протоиерей Олег Стеняев

Беседа 11. Притча о работниках и винограднике

Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея. И мы будем читать 20-ю главу с 1-го по 17-й стих. Данная тема называется: Притча о работниках и винограднике.

Главная тема всех притч Господа Иисуса Христа – это тема о Царствии Божием. Таким образом Христос осуществлял Свое теократическое служение Отцу Своему Небесному. В наше время верующих занимают самые различные вопросы, но тема теократии остается далеко отстоящей от наших насущных вопросов. В словах же и действиях Сына Божия, напротив, тема теократии, или установления Царства Божия «и на земли, яко на Небеси», – доминирует. Изучая притчи Иисуса Христа, не будем об этом забывать.

Выхолащивая из учения Сына Божия суть Его проповеди, современное христианское общество идет путем соглашательства с миром, которое, в свою очередь, вызывает презрение к нам и со стороны самих «внешних» (то есть неверующих). В свое время В.С. Соловьев произнес: «Впрочем, я не стану полемизировать с теми, кто в настоящее время отрицательно относится к религиозному началу, я не стану спорить с современными противниками религии, – потому что они правы. Я говорю, что отвергающие религию в настоящее время правы, потому что современное состояние самой религии вызывает отрицание, потому что религия в действительности является не тем, чем она должна быть»131. То есть мы, христиане, уже перестали являть миру Христа, быть Его свидетелями (мартирос) и погрязли в коррупции, склоках, политике и взаимной неприязни. Сказано: «Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим.2:23–24).

И мы читаем 1-й стих 20-й главы Евангелия от Матфея:

Мф.20:1. «Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой».

Слова: «рано поутру» означают «от создания мира». Ибо первым виноградником Божиим, был «рай в Едеме на востоке», о котором и сказано: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» (Быт.2:8). А зачем Бог поместил в Раю первого человека (Адама)? Сказано: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15). Таким образом мы и устанавливаем, что Адам и был первым виноградарем, который возделывал и хранил сад Божий.

И далее мы читаем:

Мф.20:2. «и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой».

Сир.17:26. «День», отведенный каждому работнику, – это человеческий век, динарий – предназначенная награда, уготованная каждому человеку от сотворения мира. Сказано: «По определению Господа дела Его от начала, и от сотворения их Он разделил части их». То есть Бог разделил времена и периоды как для отдельно взятого человека, так и для целых народов, и для всего человечества в плане Своего домостроительства. Сказано: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян.17:26).

В рассматриваемом повествовании (притче) мы видим пять периодов-призывов (Мф.20:1, 3, 5–6), которые указывают и на пять заветов, заключенных Богом с человечеством. Первый завет был заключен с Адамом, второй – с Ноем, третий – с Авраамом, четвертый – с Моисеем, и пятый, он же и последний, – Новый Завет (Евангелие).

Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Есть такие, которые объясняют эту притчу… Они представляют (volunt), что в первый час посланы были в виноградник Адам и другие патриархи до Ноя, в третий час – сам Ной [и другие] до Авраама и данного ему обрезания; в шестой час – от Авраама до Моисея, когда дан Закон; в девятый – Моисей и пророки; в одиннадцатый – апостолы и народы языческие, которым все завидуют»132.

Можно отнести число пять и к разным возрастным периодам в жизни человека.

Тот же блаженный Иероним пишет: «Мне кажется, что делатели первого часа Самуил и Иеремия, и Креститель, которые вместе с Псалмопевцем могут сказать: “…от чрева матери моей Ты – Бог мой” (Пс.21:11). А делатели третьего часа – это те, которые начали служить Богу с юношеского возраста (a pubertate); делатели шестого часа это те, которые взяли на себя иго Христово в зрелом возрасте, а девятого – те, которые [начали] в возрасте, склоняющемся к старости. Затем делатели одиннадцатого часа это те, которые [начали] в глубокой старости. И, однако, все получили одинаковую награду, хотя труд их был различен»133.

Итак, первым призванным оказывается Адам, не сумевший точно исполнить своего предназначения. И этот младенческий период в жизни человека – он всегда суета и неразумность при мощнейшем внутреннем потенциале. Однако время от Адама до Ноя знает и таких праведников, как Авель и Енох (последний за свою праведность живым был взят на Небеса). Но общий фон «младенческого» периода – раскрытие в потенции всех последствий грехопадения; и своей духовной и нравственной невменяемостью «младенческий» период доводит род людской до гибели всего мира в водах Потопа.

Когда люди в дни Ноя вышли из вод Потопа, человечеству был предоставлен как бы новый шанс и заключен иной завет – известные «заповеди Ноя». Подобное происходит и с человеческой жизнью: когда человек приобретает некую нравственную и духовную устойчивость, то Бог не вменяет ему грехов ранней юности, и он получает возможность начать как бы заново. Но не всегда подобное удается человеку, вкусившему «сладость» греха в ранний период своей жизни.

И период от Ноя до Авраама почти не дает нам, не являет нравственные и религиозные примеры (не считая таинственного Мелхиседека, царя Салима).

И напротив, время от Авраама до Моисея являет целые плеяды и поколения праведников от веры, цадиков – до получения Закона. Зрелые годы заставляют многое переоценить, посмотреть на многое новым, религиозно-трепещущим взглядом.

Время от Моисея и до Христа – время глубочайшего прорыва в познании воли Бога. Закон Божий предложил верующим, изложил волю Бога, взгляд Бога на добро и зло – в полном объеме. Когда человек начинает заниматься изучением воли Бога, его жизнь приобретает более осмысленный характер и направление. Но хватит ли собственных сил исполнить волю Создателя? Закон и грех ставят человека более чем в противоречивое положение. С одной стороны, человек стремится исполнить волю Бога, с другой – реальность греха вытесняет всякую надежду исполнить ее самостоятельно. Закон Божий не оправдывает, но обвиняет грешника; подобно грозному прокурору гнобит и гнетет его.

Спасение приходит извне, не из человеческого мира, но и не без участия его, – в Богочеловечестве Иисуса Христа люди, достигшие последних пределов, уже при кончине мира (исчерпания всех собственных ресурсов) обретают спасение даром и по благодати.

Блаженный Феофилакт, согласно с Иеронимом, пишет: «Можно и так понимать: Он нанимает всякого человека возделывать виноградник, то есть совершенствовать во благом собственную душу. Он нанимает одного утром, то есть в детском возрасте, другого – около третьего часа, то есть в отроческом возрасте, иного около шестого и девятого часа, на двадцать пятом или тридцатом году, вообще, в мужском возрасте, и около одиннадцатого часа – старцев, ибо многие уверовали, будучи уже старцами. Или иначе: под днем разумеется настоящий век, ибо в течение его мы работаем, как в течение дня. В первом часу дня Господь призвал Еноха, Ноя и их современников, в третьем – Авраама, в шестом – Моисея и живших вместе с ним, в девятом – пророков, а в одиннадцатом, под конец веков, – язычников, у которых не было ни одного доброго дела: их “никто не нанимал”, то есть ни один пророк не был послан к язычникам»134.

Детство, отрочество, мужеский возраст и старость – каждый период в жизни человека освящается Божественным призывом, и он способен на него ответить. Сказано: «Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (1Ин.2:13–14).

Итак, отроческий возраст для получения познания о Боге (время изучения Закона Божия); юность – время борьбы с проснувшимися во плоти страстями; зрелые годы (период отцовства, семейной жизни) – время познания Сущего, прославления и освящения Его имени; старость – время подведения итогов и стяжания святости.

И далее мы читаем:

Мф.20:3–4. «выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли».

Блаженный Иероним пишет: «Потом он вышел около третьего часа и увидел на площади других, стоявших без работы; и обещал им не по динарию, а то, что будет справедливо. Подобным образом он сделал в шестой и девятый часы»135.

Здесь говорится о справедливости по отношению к трудящимся: «и что следовать будет, дам вам», и святой Иероним истолковал: «что будет справедливо».

Бедные нуждаются не в милосердии, но в справедливости.

В настоящее время положение трудящихся более чем плачевно, и хотя мы, христиане, предпочитаем говорить языком мира, а не войны, тем не менее, когда социальная диктатура олигархов попирает права личности, когда, идя путем мира, невозможно добиться благ для нашего народа, когда закрываются каналы диалога разума и взаимопонимания (между бедными и богатыми), Церковь обязана говорить о законном праве для трудящихся, обездоленных и ограбленных, начинать борьбу за свои права.

Сопротивление поработителям собственного народа не противоречит постулатам христианского учения, изложенного на страницах Библии. Сказано: «научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь» (Ис.1:17–18). Призыв: «спасайте угнетенного» – есть призыв бороться с угнетателями всех мастей самым решительным образом. Сказано: «Если [кто] застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не [вменится] ему; но если взошло над ним солнце, то [вменится] ему кровь. [Укравший] должен заплатить; а если нечем, то пусть продадут его [для уплаты] за украденное им» (Исх.22:2–3). То есть если социальный грех проявляется в ночи социального кризиса, то уже не время для благодушия, но время для решительных действий против лиц, ограбивших, разворовавших и предавших нашу страну. И дело светской власти – решительно вмешаться в подобную ситуацию и осуществить национализацию несправедливо приобретенного. Но, увы! Иногда олигархи выдвигают на политическую арену своих ставленников, марионеток, или сами приходят к власти. Когда правитель либо приходит к власти при помощи неправедных средств, либо властвует несправедливо – государственная власть вырождается в злоупотребление ею, в олигархическую тиранию. Сказано: «Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему» (Еккл.8:9). Подлинной причиной бедствия народных масс является капитал, сосредоточенный в руках олигархического меньшинства. Этот строй рассматривается в целом с позиции концепции «социального греха» – как несправедливый, глубоко антихристианский, ведущий к разрушению личности и созданию неорганических, отчужденных от человека безблагодатных общественных структур. Сказано: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что [другим] не остается места, как будто вы одни поселены на земле» (Ис.5:8). «Длящаяся тирания» богатого меньшинства над бедным большинством рано или поздно приводит к социальному взрыву, от которого бедные еще больше беднеют, а богатые еще больше богатеют. Необходим поиск более действенных средств, чем революционные потрясения.

Наша нация нуждается в ИСХОДЕ из «Египта» (социального ГРЕХА), спасения от жестокого «фараона»-поработителя. И как во дни древнего Исхода Моисей и Аарон выводили народ из рабства; так и в наше время необходимо участие патриотических сил (Моисея) и Церкви (Аарона) в деле спасения нашей нации от горстки плутократов, воров, сделавших себе капитал на ресурсах страны, которые в равной степени должны принадлежать всем народам, исконно населяющим нашу Страну.

Моральные постулаты секуляризированного христианства рождают вопрос: как быть добрым в «Египте», принимая его как существующую систему вещей? Моисей, наоборот, спрашивает: как выйти из Египта? Выход из «Египта» проходит через критику олигархической экономики, превращается в этическое обвинение политической системы с позиции библейского Откровения. Сказано: «Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть. Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему. И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него. Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей» (Еккл.5:11–14); и еще: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания» (Иак.5:1–5).

Борьбу за свои права, которые ведут ограбленные массы, борясь за выживание, олигархи считают незаконной и преступной. Исход из Египта был незаконным актом для фараона, потому что фараон запрещал освобождение, но это было, напротив, исключительно хорошее действие, потому что оно подтверждало Закон Божий. Не закон мертвой «совокупности», а нового порядка, который нужно поставить на службу Богу и который отвергал бы существующее бедственное положение.

Желая законсервировать существующий порядок вещей, олигархи прибегают к защите своих политических партий, ими же прикормленных. Те в свою очередь вопят о демократических принципах, якобы охраняющих общественное равновесие и порядок. Но о каком социальном равновесии между богатыми и бедными приходиться говорить, когда одни поставлены в исключительное положение «патрициев», а другие вынуждены до смерти прозябать в положении «плебеев»!

Религиозный философ В.С. Соловьев писал о буржуазных революциях и переворотах: «Таково настоящее положение дела. Революция, утвердившая в принципе демократию, на самом деле произвела пока только плутократию. Народ управляет собою только de jure, de facto же верховная власть принадлежит ничтожной его части – богатой буржуазии, капиталистам. Так как плутократия по природе своей вообще доступна для всякого, то она и является царством свободного соревнования, или конкуренции. Но эта свобода и равноправность являются для большинства только как отвлеченная возможность. Существование наследственной собственности и ее сосредоточение в немногих руках делает из буржуазии отдельный привилегированный класс, а огромное большинство рабочего народа, лишенное всякой собственности, при всей своей отвлеченной свободе и равноправности в действительности превращается в порабощенный класс пролетариев, в котором равенство есть равенство нищеты, а свобода очень часто является как свобода умереть с голоду. Но существование постоянного пролетариата, составляющее характеристическую черту современной западной цивилизации, именно в ней-то и лишено всякого оправдания. Ибо если старый порядок опирался на известные абсолютные принципы, то современная плутократия может ссылаться в свою пользу только на силу факта, на исторические условия. Но эти условия меняются; на исторических условиях было основано и древнее рабство, что не помешало ему исчезнуть. Если же говорить о справедливости, то не справедливо ли, чтобы богатство принадлежало тому, кто его производит, то есть рабочим? Разумеется, капитал, то есть результат предшествовавшего труда, столь же необходим для произведения богатства, как и настоящий труд, но никем и никогда не была доказана необходимость их исключительного разделения, то есть что одни лица должны быть только капиталистами, а другие только рабочими»136.

Это не демократия, когда власть народа подменена властью богатого меньшинства. Это именно плутократия, умело использующая «предвыборные технологии» и полицейский аппарат подавления обманутых избирателей. То есть личные и коллективные грехи наших олигархов от политики и политиков от олигархии порождают несправедливые и безблагодатные общественные отношения. И, в конце концов, сам капитализм – строй, возводящий личный эгоизм и гедонизм на глобальный уровень «греха» и превращающий его в «социально значимый», то есть создающий «греховные» общественные структуры. Здесь принципы справедливости напрочь выхолащиваются, и осуществляется самое дикое и бессовестное закабаление себе подобных.

Один священник, живущий в Америке, однажды воскликнул: «Если бы здесь появился даже Сам Иисус, Его бы арестовали и обвинили в нарушающей конституцию подрывной деятельности, в том, что Он еврей, революционер, пропагандирующий идеи, противоречащие демократии, иными словами, выступает против меньшинства. Они бы вновь Его распяли, потому что они предпочитают видеть Христа на кладбище, молчащего Христа, Христа, которого можно было бы подогнать под их представление, приспособить к их эгоистическим интересам. Но этот Христос уже не из Священного Писания, это не 33-летний Иисус, умерший во имя людей...»137

Богатство является источником духовного бедствия и для самих богатых: «Некий старец, придя в одно селение, чтобы продать свое рукоделие, встретил простолюдина, который, окруженный нищими и убогими, возвращался с работы в свой дом. Старец вместе с другими вошел к нему, и простолюдин омыл всем ноги, всех накормил, напоил и успокоил. Узнав, что это был камнесечец Евлогий, который каждый день всю заработанную плату делил с бедными, старец подумал, что если бы этот человек был богат, сколько бы он сделал добра! И стал молить Бога, чтобы Он дал Евлогию богатство. Молитва старца была услышана, и Господь сказал ему: “Евлогию лучше оставаться так, как теперь. Но если хочешь, Я дам ему богатство, только поручишься ли за него?” “Ей, Господи, – отвечал старец, – от рук моих взыщи душу его!” На другой день Евлогий, по обычаю придя на работу, начал ударять мотыгой в каменную скалу и, пробив отверстие, увидел в скале пещеру, наполненную золотом. Задумался Евлогий и решил золото тайно перенести домой. И вот уже нищие забыты, а Евлогий по ночам возит к себе золото. Затем он удалился в Византию, купил дворцы, сделался вельможей. Прошло два года. Однажды старец видит во сне, что Евлогий изгоняется от лица Господня. Ужаснулся отшельник и пошел в то селение, где в первый раз встретил Евлогия. Долго ища и не находя его, он обратился к одной старице с вопросом: “Нет ли у вас в селении какого нищелюбца?” Старица сказала ему: “Увы, был у нас один такой, камнесечец, но теперь он стал вельможей и ушел от нас”. Старец воскликнул: “Что я сделал, ведь я убийца!” Он сел на корабль и отправился в Византию. Найдя дом Евлогия, он сел у его ворот и стал ждать выхода хозяина. Дождался: выходит Евлогий, окруженный рабами, гордый, надменный. Старец пал перед ним и воскликнул: “Помилуй, я что-то хочу сказать тебе!” Но Евлогий вместо ответа приказал бить старца. Встретил он в другой раз Евлогия, и тот опять был бит. Встретил в третий, и опять нанесли ему раны. В отчаянии он решил вернуться домой, сел на корабль и тут упал без чувств. В это время во сне он снова видит Господа с гневным лицом, окруженного Ангелами, и Господь повелевает им изринуть старца от Своего лица как виновника в погибели Евлогия. Но явилась Матерь Божия и стала умолять Господа о прощении. Тогда Господь сказал старцу: “Впредь не проси того, чего не должно. Я возвращу Евлогия в его прежнее положение”. Радостный проснулся старец и со слезами возблагодарил Господа и Пречистую Его Матерь. Что же случилось? Умер в Царьграде царь Иустин, любивший Евлогия, а новый приказал отобрать его имение в казну, а самого его убить. Евлогий бежал и наконец достиг своего села. Первым его делом было пойти к скале, не найдется ли в ней опять золота. Но золота не нашлось. Тогда он пришел в себя, сделался нищелюбцем и страннолюбцем. Старец, узнав об этом, прославил Бога»138.

И далее мы читаем:

Мф.20:5–6. «Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?».

Стоящие праздно, как мы видели выше, по истолкованию отцов, – языческие народы, которые позже всех приняли Свет Евангелия. Но, похоже, что к ним и применимы слова: «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф.19:30); и еще: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф.8:11).

Хотя народы, произошедшие от Иафета и Хама, позже семитов вошли в Народ Божий, теперь они составляют его мощное ядро. А о пришедших ранее, иудеях, сказано: «а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.8:12). Теперь мы – «сыны Царства», новый Израиль, и осознание этого должно делать нас более ответственными в том служении, которое каждый из нас совершает пред лицом Бога.

И далее мы читаем:

Мф.20:7. «Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите».

Здесь мы устанавливаем, что в Церкви как в винограднике Господнем должны действовать законы справедливости. Она (Церковь) должна являть пример всему человечеству, дабы многие народы, увидев в ней пример праведности и святости, спешили бы присоединится к ней, подчинившись ее законам. Сказано: «итак храните и исполняйте их (то есть заповеди Божии. – О.С.), ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный» (Втор.4:6). То есть Церковь возвышает народы до понимания божественного Права (законодательства) и никак не наоборот (Деян.4:19). Ибо назначение светских правовых институтов – охранять интересы богатого меньшинства, а церковных – провозглашать принципы высшей справедливости.

Но, увы! Те акценты, которые делаются некоторыми младостарцами в современной миссионерской работе, предлагают нам совсем иные реалии. Мы скорее занимаемся маркетингом церковных программ, нежели трудимся на ниве Господней. Нам более нужны кризисные менеджеры, чем духовные наставники… И доминирование неопытных молодых людей во многих околоцерковных (и не только) программах ставит нас на грань того, что апостол Павел называл: «кораблекрушение в вере» (1Тим.1:19).

Давайте вспомним, как раскололся на две части ветхозаветный народ. Сказано о царе Ровоаме: «Но он пренебрег совет старцев, что они советовали ему, и советовался с молодыми людьми, которые выросли вместе с ним и которые предстояли пред ним, и сказал им: что вы посоветуете мне отвечать народу сему, который говорил мне и сказал: “облегчи иго, которое наложил на нас отец твой”? И говорили ему молодые люди, которые выросли вместе с ним, и сказали…» (3Цар.12:8–10). Совет молодых людей погубил Ровоама и его царство, которое раскололось на две части: Иудею и Израиль. Это действительно проблема, когда молодые задирают нос против стариков. Сказано: «И в народе один будет угнетаем другим, и каждый – ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем…» (Ис.3:5). Сейчас и в мире политике слишком много молодых и неопытных людей. И это – проблема для любого общества.

На сегодняшний день в нашем обществе назойливо витает занесенная извне лжетеория о мифической молодежной креативности. Незаслуженно под сомнение ставятся жизненный опыт, зрелость и навыки в духовном и общественно значимом делании.

И далее мы читаем:

Мф.20:8–16. «Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему [то же], что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных».

Блаженный Иероним пишет: «То же самое значение имеет и известная притча в Евангелии от Луки, в которой старший сын завидует младшему и не хочет, чтобы он был после раскаяния принят, и обвиняет отца в несправедливости. А чтобы мы знали, что она имеет указанный нами смысл, и начало притчи, и конец ее согласны между собою: “Так будут, – говорит Он, – последние первыми, и первые последними”»139.

Здесь святой Иероним обличает зависть иудеев к христианам, когда первые (старшие) позавидовали последним (младшим). Но как я часто говорю, и для иудеев откроется дверь спасения в последние времена, когда они примут Христову веру. Ибо и они – дети обетования (см. Рим.11:25–26), и не веруют в это только еретики маркиониты.

Истолковывая слова: «ибо много званых, а мало избранных», святитель Григорий Великий рассуждает о действительных и номинальных, христианах, он пишет: «Устрашающе то, что за этим следует. Ибо много званных, а мало избранных; многие приходят к вере, но только часть их входит в Царство Небесное. Вот, смотрите, на сегодняшний праздник сколько нас собралось, мы заполнили стены Церкви; только кто знает, как много людей из нас будут зачтены в стадо избранников Бога? Здесь каждый голос восклицает “Христос”, но каждого ли жизнь восклицает тоже? Многие следуют за Христом на словах, но бегут от Него в делах своих, потому и говорит Павел: “Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются” (Тит.1:16), и Иаков тоже: “вера без дел мертва” (Иак.2:20). И Господь говорит через псалмопевца: “Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас – кто уподобиться Тебе! – хотел бы я проповедовать и говорить, но они превышают число” (Пс.39:6). По зову Господа число верующих возросло так, что не исчесть, потому что к вере приходят и не относящиеся к числу избранных. В этой жизни они смешиваются с верующими через вероисповедание, но в грядущей они не заслуживают быть зачтенными в ряды верующих по причине порочного образа жизни. Паства нашей святой Церкви включает и “агнцев” и “козлят”, но, как свидетельствует Евангелие, когда явится Судия, Он отделит добро от зла, как пастырь отделяет овец от козлов. Потому люди, которые здесь предаются удовольствиям плоти, не смогут быть зачтенными в стадо “овец” там. Там отделит Судья от смиренных тех, которые здесь возвышают себя гордостью, словно рогом. Все причастные к небесной вере в этой жизни, но ищущие при этом земного во всех своих желаниях, не могут войти в Царство Небесное»140.

Спаси вас Христос!

* * *

131

Соловьев В.С. Чтение о Богочеловечестве, чтение первое.

132

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.20:2. (?)

133

Там же.

134

Блаженный Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкование на Мф.20:2.

135

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.20:3–4. (?)

136

Соловьев В.С. Чтение о Богочеловечестве, чтение первое. (?)

137

Священник-иезуит Рутилио Гранде.

138

Гурьев В., прот. Пролог.

139

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.20:8–16. (?)

140

Свт. Григорий Великий (Двоеслов), папа Римский. «Сорок гомилий на Евангелие». 19, 5.


Вам может быть интересно:

1. Беседы на Евангелие от Матфея, том 2 – Беседа 12. Третье предсказание о смерти и Воскресении протоиерей Олег Стеняев

2. Беседы на Евангелие от Матфея, том 2 – Беседа 9. Нерасторжимость брака и безбрачие протоиерей Олег Стеняев

3. Беседы на Евангелие от Матфея, том 1 – Беседа 54. Евангелие от Матфея, глава 15, 10–20. «Что сквернит человека» протоиерей Олег Стеняев

4. Беседы на Евангелие от Матфея, том 1 – Беседа 57. Евангелие от Матфея, глава 16, 1–12. «Просьба о знамении с неба и Закваска фарисейская и саддукейская» протоиерей Олег Стеняев

5. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том II. Археология - Бюхнер – Беза профессор Александр Павлович Лопухин

6. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IV – Геттингер профессор Александр Павлович Лопухин

7. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IV – Димитрий имя двух лиц в Ветхом и двух в Н.. Завете профессор Александр Павлович Лопухин

8. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

9. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Ефаплома профессор Александр Павлович Лопухин

10. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Комментарии для сайта Cackle