протоиерей Олег Стеняев

Беседа 29. Дракон связан, не надо наговаривать на него. Тысяча лет со Христом. Два воскресения. Созидаем храм веры. Что брать с собой при конце света? Самый легкий способ разорить монастырь. Суд. Обидное слово «козел».

Сегодня мы с вами будем читать 20 главу с 1 стиха и ниже. Очень важно для нас, что мы изучаем слово Божие. Когда мы изучаем слово Божие, созидается храм нашей веры. Если мы не будем заботиться о храме нашей веры, то наши каменные храмы не устоят, они будут разрушены. Но если мы будем заботиться о храме нашей веры и осознавать самих себя как лиц, отвечающих за ту благодать Божью, которая пребывает в наших сердцах, когда мы ответственно будем принимать призыв Серафима Саровского – стяжать благодать Духа Святаго в своем сердце, – тогда наша жизнь будет меняться в лучшую сторону.

Итак, мы читаем 20 главу Книги Откровения с 1 по 3 стих: «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время» (Откр.20:1–3).

Прежде чем мы прочитаем истолкование Андрея Кесарийского на этот текст, надо сделать оговорку, что православная эсхатология – православное учение о кончине мира – принципиально отличается от того, как о кончине мира учат представители других христианских направлений. Поэтому надо очень внимательно отнестись именно к церковному прочтению этого текста. Андрей Кесарийский поясняет: «Здесь говорится о бывшем во время страданий Господа низвержении диавола, когда его, почитавшего себя сильным, всемогущий Бог наш Иисус Христос связал и избавил нас от его власти и осудил его на ввержение в геенну».

Итак, Ангел, сходящий с неба, «который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей», по истолкованию святых Отцов, – это Иисус Христос. Он сходит с неба, Он имеет ключ от бездны, Он имеет большую цепь в руке Своей. И, как Андрей Кесарийский поясняет, на Голгофском Кресте Сын Божий сковал силы зла. А сойдя во ад, Он, имеющий ключ от бездны, вывел из ада все те души, которые там находились, облистав ад сиянием Своего Божества.

Как мы уже говорили, ад запирается изнутри. Но иногда Господь радикально меняет эту ситуацию, Он отпирает ад и выводит из него души.

Как Господь Иисус Христос на Кресте сковал дьявола? Вы помните, что Сам Сын Божий говорил о Себе: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Ин.3:14). Когда израильтяне шли по Синайской пустыне, на них стали нападать змеи. И люди стали умирать от змеиных укусов. И тогда Господь повелел Моисею сделать медного змия на столбе, поставить этот столб, и все ужаленные змеями люди смотрели на этот столб и получали исцеление. Медный змий символизировал собой скованность сил зла, неспособность их больше воздействовать на людей. Этот металл, медь, свидетельствовал о том, что зло будет ограничено в своих возможностях. Как металл не может двигаться, так и зло, пораженное Богом, становится неспособным причинять людям никакого вреда.

Иисус Христос на Кресте сковал всякое движение зла, ибо Он взял на Себя грехи мира, омыл их Своею драгоценною Кровью. И всякий, ужаленный грехами, умирающий от яда собственных беззаконий, уповая на Крест Сына Божия, получает исцеление, исцеление в струях Крови Сына Божия от яда греховного. Этот яд впервые выпустил в этот мир змий древний, когда в эдемском Раю совращал наших прародителей Адама и Еву.

Итак, Господь Иисус Христос всецело ограничил силы зла на Кресте. Когда Он сказал: «Совершилось!» (Ин.19:30) – свершилась победа над дьяволом и освобождение рода человеческого от власти лукавого сатаны.

До этого момента, до Голгофских страданий Сына Божия, зло, грех, дьявол, бесы – все это имело некую легитимность, законность. Почему? Потому что когда наши прародители Адам и Ева поверили змию больше, чем Богу, они таким образом дали согласие на служение греху. И все последующие поколения людей находились уже под проклятием греха. Но когда Христос приходит в этот мир как второй Адам для того, чтобы изменить ситуацию и начать всё сначала, то Он делает зло нелегитимным, незаконным, Он сокрушает власть дьявола, Он сокрушает вереи древние, приносит освобождение от адских уз миллионам и миллионам.

Андрей Кесарийский пишет: «Тысячу лет лучше считать не за определенное количество лет – тысячу, но или вообще за множество лет или за число совершенное, ибо так считаются и те тысячи, о которых говорит Давид – “слово еже заповеда в тысячи родов”. Это число означает вообще многие годы, чтобы во всем мире было проповедано Евангелие и укоренились имена благочестия».

Иными словами, тысячелетие Христово началось с того самого момента, когда Сын Божий умер на Кресте. Его смерть оказалась началом жизни, новой жизни в Боге и с Богом, как мы и поем во время Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». И мы сейчас живем в этом тысячелетии Христовом. Поэтому нельзя тысячелетие Христово понимать именно как тысячу лет, как думали некоторые христиане, когда кончалось тысячелетие от Рождества Христова. Они думали, что всё, кончина мира, но это тысячелетие продолжается до сих пор.

Также мы с вами прочитали, что дьявол, который заключен в бездне на тысячу лет, по окончании тысячи лет будет «освобожденным на малое время». Что это значит? Это значит, что перед Своим Пришествием в этот мир, перед Вторым Пришествием Сын Божий освободит силы зла, и на три с половиной года они воцарятся на земле, будут господствовать.

Я уже пояснял, что это промыслительно делается Богом, ради справедливости. Если добро три с половиной года проповедовалось Иисусом Христом, начиная от Его крещения на Иордане и до Голгофы, то и силы зла получат возможность три с половиной года во дни царствования антихриста иметь свободу. Для того, чтобы люди смогли бы добровольно сделать свой выбор между добром и злом, между Христом и антихристом, Богом и дьяволом, светом и тьмою. Ведь Бог создал человека свободным существом. Поэтому Господь никак не хочет ограничивать нашу свободу.

Итак, с учетом этих истолкований, прочитаем снова фрагмент из 20 главы Книги Откровения с 1 по 3 стих: «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время».

Кто-то из вас может спросить:

– А разве дьявол не продолжает прельщать нас?

Так, как это было до смерти Сына Божия на Кресте, он уже не действует. Раньше, до Голгофских страданий, бесы могли врываться в жизнь любого человека. Совершать насилие над свободной волей каждого человека, ибо в лице Адама и Евы люди избрали власть дьявола и отвергли власть Бога над собой. Поэтому сейчас все происки дьявола нелегитимны, незаконны, и они, злые духи, не могут действовать напрямую, они могут действовать через посредство свободной человеческой воли. Посему всё зло, которое мы творим, мы должны приписывать только себе. Только себе! А добро приписывать только Богу. И когда человек говорит:

– Это меня бес попутал, – он немножко наговаривает на силы зла. Они сейчас уже не имеют такой власти, не имеют такой возможности активно воздействовать на людей. Потому что зло сковано, заключено в бездну, связано, и наложена печать. Но они получат свободу, силы зла, во дни антихриста. Это будут самые тяжелые дни. Как у пророка Даниила сказано, что таких дней не было от сотворения мира.

И мы читаем далее 20 главу Книги Откровение: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Откр.20:4).

Вот здесь говорится не только о христианах последнего времени, здесь говорится о христианах всех поколений. Это значит, что печать антихриста в том или ином виде была всегда. И начертание бесовское было всегда. Потому что вот эти слова: «Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» – имеют отношение ко всем людям, которые уверовали в распятого Сына Божия. В первом веке, во втором, третьем, четвертом…

Здесь уместно вспомнить, что для православных первое воскресение из мертвых? Как я вам часто объясняю, это когда неверующий становится верующим. Когда еретик становится православным, когда язычник становится христианином. Вот это самое великое воскресение из мертвых. Когда человек в этой жизни переживает воскресение в жизнь новую. Если в этой жизни земной мы не воскреснем для жизни в Боге и с Богом, то всеобщее воскресение тела, которое будет происходить над всеми, над верующими и над неверующими, – это будет воскресение в муку. Принципиального значения второе воскресение не имеет, воскреснут все, как верующие, так и неверующие. Имеет значение только первое воскресение, которое человек переживает только в этой земной жизни. И вот это воскресение В Евангелии называется духовным рождением. Помните, как Христос беседовал с Никодимом? «Должно вам родиться свыше» (Ин.3:7). И вот если человек в этой жизни не переживет рождение свыше, то за гробом уже ничего не изменится для него в лучшую сторону. Поэтому мы должны стремиться к тому, чтобы духовно возродиться в этой жизни, ибо, если мы не возродимся, никто нас не вымолит.

Андрей Кесарийский пишет: «Еще апостолам были даны престолы учительские, с которых они просветили народы, и в будущем веке они будут даны им по обетованию для суда над отвергшими проповедь Евангелия».

Далее мы читаем: «Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это – первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр.20:5–6).

Царствуют со Христом христиане уже в этой жизни, над христианами смерть вторая не имеет власти. Что такое смерть вторая? Чтобы это понять, сначала скажем о смерти первой. Смерть первая – это когда в этой жизни человек умирает для Бога. Что это значит – «умирает для Бога»? Перестает верить в Бога. Он умирает для жизни в Боге и с Богом. Это происходит с очень многими молодыми людьми, которые сначала ходят в церковь, причащаются, исповедуются, потом мир начинает на них влиять, и они умирают для Бога. Но они могут и воскреснуть, и мы молимся за наших внуков, правнуков, за наших детей, ожидая, когда они вернутся назад, как блудные дети из страны далече. Но некоторые люди из этой духовной смерти так и не выходят.

А смерть вторая, которая не имеет власти над верующими, это смерть физического тела. Она ничего не решает: умирают и верующие и неверующие. Но вот смерть первая решает всё. Если человек умрет в этой жизни для Бога, перестанет быть верующим, он погибнет.

Итак, над нами, верующими, смерть первая не имеет никакой власти, мы воскресли для жизни в Боге и с Богом, смерть вторая для нас ничего не решает, даже напротив. Смерть физического тела является ценным приобретением. Как апостол Павел говорит: «для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп.1:21).

Андрей Кесарийский пишет: «Есть две смерти и столько же воскресений. Первая смерть телесная, посланная за преслушание человека. Вторая есть мука вечная». Здесь Андрей Кесарийский предлагает еще одно истолкование смерти. Он говорит об окончательной смерти в аду. Это еще одно истолкование.

Окончательная смерть в аду – это когда пр?оклятые племена услышат приговор: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41). Итак, этот огонь не уготован был для человека, он был уготован для дьявола и ангелов его. Но люди, потерявшие подобие Божие и соделавшиеся сатаноподобными, разделяют в вечности участь сатаны, дьявола и его ангелов-бесов. У этих людей происходит об?ожение наоборот. Вместо об?ожения, у них сатанопогружение, они погружаются в дьявола, в его личность, в его одержимость, в его амбиции, в его переживания и разделяют с ним его боль, ужас, отчаяние в аду, где плачь и скрежет зубов.

Андрей Кесарийский пишет: «Первое воскресение есть возрождение от мертвых дел, а второе – переход тела от истления в нетление».

И мы читаем 20 главу, 7 стих: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской» (Откр.20:7).

Итак, когда дьявол будет освобожден во дни воцарения его сына антихриста, лукавые силы будут собирать свою армию против верующих и против власти Бога на земле. Власть Бога на земле – это власть Церкви, это власть епископов и пресвитеров Церкви. И силы зла будут консолидироваться, как у блаженного Августина говорится: «Есть два града – град Божий и град диавола, эти грады созидаются на протяжении истории». Есть домостроительство града Божия и есть домостроительство града дьявола. Вот на этом видимом, земном уровне силы зла победят, но они победят нас, живущих на земле, – и не смогут победить Бога. Сказано об антихристе: «И дано было ему вести войну со святыми и победить их… » (Откр.13:7).

Есть такая статья диакона Андрея Кураева: «О нашем поражении». В этой книге отец Андрей очень справедливо замечает о том, что мы, христиане, никогда не учили об эволюции духовной жизни, материальной, социальной жизни. Мы всегда говорили, что конец будет очень печальный. Конец этот будет гибелью для очень многих людей, это будет кризис всей цивилизации человеческой. Поэтому ни в какой прогресс, ни в какой золотой век мы не верим, мы знаем, что мир проиграет. Мир, который сделал ставку на безбожие, потерпит великий урон, ибо богом этого мира окажется дьявол. Поэтому те люди, которые верят в прогресс, стремятся подражать социально развитым странам Запада, – они обманутся.

Вы видите, что происходит в благополучной Франции? Люди боятся выходить из домов, потому что насилуют, убивают, поджигают, калечат. И это сытый Запад, в котором и полиция более укомплектованная, и армия более обеспеченная, и нет такого социального неравенства, как у нас. И мы видим, что они ничего не могут сделать. Они пытаются что-то сделать, в одном районе ситуацию смягчают – но начинаются проблемы в другом районе.

Но вот когда все люди объединятся вокруг дьявола и его идеологии, когда антихрист соберет народы, племена вокруг себя, и они восстанут против Бога единодушно, – сказано: «число их как песок морской», – вот это будет очень тяжелое время. Своих собрать вот таким числом, как сейчас в храме, мы не сможем. Вряд ли вы найдете священников, священники будут прятаться. Верующие будут передавать их из одного дома в другой, прятать от слуг антихриста, потому что священников, которые будут верны Христу, будут сразу уничтожать, предавать смертной казни. Поэтому сейчас, когда есть свобода, – может быть, на малое время, – надо запасаться духовным хлебом.

Надо дорожить каждой возможностью общаться с пастырями. Мы должны сейчас созидать храм нашей веры. Как я сказал в начале сегодняшней беседы, если мы не создадим храм веры, то у нас и все эти каменные храмы будут разрушены. А в последние времена у нас отберут все храмы, у нас всё отберут, это будут храмы антихриста, потому что везде будут служить открыто только слуги антихриста. И верующие, которые сохранят храм веры в своих сердцах, будут собираться нелегально, в глубочайшем подполье, мы вернемся к дням первых христиан, которые собирались по подвалам, в катакомбах, в местах умерших.

Поэтому дорожите каждой возможностью погрузить свое сознание в слово Бога. Апостол Павел говорит о беспечных людях: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребств» (Рим.1:28). А мы должны с вами заботиться иметь Бога в разуме, иначе наша жизнь не увенчается духовным успехом. Никакие Таинства церковные не помогут человеку, если он потеряет веру. Сказано о Святом Причастии: «кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:29–30). Вы видите, что происходит, если человек, не сохранивший храм веры в своей душе, приступает к Таинствам! Это ему будет только в осуждение. Он может заболеть и даже умереть. Поэтому созидание храма веры, которое осуществляется через проповедь Евангелия, должно иметь для нас первостепенное значение.

А сейчас строятся иногда огромные храмы, и никто туда и не ходит. Потому что люди чувствуют, что главное – это создать храм собственной души. Как сказано, «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1Кор.3:16–17). То есть, кто не сохранит веру отцов в своем сердце, того покарает Бог.

И мы читаем далее: «И вышли на широту земли…» – вот эти полчища Гога и Магога, множество людей, как песок морской. «И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный» (Откр.20:8). То есть силы зла окружат всякую святыню.

Вот как наш храм – он находится во враждебном окружении, и люди, которые возглавляют соседнее предприятие, считают, что храм находится на их территории, но это неправильный взгляд. Это они находятся на нашей территории. Это разные вещи. Здесь мне рассказывали про одного начальника, который очень жалеет, что отказался, когда 5 лет назад ему предложили взорвать наш храм, – здесь тогда не было службы, и он очень жалеет, что пожалел тогда деньги. Ему сказали:

– Всё сломаем за 5 тысяч долларов.

Господь усилил в нем жадность, Господь послал к нему беса жадности, начальник пожалел деньги, и наш храм стоит. То есть, Господь иногда может использовать какие-то низменные качества людей для Своих целей.

Вот, в последнее время выйдут на широту земли полчища Гога и Магога, то есть всё будет контролироваться ими. Окружат «стан святых», то есть все христиане будут в окружении, под наблюдением.

Жесткий контроль. Вот это окружение свидетельствует о жестком контроле. Сегодня все средства кодирования, все эти ИНН и так далее – это средства контроля. Чтобы сделать жизнь каждого из нас прозрачной. Чтобы всецело контролировать любое передвижение человека. Денег не будет в те времена. Деньги – это свобода. Запомните, деньги – это свобода. Когда у вас деньги отберут и будут карточки, вы станете совершенно несвободными. Потому что все будет контролироваться – где купил, что купил, в какой гостинице остановился, куда поехал, с кем поехал… Жизнь человека будет полностью прозрачной для сил зла.

Итак, они «окружили стан святых и город возлюбленный». «Город возлюбленный» – это Церковь Христова и также «город возлюбленный» – это Иерусалим. Любой пророческий образ может иметь несколько истолкований, и все они верны.

Но далее сказано:«И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр.20:9–10).

Вот давайте порассуждаем, какой будет диапазон этого огня, который обрушится на нашу землю. Апостол Петр во втором Послании пишет: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2Пет.3:10). Сгорит земля, и все дела на ней сгорят. Весь этот мир будет уничтожен Божественным огнем. И апостол Петр дальше рассуждает: «Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают (2Пет.3:11–12).

Итак, действительно, какими же надо быть нам, чтобы нам перейти через этот огонь Армагеддона? Последнее сражение Гога и Магога против святых называется в Библии еще и Армагеддоном.

Мы должны быть совершенно чуждыми этому миру, чтобы не разделить его участь в пламени.

Причем, мы с вами уже смотрели толкования Андрея Кесарийского и Василия Великого о том, что огонь Божий – он один и тот же, но для одних людей это огонь, просвещающий их познанием веры, огненные языки благодати Духа Святаго, а для других – тот же самый огонь Божьего присутствия есть плачь и скрежет зубов в аду, и там огонь не будет являться источником света. А Андрей Кесарийсий и Василий Великий говорят: огонь один и тот же, но одни могут сносить присутствие Божие и радуются в этой благодати, а для других присутствие Божие – это ужас, визг, отчаяние, полное сокрушение, поражение и уничтожение в пламени Божественного присутствия. Как сказано в Псалтири: «Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли» (Пс.96:5).

Итак, силы зла потерпят всецелое сокрушение, когда ниспадет огонь с неба от Бога и пожрет их, «а дьявол, прельщавший людей, ввержен будет в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков». То есть, их страдания, не будут прекращены, это будут вечные муки. Поэтому для христианина актуальным остается вопрос: где мы будем находиться в ближайшие 500 лет? Где? Где мы будем находиться в ближайшие миллион лет? Вечность не прекратится! Бог, вдохнув в Адама дыхание жизни, создав его из праха, сообщил ему возможность вечного существования. И для одних людей это вечное благо, а для других – будет вечное мучение.

И мы читаем: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места» (Откр.20:11).

Андрей Кесарийский поясняет: «“Белый престол” означает упокоение Божие, которое Он устроил во святых, украшенных добродетелями, возседая на них, как на престоле».

И Андрей Кесарийский так поясняет слова – «бежало небо и земля»: «Это означает их уничтожение и обновление на мучения, так как в них не найдется места для изменения».

То есть будет новое небо, старое небо пройдет, будет новая земля, эта земля пройдет. Произойдет всецелое обновление. Мир будет совсем другим, он совершенно не будет походить на тот мир, в котором живем мы с вами. Это будут удивительные перемены от Бога, которые грядут на всю вселенную.

И вот об этом мы должны с вами помнить. И для того, чтобы нам с вами без серьезных потерь пережить эти изменения, мы должны заботиться иметь Бога в разуме. Мы должны созидать храм нашей веры. И если мы этого не будем делать, мы всё потеряем.

Я с одним реставратором известным – Овчинников его фамилия – беседовал, он человек неверующий, но всю жизнь служит иконам. Я думаю, Господь через это его будет спасать. И я его спросил:

– Вот неужели всегда, если икона старинная, она лучше поздних слоев, которые наносятся на нее?

Он говорит:

– Я не знаю почему, но это всегда так. Чем древнее, тем лучше. Хотя мы понимаем, что были разные мастера, сейчас есть мастера, которые не хуже пишут, но, как ни странно, – чем древнее, тем чище, лучше.

Так и нам необходимо восстанавливать Божественное подобие, которое люди утратили при грехопадении. В этом смысл нашего спасения – восстановить этот древний образ человека, жившего в Раю, через толщу наслоений греховной жизни многих и многих поколений. И когда Господь поможет нам восстановить Свое подобие в нас самих, мы поразимся: какая красота! Как мы смотрим на святых, на их жизнь, мы поражаемся: какая чудесная жизнь! Какая духовная лепота, красота! А просто на самом деле убраны все наслоения, – все наслоения, вся пыль веков снимается с души человека, когда он становится святым. Греховный опыт прошлых поколений уничтожается. И человек становится перед Богом таким, как был в день сотворения. А когда Бог сотворил весь мир и человека, Бог сказал, что все «весьма хорошо». Поэтому то, что мы называем плохим, греховным – это именно наслоения. Поздние наслоения. То есть нам всем надо возвращаться к истокам нашего бытия.

И опять читаем: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места». Здесь мы должны понять, что мы ничего с собой не возьмем в тот мир из материальных вещей этого мира. Все это сгорит. Но единственное, что мы можем взять – это внутренний мир нашей души. И вот в каком состоянии он окажется в момент нашей смерти, и определит наше будущее. Вечное будущее. Если человек переезжает из одного города в другой, он волнуется, переживает: как я там устроюсь?.. Но если не понравится в этом городе, ты можешь вернуться назад. А когда человек перейдет рубеж смерти – он уже не сможет вернуться назад.

Вы знаете, как покойники хотят вернуться назад? Как они плачут и хотят, чтобы Господь дал им хотя бы один день, чтобы они его смогли бы прожить по-христиански и покаяться? Вы знаете, как нам завидуют покойники? Помните, как богач молил Авраама: «так прошу тебя, отче, пошли его (Лазаря) в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения» (Лк.16:27–28). Он уже не надеялся, что ему помогут, он за братьев переживал, говорит: «у меня пять братьев». А эти братья как жили? Ну, наверное, как и он. Пиршествовали блистательно, одевались в пурпур, виссон, как сейчас новые русские.

Не дай Бог к моменту смерти оказаться окутанным страстями этого мира. Почему Господь сделал Россию нищей? Потому что Он ее возлюбил. А кого Господь не любит, те богатеют. Обрастают грехами, вот этой пылью, вот этими наслоениями. Не дай Бог, не дай Бог! В простой жизни люди ближе к Богу.

Я вам уже говорил, что самое древнее наименование христиан, самонаименование христиан, – оно древнее даже слова «христианин», – это «бедные», «нищие». Второе Послание к Коринфянам почитайте. Это самое древнее наименование уверовавших в Иисуса Христа. Посему мы богаты своей нищетою. А те, которые богачи, они нищие духом в своем богатстве. Поэтому мы не должны испытывать скорбь по поводу нашего социального положения. Напротив!

Я недавно встречался с послушником, который убежал из одного северного монастыря, причем по благословению старца Кирилла. Я спросил:

– Почему ты это сделал?

Он говорит:

– А наш монастырь взяли на государственное финансирование. У нас стало столько продуктов, мы стали так объедаться, нам не надо уже стало трудиться, восстанавливать храм… Государственное финансирование: монастырь включили в бюджет. У нас работников появилось столько! Мы все разленились, мы перестали молиться как раньше, и мы вспоминали, как же хорошо мы жили, когда у нас ничего этого не было! Когда мы своими руками таскали бревна, когда мы своими руками штукатурили стены… Какая блаженная была нищета!

И этот послушник поехал к старцу с другими монахами, послушниками, и они спросили старца:

– Что нам делать?

Рассказали всю ситуацию. И старец сказал:

– Самый легкий способ разрушить монастырь – это создать все необходимые условия для монахов. Поэтому лучше убегайте оттуда.

И вот этот послушник убежал.

Многие люди в свое время уехали на Запад, в Америку, в Европу, и оказались там духовно разоренными и опустошенными, потеряли своих детей и внуков, и кое-как выбираются оттуда назад в Россию. Помните, как Лот выбирал для себя, где ему жить? Он посмотрел на земли Содома и Гоморры, и они ему показались как Рай. Как Рай. И он пришел туда жить. Как и некоторые едут жить в Америку, в Европу, в сытые страны. Когда Лот шел жить в окрестности Гоморры, у него было такое хозяйство, что земля не могла снести такое хозяйство. У Авраама было большое хозяйство, у Лота было большое хозяйство, их пастухи стали спорить друг с другом. А убежал Лот из Содома и Гоморры с каким богатством? Один, с женою и с двумя дочками. Все разрушил Лот, крах пережил в своей жизни. А он думал, что он в рай поехал! В Содом и Гоморру!

Как некоторые хотят втащить Россию в капиталистический рай! Это дьявол подсовывает русскому народу, который вышел из коммунистического египетского пленения, золотого тельца западного буржуазного образа жизни. Как евреи: они только освободились от египетского плена, а им в пустыне дьявол золотого тельца – нате! – предлагает. И хороводьте вокруг него. Хороводьте. И так же Россия: только освободилась от безбожников, нам сразу – плиз! – западный образ жизни. Культ золотого тельца, зеленого доллара, голубой морали. И люди хороводят, хороводят, радуются!

Все это сгорит! Ничего не останется. Все это будет уничтожено.

И мы читаем 20 главу, 12 стих: «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откр.20:12).

В день Страшного Суда все будут стоять в наготе своей души перед Богом в равном достоинстве. И цари, и рабы, и священники, и миряне, в равном достоинстве. Вот тот день определит, кто был подлинно счастливым человеком, а кто губил сам свою собственную жизнь. Подлинное счастье – это обладание даром веры, подлинная жизнь счастливая – это когда созидается здание веры.

А если мы не в Боге богатеем, а в чем-то другом… Хорошо, если Господь нас, как Лота, спасет нагишом среди ночи. Сказано: «у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1Кор.3:15). А может, кто-то и разделит участь гибнущего мира.

В тот день, в День Суда, ни одна душа не сможет выкупить себя. Даже за все сокровища мира. В тот день, в День Суда, никто не сможет за нас ходатайствовать, Бог не примет никакое ходатайство. Ибо святые, Ангелы, Божья Матерь ходатайствуют за нас в этой жизни. А там, когда мы будем на Божьем Суде, и уже не сможем сотворить плода покаяния по ходатайству святых небожителей, – там каждый получит то, что он заслужил. Но если в этой жизни мы примирились с Богом, если в этой жизни мы осознали, что Кровь Иисуса Христа очищает нас от каждого греха, и пережили радость Божьего спасения, – в тот день лица верующих будут сиять на фоне помраченных лиц грешников. Они будут даже поставлены в разных местах: верующие будут стоять справа от Господа, неверующие – слева. Господь отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов.

Однажды меня послали проповедовать заключенным в тюрьме. Я спросил тюремного священника:

– А как с ними надо разговаривать?

– Очень просто, найди какие-нибудь простые слова.

Я спросил:

– А какое для них самое обидное слово?

Тюремный священник говорит:

– Самое обидное для них слово – «козел».

«Отлично», – подумал я про себя, пришел, стал беседовать с ними и говорю им:

– Вы хотите в День Судный оказаться козлами?

Они так все засуетились, один вскочил даже. Я говорю:

– Вот давайте почитаем из Писания, – и стал читать: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» (Мф.25:31–32). Я про этих козлов старался больше, чаще им говорить, и напоследок спрашиваю:

– Ну что, вы будете оставаться козлами, что ли?

– Ладно, когда исповедоваться надо? – Закричали.

Это очень важно, когда Господь пробивает наши сердца, когда словом Своим Он проникает до внутреннего мира каждого из нас, когда лучи света Евангелия начинают просвещать нашу душу.

И мы читаем дальше: «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим» (Откр.20:13).

Андрей Кесарийский поясняет: «Из чего сложилось каждое тело, из того же и будет составлено вновь и отдано. Было ли оно предано земле или морю. Смерть и ад не живые животные, как думают некоторые, но смерть есть разлучение души от тела, а ад невидимое нами и неизвестное место, куда идут отходящие отсюда наши души. Души, совершавшие мертвые дела, мертвы, а души праведных, по словам мудрого, “в руце Божии и не прикоснется их мука”».

Итак, вот этот опыт, – и опыт умирания, и опыт воскресения, – это неизбежный опыт в жизни каждого человека. Мы умрем. Все мы умрем. Когда человек умирает, то он умирает в одиночку. Ужас смерти заключается в том, что даже если бомба упадет и погибнет сразу пятьсот человек, каждый человек все равно умирает в одиночку.

Но не надо так бояться смерти. Почему? Потому что Ангел-Хранитель будет с вами, вы не будете одиноки в момент смерти. Причем, мне кажется, что Ангелы Хранители в момент смерти человека, чтобы его не напугать, принимают вид умерших родственников – отца, матери. Именно поэтому многие умирающие говорят:

– Ой, мама пришла.

Или:

– Ой, отца вижу. – И начинают от радости плакать.

Скорее всего, это Ангелы-Хранители, которые могут принимать разные виды, разные зраки, они образ близкого, дорогого для нас человека. Но самое важное для человека – это пережить радостную встречу с Иисусом Христом. И самая великая мука, как пишет святитель Иоанн Златоуст, – она хуже любой другой муки, – это видеть лик Спасителя, который отворачивается от нас, и слышать голос Спасителя, который говорит:

– Я никогда не знал вас.

Вот это будет самая великая мука, это апогей мучения. Высшая точка мучения.

И мы читаем последние стихи 20 главы: «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр.20:14–15).

Андрей Кесарийский поясняет: «Ад и смерть повержены в озеро огненное, это означает или то, что и написанное “последний враг испразднится – смерть”, или что будут осуждены в огонь лукавые демоны, виновники тяжкой и злой смерти греховной, имеющие своим убежищем ад».

Некоторые святые Отцы говорят, что первая смерть – это смерть духовная, вторая смерть – это смерть физическая. Андрей Кесарийский предлагает другую схему. Первая смерть – это смерть духовная, когда человек умирает для Бога в этой жизни, а физическую смерть Андрей Кесарийский совсем не замечает. Он говорит о второй смерти: это смерть, когда душа будет определена в ад. То есть Андрей Кесарийский в своем истолковании совсем не придает значения физической смерти. Она для него не существует. Это очень хороший урок для нас!

Страх смерти физической погубил очень многих людей. Из страха перед физической смертью многие отреклись от Христа. Многие, цепляясь за жизнь, стали предателями своего собственного народа, своей собственной страны. Человек не должен так преувеличивать момент своего перехода в другой мир. Этого не надо делать, ни в коем случае этого не надо делать. Потому что человеческая жизнь по-настоящему начинается тогда, когда мы становимся верующими. И та часть нашей жизни, которую мы проводим в храме, в молитвах, в изучении слова Божия, – эта часть нашей жизни уже не принадлежит жизни временной, она имеет вечное значение.

То есть, мы должны понять, что настоящий переход к будущей жизни происходит тогда, когда мы осознаем себя рабами Божьими. Уже в этой жизни мы должны ощутить себя согражданами небожителям, уже в этой жизни мы должны наслаждаться благами Рая, которым мы приобщаемся через Святые Дары. Поэтому то, что для всех людей очень важно, – то есть физическая смерть, – для христианина не должно иметь такого же значения. Потому что страх смерти, человеческий страх смерти, очень опасен, он может подвести человека.

Поэтому даже если один на один вы останетесь со своими грехами в день смерти, знайте – есть Ходатай и Посредник между Богом и человеками – это Христос Иисус. Мы должны верить в то, что в струях Его Крови мы получаем прощение каждого греха. Даже если ты не успел исповедать грех, ты должен уповать на Бога; мы не должны быть формалистами.

У нас же многие святые мученики не были даже крещеными, они не успели креститься. Их казнили, и Церковь не знала, как относиться к этой ситуации: объявлять ли святыми некрещеных? И тогда Церковь решила так: они крещены в своей крови. Но это неформальный подход, скажем прямо.

Поэтому во времена великого отчаяния, когда будет царство антихриста и вы не сможете найти священника, так как лишь немногие будут иметь доступ к священникам, – только упование на Христа будет спасать верующих людей. Именно о последних временах сказано: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян.2:21).

У нас новые братья, новые сестры, уже в этой жизни мы чувствуем, как Господь отделяет овец от козлов.

Поэтому Суд Божий осуществляется не только в Последний День, оный День Господень, но он ежедневно совершается над душами людей незримо.



Источник: Беседы на Апокалипсис : (Откровение Иоанна Богослова) / протоиер. Олег Стеняев ; под ред. иерея Даниила Сысоева. - Изд. 2-е. - Москва : Благословение : Техинвест-3, 2010. - 584, [2] с. ISBN 978-5-86264-015-1

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Апокалипсис – Глава 4 протоиерей Геннадий Фаст

2. Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова святитель Андрей Кесарийский

3. Беспредельность невежества и Апокалипсис Николай Петрович Аксаков

4. Беседы на Евангелие от Матфея, том 1 – Беседа 24. Евангелие от Матфея, глава 7, 6–11. «Нагорная проповедь. Просите и дано будет» протоиерей Олег Стеняев

5. Толкование на Апокалипсис – Глава двадцатая иерей Даниил Сысоев

6. Отечник Проповедника – Слово праздное игумен Марк (Лозинский)

7. Мужи веры: слово на заупокойной литургии 30 сент. 1914 г. при поминовении почивших тружеников Академии протопресвитер Василий Виноградов

8. Истинное православие и современный мир – «Царство Божие на земле», «прогресс» или – Крест? архиепископ Аверкий (Таушев)

9. Сердец наших утешение. 320 чудотворных икон Пресвятой Богородицы – Февраль протоиерей Иоанн Бухарев

10. Византийский временник. Б.М. Мелиоранский священник Павел Верховской

Комментарии для сайта Cackle