протоиерей Олег Стеняев

Беседа 30. Чем заняться в Раю? Какая прописка лучше московской. Логика рождающегося младенца. Жизнь с перерезанной пуповиной. Совершилось! Боязливых – в горящее озеро. Небесный град из драгоценных камней.

Сегодня мы будем изучать 21 главу Книги Откровение Иоанна Богослова. И мы читаем 1 стих: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр.21:1).

Андрей Кесарийский поясняет: «Здесь тоже говорится не об уничтожении твари, а о перемене на лучшее. По свидетельству апостола сама тварь освободится от работы истления в свободу славы чад Божиих. И Божественный псалмопевец говорит: “Яко одежду свиеши я, и изменятся” (Пс.101:27). Обновление строго значит не уничтожение, но только устранение устарелости и морщин».

То новое небо, и ту новую землю, что увидел Иоанн Богослов, не надо разуметь, как что-то совершенно новое, ибо произошло изменение прежнего мира, прежней земли, прежнего неба, изменение произошло через огонь, через уничтожение прежней системы вещей, и мир становится иным, он видоизменяется. То есть как мы с вами изменимся в День Воскресения, точно так же и мир, в котором мы с вами живем, претерпит очень серьезные, кардинальные изменения, «ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет». Вот эти слова, «моря уже нет», Андрей Кесарийский поясняет так:

«Потому что море будет не нужно, когда людям не нужно будет плавать по нему, ни перевозить и доставлять произведения земли в отдаленные страны, и тогда не нужно его, если оно означает бурную и полную волнения жизнь, ибо у святых не останется тогда ни малейшего страха или смущения».

То есть, с одной стороны, прекратится море тех чувств, что постоянно нас травмируют, а с другой стороны, сами моря, которые сейчас служат связующими артериями между странами и людьми, станут ненужными. Мы с вами беседовали о том, что люди, которые будут жить в новом Божьем мире, смогут перемещать свое тело движением мысли. Ипполит Римский говорит, что люди смогут перешагивать море. И расстояние между землей и небом уже не будет непроходимым; движением мысли, наподобие ангельского стремительного перемещения, человек может оказаться в любой точке Вселенной. Мы будем постигать смысл многих миров: для чего Господь их создал, какая тайна заложена во всем Божьем мироздании.

Мы иногда не понимаем, зачем Бог создал такой огромный мир. Святитель Феофан Затворник, например, допускает мысль, что есть иные населенные миры. Феофан Затворник писал, что для какой-то цели Бог все создал, но нам особенно в это вникать не надо, потому что мы об этом узнаем потом. И вот, когда человек будет в новом мире, измененном – имеются в виду те изменения, которые произойдут здесь, у нас, на нашей планете, в нашей системе, – то какие-то процессы могут еще продолжаться во всей вселенной, и, конечно, люди могут быть задействованы в этих процессах уже как Божьи Ангелы. Тогда они будут принимать участие в Божественных поручениях.

Есть разные ангельские миры – Ангелы, Архангелы, Херувимы, Серафимы, Начала, Силы, Господства, Власти, Престолы – это именно миры, они не локальны, они глобальны. На современном языке можно сказать, что это другие измерения. Апостол Павел был восх?ищен только до третьего Неба, а есть семь Небес. А как мы с вами определились, число семь – оно вообще говорит о неопределенности, о числовой неопределенности. Поэтому будущий мир, который ожидает нас, он уж точно не будет однообразен. И напрасно некоторые терзаются вопросом:

– А что я там буду делать?

На самом деле зря некоторые так рвутся в ад, ад – это банальное, повторяющееся, тягостное своим однообразием состояние, а Божий мир, Рай, – это многообразие, чудесное, интереснейшее многообразие. Мы даже не можем сейчас представить, насколько тот мир будет иным, непривычным и прекрасным. Поэтому апостол Павел, который был восхищен только до третьего Неба, сказал: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9).

Вот эта глава, которую сегодня мы читаем, рассказывает нам о будущем мире Божием, потому что последние главы Книги Откровение завершают апокалиптическое повествование и выходят за пределы времени Суда и больше говорят о времени Царства Славы.

Вот было время Закона – это Ветхий Завет, Новый Завет – это Царство Христово, Царство Благодати, это Царство до сих пор продолжается, потом будет время Суда, и потом – Царство Славы.

Царство Славы – это наименее изученный период, о нем очень мало говорится в нашей догматике, в нашей эсхатологии. Потому что это тайна. И это будет оставаться тайной, пока мы живем в этой жизни, потому что тот мир принципиально будет отличаться от мира, в котором мы живем сейчас.

И мы читаем: «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр.21:2). Новый Иерусалим будет Небесным городом, который будет сходить на новую землю с Неба.

Кто из вас был в Иерусалиме? Жаль, немногие. Вот я был. Иерусалим – это особое место, особый город. Иерусалим земной, о котором я сейчас говорю. Я помню, что когда мы приехали в Израиль, и стали приближаться к Иерусалиму, – это было некое восхождение. Машина ехала все выше, выше в горы, и такое ощущение было, что это и есть центр земли. Иерусалим – это действительно духовный центр земли. И когда въезжаешь в Иерусалим, то все меняется. Там особый климат, там летом, когда зной, прохладно, зимой – тепло. Иерусалим – это открытое пространство, прозрачный воздух, это другие краски, даже по сравнению с другой частью того же Израиля.

А новый Иерусалим, который будет сходить с Неба, – это и будет явление Божественной Небесной скинии, Божьего мира, неизреченного света, когда люди увидят, что под новым небом на эту новую землю будет спускаться прекрасный новый Божий город.

Андрей Кесарийский пишет: «В?идение новым святого города Иерусалима означает переход к светлости, которую получит горний Иерусалим, нисходящий к людям от бесплотных горних сил, потому что Глава их всех – Христос, Бог наш. Этот город, имеющий краеугольным камнем Христа, составляется из святых, о которых написано: камение свято валяется на земли его (Зах.9:16). Он называется “городом”, как обиталище Святой Троицы, ибо по обетованию Она “обитает” и “ходит в нем” (1Кор.6:16). “Невестою” этот город называется, как прилепляющийся Владыке и соединяющийся с Ним в совершенном и нерасторжимом союзе; “украшенною” – как имеющий, по слову Псалмопевца, “славу и красоту” (Пс.44:14) в разнообразии добродетелей». То есть, чудесное многообразие явится всему Божьему творению в явлении этого города, Божьего города, сходящего с Неба.

И мы читаем далее: «И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:3–4). То есть нас ждет прекращение всякого уныния, всякой тоски, всякого алкания, всякого жаждания.

Помните, когда апостолы были на Фаворе, то апостолу Петру очень понравилось там? Когда он увидел преображенного Господа, увидел пророка Божьего Моисея, пророка Илию, тогда Петр воскликнул в неком священном безумии: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (три шалаша): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф.17:4).

Верующие иногда говорят:

– Как хорошо в храме, как хорошо бы не выходить из храма никогда.

Но в этой жизни все прекращается. И после Фавора была Голгофа, после Фавора было отречение Петра, трехкратное отречение. А вот когда мы войдем в новый город Божий, эта радость уже никогда не прекратится, – та радость, к которой мы только приближаемся в этой жизни. Она будет всё во всем наполняющей благодатью. Ведь тот же апостол Павел, который сказал: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его», – тут же добавил: «А нам Бог открыл это Духом Своим» (1Кор.2:9–10). То есть уже в этой жизни мы можем в Таинствах Церкви предвкушать ту неизреченную радость будущего вечного Божьего мира, где Бог наш будет с нами и мы с ним. «Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» – «поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами; и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (Лев.26:11–12).

Моисей на Синае видел этот город, он видел Небесную скинию, и по образу Небесной скинии он сделал земную скинию. По образу того, что Бог показал ему.

Мы переживаем общение с этим градом, как я уже сказал, в Таинствах Церкви, то есть гражданами Небесной скинии мы становимся уже в этой, земной жизни. Христианин не ждет для себя благ Божьих за гробом, христианин – это тот человек, который уже в этой жизни приобщается к этим благам, вкушает их, именно вкушает. Когда мы участвуем в Евхаристическом пире, когда мы вкушаем Тело и Кровь Иисуса Христа, мы становимся причастниками Вечной жизни. Сказано: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин.5:24).

«И отрет Бог всякую слезу с очей их» – люди не будут плакать, они не будут скорбеть, не будет никаких депрессий, будет радость бесконечная, и она будет возрастающей радостью.

Мы читаем дальше: «и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло».

Человек боится смерти, человек боится мук умирания, он переживает, он плачет, он кричит. Но когда человек рождается, он тоже плачет и кричит, и мы улыбаемся, смотря на маленького ребенка, как он переживает, входя в этот мир, как он плачет и кричит.

И Бог, когда смотрит на слезы нашего умирания, наверное, тоже улыбается с Небес, потому что знает, какую радость Он приготовил для нас. Когда в семье ребенок должен родиться, любящие родители уже заранее покупают для него хорошую колыбель, они для него заранее покупают одежды из нежных тканей, они уже готовы объять его своею любовью. Они уже знают, где его колыбель будет стоять в доме. Иисус Христос тоже знает, в каком доме ты будешь жить на Небесах. Ведь Он говорил: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам» (Ин.14:2). Он именно вошел в эту Небесную скинию, чтобы приготовить нам место, чтобы прописать нас в этом городе.

Многие люди хотят иметь московскую прописку, но это ничто по сравнению с той пропиской, которую нам может обеспечить Иисус Христос. А Он говорил: «Я иду приготовить место вам». Он вперед пошел перед нами, Он Первенец, мы за Ним идем. «Будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин.3:2), – восклицают апостолы. «Будем подобны Ему»!

Святые Отцы учат, что Он показал образ будущей жизни, в течение сорока дней после Воскресения Своего являясь ученикам. Он показал образ новой жизни, нового бытия, новой тварности, приобщенной к нетварному благодатному существованию Божественных энергий.

Итак, мы боимся смерти. Ребенок, наверное, очень боится, когда он рождается. Ведь чем живет ребенок, когда он в утробе у матери? Он питается через пуповину. И если бы ребенок мог бы рассуждать, он пришел бы в ужас, когда пуповину перерезают. Всё, теперь не будет доступа к нему крови и кислорода! Ведь когда он сидит в плаценте, он весь находится во влаге. Если бы он мог рассуждать, он кричал бы:

– Я не смогу существовать в мире, где нет этой влаги, где пуповина перерезана.

Как человек, когда он умирает, он в ужасе:

– Меня зароют в землю, я не буду дышать, мое тело будет разлагаться. Разве это не ужасно?

Но логика такого человека – как предполагаемая логика рождаемого младенца. Но какая может быть логика у младенцев? Они даже не умеют думать. Мы вот, взрослые люди, умирая здесь, на земле, в глазах небожителей выглядим еще не начавшими мыслить. Нам откроется тот мир, и то, как мы сейчас воспринимаем всё, выразил апостол Павел: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу» (1Кор.13:12). Что мы можем рассмотреть сквозь тусклое стекло? Ничего. Какие-то смутные образы, какие-то намеки, неясные движения. Но там человек познает всё так, как он познан сейчас. Когда эта пелена сойдет, и мы войдем в Божий духовный мир, мы будем объемлемы любовью Бога. Мы вдруг поймем, что Бог всегда был любовью. И пусть никто не говорит:

– Да, вот когда первый раз Он приходил, Он был очень добрый, а второй раз Он Себя покажет, второй раз Он придет очень злой. Первый раз Он приходил прощать, любить, миловать, а потом Он придет всех судить. И такое устроит всем!..

В Писании сказано, что во Христе Иисусе нет тени перемены. Святые Отцы говорят: тот же самый Христос, Который умер за тебя, Он же тебя будет судить. Разве мы боимся Того, Который умер за нас, Который умирал с раскинутыми руками, готовый всех обнять и простить? Василий Великий говорит: «Он избрал для Себя такую смерть, чтобы засвидетельствовать с Креста, что Он готов всех заключить в объятья, объять весь мир Своей любовью». Конечно, это тайна духовной жизни, непостижимая тайна.

И в этой жизни земной мы должны бодрствовать, мы должны погружать свой мозг, свое сознание в Бога, потому что надо заботиться иметь Бога в разуме.

«Ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло». Вы помните, в советское время люди грезили коммунизмом. Они говорили:

– Вот светлое будущее, вот коммунизм.

И люди читали фантастику, они умилялись, это было красиво, это было нравственно, но это было совершенно недостижимо. И люди это тоже понимали, потому что их реальность была всегда другой. И все эти мечтания о золотом веке проявляются у людей даже неверующих, потому что Бог вложил в каждого человека надежду на лучшее будущее. И мы даже через муки умирания, через ужас смерти начинаем видеть уже в этой жизни радость будущей Вечной жизни. Мы начинаем понимать, что муки умирания – это муки возрождения, преосуществления, когда мы становимся иными, преосуществляемся в Боге и с Богом.

И мы читаем 5 и 6 стих: «И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр.21:5–6).

Какой удивительный миг! Миг, когда будет сказано: «совершилось!». Но когда это было сказано впервые? На Голгофе. Когда Сын Божий умирал, Он произнес эти же самые слова. Здесь Он говорит: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец». Начало нашего спасения – это Голгофа, когда Он первый раз произнес это слово: «Совершилось!» (Ин.19:30), и конец нашего спасения – это Царство Славы, когда Он скажет: «совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец».

Если кто-нибудь будет спрашивать нас:

– Как же вы можете надеяться на такую благость? как же вы можете надеяться, что вы можете обитать в скинии Неба Божьего, в скинии небожителей, в этом ангельском дворце, среди святых Божьих?! Как вы на это можете рассчитывать?

Мы должны ответить:

– Мы можем на это рассчитывать, потому что это совершилось, когда Сын Божий умер на Голгофе. Он пролил Свою драгоценную Кровь, Он омыл наши грехи, это уже совершилось!

И апостол Павел в одном из посланий пишет: «…нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф.2:5–6). Иными словами, он говорит: вы уже прописаны там, на Небе. Быть записанным там в книгу жизни – вот прописка, которой действительно надо дорожить, к которой надо стремиться. Что такое московская прописка по сравнению с пропиской на Небесах? Уже все совершилось, и мы должны заботиться о том, чтобы наше имя не было бы изглажено из книги жизни. Вот почему надо бодрствовать, переживать, волноваться. Вот что необходимо.

И мы читаем далее: «жаждущему дам даром от источника воды живой» (Откр.21:6).

Мы с вами рассуждаем: а какой ценою можно все это приобрести? Как бы вкусить от этого «источника воды живой»?

Я помню, когда мы были в Израиле, поехали мы в монастырь Хозевита, и там огромное ущелье, а жара – до 50 градусов. И мы спускались в это ущелье под палящим солнцем. Как по солнечной наковальне мы шли, шли, и было невыносимо, мы плавились от этого солнечного ж?ара. И мы пришли к монахам, в монастырь, а там каменные столы, каменные скамьи, каменные террасы в тенечке, прохлада, и они ставят перед нами холодный-холодный лимонад… Монахи сами делают этот лимонад. И я помню, когда мы сели за каменные столы и стали пить этот ледяной лимонад, – не химический какой-то продукт, самодельный! – я подумал, что ничего лучше, наверное, не пил в жизни, и было так радостно! Было радостно видеть эти добрые лица монахов, которые не понимают русского языка, но со всем соглашаются, кивают, и вот этот холодный лимонад… И тогда я подумал: а когда в Царствии Божием мы будем пить от источника воды живой, какая же это будет радость! И жаждущему Бог это даст, и даст даром, как мы и прочитали: «жаждущему дам даром от источника воды живой».

Не надо думать, что Царствие Божие как автомат. Помните, были такие автоматы продажи воды – бросил монетку, и вода потекла, нет монетки – вода не течет. Конечно, нет. Это вообще безумно – пытаться купить Царство Вечной небесной жизни ценою временной земной жизни!

Андрей Кесарийский поясняет: «Он обещает подать жаждущему правды благодать Святого Духа, которую обещал ниспослать верующим в Него. “Туне” или потому, что “недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися во святых” (Рим.8:18), или же потому, что ее нельзя приобрести за имущество, но только за добрые дела, по человеколюбию Подателя».

Мы можем приобрести грядущий мир «за добрые дела, по человеколюбию Подателя». Это не наши добрые дела, это праведность Христа! Этой ценою мы приобретаем для себя доступ в Царствие Божие. Он Податель истинной жизни, и если в нашей жизни что-то меняется в лучшую сторону, это значит, Он нас исправил. Он – Податель истиной доброй жизни.

Добрые дела – что они значат? Ничего они не значат. Добрые дела это как индикатор, который подсказывает нам, живая у нас вера или мертвая. Поэтому апостол Иаков сказал: «…вера без дел мертва» (Иак.2:26). Но в принципе, если вера есть – она всегда рождает какие-то дела, это естественно. Но это именно дела, которые рождаются от веры. Если я верю, что по этой дороге опасно ходить, я не буду по ней ходить, если я верю, что этот путь безопасный, я пойду по нему. Это совершенно очевидно, – когда человек во что-то верит, он старается это как-то исполнять. Но это не значит, что он придает колоссальное значение своим действиям. Как я уже сказал, это совершенно несоизмеримо – небесное и земное, временное и бесконечное, тленное и нетленное.

И мы читаем далее, 7 стих: «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (Откр.21:7).

Андрей Кесарийский поясняет: «Побеждающий в брани с невидимыми бесами получит эти блага, когда соделается сыном Божиим, и будет наслаждаться духовными удовольствиями». А разве мы можем победить бесов самостоятельно? Конечно, нет. Мы можем чего-то достичь только во Христе.

Я вам напомню образ, о котором я вам уже говорил: посмотрите, как Георгия Победоносца по-разному изображают христиане. На Западе Георгия Победоносца изображают этаким культуристом – мощный, бицепсы у него накачанные, и он вгоняет с невероятным напряжением копье-бревно в глотку змия, иногда у него капли пота даже изображают везде, бицепсы сверкают… В общем, нечто среднее между Сильвестром Сталлоне и Арнольдом Шварценеггером. Это вот западное в?идение духовной победы. А как православные изображают Георгия Победоносца? Он спокойно сидит на коне и держит копье легко, не напрягаясь. А почему? Потому что в углу иконы изображен Иисус Христос, Который благословляет его Своею рукою, иногда изображена только благословляющая рука.

То есть для христианина духовная победа одерживается только Иисусом Христом. Мы можем стать лишь соучастниками этой победы, и мы ничто без Христа.

А Запад пошел другим путем, путем усилий, напряжений, такой физической тоски, натянутости, напряженности. И сейчас эта западная латинская напряженность начинает господствовать в православной среде. У нас проповедуют законничество, а это не свойственно Восточному православному богословию. Это – ересь пелагианства, и это было осуждено на Соборах Церкви. Когда люди думают, что своими делами они что-то могут сделать для своего спасения, – это ересь пелагианства. Был такой еретик Пелагий. Он говорил:

– Человек и сам может спастись, у него достаточно нравственных сил.

А мы говорим:

– Недостаточно.

Потому что апостолы, двенадцать апостолов, эти сосуды Божией благодати, они спрашивали:

– Кто может спастись?

Иисус же говорит: «человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу» (Мк.10:27).

Итак, мы должны отвергнуть ересь пелагианства. Пелагиане и другие еретики учат, что человек может спастись, опираясь на свои таланты, способности, – он самодостаточный. Нет таких людей! Не верьте в эти сказки, что есть какие-то святые, которые рождаются святыми и умирают святыми, – это сказки, это бесовский обман. Все святые говорили о себе, что они грешники. Все святые, великие святые Церкви говорили о себе, что они грешники, они не питали никаких иллюзий относительно себя! И если они что-то имели в этой жизни доброго, то всем были обязаны только Иисусу Христу, Сыну Божьему, Который их менял, преображал, делал новыми людьми. Но это не означает, что, став новыми людьми, они не падали. Они потом падали, и неоднократно. Некоторые говорят:

– Да, Петр отрекся, но это было до Пятидесятницы.

А разве потом не было проблем? Были проблемы. Читайте Послание к Галатам. Павел пишет, он обличал апостола Петра в лицемерии. Он уличил его в лицемерии. А у самого Павла разве не было проблем? Были проблемы, серьезные проблемы. Уже будучи просвещенным Духом Святым, крещеный апостол Иисуса Христа, арфа Духа Святаго, он восклицает: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим.7:19–23). Итак, мы что-то только во Христе, и мы ничто без Христа.

И мы читаем: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр.21:8).

Перечислены ужасные преступники, но на первом месте стоят боязливые. Почему боязливые хуже неверных, хуже скверных, хуже убийц, хуже любодеев, хуже чародеев, хуже идолослужителей, лжецов? «Боязливые» – это те, которые не хотят дерзать. Разве вот эта женщина, кровоточивая, о которой мы сегодня беседовали, была боязливой? Если бы она была боязливой, она сидела бы дома, в той части дома, где должны сидеть нечистые женщины, и не выходила бы на улицу. Если бы она была боязливой, она не подошла бы к толпе людей, если бы она была боязливой, она не прикоснулась бы к одежде Сына Божия. Но Бог дал мужество этой женщине. И Он поддержал ее мужество, Он сказал: «дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя» (Мф.9:22).

«Дерзай, дочь!..» Дерзновение веры изгоняет страх гибели физической и духовной из сердца христианина. Христианин перед лицом смерти испытывает иногда даже радость. Как апостол Павел говорил: «для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп.1:21). Игнатий Богоносец, когда его везли на казнь в Рим, писал письма разным христианским церквам, и он призывал: «Не хлопочите за меня, я хочу стать пшеницей Христовой в пасти этих львов, если эти звери не бросятся на меня, я сам буду наманивать их на себя, чтобы они меня растерзали, разорвали». Игнатий Богоносец был истиной «пшеницей Иисуса Христа». Почему? Потому что он был смиренный. Будучи епископом, таким мужественным подвижником, мучеником, он говорил: «Я только становлюсь учеником». Я только становлюсь учеником… Вот когда мы понимаем, что христианство для нас только открывается, только-только мы начинаем понимать, в чем смысл христианства, вот это и есть новизна нашей христианской религии, наше христианство.

Если вас спросят:

– А в чем суть вашей веры?

Вы скажите:

– Это вера грешников.

Это вера грешников, это не вера праведных. Если кто-то считает себя праведным, пусть ходит в синагогу или мечеть, там люди спасаются своими делами. А грешники надеются найти спасение только в Иисусе Христе. Ибо Христос пришел спасать не праведных, а грешных, Он так и говорил: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф.9:13). И христианство – это религия грешников, то есть людей, которые не имитируют праведность, которой нет ни у кого из на земле живущих. В Писании сказано: «всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт.6:12).

Итак, христианская религия – это религия благодати, это не религия Закона. Это возможность для каждого человека, несмотря на его согрешения, обрести Вечную жизнь; но для того, чтобы это совершил человек, ему надо проявить мужество веры. Ему надо поверить в то, что спасение даруется в Иисусе Христе.

А «боязливые» – это нерешительные. Боязливые – это те, которые сидят и думают: договорился я с Богом или не договорился? Простил мне батюшка грех или не простил? За тебя с Богом договаривается Иисус Христос. Сказано: «един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5). Так сказано у апостола Павла. Он за нас ходатайствует, Он за нас договаривается, Он нам находит обитель. Он говорит: «В доме Отца Моего обителей много» (Ин.14:2) – то есть всем найдется место. Он «прописывает» нас на Небесах.

А почему же погибают неверные? Кто был неверным? Апостол Петр был неверным, трижды проявил неверность. Скверные почему погибают? А женщина кровоточивая, она же была скверная. Убийцы почему погибают? Царь Давид был убийца. А любодеи? Тот же царь Давид совместил грех блудодеяния с грехом убийства. А чародеи, как чародеи погибают? Да вот, священномученик Киприан был чародей. А идолослужители? А Лонгин-сотник был идолослужитель, римский офицер. А лжецы?..

Погибают те скверные, те неверные, те убийцы, те любодеи, те чародеи, те идолослужители, которые побоялись покаяться. Побоялись допустить даже мысль, что Бог прощает все грехи людям, независимо от их состояния. Боялись поверить, что Бог призывает к Себе всех. Он говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28).

Итак, чтобы спастись этим неверным, скверным, убийцам, любодеям, чародеям, идолослужителям, – им надо дерзать, как дерзала кровоточивая женщина, которой Иисус Христос сказал: «дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя». Оказывается, вот этот страх перед нашей прежней жизнью – это дьявольский якорь, который не пускает нас в Царство Бога, держит корабль нашей души. Этот дьявольский якорь начинает удерживать нас, когда нам напоминают наши прежние грехи, когда нам говорят:

– Каким ты был!

А вы отвечайте:

– Неважно, каким я был, важно, каким я стал.

Пусть нам говорят:

– Где ты был, вспомни, где ты был!

Отвечайте:

– Неважно, где я был, важно, где я буду.

Вот это имеет значение.

Поэтому в Писании сказано: «…я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед» (Флп.3:13). Если над тобой прочитали разрешительную молитву, с тебя снят грех. Если ты крестился, с тебя сняты все грехи, которые были до Крещения. Даже если ты умираешь и вдруг вспомнил, что у тебя есть что-то не исповеданное – обращайся к Иисусу Христу, Он милостив. Как мы сегодня говорили, Бог не сидит в засаде и не ждет, когда мы ошибемся, чтобы тут же выскочить и нас наказать. Так дьявол поступает, сказано: «…диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8). А Бог ищет, как кого спасти. Как сказано: «Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?» (Мф.18:12). И, имея такого Бога, можем ли мы быть боязливыми?!

Да, должны быть боязливыми, но в каком смысле? В том смысле, что мы должны бояться нарушить Его волю. Сказано: «Начало мудрости – страх Господень» (Пс.110:10). В этом смысле. А какая Его воля? Его воля, чтобы мы веровали в Сына Его. И во имя Сына Его получали прощение всех наших грехов.

И мы читаем далее: «И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца» (Откр.21:9).

Андрей Кесарийский поясняет это так: «Этим указывается, что Ангелы наносят не только наказания, но иногда производят сечение, подобно врачам, а иногда подают смягчающее боль лекарство и врачевание, потому что, как и раньше Ангел посылал наказание достойным, так и теперь показывает святому блаженство Церкви. Невесту Христа правильно называют женою, ибо закланный Агнец Христос уневестил ее Себе Своею Кровью, и как Адаму была создана во время сна его жена из взятого у него ребра, так и Церковь, через излияние крови из ребра Христова во время Его вольной смерти на Кресте, сочеталась с Ним, уязвленным ради нас».

Прекрасное толкование! Здесь Андрей Кесарийский показывает нам, что Церковь – это Жена Агнца Небесного Иисуса Христа, Церковь любит своего Небесного Жениха. И как жена Адама была создана из ребра Адама, Церковь возникает в тот момент, когда копьем ткнули в ребро Христа Спасителя и потекли кровь и вода. Кровь и вода – это символ того, что церковным становится тот человек, которого крестят в воде и который потом причащается Крови Иисуса Христа. Итак, через Крещение, через евхаристическую жизнь мы становимся невестой Небесного Жениха, Агнца Божия, вземлящего на себя грехи мира.

Далее сказано: «И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию» (Откр.21:10–11).

Андрей Кесарийский поясняет: «Святой был “веден духом”, и это указывает на устремление мыслей его от земного к небесному. “Гора великая” означает высокую и премирную жизнь святых, которою будет украшена и прославлена Богом жена Агнца, горний Иерусалим».

Премирная жизнь святых. Что это такое? Это не «примерная жизнь». Премирная – это когда человек осознал, что он имеет мир с Богом. Мир с Богом мы имеем через Его Сына. Когда люди согрешили, Адам и Ева, все человечество оказалось во враждебных отношениях с Богом. И символ этой вражды был Херувим с огненным обращающимся мечом, который был поставлен у райских врат, чтобы никто из людей не мог вернуться назад. Но когда Иисус Христос воскрес из мертвых, и «дверями затворенными» явился к ученикам, он сказал: «мир вам!» (Ин.20:26) Вот эти слова, по-еврейски «шалом алейкум», мир вам, – они означали, что Своей смертью Он примирил род человеческий с Богом. И копье, которое ударило в Его ребро, – как святые Отцы говорят, – остановило движение меча Херувима, обращающееся движение. Всё, теперь Ангелы с нами не воюют, они нам помогают. Премирная жизнь – означает жить и не соглашаться с грехом и искать мира с Богом.

И здесь мы видим, как Ангел, уничтожавший нераскаявшихся грешников, которые не возложили надежду в деле своего спасения на Христа, приносит благословение Иоанну Богослову.

Далее сказано: «Светило его, – светило нового Иерусалима, – подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному» (Откр.21:11).

«Светило Церкви», – поясняет Андрей Кесарийский, – Христос, Который называется ясписом, как присно растущий, цветущий Податель жизни чистой, вообще же Он представляется под многоразличными образами, как многообразны Его благодеяния к нам, и не могут быть выражены в одном слове».

Далее сказано: «Он имеет большую и высокую стену», – этот город, новый Иерусалим, который нисходил с Неба, от Бога. «Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых» (Откр.21:12).

Вот представьте себе: вы приблизились к городу, а через какие ворота заходить? На воротах написаны имена двенадцати патриархов еврейского народа. Через какие ворота мы будем заходить? Через ворота Иуды. Иуда – сын Иакова, один из двенадцати патриархов. Потому что Иисус Христос пришел из колена Иуды, сына патриарха Иакова. Это наши ворота, а через другие будут заходить дети по плоти от разных колен.

Далее: «с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (Откр.21:13–14). Там имена двенадцати патриархов, мы прочитали, и двенадцати апостолов Иисуса Христа, «Апостолов Агнца». Это и есть апокалипсические двадцать четыре старца. Двенадцать из них – это патриархи Ветхого Завета, другие двенадцать – апостолы Нового Завета. Это двадцать четыре старца, которые на Небесах вечно ходатайствуют за людей живущих на Земле.

Откр.21:15. «Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его».

Андрей Кесарийский поясняет: «“Золотая трость” означает честность измеряющего ангела, явившегося в образе человека, и честность города измеряемого, “стеною” которого означается – Христос». Далее: «Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны» (Откр.21:16).

Почему «город расположен четвероугольником»? А потому, что четыре евангелиста в Церкви. Четыре Евангелия – это основание, это твердыня, это стена благодати, которая защищает нас от обвинения Закона. Закон говорит: «проклят нечестивый», а благодать прощает кровоточивую женщину. Закон Божий говорит: «проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом… Проклят злословящий отца своего или матерь свою… Проклят нарушающий межи ближнего своего… Проклят, кто слепого сбивает с пути… Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову… Проклят, кто ляжет с женою отца своего… , Проклят, кто ляжет с каким-либо скотом… Проклят, кто ляжет с сестрою своею, с дочерью отца своего… Проклят, кто ляжет с тещею своею… Проклят, кто ляжет с сестрою жены своей! И весь народ скажет: аминь. Проклят, кто тайно убивает ближнего своего! И весь народ скажет: аминь» (Втор.27:15–24); а Давид, уповая на благодать, будучи убийцей, прелюбодеем, восклицает: «Из глубины взываю к Тебе, Господи. Господи! услышь голос мой…» (Пс.129:1–2) – и милость Божья спасает его. Закон Божий нападает на нас и говорит: «Проклят ты [будешь] в городе и проклят ты [будешь] на поле. 17 Прокляты [будут] житницы твои и кладовые твои. Проклят [будет] плод чрева твоего и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих. Проклят ты [будешь] при входе твоем и проклят при выходе твоем» (Втор.28:16–19); а благодать говорит нам, что человек может измениться, что Господь силен преодолеть любой грех.

Поэтому четырехугольник стен – это защита благодати, которая спасает нас от проклятия Закона.

Далее: «И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела. Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу» (Откр.21:17–18).

Андрей Кесарийский поясняет: «Устроение стены из “ясписа” означает, как говорили об этом нередко, вечно цветущую и неувядаемую жизнь святых. Город – “чистое золото” по причине светлости и честности его жителей».

Далее: «Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист» (Откр.21:19–20).

Андрей Кесарийский дает истолкование каждому камню: «Яспис, подобно смарагду, зеленоватым цветом означает верховного Петра, который мертвость Христову носил в теле, показал непрестанно цветущую и неувядаемую любовь к Нему и наставил нас своею теплою верою на место злачное. “Второе – сапфир”. Сапфир, подобный телу небесному, из которого, говорят, бывает и лазурь, означает, как думаю, блаженного Павла, восхищенного “до третьего неба” (2Кор.12:2) и привлекающего туда, где он имеет свое жительство, всех его слушающихся. “Третие – халкидон”. Халкидон не носился на нарамнике первосвященника, но анфракс, не упоминаемый здесь. Поэтому мы думаем, не назван ли этим именем святой анфракс. Анфракс же – уголь и означает блаженного Андрея, возжженного Духом».

И далее: двенадцать камней символизируют двенадцать апостолов Иисуса Христа. И посмотрите, все они не похожи друг на друга. Святые апостолы – это как бы разные драгоценные камни. Один имеет зеленоватый оттенок, другой розовый оттенок, синий оттенок, бирюзовый оттенок и так далее. Мы тоже все не похожи друг на друга, но в глазах Бога каждый является ценностью. Даже один драгоценный камень, если его чуть пововорачивать – будет менять цвет. Так и христианин – многообразно изменяется на протяжении своей жизни, и по-разному являет дары благодати Божией.

Откр.21:21–27. «А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни».

Итак, как важно быть записанным в книге жизни! Как важно иметь эту удивительную небесную «прописку». Но ведь у нас есть даже документальное свидетельство о том, что мы имеем такую прописку. Это – «Свидетельство о Крещении. Да-да, «Свидетельство о Крещении». Может быть, у кого-то оно не сохранилось, но там, на Небесах, все сохраняется. Предание Церкви учит, что там, на Небесах, записывают каждого человека, который ходит в церковь. Ангел записывает, что сегодня вошел в Церковь такой-то. В памятную книгу Божию. Но главное, чтобы в нашем сердце была бы записана вера, прописана вера в Иисуса Христа как в нашего Спасителя.

Эта удивительная глава нам показывает Божий мир, красоту, многообразие Божьего мира, и, я думаю, любое христианское сердце ликует перед этой красотой. Мы поражаемся величием будущего мира Божия, и мы начинаем алкать и жаждать этого мира уже в нашей земной жизни.

Итак, сегодня мы с вами рассмотрели 21 главу. Если будем живы и Господь позволит, в следующий раз мы будем заканчивать изучение Книги Откровение, будем изучать последнюю, 22 главу.



Источник: Беседы на Апокалипсис : (Откровение Иоанна Богослова) / протоиер. Олег Стеняев ; под ред. иерея Даниила Сысоева. - Изд. 2-е. - Москва : Благословение : Техинвест-3, 2010. - 584, [2] с. ISBN 978-5-86264-015-1

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Апокалипсис – Глава 21. Видение нового Иерусалима протоиерей Геннадий Фаст

2. Беспредельность невежества и Апокалипсис Николай Петрович Аксаков

3. Апокалипсис и обличаемое им лжепророчество Николай Константинович Никольский

4. Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова – Глава 68 святитель Андрей Кесарийский

5. Беседы на Евангелие от Матфея, том 1 – Беседа 24. Евангелие от Матфея, глава 7, 6–11. «Нагорная проповедь. Просите и дано будет» протоиерей Олег Стеняев

6. Толкование на Апокалипсис – Глава двадцатая иерей Даниил Сысоев

7. Отечник Проповедника – Радость духовная игумен Марк (Лозинский)

8. Мои дневники. Выпуск 2 – 57. Торжество Царского Самодержавия и истинная свобода архиепископ Никон (Рождественский)

9. Язычество и иудейство ко времени земной жизни Господа нашего Иисуса Христа протоиерей Тимофей Буткевич

10. Истинное православие и современный мир – «Царство Божие на земле», «прогресс» или – Крест? архиепископ Аверкий (Таушев)

Комментарии для сайта Cackle