковь милосердна, она людей не отталкивает от себя, и принимает кающихся. Но такие эксперименты делать над своею душою очень опасно, потому что человек может не дожить до Чина Присоединения и так и погибнуть в своем заблуждении, и его душа будет страшно мучаться в аду. Как в Писании сказано: «…там будет плач и скрежет зубов» (Мф.13:42).

– В Послании апостола Петра, вторая глава, конец: «пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи» (2Пет.2:22), – к нам, христианам, это относится? Нам хуже будет на Страшном Суде, чем некрещеным. Я так понял?

– Я понял ваш вопрос, давайте сформулируем его так: с кого больше спросится: с крещеного или с некрещеного? С крещеного спросится больше. Знаете почему? Потому что ему больше дано. Он больше помощи и поддержки получает от Бога. Он пребывает в благодати Господней. А некрещеный – он не имеет благодати Божией в том объеме, как верующий человек. Дух Святой его может посещать, но не обитает в его сердце. Некрещеный – он не знает путей Господних, с некрещеных будет спрошено только о том, как они общались друг с другом: не прелюбодействовали ли, не убивали ли, не воровали ли, не завидовали ли, не доносили ли, почитали ли родителей. И с некрещеного не будут спрашивать: постился он в среду и пятницу, а с крещеного – спрошено будет, потому что крещеный имеет большую поддержку от Бога. Поэтому нельзя думать, что некрещеным быть легче. Некрещеным быть как раз очень тяжело, потому что ты не имеешь Божией поддержки. А верующий, хотя и больше заповедей должен выполнять, но он имеет поддержку Божию, а мы спасаемся благодатью, в надежде. Как апостолы спросили Иисуса Христа: кто может спастись? Господь сказал: «человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу» (Мк.10:27). И вы видите, мы сегодня читали, что Богу оказалось возможным то, что в будущем Бог и совершит. Что будет стоять огромное количество людей из всех племен, народов, языков, и никто не сможет их сосчитать. Они будут в белых одеждах, с пальмовыми ветвями в руках, и будут восклицать: «Спасение Богу нашему!»



Источник: Беседы на Апокалипсис : (Откровение Иоанна Богослова) / протоиер. Олег Стеняев ; под ред. иерея Даниила Сысоева. - Изд. 2-е. - Москва : Благословение : Техинвест-3, 2010. - 584, [2] с. ISBN 978-5-86264-015-1

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Апокалипсис – Глава 10 протоиерей Геннадий Фаст

2. Беспредельность невежества и Апокалипсис Николай Петрович Аксаков

3. Толкование на книгу Апокалипсис – Глава XV профессор Александр Павлович Лопухин

4. Беседы на Евангелие от Матфея, том 1 – Беседа 14. Евангелие от Матфея, глава 6, 9. «Отче наш. 1» протоиерей Олег Стеняев

5. Толкование на Апокалипсис – Глава семнадцатая иерей Даниил Сысоев

6. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Солнце святитель Димитрий Ростовский

7. Отечник Проповедника – Молитва разрешительная игумен Марк (Лозинский)

8. Четии Минеи в поучениях на каждый день года. Часть 1 – Месяц Октябрь протоиерей Виктор Гурьев

9. Предосудителен ли патриотизм? Александр Александрович Бронзов

10. Толкование на книгу пророка Исаии – Часть 1 святитель Василий Великий

Комментарии для сайта Cackle