протоиерей Олег Стеняев

Беседа 5. Смирнская Церковь. Ангел Смирнской Церкви – святой Поликарп. Сборище сатанинское. О богатстве подлинном и мнимом. Быть верным до смерти. Вторая смерть.

Сегодня мы продолжаем наши беседы по Книге Откровение Иоанна Богослова. В прошлый раз мы читали с вами откровение к Ангелу Ефесской Церкви. Сегодня мы будем читать откровение к Ангелу Смирнской церкви.

Что нам известно о Смирне и смирнской церкви?

«СМИРНА (Откр.1:11), знаменитый ионийский город, из прекраснейших в Леванте; расположен на расстоянии 320 стад. (около 57–58 верст) к сев. От Ефеса и на таком же расстоянии от берега Эгейского моря, при устье речки Мелеса, на западном берегу Малой Азии. Римлянам он достался вместе с Пергамским царством в 133 г. до Р.Х. Древние считали его венцом Ионии, драгоценным камнем Асии, преизобильным по своему богатству и изящным искусствам.

Город по крайней мере 6 раз подвергался большим или меньшим землетрясениям; лишился 60 тысяч жителей от чумы в 1814 г. и сильно пострадал от холеры в 1831 г.

Церковь насаждена здесь ап. Иоанном Богословом. Первым епископом Смирнским был св. Поликарп, мученически скончавшийся 22 февраля 156 г. Ныне в Смирне Сохранилось немного достопримечательных памятников древности, но есть остатки амфитеатра, где пострадал св. Поликарп от диких зверей, и своды тех логовищ, в которых последние содержались и откуда выпускались для растерзания осужденных.

У турок город называется Измир, или Гяур-Измир, т.е. «неверная Смирна», потому что в нем было (сравнительно) много христианских жителей до недавнего времени, когда (после Первой Великой войны) турки, разбив греков, варварски истребили всё христианское население в Малой Азии, а в Смирне – с особой азиатской жестокостью. Гавань С. Поместительна и удобна для стоянки кораблей» (Проф. Н.Н. Глубоковский).

Как в прошлый раз я вам говорил, Ангел Церкви – это не только небожитель, который помогает верующим, но это и епископ Церкви. Кто такой Ангел Ефесской Церкви? Это апостол Тимофей, которому апостол Павел написал два Послания. Он был Ефесский епископ. А епископ Смирнской Церкви, о которой мы сегодня будем говорить, – это священномученик Поликарп, муж апостольский, ученик святых апостолов. Но, как я вам уже объяснял, Откровение является актуальным для любого другого времени. И особенно актуально, важно будет Откровение для последних времен. Поэтому христиане должны по возможности оставлять все дела и стремиться изучать его. Чтобы распознать знамение времен, чтобы не ошибиться.

Святой Поликарп, епископ Смирны, погиб мученической смертью в субботу 23 февраля 155 года. Шло время публичных игр; город был переполнен толпами возбужденного народа. Внезапно раздаются крики: «Долой безбожников! Найти Поликарпа!» Епископ Поликарп, конечно, мог скрыться, но у него уже было видение: он видел, что подушка горит у него под головой. Он проснулся и сказал своим ученикам: «Меня сожгут живым». Его местонахождение было выдано не выдержавшим пыток рабом. Когда пришли за ним, Поликарп велел накормить пришедших и дать им всё, что им потребуется, а себе попросил дать час времени для молитвы. Даже начальник полиции не хотел смерти праведного Поликарпа. Во время короткого пути в город он умолял старика:

– Ну что тебе стоит сказать, что кесарь – бог, принести жертву и спастись?

Но святой Поликарп стоял твердо на своем, что у него есть лишь один Господь – Христос. Когда Поликарп вошел на арену, с неба раздался голос:

– Будь сильным, Поликарп, будь мужественным!

Проконсул предложил Поликарпу проклясть имя Христа и принести жертву кесарю или умереть.

– Восемьдесят шесть лет я служил Ему, – ответил старец, – и Он не сделал мне никакого зла. Как же я посмею злословить моего Царя, Который спас меня?

Проконсул пригрозил сжечь его и Поликарп ответил:

– Ты грозишь мне огнем, который горит лишь короткое время и быстро гаснет, ибо ты не знаешь, какой огонь ждет злых и порочных в грядущий Судный день и в вечном наказании. Чего ты ждешь? Делай то, что ты хочешь сделать.

И вот собирались толпы несущих охапки хвороста из мастерских и из бань, а иудеи, хотя они и нарушали закон субботы, неся такие вязанки, были впереди с дровами для огня. Они собрались привязать его к столбу.

– Оставьте меня так, – сказал мученик, – потому что Тот, Кто дает мне силы вынести огонь, позволит мне неподвижно остаться в пламени, чего вы не смогли бы добиться и гвоздями.

Его оставили, слегка связанного, в пламени, и Поликарп произнес свою великую молитву:

– Господи, всемогущий Боже, Отец Твоего возлюбленного и благословенного Сына Иисуса Христа, через Которого мы получили совершенное знание Тебя, Бога ангелов и воинств небесных, и всего сотворенного, и всей семьи святых, живущих перед лицом Твоим; благословляю Тебя за то, что Ты удостоил меня этого дня и часа, дабы я стал причастником в сонме Твоих мучеников чаши Твоего Христа и для воскресения к вечной жизни и телом и душой, в бессмертности Святого Духа. Да буду я принят сегодня посреди них пред Тобою, как жертва тучная и благоугодная; как Ты, праведный и истинный Боже, преуготовил, предвестил и исполнил. За это и за все я Тебя восхваляю, Тебя благословляю, Тебя прославляю через вечного и небесного Первосвященника Иисуса Христа, Твоего возлюбленного Сына, через Которого да будет слава Тебе, с Ним и со Святым Духом, и ныне и в грядущие века. Аминь.

Далее пламя образовало своего рода навес, и святой Поликарп оставался невредимым. В конце концов, палачи закололи его, чтобы довершить то, что не могло сделать пламя. А когда они сделали это, оттуда вылетел голубь и вышло много крови, так что огонь погас, а толпа дивилась, что избранные настолько отличаются от неверующих. Известны некоторые из наставлений этого свидетеля верного, ангела Смирнской Церкви.

«Поэтому, препоясавши чресла ваши (1Пет.1:13. Еф.6:14), служите Богу в страхе (ср. Пс.2:11) и истине; оставив тщетное пустословие и заблуждение многих, веруйте в Того, Который воскресил из мертвых Господа нашего Иисуса Христа и даровал Ему славу (1Пет.1:21) и престол одесную Себя, Которому все покорено небесное и земное. Которому все дышащее служит, Который придет судьей живых и мертвых, и Которого кровь взыщет Бог от неверующих Ему. Воскресивший же Его из мертвых воскресит и нас, если будем исполнять волю Его, поступать по заповедям Его и любить то, что Он любит; если будем удаляться всякой неправды, любостяжания, сребролюбия, злоречия, лжесвидетельства, не воздавая злом за зло, порицания за порицание (1 Пет.З,9), удара за удар, проклятия за проклятие, и если будем помнить то, чему учил Господь, говоря: не судите, чтоб не быть вам судимыми (Мф.7:1). Прощайте, и будет вам прощено (Лк.6:37; Мф.6:12–14). Милуйте, чтоб вам быть помилованными. Какою мерою мерите, такою возмерится вам (Мф.7:2; Лк.6:38). И блаженны бедные и гонимые за правду, ибо их царствие Божие (Мф.5:3. Лк.6:20)» (Поликарп Смирнский, II век).

Сохранился рассказ о святом Поликарпе его ученика, святого Иринея Лионского , который приводит Евсевий в «Церковной Истории» (V, 20): «Я был еще очень молод, когда видел тебя в Малой Азии у Поликарпа, – обращается святой Ириной к своему другу Флорину.–…Я мог бы теперь указать место, где сидел блаженный Поликарп и беседовал, – мог бы изобразить его походку, образ его жизни, внешний вид, его беседы к народу, его дружеское обращение с Иоанном, как он сам рассказывал, и с прочими самовидцами Господа, – то, как он припоминал слово их и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его учении и чудесах… По милости Божией ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на доске, но в глубине моего сердца…».

И мы читаем с вами 2 главу Откровения, с восьмого стиха и ниже:

Откр.2:8. «И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив».

Мы видим, что в первом случае обращающийся, например, к Ефесской Церкви говорит о Себе, что Он – «Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников». Это Иисус Христос. Христос посреди золотых светильников – это Христос среди народа Божия. Он Сам говорил о Себе: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). То, что светильники называются золотыми, свидетельствует о том, какими верующие люди выглядят в глазах Бога, когда Бог Отец смотрит на нас через Иисуса Христа. Если Бог Отец смотрит на нас через Иисуса Христа, то Он видит нас оправданными, искупленными Кровью Агнца. «И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, который был мертв, и се, жив». Кто Первый и Последний? Мы говорили об этом. Мир сотворен Им, через Него и для Него. Мы должны об этом помнить. Он есть Первый и Последний, Он есть Начало истории, ее смысл и завершение.

«Который был мертв, и се, жив». Он был мертв. Но Его мертвость – начало нашего Воскресения. Ибо когда Он умер на Кресте, Он умертвил силу греха. Вот это надо понять. Он умертвил силу греха. Он Сам говорил о Себе: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Ин.3:14). Когда Моисей вознес змея в пустыне? Когда появилось много змей и они стали жалить людей, а люди стали умирать от этих укусов. И тогда Бог повелел Моисею сделать медный столб и изображение медного змея. Что такое медный змей? Это скованный змей. Змей, обездвиженный металлом меди. И всякий иудей, который был ужален, смотрел на этот столб медный и получал исцеление. И так же, когда Иисус Христос на Голгофском Кресте сказал: «Совершилось!» (Ин.19:30) – свершилась полная победа над властью греха и дьявола. Он сковал твой и мой грех. Он сковал грехи даже тех людей, которые еще не родились, которые еще родятся. Он сковал даже те грехи, которые мы еще не сотворили, но, увы, будем творить.

Итак, в Его мертвости – начало жизни, поэтому сказано: «который был мертв, и се, жив». Он умирает для нас – «нас ради человек и нашего ради спасения» – и воскресает для нас, «нас ради человек и нашего ради спасения». Его Воскресение – это воскресение Первенца, и вслед за Ним мы тоже будем иметь возможность на Воскресение. Не просто на воскресение тела, а на Воскресение спасения, – на Воскресение Вечной жизни, на Воскресение в обновленном теле. Это неправильно, когда многие говорят: Он воскрес, а значит, мертвые тоже воскреснут. Мертвые и так воскреснут: и плохие, и хорошие. Воскресение Христово имеет значение для тех, которые воскреснут в Вечную жизнь. Не в вечную смерть и в вечное осуждение, а в Вечную жизнь и в вечное блаженство. Апостол Павел в Послании к Коринфянам говорит: «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса…» (2Кор.4:10). Он имеет ввиду мертвость ко греху, когда на Кресте Сын Божий сковал власть дьявола и сделал нас свободными от власти греха.

Откр.2:8–9. «Так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат)».

Вот это словосочетание – очень сложное. Скорбь, нищета, и тут же говорится: «впрочем ты богат». Этим самым Господь Иисус Христос научает нас, что подлинное богатство – оно как раз и проявляется в нашем теперешнем бедственном материальном положении. Христианские женщины любят ругать своих мужей за то, что у тех маленькие зарплаты. Но вы не понимаете, сестры, что духовное богатство ваших мужей заключается в том, что они не воруют на работе. Они не обманывают бедных людей. Они не богатеют на несчастье других. Поэтому их нищета – это их богатство. И богатство вашей семьи. И это надо оценить.

Мне приходится общаться иногда с богатыми людьми, их богатство – оно проклято. Я стараюсь сводить общение с ними к минимуму. Это очень тяжелые люди, больные люди. Проклятие богатства тяготеет над ними. Потому что их богатство – это удержанная плата. Никого еще деньги –имею в виду нечестно заработанные, большие деньги – не сделали счастливым. В Соединенных Штатах Америки самое большое количество самоубийц именно среди так называемых миллионеров. Самое большое количество психических заболеваний – среди миллионеров. Еще в дореволюционной России российские психиатры заметили, что предприниматели в третьем или четвертом поколении обязательно вырождаются. У них начинаются психические заболевания. Сначала нервные и затем психические. Савва Морозов, известный русский миллиардер начала XX века, которому принадлежала Орехово-Зуевская мануфактура, был как раз предпринимателем третьего поколения. И он боялся, что он может сойти с ума. Он постоянно лечился за границей в лечебницах для душевно- и нервнобольных. Его жизнь окончилась трагически. Одни говорят, что он застрелился, другие говорят, что его застрелили, но вся его жизнь настолько расшаталась в нервном, психическом смысле, что эта жизнь – талантливого, блестящего, очень образованного человека, – в сущности, не состоялась. Он помогал тем, которые рушили его дело, он доверял тем, которые, возможно, и подтолкнули его к самоубийству.

Богатство – это очень большое искушение. Одна женщина, наша прихожанка, мне рассказывала о том, что у нее был друг в молодости, и они дружили семьями: у нее своя семья, у него своя семья, дети общались друг с другом. Но вдруг этот ее друг начинает богатеть. И он стал очень богатым. Но он продолжает дорожить тем, что она – знакомая его молодости, и он приглашает ее на дачу, на квартиру. Он любит, когда она приезжает со своим ребенком, с мужем, ему нравится, что они продолжают дружить домами. Но эта женщина вдруг начинает чувствовать, что между ними образовалась пропасть. Он присылает за ними машины. У него на даче бассейн, у него дома бассейн, и она видит, как ее маленький сын, родившийся и воспитывающийся в ее бедной семье, обычной московской семье, смотрит на это противоречие: как живет этот человек и как живут они в своей бедной квартире. И духовно она понимает, что это общение надо прервать. Потому что это общение начинает калечить ее душу и душу ее ребенка. И она прерывает это общение. Тот, богатый, продолжает звонить. Она отказывается от встреч. Он обижается, говорит, что больше не будет звонить. Женщина успокоилась. Ей это и не надо.

Конечно, не является богачом, в дурном смысле этого слова, человек, который, организовав свое дело, платит налоги, не дает взяток и вовремя платит своим работникам зарплату. Но, увы, в современной России, как сознаются сами бизнесмены, делать «честные деньги» практически невозможно. Нечестно заработанные деньги оскверняют руку праведного человека. Мы должны довольствоваться тем, что мы имеем.

Поэтому, обращаясь к Ангелу Смирнской Церкви, Господь Иисус Христос и говорит: «Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское» (Откр.2:9). Как я вам уже сказал, некоторые святые Отцы истолковывают, что послания разным церквам – это послания, обращенные и к разным историческим периодам в истории христианства. Первыми гонителями христиан были иудеи. Поэтому здесь сказано: «и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское». Слово «сборище» («собрание») означает – «синагога». Поэтому, если более точно перевести этот текст, то получится так: «а они не таковы, но синагога сатанинская». Почему эти иудеи называются здесь как бы не иудеи? Сказано: «которые говорят о себе, что они Иудеи». Давайте вспомним то, что записано в Послании апостола Павла к Римлянам, 2 глава, 28–29 стих: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога». Иными словами, с точки зрения Нового Завета, истинными детьми Авраама являются христиане, ибо они наследовали веру Авраама, Исаака и Иакова, которые веровали в грядущего Мессию. А так называемые иудеи называются «сборищем сатанинским» или синагогой сатанинской.

Я думаю, что вам даже трудно представить, насколько современные иудеи удалились от того иудаизма, который был в ветхозаветные времена. Помните, когда Господь беседовал с самарянкой? И она спросила, кто же прав: «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» (Ин.4:20). Господь сказал: «…спасение от иудеев» (Ин.4:22). Это был другой иудаизм, это было другое время. Помните, Христос говорил: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф.23:2–3). Но в Откровении звучит уже «сатанинское собрание», «сатанинская синагога». Еще Христос во дни Своей земной жизни, беседуя с ними, сказал: «Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего»; «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин.8:39–41:44).

Не так давно умер Ясир Арафат. Где-то за три дня до его смерти мне довелось общаться с одной иудейкой. Иудеи обеспокоены, что появилось очень много сект, которые уводят к себе и их молодежь тоже. И они иногда обращаются за консультациями к нам. И вот зашел у нас разговор об Арафате, – повторяю, это было за три дня до его смерти. Она сказала:

– Диагноза ему никакого не поставят.

Я спросил:

– Почему?

– Его заколдовали. Приехали наши каббалисты – специалисты по еврейской колдовской каббале. Семь раз обошли Рамаллу, где он сидел в своем убежище, навели порчу на его кровь. Никто ему не поставит никакой диагноз – он помрет.

Я принял эти слова за какое-то бахвальство, но проходит некоторое время, и по телевизору говорят, что врачи во французском военном госпитале не могут поставить никакого диагноза, не могут понять, что у него не в порядке – почки, сердце или печень. Говорят, что-то с кровью, но не могут четко сказать – что. На него действительно было наведено проклятье по всем тем законам, которые тайно сберегаются у иудеев. Эта женщина мне также сказала, что проклятье они наводили и на премьер-министра Ицхака Рабина, еврейского политического деятеля, который был за дружбу с палестинцами и за возврат палестинских земель. Ему проклятье они делали не на кровь, а на то, чтобы его кто-то убил. Но они думали, что его убьет араб, а его убил еврейский фанатик Игаль Амир.

Колдовство для современного иудаизма – это обычное дело. Разве это тот иудаизм, который был во дни Моисея? Когда Бог повелел через Моисея изгнать всех колдунов, всех вызывателей мертвых, всех гадателей изгнать из народа Божия. Сказано: «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых» (Втор.18:9–11).

Что-то другое мы видим в современном иудаизме. Они верят в перевоплощения, в реинкарнацию. Как кришнаиты, как индусы, как буддисты. Да, можно прямо сказать, что правопреемниками ветхозаветной религии в ее чистом виде являются только христиане. Поэтому здесь и сказано: «и злословие (мы с вами говорили на прошлом занятии, что Помпея Сабина, жидовка, жена императора Нерона, злословила христиан, –О.С.) от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское».

И далее говорится: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть» (Откр.2:10).

Эти пророческие слова для святого Поликарпа Смирского, но это и слова надежды для каждого христианина, который слишком напуган происходящим вокруг него и не имеет такого твердого сердца, как у святого Поликарпа.

Некоторые так запугали себя жидо-масонской угрозой, что думают:

– Ну, всё. Теперь Россия погибнет.

Спасение России, впрочем, как и спасение любого другого народа, и еврейского народа в том числе, зависит только от личности Иисуса Христа. Иисус Христос ищет спасения для всех людей. И если сейчас современный иудаист находится под покрывалом неведения истины, то в Писании сказано, что Христос может снять с них это покрывало: «Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается» (2Кор.3:15–16). И многие святые Отцы учат, что в последние времена иудеи отрекутся от антихриста и будут исповедовать Иисуса из Назарета истинным Мессией. Но это будет, когда на землю явятся пророки Илия и Енох, явятся с неба и во дни антихриста будут обличать заблуждения сына дьявола. Енох будет проповедовать для всех народов, а Илия – только для иудейского. Потому что евреи во дни антихриста будут апостолами сына дьявола, и Илия пророк будет показывать им глубину их заблуждений.

И здесь Господь наш говорит: «не бойся ничего (то есть не бойся этого сборища сатанинского, этой синагоги сатанинской), не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10). Здесь говорится о том, что скорбь будет дней десять. Именно десять гонений, начиная с гонения императора Нерона, осуществлялись другими римскими императорами. До тех пор, пока император Константин не принял веру Христову. Именно десять гонений, начиная с I века по первую половину IV века. Причем, говорится: «будете иметь скорбь дней десять», то есть – скорбь будет, но не постоянно. И действительно, эти гонения от императоров сменялись некоторыми периодами отдохновения, когда Церкви давали свободу и христиан не трогали.

Гонения древних верующих были очень страшные. Как я вам часто рассказывал, от христиан язычники не требовали прямого отречения от Иисуса Христа. Они говорили: «Почитайте своего Христа, но почитайте и наших богов, почитайте нашего императора». Например, в Ефесе главной богиней была Артемида Ефесская. Там этот культ был главным. А вот в Смирне главным был культ императора. И если мы будем воспринимать эти послания именно как описания периодов истории Церкви, то все совпадает. Десять гонений на христиан были точно со стороны императоров и именно точно потому, что христиане отказывались почитать статуи императоров.

Христиане молились за языческих императоров, желали им здравия духовного и телесного, но категорически отказывались приносить перед статуей императора жертву. От них требовалась только внешняя формальность. Сидел чиновник в каком-нибудь городе. Приводили христианина, например, родственники-язычники. Чиновник говорил: «Пусть своею рукою он бросит в огонь перед статуей кусочек ладана или зерна пшеницы. Этого достаточно. Несколько зернышек. И я запишу, что жертва принесена». Христианин отказывался. Тогда родственники зажимали ему в ладонь зернышко ладана и связывали руки, -и иногда совсем юным христианам, детям, – и совали руки в огонь в надежде, что веревка сгорит, рука от боли распрямится и зернышко, ладанка упадет – всё, можно выдергивать руку. Жертва совершена, чиновник ставит галочку. Все нормально. Римлянам было все равно. У них была очень жесткая бюрократия. Они говорили:

– Вы при этом можете даже ругать императора.

Они сами к императорам относились так, с прохладцей. Но они считали, что порядок надо исполнять. И христианские, даже детские, руки обгорали дочерна, но они не разжимали своих ладошек, чтобы ни кусочка ладана, ни зернышка пшеницы не упало бы в чуждый жертвенный огонь. Вот так серьезно они относились к чужим культам, понимая, что участие в чужом культе, в чужой религии, в чужом обряде может осквернить душу человека.

В Законе Божием запрещается даже произносить вслух имена языческих богов, так как они обладают мантрической, бесовской силой. Сказано: «…и имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст твоих» (Исх.23:13).

И здесь сказано: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни». Христианские мученики, действительно, были верны до смерти. И они получали венцы жизни. Если мы с вами посмотрим Книгу пророка Даниила, то здесь есть такие слова – это 12 глава, 1-й стих: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге». Итак, у пророка Даниила говорится о том, что самые тяжелые времена впереди – это дни антихриста. Когда сын дьявола воцарится на планете. Эти гонения будут такие страшные, каких не было никогда от сотворения мира. Поэтому, когда мы с вами вспоминаем о древних мучениках, мы даже не догадываемся, что, может быть, среди нас есть такие, которые доживут до самых страшных мучений и гонений. До самых страшных изощренных пыток.

Сейчас есть такие психотропные средства, один укол которых несет человеку страшные мучения, ощущения, что каждая клетка тела выворачивается наизнанку. Это даже хуже, чем если бы человека сунули в огонь. А чтобы он не умер во время этой пытки, ему делают уколы для поддержания сердца. И пытки продолжаются до тех пор, пока человек не скажет того, что от него хотят услышать. Есть такие уколы, после которых у человека полностью отключается воля, и он отвечает на все вопросы. Ему дают команды, его кодируют, зомбируют, и он идет и выполняет всё, что ему говорят.

Самая страшная форма зомбирования, ждущая людей в будущем, – это печать антихриста, которая будет поставлена на правую руку и на чело человека. Святые Отцы говорят, что люди, которые испытают на себе это зомбирование, не смогут даже перекреститься. Для них это будет невозможно. То есть, весь внутренний мир человека, вся его мировоззренческая позиция будет изменена, он не сможет контролировать себя. Принявший печать антихриста не сможет осенить себя крестным знамением, так как печать и будет дана «вместо животворящего креста Спасова… и уже креста Христова к тому никтоже на себе не имать изображати, приемший начертание скверного богоборца, вместо животворящего знамения креста Спасова: и будет рука его связана» (святой Иполит Римский). Поэтому нам надо очень опасаться всяческих бесовских репетиций, связанных с подобным зомбированием.

«Церковь» последнего времени – это и есть та блудница, которая будет сидеть на багряном звере. Что такое блудница? Это неверная жена. Неверная невеста. А что такое невеста? Это – Церковь. Церковь называется невестой, потому что она верна своему Жениху. Но в последнее время будет блудница вавилонская – это объединенная экуменическая церковь, полная противоположность православного христианства. И в последние дни христиане будут прятаться. Вряд ли вы тогда найдете священника, который сможет по-православному принять вашу исповедь и причастить вас. В Книге пророка Амоса сказано: «И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Ам.8:12). Будут времена голода духовного, не физического, а именно духовного. Поэтому запасайтесь духовной пищей, пока есть вот эта свобода. Она, скорей всего, на малое время. Запасайтесь. И молитесь за священноначалие, чтобы Господь их укрепил. И святые Отцы учат, что даже в самые тяжелые времена антихриста будут епископы, сохраняющие Православие. Будут священники, которые будут сохранять Православие, будут диаконы, которые будут сохранять Православие. И будет народ Божий. Но они будут – как Церковь пустыни. Сказано: «А жена убежала в пустыню» (Откр.12:6). В книге Откровение сказано: «И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою» (Откр.12:15). Река – это ложные учения. Потому что вода символизирует истинное учение. Книга Откровение раскроет перед нами многие тайны, если мы внимательно будем ее изучать. Итак, конец десятого стиха, это призыв: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни».

И последний стих, который мы сегодня читаем, это 11 стих: «Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти» (Откр.2:11). Первая смерть – это смерть физического тела. Мы это с вами уже обсуждали. Вторая смерть – это когда после Воскресения из мертвых, после Суда, проклятые услышат приговор: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41). Это будет полное отлучение людей от божественной благодати. И таковые люди оказываются в вечной геенне с демонами, бесами, с ужасными сущностями. Святой Макарий Египетский говорил, что ужас геенны будет заключаться в том, что будет полное разобщение творений не только с Творцом, но и друг со другом. Они не смогут даже видеть друг друга в этом мучении. И внешне им будет казаться, что только они одни страдают. Вот так невыносимо, так бесконечно, в полной пустоте. Каждый будет наказан своим грехом. Однажды ко мне пришел наркоман. Мы с ним беседовали, и он спросил:

– А что такое ад?

Я сказал:

– Ад – это ломки, которые никогда не прекратятся.

Те из вас, которые знают, что такое ломка для наркомана, могут только догадаться, как он испугался. Этот наркоман даже от страха подпрыгнул. А ведь это действительно так. Итак, братья и сестры, сегодня мы с вами беседовали о Смирнском периоде Церкви, когда было десять страшных гонений, когда иудеи, сборище сатанинское, восстали против христиан, когда жизнь христиан пресекалась, но мученики получали венцы. И когда было сказано, что надо претерпеть, ибо «побеждающий не потерпит вреда от второй смерти».

Как часто я говорю, как бы мы ни старались, эту жизнь, жизнь человеческого тела, мы не сможем сохранить. Назначение жизни в другом: спасение безсмертной души. А наше тело будет спасено в День Воскресения. На этом наша сегодняшняя беседа окончена. В следующий раз мы будем с вами рассматривать вопрос о Пергамской Церкви. Поэтому дома читайте 2 главу книги Откровение с 12-го стиха и ниже.

Вопросы и ответы

Мне недавно задали такой вопрос. Я говорил о том, что всем должно умереть. И если Енох и Илия были взяты живьем на небо, они придут и будут убиты во дни антихриста, и три дня их тела будут лежать на площади. И брат спрашивает:

те люди, которые доживут до Второго Пришествия, те христиане, верующие, да и неверующие, те, которые доживут, они умрут? Отвечаю:

– Нет, не умрут. Действительно, есть категория людей, которые не умрут, – те, которые доживут до Второго Пришествия. И когда будет происходить Пришествие Христа в мир – один будет «браться», возноситься на небо, а другой оставаться на земле. Но все сразу изменятся. Сказано: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1Кор.15:51–53). Произойдет изменение человеческих тел. Потому что сразу изменится мир, в котором мы с вами живем. И если бы мы оказались в нашем теперешнем теле в том будущем мире, то мы не смогли бы там существовать. В Писании сказано, что будет новая земля и новое небо. И вот, смотрите, что сказано в слове Господнем, это пророк Исаия, 30 глава, 26 стих: «И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы». Представляете, это не просто буря на солнце, это в семь раз увеличится солнечное излучение. В этом теле мы сразу бы умерли, если бы оказались в такой ситуации. Поэтому наше тело будет меняться с изменением земли. Будет новая земля, будет новое небо. И мы будем в новых телах. Эти тела будут сохранять индивидуальные особенности, мы будем узнавать друг друга, по голосу даже, мы будем узнавать наших родственников, но все мы будем молоды. Эти тела будут без болезней, без всяких изъянов, без всяких пороков. Это будет новый мир. Это будет счастливый мир. Счастливый для тех, которые в этой земной жизни примирились с Богом. А тем, которые не примирились с Богом, покажут Рай. В Библии сказано: «Показан будет рай, плод которого пребывает нетленным и в котором покой и врачевство; но мы не войдем в него, потому что обращались в местах неплодных» (3Езд.7,53–54).

– Можно ли подростку объяснить о перевоплощении на примере: там гусеница, бабочка, или это обман только?

– В каком смысле объяснить?

– Ну, как это все будет, как ребенку объяснить?

– Как будет Воскресение?

– Ну, как будет человек переходить из одного состояния в другое?

– Вы знаете, у меня знакомый работает в Пушкинском музее. И он рассказывает, что у них там есть амфоры из Египетских пирамид, и одна амфора насчитывает три тысячи лет до Рождества Христова. И в этой амфоре зерно, пыльное-пыльное зерно. Так вот он говорит: мы взяли это зерно, посадили в горшок и стали поливать, и у нас начала расти пшеница! Казалось бы, три тысячи лет до Рождества Христова – значит, пять тысяч лет это зерно лежало мертвым, закупоренным в сосуде, в амфоре, в пирамиде. И вот – посадили в горшок, водой полили – растет!. Сейчас ученые могут путем клонирования по одной клетке воссоздать целый организм. Если люди могут делать такие вещи, почему же мы Богу отказываем в способности заново воссоздать каждого из нас? Каждый из нас будет жить ВЕЧНО. Мы обречены на вечность. Подумайте, где вы будете находиться через миллиард лет, через два миллиарда лет? А ведь вы будете где-то находиться. Дай Бог нам находиться всем вместе, продолжать изучение слова Божия. Будем приглашать на наши духовные беседы Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова. Постижение Бога – оно будет и в будущем мире. Потому что Бог, хотя бесконечно приближен к Своему творению, но и бесконечно удален от него. Поэтому благо будущей жизни будет заключаться в бесконечном познании Бесконечного Бога. И там мы будем в общении со всеми святыми. А эта жизнь – это рубеж, здесь мы должны определиться, с кем мы. Если в этой жизни мы действительно родимся для жизни в Боге и с Богом, это значит, что мы никогда не потерпим вторую смерть. Самое страшное – это вторая смерть. Это когда после Страшного Суда грешники ввергаются в безблагодатное состояние.



Источник: Беседы на Апокалипсис : (Откровение Иоанна Богослова) / протоиер. Олег Стеняев ; под ред. иерея Даниила Сысоева. - Изд. 2-е. - Москва : Благословение : Техинвест-3, 2010. - 584, [2] с. ISBN 978-5-86264-015-1

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Апокалипсис – Глава 4 протоиерей Геннадий Фаст

2. Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова святитель Андрей Кесарийский

3. Толкование на книгу Апокалипсис – Глава II профессор Александр Павлович Лопухин

4. Книга о семи печатях (новая литература об апокалипсисе) епископ Кассиан (Безобразов)

5. Свет Откровения. Размышления над Апокалипсисом профессор Николай Евграфович Пестов

6. Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова – Глава восемнадцатая. ПАДЕНИЕ ВАВИЛОНА – ВЕЛИКОЙ БЛУДНИЦЫ архиепископ Аверкий (Таушев)

7. Толкование на Апокалипсис (полный перевод всех глав) священномученик Викторин Петавийский

8. Беспредельность невежества и Апокалипсис Николай Петрович Аксаков

9. Беседы на Евангелие от Матфея, том 1 – Беседа 24. Евангелие от Матфея, глава 7, 6–11. «Нагорная проповедь. Просите и дано будет» протоиерей Олег Стеняев

10. Толкование на Апокалипсис – Глава девятая иерей Даниил Сысоев

Комментарии для сайта Cackle