протоиерей Олег Стеняев

Беседа 6. Пергамская Церковь. Где живет сатана. Что делать, когда заболит зуб. Целомудрие веры. Сокровенная манна и белый камень.

Сегодня мы продолжаем наше занятие по книге Иоанна Богослова. И сегодня мы будем рассматривать третье обращение, обращение к Пергамской Церкви.

Проф. Глубоковский, пишет о Пергаме:

«ПЕРГАМ (Откр.1:11), город в Великой Мизии; некогда был столицей Пергамского царства, а при римлянах (со 129 г. до Р.Х.) – главным городом в Asia propria. Здесь была одна из 7 Асийских Церквей, о которой апостолы Иоанн говорит, что в Пергаме «находится престол сатаны» (2,13). Этими словами указывается, может быть, на бывший там знаменитый языческий храм Эскулапа и на великолепный алтарь Зевса в Акрополе или же на сам город как главный в провинции центр культа Цезарей (Кесарей), уже с 29 г. до Р.Х. имевший особый храм, который был посвящен богине Роме и Августу (Гению императора).

Из епископов Пергамских в Апостольских Постановлениях первым упоминается Гаий, поставленный апостолом Иоанном. При гонении Домициана (81–96 гг.) пострадал «верный свидетель Христов Антипа» (2,13), по преданию брошенный в раскаленного медного быка. Некоторые члены Пергамской Церкви придерживались ложного учения Валаама и николаитов.

Город стоял на реке Калке в 120 стадиях (около 22 верст) от моря. Пергамский царь Эвмен II (197–158 гг. до Р.Х.) был известен своими общественными работами и славился громадной библиотекой, состоявшей из 200 тыс. томов. Он старался о ее возможно большем увеличении; но Птоломей V Епифан, боясь конкуренции со знаменитой Александрийской библиотекой, воспретил вывоз туда папируса, а потому Эвмен вынужден был обратиться к употреблению особо обработанных для письма кож (2Тим.4:13), которые по месту производства и стали называться пергаменом. Ныне в Бергама; в числе сохранившихся памятников показывают ту церковь, где древние пергамские христиане собирались для выслушивания пророчеств святого Иоанна о о судьбе Пергамской Церкви, а также гробницу священномученика Антипы».

Обращение к Пергамской Церкви начинается такими словами (Откровение, вторая глава с 12-го по 17-й стих):

Откр.2:12–13. «И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа».

Как я уже говорил вам, братья и сестры, любое библейское пророчество имеет значение для тех времен, когда оно произносилось, для всех последующих периодов истории Церкви, и особенно пророчество имеет значение для самых последних времен. По поводу послания к Пергамской Церкви святой Андрей, архиепископ Кесарийский, пишет: «Город, к которому обращает эту речь, восхваляя верных за твердое перенесение искушений, был идольский, мечом обоюдоострым называет или Евангелие, образующее сердца людей и разделяя верующих от нечестивых, или же осуждение, отсекающее нечестивых от Церкви».

Итак, послание Ангелу Пергамской Церкви. Сказано: место, где престол сатаны. Возможно, это покажется вам странным, но в начале ХIХ века в Пергаме немецкими археологами производились раскопки, и археологи обнаружили капище сатаны, из красного мрамора. Этот алтарь был перевезен в Германию, где его вместе со многими статуями и рельефными изображениями языческих богов можно увидеть в Пергамон-музее в Берлине. И это капище было разделено между немецкими и российскими, вернее советскими, археологами, уже в XX веке. Причем большой камень, который лежал над входом в капище сатаны в древнем Пергаме, был доставлен в Москву, был отшлифован заново, и именно этот камень находится над дверью входа в мавзолей, и именно на нем написано: «ЛЕНИН».

Куда, в какие страны и в какие столицы были привезены другие камни престола сатаны из древнего Пергама, и куда потом их вставили или растащили, доподлинно никто не может утверждать. Известна только судьба того камня, который находится на Красной площади в Москве. Это было ритуальное и мистическое действо, бесовская мистика. По учению блаженного Августина, она существует со времен грехопадения рода человеческого.

Параллельно существуют два народа. Помните, у Адама и Евы было два сына: Каин и Авель. Каин – это родоначальник линии каинитов. Авель был убит, и вместо благочестивого Авеля Господь послал нашим прародителям Сифа. Сиф – это родоначальник сифитов. Каиниты – это сторонники зла, убийств, идолопоклонства и культа сатаны. Потому что сатана и есть первый человекоубийца от начала, как сказано в Писании. Потому, что сатана, совратив наших прародителей, духовно умертвил и Адама, и Еву, лишив их благодатного общения с Богом в Раю.

Фактически те люди, которые не крещены, не миропомазаны, являются как бы несуществующими в мире Божием. Что это означает? Они духовно еще не рождены. Помните, когда иудейский старец Никодим ночью пришел к Иисусу Христу и беседовал с Ним, Иисус Христос сказал: «…должно вам родиться свыше» (Ин.3:7). Этот иудейский старец удивился, как это может быть? «…как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» (Ин.3:4) На что Господь сказал ему: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3:6). Только рожденные свыше, крещеные, миропомазанные, составляют народ Божий.

Августин Блаженный говорил: «Есть два народа, есть два града: град Божий и град дьявола, народ Божий и народ дьявола». И вот, параллельно, существуют и два культа: культ, связанный с почитанием единого Бога, и культ, связанный с почитанием Люцифера, падшего ангела. Так вот, Пергам являлся сатанинской столицей древнего мира, поэтому и сказано, что там престол сатаны, и прямо сказано: «где живет сатана». Но, с другой стороны, это послание к Пергамской Церкви целиком обращено и к нашему времени, потому что престол сатаны продолжает существовать во всем мире. И апостолы сатаны формируют мировое правительство для власти на всей земле. Апостолы сатаны – это эмиссары, которые называют себя миротворцами, которые ездят по всему миру, и там, где появляются эти миротворцы, война не прекращается. Льется человеческая кровь, погибают мужчины, женщины, дети и старики. Поэтому можно прямо сказать, что это послание обращено и к нашему времени точно так же, как оно было обращено к темным средневековым временам. К тем временам, когда в великой гордыне возвысилась Католическая церковь и когда Римский папа стал требовать себе божеского почитания и божеского поклонения, называя себя наместником Христа на земле.

Еще Ипполит Римский, древний святой, который написал обширное истолкование на Книгу пророка Даниила, указывал на Рим, как на место, где должен будет воцариться и, как Ипполит говорил, уже воцаряется антихрист. То есть, ложная религиозная система не только в откровенном сатанинском виде, но и в виде извращенного христианства, латинизированного христианства, христианства без православия.

Откр.2:12. «И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч».

Этот меч есть евангельское учение, которое основывается на заповедях Ветхого и Нового Завета. Вот почему этот меч называется обоюдоострый, то есть заточенный с двух сторон. Это значит, что мы должны вооружиться этим мечом и враждовать против сил зла, используя как тексты Ветхого Завета (одна сторона меча), так и Нового Завета (другая сторона меча). Обоюдоострый меч – это единство всех словес Божиих, которые Господь изрекал через Своих пророков, которые Он изрекал через Своих апостолов, свидетелей земного существования Иисуса Христа, нашего Господа.

Сейчас культ сатаны становится открытым во всем мире. Еще в средние века в Западной Европе очень были распространены так называемые черные мессы. Эти черные мессы во Франции, в Испании, в Италии, в Германии совершали священники, которые отреклись от Христа и возглавляли тайные сатанинские группы. В них входили дворяне, члены королевских семей, люди очень сановные, и они совершали тайный обряд умерщвления маленьких детей. Они узнавали, какой ребенок крещеный (для сатанинского обряда требовался обязательно крещеный младенец), похищали его и на этом сатанинском сборище закалывали его ритуальным ножом, а потом его кровью окропляли свои престолы сатаны и пили ее, сцедив в чашу.

Один мой знакомый работник прокуратуры говорит, что постоянно в Москве обнаруживаются тела именно маленьких детей; какие-то трупы обескровлены, какие-то утоплены. Обычно прокуратура списывает эти смерти на попытки матерей избавиться от ненужных детей. Но многих специалистов поражает то, что характер ран, нанесенных младенцам, всегда одинаков, как один и тот же рисунок. Это уколы острым предметом в области шеи, в области сердца, рук, ног. Поистине, те времена, в которые мы живем, – это опасные времена.

В Америке церковь сатаны даже зарегистрированна, и во многих крупных городах Америки открыто действуют сатанинские церкви. В них входят члены конгресса, члены сената, и сатанисты добились таких прав в Америке, что они начинают уже наступление на тамошние христианские церкви: на католиков, на лютеран, на баптистов и на православных.

В нашей стране сатанинские группы состоят в основном из молодежи, подростков, которые объединяются вокруг музыкальных групп, сатанинских музыкальных групп. Одна из них – это так называемая «Коррозия металла»; эта группа прямо заявляла о том, что их цель – прославлять победу Люцифера над Христом.

Наша молодежь любит американскую музыку, но когда католический священник, иезуит Жан Поль Ражинбаль провел исследование текстов песен таких групп, как «Битлз», «Роллинг стоунз», «Дип пёрпл», он вывел очень интересную закономерность: если магнитную пленку кассеты с записью песен этих групп прокрутить в обратном направлении, то слышны прославления сатаны, прославление дьявола на английском языке. Конечно, осознанно человек это не может воспринимать, это действует на подсознание. Человек может не знать английского языка, но эти бесовские мантры, завуалированные в музыкальных произведениях ведущих рок-групп, которые сейчас считаются классическими, они могут осквернять слух человека.

Поэтому не приходится удивляться, что наша молодежь, наслушавшись этой дикой музыки, сама становится дикой. Это связано с тем, что такая музыка наводит порчу на души наших детей. Причем основные музыкальные аккорды, которые используются в современной музыке, в средние века были запрещены западной христианской церковью и объявлены сатанинскими. Потому что эти аккорды создают некий диссонанс звуков, который нарушает внутреннее духовное равновесие в человеке и вселяет бесовское беспокойство.

Сатанинские методики воздействия на сознание, на подсознание самые разные. Есть, например, эффект 25-го кадра. Наше зрение фиксирует 24 кадра в секунду, а 25-й кадр фиксируется, но только на уровне сознания. Впервые эти методики использовали в рекламных целях. Люди приходили в кино, смотрели какой-нибудь фильм, а в 25-м кадре была надпись: покупайте такой-то товар. После просмотра люди заходили в магазин и покупали именно этот товар, хотя они и не могли понять, почему это сделали.

Дело в том, что сетчатка нашего глаза фиксирует весь поток света, вся информация сохраняется в нашем мозгу, но мы не всё можем зафиксировать на уровне восприятия и на уровне памяти. Поэтому нас кодируют через кино, нас кодируют через музыку, нас кодируют с помощью манипуляций разными словами, сочетаниями разного цвета. Есть разные формы кодирования сознания и подсознания человека. Поэтому можно прямо сказать: то время, в котором мы с вами живем – это время сатанинской экспансии.

Дьявол открыто выступает против народа Божия. Обращаясь к пергамским христианам, Господь говорит: «знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое». Эти слова означают, что даже там, где престол сатаны, христиане могут содержать слово Божие. Могут святить имя Божие, могут прославлять имя Божие и могут проповедовать имя Божие. Как сказано: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1:5). Тьма сатанизма сгустилась над Россией, над нашей Родиной, но свет Православия эта тьма не сможет погасить. Даже во дни антихриста свет Православия будет касаться сердец людей.

Поэтому и сказано: «знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр.2:13). Священномученик Антипа – это реальное лицо, служитель христианский, православный служитель церкви, который пострадал от сатанистов. Но в то же время это есть собирательный образ всех, которые пострадали от слуг сатаны. Верным свидетелем Антипой должен быть каждый христианин в наше время. Мы должны быть верными Христу, верными Евангелию, верными духу святого Православия в это тяжелое и очень опасное время.

Но далее говорится: «Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали» (Откр.2:14). Здесь говорится о том, что, хотя Церковь сохраняет свою независимость от власти сатаны, дух лжепророчества проникает и в христианскую среду. Христиане начинают принимать участие в каких-то идольских обрядах, в каких-то идоложертвенных мероприятиях. Что это значит?

В советское время в нашей стране был создан культ «красного язычества». Под видом почтения памяти погибших воинов нам навязали культ почитания «вечного огня». Читающие Библию знают, что «огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41). Причем вечный огонь вырывается из земли через пятиконечную звезду. Я вам объяснял, что пятиконечная звезда – это символ власти дьявола. Если она обращена двумя своими рогами кверху, получается лик козлообразного Люцифера. И нам навязывают эти культы, и священнослужители иногда бывают вынуждены принимать участие в этих формах почитания.

И Господь говорит: «Но имею немного против тебя». Господь не хочет даже, чтобы и такое небольшое отступление было в нашей жизни. Мы во всем должны быть верны Иисусу Христу, и не преклоняться перед вечным огнем. У нас есть своя форма почитания погибших, мы строим часовни, строим храмы, ставим кресты. Но слуги, апостолы Люцифера хитрым образом внедряют свою демоническую религию. Но нам нельзя сообразовываться ни с какими формами гибнущего в грехах мира. Сказано: «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:2).

Для многих людей идолом становится золотой телец. Это – стремление к обогащению. И человек, современный человек, современный россиянин, так называемые «новые русские», – это такие люди, которые своим богом имеют только золотого тельца. Для них главное – это деньги. Они даже не догадываются, что после смерти они сразу окажутся на Суде Божием и им придется отвечать за каждую копейку, которую они незаконно, не имея на то права, присвоили себе.

Итак, мы, христиане, должны жить так, чтобы никак не быть связанными с этим порочным миром. Священномученик Антипа, по преданию Православной Церкви, помогает людям, у которых болят зубы. Я не знаю, почему так получилось, и я не очень понимаю, почему вот именно за зубы он отвечает, но скажу честно: когда у меня однажды заболел зуб, я стал молиться священномученику Антипе, и боль сразу прошла. Это не значит, что священномученик Антипа занимается только нашими зубами. Мы можем просить у любого святого о самых разных вещах, обращая к ним любые прошения. Но вот как-то так получается, что от головной боли Иоанн Креститель помогает. Известно, что святой Трифон помогает находить пропавшие вещи. А священномученик Антипа, папа римский, исцеляет зубную боль. Некоторые считают, что это народные суеверия, – приписывать святым какое-то конкретное врачевание, но в Писании сказано: «По вере вашей да будет вам» (Мф.9:29). Закон веры – это закон, который действует всегда. Я поверил в то, что Антипа может исцелить зубную боль, и она после молитвы к нему прекратилась без всякого вмешательства со стороны врача. Но это такое небольшое отступление.

Мы читаем далее: «Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу» (Откр.2:15). Николаиты, как я вам уже объяснял, были такие еретики, которые последовали некому Николаю. Николай сначала был язычником, потом перешел в иудаизм, в еврейскую веру, а потом стал общаться с христианами, и проповедовать ересь. Он говорил: чем больше грешит человек, тем больше будет благодати, радости для него. И сторонники этой секты собирались вместе и устраивали свальный грех: гасили свет, и кто с кем хотел, тот с тем и спал. Но так как Николай иногда говорил о себе, что он близок к христианам, то и христиан стали обвинять в поступках николаитов… Об этой ереси сказано очень решительно: «Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу».

Иисус Христос ненавидит грех. В Писании сказано: «…воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда» (1Сол.4:3). Бог хочет, чтобы мы освящались, то есть проявляли целомудрие. Целомудрие, девственность, – когда мы слышим эти вожделенные слова, мы думаем: какое целомудрие? Мы его давно уже потеряли. Какая девственность? Ее уже давно нет. Но человек через покаяние может возродить свое целомудрие. Через благочестивую жизнь во Христе и в преклонные годы своей жизни человек может возродить девственность своего бытия. Если христианка в молодости грешила, будучи неверующей, но потом решила жить целомудренно, то к ней ее девство как бы возвращается. Она в глазах Христа предстоит как святая невеста, украшаемая благочестием для встречи с Небесным Женихом.

Но главное целомудрие, в котором мы нуждаемся, – это целомудрие веры. Целомудрие веры – это когда православный христианин не вступает в блудную духовную связь с другими верованиями. Блудная связь с другими верованиями – это когда православный молится с людьми другой веры, это когда православный участвует в обрядах людей другой веры, вкушает идоложертвенное, причащается у еретиков, – это есть нарушение целомудрия веры. Вас могут приглашать разные еретики. Есть такие, которые рядятся в православные одежды. Они говорят:

– Мы православные, но мы служим по домам.

Приглашают домой, и у них там престол стоит, у них там служба совершается. В Писании сказано: не надо ходить по домам, когда вам будут говорить, что Христос в тайных комнатах, не верьте им – учит слово Божие. «Итак, если скажут вам: “вот, Он в пустыне”, – не выходите; “вот, Он в потаенных комнатах”, – не верьте» (Мф.24:26). Мы должны проявлять целомудрие веры. Это значит, что общаться надо со священниками, которые служат в храмах, которые не находятся под запретом, которые совершают Литургию, – это значит, они имеют право окормлять верующих людей.

Мы должны поддерживать тех священников, которые в единстве со своими епископами, и молиться за наше священноначалие, за епископат, который подвергаются наибольшему искушению со стороны сатаны. Потому что дьявол стремится поражать прежде всего епископов, его принцип – поразить пастырей, рассеять овец. Поэтому мы должны вымаливать наших епископов у Господа, мы должны просить Господа, чтобы Он давал им силу и целомудрие веры. Силу противостоять козням дьявола.

В обращении к Пергамской Церкви Господь говорит: «Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих» (Откр.2:16). Господь призывает Церковь к покаянию, потому что некоторые члены Церкви уклонились в разные заблуждения. Это означает, что они продолжают посещать храмы, они не ушли в секты, они продолжают причащаться, исповедываться, но при этом их внутреннее вероучение не соответствует учению Церкви. Это обновленцы, это еретичествующие общины, которые, видимо не покидая Церковь, духовно как бы уже не с нами. О таких людях апостол Иоанн говорил: «Они вышли от нас, но не были наши…» (1Ин.2:19). Такое бывает, поэтому надо посмотреть вокруг себя, особенно, когда мы в миру находимся. Рядом с нами могут быть люди, которые называют себя православными, а они – апостолы антихриста. Таковыми бывают в основном крупные политические деятели, которые могут креститься на телекамеру, чтобы народ их видел. Таковыми могут быть и религиозные деятели.

И мы читаем призыв к Церкви: «Покайся». Церковь нуждается в покаянии. А если не так, то Господь может прогневаться на нее. Он может прийти и начать сражаться с Церковью. Вы, может быть, удивитесь: как же Господь будет сражаться с Церковью, если она православная? А вы забыли, что Римская церковь, католическая, до 1054-го года была православной? До 1054-го года! И что осталось от их православия? Они все уклонились. Мы совершаем Литургию Преждеосвященных Даров Григория Двоеслова, папы Римского, рядом с Ордынкой огромный храм Климента, папы Римского. Мы почитаем папу Римского Льва. В нашем календаре много Римских пап – это те, которые были православными, среди них и священномученик Антипа.

Но в 1054 году целая Церковь христианская оказалась в отторжении от благодати. Потому что возгордились. И потеряли благодать. В Писании сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6). А священная Византийская Империя, где она? Это была величайшая империя. Константинопольские патриархи – Иоанн Златоуст, Филарет Милостивый… Огромное количество монастырей, огромное количество епархий. И что там сейчас? Там теперь Турция. Нет никакого Царьграда, нет никакого Константинополя, там теперь Стамбул. Почему? Потому что эти православные невнимательно относились к необходимости каяться перед Богом в своих грехах. Они слишком зазнались, они стали искать экуменического единства с католическим Западом. Заключили Флорентийскую унию – и всё потеряли.

Древний Рим. Это была православная столица, там мученически погибли апостолы Петр и Павел, а теперь это католический Рим. Константинополь – это была православная столица, второй Рим, а теперь это мусульманский город Стамбул. И на храме святой Софии нет крестов, там полумесяцы. Храм святой Софии в Константинополе обращен в мечеть, а теперь даже и не в мечеть, а в музей, в некую кунсткамеру для любознательных и праздношатающихся туристов.

Вот если мы как нация не покаемся перед Богом, Господь и нас, русский народ, может отвергнуть. И на храмах Кремля будут полумесяцы, а не кресты, как это случилось с Византией. Поэтому те, которые стоят, должны бояться, как бы им не упасть. Поэтому вот это предостережение к Церкви: «Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними (то есть с отступниками, которые внутри Церкви – О.С.) мечом уст Моих». Эти слова очень актуальны.

Далее сказано: «Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр.2:17). Итак, братья и сестры, что такое «манна сокровенная»? Андрей Кесарийский поясняет: «Манна сокровенная есть небесный хлеб жизни, сшедший с небес ради нас и соделавшийся ядомым, поядаемым. Манной же образно называются будущие блага, сходящие с неба, откуда и горний Иерусалим. Победившие дьявола наследуют эти блага. Они же, удостоившись стать одесную, получат и камень белый, то есть побеждающий, и новое имя, не известное в настоящей жизни. Ибо око не видело, ухо не слышало и ум не уразумел будущих благ и нового имени, которое наследуют святые». Итак, «манна сокровенная» – это те евхаристические благословения, которые Господь пошлет тем, которые до конца останутся верны Православию. Но приступающие к сей Небесной «манне» недостойно потерпят урон даже во дни достойные снисхождения.

«“Тому, кто победит, дам немного той сокровенной манны” – то есть невидимого Хлеба, Который нисходит с небес; Который для того сделался человеком, чтобы “хлеб ангельский ел человек” (Пс.77:25); прообразом Которого послужила манна в пустыне. Вкусившие той манны умирали, поскольку, по слову Господа, оставаясь неверующими, они не вкушали этой сокровенной и единственно духовной манны, через которую верующим обещано бессмертие. Ибо Он сказал: “если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни вечной” (Ин.6:53 («Тиконий», VII век).

Первый Рим пал, второй Рим пал, Москва называется третьим Римом, и у нас тоже было падение – падение в безбожие. Когда были расстреляны почти все священники, когда были разрушены почти все храмы, когда эти бесовские красные звезды были везде. Детям надевали на шею красные ошейнички и проводили рядом с вечным огнем. Когда устраивали ДЕМОНстрации – демонические шествия…

Итак, мы запятнаны красным язычеством. Поэтому на исповеди надо вспомнить все моменты вашего личного участия в детстве, в юности, в молодости в обрядах красного язычества и покаяться. Потому что если мы не покаемся во всем этом, эта нечистота может вызвать гнев Божий против нас. Тем из нас, которые состояли в разных организациях: в пионерской организации, в комсомольской организации, в коммунистической организации, – нам недостаточно просто бросить партбилет, надо принести покаяние. Потому что эти богоборческие идеологии – они сатанинской направленности, они даже хуже сатанизма. Сатанисты знают, что есть Бог, и боятся Его. Сказано: «и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:19). А коммунисты хуже сатанистов, потому что они говорят:

– Нет Бога, ничего нету.

Даже у бесов есть страх и трепет перед Сыном Божиим, перед Творцом Вселенной. Поэтому дух покаяния должен очистить Россию. Мы ждем возрождения России. Люди говорили:

– Вот если построят храм Христа Спасителя – будет возрождение России.

До этого говорили:

– Если в Иван-колокол начнут звонить в Кремле – будет возрождение России.

Потом говорили:

– Если царя канонизируют – будет возрождение России.

Сейчас говорят, что надо еще кого-то тоже канонизировать.

Возрождение России начинается с каждого из нас. С покаяния, которое мы совершаем перед Богом в сердце своем, стоя перед священником, исповедуя устами, перед крестом и Евангелием. Вот где начинается новая Россия. А если вы будете ждать каких-то чудесных канонизаций, которые что-то изменят, так вы никогда и не покаетесь. Святые – они святы, они самодостаточны. Нам надо освящаться, мы призываемся к освящению, к святости. Ибо сказано: «…воля Божия есть освящение ваше» (1Сол.4:3).

Итак, мы живем в тяжелое время.

Откр.2:12–17. «И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа. Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает».

Итак, мы сегодня рассмотрели это удивительное послание к Пергамской Церкви, и если мы будем живы и Господь позволит, то в следующее воскресенье на занятии воскресной школы для взрослых мы будем рассматривать четвертое обращение, уже к Фиатирской Церкви. Поэтому дома читайте 2 главу книги Откровения с 18-го по 29-й стих. Я бы очень хотел, чтобы на наши занятия вы приходили бы с домашними Евангелиями или с домашними Библиями, если они небольшого формата. Дело в том, что, когда мы с вами изучаем текст, очень важно чтобы вы видели этот текст своими глазами. Это поможет вам лучше усваивать тот материал, который мы с вами изучаем. Вы во Христе младенцы. Многие из вас год назад крестились, кто-то два года, кто десять лет назад. Вы – младенцы. Поэтому надо тетрадочки с собой носить и главный Учебник жизни – это слово Божие, Священное Писание. Это вам такое домашнее задание. Постарайтесь найти слово Божие такого доступного формата, чтобы подходящий шрифт был. Это усилит восприятие текста, это разовьет память вашу, вы будете лучше ориентироваться в тексте и лучше понимать его значение. И когда вы потом будете дома беседовать с вашими родственниками, вы сможете уже показывать какие-то места из Писания и давать какие-то объяснения. Хотя миряне не имеют права проповедовать, но свидетельствовать о том, чему их учит Церковь, они обязаны.

Вопросы и ответы

Вопрос о живописи. Записка пришла:

– Можно ли картину Малевича «Черный квадрат» понимать как изображение мрака кромешного?

– Малевич был большевистским комиссаром, он был из иудеев, был комиссар, участвовал в расстрелах. Он являлся сторонником революционного подхода к живописи, и то, что он писал, было попыткой навязать людям абстрактное восприятие жизни, которое расшатывает психику человека и человеческое сознание. Малевич написал несколько «Черных квадратов». Трудно сказать, что он вкладывал в это произведение, но вот сама эта неопределенность уже настораживает. Но, надо сказать, понятие мрака в Библии почти никогда не используется по отношению к дьяволу. Но в то же время в Писании и у святых Отцов иногда говорится о Божественном мраке. Имеется в виду непостижимость Божества. Поэтому не надо путать мрак Божественный – как непостижимость Божества, невозможность рассмотреть Божество, – с тьмою греха, с тьмою заблуждения и с тьмою сатанинской.

Еще, пожалуйста, два-три вопроса с места. Спрашивайте, братья и сестры.

– Я бы хотела спросить насчет группы «Ария». Это такая же группа, как и «Коррозия Металла»? «Арию» слушают даже воцерковленные дети.

– Да, это вопрос актуальный, наши дети действительно слушают и «Арию», и «Алису», и другие рок-группы. В этих рок-группах музыканты – люди с разной судьбой, иногда некоторые из них приносят покаяние в церкви и начинают посещать храмы. Но в целом направленность вот этой рок-музыки очень опасна. Потому что, например, звуки ударных инструментов, когда барабан постоянно задает темп, – это воздействие на сексуальное подсознание, это очень «заводит» людей.

Церковная музыка – она другая. Под церковную музыку не спляшешь. А танец, нормальный танец, можно совершать под классическую музыку, под эстрадную музыку, а под поп- и рок-музыку вы не сможете даже танцевать. Вы сможете только прыгать, скакать, как козлы. Поэтому, в зависимости от того, как меняется музыка, меняются телодвижения людей.

Раньше эстрадная музыка была спокойная – вальсы, фокстроты, – и люди спокойно танцевали. В книге Иисуса, сына Сирахова, сказано: «Не запрещай музыку за столом» – то есть когда у людей веселье. Не запрещай. «Что рубиновая печать в золотом украшении, то благозвучие музыки в пиру за вином…» (Сир.32:7); и еще: «…и не возбраняй музыки» (Сир.32:5). Спокойная, нормальная музыка, без этих ударных взрывов, приносит людям отдохновение и ничего плохого не содержит. Тем более, если это не время поста. Но вот рок-музыка – она очень опасна, потому что она заставляет людей прыгать, она приводит в состояние вибрации все тело молодого человека. Тем более, что уже существует своя, особая «культура» поведения на дискотеках. Молодые люди могут получить там легкие наркотики в виде таблеток, которые усиливают восприятие музыки. Потом это превращается уже в зависимость. И смотрите: если нормальную музыку можно слушать в любом звуковом диапазоне, то вот эту, дикую музыку можно слушать только очень громко. И когда родители говорят детям:

– А зачем так громко ты сделал?

Дети говорят:

– Ну а как ее слушать? Ее так и надо слушать.

То есть дикая громкость звука, резкость этих ударных инструментов – все это очень опасно.

Но, наставляя своих детей, делайте это все-таки тактично. Тактично в каком смысле? Это значит, что надо постепенно прививать им вкус к нормальной музыке. Воспитание должно сопровождаться и фольклорным воспитанием. Русские народные песни дети должны учить с детства. Вот песня «Во поле березка стояла» – какая чистота в этом звуке, в этих словах! Есть огромное количество прекрасных народных песен, которые облагораживают и возвышают душу человека. Есть патриотические русские песни. Ваши дети должны знать царский гимн – «Боже, царя храни», гимн «Союза русского народа Архистратига Михаила» «Гей, славяне, еще наша речь свободно льется…», надо знать патриотические песни – «Как ныне сбирается вещий Олег», «Так за царя, за Родину, за веру мы грянем дружное “ура!”». И во многих монастырях – вот, особенно, я знаю, в Валаамском монастыре, – там монахи специально поют патриотические песни, они делают записи этих песен и распространяют их по стране. И многие покупают и с радостью слушают. Прививайте детям вкус к нормальной музыке, тогда они не будут падкими на дикую музыку.

Еще, пожалуйста, вопросы…

– Что Вы можете рассказать об ИНН и об отношении Церкви к этому вопросу?..

– Я понял ваш вопрос.

Если вы сталкиваетесь с людьми, которые вам говорят: вот, некоторые священники берут коды, не общайтесь с ними – это сектантские настроения. Повторю: это сектантские настроения. Секты – они бывают не только вне Церкви, они бывают внутри Церкви. Вот, николаиты – это было движение внутри христиан. Поэтому Господь ругает Пергамскую Церковь, ругает за то, что они дух николаитов у себя допускают.

Вот лично у меня никакого ИНН нет, я его не принял. Но это не значит, что я лучше тех священников, которые приняли. Потому что это вопрос, скажем так, совести. Если кто-то считает, что ИНН – это печать антихриста, конечно, не надо принимать. Если кто-то считает, что это никакая не печать, а просто экономическая акция, налоговая регистрация, это его личное дело. В Писании сказано: «Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу» (1Ин.3:21). Вы задумайтесь над этими словами. Ведь если человек считает, что это печать антихриста, как я буду его заставлять принимать это на себя? Он немощный, он, может, не понимает. Сказано: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях» (Рим.14:1).

Когда поставят настоящую печать антихриста, человек не сможет даже перекреститься. Святые Отцы пишут: будет мощное влияние, что человек не сможет даже сложить персты и осенить себя крестным знамением. Поэтому все нынешние кодирования – это разные бесовские репетиции, это некие предтечи.

Но мы живем в обществе. И нам надо жить. Поэтому, когда люди скатываются к таким замкнутым сектантским мировоззрениям внутри православия, это опасно. Православие должно быть религией нации, нашего народа, мы должны жить вместе с ним. Мы должны поддерживать свой народ. Мы должны вдыхать в него надежду на духовную победу. А те, которые сбиваются в маленькие группки, они несут дух пораженчества. Они считают, что все уже погибли, только одни они спасаются. Это еще и дух гордыни, такого у нас не должно быть. Заповедь, та или иная, дается не для смерти а для жизни. Сказано: «А закон… кто исполняет его, тот жив будет им» (Гал.3:12). То есть закон именно для того, чтобы жить им, а не умирать.

Помолимся.

И еще одно такое маленькое замечание. Если говорить о разных православных организациях: «Сербский крест» и других, им подобных. Вы можете не разделять какие-то их взгляды, но вы должны помнить, что это – православные, наши братья по вере. Своих мы должны всегда поддерживать, даже тогда, когда какие-то их взгляды мы не разделяем. Потому что в Писании сказано: «…доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал.6:10). Значит, среди православных мы должны всех признавать своими. Всех. Даже тех, которые чего-то не понимают до конца или понимают иначе, чем мы. Надо проявлять дух уважения к каждому крещеному, к каждому миропомазанному, к каждому, кто причащается Святых Тайн, кто называет себя православным. Потому что быть православным в наше время – это очень ответственно и важно, и мы должны нести не дух разделения в православной общине, а дух объединения. Пусть все будут вместе в соборном единстве чад Божиих. Спаси Христос!



Источник: Беседы на Апокалипсис : (Откровение Иоанна Богослова) / протоиер. Олег Стеняев ; под ред. иерея Даниила Сысоева. - Изд. 2-е. - Москва : Благословение : Техинвест-3, 2010. - 584, [2] с. ISBN 978-5-86264-015-1

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Апокалипсис – Глава 2 протоиерей Геннадий Фаст

2. Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова святитель Андрей Кесарийский

3. Толкование на Апокалипсис (полный перевод всех глав) священномученик Викторин Петавийский

4. Толкование на книгу Апокалипсис – Глава IX профессор Александр Павлович Лопухин

5. Дневник. Том I. 1856 – Мысли при чтении Апокалипсиса праведный Иоанн Кронштадтский

6. Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова – Глава восемнадцатая. ПАДЕНИЕ ВАВИЛОНА – ВЕЛИКОЙ БЛУДНИЦЫ архиепископ Аверкий (Таушев)

7. Свет Откровения. Размышления над Апокалипсисом профессор Николай Евграфович Пестов

8. О конце мира митрополит Вениамин (Федченков)

9. Книга о семи печатях (новая литература об апокалипсисе) епископ Кассиан (Безобразов)

10. Беспредельность невежества и Апокалипсис Николай Петрович Аксаков

Комментарии для сайта Cackle